фундаментальная медицина это какая специальность
Новые медицинские специальности. Стань врачом будущего!
«Фундаментальная медицина: медицинская биохимия, медицинская биофизика, медицинская кибернетика».
Найди свой путь в медицине будущего!
Институт биологии и биомедицины (ИББМ) насчитывает более чем столетнюю историю. Традиционно здесь ведутся работы по изучению биоразнообразия, мониторингу и решению экологических проблем региона, зоотоксинологии, биоэлектрогенезу. Большое внимание в последние десятилетия уделяется исследованиям в области фундаментальной и биомедицины, магнитобиологии, молекулярной иммунологии и онкологии, тераностики, нейротехнологии
Перспективы развития ИББМ в значительной мере связаны с ответами на «вызовы общества» — решением новых востребованных задач подготовки кадров высшей квалификации и проведении исследований в области современных биотехнологий, охраны окружающей среды и сохранении биоразнообразия, агробиотехнологий, биомедицины.
Поэтому в 2017 году ИББМ открывает набор по новым медицинским специальностям: медицинская биофизика, медицинская биохимия и медицинская кибернетика. Для реализации программ подготовки кадров высшей квалификации по новым медицинским специальностям в 2016 году в ИББМ была открыта кафедра экспериментальной и ядерной медицины. Возглавил кафедру кандидат медицинских наук, отличник здравоохранения РФ Сергей Владимирович Романов. Преподавателями этой кафедры стали практикующие врачи Приволжского окружного медицинского центра. Вместе с тем, уже с 2016 года в ИББМ была открыта новая магистерская программа по биологии – биомедицина.
Научно-исследовательская работа ведется на кафедрах и в научных центрах ИББМ.
Фундаментальная медицина
Фундаментальная медицина — это область экспериментальной науки, направленная на улучшение качества и продолжительности жизни. Задачей этой науки является применение в медицине достижений естественных наук, прежде всего, биологии, физики, химии. а также адаптация используемых в этих науках методов и подходов в клинических целях. Специальность предполагает изучение всех видов профессиональной медицинской деятельности, а также естественно научных дисциплин для получения широкого спектра профессиональных знаний и умений.
Медицинская биохимия
Медицинская биохимия наука о человеке, о природе его здоровья и болезни, об адаптации организма. Она исследует изменения состава биологических сред и клеток организма человека в период развития болезни и её лечения, занимается изучением причин изменений поведения человека.
Эта область науки о человеке позволяет не только выяснить, чем болен человек, но и предсказать появление болезни в будущем.
Медицинская биофизика
Нишей медицинской биофизики является исследование физических процессов в организме человека в нормальном состоянии и при заболеваниях, анализ влияния физических факторов на человека, а также внедрение и использование физических методов диагностики. Глубокое понимание процессов, протекающих в живом организме, позволяет использовать огромный потенциал современной биофизики для разработки новых подходов к диагностике и лечению широкого круга заболеваний.
Медицинская кибернетика
Медицинская кибернетика – это наука, исследующая закономерности получения, хранения, передачи и преобразования информации в организме человека. Основанная на создании имитационных моделей, в том числе математических, медицинская кибернетика позволяет сопрягать сложные технические устройства с системами управления, что помогает создавать новые решения для улучшения качества жизни больных людей.
В широчайший спектр интереса этой новой науки входит вычислительная диагностика заболеваний. В частности, математическое моделирование процессов, которые происходят при развитии болезни и поиск решений по её лечению в виртуальном мире. Кроме того, есть другая область вычислительной диагностики, которая связана с обработкой огромного массива персонализированных данных и построению возможных вариантов развития патологии по результатам этой обработки.
