Как и почему возникла мораль
§ 12. Мораль
Чем мораль отличается от других явлений культуры, призванных способствовать единению общества? Может ли мораль явиться источником раздора между людьми? Какую роль в обществе выполняет общественное мнение?
Как и почему возникла мораль
Люди в обществе связаны многообразными отношениями. Взрослый человек, как правило, имеет профессиональные обязанности, требующие навыков, добросовестного выполнения поставленных задач, внимательного отношения к возможным негативным последствиям своей работы. Так, лётчик стремится благополучно доставить до пункта назначения пассажиров, врач — помочь и при этом не навредить пациенту, учитель — привить любовь к знаниям и не оттолкнуть учеников от своего предмета безжизненной сухостью изложения учебного материала.
Подобная деятельность регулируется специальными инструкциями, правилами, уставами.
Однако, помимо внешних правил, регулирующих любую профессиональную деятельность, существует немало других условий успешной работы: любовь к своей профессии, желание своим трудом принести пользу людям, накопление новых знаний и превращение их в навыки и правила более результативной, успешной трудовой деятельности. Иначе говоря, существуют такие регуляторы профессиональной деятельности, которые не могут быть прописаны в служебных инструкциях, но являются важнейшими условиями её содержательности, последовательности, успешности и согласованности с другими видами труда. Эти регуляторы являются системой правил и норм профессиональной этики: воинской, врачебной, педагогической, спортивной, судейской и др.
Как известно, жизнь человека не сводится только к профессиональной деятельности. Большое место в ней занимают рождение и воспитание детей, отношения в быту между мужем и женой, отношения детей к родителям и другим родственникам. Наконец, существуют духовные регуляторы повседневных отношений между людьми в дружбе, в любви, в привязанностях, в повседневных контактах.
Напрашиваются вопросы: есть ли что-либо общее между этими регуляторами? Можно ли говорить о едином стержне, объединяющем разные способы духовной регуляции поведения людей в единое целое?
Таким стержнем духовной жизни во всех обществах является мораль.
О морали как части духовного мира личности и нравственных ценностях, входящих в духовную культуру общества, речь уже шла в предыдущих параграфах. Здесь мы рассмотрим мораль как целостное явление в единстве различных сторон и проявлений. Напомним вам, что мораль является особым типом регуляции поведения людей и отношений между ними. Это совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей в социуме, их обязанности друг перед другом и перед обществом.
Наукой, изучающей и анализирующей состояние нравов, прогнозирующей развитие морали, является этика. Этика — философская дисциплина, теория морали. Её главной темой являются рассуждения о природе морали. Во времена Аристотеля (IV в. до н. э.), который ввёл в науку термин «этика», под ней понимали философское знание (наряду с логикой и физикой), которое распространялось на все явления культуры, включая законы и обычаи.
Согласно одной из наиболее распространённых точек зрения, мораль возникла естественно-историческим путём и восходит к обычаю, но, в отличие от обычая и традиции, нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов (добро, истина, справедливость, красота). По мнению ряда исследователей, нравственность возникла в первобытном обществе на стадии его разложения, когда заметно снизилась роль кровнородственных связей как ведущего фактора общественной жизни и стали проявляться противоречия между частными и общественным интересами. Появились и заявили о себе люди, ощутившие себя не частью целого, а личностью, индивидуальностью, не похожей на остальных сородичей (это мог быть умелец, изготовляющий каменный топор, или ловкий, очень сильный и бесстрашный охотник). Именно мораль была призвана обеспечить необходимую стабильность и целостность общества, упорядочить отношения между индивидом и обществом, регулировать труд и распределение пищи, не прибегая к помощи грубой силы.
Образцы правильного (точнее, должного, нужного) поведения, считающегося в данном обществе нравственным (например, проявление альтруизма, т.е. самопожертвования ради выживания семьи, рода; упорядочение половых связей), обычно через систему воспитания, подражания внушаются всем членам сообщества.
Эти образцы в дальнейшем закрепляются в качестве моральных норм, нравственных принципов, правил, законов и становятся обязательными для всех. Как отмечают учёные, мораль даже в условиях усложнения общественной жизни сохраняет в своей основе основополагающие ценности (равенство, миролюбие, забота), которые на ранних этапах проявили свою значимость на основе родовых связей.
Существуют и другие взгляды на то, как и почему появилась мораль.
