Как и когда человек становится личностью

Когда человек становится личностью: в каком возрасте?

Как и когда человек становится личностью. kogda chelovek stanovitsya lichnostyu 1. Как и когда человек становится личностью фото. Как и когда человек становится личностью-kogda chelovek stanovitsya lichnostyu 1. картинка Как и когда человек становится личностью. картинка kogda chelovek stanovitsya lichnostyu 1

Личность формируется под действием среды, в процессе воспитания и прохождения различных жизненных ситуаций. Когда человек становится личностью?

Формирование полноценной личности продолжается и изменяется на протяжении всей жизни. Разнообразие жизненного опыта слишком велико и варианты слишком индивидуальны и многообразны.

Поэтому, и возраст, в котором сформируется целостная личность – индивидуален. Но, тем не менее, психологи и ученые выделили основные, обобщенные, возрастные рамки, которые отражают основные этапы формирования личности. Давайте их рассмотрим.

Новорождённые (от рождения до года)

В этом возрасте ребенок учится всем физическим навыкам, необходимым человеку для нормального функционирования и жизни (сидеть, стоять, передвигаться и т. п.).

Младенцы(1-3 года)

Самый бурный период развития, дети в этом возрасте:

Один из самых важных этапов, поскольку закладывает фундамент, и во многом определяет, каким будет индивид в дальнейшем. Родителям важно проявлять заботу и понимание, демонстрировать терпение и ответственность. Ребенок становится более «понимающим», но большую часть времени, все же продолжает руководствоваться основными инстинктами.

Детство, первый этап (3-6 лет)

В этот период основную роль играет детский садик, а именно воспитатель, который должен показать детям прелесть игр и коммуникации со сверстниками. Ребенок наблюдает за первой «демоверсией» социума, учиться воспринимать себя и окружающих.

Детство, второй этап (6-12 лет)

Ребенок идет в школу. Получает опыт исполнения обязанностей, вступает в новый социум. Важно научить ребенка ответственности, но также позволять заниматься тем, что его интересует.

Подростковый возраст (12-16 лет)

Подросток сталкивается с чувством одиночества и непонимания со стороны взрослых. Один из самых трудных периодов. Здесь важно, чтобы у него были друзья, которым можно рассказать то, о чем нельзя поговорить с взрослыми. Также, дети в этом возрасте начинают более или менее определяться с тем, чем хотят заниматься в жизни.

В этот период важно поддерживать инициативность и позволять подростку раскрываться, если его интересует какое-то (допустимое) занятие (творчество, техника и т.д.).

Юность (16-23 года)

Индивид выбирает профессию, учиться, начинает окончательно определяться со своим местом в социуме. Основная задача:

Важно закрыть эти аспекты жизни, чтобы в следующих этапах человек мог заняться решением других. Постепенно заканчивается формирование тела, и одновременно происходит совершенствование уже в направлении когнитивных способностей.

Молодость (23-30 лет)

Как и когда человек становится личностью. semia. Как и когда человек становится личностью фото. Как и когда человек становится личностью-semia. картинка Как и когда человек становится личностью. картинка semia

Самый лучший период для поиска любимого человека, создания семьи и рождения детей. Если не произошел этап отделения от родителей, то это может быть последняя возможность.

Либо человек находит вторую половинку и начинает жить уже с ней, либо начинает зарабатывать достаточно, чтобы жить отдельно. Это важный аспект, поскольку чувство самостоятельности и ответственности в этом возрасте, благоприятно повлияет на формирование самооценки и личности в целом.

Зрелый возраст (от 30-35 до 60-70 лет)

Человек уже сформирован, в большинстве случаев у него есть работа, семья, хобби. Но, на начальных порах этого этапа часто наступает кризис и полное неудовлетворение своим занятием, работой, отношениями и т. д. Начинаются трудности, возможно, происходят изменения, но после все восстанавливается (улучшается) и продолжается развитие.

Индивид становится более чувственным, обычно продолжает совершенствоваться в своей профессии и, в общем, в жизни.