Кем я буду в будущем
Специалитет | Врачебная специальность | Должности |
«Медицинская биохимия», «Медицинская биофизика», «Медицинская кибернетика» | Бактериология | Врач-бактериолог |
«Медицинская биохимия», «Медицинская биофизика», «Медицинская кибернетика» | Вирусология | Врач-вирусолог |
«Медицинская биохимия» | Генетика | Врач-генетик |
«Медицинская биохимия», «Медицинская биофизика», «Медицинская кибернетика» | Клиническая лабораторная диагностика | Врач клинической лаборатории |
«Медицинская биохимия», «Медицинская биофизика», «Медицинская кибернетика» | Лабораторная генетика | Врач-лабораторный генетик |
«Медицинская биофизика», «Медицинская кибернетика» | Радиология | Врач-радиолог |
«Медицинская биофизика», «Медицинская кибернетика» | Рентгенология | Врач-рентгенолог |
«Медицинская биохимия» | Судебно-медицинская экспертиза | Врач-судебно-медицинский эксперт |
«Медицинская биофизика», «Медицинская кибернетика | Ультразвуковая диагностика | Врач ультразвуковой диагностики |
«Медицинская биофизика», «Медицинская кибернетика | Функциональна диагностика | Врач функциональной диагностики |
Профессии будущего
IT медик. Специалист с хорошим знанием ИТ, создаёт базы физиологических данных и управляет ими, создаёт программное обеспечение для лечебного и диагностического оборудования. Сейчас в медицине происходит «революция больших данных» – у исследователей появилась бесценная возможность быстро собирать и анализировать огромное количество информации. А значит, человек, способный управлять медицинскими базами данных, точно не останется без работы.
Клинический биоинформатик. В случае нестандартного течения болезни строит компьютерную модель биохимических процессов болезни, чтобы понять первопричины заболевания (выявляет нарушения на клеточном и субклеточном уровнях). На Западе эта специальность существует уже не первый год и направлена на то, чтобы по максимуму использовать весь багаж накопленной информации – генетической, биологической и медицинской для того, чтобы подобрать индивидуальный метод лечения для конкретного пациента. Трансляционная медицина есть и в России, и специалисты прогнозируют появление большого количества рабочих мест в этой области.
IT-генетик. Специалист, который занимается программированием генома под заданные параметры. В последнее десятилетие одним из бурно развивающихся направлений в медицине стала генотерапия – внесение в генетический аппарат человека изменений для борьбы с заболеваниями. Пока этот метод в основном тестируют на животных, однако есть уже и успешные случаи применения генотерапии и для людей. Например, в 2014 году в Великобритании объявили, что у 6 пациентов, больных хороидеремией (наследственным генетическим заболеванием, до настоящего момента неизлечимым и ведущим к слепоте), в результате генотерапии улучшилось зрение. Но это лишь первый шаг. Следующий шаг – модификация генома: эксперимент с целенаправленным изменением двух генов уже провели на обезьянах.
Какие экзамены мне нужно сдать для поступления
Медицинская биохимия (30.05.01)
Медицинская биофизика (30.05.02)
Медицинская кибернетика (30.05.03)
Центры, в которых я смогу заниматься научными исследованиями
Фундаментальная медицина (специалитет)
31.05.01 Фундаментальная медицина, 6 лет
Трудоемкость естественнонаучных дисциплин значительно увеличена. Углублённое изучение молекулярной биологии, биоинформатики, молекулярной онкологии, молекулярной эндокринологии, мед. нанобиотехнологии, генетики и др.
По окончании обучения и после успешной сдачи государственного экзамена выпускники получают квалификацию врач-лечебник
С развитием новых технологий лечения и диагностики заболеваний необходима интеграция классического образования врачей и последних достижений науки в области естественнонаучных дисциплин. В арсенале врачей сегодня имеются передовые методики, основанные на генетических технологиях секвенирования, редактирования и манипулирования с генетической информацией, технологии ядерной медицины, иммунологии, масс-спектрометрии, вирусологии и искусственного интеллекта. Все это позволяет по-новому взглянуть на перечень преподаваемых дисциплин, методические подходы и практические занятия, которые входят в цикл подготовки студентов-медиков.
Информация для абитуриентов
Вступительные испытания (ЕГЭ)
ЕГЭ по каким предметам нужно сдать для поступления на «Фундаментальную медицину»:
На отделении осуществляется подготовка по дисциплинам
• Гуманитарным: иностранный язык, философия, инновационная экономика, правоведение, биоэтика.
• Естественно-научным: физика, химия, высшая математика, теория вероятности, биология.
• Базовым медицинским: биохимия, физиология, микробиология и вирусология, патофизиология, патологическая анатомия, фармакология и др.