Весьма авторитетной является позиция тех, кто считает источником моральных норм деятельность и заповеди великих учителей человечества — Моисея, Будды, Конфуция, Иисуса Христа. В священных книгах многих религий записано общеизвестное правило, которое в Библии звучит следующим образом: «. Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
Таким образом, ещё в глубокой древности был заложен фундамент главного общечеловеческого нормативного морального требования, которое потом назвали «золотым правилом» нравственности.
Устойчивость и изменчивость моральных норм
Согласно историческому взгляду на происхождение морали, её обычаи, традиции и нормы являются порождением своего времени. Однако в силу укоренённости в общественном сознании они могут не только существовать, но и оказывать своё регулирующее воздействие на нравственные отношения уже в совершенно иную эпоху.
Интересные наблюдения в этой связи приводил Ф. Энгельс. Он отмечал, что «моральное влияние, унаследованные взгляды и образ мышления старой родовой эпохи ещё долго жили в традициях, которые отмирали только постепенно. Это сказалось на одном из позднейших государственных учреждений». Энгельс писал об Афинском государстве, которое столкнулось с нежеланием свободных граждан идти служить в полицию. Находясь под сильным влиянием моральных представлений родового строя, они считали недопустимым заниматься деятельностью, связанной с применением силы (насилия) по отношению к равным, т. е. свободным гражданам полиса, и тем более к родственникам. Поэтому афиняне предпочитали арест и штраф службе в полиции, их нравственный протест был настолько упорным, что власти оказались вынуждены формировать полицию преимущественно из рабов.
Следует иметь в виду, что на ранних этапах становления цивилизованного человеческого общества действие нравственных норм и установлений не выходило за пределы рода, общины. Так, заповеди «не убий», «не укради», «помогай слабым» строго соблюдались по отношению к своим сородичам, соплеменникам, но не носили обязательного характера по отношению к «чужим».
Другой, не менее важный аспект развития нравственного сознания заключается в том, что сложившаяся на определённом этапе развития общества система моральных норм — регуляторов — не остаётся неизменной. Усложнение социальной структуры общества неизбежно приводит к тому, что вновь образуемые социальные группы и общности различаются не только своим положением в социуме, но и своими представлениями о духовных ценностях и нормах нравственного поведения. Этим самым нарушается принцип общеобязательности господствующих нравственных норм. Из курса всемирной истории вы знаете, что в средневековой Европе, например, мораль носила ярко выраженный сословно-корпоративный характер.
Последующие исторические эпохи также демонстрировали различия в моральных представлениях разных социальных слоёв и групп. В то же время исторический опыт развития общества свидетельствует о наличии общечеловеческих нравственных норм и ценностей, которые настолько прочно вошли в сознание людей различных стран и эпох, что не утратили своей значимости и в наши дни.
Яркими примерами являются уже упоминавшееся «золотое правило» нравственности (поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе), принципы Нагорной проповеди Христа («делай добро», «не делай зла», «люби ближнего как самого себя» и др.). Они составляют основу общечеловеческих ценностей. Один французский этнограф, обобщив большое количество моральных кодексов разных народов, отнёс к этим ценностям следующие: 1) делай добро; 2) не делай зла; 3) благодари за добро; 4) компенсируй нанесённый тобой кому-либо ущерб; 5) будь справедливым; 6) будь верным; 7) совершенствуйся.
Как возникла мораль и каковы её особенности?
КАК ВОЗНИКЛА МОРАЛЬ И КАКОВЫ ЕЕ ОСОБЕННОСТИ
Сегодня под термином мораль принято понимать один из способов регулирования поведения человека в обществе. Сюда относятся его взгляды и чувства, жизненные принципы и мотивы поступков, понимание добра и зла, справедливости и несправедливости, сопереживания и бездушия и многое другое.
Мораль — древнейшая форма; человеческого сознания. Уже простейший первобытный человеческий коллектив не мог обойтись без морали. Сформировано она стихийно, в процессе коллективного труда, требовавшего общих усилий людей, ибо жизнь каждого зависела от сплоченности коллектива, и каждый вынужден был беспокоиться и о своих соплеменниках, без которых его личное существование и борьба с суровой природой были бы невозможны.