Выводы и советы

Как и говорилось с самого начала, в этом процессе, нет конца, поскольку нам постоянно приходиться сталкиваться с трудностями, изменениями взглядов и т.д. Процесс слишком индивидуален, но в большинстве случаев, основной «скелет» личности сформируется до возраста 23-25 лет. Помочь сформироваться, как личность помогут два основных аспекта:

Вот, пожалуй, и все, надеемся, что информация была для вас полезной. Пишите в комментариях, на каком этапе находитесь сейчас, и с какими проблемами столкнулись.

Источник

Процесс становления личности: возрастные этапы и конфликты, факторы

Прежде чем говорить о становлении личности, нужно понять, что же такое «личность». Традиционно в психологии этим термином описывается модель ролевого поведения, которая формируется под влиянием социальных ожиданий. Так, человек приобретает социально одобряемые привычки и навыки: становится воспитанным, образованным, получает необходимую обществу профессию и реализует себя в ней.

Более поздний и, следовательно, более современный подход описывает личность как самостоятельную и уникальную целостность, развитие которой подчинено не социальным ожиданиям, а личностному росту и самосовершенствованию. Человек развивается как бы в противовес обществу, пытаясь выделиться из массы.

На первый взгляд, описанные точки зрения кажутся взаимоисключающими. Тем не менее постулируемые ими тезисы находят подтверждение в жизни каждого человека, что мы покажем ниже.

Что понимается под становлением личности в психологии

В самом общем смысле под становлением личности в психологии понимается непрерывный процесс прогрессивных, то есть ведущих к усложнению, изменений. Этот процесс состоит из последовательных этапов, осуществляется с помощью определённых механизмов и под воздействием внутренних и внешних факторов.

Процесс становления личности

Человек становится личностью в процессе эволюционного, то есть постепенного, развития. Это многофакторный процесс, включающий в себя не только воспитание и получение образования, но и в целом складывание индивидуальной системы взаимодействия с миром во всех его аспектах – межличностном, интимном, профессиональном.

Процесс становления личности включает в себя следующие механизмы, или фазы:

В ходе фазы адаптации человек усваивает правила и нормы поведения, диктуемые внешним миром. Этот механизм также называют социализацией. Он является базовым для становления личности и ведущим до подросткового возраста.

В ходе фазы индивидуализации мотивация изменяется. К этому времени человек уже стал «как все» и теперь для него становится актуальным развитие качеств, которые отличали бы его от других людей. Механизм индивидуализации приобретает большое значение в подростковом и юношеском возрасте.

В ходе фазы интеграции личность находит компромиссную форму существования, при которой её индивидуальные особенности находят поддержку в обществе или у отдельной группы, позволяя человеку интегрироваться в систему.

Как и когда человек становится личностью. lich1. Как и когда человек становится личностью фото. Как и когда человек становится личностью-lich1. картинка Как и когда человек становится личностью. картинка lich1

Как происходит становление личности

Человек становится личностью в результате преодоления внутриличностных возрастных конфликтов. Под внутриличностным конфликтом понимается противоречие, возникающее между «Я» и внешним миром. В психологии считается, что каждому возрастному периоду свойственен один ведущий конфликт. То, каким образом индивид выходит из него, влияет на то, как он будет развиваться в дальнейшем:

Несмотря на то, что становление личности происходит последовательно, человек может – сознательно, под влиянием обстоятельств или с помощью психолога – вернуться к неразрешённым в прошлом конфликтам для того, чтобы скорректировать своё развитие.

Этапы и конфликты

Американский психолог Эрик Эриксон (1902-1994) сформулировал наиболее полную концепцию психосоциального развития индивида. Он выделил восемь этапов, из которых для темы становления личности важны первые шесть. На каждом из них человек разрешает встающие перед ним противоречия, которые могут быть сформулированы в виде простых вопросов.

Как и когда человек становится личностью. lich2. Как и когда человек становится личностью фото. Как и когда человек становится личностью-lich2. картинка Как и когда человек становится личностью. картинка lich2

Вызывает ли окружающий мир доверие?

Две потребности – в безопасности и в заботе – являются важнейшими для становления личности. Именно они лежат в основе пирамиды американского психолога Абрахама Маслоу (1908-1970). Их же постулирует и Э. Эриксон как основные потребности младенческого этапа развития:

В первом случае становление личности будет происходить под флагом оптимизма и радости. При втором варианте постоянный стресс, испытываемый младенцем, приводит к тому, что во взрослом возрасте такой человек, скорее всего, будет не доверять окружающему миру и опасаться его.

