функцией какого вида воспитания является социализация социальное семейное религиозное потакающее
Социализация и воспитание личности. Задачи социализации
Социализация представляет собой процесс усвоения индивидом социальных норм и правил, вхождение личности в социальную среду.
Сам процесс социализации и его результаты бывают противоречивы, т.к. в идеале индивид должен соответствовать требованиям, которые выдвигает ему общество, и в то же время противостоять негативным явлениям, которые мешают его самореализации.
Социализация включает в себя такие процессы как:
На социализацию в значительной степени влияет процесс воспитания.
Если социализация происходит в условиях стихийного взаимодействие человека с окружающим социумом, то воспитание является процессом целенаправленной, сознательно контролируемой социализации (например, семейное, религиозное, школьное воспитание и др.).
Взаимодействие воспитания и социализации
В разные периоды развития жизни человека воздействие социализации и типов воспитания меняются. Воспитание выступает механизмом управления процессами социализации. Так, воспитание имеет две основные функции:
Благодаря данным функциям, воспитание выполняет следующие задачи:
Выбор определенных моделей воспитания зависит от уровня развития общества, социальной стратификации и социально-политической ориентации общественной жизни. Поэтому воспитание отличается в тоталитарном и демократическом обществах. В каждом из обществ воспроизводятся определенные типы личности, собственная система ценностей и взаимодействий, характерная для общества степень свободы и ответственности личности.
В процессе воспитания педагог является активным началом наряду с активным ребенком. В связи с этим возникает вопрос о задачах целенаправленной социализации, организатором которой выступает педагог.
Задачи социализации
А. В. Мудрик определил три группы задач, которые решаются на каждом этапе социализации:
Решение всех этих задач в процессе воспитания вызвано необходимостью развития личности. Если какая-либо группа задач остается нерешенной на том или ином этапе социализации, то это либо задерживает развитие личности, либо делает ее неполноценной.
Социальная педагогика.
18. Типы и функции воспитания.
Наиболее общие функции воспитания следующие:
1) создание условий для относительно целенаправленно го взращивания и развития членов общества и удов летворения ими ряда потребностей в процессе вос питания;
2) подготовка необходимого для функционировани и устойчивого развития общества «человеческого ка питала», способного и готового к горизонтальной и вер тикальной социальной мобильности;
3) предоставление стабильности общественной жизн посредством трансляции культуры, способствова ние ее преемственности, обновлению;
4) способствование интеграции стремлений, действи и отношений членов общества и относительной гар монизации интересов половозрастных, социально профессиональных и этн оконфессиональных груп (что является предпосылками и условиями внутрен ней сплоченности общества);
5) социальная и духовно-ценностная селекция члено общества;
6) адаптация членов общества к меняющейся социаль ной ситуации.
Отметим некоторые существенные различия семей ного, религиозного, социального, коррекционного и дис социального воспитания – составных частей воспита ния как социального института.
Существенно различаются семейное, религиозное, социальное, коррекционное и диссоциальное воспитание по принципам, целям, содержанию, средствам, как осознаваемым и формулируемым, так и (в еще большей мере) имплицитно (несформулированно) присущим каждому из этих видов воспитания в конкретном обществе.
Выделенные виды воспитания принципиально отличаются характером доминирующей взаимосвязи субъектов воспитания.
В семейном воспитании взаимосвязь субъектов (супругов, детей, родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестер) имеет кровнородственный характер.
В религиозном воспитании, которое осуществляется в религиозных организациях, взаимосвязь субъектов (священнослужителей с верующими и верующих между собой) имеет конфессионально-общинный характер. Социальное и коррекционное воспитание осуществляется в организациях, создаваемых для этой цели. Взаимосвязь субъектов этих видов воспитания имеет институционально-ролевой характер.
В диссоциальном воспитании взаимосвязь субъектов (лидеров) и объектов (воспитуемых) имеет характер отношений «господин-раб».