Сплочение коллектива требовало обуздания животных инстинктов первобытного человека. Выработанные в коллективном труде первые моральные нормы (взаимная помощь, обязательность труда каждого, верность заповедям предков) были вплетены в жизнедеятельность людей и играли большую роль в формировании первобытной общины. Для утверждения этих обычаев использовалось все: запрет и общественное осуждение, физическое наказание и даже изгнание из общины.
Вся жизнь человека протекала на виду коллектива, реакция которого на поведение индивидуума имела практический характер, так как от коллектива зависело реальное положение человека в нем.
Существует несколько предположений о том, как могла возникнуть мораль:
•натуралистический подход объясняет природное происхождение морали как результата биологического развития;
•теологический подход гласит о том, что мораль была преподнесена человеку Богом;
•социологический подход объясняет происхождение морали как феномен, появившийся в результате исторического развития общества;
•культурологический подход представляет мораль как неизменный и всегда существующий элемент культуры.
Современные принципы морали основаны на двух общих положениях:
•человеку разрешено все, что не нарушает права других людей;
•права всех людей равны.
Эти принципы обязывают каждого человека быть порядочным по отношению к другим. Обман, ложь и иные неправомерные действия, так или иначе, наносят ущерб другим, а значит, и являются порицаемыми обществом.
Общество и мораль всегда будут тесно взаимосвязаны между собой. С самого рождения человек воспитывается согласно культурным традициям и нравственным нормам того государства, где ему было суждено появиться на свет. Знание общих принципов нравственности и умение превратить мораль в личные убеждения и диктует поведение человека в обществе. Именно этими навыками и убеждениями и характеризуется нравственная культура современной личности.
Мораль
Всего получено оценок: 1094.
Всего получено оценок: 1094.
В повседневной жизни мы нередко сталкиваемся с понятием моральных норм, аморального поведения. Как правило, действия против морали осуждаются со стороны общества. Узнаем, что такое мораль, и какие особенности она имеет как один из регуляторов общественной жизни.
Понятие
В обществе действуют такие правила поведения, которые не прописаны в документах, но соблюдаются большинством людей. Например, в профессиональной сфере. Человек проявляет любовь к своей работе, старается принести пользу, накапливает знания и навыки, которые способствуют его более успешной деятельности. Все это не устанавливается специальными актами и действует без какой-либо письменной формы. Также выстраиваются семейные и дружеские отношения, в которых, к примеру, принято уважать и любить друг друга, не лгать, поддерживать в трудных ситуациях.
В связи с этим возникает вопрос, существует ли какая-то система негласных правил, единая для всего общества? В качестве такой системы выступает мораль.
Мораль – это совокупность принятых в обществе норм, которые регулируют отношения между людьми, их взаимные обязанности и права с позиции добра и зла.
Возникновение морали
Мораль возникла еще в древности и продолжает действовать в современном обществе.
Признаки моральных норм
Моральные нормы, представленные, к примеру, в обычаях и традициях, могут сохраняться на протяжении долгого времени. Зародившись в одном веке, они продолжают соблюдаться несколькими поколениями людей, пока на смену им не придут другие нормы, но этот процесс, как правило, занимает много времени. Из этого вытекает вторая особенность морали.
которые читают вместе с этой
Моральные нормы имеют свойство меняться, так как само общественное устройство подвержено постоянным изменениям. Появление новых социальных групп всегда связано с формированием у них своих духовных и материальных ценностей, которые не всегда совпадают с ценностями большинства. Усиление роли новых слоев общества приводит к тому, что их ценности и нормы распространяются все больше и становятся общепринятыми.
Категории морали
Одной из составляющих морали являются ее категории. К ним относятся:
Особое значение в обществе имеет категория долга, так как следование ей – показатель уровня развития личности, ее самосознания. В чем же состоит понятие долга? В том, что у человека есть собственные желания и потребности, но также у него есть и обязанности, которые он выполняет в обществе.
Нравственный долг – это выбор человека между тем, что ему хочется и тем, что он должен сделать.
Создавая семью, человек ощущает свою ответственность перед ней. Несмотря на то, что по закону родители обязаны заботиться о детях до достижения ими совершеннолетия, но на деле они продолжают это делать и далее, выполняя свой родительский долг.
Что мы узнали?
Изучив тему по обществознанию 10 класса, мы выяснили, что в обществе постоянно действуют нормы, не прописанные в официальных документах, но распространяющиеся на всех людей и выполняющие роль регулятора отношений между ними. Такую совокупность правил называют моралью. Она обладает рядом признаков и выражается в особых категориях, например, добро и зло.