Могу ли я?

На втором году жизни ребёнок переходит к активному взаимодействию с миром. Появившаяся возможность самостоятельного передвижения открывает потрясающие перспективы: теперь можно действовать самому или самой. «Могу ли я забраться на этот стул?», «могу ли я дотронуться до кошки?», «могу ли я побежать?» и ещё тысячи подобных вопросов решает личность в процессе своего становления на этом этапе.

При негативном разрешении конфликта этого возраста личности становится присуще чувство стыда, сомнение в себе и в своих возможностях.

Как и когда человек становится личностью. fmt 94 24 123. Как и когда человек становится личностью фото. Как и когда человек становится личностью-fmt 94 24 123. картинка Как и когда человек становится личностью. картинка fmt 94 24 123

Буду ли я что-то делать?

Если на предыдущем этапе становления личность поняла, что она может самостоятельно действовать, то в период дошкольного возраста (с 3 до 6 лет) ей потребуется ответить на вопрос: будет ли она что-то делать. Деятельность ребёнка усложняется, это «возраст игры», когда он пробует различные формы сложной активности. Характер и исходы возрастного конфликта похожи на предыдущий:

Способен ли я?

Чем дальше – тем сложнее. В школьном возрасте потребуется осваивать сложные знания и умения. Для успешности этого процесса жизненно важно быть независимым, инициативным и целеустремлённым – то есть обладать качествами, которые образовались в результате положительного разрешения двух предыдущих возрастных конфликтов. И наоборот, пассивные дети с низкой самооценкой испытывают сложности в дальнейшем становлении личности, в том числе в осваивании новых знаний.

Плохая успеваемость, безволие, низкий социальный статус в группе – всё это приводит к тому, что ребёнок не чувствует себя способным в той же степени, в которой способны сверстники. Существует вероятность формирования комплекса неполноценности. На горизонте – гормональный «взрыв» и высокая турбулентность.

Кто я и кем я буду?

Человек, становление которого происходило в позитивном ключе, скорее всего, продолжит своё развитие в подростковом возрасте таким же образом. Все сложности будут преодолены, а результатом локального возрастного кризиса будет нахождение себя целостной и непротиворечивой личностью. В юношеском возрасте человек самоопределяется со своим дальнейшим путём, формируя основу своей будущей взрослой жизни.

Если у подростка не получается ответить на вопросы «кто он» и «кем он будет» или ответы на них его не устраивают (то есть его образ идеального не соответствует реальным возможностям и обстоятельствам), то у такой личности формируется чувство бессмысленности и бесцельности жизни. Это приводит к появлению различных форм девиантного поведения: хулиганство, употребление спиртного и наркотиков, вступление в беспорядочные связи, попытки суицида и прочее.

Как и когда человек становится личностью. 50197 gettyimages 848178056. Как и когда человек становится личностью фото. Как и когда человек становится личностью-50197 gettyimages 848178056. картинка Как и когда человек становится личностью. картинка 50197 gettyimages 848178056

Будет ли кто-то рядом со мной?

К 20 годам человек определяется с основными экзистенциальными вопросами, и у него появляется время и потребность реализовать себя в менее жизненно важной, но тем не менее необходимой сфере – в интимных отношениях с другой личностью. Молодой человек практикуется в их построении – и это нормально: поиск своей «половинки».

Противоречие ситуации заключается в том, что близкие отношения предполагают ограничение собственной независимости и воли – свойств, которые являются доминирующими со времени положительного разрешения конфликта раннего детства, то есть почти всю жизнь.

Как и на других этапах, которые проходит личность в процессе становления, результат этого периода может выражаться в двух полярных вариантах:

В каком возрасте человек становится личностью

То, когда именно человек становится личностью, зависит от подхода и критериев оценки. Рассмотренные выше 6 этапов развития по Эриксону заканчиваются в возрасте 25 лет. Формально можно исходить из того, что именно к этому возрасту человек становится личностью.

Факторы становления личности

К факторам, помогающим становлению личности, относятся:

Традиционно семью ставят на первое место. Однако даже самая благополучная семья, давшая ребёнку прекрасное воспитание, никак не сможет помочь в дальнейшем его становлении, если в обществе не уважается Личность, а его ценности сведены исключительно к архаичному религиозному мировоззрению и к фактору воспроизводства населения.

