функционирование правого полушария как доминантного характерно для возрастных периодов каких
Научная электронная библиотека
1.3. Психологические исследования в области межполушарных дихотомий
Согласно одному из центральных положений нейропсихологической теории мозговой организации высших психических функций мозг при реализации любой психической функции работает как парный орган: в осуществлении любой психической функции всегда задействованы оба полушария, каждое из которых выполняет свою роль. (Лурия А.Р., 1969, 1973; Мосидзе В.М., 1986; Хомская Е.Д., 1987, 1996).
Мозг представляет собой сложную, иерархически организованную систему, состоящую из отдельных компонентов (мозговых структур), объединенных жесткими и гибкими звеньями. Удельный вес последних существенно нарастает в ходе индивидуального развития (Бехтерева Н.П., 1971).
Развитие мозга идет в направлении дифференциации и специализации его элементов с их последующей пластичной функциональной интеграцией (Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., 1996). «Согласно современным представлениям, сложившимся в науках о мозге, закономерности межполушарного взаимодействия (и межполушарной асимметрии как его частного случая) относятся к важнейшим, фундаментальным основам работы мозга как парного органа. Они характеризуют системные интегративные свойства работы мозга как единой системы, единого мозгового субстрата психических процессов» (Выготский Л.С., 1983).
Значительная доля в исследованиях функциональной межполушарной асимметрии головного мозга отводится выявлению межполушарных дихотомий.
Способности к формально-логическим операциям традиционно связываются с функционированием левого полушария (Симерницкая Э.Г., 1978; Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1988; Хомская Е.Д., 1988).
При пространственно-зрительном анализе стимула преобладающим оказывается правое полушарие, а при анализе семантических черт доминирует левое полушарие, особенно его затылочная область (Будохоска В. и др., 1990).
Исследования нейрофизиологов, проведенные в последнее время, показали, что к анализу вербальной информации левое и правое полушария подходят по-разному. В левом полушарии анализ проходит по фонологическому принципу: через звуковой анализ и синтез, а правое полушарие воспринимает слово целиком, через гештальт. При этом лексикон правого полушария формируется не сразу и имеет свои особенности: вероятно, он меньше, в нем имеются не только целостные образы слов, но и отдельных выражений, фраз. Это относится как к устной, так и к письменной речи.
В последние 5-10 лет появились данные о том, что преобладание одного из полушарий по ряду функций не абсолютно, что в каждом полушарии заложены как лингвистические, так и пространственные способности, однако весьма различается степень их выраженности. Таким образом, способности к восприятию речи у правого полушария ненамного меньше, чем у левого, но способности к устной речи весьма ограничены. «Немое» правое полушарие обладает и некоторыми способностями к письменной речи. В литературе описан случай, когда больной с расщепленным мозгом по просьбе нейропсихолога мог левой рукой собрать из букв разрезной азбуки некоторые слова, но не мог назвать их. Можно предположить, что у левшей эта способность правого полушария более выражена, чем у праворуких. С этим, видимо, связан феномен «зеркального письма», наблюдающийся у 85% леворуких детей.
Сторонники теории о связи сознания с языком считали, что оно расположено в левом полушарии, а правому полушарию оставляли только бессознательное мышление, сходное с работой компьютера. Однако, вероятно, оба полушария равноценны по уровню мышления, но одно из них «говорящее», а второе «немое».
Детальный анализ, проведенный в одной из работ Сперри, показал, что отдельное правое полушарие воспринимает, думает, обучается, принимает решения, только делает это бессловесно. Правое полушарие хорошо понимает устные инструкции, читает графически представленные слова. Оно способно накапливать опыт, вспоминать те задания текста, которые оно «видело» или «ощущало» при тестировании несколько дней или недель тому назад.
Наличие такого множества концепций в отношении право-левых дихотомий, порой противоречивых, свидетельствует, очевидно, о весьма тонкой специфической морфофункциональной организации левого и правого полушарий головного мозга человека. Проявление той или иной функции в нормальных условиях отражает не только специфику участия каждого из полушарий, но связано с их интегративной деятельностью. Оно является результатом взаимодополняющего сотрудничества правого и левого полушарий, выполняющих неравнозначную роль на определенных стадиях обработки информации.
Межполушарная организация психических процессов носит динамический характер: роль каждого полушария может изменяться в зависимости от задач деятельности, структуры ее организации, сформированности в онтогенезе. При этом у человека направление и степень выраженности функциональной асимметрии мозга во многом зависит от вида и качества обучения (Кураев Г.А., 1982; Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1994; Ермаков П.Н., 1988).
Таким образом, каждое полушарие вносит свой вклад, играет свою собственную роль в реализации высших психических функций. Анализ практически любого психического процесса позволяет выделить компоненты, обеспечиваемые структурами, как левого, так и правого полушария.
В психофизиологической и психологической литературе проблема функциональной межполушарной асимметрии головного мозга человека в последние годы все больше обсуждается в связи с ее непосредственным отношением к проблеме «мозг и сознание» (Спрингер С., Дейч Г., 1983; Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1988; Симонов П.В., 1990, 1994).
Вопрос о совместной работе левого и правого полушарий в осуществлении сложных форм психической деятельности человека имеет в настоящее время большое теоретическое и практическое значение. В теоретическом плане выявление закономерности работы интактного мозга расширили не только естественнонаучное понимание кортикальных процессов, но и философское осмысление принципа симметрии-асимметрии (Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н., 1986).
В практическом направлении проблема функциональной межполушарной асимметрии мозга в настоящее время все более привлекает внимание психологов и психофизиологов с точки зрения взаимосвязи функциональной межполушарной асимметрии головного мозга с особенностями психического склада человека, его адаптивных возможностей, особенностей обучения и общения, развития творческих способностей личности (Ермаков П.Н., 1988; Москвин В.А., 1990, 1999; Ахутина Т.В. и другие, 1996).
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА
1 Новосибирский гуманитарный институт (г. Новосибирск)
2 ГОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет Минздравсоцразвития» (г. Новосибирск)
3 ФГУ «ГБ МСЭ по Новосибирской области»
В статье представлены данные о структурно-функциональной организации полушарий, закономерностях их взаимодействия в деятельности мозга, которые способствуют пониманию организации сложных психических процессов и индивидуально-психологических различий.
Ключевые слова: межполушарная асимметрия, психофизиологические особенности личности
Выявление избирательного восприятия информации из окружающего мира и обнаружение закономерностей построения человеком его субъективной картины является ключевой проблемой современной психологии. В качестве одной из важных причин, детерминирующих избирательность и субъективность, можно рассматривать специализацию полушарий мозга относительно некоторых психических функций. По мнению многих авторов, именно эта избирательность будет влиять на специфику построения картины мира, а значит на эмоциональное восприятие этой картины, характер реагирования и поведения. Эта специализация, сочетаясь с феноменом доминирования одного из полушарий, очевидно, лежит в основе формирования ориентаций психики на полярные, по сути, способы восприятия информации и ее оценки, а также определяет основные ориентации психической активности в актах взаимодействия человека с внешней средой [3].
Индивидуальный профиль межполушарной асимметрии, который представляет собой изменчивое в онтогенезе образование, имеет половые различия, закономерную возрастную динамику и зависит от гормонального статуса, средовых влияний, а также от особенностей биохимических процессов в головном мозге. Межполушарная асимметрия мозга у взрослого человека — комплексный продукт действия биосоциальных механизмов. Основы функциональной специализации полушарий являются врожденными, однако по мере развития ребенка происходит совершенствование и усложнение механизмов межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия, которое и приводит к формированию определенного профиля межполушарной асимметрии (латеральности).
В настоящее время имеется большое количество данных о неравнозначности левого и правого полушарий головного мозга человека как на уровне анатомических особенностей, так и психологических проявлений [4, 8]. По данным современной нейропсихологии и психофизиологии, левое полушарие мозга человека специализируется на выполнении вербальных символических, правое — пространственных, образных функций, что опосредует асимметрию психической деятельности человека. Установлено, что правое полушарие быстрее обрабатывает информацию, чем левое. Человек с преобладанием правого полушария предрасположен к созерцательности и воспоминаниям, он тонко и глубоко чувствует и переживает, но медлителен и малоразговорчив. Доминирование левого полушария ассоциируется у человека с большим словарным запасом, активным его использованием, с высокой двигательной активностью, целеустремленностью, рациональностью. В процессах обучения, познания правое полушарие реализует процессы дедуктивного мышления (вначале осуществляются процессы синтеза, а затем анализа). Левое полушарие преимущественно обеспечивает процессы индуктивного мышления (вначале осуществляется процесс анализа, а затем синтеза). Соответственно левое полушарие является ведущим в осуществлении абстрактной, символической интеллектуальной деятельности. Правое же — доминирует в реализации конкретно-образного мышления и эмоциональной деятельности.
К настоящему моменту психология и психофизиология накопила значительное количество материала в отношении функциональной асимметрии мозга. Тем не менее, до сих пор не выработано единого подхода к изучению латеральной специализации. Полученные разными авторами данные зачастую противоречивы и узконаправленны и поэтому не используются в области организации обучения и трудового процесса. Теоретический анализ научно-педагогической и психолого-педагогической литературы показывает, что ни один самый широкомасштабный и разрекламированный подход к инновационным технологиям не учитывает психофизиологические особенности ребенка, в том числе особенности восприятия учебной информации с учетом латеральной асимметрии полушарий головного мозга. Однако, по мнению многих авторов именно специфика латеральной специализации является фактором, осложняющим ненормированное развитие ребенка.
Проблема исследования особенностей функциональной асимметрии человека актуальна для дифференциальной психофизиологии, психологии и педагогики [8]. Знания о структурно-функциональной организации полушарий, закономерностях их взаимодействия в деятельности мозга способствуют пониманию организации сложных психических процессов и индивидуально-психологических различий Функциональная асимметрия является одним из факторов, определяющих процесс адаптации к изменениям окружающей среды, склонность к заболеваниям, соотношение объективных и субъективных показателей здоровья, организации эффективной трудовой и учебной деятельности.
Анализ проведенных научных исследований показал, что установлены закономерные связи латеральных профилей с некоторыми психическими процессами (когнитивными, регуляторными, стилями эмоционального реагирования), однако связи с профилями латеральной организации индивидуальных особенностей временной перцепции, мнестических и речевых функций человека все еще остаются малоисследованными [7]. До настоящего времени недостаточно исследований индивидуальных особенностей «леворуких» с разными профилями, нет описания особенностей перцептивной организации детей со смешанным типом латерализации. Нами на протяжении ряда лет было предпринято исследование, направленное на изучение взаимосвязи асимметрии мозга с индивидуально-психологическими особенностями личности [1, 2].
Методологическим основанием исследования стали общенаучные принципы познания; теоретические разработки в области общей психологии и психофизиологии [3, 4].
Объект, методы и этапы исследования. Методики, применяемые в исследовании: тест М. Аннет; опросник В. Гербачевского для выявления уровня притязаний личности; методика изучения мотивов учебной деятельности А. А. Реана и В. А. Якунина; методика А. Алексеева и Л. Громова для определения стиля мышления у испытуемых; опросник «Типология-2» для определения типа межполушарной асимметрии; методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда; тест Р. Томаса «Я в конфликтной ситуации»; тест Н. Ф. Вишняковой для диагностики креативности; методика исследования УСК; методика «Выход из трудных жизненных ситуаций»; тест индивидуальные копинг-стратегии (по Э. Хайму).
Набор методов математической статистики, использованный для обработки фактического материала, определялся целью исследования, содержанием конкретных задач, характером собранных данных. Статистическая обработка проводилась с помощью стандартного пакета прикладных программ «Statistika V.6.0», различия между зависимыми группами были проанализированы с использованием непараметрического теста по критерию Вилкоксона. Оценка зависимости между двумя переменными вычислялась по коэффициенту корреляции Спирмена. Для определения системы взаимосвязи применялся латентно структурный факторный анализ.
Исследование проводилось на протяжении четырех лет и включало в себя комплекс работ. В исследовании участвовали обширные выборки студентов ряда институтов (НГМУ, НГИ, СГУПС, НГТУ). В период с 2003 по 2004 год проходило исследование взаимосвязи функциональной асимметрии и творчества (91 человек в возрасте от 17 до 25 лет). В ходе исследования была найдена корреляция показателей правого полушария с интуицией, рассматриваемая нами как показатель творческого мышления. В годах исследовали аспекты взаимосвязи функциональной асимметрии и социальной адаптации (240 человек в возрасте от 17 до 22 лет, 135 женщин и 105 мужчин). Спектрографические и картографические методы изучения фоновой ЭЭГ позволили обнаружить взаимосвязь альфа-ритма с доминированием полушария (высокая амплитуда альфа-ритма коррелирует с правым полушарием, низкая амплитуда альфа-ритма связана с левым полушарием). Далее было продолжено исследование функциональной асимметрии в контексте социально-психологической адаптации, стресс-реакции, совладающего поведения в стрессовой ситуации, стилями поведения в конфликте (143 человека в возрасте от 17 до 23 лет). В годах были проведены исследования особенностей стиля мышления, мотивации и специфики организации обучения в зависимости от латеральной специализации (140 студентов технических и гуманитарных профессий вузов г. Новосибирска (НГМУ, НГИ, НГТУ) в возрасте лет и 116 школьников МОУ «Гимназия № 1» г. Новосибирска в возрасте Исследование проводилось с согласия родителей, учителей и самих школьников и студентов.
Результаты исследования и их обсуждение. Анализ результатов сравнения показателей социально-психологической адаптации и межполушарной специализации мозга при помощи коэффициента ранговой корреляции Спирмена позволил выделить ряд значимых корреляций (табл. 1).
Взаимосвязи показателей по методике диагностики социально-психологической адаптации и межполушарной специализации мозга
Анализируя эти данные, мы выяснили, что левое полушарие связано с высокой адаптивностью, эмоциональной комфортностью и интернальностью. Лица с доминированием левого полушария более стрессоустойчивы, оптимистично настроены, достаточно уравновешены, уверены в себе, последовательны и настойчивы в достижении поставленной цели и считают ответственными за результат своей деятельности только самих себя. Им свойственен высокий уровень субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями.
Далее мы проанализировали различные параметры социально-психологической адаптации и межполушарной асимметрией в зависимости от пола и профиля образования (табл. 2).
Взаимосвязи показателей по методике диагностики социально-психологической адаптации и межполушарной специализации мозга в зависимости от пола респондентов
Было выявлено, что на успешность социально-психологической адаптации женщин значимое влияние оказывает одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивная самооценка, осознание себя как самостоятельной, независимой от мнения окружающих, привлекательной, интеллектуально развитой. А успешность социально-психологической адаптации мужчин связана с проявлением лидерских качеств, осознанием себя как уверенного в себе человека, энергичного, деятельного, смелого, предприимчивого, рассудительного, склонного к самоконтролю, самодисциплине.
Анализ результатов с помощью t — критерия Стьюдента по методике диагностики социально-психологической адаптации по профилю образования представлен в таблице (табл. 3).
Взаимосвязи показателей по методике диагностики социально-психологической адаптации в зависимости от профиля образования респондентов
По результатам исследования люди с техническим профилем образования рациональны, ответственны, склонны к абстрагированию, у них высокая потребность в постоянной умственной деятельности, выражена потребность в самосовершенствовании ума и волевых качеств. У людей с гуманитарным профилем образования выявляется творческое мышление, при решении проблемы они стараются найти как можно больше вариантов ее решения, выявляется высокая потребность в самореализации. Дальнейшие исследования данного параметра показали, что возможно проследить систему закономерных изменений полушарной специализации в процессе обучения и выявить влияние особенностей организации системы обучения на развитие того или иного полушария мозга.
Таким образом, исследуя уровень адаптации у людей с разным доминирующим полушарием, было показано, что более высокий уровень адаптации у людей с доминированием левого полушария, а у людей с ведущим правым полушарием уровень адаптации ниже [6]. В исследованиях также показано, что лица с доминированием правого полушария характеризуются более высокой тревожностью эмоционально-вегетативного типа. Доминирование левого полушария показывает обратные процессы, т. е. высокую самооценку здоровья.
