Как и где рекламировать услуги
Бесплатные и бюджетные способы продвижения малого бизнеса
«Вести бизнес без рекламы все равно, что подмигивать девушкам в полной темноте» – сказал один мудрый маркетолог. Но как быть, когда все деньги вложены в товар и аренду помещения, и бюджет на рекламу сильно ограничен (или его нет вообще)? Пользоваться бесплатными и дешевыми способами раскрутки бизнеса – как в онлайне, так и в офлайне.
Регистрация в справочниках компаний и профильных каталогах
До прихода интернета в каждый дом в ходу были «желтые страницы» – пухлые телефонные справочники с информацией о компаниях. Сейчас они переместились в онлайн. Региональные справочники, как правило, содержат минимум данных о компании – род деятельности, адрес, контакты, иногда график работы и отзывы.
Популярные справочники компаний с охватом по всей России:
Это крупные каталоги, а есть еще и мелкие, коим несть числа. Регистрироваться есть смысл только на «живых». Пройдитесь по разделам каталога, посмотрите, как давно они обновлялись.
Если ассортимент компании не меняется, а конкуренция в выбранной нише небольшая, регистрация в каталогах предприятий может дать неплохой профит. Но полагаться только на нее не стоит.
Когда я работал у отца, ещё до того, как стал заниматься SEO, регистрировал компанию в каталогах. Предприятие из промышленного сектора, поэтому и регистрировал в профильных каталогах типа metaprom.ru или на площадках, где была соответствующая категория.
Данные указывал стандартные: название предприятия, имя руководителя, юридический адрес, телефон и факс, электронную почту. Было это в 2009–2011 годах.
Так вот, до сих пор идут звонки от людей, которые узнали о компании из таких вот каталогов.
Публикация на профильных площадках
Речь идет не о рекламе, а об имиджевых материалах. Это может быть кейс, интервью, аналитика отрасли – все, что может заинтересовать читателей ресурса. В рунете много таких площадок, и вы в данный момент находитесь на одной из них. Да-да, TexTerra открыта для интересных публикаций на тему бизнеса. Мы с удовольствием опубликуем вашу имиджевую статью, если она вписывается в формат блога.
Другие популярные площадки:
Вот пример имиджевого интервью, которое собрало почти 50 тысяч просмотров и более 200 комментариев. Его герой – один из тех людей, с которыми мы ежедневно сталкиваемся на улицах. Успех интервью доказывает, что читателям бизнес-порталов интересны не только стартаперы в пиджаках с иголочки.
Публикация на бизнес-сайтах не гарантирует шквала продаж, но повышает узнаваемость компании. А это тоже важная часть маркетинга.
Условия публикации на разных площадках отличаются. Уточнить их можно через обратную связь.
При грамотном подходе можно пропиариться даже через «Пикабу». Например, рассказ владелицы комиссионного магазина собрал почти 7 тысяч плюсов и гору комментариев. Это успех.
Партизанский маркетинг
Эффективная и, не побоюсь этого слова, изящная стратегия продвижения. Работает почти со всеми видами бизнеса.
Партизанский маркетинг противопоставляется традиционным способам продвижения в офлайне. Он сначала интригует, а уже потом предлагает товар или услугу. Посмотрите на реальные примеры партизанского маркетинга и сразу поймете, в чем соль этого метода. Кстати, из этой же подборки можно почерпнуть много хороших идей.
ПМ-рекламу размещают либо в местах с высокой проходимостью (ТРЦ, парки, метро, вокзалы), либо в местах сбора целевой аудитории. Последний вариант более эффективен в плане отдачи.
Обучающие мероприятия
Этот способ продвижения подходит для предприятий общепита и сферы услуг. Участие в обучающих мероприятиях помогает запустить «сарафанное радио», а при удачном стечении обстоятельств – еще и выгодно реализовать свою продукцию. Есть разные форматы таких мероприятий: воркшопы, семинары, тренинги, мастер-классы. Суть одна – участники делятся знаниями в обмен на пиар.
Анонсы предстоящих мероприятий появляются на городских сайтах или пабликах. Часто организаторы таких движух сами пишут людям «в теме» и предлагают бесплатно поучаствовать за рекламу. Некоторые мероприятия предполагают членские взносы.