Заключение

Становление личности связано с положительным разрешением внутриличностных конфликтов и с приобретением в результате этого тех или иных качеств, которые необходимы для дальнейшего благоприятного развития.

Это не значит, что, если возрастные противоречия были разрешены в негативном ключе, к ним нельзя повторно вернуться в дальнейшем. Так, например, у человека может не сложиться интимная жизнь в молодости, но он всё равно имеет шанс найти себе пару в зрелом возрасте или даже в старости. То же касается и конфликтов на других этапах становления личности.

Источник

Что такое личность человека и каждый ли ею становится

Как и когда человек становится личностью. CHto takoe lichnost cheloveka. Как и когда человек становится личностью фото. Как и когда человек становится личностью-CHto takoe lichnost cheloveka. картинка Как и когда человек становится личностью. картинка CHto takoe lichnost cheloveka

Приветствую вас, уважаемые читатели!

Очень часто нам приходится сталкиваться с таким понятием, как личность. Однако далеко не все знают, какое значение оно в себе заключает. Ситуация осложняется тем, что общепринятый обиходный смысл сильно отличается от научного определения. Постараюсь простыми словами объяснить, что такое личность, каковы ее характеристики и основные подходы к изучению.

Как и когда человек становится личностью. kanal v svoem dome. Как и когда человек становится личностью фото. Как и когда человек становится личностью-kanal v svoem dome. картинка Как и когда человек становится личностью. картинка kanal v svoem dome

Определение личности в психологии

Личность в психологии – совокупность характеристик человека, определяющих его поведение и место в обществе. Общество состоит из множества личностей, каждая из которых индивидуальна и уникальна.

Личность формируется годами из привычек и предпочтений человека, его эмоциональных реакций, социокультурного опыта и накопленных знаний. Базисом для формирования личности служат индивидуальные психофизиологические особенности: строение нервной системы, тип темперамента, наследственные черты. Это то, что дается человеку от рождения и что мы изменить никак не можем.

На этом фундаменте и строится личность под воздействием социального окружения. Социокультурный опыт преломляется через призму индивидуальных особенностей, формируя устойчивую психоэмоциональную систему.

Определение личности в обиходе

Вы, наверное, заметили, что общеупотребимое понятие личности расходится с научным. Что значит быть личностью в общепринятом ненаучном смысле слова?

Называя человека этим словом, люди акцентируют внимание на его выдающихся характеристиках. “Он личность”, – говорят о людях сильных, успешных, с богатым опытом, многого добившихся, внесших существенный вклад в социальную жизнь.

Индивид, индивидуальность, личность

С понятием “личность” тесно связаны другие два термина: индивид и индивидуальность. Несмотря на схожесть, у них есть ключевые различия.

Индивид – отдельный представитель рода Homo Sapiens. Это “человек вообще”, без акцента на каких-то его индивидуальных особенностях.

Индивидуальность – система уникальных черт, присущих какому-то конкретному человеку.

Каждый человек рождается индивидом, затем происходит формирование его индивидуальности, которая кристаллизуется в личность через взаимодействие с социальной средой.

Каждый ли человек становится личностью

Исходя из определения, на первый взгляд может показаться, что каждый. У всех людей есть свои индивидуальные особенности, которые влияют на его поведение.

Однако дело обстоит сложнее. Личность – продукт социализации индивида. Она формируется только под влиянием общества. Если человек вовремя не интегрируется в социум, не пройдет поэтапно все стадии социализации, то и личностью он, к сожалению, не станет.

Феномен человека без личности можно наблюдать на так называемых людях-маугли. Это индивиды, которые в детском возрасте были вырваны из человеческой среды и воспитывались животными. Даже если их возвращают обратно в общество, полноценными его членами они никогда не станут. У них попросту не сформированы и не развиты функции мозга, отвечающие за социальное взаимодействие, а сензитивные (наиболее благоприятные) периоды для их развития уже прошли. Поэтому личности у таких людей нет.

Компоненты личности

Из чего же состоит личность? Это многокомпонентная сложная структура. Ее компоненты – устойчивые психические явления, которые проявляются в процессе деятельности и взаимодействия с другими людьми. К ним относятся способности, темперамент, характер, воля, эмоции, мотивация. Давайте рассмотрим их все подробно.

Способности

Способности – это то, что определяет успешность индивида в разных видах деятельности.

Это понятие можно истолковать по-разному. С одной стороны, под способностями подразумевают особенности протекания психических процессов, положительно влияющих на качество деятельности. С другой – это высокий уровень развития умений, навыков и знаний.

Существует несколько классификаций способностей.

По структуре способности подразделяются на:

По характеру деятельности бывают:

Все способности дополняют друг друга и позволяют человеку гармонично развиваться. От их реализации во многом зависит жизненный успех.

Как и когда человек становится личностью. Kazhdyy chelovek otlichaetsya unikalnym naborom sposobnostey. Как и когда человек становится личностью фото. Как и когда человек становится личностью-Kazhdyy chelovek otlichaetsya unikalnym naborom sposobnostey. картинка Как и когда человек становится личностью. картинка Kazhdyy chelovek otlichaetsya unikalnym naborom sposobnostey

Темперамент

Темперамент – совокупность свойств нервной системы и особенностей протекания психических процессов, определяющих поведение и реакции человека. Темперамент – врожденная характеристика, которая не меняется в течение жизни.

Классификацию темпераментов предложил еще Гиппократ в V веке до н. э. Он разделил людей на сангвиников, флегматиков, холериков и меланхоликов. Люди пользуются этой классификацией и по сей день. В чем проявляется каждый тип темперамента?

Основные характеристики сангвинического темперамента – устойчивость нервной системы и экстравертированность. Сангвиники – активные, энергичные весельчаки. Они легко сходятся с людьми, оптимистичны и деятельны. Их отличает умение быстро приспосабливаться к меняющимся условиям и высокий уровень саморегуляции.

Флегматики – интроверты со стабильной нервной системой. Они хладнокровны, слабо эмоциональны, медленно возбудимы. Однако, когда им удается включиться в деятельность, они проявляют высокий уровень работоспособности. Трудно приспосабливаются к новым условиям и тяжело отказываются от старых привычек.

Холерический темперамент характеризуется нестабильностью нервной системы и экстравертированностью. Холерики вспыльчивы, эмоциональны, импульсивны. Но довольно быстро остывают, если им идут навстречу.

Меланхолики – интроверты с нестабильной нервной системой. Это тревожные, пессимистичные, ранимые люди. Они склонны к постоянному самокопанию и чрезмерной озабоченности своей внутренней жизнью.

Знание темперамента открывает человеку широкие возможности. На их основе можно гораздо эффективнее планировать деятельность. Вы будете знать свои особенности, стараться избегать потенциально уязвимых ситуаций, эффективно взаимодействовать с людьми.

Характер

Характер – это устойчиво сложившаяся система способов взаимодействия человека с миром.

В отличие от темперамента характер не является врожденной характеристикой. Он более гибок и подвержен всевозможным влияниям. Однако в его основе все равно лежат врожденные особенности, на которые впоследствии накладываются факторы среды.

Отдельные устойчивые паттерны поведения человека в различных ситуациях называют чертами характера. Выделяют три группы таких черт:

Воля – один из важнейших компонентов личности, ее стержень. Именно сила воли определяет силу личности. Под волей подразумевается способность управлять своим поведением, контролировать психические состояния и процессы.

В человеке постоянно борются разные мотивы, желания, направленности. Воля помогает нам следовать тем из них, которые в конкретный момент времени являются наиболее полезными и приближают к достижению цели. Поэтому воля всегда сопряжена с самоограничением.

Воля – величина не статичная. Она поддается тренировке, словно мышца. Подробно о самодисциплине мы писали в статье о том, как развить силу воли.

Эмоции

Эмоции – индивидуальные переживания, которые возникают в ответ на внешние или внутренние стимулы.

Эмоции нужны человеку для более эффективного приспособления к окружающей среде. Они играют важную роль в процессе взаимодействия людей друг с другом.

В психологии принято классифицировать эмоции следующим образом:

Эмоции оказывают сильное влияние на восприятие человеком собственной жизни и на восприятие его самого другими людьми. У всех людей эмоции протекают по-разному.