Конспект 52. «Возникновение морали»
Конспект 52 . «Возникновение морали»
Большинство мыслителей, занимавшихся проблемой морали, пришли к выводу, что мораль самодостаточна и имеет основания в самой себе. Это означает, что ее нельзя вывести из законов, которым подчиняется экономика, политика или психика человека; мораль не может быть обоснована с опорой на эти законы.
Естественно, эти законы подвергаются действию морали. Так, экономическая деятельность не зависит исключительно от личной выгоды предпринимателя: в современном обществе необходимо, чтобы любой субъект экономической деятельности строил свое поведение в соответствии с моральными нормами. С другой стороны, мораль в определенной степени зависит от законов, которым подчиняются различные сферы общества. Например, в рамках общества с рыночной экономикой к поведению человека, отстаивающего свое право на собственность, будут относиться иначе, чем в обществе с экономикой другого типа. Даже в России, где рыночные отношения играют все более и более важную роль, общественное мнение далеко не всегда однозначно оценивает от стаивание подобного права. Моральные ценности, распространен ные в нашей стране, сформировались под влиянием православия, которое всегда негативно относилось к материальным ценностям. Конечно, православие не играет такой важной роли в жизни рус ских, какую оно играло прежде. Однако в целом негативное отношение к таким явлениям все же сохранилось. В русском языке есть даже слово «собственничество», которое обладает ярко выраженным отрицательным смыслом и по своему смыслу сближается с такими словами, как «жадность» и «скупость». Постепенно, впрочем, этот смысл утрачивается: сейчас мы называем собственниками людей, которые просто чем-то владеют, и таким образом не оцениваем их ни положительно, ни отрицательно.
Существует несколько объяснений того, откуда возникла мораль:
1. В соответствии с одной точкой зрения, мораль возникла из практических отношений между людьми внутри общества. Это означает, что мораль зависит от того, как устроено общество, какие цели стоят перед ним и в какие отношения вступают люди. Например, положительная оценка борьбы за свои права на собственность, о которой мы уже говорили, тесно связана с устройством рыночной экономики.
Подтверждением этой точки зрения служит тот факт, что внутри отдельного общества мораль обычно неоднородна. Разные социальные группы поддерживают различные моральные ценности. Обычно они не вступают в сильное противоречие, однако и не могут быть сведены друг к другу.
2. В соответствии с другим способом объяснения источником морали является бог (или абсолютный разум); некоторые мыслители полагали, что источником морали является природа человека, С этой точки зрения мораль представляет собой естественные законы, которые либо были даны человеку свыше, либо соответствуют его природе. В последнем случае человек рассматривается как изначально добрый, справедливый, то есть моральный, а все плохое в человеке связывается с обществом.
Нередко даже высказывается мнение, что только благодаря религии существует мораль. Пожалуй, это слишком сильное утверждение, поскольку далеко не все люди, разделяющие моральные ценности, являются верующими. А это означает, что человек может быть моральным независимо от того, верит он в бога или нет. Не менее важную роль с точки зрения формирования моральных убеждений играет искусство, правовые и политические нормы. Однако в таком утверждении есть и много справедливого. Свод морально-этических установок – это обязательный компонент любой религиозной системы.
3. Наконец, существует точка зрения, согласно которой мораль создает отдельный человек. Именно он дает оценку своим собственным действиям и действиям других людей. Понятно, что такое объяснение отрицает как связь морали с деятельностью людей, так и ее данность свыше.
Такая точка зрения не позволяет объяснить, почему мораль становится общезначимой. И действительно, зло, причиненное человеку, оценивается им как нечто плохое, тогда как зло, которое человек причиняет другим людям, не обязательно будет рассматриваться им как зло. Самый простой пример – причинение боли. Человек не хочет, чтобы ему делали больно, он считает это злом. Но сам он может получать удовольствие от причинения боли другим людям, что, конечно же, не соответствует моральным нормам.
В чем проявляется общезначимость морали?
Что такое двойной стандарт? Как вы оцениваете это явление?
Учитель всех предметов
Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.