• Клиническим: общая хирургия, пропедевтика внутренних болезней, терапия, хирургия, инфекционные болезни и др.
• На старших курсах появляются такие дисциплины как молекулярная биология и геномика, молекулярная онкология, медицинская генетика, клиническая лабораторная диагностика, клиническая биоинформатика, молекулярная эндокринология, молекулярная иммунология, регенеративная медицина, генная терапия.
Выпускники отделения могут
1. Пройдя первичную аккредитацию, продолжить работу врачом-терапевтом участковым
2. Поступить в ординатуру по специальностям, на которые осуществляется прием выпускников, завершивших обучения по специальности 31.05.01 «Лечебное дело».
3. Поступить в аспирантуру и продолжить заниматься научно-исследовательской работой в профильных НИИ и клиниках.
Роль выпускника профиля «Фундаментальная медицина» в современной медицине
С развитием новых технологий лечения и диагностики заболеваний необходима интеграция классического образования врачей и последних достижений науки в области естественнонаучных дисциплин. В арсенале врачей сегодня имеются передовые методики, основанные на генетических технологиях секвенирования, редактирования и манипулирования с генетической информацией, технологии ядерной медицины, иммунологии, масс-спектрометрии, вирусологии и искусственного интеллекта. Все это позволяет по-новому взглянуть на перечень преподаваемых дисциплин, методические подходы и практические занятия, которые входят в цикл подготовки студентов-медиков.
Образовательная программа по специальности 31.05.01 «Лечебное дело» (профиль: Фундаментальная медицина») отличается увеличенным количеством времени на учебные и производственные практики, включением в учебный план преддипломной практики, предшествующей государственной итоговой аттестации. Трудоемкость естественнонаучных дисциплин (физика, математика, химия, биология) увеличена в 2 раза. На старших курсах появляются такие дисциплины как молекулярная биология и генетика, молекулярная онкология, медицинская генетика, клиническая лабораторная диагностика, медицинская статистика, клиническая биоинформатика, молекулярная эндокринология, молекулярная иммунология.
Специальность 31.05.01 «Лечебное дело» (профиль: Фундаментальная медицина»), общая информация
• Образовательная программа по специальности 31.05.01 «Лечебное дело» (профиль: Фундаментальная медицина») отличается увеличенным количеством времени на учебные и производственные практики, включением в учебный план преддипломной практики, которая является допуском к государственной итоговой аттестации.
• Трудоемкость естественнонаучных дисциплин (физика, математика, химия, биология) увеличена в два раза.
• На старших курсах появляются такие дисциплины как молекулярная биология и генетика, молекулярная онкология, медицинская генетика, клиническая лабораторная диагностика, медицинские нанобиотехнологии, математическая биология, биоинформатика, молекулярная эндокринология.
Дисциплины учебного плана профиля «Фундаментальная медицина»
• Анестезиология, реанимация, интенсивная терапия
• Гигиена, профессиональные болезни
• Инфекционные болезни, эпидемиология, фтизиатрия
• Молекулярная биология и геномика
• Неврология и психиатрия
• Общая и биоорганическая химия
• Общая и медицинская генетика
• Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения
• Онкология, лучевая терапия
• Пропедевтика внутренних болезней
• Психология и педагогика
• Статистические методы в медицине
• Топографическая анатомия и оперативная хирургия
• Травматология и ортопедия
• Физическая культура и спорт
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Дисциплины (модули) по выбору
• Минимально инвазивная абдоминальная хирургия
• Клеточные технологии в медицине
• Минимально инвазивная гинекология
• Минимально инвазивная урология
• Клиническая функциональная диагностика
• Клиническая лабораторная диагностика
• Минимально инвазивная ортопедия
Дисциплины по физической культуре и спорту
• Физическая культура: игровые виды спорта и единоборства
• Физическая культура: общая физическая подготовка
Практика (обязательная часть)
• Помощник среднего медицинского персонала
• Практика акушерско-гинекологического профиля
• Практика диагностического профиля
• Практика общеврачебного профиля
• Практика по неотложным медицинским состояниям
• Практика терапевтического профиля
• Практика хирургического профиля
Государственная итоговая аттестация
Государственный экзамен по специальности «Лечебное дело» (подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена)
• Введение в специальность
Декан МБФ Егор Борисович Прохорчук
«Университетской газете РНИМУ»
О профиле «Фундаментальная медицина»
Как возникла идея создать новое направление?