А вот спонсорство таких событий редко оказывается результативным. Это эффективно для крупных брендов, которые могут завесить весь экспоцентр своей атрибутикой и организовать масштабную промо-акцию. В случае малого бизнеса это деньги и время на ветер.
Кросс-маркетинг
Этот способ продвижения заключается во взаимном пиаре. Обмениваться рекламой можно как в корпоративных пабликах, так и в личных аккаунтах. Не ждите предложений – пишите первыми. Партнериться нужно не со всеми подряд, а с компаниями из смежных ниш, чья целевая аудитория могла бы потенциально стать и вашей. Пиарить маникюрный салон в аккаунте строительной компании глупо. Зато инстаграм фитнес-клуба – отличная площадка для взаиморекламы.
Каналы YouTube
Почему-то многие недооценивают этот способ продвижения, считая его баловством. Но при правильном подходе можно неплохо раскрутить свой бренд (и в качестве приятного бонуса – еще и заработать на монетизации). Примеры успешных корпоративных каналов:
Раскрутить канал на Ютубе реально, если вы будете снимать полезные видео о своих товарах или услугах. Поставьте себя на место потенциального покупателя: что он хочет знать о товаре, с какими сомнениями сталкивается. Делайте ставку на решение конкретных проблем, а не на общие обзоры. Главное – делайте цепляющие заголовки. Они должны быть релевантны основным ключевым запросам по вашей тематике.
Плохо
Хорошо
5 секретов, которые помогут ровно уложить керамическую плитку
Коррекция морщин Stylage
Убираем носогубки гиалуроновым филлером Stylage: до и после
Конструктор Лего: обзор
Собираем китайский конструктор LEGO в прямом эфире
Качество видео тоже имеет значение. Снятые на утюг ролики с гнусавым закадровым голосом смотреть не будут, репостить тем более.
Конкурсы репостов
Многие считают этот метод неэффективным. Дескать, конкурсы привлекают только призоловов – любителей халявы, которые никогда не купят товар или услугу за полную цену. В этом есть резон, но не стоит забывать, что новорожденному бизнесу очень важна узнаваемость. И конкурсы репостов могут ее обеспечить.
Во-первых, это почти беспроигрышный способ набрать подписчиков в группу, пусть и нецелевых. Во-вторых, репост на странице призолова увидят его друзья, которые как раз могут оказаться целевой аудиторией. Мы уже писали, как проводить конкурсы репостов с максимальной отдачей – обязательно почитайте.
Объявления в газетах и на столбах
Метод древний и по охвату уступает предыдущим. Но он работает, если ваша основная ЦА – пенсионеры или жители отдаленных населенных пунктов, неизбалованные маркетингом.
Например, если вы продаете дрова дачникам, есть смысл заняться расклейкой на территории садоводческого товарищества и остановках рядом с ним. А если предлагаете слуховые аппараты и тонометры, более подходящими будут столбы и доски объявлений возле поликлиник.
Реклама в городских СМИ тоже дает выхлоп.
Я в риэлторском бизнесе 20 лет. Сейчас сдаю времянки и гостевые домики тем, кто приезжает сюда на заработки. Уже никого не ищу – сарафанное радио чудесно работает, жильцы передают мои контакты знакомым. До этого давала объявления в «Курьер» и другие газеты, расклеивала рекламу в районе автовокзала. Через интернет тоже пробовала работать. Писала в крымских группах объявлений, но звонили мало. Я же не апартаменты сдаю, студенты и семейные во времянки не селятся, а рабочие в интернете не сидят, им некогда. Поэтому все мои жильцы пришли с газет и столбов.
P. S. Все перечисленные способы хорошо дополняют друг друга. Ничто не мешает регистрироваться в каталогах, обмениваться рекламой с другими компаниями и параллельно давать объявления в газеты. Хороших вам продаж!
В Google и «Яндексе», соцсетях, рассылках, на видеоплатформах, у блогеров
В помощь бизнесу: 13 сервисов для привлечения клиентов в интернете
Я несколько лет продавал товары и услуги в интернете — свои и друзей.
В этом материале собрал список сервисов, которые помогут рассказать аудитории о вашем проекте, сэкономить на найме специалистов и сократить бюджет на рекламу.
Сервисов сотни: я делюсь только теми, которые пригодились и помогли сэкономить мне. У большинства из них есть бесплатный демопериод, а некоторые полностью бесплатные.
Как ищут клиентов в интернете
В интернет-маркетинге есть десятки способов привлечь клиентов. Часть из них требуют много денег и времени, а результат дают через несколько месяцев или лет.
Расскажу про три главных способа рекламироваться, а потом приведу примеры сервисов для каждого из них. Все эти методы продвижения доступны малому бизнесу и быстро запускаются.
Купить контекстную рекламу. Когда вы ищете что-то в Гугле или Яндексе, то в результате получаете страницу со списком ссылок. Первые и последние четыре места на странице поисковики продают. Тут все построено на системе аукциона: чем больше людей хотят показать рекламу по конкретному запросу, тем выше будет стоимость за каждый клик по рекламе.
Сначала нужно понять, какие поисковые запросы — ключевые слова — вводят потенциальные клиенты. Потом среди них вы отбираете те, на которые нет особого спроса среди конкурентов, а значит, клик не будет дорогим.
Для работы с рекламой в поисковиках понадобятся личные кабинеты в «Гугл-рекламе» и «Яндекс-директе». Про бюджет лучше думать, когда настроите кампанию: сервис сам покажет приблизительные цифры. Например, Яндекс рекомендует начать продвижение с 5000 рублей.
Настроить рекламу в соцсетях. Другой вариант найти клиентов — размещать баннеры или посты компании с пометкой «реклама» в социальных сетях. Такая реклама будет показываться в новостной ленте. Платить в этом случае можно за клик или за количество показов. Цена зависит от аудитории: чем больше компаний хотят показать рекламу этой аудитории, тем дороже реклама.
Принцип запуска рекламы в соцсетях тот же, что с контекстной рекламой: вы отбираете людей, которые заинтересованы в вашем товаре или услуге. Делается это с помощью фильтров. Внутри рекламных кабинетов социальных сетей можно выбрать город, пол, возраст, интересы пользователя.
Если бизнес не предполагает покупку сразу после просмотра рекламы, предлагайте пользователям подписываться на вашу группу или паблик. А дальше все зависит от вас: будете писать очевидную ерунду — потеряете участников.
Продавать тем, кому интересно. Когда решение о покупке принимается не сразу, имеет смысл «подталкивать» потенциальных покупателей к сделке, например рассказывать об акциях и скидках. С теми, кто уже купил, тоже не стоит терять связь: им можно показать статью, которая расскажет о вашем опыте, подчеркнет экспертизу или просто напомнит о вас в нужный момент.
Для этого используют разные механики: ведут группы в социальных сетях для тех, кто подписался после рекламы, или делают рассылки тем, кто пришел из контекстной рекламы на сайт и оставил контакты.
Выбирайте, что нужно вам сейчас
Для чего нужен: узнать, откуда конкуренты берут аудиторию сайта и как эту аудиторию переманить к себе.
С помощью этого сервиса можно примерно оценить активность конкурента, понять, как он продвигает свой сайт и какая у него аудитория. Что вы узнаете:
Нужно понимать, что данные любого сервиса — это не точная информация, а результат работы роботов-аналитиков, которые могут только предполагать. Поэтому рассматривайте результаты как способ построить гипотезы, которые потом нужно проверить.
Для чего нужен: подсмотреть у конкурентов ключевые слова для рекламной кампании.
Сколько стоит: бесплатно.
Чтобы запустить контекстную рекламу, нужно сначала понять, какие ключевые слова ищут потенциальные клиенты. У меня плохо с фантазией, поэтому я подсматриваю, по каким запросам продвигают бизнес конкуренты.
Для этого я вбиваю в Яндекс какой-нибудь общий запрос по теме. Например, для рекламы детского сада подойдет запрос «Частный детский сад Москва». В результатах я ищу сайт конкретного бизнеса, а не агрегатора или доски объявлений.
Потом копирую адрес сайта популярного конкурента в «Букварикс». В результате вижу таблицу ключевых слов, по которым люди находят этот сайт.
Ключевые слова нужно отсеять, чтобы добавить в рекламную кампанию только подходящие запросы. Для удобства я сначала скачиваю файл, потом открываю его в «Экселе» и работаю уже в нем:
В принципе уже на этом можно остановиться и создавать рекламные объявления на эти слова. Но если ключей-идей получается мало, можно использовать еще один сервис с подсказками.
Для чего нужен: найти синонимы ключевых слов.
Сколько стоит: бесплатно.
В WordStat можно найти синонимы уже собранных ключевых слов и похожие запросы, которые ищет ваша аудитория. Они отображаются в правой колонке на сайте.
Я проверяю через этот сервис ключи, которые отобрал на первом шаге, и забираю из правой колонки синонимы, до которых не догадался сам. Обычно в список для рекламной кампании прибавляется еще 5—10 синонимов.
Заодно можно посмотреть, много ли раз люди вводили такой запрос — это левый столбец «показов в месяц». Обычно если цифра больше 1500, то малому бизнесу нет смысла рекламироваться по этому запросу: за аудиторию соревнуется в цене много заказчиков, реклама получится слишком дорогой.
Как продвигать услуги в интернете: «50% прибыли я сразу отдаю на рекламу»
Олеся Кашицына бросила МГУ и создала проект «Твоё кино». Она снимает видео и монтирует фильмы на заказ. Олеся рассказала, как пыталась рекламировать свой бизнес, почему остановилась на интернет-продвижении и что нужно, чтобы успешно рекламировать бизнес в интернете.
На втором курсе института я увлеклась съёмкой видео. Все мои однокурсники смеялись, что я всё время ходила с камерой. Я делала фильмы для своей семьи: маме, папе, сыну. И тогда я забрала документы из МГУ и поступила на режиссёра монтажа, чтобы сделать свою студию. С этого всё началось, я начала её активно создавать.
Первый шаг — реклама на авось в Яндексе
Я положила 3000 ₽ на рекламу в Яндексе — это была моя первая попытка. В интернете вычитала, что нужен был сайт, а у меня не было. Я взяла, создала страничку на narod.ru, написала там какие-то тексты. Положила деньги на кошелёк. Сейчас-то я понимаю, что это была система на авось, и это всё надо изучать. Тогда у меня Яндекс все деньги сожрал, и за неделю никаких заказов, звонков не пришло. Я за этим столом и компьютером сидела с бутылкой вина — вся несчастная.
И тут раздается звонок: «Здравствуйте, мы хотим заказать у вас фильм, нашли вас по рекламе в Яндексе».
Это были мои первые клиенты. Я попросила 8000 ₽ за какую-то колоссальную работу. Но она обернулась мне минусом, потому что пока я делала это всё, у меня программа слетела, компьютер сломался — пришлось вызвать техника. Я же не могла их подвести, мне надо было сдать в срок. А один вызов техника стоил 1000-1500 ₽, а я его три раза вызывала, плюс компьютер чинила. Короче, я была в минусе на 100%.
Неудачные попытки: баннеры, статьи и листовки
Я не сразу остановилась на интернет-продвижении. Проверяла баннерную рекламу — она была сделана очень грамотно, но не сработала. Возможно, здесь тоже нужно было продумывать маркетинговую стратегию какую-то прежде чем закупать баннеры и вешать их на верёвки.
Я долгое время тратила деньги на пиар: наняла специалиста, который публиковал статьи про мою работу. Я проверяла эту систему и поняла, что практически невозможно отследить, работает она или нет. От неё я тоже отказалась.
Был опыт бумажной рекламы. До сих пор иногда используем — когда предлагают бартер. Пробовала работать с фестивалем, на котором раздавали наши листовки. Результат — ноль. Один человек пришел, и то по подарочному сертификату. Был опыт сотрудничества с крупными компаниями, такими как National Geografic — размещали рекламу по бартеру — вообще никаких реакций. В газете размещала ради тестирования — испытали газеты и журналы. Рекламу в них очень сложно отследить.