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Социальная педагогика: конспект лекций
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
Социальная педагогика. Конспект лекций
Данное учебное пособие представляет собой конспект лекций по социальной педагогике. В издании рассматриваются основные вопросы курса по социальной педагогике, изучаемого в средних и высших учебных заведениях. Книга поможет студентам при подготовке к экзаменам. Материал подобран в соответствии с нормами Министерства образования.
ЛЕКЦИЯ № 1. История возникновения социальной педагогики
Термин «социальная педагогика» активно употребляется с начала ХХ в., несмотря на то, что само название было предложено немецким педагогом Фридрихом Дистервегом в середине ХIХ в.
В XVIII в. педагогика стала рассматривать ранний юношеский возраст как самостоятельный этап развития личности. Девушки и юноши стали непосредственным объектом изучения. Внедрение педагогики в общественную жизнь углубилось во второй половине ХIХ в., когда в поле ее зрения стала входить молодежь и более старшие возрастные группы. Рассматривались также представители общества, не вписывающиеся в систему правил и норм. Расширение было связано с социальными и культурными процессами, происходящими в Европе и Америке. Прогресс в промышленности и технике породил определенные проблемы в области общественных отношений. Миграция населения из деревень в города заставила людей адаптироваться к вновь создавшимся условиям. Стала увеличиваться преступность, так как созданные семьи не имели твердо устоявшихся моральных ценностей, число беспризорных и нищих росло с геометрической прогрессией. В Америку прибывали жители слабо развитых стран Европы. Церковь продолжала занимать главенствующее место в воспитании людей, но все же потеряла авторитет. Появление некоторой пустоты дало возможность социальной педагогике занять определенное место в сфере воспитания и становления человека. Педагогика развивалась, и новой ступенью стало появление андрогогики – педагогики взрослых. Но она с самого начала (т. е. с середины XIX в.) и по настоящее время занималась в основном проблемами образования взрослых. В последние десятилетия от андрогогики отсоединилась герогогика, которая стала заниматься развитием людей пожилого возраста. В XIX в. зародилась и в течение нашего столетия сформировалась педагогика перевоспитания детей и подростков, которые имеют трудности и проблемы поведения в обществе. Ответы, которые дала традиционная педагогика на изменившийся социальный заказ, оказались ограниченными. Консерватизм педагогики оказался столь силен, что даже появившуюся новую отрасль – социальную педагогику – ряд ученых стремились свести к изучению проблематики традиционных «клиентов» педагогики – детей, подростков, юношей. Это нашло отражение в том, что ряд основоположников социальной педагогики (Г. Ноль, Г. Боймер и др.) предметом ее исследования считали социальную помощь обездоленным детям и профилактику правонарушений несовершеннолетних.
Проблемы, которые характерны для социальной педагогики, стали проявляться в обществе в 1970-е гг. Возник новый кризис системы воспитания. Появились разработки новых вариантов работы с детьми по месту жительства и соответствующие методические рекомендации. В своем становлении в качестве научной дисциплины педагогика неизбежно прошла три этапа.
Первый этап – этап эмпирический. Это этап сбора данных опытной деятельности большого количества практических работников социальной сферы, привносящих (осознанно или неосознанно) в свою деятельность педагогический компонент. Такая деятельность существовала всегда, и всегда находились люди, которые этот компонент усиливали, развивали, совершенствовали, выводили его в своей работе на ведущее место. Вместе с практической социально-педагогической деятельностью проводился и ее научный анализ в определенной форме.
После изучения истории социально-педагогической деятельности становится ясно, что она отражает социально-педагогическую практику различных субъектов и институтов общества. Они существовали в разрозненном виде в рамках профессиональной деятельности учителей, священнослужителей, врачей, работников учреждений культуры, спорта, политических деятелей и других специалистов различных отраслей.
Второй этап развития социальной педагогики – научно-эмпирический. Этот этап заключается в построении моделей социально-педагогических объектов (процессов, систем, видов деятельности), приближенных к идеальным. На этом этапе образуются практико- ориентированные и теоретико-ориентированные социально-педагогические модели, с помощью некоторых допущений отражающие познавательную и преобразовательную стороны социально-педагогической действительности.