Введению профиля «фундаментальная медицина» в нашем Университете предшествовало несколько факторов.
Тут к нам на помощь пришло Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА). И руководитель этого ведомства Вероника Игоревна Скворцова, бывший министр здравоохранения и выпускница нашего вуза, любезно согласилась предоставить подведомственные ФМБА учреждения в качестве клинических баз для студентов, которые будут готовиться по данной программе.
Планируется ли открытие новых кафедр?
Будут открыты две кафедры на нашем факультете: хирургии и терапии. Их клиническими базами станут учреждения ФМБА, и студенты смогут готовиться на них. Безусловно, останется некий ряд направлений, который ФМБА не сможет покрыть, такие как акушерство, инфекционные заболевания и другие (наверное, около 20 процентов от всех клинических дисциплин). Здесь мы будем просить помощи у лечебного факультета, чтобы там взяли их на себя. Но по большинству специальностей мы будем учить студентов на своих базах.
Сейчас на МБФ есть кафедра экспериментальной хирургии. В первую очередь она занимается животными, экспериментальными моделями. Ее планируется преобразовать в кафедру хирургии, где объектом исследования и изучения станет и человек.
Есть ли ключевые отличия нашего нового направления от факультета МГУ?
Помимо наличия хороших клинических баз в РНИМУ им. Н.И. Пирогова, одним из ключевых отличий мне представляется то, что наши выпускники не будут писать диплом, а студенты, обучающиеся по профилю «фундаментальная медицина» в МГУ, готовят его на последнем курсе. Мы тоже долго думали, нужен ли он нашим студентам: в учебном плане у них сильно разгружен 6-й курс, но специалисты нашего Университета, врачи, посоветовали сделать практику. Поэтому у них будет что-то похожее на субординатуру по ключевому направлению, когда наставник даст учащемуся несколько клинических случаев для анализа, а выпускник должен будет наблюдать за пациентами и защитить выбранный тип лечения. Это иной подход. Безусловно, останутся экзамены, но тем не менее у студентов будет полгода для деятельности исключительно в клинике. В МГУ это чаще всего молекулярная научная работа, а не с пациентом. Мы же хотим ориентироваться на больного.
У выпускника, обучившегося по новому направлению, как и у выпускника лечебного факультета, в дипломе будет написано «лечебное дело». В чем будет заключаться разница?
Помимо этого, на медико-биологическом факультете английский язык изучается отдельно, не на общих кафедрах Университета. У нас его ведут преподаватели из Академии наук, те, которые преподают его в аспирантуре у академических аспирантов. Количество учебных часов по этому предмету увеличено более чем в два раза, если сравнивать с другими факультетами РНИМУ.
Уже после завершения шести лет обучения по новому профилю на МБФ выпускник сможет пойти практически по любому направлению ординатуры и аспирантуры. Его потенциальными работодателями станут НМИЦ детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева, НИКИ педиатрии, Центр мозга и нейротехнологий ФМБА, Российский геронтологический научно-клинический центр, Центр стратегического планирования ФМБА, НМИЦ сердечно-сосудистой хирургии имени А.Н. Бакулева и другие медучреждения.
Академическая разница устроена таким образом, что если студент поступит на новую программу и по каким-то причинам захочет перейти на лечебный факультет, то на первых двух курсах он сможет это сделать без каких-либо потерь. Начиная с третьего года обучения студенты попадут уже на клинические кафедры.
Будут ли отличия на стадии поступления от лечебного факультета?
В этом году никаких отличий не будет: абитуриенты смогут поступать по результатам ЕГЭ по химии, биологии и русскому языку. В следующем году, если нам разрешат, мы позволим сдавать на выбор одну из дисциплин: например, биологию, математику или физику. В таком случае химия и русский язык будут обязательными предметами, а из указанных трех абитуриент сможет выбрать, что ему больше нравится. Если для поступления на лечебный факультет необходимо сдать биологию, то в нашем случае можно будет прийти с результатами ЕГЭ, например, по математике, химии и русскому языку. Если такая схема покажет свою эффективность, мы не потеряем детей и увидим, что средний балл высокий, то, может быть, введем четвертый экзамен. То есть сделаем математику обязательной для поступления. В современном мире без этого предмета никуда, математику надо знать. Она структурирует мышление, что важно для врача.