Для себя я вывела самый действенный способ — интернет. Нацеленное послание на конкретного потребителя, который в данную секунду в этом нуждается.
Пути и стоимость продвижения в интернете
Мы продвигаем свой сайт с помощью SЕО, размещаем таргетированную и контекстную рекламу в Яндексе.
SЕО — это действия, благодаря которым сайт попадает в выдачу по целевым поисковым запросам.
Таргетированная реклама — это когда твое объявление показывают людям, которые интересуются этой темой. Это работает в соцсетях и на сайтах, которые размещают на своих страницах рекламу. Например, в интернет-магазинах или в интернет-журналах. Можно очень чётко настроить аудиторию, которой нужно показывать объявление. Также можно добавить географические параметры и время, когда реклама будет работать.
Контекстная реклама — это когда ты написал в поисковике «съёмка в детском саду» и тебе показывают именно такой баннер. Контекстную рекламу создают с помощью специальных сервисов: AdWords, Яндекс.Директ, Таргет.Мейл.ру. Контекстная реклама работает на меньшую аудиторию.
Еще мы начали фейсбук развивать, щупать ситуацию. У социальных сетей, конечно, свои преимущества: не нужен сайт и все настройки рекламы можно сделать внутри. Но пока не добились результатов.
На рекламу в интернете я в среднем вкладываю от 30 000 ₽ до 50 000 ₽ в месяц — всегда по-разному. Например, вчера мне мой директор по маркетингу позвонил и говорит: «Я с одним парнем познакомился, он предлагает классную штуковину попробовать». Мы с ним в скайпе созвонились, он мне всё рассказал. Я говорю: «Окей, сколько это будет стоить?». Он мне говорит, что-то типа 70 000 ₽. Я говорю: «А какой ожидается результат?». Он предлагает на выбор: рисковать, то есть пробовать, или не пробовать. Я согласилась. То есть получается, что в этом месяце будет намного больше, чем 50 000 ₽. А бывает так, что в этом месяце остался какой-то остаток от прошлого, он перетекает дальше. В общем, не бывает конкретных цифр.
Правило первое: оцени услуги
Чтобы грамотно продвигать свои услуги или товары, их надо разделить. Например, у нас это: создание рекламного ролика — биографического, семейного или компании, видеосъёмка детского праздника, свадьбы или другого мероприятия. Отдельно — монтаж. Естественно, всё, что связано с семейным видео — всего получается больше 20 услуг.
Правило второе: создай лендинг под каждую услугу
Так легче настраивать рекламу — человек должен получать конкретную информацию по услуге, а не что-то лишнее. В конце можно добавить сопутствующую информацию. Но не так, что ты кликаешь на детскую съёмку и попадаешь на сайт, где всё рябит перед глазами: свадьба, монтаж, корпоративный фильм.
Когда на сайте куча услуг, это говорит о непрофессионализме — типа я умею всё. Понятно, что процентов 80 из этого сделают некачественно. Исключение — крупные компании, в которых много узкопрофильных специалистов. Если речь идёт об одном фотографе или видеографе, который позиционирует себя как «я делаю всё» — это неправда. Один классно снимает свадьбы, но детские праздники у него получаются плохо. Другой круто снимает детские праздники, а свадьбы не умеет. Не бывает специалистов, которые умеют всё.
Правило третье: учись
Первое время это было так: ага, мне надо настроить рекламу — «Алло, здрасьте, настройте мне рекламу». А потом я пошла на курсы маркетинга и таргетированной рекламы — узнала, как настраивать сайт и рекламу, как создавать лендинги. И тогда я поняла, что эти люди ничего не делали — большие серьезные компании, которые себя позиционируют как «мы всё настраиваем». Просто ничего!
Меня это зацепило, и я стала тратить деньги на учебу. Я прошла курс таргетированной рекламы, всё поняла, врубилась. Наняла человека, обговорила с ним, что он будет делать. И тогда я вижу, что процесс идёт. Это были вложения первостепенной важности.
А я сделала главный вывод: теперь, прежде чем нанимать кого-то, я иду на курсы и учусь сама. А потом уже нанимаю кого-то или нахожу специалистов на стороне, но уже понимая, что они должны делать.
Правило четвертое: пробуй
Без тестов ничего не получится. Например, как будет работать лендинг. В моей студии 20 услуг. Чтобы их продавать, мне нужно создать лендинг на каждую услугу и понять, как каждый из них должен быть устроен. Для этого я сначала делаю лендинг на одну услугу и проверяю, как работает трафик. Если не очень идёт, меняю в нем какую-то мелочь и смотрю, что происходит. И вот так по шагам, на каждый тест ты тратишь деньги — на рекламу и переделки.
Если хочешь продвинуть бизнес, начни с малого — вложи немного и изучи рынок. Не стоит сразу вкладывать 50 000 ₽, чтобы всё было круто — проверяйте постепенно. Страничка сайта с оранжевым цветом может работать лучше, чем с зелёным. Я бы посоветовала сначала пробовать всё.
Правило пятое: оцени конкурентов
Просто открываем интернет и смотрим, выписываем на листочке в две колонки плюсики и минусики. Выписываем в левую колонку конкурентов, смотрим 10 первых позиций в Яндексе по разным запросам. Если вяжем шарфы на заказ, вбиваем: «вязаные шарфы», «вязаные шарфы на заказ», «вязаные шарфы для дочки», «вязаные шарфы для мамочки» и другие варианты. И по всем параметрам смотрим первые 10 позиций и выписываем конкурентов.
Вбиваем запрос в Яндекс и изучаем первые 10 конкурентов
Оцениваем для себя каждого конкурента: в столбик выписываем, что на этом сайте понравилось, что нет
Вбиваем запрос в Яндекс и изучаем первые 10 конкурентов
Оцениваем для себя каждого конкурента: в столбик выписываем, что на этом сайте понравилось, что нет
Там дальше может быть уже много строк и параметров. Потом сидим и пишем плюсы и минусы, что понравилось, что не понравилось.
Чтобы было удобнее сравнивать, структурируем плюсы и минусы по разным параметрам
Чтобы было удобнее сравнивать, структурируем плюсы и минусы по разным параметрам
После этого мы структурируем все плюсы и минусы и на этой основе создаем своё. Это первое, на что нужно потратить время. Средства особенно не нужно тратить, только трафик интернета и ноутбук. И потом ты это всё оцениваешь и придумываешь свою концепцию, идею. Если это шарфы и шапки, то нужно придумать, для кого они. Может они будут для собачек.
Нужно придумать какую-то свою фишку и только тогда создавать сайт. Сейчас много сервисов, которые помогут сделать сайт бесплатно — начните с них.
Моё главное преимущество перед конкурентами — узконаправленность. Например, я занимаюсь только тем, что касается семьи: детские праздники, свадьбы и лав стори, документальные фильмы про семью. Я не возьмусь за рекламу бизнеса или музыкальный клип.
Второй момент — моя индивидуальность. Такой подход, который я предлагаю своим клиентам, я пока ни у кого не встречала.
Правило шестое: вкладывай по чуть-чуть
Ни один профессионал заранее не скажет, сколько нужно вложить денег на рекламу, чтобы получить результат. Это от многих нюансов зависит. Если у тебя есть сайт — в каком он состоянии. Если твой проект узконаправленный — какой контингент, какая целевая аудитория. Таких вопросов штук сто наберется минимум, прежде чем оценить стоимость рекламы. И это нельзя сделать наобум, нельзя сказать: от 5 до 100 тысяч рублей. Если вам говорят конкретные цифры заранее и без тестов, вас обманывают.
Когда я начала продвигать свой бизнес через интернет, у меня в кармане были последние 500 ₽, и мне надо было на них прожить. И я умудрилась 300 ₽ из них положить на Яндекс. Когда люди хотят сначала накопить деньги, а потом начать что-то делать — это очень большая ошибка. Год, два три — сколько ты будешь копить?
Я всю жизнь поступала так: вот я заработала 10 000 ₽, пять из них я отдам на рекламу, на остальные пять живу. Это очень просто сделать: представь, что тебе заплатили 5000 ₽, а не 10 000 ₽, и всё. То есть я 50% стабильно вкладываю в рекламу — только за счет этого и живу. Я считаю, что это очень правильно.