Как и когда человек становится личностью. Spektr chelovecheskih emotsiy ochen shirok. Как и когда человек становится личностью фото. Как и когда человек становится личностью-Spektr chelovecheskih emotsiy ochen shirok. картинка Как и когда человек становится личностью. картинка Spektr chelovecheskih emotsiy ochen shirok

Мотивация

Мотивация – психический компонент, который отвечает за побуждение человека к деятельности. Это совокупность причин, обусловливающих поведение человека.

Мотивация тесно связана с потребностями человека. Можно сказать, что она является своего рода инструментом удовлетворения потребностей. Чем сильнее выражена конкретная потребность, тем выше мотивация к ее реализации.

Действующей единицей мотивации является мотив. Это внутренний позыв, который возникает в ответ на потребность и заставляет человека совершать определенные действия.

Мотивация является главной движущей силой нашего развития. Без нее человек не сможет достичь в жизни успеха и реализовать свой потенциал. Поэтому нужно относиться к ней бережно и внимательно.

Концепции и теории развития личности

Тема личности бередила умы психологов и философов всегда. Так как понятие это сложное и многогранное, существует несколько научных доктрин, объясняющих, как формируется личность. Давайте кратко рассмотрим основные из них.

Теория Зигмунда Фрейда

Основоположник психоанализа рассматривал личность как трехкомпонентную структуру, состоящую из:

Теория Зигмунда Фрейда снискала небывалую популярность как в научных, так и в обывательских кругах. Она раскрывает глубинные процессы, лежащие в основе человеческого поведения. Основная мысль концепции в том, что наше поведение во многом определяется иррациональными бессознательными влечениями, в частности сексуальным влечением.

Теория Карла Густава Юнга

В основе формирования личности по Юнгу лежат врожденные принципы, которые передаются из поколения в поколение. Их называют архетипами. В течение жизни эти архетипы обрастают индивидуальными особенностями и формируют личность.

Согласно концепции Юнга, “Я” человека все время стремится к единству и целостности. Достигается это единство путем уравновешивания различных элементов в процессе самореализации индивида.

Юнг выделял несколько основных сфер личности:

Гуманистическая теория личности

В основе данной теории лежит представление о человеке как о субъекте, который стремится реализовать свой потенциал. Созидательное начало и целенаправленная деятельность являются главной движущей силой развития личности.

Самыми яркими представителями гуманистической школы считаются Абрахам Маслоу и Карл Роджерс.

Маслоу создал знаменитую пирамиду потребностей. По его теории потребности делятся на низшие и высшие. Первые прекращают свое действие после их удовлетворения, а вторые усиливают свое действие.

Как и когда человек становится личностью. Piramida Maslou. Как и когда человек становится личностью фото. Как и когда человек становится личностью-Piramida Maslou. картинка Как и когда человек становится личностью. картинка Piramida Maslou

Роджерс считал, что формирование личности – результат активного самопознания. Человек открывает свой врожденный потенциал и старается реализовать его.

Поведенческая (бихевиористская) теория личности

Согласно данной теории, основной движущей силой развития личности является среда, в которой находится человек. Личность является промежуточным звеном между стимулом и реакцией. Становление личности происходит в процессе научения.

Бихевиористы считали, что человек практически полностью лишен свободы воли. Все его действия и поступки определены внешними обстоятельствами, на которые он реагирует практически рефлекторно.

Заключение

Давайте подведем итоги и выделим суть. Личность – это продукт социализации индивида и в то же время главный инструмент взаимодействия его с обществом.

Личность формируется под воздействием врожденных особенностей и окружающей среды. Основными ее компонентами являются способности, темперамент, характер, воля, эмоции и мотивация. Часть из них статичны и неизменны, другие же способны меняться в течение жизни.

Если хотите иметь сильную личность, нужно принять свои неизменные особенности, хорошенько изучить их и всегда учитывать. А все силы направить на прокачку тех качеств, которые поддаются развитию. Особенно это касается воли и мотивации.

А вы способны спокойно принимать свои врожденные особенности? Или до сих пор пытаетесь их переделать? Мне понадобилось много времени, чтобы принять свой меланхолический темперамент. Зато это дало мощнейший толчок в развитии и становлении личности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *