фзо это какое образование
В первые послевоенные годы советское руководство предпринимало значительные усилия для восстановления народного образования в короткие сроки. Без этого восстановления многие направления научно-технического и социального развития испытывали серьёзные трудности[1].
Во время Великой Отечественной войны здания учебных заведений и учреждений культуры нередко были заняты под госпитали и эвакуированные предприятия. Предстояло в кратчайшее время вернуть в эти здания образовательные учреждения. В первую очередь это касалось школ, поскольку училища по подготовке рабочих активно задействовались для выпуска продукции для фронта. Тем не менее, и здесь стояла задача модернизации училищ, повышения качества преподавательской работы, повышения производительности труда учащихся на подведомственных предприятиях, улучшения бытовых условий в общежитиях.
Подготовка кадров молодых рабочих приобретало особо важное значение в связи с желанием эвакуированных рабочих возвратиться в родные города. Это касалось и Омска, где даже были зафиксированы побеги с предприятий (хотя за это тогда полагалась уголовная ответственность).
Омские городские власти уделяли подготовке молодых рабочих большое внимание. Основная их подготовка шла через ремесленные училища, школы фабрично-заводского обучения (ФЗО) и, в меньшей степени, школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). Стоит напомнить о специфике этих учебных заведений.
Школа фабрично-заводского обучения (школа ФЗО) — низший тип профессионально-технической школы. Школы ФЗО были созданы на основе школ ФЗУ. Существовали в 1940;1963 гг. Учащиеся находились на полном государственном обеспечении. Школы ФЗО действовали на базе промышленных предприятий и строек в системе Государственных трудовых резервов СССР. Готовили рабочих массовых профессий для строительства, угольной, горной, металлургической, нефтяной и других отраслей промышленности. Срок обучения составлял 6 месяцев.
Школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) действовали при крупных предприятиях для подготовки квалифицированных рабочих. Срок обучения составлял 3-4 года. В школу принималась молодёжь 14-18 лет с начальным образованием. Наряду с профессиональным обучением в школе велась общеобразовательная подготовка. В 1930-1939 гг. обучение проходило в основном на базе 7-летней школы и, из-за сокращения часов на общеобразовательные предметы, срок обучения снизился до 1,5;2 лет. В 1940 г. большинство школ ФЗУ были реформированы в школы фабрично-заводского обучения и ремесленные училища, сохранившись преимущественно в лёгкой и пищевой промышленности.
Уделялось внимание и улучшению бытовых условий и, особенно, питанию учащихся. Один из путей этого виделся в ведении собственного сельхозпроизводства. К этому времени училища и школы ФЗО имели до 200 голов скота, располагали своими тракторами, семенами, но этого было недостаточно, использовалось нерационально. Ставилась задача об отведении земли вблизи города или передаче училищам одного из пригородных совхозов[2].
Омская периодика и архивные документы позволяют нам получить представление о ремесленных училищах и школах ФЗО той поры. Учащиеся принимались с образованием не ниже 4 или 5 классов. Срок обучения зависел от профессии (от 4 месяцев до 1,5 лет). Как правило, учащиеся обеспечивались бесплатным питанием, спецодеждой и общежитием, но были училища, не имевшие общежитий.
Социально-бытовые условия в ремесленных училищах в первое время после войны были тяжёлыми, но постепенно улучшались. Особенно это касалось тех училищ и школ ФЗО, которые напрямую сотрудничали с крупными заводами. В 1949 г. в газете было опубликовано письмо сельского жителя И. Черемнова, который посетил своего сына, учащегося школы ФЗО № 4 при машиностроительном заводе. Отец остался очень доволен условиями учёбы и быта его сына, и благодарил за это дирекцию школы[8]. Несмотря на цензуру, в прессе немало публиковалось и критической информации бытового характера, поэтому это письмо всё-таки вызывает доверие. Тем более, что многие селяне материально жили хуже горожан.
Учащиеся ремесленных училищ и школ ФЗО активно занимались спортом и в кружках художественной самодеятельности. По мере укрепления материальной базы возможности училищ росли. Многие училища имели свои хоры, духовые оркестры, драматические кружки. Областное управление Трудовых резервов (оно ведало всеми подобными училищами) проводило смотры художественной самодеятельности и лучшие воспитанники награждались призами[9].