Но это в будущем. Мы будем крайне внимательно и аккуратно вносить любые изменения, чтобы ни в коем случае не навредить абитуриентам и процессу поступления.
Что бы Вы сказали абитуриенту, который решит поступить на обучение по профилю «фундаментальная медицина» в наш Университет в этом году?
Я могу сказать только одно: будет очень тяжело и трудно. Но что-то стоящее не дается легко. Когда люди достигают каких-то результатов, они всегда проходят через трудности, пот и тяжелую работу. И потом в этой обстановке выкристаллизовываются, выковываются новые качества в человеке, появляются новые знания, способности и навыки. Мое кредо: туда, где тяжело, надо обязательно идти, там, где легко, других будет много. Я считаю, что придется тяжело. Если вы хотите попробовать себя и научиться чему-то новому, дерзайте! А мы в этом вам будем помогать.
Николай Львович Матвеев о роли фундаментальной медицины в хирургии
Специальность «фундаментальная медицина» – 30.06.01
Фундаментальная медицина (аспирантура)
30.06.01 Фундаментальная медицина
Квалификация: исследователь; преподаватель-исследователь.
В аспирантуру по направлению 36.06.01 Фундаментальная медицина поступают с целью повышения уровня квалификации и получения новых знаний. Сегодня спрос на специалистов, способных работать с исследовательскими системами и умеющих грамотно объяснять полученные результаты, довольно высок.
Условия поступления
Желающие поступить в аспирантуру должны иметь высшее профессиональное образование ступени специалист. Прием происходит на конкурсной основе. Помимо профильного экзамена необходимо показать свои знания в области философии и иностранных языков.
Согласно решению приемной комиссии специалисты, имеющие успехи в исследовательской и научной работе, статьи, опубликованные в изданиях, а также грамоты и дипломы, могут быть зачислены вне конкурса.
Будущая профессия
Специальность предполагает изучение всех видов профессиональной деятельности. Врач ведет научную работу, направленную на улучшение качества и продолжительности жизни человека путем проведения фундаментальных исследований биологической и общей медицинской направленности.
Куда поступать
Обучение в аспирантуре предлагают такие вузы Москвы:
Также получить профессию можно в:
Срок обучения
Срок обучения на дневной форме составляет 3 года. На заочной форме — увеличивается не меньше, чем на 6 месяцев, и не более, чем на один год.
Дисциплины, входящие в курс обучения
Программа аспирантуры включает разные учебные дисциплины:
Приобретаемые навыки
Специалист, освоивший программу аспирантуры, приобретет такие умения и способности:
Перспективы трудоустройства
Закончив аспирантуру, выпускники часто задумываются, кем работать. Среди должностей можно выделить следующие:
Перспективы профессионального совершенствования
После окончания аспирантуры у каждого выпускника есть возможность дальнейшего профессионального развития. Решив продолжить учебу в докторантуре, специалист получает право на присвоение ученого звания. После проведения научных исследований, выполнения индивидуального плана и сдачи диссертации присуждается степень доктора медицины.
Факультет фундаментальной медицины ЧелГУ: возможности и перспективы
И речь идёт не только о нехватке медперсонала, но и о профессиях, наиболее востребованных сегодня в медицине. В частности, врачах-биохимиках, подготовка которых третий год ведётся на факультете фундаментальной медицины Челябинского государственного университета.
О том, какие задачи сегодня стоят перед индустрией биомедицины и каких кадров требует рынок труда, рассказала его декан, доктор медицинских наук, профессор Ольга Цейликман.
– Ольга Борисовна, какие специалисты необходимы в борьбе с коронавирусом?
– Помимо классических врачей-терапевтов и инфекционистов, необходимы врачи-исследователи, специалисты лабораторной диагностики. Они имеют углубленную подготовку по фундаментальной медицине и естественным наукам, а также подготовлены по клиническим дисциплинам. Об успехах Центра «Вектор» мы слышим почти каждый день – думаю, это лучшее тому подтверждение. COVID-19 ставит перед нами все новые задачи, решения которых предстоит найти будущим биохимикам, вирусологам, подготовить которых — наша первичная преподавательская задача. И на сегодняшний день наши студенты обучаются по профилю «Медицинская биохимия» по стандартам, установленным РНИМУ им. Пирогова.
– Ваш факультет – один из самых молодых в Челябинском государственном университете. С чем была связана необходимость его создания?
– Да, наш факультет новый не только для ЧелГУ, но и для региона. В последние годы здравоохранению остро не хватает врачей-биохимиков и врачей-биофизиков, а также специалистов, которые занимались бы проведением исследований в области современных биотехнологий и биомедицины, ведь этим специальностям в Челябинской области не обучал ранее ни один вуз.
– Имеет ли право на существование медицинское образование в классическом университете?
– Конечно, да! Это многовековая практика: первые медицинские школы создавались в Болонском университете и Сорбонне, а ведь это старейшие признанные академические центры мира. А открытый в XVIII веке первый медицинский факультет в Московском университете стал прародителем профильного вуза – Первого московского медицинского университета им. Сеченова, который сегодня является флагманом этой отрасли знаний. Да и в целом прогресс в современной медицине стал возможен благодаря междисциплинарным исследованиям, когда к решению проблем подключались физики, химики, математики. Именно их усилия и накопленные знания в середине прошлого века составили основу молекулярной патологии как самостоятельной науки.
К тому же, только в классическом университете у студента появляется возможность получить необходимую подготовку в области фундаментальных наук. Тем более, что междисциплинарные исследования, связанные с медициной, велись в ЧелГУ с первых лет его существования. Именно здесь впервые в регионе научная школа профессора Александра Белика приступила к компьютерному моделированию лекарственных средств. В тесном взаимодействии с физиками университета работает Многопрофильный центр лазерной хирургии. Активную научную деятельность много лет ведут наши биологи. В том, что ЧелГУ занял 40-ю позицию в сотне лучших университетов России по версии Forbes, есть вклад и этих научных направлений.
На факультете фундаментальной медицины у студентов есть возможность учиться у учёных-математиков, физиков и химиков, биологов, имеющих научные публикации в рейтинговых отечественных и зарубежных изданиях, что в современном научном мире является главным свидетельством высокой актуальности и значимости исследований. При этом базисные предметы (анатомию, гистологию, общую патологию) преподают по тем же программам, что и в медуниверситетах, и зачастую те же самые специалисты.
Наше преимущество и отличие от стандартной медицинской подготовки в том, что перед студентами открываются огромные перспективы для исследовательской работы, поскольку фундаментальная медицина сочетает в себе разработку и использование в лечении пациентов последних достижений биологии, физики, химии и высоких технологий.
– В чем особенность направления «Медицинская биохимия»?
– Это область науки, интерес для которой представляет сам человек, состояние его здоровья с точки зрения состава биологических сред и клеток. Она изучает молекулярные механизмы болезней для разработки высокоточной диагностики и мониторинга эффективности лечения.
Медицинская биохимия позволяет не только выяснить, чем болен человек, но и предвидеть возникновение болезни в будущем. Врачи-биохимики всегда были востребованы в клинических лабораториях, и подготовка таких специалистов в стране имеет солидную историю. Однако потребность в них заметно возросла в последнее время. Это связано с развитием персонифицированной медицины и необходимости ранней диагностики заболеваний. Выбрать среди биомолекул именно те высокоинформативные для прогноза развития патологии у конкретного человека под силу только врачам-биохимикам. И здесь их клиническая и научно-исследовательская работа тесно соприкасаются.
Могу пояснить на примере COVID-19. Врачам-клиницистам приходится иногда сталкиваться с ситуациями, когда у человека своевременно распознан вирус, выявлена пневмония с небольшим поражением, что, собственно говоря, и послужило причиной его госпитализации. И уже в больнице, несмотря на современное лечение, состояние больного резко ухудшается. К сожалению, есть случаи, когда людей не удается спасти. Этой трагедии можно было бы избежать, если бы мы могли по биохимическому профилю больного своевременно, до начала прогрессирования, выявить предвестники ухудшения состояния. Пока они неизвестны, поэтому тактика у врачей чаще выжидательная. А ведь поиски новых маркеров могут эффективно осуществлять врачи-биохимики, и для этого им необходима солидная подготовка в области фундаментальных наук, сочетающаяся с клинической практикой.
В течение первых двух курсов наши студенты получают необходимые знания по математике, биологии, химии, физике, учат иностранный и латинский языки, осваивают базовые медицинские дисциплины: анатомию, физиологию, микробиологию. На третьем и четвертом курсе наши студенты занимаются изучением энзимологии, патохимии, современных клеточных технологий, клинико-лабораторной диагностики, эпидемиологии, онкологии, судебной медицины и других профессиональных дисциплин. Последние два года обучения будущие врачи-биохимики переходят к непосредственной специализированной практике в учреждениях здравоохранения, которые являются нашими партнерами. Клинические базы факультета находятся в Челябинском областном клиническом центре онкологии и ядерной медицины, Областной клинической больнице № 3 (больница скорой помощи), Челябинском областном бюро судебно-медицинской экспертизы, Детской городской клинической поликлинике № 8, частных медицинских клиниках «Лотос», «Источник», «Канон» и др..
– То есть круг профессий, которые открываются перед выпускниками факультета, широк?
– Да, в этом и есть наше основное преимущество. Нашим выпускникам не нужно проходить ординатуру для того, чтобы стать узкоспециализированными медиками – сразу после выпуска они могут работать врачами клинической лабораторной диагностики в лечебно-профилактических учреждениях.
Конечно, существует возможность профессионального совершенствования в виде постдипломной подготовки в клинической ординатуре. Для врачей-биохимиков возможны следующие варианты ординатуры: «Бактериология», «Вирусология», «Лабораторная генетика», «Судебно-медицинская экспертиза».
Выпускники этой специальности потенциально вправе претендовать, к примеру, на должности врача-вирусолога, врача-лаборанта, врача-бактериолога, врача-генетика, врача судебно-медицинской экспертизы, научного сотрудника. Кроме того, владея широкими компетенциями, они могут профессионально заниматься продвижением стартапов в области медицинских биотехнологий.
– Кто ваши абитуриенты – в большей массе челябинцы или жители других городов региона?
– Сегодня благодаря слаженным системам ЕГЭ и олимпиад, выпускники любых территорий способны поступить в любые престижные университеты Челябинской области и России. Зачастую в маленьких городах довольно высокий уровень выпускников школ – например, в Курганской области. В свою очередь, многие университеты, в числе которых ЧелГУ, обладают достаточными методическими и материально-техническими базами, чтобы обеспечить студентам раскрытие их потенциала. И после окончания вуза они могут начать карьеру в другом регионе, а могут вернуться в свои города и стать очень актуальными специалистами: ведь врачи-биохимики штучный и очень востребованный контингент.
В этом году мы объявили набор на 50 мест. Обучение у нас пока только платное, однако абитуриенты могут получить ощутимую скидку, набрав 180 баллов на ЕГЭ по биологии, химии и русскому языку. Несмотря на отсутствие бюджетных мест, интерес с к нашему факультету высокий. Для нас нет задачи сделать набор «вообще», для нас задача – стать выбором лучших ребят. Тем более, что нам есть что им предложить.
Выбирая наш факультет, абитуриенты получают все условия для научных исследований. Одним из центров исследований является НИИ ядерной медицины ЧелГУ под руководством академика РАН Андрея Важенина – главного врача Челябинского областного клинического центра онкологии и ядерной медицины, главного онколога и радиолога УрФО. К тому же, на нашем факультете есть доктора биологических и медицинских наук, которые успешно занимаются научными исследованиями во многих областях — от радиационной биологии до изучения молекулярных механизмов развития дисплазии соединительной ткани и связанных с этим заболеваний.