Третий этап становления социальной педагогики – теоретический. Именно на этом этапе происходит развитие социально-педагогической теории.
Социальная педагогика – отрасль знания, которая дает ответы на вопросы:
1) что произойдет или может произойти в жизни людей разных возрастов в тех или иных обстоятельствах;
2) как можно создать благоприятные условия для успешной социализации человека;
3) как можно уменьшить эффект влияния неблагоприятных обстоятельств, которые случаются с человеком в процессе социализации.
Социальная педагогика как учебный предмет пытается нарисовать будущим педагогам картину социально-педагогической действительности.
Социальная педагогика как отрасль знания разъясняет социальное воспитание непосредственно в контексте социализации.
Это определяет построение учебного курса «социальная педагогика». Он начинается с рассмотрения социализации как со-циально-педагогического явления. Затем раскрываются обстоятельства, в которых происходит социальное воспитание, его содержание и методика. Завершает курс краткая характеристика проблемы социализированности человека и издержек социализации.
ЛЕКЦИЯ № 2. Основные положения и сущность социализации
В 1887 г. американский социолог Ф. Г. Гидденс употребил в своей книге «Теория социализации» термин «социализация». Говоря о социализации, почти всегда имеется в виду развитие человека в детстве, отрочестве и юности. Только в последнее десятилетие изучение социализации перешло с детства на зрелость и даже старость.
Существует два подхода в социализации: субъект-объектный и субъект-субъектный.
Приспособление (социальная адаптация) – процесс и результат встречной активности
Функцией какого вида воспитания является социализация социальное семейное религиозное потакающее
3.1. Функции воспитания: социализация и индивидуализация личности
Возникновение и функционирование воспитания связано с общественной потребностью в подготовке подрастающих поколений к жизни в обществе, т.е. с их социализацией.
В философии под социализацией понимается процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в обществе. В социально-этических исследованиях социализация рассматривается как общий механизм социальной эволюции человека, превращения его в социальное существо.
С педагогической точки зрения социализация представляет собой общественно организованный педагогический процесс целенаправленной подготовки растущего человека к выполнению социальных ролей и функций, в результате чего происходит его включение в жизнь общества в качестве полноправного члена. Речь идет о том, что в процессе социализации ребенок становится социальным существом, способным жить в обществе и оказывать активное влияние на его развитие и совершенствование.
Содержание понятия социализации является более широким, чем содержание понятия воспитания. Социализация как процесс усвоения индивидом исторически сложившегося социального опыта включает в себя весь комплекс внешних воздействий на личность: как стихийно действующих влияний социальной среды, так и целенаправленных, специально организованных и контролируемых педагогических воздействий и влияний. Однако стихийная социализация не может обеспечить воспитание всех личностных качеств, которые необходимы человеку для жизни в обществе. Поэтому социализация растущего человека, процесс превращения его в психологически зрелого и полноценного члена общества, должен осуществляться под контролем воспитания.
В социальном опыте как источнике социализации содержаться не только знания и способы деятельности (репродуктивные и продуктивные), но и определенные образцы поведения человека, определяющие модель (эталон) его отношений к окружающей действительности и взаимоотношений с другими людьми. Существующие в обществе социальные требования, нормы и принципы регламентируют поведение и деятельность человека.
Поэтому в некоторых учебных пособиях по педагогике указывается, что в процессе воспитания следует организовывать отношения и включать в них растущего человека. Такой подход к воспитанию получил название деятельностно-отношенческой концепции и, по мнению отдельных ученых, определяет глубинную сущность воспитания и является основополагающим.
Однако деятельностно-отношенческая концепция, как и понятие социализации, в большей степени отражает социальный аспект воспитания, раскрывает только социальные механизмы его осуществления. Эти механизмы определяются теми общественными влияниями и педагогическими воздействиями, которые устанавливают и регламентируют систему социальных отношений растущего человека и обеспечивают его включение в жизнь общества.
В этой связи для педагогической теории и воспитательной практики особое значение имеет личностный аспект, который отражает сущность личностно-ориентированного подхода к процессу воспитания. Этот подход в отечественной психологии сформулирован как личностный принцип, который требует исследовать свойства и качества ли личности не как социальные, а психологические.