Ремесленные училища и школы ФЗО в тот период были самыми массовыми формами профтехобразования. И они сыграли огромную роль в восстановлении народного хозяйства страны. Кроме того эти училища дали путёвку в жизнь многим детям войны. Сегодня стоит вопрос о возрождении профтехобразования, которое в постсоветское время (как и многие другие сферы общества) понесло огромные потери.
История ФЗО
История факультета заочного обучения насчитывает более 30 лет, сделав первые шаги в октябре 1985 года путем набора слушателей на заочную форму обучения учебного отдела Краснодарской специальной средней школы милиции МВД СССР. Приказом начальника КССШМ от 15 октября 1985 года № 123 на 1 курс было зачислено 97 обучаемых и назначен куратор по заочному обучению подполковник милиции Заблоцкий Алексей Николаевич.
В июне 1993 года на базе Краснодарской специальной средней школы МВД России, с целью подготовки квалифицированных специалистов для подразделений Министерства внутренних дел и внутренних войск РФ без отрыва от прохождения службы, создается отделение заочного обучения, возглавляемое полковником милиции в отставке Сидоровым Геннадием Леонидовичем, и зачисляются в штат отделения старший преподаватель-методист и преподаватель-методист.
03 мая 1994 года, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 427, на базе Краснодарской специальной средней школы МВД России создается Краснодарский юридический институт МВД России с реорганизацией отделения заочного обучения в факультет, по-прежнему возглавляемый Г.Л. Сидоровым, который руководил подразделением до мая 1998 года. Являясь высококвалифицированным специалистом, Геннадий Леонидович заложил основы развития факультета, уделяя особое внимание формированию коллектива подразделения, разработке и внедрению современных средств подготовки специалистов для органов внутренних дел. Далее, до июля 2001 года, факультет возглавляет полковник полиции в отставке Ульянов Рачик Игоревич, на смену которому приходит в период с ноября 2001 года по май 2003 полковник полиции в отставке Кошкин Петр Петрович. Но история факультета знакома и с женщинами-руководителями. Так, подполковник милиции в отставке Горевая Наталья Николаевна являлась начальником факультета заочного обучения с ноября 2004 года по май 2007 года. Полковник милиции в отставке Яблонский Владимир Юльевич руководил подразделением дважды – с мая 2003 года по ноябрь 2004 года и с мая 2007 года по март 2010 года. Адаменко Игорь Евгеньевич, полковник полиции в отставке, – начальник факультета с марта 2010 по август 2011 года. С апреля 2012 года по июль 2015 года факультетом руководил полковник полиции в отставке Максименко Эдуард Анатольевич. С августа 2015 года возглавлял факультет полковник полиции Чередниченко Александр Васильевич.
За период существования факультета заочного обучения высшее образование получили более шести тысяч сотрудников органов внутренних дел и внутренних войск РФ, прибывших из Ставропольского и Краснодарского краев, Ростовской и Астраханской областей, республик Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Северная Осетия-Алания, Чеченской, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской и других субъектов Российской Федерации.
Учебная работа на факультете проводится в форме лекционных, семинарских и практических занятий, консультаций, а также самостоятельной работы слушателей в межсессионный период. Для организации учебного процесса факультет заочного обучения располагает отдельным административно-учебным корпусом.
Для чтения лекций факультетом используются залы на 60 посадочных мест, для семинарских и практических занятий – учебные аудитории на 28 мест. Практические занятия по таким дисциплинам, как криминалистика, организация деятельности ГИБДД, проводятся на полигонах университета; информатика и математика – в компьютерных классах.
Научно-методическое обеспечение образовательного процесса факультета включает библиотечные фонды университета. Уровень обеспеченности учебной и специальной литературой соответствует уровню потребностей слушателей. Сотрудники факультета ведут активную работу по повышению качества подготовки слушателей, формированию у них профессионально-значимых личностных качеств, культурных, интеллектуальных и моральных ценностей, основанных на профессионализме и нравственности.
Подготовка обучающихся на факультете заочного обучения ведется на основе целевого приема на места, финансируемые за счет средств федерального бюджета, в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по следующим специальностям и направлениям подготовки:
40.03.01 – Юриспруденция (квалификация «Академический бакалавр»), срок обучения 4 года (ускоренное обучение), на базе среднего профессионального образования;
40.03.01 – Юриспруденция (квалификация «Академический бакалавр»), срок обучения 4 года (ускоренное обучение), на базе высшего образования;
40.05.01 – Правовое обеспечение национальной безопасности (квалификация «Юрист»), специализация «Уголовно-правовая» узкая специализация «Предварительное следствие в ОВД», срок обучения 6 лет, на базе среднего общего образования;
40.05.02 – Правоохранительная деятельность (квалификация «Юрист»), специализация «Оперативно-розыскная деятельность» узкая специализация «Деятельность оперуполномоченного уголовного розыска», специализация «Административная деятельность ОВД» узкая специализация «Деятельность участкового уполномоченного полиции», срок обучения 6 лет, на базе среднего общего образования.
В настоящее время на факультете проходит обучение около 800 человек. На заочное обучение принимаются лица из числа рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ и внутренних войск РФ, в соответствии с Планом комплектования и отбора кандидатов на учебу в образовательные учреждения МВД России, утверждаемым ежегодным приказом МВД России.
Систематизация бухгалтерии
Статьи, обзоры, комментарии экспертов
ПТУ это какое образование
Многих абитуриентов интересует, чем отличается образование, которое можно приобрести в колледже, от образования в училище или техникуме. Обо всех тонкостях вы узнаете из этого материала.
Очень часто в Интернете можно встретить вопросы озадаченных пользователей:
На качество образования название учреждения, как правило, не влияет. Техникумы, колледжи, училища относятся к одной ветви образовательной структуры, и все имеют статус ссузов.
Структура профобразования (без учета высшего)
Чтобы понять, какое образование получают в колледже, а какое образование после техникума и найти ответы на вопросы вроде «Училище — это какое образование?» или «Техникум какое образование дает?», необходимо разобраться в структурной модели этого сегмента профессиональной подготовки.
Освоив программы первого типа, выпускники ссузов получают квалификацию «специалист», второго – «специалист начального уровня». Техникумы и колледжи дают начальное и среднее профессиональное образование, а большинством училищ — только НПО.
СПО и НПО
Программы СПО направлены на подготовку специалистов, которые будут обладать углубленными, качественными навыками и знаниями по своему профилю. В рамках обучения расширяются базовые знания по общим предметам из школьной программы.
НПО обеспечивает более низкий уровень подготовки и предоставляет выпускникам скромные карьерные возможности, несмотря на то что освоившие программу начального образования приобретают определенные компетенции и считаются квалифицированными работниками. К примеру, обладатель СПО медицинского профиля может работать медбратом или фельдшером, а «потолок» для тех, у кого есть лишь НПО, — работа нянечки.
Итак, колледж — это какое образование? А какое образование после училища? И какое образование получают в техникуме? Ответы найдете ниже.
Подробнее о ссузах
Обучение в колледже построено по типу институтского или университетского. Процент выпускников колледжей, поступивших в вузы, значительно выше, чем окончивших техникум или училище.
Запись об образовании в трудовой книжке: нюансы оформления
Не в последнюю очередь это обусловлено льготами (иногда негласными) и приоритетом, которыми обладают абитуриенты, отучившиеся в колледже.
Для поступления в колледж необходимо предоставить аттестат об окончании 11-ти или 9-ти классов, а также при наличии диплом о СПО или НПО. Обучение длится в среднем три года, но на базе 9-ти классов – не менее 4-х лет, а по некоторым специальностям даже больше.
Какое образование дает колледж и как называется образование после колледжа? В колледжах предоставляется качественное образование среднего профессионального уровня.
Поступить в техникум можно на базе оконченных 9-ти и 11-ти классов общеобразовательной школы на основании достаточно высоких результатов ГИА и ЕГЭ. Обучение занимает около 3 лет, некоторые специальности осваиваются и за два. С недавних пор учащимся техникумов предоставляется отсрочка от армии. Образовательный процесс в техникумах проходит в формате, приближенном к школьному.