Более того, есть исследования, которые проводятся в рамках международного консорциума в партнерстве с ведущими отечественными и зарубежными научными центрами. Студенты, которых заинтересует эта специальность, уже обучаясь в университете, приобретут уникальный опыт экспериментальных исследований. Одно из самых перспективных направлений в медицине – трансляционная медицина. Ее основной целью является «перенос» наиболее значимых результатов экспериментальных исследований в клинику. Поэтому в научных исследованиях мы не ограничиваемся сугубо экспериментальными данными. Мы постоянно заняты поиском их эквивалентов в медицинской практике.
– Какие проблемы, помимо вирусных инфекций, могут стоять перед медициной в ближайшее время?
– Конечно, ситуация с COVID-19 сместила центр тяжести исследований в сторону инфекционных болезней. Однако те вызовы и нерешенные проблемы, которые стояли перед человечеством вплоть до настоящего времени, никуда не делись – это заболевания сердечно-сосудистой системы и онкологические болезни. По-прежнему злободневны иммунодефицитные и аутоиммунные состояния, довольно остро стоят проблемы, связанные с генетическими патологиями, а также не могут не беспокоить болезни «урбанизации», которые так или иначе связаны со стрессом и малоподвижностью: ожирение, гипертония, язвенная болезнь, депрессии. Работы хватит всем и надолго. Одно могу сказать точно – какие бы проблемы ни стояли перед медицинской наукой в ближайшее время, решать их – дело трудное, но благородное и интересное.
– А каким образом нынешние студенты изучают самые основы медицины – например, строение человеческого тела?
– Наш факультет оснащен различным высокотехнологичным оборудованием, отвечающим запросам современной науки и предоставляющим студентам возможности для различных научных исследований. Так, недавно ЧелГУ закупил интерактивный стол для изучения анатомии «Пирогов», который позволяет изучать топографическую и патологическую анатомию, хирургию, офтальмологию, судебно-медицинскую экспертизу, стоматологию и другие сферы медицины. Кстати, он был продемонстрирован губернатору Челябинской области Алексею Текслеру во время его визита в ЧелГУ. Сама завидую своим студентам – в мое время такого не было!
– Расскажите о «Пирогове» подробнее, что именно он может делать?
– Этот интерактивный стол позволяет проводить визуализацию организма человека и изучать огромное количество человеческих патологий: режимы КТ и МРТ изучают аксиальные, фронтальные и поперечные срезы, а режим УЗИ предусматривает восемь позиций датчика для разностороннего изучения каждого органа. Аппарат наглядно демонстрирует разницу между здоровым человеком и больным: покажет сломанную кость, легкие больного пневмонией, патологии. С помощью «Пирогова» преподаватели могут самостоятельно создавать тесты для студентов, а они, в свою очередь, могут легко синхронизироваться со столом через компьютер и выполнять задания. Это действительно впечатляющий аппарат.
– Каковы, по вашему мнению, перспективы факультета фундаментальной медицины ЧелГУ?
– Впереди активное развитие факультета: мы занимаемся расширением партнерской базы, у нас потрясающий преподавательский состав, состоящий из кандидатов и докторов медицинских и биологических наук, тесное и поистине семейное взаимодействие между студентами и преподавателями, современное и дорогое технологическое оснащение. Все это вкупе обеспечивает широчайшие возможности и перспективы для развития науки.
Как мы отметили раннее, современному здравоохранению не хватает компетентных врачей и исследователей, и наш факультет – инкубатор, который взращивает высококвалифицированные медицинские кадры. Как отметил ректор ЧелГУ Сергей Таскаев, студенты нашего факультета фундаментальной медицины – «штучный товар».
Есть и понимание его значимости со стороны государства – члены Государственной Думы уже выступают с инициативой увеличить поддержку вузов, которые готовят врачей медицинских специальностей, в том числе врачей-вирусологов, врачей лабораторной службы, врачей-генетиков и других.
Самое главное в наше время — быть энтузиастами, не бояться новых вызовов, стойко переносить неприятности и быть готовым к тому, что мир меняется гораздо быстрее, чем мы себе это представляем.
Челябинск, ул. Братьев Кашириных, 129;
телефон горячей линии ФФМ: + 7 (992)-510-99-72
электронная почта: abit@csu.ru
Узнать даты окончания приема документов и посмотреть календарь абитуриента можно здесь.