Личностно-ориентированный подход к воспитанию позволяет охарактеризовать те внутренние психологические изменения, которые происходят в содержании и структуре личности, в формировании личностных качеств при усвоении человеком социального опыта.
Переход социальных отношений во внутренний психологический план личности, в ее качества в этике получил название персонификации отношений. Однако ни в психологии, ни в педагогике это понятие не получило широкого распространения. Чаще всего личностный аспект формирования человека обозначается понятием индивидуализации. «Индивидуализация, – писал Б.Ф.Ломов – это фундаментальный феномен общественного развития человека. Один из его признаков (и показателей) состоит в том, что у каждой личности формируется ее собственный (и уникальный) образ жизни и собственный внутренний мир»[1].
Содержание понятия индивидуализации отражает не только те индивидуальные психологические изменения, которые происходят во внутренней сфере личности в результате усвоения ею социального опыта, но и внешние, субъективные проявления этих изменений в ее поведении и деятельности.
В этой связи основным механизмом внутренней индивидуализации личности, т.е. усвоения ею социального опыта и перевода его в индивидуально-субъективную форму существования (личностные качества), выступает процесс интериоризации. Процесс экстериоризации определяет механизм внешней индивидуализации личности. Внешние педагогические влияния и воздействия при переходе во внутренний мир человека приобретают психологическую форму существования, а затем реализуется в системе внешних действий и отношений.
Принцип интериоризации–экстериоризации как механизм индивидуализации личности является одним из главных методологических принципов в решении проблемы воспитания. Он позволяет раскрыть механизмы усвоения социального опыта человеком и показать, как благодаря этому происходит его психическое развитие и организация поведения и деятельности.
Таким образом, личность как совокупность психологических свойств и качеств является результатом сложных диалектически взаимосвязанных процессов социализации и индивидуализации. Первый из них определяет социальную сущность воспитания и одну из сторон личности – ее социальность. Второй выражает личностную сущность воспитания и другую из ее сторон – индивидуальность.
Таким образом, личностные свойства и качества выступают как цель и результат воспитания, а те индивидуально-психологические изменения, которые происходят во внутренней (психологической) сфере личности, определяют характер ее социальных отношений, направленность поведения и деятельности.
Возникновение и функционирование воспитания связано с общественной потребностью в подготовке подрастающих поколений к жизни в обществе, т.е. с их социализацией.
В философии под социализацией понимается процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в обществе. В социально-этических исследованиях социализация рассматривается как общий механизм социальной эволюции человека, превращения его в социальное существо.
С педагогической точки зрения социализация представляет собой общественно организованный педагогический процесс целенаправленной подготовки растущего человека к выполнению социальных ролей и функций, в результате чего происходит его включение в жизнь общества в качестве полноправного члена. Речь идет о том, что в процессе социализации ребенок становится социальным существом, способным жить в обществе и оказывать активное влияние на его развитие и совершенствование.
Содержание понятия социализации является более широким, чем содержание понятия воспитания. Социализация как процесс усвоения индивидом исторически сложившегося социального опыта включает в себя весь комплекс внешних воздействий на личность: как стихийно действующих влияний социальной среды, так и целенаправленных, специально организованных и контролируемых педагогических воздействий и влияний. Однако стихийная социализация не может обеспечить воспитание всех личностных качеств, которые необходимы человеку для жизни в обществе. Поэтому социализация растущего человека, процесс превращения его в психологически зрелого и полноценного члена общества, должен осуществляться под контролем воспитания.
В социальном опыте как источнике социализации содержаться не только знания и способы деятельности (репродуктивные и продуктивные), но и определенные образцы поведения человека, определяющие модель (эталон) его отношений к окружающей действительности и взаимоотношений с другими людьми. Существующие в обществе социальные требования, нормы и принципы регламентируют поведение и деятельность человека.