Что выбрать: училище, техникум или колледж?
Зависит от ваших планов на будущее. Если после получения образования собираетесь поступать в конкретный вуз, больше всего подойдет колледж при этом вузе. Обучение в таком колледже даст возможность на упрощенных условиях поступить в вуз, в административную структуру которого входит колледж, являющийся, выражаясь предпринимательским языком, «дочерним предприятием» университета. Таким образом, вы сможете, уже работая по специальности, продолжить получение образования более высокого уровня.
Если планируете освоить квалифицированную рабочую специальность и ограничиться ею, устроившись работать, например, сварщиком высокого разряда, мастером-строителем или автомехаником, лучше всего поступать в техникум. Техникумы обучают и по гуманитарным, бухгалтерским, аудиторским и другим образовательным программам, направленным на подготовку специалистов интеллектуального труда средней квалификации.
Если в планы не входят высокие карьерные достижения или получение более существенного образования отложено на потом, оптимальным вариантом станет училище и диплом о НПО.
Многие ныне существующие в России организации профобразования – те, которые успели побывать в том числе и профессионально-техническими училищами – основаны ранее того момента, как в стране в принципе появились ПТУ, то есть еще до пятидесятых годов ХХ века. Конечно, для истории каждого учебного заведения важнее то, как долго оно существует и какие полезные традиции в нем сложились, а не его формальный статус в прошлом или настоящем. Однако поступающим не помешает узнать историю самого статуса ПТУ: непрекращающиеся преобразования в этой сфере могут затронуть ваши планы на учебу (технологии продаж тренинг).
Начиная с первых послереволюционных лет, образование будущих рабочих принимало разнообразные формы – от ликбезов до рабфаков, от профтехшкол до мастерских и не только. Среди всего этого многообразия стоит выделить школы ФЗУ – фабрично-заводского ученичества. Основным временем существования ФЗУ стали 1920–1940-е гг. Затем эти учебные заведения остались в отдельных отраслях, а на рубеже шестидесятых вместе с другими подобными учреждениями (ремесленными и сельскохозяйственными училищами и пр.) были преобразованы в ПТУ.
Обучение в ФЗУ проходило на базе общеобразовательной школы-семилетки, и если сначала оно длилось до 4 лет, то затем – накануне войны – школьные предметы в ФЗУ изучали уже более сжато, что позволяло сократить срок учебы до 2 лет.
Каким образованием считать ПТУ?
Согласитесь, по сравнению с ФЗУ, допустим, школы ФЗО – тоже «фабрично-заводского», но не «ученичества», а «обучения», – которые работали в еще более сокращенном режиме, обучая профессии всего за полгода, сроками учебы не настолько походили на будущие ПТУ. Да и стартовыми условиями они не напоминали профтехучилища, поскольку в ФЗО прием шел сразу после начальной школы.
Однако нет ничего невозможного: ФЗУ удавалось реформировать в ФЗО (а не наоборот). А ФЗО, равно как и не реформированную ранее школу ФЗУ – превратить в ПТУ.
Сам термин ФЗУ предопределял будущее место работы выпускника такого учебного заведения – фабрику или завод. И действительно, школы ФЗУ функционировали не только при небольших мастерских, но и при фабриках и заводах, под знаменем индустриализации стремившихся наращивать объемы производства. А вот термин ПТУ – несмотря на его внешнее сходство с ФЗУ – делает упор уже не на место работы молодого трудящегося, а на полученное им профессиональное образование как таковое.
Впрочем, аббревиатура ПТУ появилась не сразу. За несколько лет до реорганизации ФЗУ и ФЗО независимо от таких учебных заведений возникли ТУ – технические училища. А профтехучилища как только ни назывались! И «ГПТУ» (городское профессионально-техническое училище), и «СПТУ» (что в зависимости от конкретного времени либо условий обучения расшифровывалось либо как сельское профессионально-техническое училище, либо как среднее профессиональное техническое училище, либо как специальное профессиональное техническое училище), и «СГПТУ», и классическое «ПТУ». Последний вариант и сохранился в народной памяти лучше остальных ему подобных.
ПТУ относились к системе начального профессионального образования (а не среднего!). Туда принимали после 8-го класса – и через некоторое время выпускники уже защищали дипломные работы и проекты. Красный диплом ПТУ приравнивался к школьной медали, а также освобождал от распределения, которое в советское время вообще-то было обязательным для профессионалов и со средним, и с высшим образованием. Среди тех, кто окончил ПТУ, конечно же, есть и те, кто впоследствии получил высшее образование, но счет подготовленных в ПТУ рабочих просто идет на миллионы человек.
С начала 1990-х годов началась новая волна переименований профтехучилищ, отражавшая уже постсоветскую жизнь. Часть ПТУ стала профессиональными лицеями, часть – профессиональными училищами (ПУ), часть – колледжами, некоторые – техникумами. Профлицеи и профессиональные училища продолжали относиться к системе начального профессионального образования, зато перемена статуса ПТУ на статус колледжа или техникума означала повышение уровня предлагаемого учебным заведением профессионального образования – с начального до среднего.
Эти нюансы были актуальны до недавнего времени. А новый закон об образовании не устанавливает уровень начального профессионального образования вовсе. В статье 138, в частности, говорится: «Начальное профессиональное образование приравнивается к уровню среднего профессионального образования». Профессии НПО – начального профобразования – станут теперь специальностями СПО, среднего профессионального образования. Бывшее начальное профобразование в основном будет считаться не профессиональным образованием, а всего лишь профессиональной подготовкой. Обратите внимание на то, что между образованием и подготовкой есть существенная разница: первое – весомее.
В той же статье сообщается, что до 1 января 2016 года профессиональные лицеи должны быть преобразованы в «профессиональные образовательные организации соответствующего вида», а профессиональные училища превратятся «в учебные центры профессиональных квалификаций, в общеобразовательные организации, реализующие в пределах основной образовательной программы среднего общего образования программы профессиональной подготовки, либо иные организации, осуществляющие обучение».
За этими сложными формулировками скрыта разница фактических уровней обучения. В первом случае это будет ссуз, выпускникам которого дадут дипломы – примерно такие же, как диплом об окончании, допустим, техникума. Во втором случае возможны варианты, однако на диплом о среднем профессиональном образовании тут вряд ли стоит твердо рассчитывать (если только речь не идет о центре профессиональных квалификаций, но и там это будет не единственный вариант итогового документа). А надеяться получить удостоверение или свидетельство по профилю, позволяющее трудоустроиться – почему бы и нет!
Какое образование получают в колледже и техникуме
Структура среднего профессионального образования в России.
Получить среднее специальное (профессиональное) образование можно в следующих образовательных учреждениях:
Разновидности
В СССР было несколько видов ПТУ (профессионально-технических училищ):
С 1 сентября 2013 года, ввиду объединения системы начального профессионального образования со средним профессиональным образованием, многие училища получили статус техникумов и колледжей и теперь все имеют имеют статус ссузов.
ССУЗы — Профессиональные учебные заведения среднего профессионального образования, где даётся средний уровень профессионального образования и других различных специальностей на базе основного общего и среднего общего образования.
ССУЗ – среднее специальное учебное заведение. В его состав могут входить учреждения начального профессионального образования (НПО) и среднего профессионального образования (СПО).
Краткая справка
В колледж можно поступать после 9 классов (основное среднее образование) или после 11 классов (полное среднее образование).
В колледжах готовят работников и специалистов-практиков среднего звена практически для всех отраслей:
Виды колледжей:
Практически любые направления образования можно получить в колледже:
После окончания обучения в колледже студент получает определенную квалификацию, например, фельдшер, техник-механик, бухгалтер и так далее.
Выпускники имеют возможность работать по специальности, либо продолжить учебу, поступив в ВУЗ.
* занятия в медицинском колледже
Во многих высших учебных заведениях реализуются специальные ускоренные (сокращенные) программы, которые позволяют абитуриентам, имеющим среднее специальное образование, за более короткий срок получить высшее образование по своей специальности.
Обучение в колледжах максимально приближено к обучению в высшем учебном заведении.
Училище это какое образование?
Как и в ВУЗе, студенты колледжа получают зачетную книжку и студенческий билет.
Весь учебный год разделен на семестры, между которыми студенты сдают сессии.
Учащиеся средних, профессиональных учебных заведений очной формы обучения пользуются такими же привилегиями, как и студенты ВУЗов: пользуются студенческим проездным билетом, обеспечиваются общежитием, получают стипендию, получают отсрочку на службу в армии и так далее.
Продолжение на стр.2
Дополнительно по теме:
Колледжи по округам
Многих абитуриентов интересует, чем отличается образование, которое можно приобрести в колледже, от образования в училище или техникуме.
Училище это какое образование
Обо всех тонкостях вы узнаете из этого материала.
Очень часто в Интернете можно встретить вопросы озадаченных пользователей:
На качество образования название учреждения, как правило, не влияет. Техникумы, колледжи, училища относятся к одной ветви образовательной структуры, и все имеют статус ссузов.
Структура профобразования (без учета высшего)
Чтобы понять, какое образование получают в колледже, а какое образование после техникума и найти ответы на вопросы вроде «Училище — это какое образование?» или «Техникум какое образование дает?», необходимо разобраться в структурной модели этого сегмента профессиональной подготовки.
Освоив программы первого типа, выпускники ссузов получают квалификацию «специалист», второго – «специалист начального уровня». Техникумы и колледжи дают начальное и среднее профессиональное образование, а большинством училищ — только НПО.
СПО и НПО
Программы СПО направлены на подготовку специалистов, которые будут обладать углубленными, качественными навыками и знаниями по своему профилю. В рамках обучения расширяются базовые знания по общим предметам из школьной программы.
НПО обеспечивает более низкий уровень подготовки и предоставляет выпускникам скромные карьерные возможности, несмотря на то что освоившие программу начального образования приобретают определенные компетенции и считаются квалифицированными работниками. К примеру, обладатель СПО медицинского профиля может работать медбратом или фельдшером, а «потолок» для тех, у кого есть лишь НПО, — работа нянечки.
Итак, колледж — это какое образование? А какое образование после училища? И какое образование получают в техникуме? Ответы найдете ниже.
Подробнее о ссузах
Обучение в колледже построено по типу институтского или университетского. Процент выпускников колледжей, поступивших в вузы, значительно выше, чем окончивших техникум или училище. Не в последнюю очередь это обусловлено льготами (иногда негласными) и приоритетом, которыми обладают абитуриенты, отучившиеся в колледже.
Для поступления в колледж необходимо предоставить аттестат об окончании 11-ти или 9-ти классов, а также при наличии диплом о СПО или НПО. Обучение длится в среднем три года, но на базе 9-ти классов – не менее 4-х лет, а по некоторым специальностям даже больше.
Какое образование дает колледж и как называется образование после колледжа? В колледжах предоставляется качественное образование среднего профессионального уровня.
Поступить в техникум можно на базе оконченных 9-ти и 11-ти классов общеобразовательной школы на основании достаточно высоких результатов ГИА и ЕГЭ. Обучение занимает около 3 лет, некоторые специальности осваиваются и за два. С недавних пор учащимся техникумов предоставляется отсрочка от армии. Образовательный процесс в техникумах проходит в формате, приближенном к школьному.
Что выбрать: училище, техникум или колледж?
Зависит от ваших планов на будущее. Если после получения образования собираетесь поступать в конкретный вуз, больше всего подойдет колледж при этом вузе. Обучение в таком колледже даст возможность на упрощенных условиях поступить в вуз, в административную структуру которого входит колледж, являющийся, выражаясь предпринимательским языком, «дочерним предприятием» университета. Таким образом, вы сможете, уже работая по специальности, продолжить получение образования более высокого уровня.
Если планируете освоить квалифицированную рабочую специальность и ограничиться ею, устроившись работать, например, сварщиком высокого разряда, мастером-строителем или автомехаником, лучше всего поступать в техникум. Техникумы обучают и по гуманитарным, бухгалтерским, аудиторским и другим образовательным программам, направленным на подготовку специалистов интеллектуального труда средней квалификации.
Если в планы не входят высокие карьерные достижения или получение более существенного образования отложено на потом, оптимальным вариантом станет училище и диплом о НПО.
Многих абитуриентов интересует, чем отличается образование, которое можно приобрести в колледже, от образования в училище или техникуме. Обо всех тонкостях вы узнаете из этого материала.
Очень часто в Интернете можно встретить вопросы озадаченных пользователей:
На качество образования название учреждения, как правило, не влияет. Техникумы, колледжи, училища относятся к одной ветви образовательной структуры, и все имеют статус ссузов.
Структура профобразования (без учета высшего)
Чтобы понять, какое образование получают в колледже, а какое образование после техникума и найти ответы на вопросы вроде «Училище — это какое образование?» или «Техникум какое образование дает?», необходимо разобраться в структурной модели этого сегмента профессиональной подготовки.
Освоив программы первого типа, выпускники ссузов получают квалификацию «специалист», второго – «специалист начального уровня». Техникумы и колледжи дают начальное и среднее профессиональное образование, а большинством училищ — только НПО.
СПО и НПО
Программы СПО направлены на подготовку специалистов, которые будут обладать углубленными, качественными навыками и знаниями по своему профилю. В рамках обучения расширяются базовые знания по общим предметам из школьной программы.
НПО обеспечивает более низкий уровень подготовки и предоставляет выпускникам скромные карьерные возможности, несмотря на то что освоившие программу начального образования приобретают определенные компетенции и считаются квалифицированными работниками. К примеру, обладатель СПО медицинского профиля может работать медбратом или фельдшером, а «потолок» для тех, у кого есть лишь НПО, — работа нянечки.
Итак, колледж — это какое образование? А какое образование после училища? И какое образование получают в техникуме? Ответы найдете ниже.
Подробнее о ссузах
Обучение в колледже построено по типу институтского или университетского. Процент выпускников колледжей, поступивших в вузы, значительно выше, чем окончивших техникум или училище. Не в последнюю очередь это обусловлено льготами (иногда негласными) и приоритетом, которыми обладают абитуриенты, отучившиеся в колледже.
Для поступления в колледж необходимо предоставить аттестат об окончании 11-ти или 9-ти классов, а также при наличии диплом о СПО или НПО. Обучение длится в среднем три года, но на базе 9-ти классов – не менее 4-х лет, а по некоторым специальностям даже больше.
Какое образование дает колледж и как называется образование после колледжа? В колледжах предоставляется качественное образование среднего профессионального уровня.
Поступить в техникум можно на базе оконченных 9-ти и 11-ти классов общеобразовательной школы на основании достаточно высоких результатов ГИА и ЕГЭ. Обучение занимает около 3 лет, некоторые специальности осваиваются и за два. С недавних пор учащимся техникумов предоставляется отсрочка от армии. Образовательный процесс в техникумах проходит в формате, приближенном к школьному.
Профессиональное училище
Поступают в училище на базе 11 или 9 классов общеобразовательной школы. Длится обучение в училище от 6 до 36 месяцев. Срок зависит от специальности, которую получает студент. В рамках образовательной реформы ПТУ массово реорганизуются в ВПУ, ПЛ и ПУ (лицеи и разновидности училищ). На качество образования и процесс обучения переименование учреждений не оказывает особого влияния.
Что выбрать: училище, техникум или колледж?
Зависит от ваших планов на будущее. Если после получения образования собираетесь поступать в конкретный вуз, больше всего подойдет колледж при этом вузе. Обучение в таком колледже даст возможность на упрощенных условиях поступить в вуз, в административную структуру которого входит колледж, являющийся, выражаясь предпринимательским языком, «дочерним предприятием» университета. Таким образом, вы сможете, уже работая по специальности, продолжить получение образования более высокого уровня.
Если планируете освоить квалифицированную рабочую специальность и ограничиться ею, устроившись работать, например, сварщиком высокого разряда, мастером-строителем или автомехаником, лучше всего поступать в техникум. Техникумы обучают и по гуманитарным, бухгалтерским, аудиторским и другим образовательным программам, направленным на подготовку специалистов интеллектуального труда средней квалификации.
Если в планы не входят высокие карьерные достижения или получение более существенного образования отложено на потом, оптимальным вариантом станет училище и диплом о НПО.