Исследования взаимосвязи межполушарной специализации с эмоциональными состояниями показали, что оба полушария вносят свой вклад в эмоциональные переживания. Наиболее вероятной представляется точка зрения, согласно которой правое полушарие в большей степени связано с негативными эмоциями. По нашим данным, у людей с доминированием левого полушария низкая склонность к депрессии (r = 0,23; p = 0,03), низкая тревожность, они более эмоционально устойчивы. При доминировании правого полушария мозга чаще наблюдаются признаки депрессии (r = 0,48; p =0,02), которые проявляются в эмоциональном состоянии, поведении, отношении к среде. Исследования взаимосвязи латеральной специализации с показателями стрессоустойчивости выявило, что доминирование по правополушарному типу связано с интроверсией, характеризуется признаками психопатологического депрессивного синдрома, которые проявляются в эмоциональном состоянии, поведении отношениях к себе и социальной среде. Предрасположенность к стрессовому реагированию на обычные жизненные ситуации, протекающему по пассивно оборонительному типу, наличие тревожности, скованности, неуверенности, следствием чего являются трудности в социальных контактах, неустойчивость эмоционального состояния, проявляющегося в частых колебаниях настроения, повышенной возбудимости, раздражительности, недостаточной саморегуляции — все это говорит о низкой стрессоустойчивости. Левополушарные, по нашим данным, более экстроверты, характеризуются низкой склонностью к депрессии, низкой тревожностью, они эмоционально лабильны по устойчивому типу, у них высокая эмоциональная комфортность, хорошее принятие себя, все это говорит о высокой стрессоустойчивости.
Итак, экспериментальные данные позволяют сделать вывод о наличии индивидуальных различий, проявляющихся в умственной и эмоциональной активности, а также в особенности реагирования на стресс. Испытуемые с ведущим левым полушарием более устойчивы в стрессе, оптимистичны. Правополушарные показатели коррелируют с наличием эмоциональных переживаний негативного (отрицательного) фона, тревожностью, меньшей стрессоустойчивостью, повышенной депрессивностью.
Следовательно, левополушарные менее подвержены стрессу, чем лица с доминантным правым полушарием. Кроме того, по полученным данным, доминирование правого полушария определяет эмоциональные стратегии совладающего поведения. Доминирование левого полушария связано с выбором поведения, направленного на решение проблемы. Изучение связи полушарной специализации с уровнем субъективного контроля позволило сделать следующие выводы: левое полушарие связано с эмоциональной комфортностью и интернальностью (внутренний локус контроля). Иными словами люди с доминированием левого полушария более последовательны и настойчивы в достижении поставленной цели и считают ответственными за результаты своей деятельности только самих себя. И даже если обстоятельства неблагоприятны, они не станут оправдывать себя за ошибки и неудачи. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, следовательно, чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Все это говорит о хорошей социальной адаптации таких людей.
Еще одним аспектом нашей работы стало изучение взаимосвязей функциональной асимметрии и стратегий поведения в конфликте как стрессовой ситуации. Изучив теоретический и экспериментальный аспект психических функций в зависимости от межполушарной асимметрии, а также специфику стратегий поведения в конфликте, мы пришли к выводу, что люди с праволатеральным профилем будут в конфликте выбирать тактику соперничества, избегания и приспособления, для леволатерального профиля более свойственна стратегия сотрудничества и компромисс. Человек с доминированием левого полушария в стрессовой ситуации принимает решение о возможности позитивного изменения ситуации (р
Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России)
Государственная лицензия ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России
на образовательную деятельность:
серия ААА № 001052 (регистрационный № 1029) от 29 марта 2011 года,
выдана Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки бессрочно
Свидетельство о государственной аккредитации ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России:
серия 90А01 № 0003592 (регистрационный № 3376) от 31 марта 2020 года
выдано Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки
на срок по 31 марта 2026 года
Адрес редакции: 630091, г. Новосибирск, Красный проспект, д. 52
тел./факс: (383) 229-10-82, адрес электронной почты: mos@ngmu.ru
Выпуск сетевого издания «Медицина и образование в Сибири» (ISSN 1995-0020)
прекращен в связи с перерегистрацией в печатное издание «Journal of Siberian Medical Sciences» (ISSN 2542-1174). Периодичность выпуска — 4 раза в год.
Архивы выпусков «Медицина и образование в Сибири» доступны на сайте с 2006 по 2016 годы, а также размещены в БД РИНЦ (Российский индекс научного цитирования) на сайте elibrary.ru.
Средство массовой информации зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) —
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-72398 от 28.02.2018.
© ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России, 2021
22.05.2017 03.04.2017 08.02.2016 11.01.2016 28.12.2015
|