Такой подход к воспитанию получил в педагогике название деятельностно-отношенческой концепции, согласно которой в процессе воспитания следует организовывать отношения и включать в них растущего человека. В системе воспитательной работы, по мнению некоторых ученых, указанный подход определяет глубинную сущность воспитания и является основополагающим.
Однако деятельностно-отношенческая концепция, как и понятие социализации, в большей степени отражает социальный аспект воспитания, раскрывает только социальные механизмы его осуществления. Эти механизмы определяются теми общественными влияниями и педагогическими воздействиями, которые устанавливают и регламентируют систему социальных отношений растущего человека и обеспечивают его включение в жизнь общества.
В этой связи для педагогической теории и воспитательной практики особое значение имеет личностный аспект, который отражает сущность личностно-ориентированного подхода к процессу воспитания. Этот подход в отечественной психологии сформулирован как личностный принцип, который требует исследовать свойства и качества ли личности не как социальные, а психологические.
Личностно-ориентированный подход к воспитанию позволяет охарактеризовать те внутренние психологические изменения, которые происходят в содержании и структуре личности, в формировании личностных качеств при усвоении человеком социального опыта.
Переход социальных отношений во внутренний психологический план личности, в ее качества в этике получил название персонификации отношений. Однако ни в психологии, ни в педагогике это понятие не получило широкого распространения. Чаще всего личностный аспект формирования человека обозначается понятием индивидуализации. «Индивидуализация, – писал Б.Ф.Ломов – это фундаментальный феномен общественного развития человека. Один из его признаков (и показателей) состоит в том, что у каждой личности формируется ее собственный (и уникальный) образ жизни и собственный внутренний мир»[2].
Содержание понятия индивидуализации отражает не только те индивидуальные психологические изменения, которые происходят во внутренней сфере личности в результате усвоения ею социального опыта, но и внешние, субъективные проявления этих изменений в ее поведении и деятельности.
В этой связи основным механизмом внутренней индивидуализации личности, т.е. усвоения ею социального опыта и перевода его в индивидуально-субъективную форму существования (личностные качества), выступает процесс интериоризации. Процесс экстериоризации определяет механизм внешней индивидуализации личности. Внешние педагогические влияния и воздействия при переходе во внутренний мир человека приобретают психологическую форму существования, а затем реализуется в системе внешних действий и отношений.
Принцип интериоризации–экстериоризации как механизм индивидуализации личности является одним из главных методологических принципов в решении проблемы воспитания. Он позволяет раскрыть механизмы усвоения социального опыта человеком и показать, как благодаря этому происходит его психическое развитие и организация поведения и деятельности.
Таким образом, личность как совокупность психологических свойств и качеств является результатом сложных диалектически взаимосвязанных процессов социализации и индивидуализации. Первый из них определяет социальную сущность воспитания и одну из сторон личности – ее социальность. Второй выражает личностную сущность воспитания и другую из ее сторон – индивидуальность.
Личностные свойства и качества выступают как цель и результат воспитания, а те индивидуально-психологические изменения, которые происходят во внутренней (психологической) сфере личности, определяют характер ее социальных отношений, направленность поведения и деятельности.
[1] Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1984. – С.308.
[2] Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1984. – С.308.
Зачётные тестовые вопросы По дисциплинеМДК.04.03 Технология социальной работы в учреждениях образования
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Зачётные тестовые вопросы
По дисциплине МДК.04.03 Технология социальной работы в учреждениях образования
Специальность 04.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
1. К социально-педагогическим механизмам социализации относятся:
4) все ответы правильные
2. Чем характеризуется традиционный механизм социализации:
1) усвоение человеком норм, эталонов поведения, характерных для его семьи и ближайшего окружения;
2) усвоение человеком норм и правил, традиционных для его народа;
3) усвоение человеком норм и правил, характерных для субъективно значимых для него людей;
4) правильного ответа нет.
3. Составляющей частью процесса социализации человека является:
4) правильного ответа нет.
4. Основными институтами процесса социализации являются (выберите наиболее полный ответ):
1) государство, производство, образование, религия, семья;
2) законы, профессиональные нормы, научное знание, верование, семейные традиции;
3) учреждения образования: дошкольные, школьные, учреждения дополнительного образования, учреждения профессионального образования;
4) семья, школа, группа сверстников, микросоциум.
