фразеологизмы в каком классе проходят
Урок русского языка во 2-м классе на тему «Фразеологизмы, или устойчивые сочетания речи»
Оборудование: карточки, учебник, использование компьютера (Приложение 1)
Постановка задачи урока.
Учитель: Сегодня наш урок русского языка я начну с шуточного и немного поучительного стихотворения. А вы, ребята, внимательно послушайте это стихотворение и определите тему урока.
Учитель: Догадались? Какая тема нашего урока?
Дети: Тема нашего урока – фразеологизмы. /Рисунок 1/
Учитель: Вспомните, что вы знаете о фразеологизмах?
Дети: В речи есть устойчивые, постоянные сочетания слов. Такие сочетания слов называются фразеологизмами.
Русский язык очень богат фразеологизмами. Ведь фразеологизмы – это лучшее украшение нашей речи. И чем больше вы, ребята, будете их знать, тем выразительнее и богаче станет ваша речь.
Назовите, какие фразеологизмы вы услышали в стихотворении?
Учитель: Какие ещё фразеологизмы со словом нос вы можете назвать?
Дети: | задирать нос – гордиться водить за нос – обманывать клевать носом – спать остаться с носом – потерпеть неудачу встретиться нос к носу – близко зарубить на носу – хорошо знать |
Дети: Сквозь землю провалился – стыдно. Бил баклуши – бездельничал.
Работа с учебником.
Многие фразеологизмы пришли к нам из прошлого. О том, что такое “баклуши” мы узнаем из учебника (выразительное чтение).
№183. Когда-то на Руси ели щи и кашу только деревянными ложками. Десятки тысяч кустарей били баклуши, то есть кололи чурбанчики липового дерева – заготовки для мастера, который делал ложки. Бить баклуши считалось пустячной работой, её выполняли подростки-подмастерья. Потому она и стала образцом не дела, а безделья.
Учитель: Как вы поняли, что такое баклуши?
Дети: Это чурбанчики из липового дерева.
Учитель: Далеко не у каждого получится сейчас хорошо бить баклуши. Спишите предложение.
Сравните записанные предложения. Какое из них ярче?
Вывод: Фразеологизмы придали предложению особую меткость и остроту.
Выборочное списывание. Работа с текстом.
Учитель: А как приятно вести беседу с человеком, речь которого богата и образна, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени.
Прочитаем рассказ: (чтение по ролям)
— Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!
— Зачем молоток унесла?
— Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят.
— Кашу маслом не испортишь.
Учитель: Найдите 10 фразеологизмов. Выпишите их. Проверка /Рисунок 4/
“О каком человеке говорят. ”
У него денег куры не клюют: | |
а) бедный; | б) богатый. |
Он сухим выйдет из воды: | |
а) ловкий; | б) робкий. |
Он звёзд с неба не хватает: | |
а) умный; | б) глупый. |
У него семь пятниц на неделе: | |
а) ненадёжный; | б) надёжный. |
Он перебивается с хлеба на квас: | |
а) богатый; | б) бедный. |
Учитель: Выберите правильный вариант значения каждого фразеологизма.
Обведите нужную букву. /Рисунок 5/
Учитель: Часто фразеологические обороты связаны с названием животных. Вот послушайте стихотворение.
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь (медвежью услугу)
Учитель: Искреннюю, но неумелую услугу, которая принесёт вред.
Вывод: Такие фразеологизмы дают характеристику человеку, его поведению.
Учитель: В нашей школе есть мальчик Боба. Его зовут Боба – Зоопарк. Почему? А потому, что он на переменах задирается и дерётся как петух. А на уроках молчит как рыба. Зато на бабушку рычит как лев. Перед папой дрожит как заяц. А перед мамой ходит как лис. Вы не знакомы с ним?
Игра “Собери по три”.
Поиграем в игру “Собери по три”
К фразеологизмам нужно подобрать антонимы и синонимы.
Вспомним, что такое синонимы и антонимы.
К доске выходят 6 учеников:
Учитель: Ну, а этот фразеологизм с пониманием добра “наоборот” достался нам от охотников. Чтобы усыпить бдительность злых духов и была удача при охоте на птицу и зверя. Они говорили: “Ни пуха, ни пера!”. Это замаскированное пожелание добра.
Рано утром мама – квочка
В класс отправила сыночка.
Говорила: не дерись,
Не дразнись, не петушись,
Поспеши, уже пора,
Ну ни пуха, ни пера.
Через час едва живой
Петушок идёт домой.
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора,
А на нём и в самом деле
Нет ни пуха, ни пера.Учитель: И я желаю вам удачи в изучении русского языка. “Ни пуха, ни пера” /Рисунок 7/.
Русский язык удивительный, интересный, увлекательный. Уверена, что, научившись преодолевать головоломки русской речи и русского письма, вы будете получать удовольствие от уроков русского языка. И русский язык станет для вас, ребята, верным другом.
Итог урока. Чистописание. /Рисунок 8/ (Работа с дидактическим материалом к урокам чистописания)
Учитель: И наш урок русского языка мы закончим минуткой красивого письма.
Урок по русскому языку на тему «Фразеологизмы»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МБОУ «Гимназия города Буйнакска имени А. Н. Хуторянского»
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ и их значение.
ЗАБИТОВА ГУЛЬНАРА МУСАЕВНА
ТЕМА. Фразеологизмы и их значение.
— систематизировать и углубить знания по фразеологии как о разделе науки о языке; формировать умения находит фразеологизмы в тексте, употреблять фразеологизмы в речи с целью её обогащения;
— способствовать развитию аналитических умений при работе с текстом, активизации самостоятельной деятельности учащихся, развитию устной и письменной речи, навыков исследовательской работы;
— способствовать воспитанию гражданских чувств, культуры умственного труда, коммуникативного общения учащихся на уроке.
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедиа проектор, интерактивная доска, раздаточный материал, презентация к уроку, сборник тестов Цыбулько И.П., учебник Гольцова.
Тип урока : обобщение и систематизация знаний;
1. Организационный момент. Разминка.(Учащиеся дома составляли стнквейн на тему Фразеологизм) читаем работы учащихся, отмечаем лучшие.
2. Сообщение темы и постановка целей урока ( слайд 1-2)
Учитель: начну урок с эпиграфов (слайд 3):
« Фразеология исследует наиболее
живой, подвижный и разнообразный
отряд языковых явлении».
«Язык есть исповедь народа,
В нем слышится его природа,
Его душа и быт родной».
1. Учитель. Ребята! Тема нашего урока – фразеология и фразеологизмы. Вы учитесь в 10 классе и уже очень скоро венцом всех ваших праведных трудов станет итоговая аттестация и сдача ЕГЭ по русскому языку. А задание 22 непосредственно связано с лексикологией.
— Что изучает лексикология?
— Что такое синонимы? Омонимы? Антонимы?
— А что изучает фразеология? А что такое фразеологизмы? (слайд 4)
Фразеология – это раздел науки о языке, которая занимается изучением фразеологизмов.
Фразеологизмы – это устойчивые несвободные сочетания слов, обладающие обычно целостным значением.
Особенности фразеологизмов (слайд 5)
А как они появляются в нашей речи? (слайд 6, привести примеры)
2. Лексика и орфография.
Учитель. Выполните задание (слайд 7): из рассыпанных слов составьте фразеологизмы, запишите и дайте их толкование.
(Работа выполняется в группах и на время)
Руки (Р. п.), (не)покладая, грязь, работать, спина (Р. п.), трудиться, (не)разгибая, лицо (Т.п.), в, (не)ударить.
Учитель: Ребята, давайте проверим как вы справились с этим заданием (слайд 8)
Работать не_покладая рук – очень старательно, не переставая;
Трудиться не_разгибая спины – с большим усердием;
Не ударить лицом в грязи – успешно справиться с чем-либо, не оплошать.
— Какая орфограмма встречается в этих фразеологизмах? «Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи».
— Какие это части речи?
— Как пишется НЕ с глаголами и деепричастиями?
3. Учитель. В некоторых из вас я открыла артистический талант. Посмотрите видеоролики и дайте толкование этих фразеологизмов.
(Работа выполняется в группах и на время)
1 видеоролик – работать засучив рукава – энергично, усердно и со старанием;
работать спустя рукава – работать небрежно, плохо, кое-как;
2 видеоролик – водить за нос – обманывать, не сдержать обещанного слова.
3 видеоролик – филькина грамота – невежественный, юридический неграмотно созданный документ.
(Учащиеся должны увидеть четыре фразеологизма и дать их толкование)
4. Заполните таблицу (работа выполняется группами и на время)
Как корова языком слизала
Наиболее уязвимое место у кого-либо
Придавать чему-нибудь незначительному большое значение
Хоть трава не расти
Учитель. Давайте посмотрим на слайд и проверим как вы выполнили работу.
4. Учитель. Фразеологизмы украшают нашу речь, делают ее образной, яркой, но это в том случае, если мы правильно их используем в речи. На что нужно обратить внимание, чтобы не допустить речевых ошибок. Какие ошибки мы можем сделать при употреблении фразеологизмов?
Внимание на слайд (Слайд 13)
1. Искажение смысла
На выпускном вечере мы спели свою лебединую песню.
2. Неправильное толкование
Авиаторы на своих крыльях приходят на помощь.
3. Нарушение состава (включение лишних слов или исключение необходимых)
Идти в одну ногу со временем, главный гвоздь программы / успехи желают много лучшего (пропущ. оставляют)
4. Смешение двух фразеологизмов
У них всё было шито-крыто белыми нитками (шито крыто + шито белыми нитками)
5.Искажение лексического состава (замена слов)
Не мудрствуя долго (надо «. лукаво»)
6. Учитель. Чтобы лучше вас узнать, хочу предложить вам игру «Что люблю (или не люблю)» (слайд 14).
В каждую графу запишите по три фразеологизма из представленных вам. Объясните, почему именно этот фразеологизм вы вписали первым в графу «Что люблю». Если у вас возникнут затруднения в их толковании, то можете обратиться к словарям.
Точить лясы, бить баклуши, считать ворон, витать в облаках, задирать нос, жить на широкую ногу, тянуть канитель, плясать под чужую дудку, метать громы и молнии, доводить до белого каленья, играть первую скрипку, ломать голову, лезть на рожон, вставлять палки в колеса, раздувать из мухи слона, работать засучив рукава, держать язык за зубами, выводить на чистую воду.
Учитель. Ребята, те, кто из вас в графу «Что люблю» записал фразеологизм – работать засучив, правы. (Так как эта работа индивидуальная, то отметить тех учащихся, которые в графе «Что люблю» записали фразеологизмы: работать засучив рукава, играть первую скрипку, держать язык за зубами, ломать голову)
Вы должны понимать, что в основе человеческой жизни и успеха лежит труд.
Помните, как в стихотворении Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться».
Не позволяй душе лениться,
Чтоб воду в ступе не толочь
Душа обязана трудиться
— А какой фразеологизм употребил поэт в этом четверостишии?
В оду в ступе не толочь – как вы это понимаете?
Заниматься чем-то явно бессмысленным, бесполезным.
Ребята, подберите или вспомните синонимичные фразеологизмы!
Носить воду решетом, в лес дрова возить, Сизифов труд.
7. Учитель. Итак, мы переходим к следующему этапу нашего урока – нахождение фразеологизмов в текстах.
(Работа выполняется в группах)
ЗАДАНИЕ. Выпишите из данных предложений фразеологизм (слайд15).
Старательно грея гибкие длинные ласковые пальцы, тихо расспрашивал, как началась болезнь, на что жалуется больной и какие меры принимали домашние. И шел к больному, только хорошо прогрев руки.
ЗАДАНИЕ. Выпишите из данных предложений фразеологизм ( слайд 16).
ЗАДАНИЕ. Выпишите из данного(-ых) предложения(-й) фразеологизм(-ы)
Первый раз со мной такое приключилось. Обычно я спокойно и несколько иронично отношусь к действительности. Но если действительность откалывает такие номера, я умываю руки…
Но как ни желаю сойтись с вами, я все-таки не возьму на себя труда разуверять вас в противном. Ей-богу, игра не стоит свеч, да и говорить-то с вами я ни о чем таком особенном не намеревался.
8. Практическое задание: откройте сборник Цыбулько И.П. и выполним задание 22, варианты 1-5. (учащиеся решают задания коллективно)
9. Рефлексия. Учитель. Давайте вернемся к целям, которые мы ставили в начале урока. Кому не удалось достичь их? С какими заданиями не справились?
Что мы должны помнить и знать, выполняя задание ЕГЭ? С какой целью используют фразеологизмы в художественной литературе?
10. Домашнее задание (слайд 18): § 12, упражнение 77; выполнить задание № 22: вариант 1-5, сборник И.П. Цыбулько; написать сочинение с использованием фразеологизма (на выбор) «Моя хата с краю…», «Делать из мухи слона», «Ахиллесова пята…».
1. Бирих А.К., Мокиенко В.М. Словарь фразеологических синонимов русского языка, Москва, « Астраль»-«АСТ»,2001г.
3. Розенталь Д.Э. Большой справочник по русскому языку: Орфография. Пунктуация. Орфографический словарь. / Д.Э.Розенталь – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2008. – 1008 с.
1. Виноградов В.В. ОБ ОСНОВНЫХ ТИПАХ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ. http://philology.ru/linguistics2/vinogradov-77d.htm
2. https://www.metod- kopilka.ru/razrabotka_uroka_russkogo_yazyka_v_10_klasse_po_teme_russkaya_frazeologiya-58032.htm
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Русский язык. 4 класс
Конспект урока
Конспект урока по русскому языку
Раздел «Слово в языке и речи»
Цели: актуализировать знания об устойчивых словосочетаниях; развивать умения распознавать в тексте фразеологизмы, объяснять их лексическое значение, находить их во фразеологическом словаре, учиться использовать фразеологизмы в речи, повторить понятия синонимов и антонимов.
Я вспомню понятия фразеологизмы.
Я узнаю о роли фразеологизмов в языке.
отличать фразеологизмы от неустойчивых словосочетаний;
распознавать в тексте фразеологизмы;
объяснять их лексическое значение;
находить фразеологизмы во фразеологическом словаре;
использовать в речи фразеологизмы.
словарные слова: ещё
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Русский язык. 4 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
Русский язык. 4 кл. Электронное приложение к учебнику.
Русский язык. 4 кл. Электронная форма учебника.
Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
Русский язык. Метод. рекомендации с поурочными разработками. 4 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.П. Канакина — М.: Просвещение, 2017.
«500 Крылатых фраз для детей» И.Д. Агеева, ООО «ТЦ Сфера», 2014
Большой фразеологический словарь для детей Розе Т.В., Москва ОЛМА Медиа Групп 2010
Электронные ресурсы по теме урока:
— Замолчи, Петрусь! – говорят,
— Прикуси язык! – говорят.
И сильней заголосил.
— Что произошло с мальчиком? (Мальчик прикусил язык.)
— Что имели в виду родители, когда давали такой совет сыну? (Родители попросили сына замолчать.)
— А как понял выражение «прикуси язык» Петрусь? (Петрусь выражение «прикуси язык» понял в прямом смысле.)
— А родители выражение «прикуси язык» употребили в переносном смысле.
Можно ли в этом выражении заменить слово язык другим словом? (Нет.)
— Почему? (Меняется смысл выражения.)
Когда нам надо эмоциональнее, точнее выразить своё отношение к происходящему, мы используем особые сочетания слов. Такие сочетания слов называются фразеологическими оборотами, фразеологизмами.
— Сегодня мы будем говорить о фразеологизмах.
Я вспомню понятия фразеологизмы.
Я узнаю о роли фразеологизмов в языке.
отличать фразеологизмы от неустойчивых словосочетаний;
распознавать в тексте фразеологизмы;
объяснять их лексическое значение;
находить фразеологизмы во фразеологическом словаре;
использовать в речи фразеологизмы.
1.) Работа с правилом.
Посмотрите видеофрагмент из мультипликационного фильма «Ивашка из дворца пионеров»
Баба Яга говорит Ивашке такие слова: «твоя взяла» и «чтобы духу его здесь не было».
Что же эти словосочетания означают?
— Что же это за слова, знакомые нам, и в то же время не совсем понятные?
Эти сочетания называются фразеологизмами.
Фразеологизмы – это особые выражения, устойчивые сочетания слов. Объясняя их значение, мы имеем в виду смысл всего словосочетания в целом, а не отдельных слов.
Фразеологизмы нужно запоминать целиком и знать их значение. Они являются украшением нашей речи, помогают нам точнее и красочнее выражать свои мысли.
Для того, чтобы не допускать ошибок, мы должны объяснять значение всего устойчивого сочетания, а не значения отдельных слов, которые в него входят.
Фразеологизм «Избушка на курьих ножках» состоит из слов:
избушка – небольшой деревянный крестьянский дом;
курьих, здесь в значении куриных, т.е. относящихся к курице;
ножки – одна из двух нижних конечностей человека, а также одна из конечностей животного.
А в целом это выражение означает небольшую ветхую и неказистую постройку.
В русских народных сказках так часто называют жилище Бабы – Яги, в мультфильмах оно обычно изображается на двух больших куриных ногах. А между тем такое название избушки связано с древним способом строительства свайных построек. Все пеньки, предназначенные для фундамента, предварительно «обкуривались», то есть обжигались на кострах, отчего и назвали их кУренными или кУрьими, и располагали их по периметру дома. Такой обжиг помогал предохранять древесину от гниения.
Из фразеологизма «Избушка на курьих ножках» выпишите слова с парным согласным в корне.
Пропишите буквы, обозначающие парные согласные звуки.
3.) Наблюдение над фразеологизмами.
Прочитайте стихи, найдите фразеологизмы. Объясните, как Вы их понимаете.
А.) Любим всем классом
Душа нараспашку.
«Душа нараспашку» — слишком откровенный,
прямодушный, простой по характеру человек.
Б.) Свои инструменты достал Игорёк:
Тиски и рубанок, пилу, молоток.
Что хочешь, починит он и смастерит.
В умелых руках вся работа горит.
В.) Все новое Мишка всегда затевает —
Он первую скрипку в команде играет.
«Первую скрипку играет» — так мы говорим про людей, явно главенствующих, руководящих другими. Выражение возникло из речи музыкантов. В оркестрах ведущую роль играла первая скрипка.
«Глаз отдыхает »– радость от наблюдаемого зрелища.
Д.) Делать нечего Илюше –
Целый день он бьёт баклуши.
Не рисует, не читает,
Просто время убивает.
«Убивать время» – тратить время попусту.
«Бить баклуши» – бездельничать.
Баклуша – деревянная чурка, из которой крестьяне делали мелкие изделия, например, ложки, плошки и другую посуду. Заготовить баклуши – набить чурок из бревна – считалось несложной работой, не требующей умения и сноровки, и её мог выполнить самый неподготовленный человек. Обычно её поручали ученикам и подмастерьям, которых в шутку называли «баклушечниками». Эта работа казалась такой простой, что со временем выражение стали употреблять в другом значении – «праздно проводить время».
— Вам легко было объяснить этот фразеологизм? Если Вы в чём-то сомневаетесь, обратитесь за помощью к словарю.
Ранее Вы работали со словарями синонимов, антонимов, омонимов.
Узнать же значение непонятного фразеологизма можно во фразеологическом словаре.
6.) Словарная работа.
Найдите во фразеологическом словаре выражение «Ещё конь не валялся» и узнайте, что оно означает.
Фразеологизм «Ещё конь не валялся» означает, что ещё ничего не начато, не сделано.
Запишите это выражение.
Ещё конь не валялся.
Пропишите слово ещё три раза и подчеркните орфограмму. Это словарное слово. Запомните его написание.
Назовите все буквы и звуки в этом слове.
(ещё – 3 буквы, 4 звука: 2 гл. зв., 2 согл. зв.
Количество звуков больше, чем букв.
Во фразеологическом словаре Вы можете найти и другие фразеологизмы со словом ещё.
7.) К некоторым фразеологизмам можно подобрать синонимы или антонимы.
Фразеологизмы близкие по значению:
Фразеологизмы противоположные по значению:
А сейчас мы отправляемся во фразеологический зверинец.
Вы должны угадать, о каком животном идёт речь во фразеологизме, и показать его.
Изворотлив как … (уж)
4. Тренировочный модуль.
1). Соотнеси фразеологизмы и значения.