§ 12. Мораль
Обществознание. 10 класс. Боголюбов Л. Н. Оглавление
Как и почему возникла мораль
Люди в обществе связаны многообразными отношениями. Взрослый человек, как правило, имеет профессиональные обязанности, требующие навыков, добросовестного выполнения поставленных задач, внимательного отношения к возможным негативным последствиям своей работы. Так, лётчик стремится благополучно доставить до пункта назначения пассажиров, врач — помочь и при этом не навредить пациенту, учитель — привить любовь к знаниям и не оттолкнуть учеников от своего предмета безжизненной сухостью изложения учебного материала.
Подобная деятельность регулируется специальными инструкциями, правилами, уставами.
Однако, помимо внешних правил, регулирующих любую профессиональную деятельность, существует немало других условий успешной работы: любовь к своей профессии, желание своим трудом принести пользу людям, накопление новых знаний и превращение их в навыки и правила более результативной, успешной трудовой деятельности. Иначе говоря, существуют такие регуляторы профессиональной деятельности, которые не могут быть прописаны в служебных инструкциях, но являются важнейшими условиями её содержательности, последовательности, успешности и согласованности с другими видами труда. Эти регуляторы являются системой правил и норм профессиональной этики: воинской, врачебной, педагогической, спортивной, судейской и др.
Как известно, жизнь человека не сводится только к профессиональной деятельности. Большое место в ней занимают рождение и воспитание детей, отношения в быту между мужем и женой, отношения детей к родителям и другим родственникам. Наконец, существуют духовные регуляторы повседневных отношений между людьми в дружбе, в любви, в привязанностях, в повседневных контактах.
Напрашиваются вопросы: есть ли что-либо общее между этими регуляторами? Можно ли говорить о едином стержне, объединяющем разные способы духовной регуляции поведения людей в единое целое?
Таким стержнем духовной жизни во всех обществах является мораль.
О морали как части духовного мира личности и нравственных ценностях, входящих в духовную культуру общества, речь уже шла в предыдущих параграфах. Здесь мы рассмотрим мораль как целостное явление в единстве различных сторон и проявлений. Напомним вам, что мораль является особым типом регуляции поведения людей и отношений между ними. Это совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей в социуме, их обязанности друг перед другом и перед обществом.
Наукой, изучающей и анализирующей состояние нравов, прогнозирующей развитие морали, является этика. Этика — философская дисциплина, теория морали. Её главной темой являются рассуждения о природе морали. Во времена Аристотеля (IV в. до н. э.), который ввёл в науку термин «этика», под ней понимали философское знание (наряду с логикой и физикой), которое распространялось на все явления культуры, включая законы и обычаи.
Согласно одной из наиболее распространённых точек зрения, мораль возникла естественно-историческим путём и восходит к обычаю, но, в отличие от обычая и традиции, нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов (добро, истина, справедливость, красота). По мнению ряда исследователей, нравственность возникла в первобытном обществе на стадии его разложения, когда заметно снизилась роль кровнородственных связей как ведущего фактора общественной жизни и стали проявляться противоречия между частными и общественным интересами. Появились и заявили о себе люди, ощутившие себя не частью целого, а личностью, индивидуальностью, не похожей на остальных сородичей (это мог быть умелец, изготовляющий каменный топор, или ловкий, очень сильный и бесстрашный охотник). Именно мораль была призвана обеспечить необходимую стабильность и целостность общества, упорядочить отношения между индивидом и обществом, регулировать труд и распределение пищи, не прибегая к помощи грубой силы.
Образцы правильного (точнее, должного, нужного) поведения, считающегося в данном обществе нравственным (например, проявление альтруизма, т.е. самопожертвования ради выживания семьи, рода; упорядочение половых связей), обычно через систему воспитания, подражания внушаются всем членам сообщества.
Эти образцы в дальнейшем закрепляются в качестве моральных норм, нравственных принципов, правил, законов и становятся обязательными для всех. Как отмечают учёные, мораль даже в условиях усложнения общественной жизни сохраняет в своей основе основополагающие ценности (равенство, миролюбие, забота), которые на ранних этапах проявили свою значимость на основе родовых связей.
Существуют и другие взгляды на то, как и почему появилась мораль.
Весьма авторитетной является позиция тех, кто считает источником моральных норм деятельность и заповеди великих учителей человечества — Моисея, Будды, Конфуция, Иисуса Христа. В священных книгах многих религий записано общеизвестное правило, которое в Библии звучит следующим образом: «…Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
Таким образом, ещё в глубокой древности был заложен фундамент главного общечеловеческого нормативного морального требования, которое потом назвали «золотым правилом» нравственности.
Устойчивость и изменчивость моральных норм
Согласно историческому взгляду на происхождение морали, её обычаи, традиции и нормы являются порождением своего времени. Однако в силу укоренённости в общественном сознании они могут не только существовать, но и оказывать своё регулирующее воздействие на нравственные отношения уже в совершенно иную эпоху.
Интересные наблюдения в этой связи приводил Ф. Энгельс. Он отмечал, что «моральное влияние, унаследованные взгляды и образ мышления старой родовой эпохи ещё долго жили в традициях, которые отмирали только постепенно. Это сказалось на одном из позднейших государственных учреждений». Энгельс писал об Афинском государстве, которое столкнулось с нежеланием свободных граждан идти служить в полицию. Находясь под сильным влиянием моральных представлений родового строя, они считали недопустимым заниматься деятельностью, связанной с применением силы (насилия) по отношению к равным, т. е. свободным гражданам полиса, и тем более к родственникам. Поэтому афиняне предпочитали арест и штраф службе в полиции, их нравственный протест был настолько упорным, что власти оказались вынуждены формировать полицию преимущественно из рабов.
Следует иметь в виду, что на ранних этапах становления цивилизованного человеческого общества действие нравственных норм и установлений не выходило за пределы рода, общины. Так, заповеди «не убий», «не укради», «помогай слабым» строго соблюдались по отношению к своим сородичам, соплеменникам, но не носили обязательного характера по отношению к «чужим».
Другой, не менее важный аспект развития нравственного сознания заключается в том, что сложившаяся на определённом этапе развития общества система моральных норм — регуляторов — не остаётся неизменной. Усложнение социальной структуры общества неизбежно приводит к тому, что вновь образуемые социальные группы и общности различаются не только своим положением в социуме, но и своими представлениями о духовных ценностях и нормах нравственного поведения. Этим самым нарушается принцип общеобязательности господствующих нравственных норм. Из курса всемирной истории вы знаете, что в средневековой Европе, например, мораль носила ярко выраженный сословно-корпоративный характер.
Последующие исторические эпохи также демонстрировали различия в моральных представлениях разных социальных слоёв и групп. В то же время исторический опыт развития общества свидетельствует о наличии общечеловеческих нравственных норм и ценностей, которые настолько прочно вошли в сознание людей различных стран и эпох, что не утратили своей значимости и в наши дни.
Яркими примерами являются уже упоминавшееся «золотое правило» нравственности (поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе), принципы Нагорной проповеди Христа («делай добро», «не делай зла», «люби ближнего как самого себя» и др.). Они составляют основу общечеловеческих ценностей. Один французский этнограф, обобщив большое количество моральных кодексов разных народов, отнёс к этим ценностям следующие: 1) делай добро; 2) не делай зла; 3) благодари за добро; 4) компенсируй нанесённый тобой кому-либо ущерб; 5) будь справедливым; 6) будь верным; 7) совершенствуйся.
Что заставляет нас делать выбор в пользу добра
Как уже отмечалось, для нравственных отношений характерна автономная регуляция, т.е. уровень этих отношений во многом зависит от воли самих субъектов (участников). Человек всегда имеет свободу выбора: либо он разделяет моральные ценности данного общества и добровольно выбирает линию нравственного поведения, либо своими поступками бросает вызов общественному мнению и общественной морали. Главный мотив и судья в нравственных отношениях — совесть. Именно она не даёт человеку покоя («муки совести») за совершённые неблаговидные поступки, даже когда о них никому не известно. Если стыд — чувство, направленное вовне, выражающее ответственность человека перед другими людьми, то совесть направлена вовнутрь личности и является выражением её ответственности только перед собою.
В этике совесть, так же как добро, зло, справедливость, долг, честь, достоинство, относится к моральным категориям. Выделяют также моральные принципы, например принцип гуманизма. Принципы морали служат основой для наполнения моральных норм конкретным содержанием. Ещё одним компонентом выступают нормы морали — формы нравственного требования, определяющие поведение людей в различных ситуациях.
Современная жизнь на каждом шагу ставит человека перед множеством разнообразных ситуаций, в которых ему приходится принимать решения. Важно, чтобы ответственные решения принимались на основании гуманистических нравственных принципов. Например, приоритет спасения человека вообще, готовность немедленно помочь женщине или ребёнку; рискуя собственной жизнью, предотвратить аварию, последствия которой могут быть катастрофичны для окружающих и повлечь за собой невосполнимые потери значительных материальных ценностей.
Категории долга в морали отводится особенная роль. Не случайно этику довольно часто называют наукой о должном, подчёркивая её нормативный характер. Нравственный долг — это своеобразная точка пересечения морального сознания (мышления) личности с добровольным нравственным выбором и поступком. Существование долга как необходимость в определённом поведении не только не исключает, но и предполагает проблему его выбора. Именно выбор между «я хочу» и «я должен» и определяет уровень самосознания личности и её нравственную зрелость. Моральное сознание без нравственного поступка ничего не стоит. Нравственный долг выступает в качестве эталона по отношению к другим разновидностям долга (семейного, гражданского, профессионального).
Прогресс морали связан с постепенной реализацией гуманистических установок в человеческом общежитии: совершать добро и воздерживаться от зла, заботиться не только о личном, но и об общественном благе.
В жизни человек проходит несколько этапов самосознания, т. е. постижения содержания и направленности собственного внутреннего мира, своего «Я». Это постижение тесно сопряжено с таким понятием, как смысл жизни. Смысл жизни — сложная система внутренних духовных ценностей, ради достижения которых человек учится, работает, дружит и любит, создаёт семью, воспитывает детей, отдаёт сыновний (дочерний) долг родителям.
В смысле жизни сопряжены понятия высокого и низкого, благородного и подлого, любви и ненависти, храбрости и трусости, верности и предательства. Перечисленные категории, противостоящие друг другу, дают человеку возможность постоянно иметь в виду противоположные варианты поступков и линий поведения.
В этих же категориях оцениваются побуждение к действиям и содержание деятельности других людей («трус не играет в хоккей» — звучит рефреном в известной спортивной песне). Помимо отношения к непосредственному окружению, человек оценивает с нравственных позиций и вырабатывает своё отношение к таким сложным реалиям, как человечество, глобальные проблемы, история страны, историческая и современная культура и многое другое. Всё это в совокупности образует нравственную культуру личности. Нравственная культура — это степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества, показатель того, насколько глубоко требования нравственности воплотились в реальных поступках человека.
Побуждает людей к нравственным поступкам, помимо, говоря словами Канта, внутреннего закона внутри нас, и сила общественного мнения — внешний регулятор морального поведения. Социум поддерживает силой общественного мнения побуждение к полезной деятельности и одновременно осуждает негативные действия.
Если по каким-то причинам человек систематически совершает действия, оказывающиеся в противоречии с образцами позитивного нравственного поведения, то он стремится найти поддержку в группах, следующих «перевёрнутым» нравственным образцам. В таких группах, чаще всего достаточно замкнутых и имеющих свои правила внутренней дисциплины, хорошее выдаётся за плохое, осмеивается, дискредитируется недоверием и прямым поношением. (Можете ли вы привести примеры таких групп?)
В отличие от закона, который поддерживается всеми возможностями государства, включая скрытое и явное принуждение, мораль опирается на доминирующие в обществе представления о «здоровом» или «больном» духе, на возведение в образец поступков, одобряемых большинством членов общества, на укоренившееся в сознании многих людей представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо».
Большинством исследователей общественное мнение в наиболее общем значении толкуется как одобрение или неодобрение публично наблюдаемых позиций и поведения, которые выражаются определённой частью общества или обществом в целом. Оно представляет собой оценку значимых явлений общественной жизни.
Проблема общественного мнения имеет давнюю историю. В её основе лежат взгляды двух знаменитых древнегреческих философов — Протагора (ок. 490 — ок. 420 до н. э.), который определял «публичное мнение» как мнение большинства населения, и Платона, который полагал, что «публичное мнение» — мнение лишь аристократии. Эти позиции в дальнейшем получили своё развитие в социальной философской мысли. Сторонники первой позиции определяют общественное мнение как силу, с которой должны считаться, как инструмент участия народа в управлении государственными делами. Сторонники второй утверждают, что мнение господствующей элиты выступает как сила, воздействующая на население.
Подобно тому, как в общественном мнении концентрируются мнения, настроения и эмоции представителей различного рода групп, общностей и даже всего общества, в нём отражается и общее состояние массового сознания, базирующегося на нормах культуры, общих представлениях людей о должном, справедливом и прекрасном.
В подавляющем большинстве случаев актуальные экономические, политические, правовые, религиозные и иные проблемы, по которым формируется общественное мнение, имеют морально-этическую составляющую. В своё время на нравственную природу общественного мнения обращал внимание Г. Гегель.
Таким образом, общественное мнение, осуждая одни поступки и одобряя другие, выступает одной из важных форм социального контроля. Активность и значение общественного мнения определяются характером социальной структуры общества, уровнем развития нравственной культуры, демократических институтов и свобод.
В обществе всегда заметны бескорыстные люди из самых разных социальных слоёв. Они готовы «работать за идею», жертвуя личными удобствами ради интересов своей социальной группы или общества в целом. Нередко они рискуют не только собственным благополучием, но и жизнью. Таких людей в обществе считают подвижниками или героями. Поведение этих ярких личностей подкрепляет убеждение в правоте позитивных нравственных установок и необходимости осуждения негативных тенденций и образцов человеческого поведения. (Приведите примеры таких личностей.)
Однако немало и тех, кто сосредоточил свои интересы преимущественно на личном благополучии и готов добиваться его любой ценой, «перераспределяя» в свою пользу материальные ценности, общественное признание, авторитет. Один из истоков коррупции в нашем обществе связан со стремлением получить материальные и иные блага, используя своё служебное положение. Как правило, это достигается за счёт двусмысленных формулировок в законах и инструкциях, отсутствия в них чётких требований, либо практикой сохранения безнаказанности за неисполнение того, что требуют закон, нормы нравственности и здравый смысл. Усложнение бюрократических процедур также способствует созданию «оперативного простора» для социальных хищников. Они в состоянии безбедно жить и цинично действовать до тех пор, пока общественное мнение, осуждающее их, не получает поддержки закона и государства.
Значительное влияние на общественное мнение в обсуждении жизненно важных для социума проблем оказывают СМИ и гражданская позиция видных представителей отечественной интеллигенции, чей нравственный авторитет позволяет считать их совестью общества.
Словарь
Альтруизм — нравственный принцип, предполагающий милосердие к другим людям, желание приносить им благо.
Нравственность — внутренняя установка человека, побуждающая его действовать по совести, опираясь на нормы морали.
Практические выводы
1. Для того чтобы быть нравственным, недостаточно простого знания правил поведения и правильных нравственных ориентиров. Самое главное — следовать им в повседневной жизни, быть готовым к испытаниям противоречивыми ситуациями, а иногда и влияниями противоположной направленности.
2. Следует иметь в виду, что в различных нравственно-религиозных системах, сложившихся в далёких друг от друга культурах, представлены сходные нормы и правила нравственного поведения. Это обусловлено судьбой и предназначением человека на Земле, необходимостью решения личностью «вечных» вопросов, вновь и вновь встающих перед каждым поколением, вступающим в жизнь.
3. Каждому, кто хочет уменьшить зло, имеющееся в жизни, следует способствовать утверждению своим поведением позитивных нравственных норм и принципов.
4. Проявление человеческого в человеке должно быть ориентировано не только на удовлетворение личных потребностей, но и на совершенствование своих внутренних качеств, их гармонизацию с нравственными и эстетическими основами жизни. Последовательное утверждение этих основ каждым — залог их торжества в обществе.
Документ
Из работы испанского философа X. Ортеги-и-Гассета (1883—1955) «Человек и люди».
Абсолютно надёжных человеческих достижений нет и никогда не было. Даже то, что кажется устоявшимся и несомненным, может исчезнуть спустя несколько поколений. Так называемая «цивилизация», материальные и духовные блага, знания, ценности, короче, то, на что мы рассчитываем и что составляет систему «надёжных» средств, созданных человеком как своего рода плот для спасения в жизненном кораблекрушении, — всё это абсолютно проблематично и исчезает в мгновение ока при малейшей небрежности. Так называемые «безусловные достижения» выскальзывают у нас из рук, обращаясь в бестелесные, летучие призраки. История человечества — это череда кризисов, отступлений, упадков. Хуже того: опасность регресса куда более радикального, чем известные до сих пор, существует и поныне…
Вопросы и задания к документу