5. Какой фактор относится к микрофакторам социализации:
1) учреждения дополнительного образования;
6. В каком типе поселения влияние микросоциума на социализацию конкретного человека выявляется сильнее:
1) в микрорайоне города;
2) в промышленном городе, ориентированном на одно или несколько крупных предприятий;
4) в сельском социуме.
7. Какую категорию людей изучает социально-педагогическаявиктимология:
1) реальных жертв неблагоприятных условий социализации;
2) несовершеннолетних правонарушителей;
3) реальных и потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации;
8. Что означает понятие «виктимизация»:
1) внутренняя предрасположенность человека стать жертвой тех или иных обстоятельств социализации;
2) наличие в объективных условиях социализации опасностей, которые могут сделать человека жертвой социализации;
3) криминализация общества, способствующая увеличению правонарушителей в обществе;
4) процесс и результат превращения человека в тот или иной тип жертвы неблагоприятных условий социализации.
9. Что означает понятие «виктимность»:
1) наличие в объективных условиях социализации опасностей, которые могут сделать человека жертвой социализации;
2) внутренняя предрасположенность человека стать жертвой тех или иных обстоятельств социализации;
3) процесс и результат превращения человека в тот или иной тип жертвы неблагоприятных условий социализации;
4) криминализация общества, способствующая увеличению правонарушителей в обществе.
10. Реальными жертвами неблагоприятных условий социализации являются:
3) дети, родившиеся в неблагополучных семьях;
11. Потенциальными жертвами неблагоприятных условий социализации являются:
12. Родители, учителя, родственники, сверстники, соседи являются … социализации:
13. К неблагополучным семьям относятся:
4) правильного ответа нет.
14. Социально-педагогическим основанием для определения семейного неблагополучия является:
1) низкий материальный уровень доходов семьи;
2) отсутствие одного или обоих родителей;
3) дискомфортное состояние ребенка в семье;
4) аморальное поведение родителей.
15. Основной социализирующей функцией семьи является:
1) умственное развитие ребенка;
16. Основной составляющей социально-педагогической помощи семье является:
4) все ответы правильные.
17. К семьям «группы риска» относятся:
4) все ответы правильные.
18. Содержанием социально-педагогической деятельности является:
1) деятельность по созданию условий для развития человека в социуме посредством создания инфраструктуры воспитания и предоставления социально-педагогических услуг;
2) особый вид общественно полезной деятельности взрослых, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной деятельности;
3) деятельность по оказанию помощи детям в связи с проблемами в процессе социализации;
4) целенаправленное преобразование человеком социальной действительности.
19. Основным направлением работы школьного социального педагога является:
1) диагностика школьной тревожности;
2) внутришкольный мониторинг;
3) выявление уровня готовности детей к школьному обучению;
4) правильного ответа нет.
20. Какой вид профилактики наркотической зависимости используется социальным педагогом в образовательном учреждении:
1) первичная профилактика;
2) вторичная профилактика;
3) третичная профилактика;
4) все ответы правильные.
21. Выберите наиболее полное определение понятия «социально-педагогическая технология»:
1) совокупность приемов, методов и воздействий, которые применяются для достижения поставленных целей в процессе социального развития, решения тех или иных социальных проблем;
2) оптимальная последовательность деятельности специалиста по реализации совокупности методов, методик, средств, приемов, обеспечивающих достижение прогнозируемой цели;
3) описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения процессов планируемых результатов обучения;
4) специально разработанная программа исследования социальной проблемы.
22. Какой этап входит в структуру социально-педагогической технологии:
23. К территориальным центрам социальной помощи семье и детям относятся:
1) центры психолого-педагогической помощи населению;
2) стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);
3) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; социальные приюты для детей и подростков.
24. Объектами управления в социальной работе являются:
1) социальные работники, сотрудники служб и учреждений социальной защиты, а также вся система взаимоотношений, складывающихся между людьми при оказании социальной помощи населению;
2) руководящий состав служб и учреждений, формируемые ими органы управления, наделенные управленческими функциями;
3) работники предприятий бюджетной сферы;
4) работники предприятий внебюджетной сферы.
25. Оказание социальной поддержки, оказание социаль¬но-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведение социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, — это:
1) социальное обслуживание;
2) оказание материальной помощи;
3): социальная реабилитация;
4) социальная интеграция.
26. Социально-педагогическая деятельность — это:
профессиональная деятельность, направленная на передачу культурного опыта от одного поколения к другому посредством обучения и воспитания;
разновидность педагогической деятельности, направленная на оказание психологической и образовательной помощи семье;
разновидность педагогической деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации;
профессиональная деятельность, направленная на исследование процессов социализации.
27. Педагогическая технология – это
набор операций по конструированию, формированию и контроля знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями.
инструментарий достижения цели обучения.
совокупность положений, раскрывающих содержание какой-либо теории, концепции или категории в системе науки.
устойчивость результатов, полученных при повторном контроле, а также близких результатов при его проведении разными преподавателями.
способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решения задач обучения.
монологическая форма изложения, призвана ретранслировать систему социального опыта.
средство самообучения и взаимообучения.
пути познания объективной реальности в условиях многоаспектного рассмотрения гносеологических механизмов и познавательной активности учащихся.
29. Социальное воспитание — это:
передача социальных ценностей посредством участия ребенка в деятельности общественных организаций;
целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности, необходимых для успешной социализации;
совокупность различных видов воспитания: семейного, коррекционного, религиозного;
развитие адаптивных способностей ребенка.
30. Социальное обучение — это:
целенаправленный процесс преподавания и учения, целью которого является передача культурного опыта цивилизации;
целенаправленный процесс обучения ребенка социальной адаптации в обществе;
целенаправленный процесс передачи социальных знаний, умений, навыков, способствующий успешной социализации;
целенаправленный процесс социализации ребенка.
31. Социализация — это:
приспособление человека к новым социальным условиям;
превращение внешних социальных условий в ценности, значимые для личности;
процесс и результат вхождения личности в общество, формирования социальных ценностей, установок, норм и правил поведения, освоения социальных ролей;
целенаправленный процесс социального обучения и воспитания ребенка.
32. Социальная адаптация – это:
приспособление человека к условиям новой социальной среды;
освоение человеком системы социальных ценностей;
освоение человеком новых социальных ролей;
социальное обучение ребенка.
33. Социально педагогическая деятельность осуществляется:
в любых учреждениях, где возникают проблемы социализации детей;
в образовательных учреждениях;
в правоохранительных учреждениях;
в общественных организациях.
34. Социальная норма – это:
норма допустимого поведения в обществе;
норма в прохождении социальных кризисов возраста;
норма поведения в процессе социализации и социальной адаптации.
35. Социально-педагогическая деятельность с одаренными детьми направлена:
на создание условий для их успешной социализации и социальной адаптации;
на развитие их интеллектуальных способностей;
на развитие их творческих способностей;
на выявление одаренных детей с помощью психологического тестирования.
36. Социальное воспитание в современных детских общественных организация ориентировано:
на приобщение детей к политической жизни общества;
на развитие личностного потенциала ребенка средствами общественных организаций;
на формирование будущих лидеров общества;
на приобщение ребенка к правоохранительной деятельности.
37. Опека и попечительство – это:
форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
юридический акт, закрепляющий права и обязанности, существующие между детьми и родителями;
социальное явление, способствующее решению проблем социальных сирот;
функция деятельности социального педагога.
38. Какую функцию выполняет социальный педагог в процессе взаимодействия специалистов по профилактике и коррекции девиантного поведения подростков:
39. Социальный педагог в своей деятельности прежде всего руководствуется:
1) уголовным кодексом Российской Федерации;
2) Конвенцией ООН «О правах ребенка»;
3) правилами внутреннего распорядка того образовательного учреждения, в котором он работает;
4) религиозными нормами.
40. Социально-педагогическая дельность в пенитенциарных учреждениях ориентирована:
1) на восстановление физического и психического здоровья несовершеннолетних;
2) на социальную реабилитацию и коррекцию содержащихся в них несовершеннолетних;
3) на получение образования и профессии;
4) на получение системы правовых знаний.
41. Что не относится к диагностическим методам исследования?
42.Что такое мониторинг? Укажите один верный ответ.
а) отслеживание деятельности учащегося с помощью монитора;
б) регулярное отслеживание качества знаний и умений в учебном процессе;
в) отслеживание изменений строго определенных параметров.
г) отслеживание изменения поведения учащихся.
43.Какой из перечисленных вариантов прежде всего определяет уровень развитости ученика?
а) набор тестовых заданий;
б) наблюдения школьного психолога;
в) взаимодействие (познавательное, коммуникативное, созидательное) педагога и учащегося
г) оценки в журнале.
44.В каких из перечисленных методов обучения содержатся элементы проблемного обучения?
а) репродуктивные упражнения;
б) эвристическая беседа;
в) демонстрация картин.
г) проведение опытов.
45. Укажите один верный ответ. Какой взгляд на значение коллектива в формировании личности является верным?
а) коллектив имеет огромное значение на формирование личности;
б) вряд ли можно считать, что для развития личности коллектив имеет какое – то значение;
в) влияние коллектива на личность, пожалуй, больше отрицательное, чем положительное;
г) в формировании личности коллектив имеет важное значение.
46. Выберите правильный ответ. Что представляет собой воспитательное дело?
а) мероприятие, связанное с работой школьников на опытном пришкольном участке;
б) вид организации и осуществления конкретной деятельности воспитанников;
в) посильное, полезное и необходимое занятие для школьников во внеурочное время;
г) инструмент (средство, способ) педагогического воздействия;
47. Ведущим в развитии личности является:
б) наследственность и среда;
48. Исключите неверный ответ. Наличие воспитательной системы в школе –это:
а) скоординированность всех школьных воспитательных мероприятий;
б) согласованность действий всех лиц, коллективов, организаций и объединений, работающих в школе;
в) логическая деятельность воспитателей;
г) взаимосвязь с общественностью и родителями.
49.Закончите предложение, выбрав один ответ. Эффективность воспитательной системы зависит от:
а) общего психологического климата в школе;
б) целостности и системности воспитательной системы;
в) самочувствия ребенка, его социальной защищенности, внутреннего комфорта;
г) дисциплины в школе.
50. Дополнительные формы организации учебной деятельности включают:
б) дополнительные занятия и консультации;
в) учебные конференции:
г) лабораторные работы.
51.Выберите правильный ответ. Какие методы, технологии способствуют формированию социальных качеств учащихся?
а) проблемный метод;
б) технология сотрудничества и взаимообучения;
в) вербальный метод.
г) метод наглядности.
52.Выберите верный ответ. Социализация представляет собой:
а) процесс и результат становления человеческой индивидуальности;
б) процесс и результат становления индивида социальным существом;
в) развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей;
г) развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры.
53.Социальное воспитание осуществляется :
б) в воспитательных организациях;
в) в воспитательном пространстве микрорайона;
г) все ответы верны.
а) формирование социальных знаний. Умений, навыков;
б) формирование социальной компетентности личности;
в) формирование базовых общечеловеческих ценностных ориентаций, установок;
г) все ответы верны.
55. К основным социальным качествам личности
а) активная жизненная позиция;
в) творческое мышление;
56.Основные функции семьи:
57.Формы воспитания включают:
д) все ответы правильные
58. Методы осуществления целостного педагогического процесса включают:
а) методы формирования сознания ;
б) методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;
в) методы стимулирования и мотивации деятельности:
г) все ответы верны.
59. У кажите верный ответ. Разрешение педагогической ситуации – это:
а) интуитивный подход;
б) технологический процесс;
в) система деятельности педагога;
г) выдвижение и решение задач.
60.Составляющей частью процесса социализации является: