Как игнорировать человека на работе
«Отзеркалить» агрессора: что делать, если на работе кто-то ведет себя злобно
Сохраняйте хладнокровие и выдержку
Порой становится крайне сложно удержаться и не высказать все человеку, который намеренно пытается спровоцировать. Однако психологи утверждают, что как только вы проявите слабость и поступите подобным образом, то на вас обрушится очередной поток негатива, справиться с которым будет еще сложнее.
Чтобы не допустить очередной волны нападок, старайтесь оставаться хладнокровным и выдержанным человеком. Это не означает, что вы должны способствовать такому поведению агрессора, достаточно дать понять обидчику, что его провокации вас не трогают. А если нападки действительно задевают вас за живое, то разберитесь со своими эмоциями и выясните, почему вы так бурно реагируете.
Вы можете вызвать коллегу на откровенный разговор и поинтересоваться, чем вы не угодили ему. Дайте ему возможность высказаться, обычно после такого разговора с глазу на глаз конфликт исчерпывается и в коллективе наступает перемирие.
Не реагируйте на провокации
Если вы столкнулись с пассивной агрессией, которая обычно выражается конкретными эмоциями, то старайтесь игнорировать и не вступать в конфликт, не поддерживайте игру и не давайте человеку возможность перейти от личной неприязни к конкретным действиям. Сведите ваше общение к минимуму, тогда он прекратит задевать и донимать вас.
Если у вас нет возможности избегать коллегу, будьте с ним подчеркнуто вежливы и максимально корректны. Будьте уверены, это подействует лучше, чем публичное выяснение отношений и взаимные упреки.
Вы можете попытаться идти на опережение и, как только возникнут первые признаки недовольства в вашу сторону, скажите коллеге, что он близко принимает все к сердцу и ему не следует донимать вас по пустякам. Так вы избежите новых нападок и дадите понять, что не собираетесь молчать, когда затрагивают вашу личность.
Отвечайте на нападки заботой и вниманием
Согласитесь, нет смысла провоцировать тех, кто никак не реагирует на выходки. Вы можете быть уверены, что ваши вежливость и спокойствие обезоружат агрессивно настроенного коллегу, ведь он ожидает от вас других действий и надеется на противоположный результат.
Вы же в очередной раз продемонстрируете, что способны мыслить четко и спокойно, даже в стрессовой ситуации остаетесь невозмутимым.
Выявите уязвимые места обидчика
Обычно у людей, ведущих себя агрессивно, немало комплексов и страхов, которые он пытается скрыть. Если вам посчастливится выявить слабые места обидчика, то вы можете периодически на них давить, чтобы человек понял, что вы можете за себя постоять. Обычно достаточно нескольких таких действий, чтобы агрессор избавил вас от своих нападок и ретировался.
Если же вы столкнулись с мстительным человеком, который, несмотря ни на что, не прекращает своих нападок, даже после того как вы узнали его уязвимые места, попробуйте перейти к следующему совету из нашего списка.
Между делом сообщите главному сплетнику офиса информацию о своем агрессоре, попросив при этом сохранить все в секрете. Уже в скором времени офис будет обсуждать приукрашенную с уст сплетника историю и агрессор будет чувствовать себя в коллективе не так уверенно.
Воспользуйтесь тем же оружием
Очень скоро он поймет смысл вашей стратегии и, прочувствовав на себе подобное поведение, изменит тактику или переключится на кого-то более уязвимого.
Моббинг. Игнорирование на работе. Как вести себя? Неужели только увольнение?
Основная причина появления такого поведения состоит в том, что одна из двух моих коллег слишком много рабочего времени уделяет личным обсуждениям. Любит обсуждать всех, всегда. Я не стала с ней обсуждать новенькую девочку и пытаться ее давить морально. Потом следовала деловая поездка их двоих к одному клиенту, после которой эта же коллега перестала со мной разговаривать. Через пару дней она подговорила новенькую девочку задавать мне вопросы о ней, а сама поставила телефон на запись и вышла из кабинета. Я высказала свое мнение, кратко и по сути. Ей не понравилось это и она решила преподнести всем такую информацию, что я всех со всеми обсуждаю. Теперь в офисе многие на меня смотрят искося. Эта коллега сделала меня виноватой и сидит ждет извинений. Я уверенна, что меня обсуждают все, с кем она выходит на обед и покурить, и с коллегой, когда я на обеде. Но я не хотела играть в эти игры. А ей захотелось. Теперь виновата я, якобы.
Хочу дополнить, что я не считаю себя виноватой, оправдываться и извиняться я не стала. Во многом потому, что это все происходило по ее причине.
Не знаю, как поступить, хочется уволиться, но руководству нравится, как я работаю, просили подождать, пока все наладится. Если я уволюсь, то придется искать работу на значительно меньшую зарплату, потому что на этом месте работы есть запись в трудовой и работаю я всего 2 месяца. Коллеги игнорируют меня, не разговаривают сами. Разговор с руководителем не дал результатов в плане вести диалог хотя бы по рабочим вопросам. Как вести себя?
Простите. Да, я ей говорила, чтобы передала объекты и занималась своей частью. Внятного ответа по этому поводу не поступило. Ответ был в том ключе, что она первое время хочет контролировать ситуацию из-за чрезмерной ответственности.
Я хотела бы найти какой-либо способ снизить уровень дискомфорта внутри себя. Работать, не обращая внимания на коллег. Но все-таки общаться по рабочим вопросам приходится, а это происходит в негативном тоне с ее стороны, после чего не хочется обращаться к этому человеку из-за чувства обиды, что ли, не знаю.
Данная обстановка в нашем отделе-кабинете уже вторую неделю. Сейчас сложно убедить себя не увольняться. А уволиться нельзя, потому что планировала летом улучшать жилищный вопрос. Муж меня не поддерживает, говорит, ты всё сама себе придумала, просто работай. Не знаю, как привести мысли в порядок.
Как работать с человеком, к которому у вас неприязнь: 11 способов вести дела
Успешные бизнесмены тоже работают с тем, кто им не нравится. Я решила изучить этот вопрос и найти способы, которые помогут научиться взаимодействовать с людьми, несмотря на антипатию. Давайте узнаем, как побороть неприязнь, не жертвуя сотрудничеством.
До белого каления!
Столкновение с неприятными людьми неизбежно: есть некоторые, с кем разговор идет на пользу с первых секунд, с другими хочется все сразу прекратить. А есть те, кого вы просто ненавидите на уровне визуального оценивания!
Как можно ладить с кем-то, кто труден, неприятен или даже противен до агрессии?
Да и вы, батенька, не святой!
Следует помнить, что вы тоже не идеальны: то, что вы чувствуете к одному, другой может чувствовать к вам. Все мы люди, и у нас есть недостатки!
Обычно можно избежать того, кто неприятен. Однако в какой-то момент подобный контакт станет неизбежным: по работе, учебе или это окажется молодой человек вашей лучшей подруги. Используя советы, приведенные ниже, можно прийти к выводу, что трудные люди также могут сослужить огромную пользу и рассмотреть вещи под другим углом.
Успешные люди понимают, что такие ограничения общения урезают вам собственное развитие!
Примите тех, кто вам неприятен
Правда жизни состоит в том, что не всегда мы контактируем с приятными людьми. Просто признайтесь себе, что вы не обязаны уживаться с кем-то. Если человек вам не нравится – это не значит, что вы – ужасный собеседник.
Но нужно найти компромисс и ладить с окружающими. Поэтому честность перед самим собой – самое первое, с чего следует начать. Не подавайте вида, что испытываете негативные эмоции – это повлечет за собой большие сложности.
Внимательность – противоядие от токсичных отношений
Общение с токсичными людьми может ужасно сказаться на наших эмоциях. Они могут свести с ума, но только если вы это позволите. Власть над эмоциями – в ваших руках. Это не значит, что вы игнорируете человека или его чувства. Признайтесь себе, что он вас раздражает, и ему это нравится. Почувствуйте зло полностью – и расслабьтесь. Улыбнитесь и кивните в ответ – это обескуражит «вампира».
Тактичность бьет ключом
Быть тактичным гораздо ценнее, чем уживаться со своим темпераментом. Развивайте дипломатически безразличное лицо – это означает, что нужно пытаться относиться к любому с вежливостью и терпимостью. Нет, это не значит соглашаться с неприятным вам человеком, но поддерживать уровень приличия при взаимодействии с ним – необходимо.
Будьте мягкими, но настойчивыми в своем вопросе и позиции. Сосредоточьтесь на проблемах, которые нужно решить, а не на атаке оппонента. Если научитесь делать это последовательно – будете выглядеть профессионалом своего дела и получите преимущество в любой ситуации.
Не принимайте на свой счет
Все что делают люди – только для своей выгоды, никак не для вашей. Они могут напасть на вас либо из-за личной неприязни, либо из-за того, что просто «попались под руку». Проявите инициативу в общении с неприятным персонажем, предварительно обдумав способы спокойной реакции, а также увидьте ясную картину от подобного поведения.
Так вы не будете реагировать остро на тех, кто реагирует так на вас. Помните, что каждая ситуация включает и человека, и обсуждаемую проблему. Сконцентрируйтесь на втором пункте, не забывая о первом!
Поднимайтесь выше, иначе упадете ниц
На токсичного человека реагировать проще всего, потому что зачастую он ведет себя вызывающе. Если вы опуститесь до его уровня, он втянет вас в спор и выставит инициатором.
Не позволяйте эмоциональному фону взять верх. Не обязательно реагировать на такие выходки – сосредоточьтесь на рациональных фактах и ответах на нападки со стороны. Укажите четкую проблему, ради которой все здесь собрались, но сделайте это дипломатично.
Спокойно выражайте чувства
Основную проблему всегда задает способ коммуникации. Если вас раздражает чье-то поведение и стиль общения – настало время поговорить честно о том, что вам неприятно. Секрет в том, что нужно это сделать максимально спокойно и без лишней конфронтации. Такой язык позволит показать свое «я» убедительно и четко.
Цель состоит в выражении неприятных для вас эмоций, но без обвинения оппонента. Например: «Когда вы спорите со мной, я чувствую себя необоснованно обвиненным. Приводите, пожалуйста, веские доводы в защиту своей позиции». Будьте конкретны, когда выражаете свое недовольство, потому что при обратном поведении вы не решите проблему, а только усугубите ее!
Твой метод борьбы
Не все вещи заслуживают траты времени и рассеивания внимания. Иногда иметь дело с ядовитым человеком – все равно что спорить с плачущим ребенком, ведь это просто бессмысленно и не заслуживает траты энергии. Попробуйте успокоиться сами для начала. Спросите себя, действительно ли будет удовольствие и польза в предстоящем споре? Стоит ли оно того?
Какие преимущества у вас есть для победы в ситуации? Подумайте, является ли проблема ситуативной или же она исчезнет только по прошествии времени? Кроме того, ссорящийся иногда может помочь другим способом. В вашем же интересе смириться с его особенностями, если они приносят больше пользы, чем вреда.
Здоровые границы
Разве было бы плохо, если можно было бы установить контрольно-пропускной пункт, который не позволит неприятному сотруднику не нарушать границы? Иногда физический барьер невозможен, но вы вправе установить границы.
Иначе человек, желающий «попить вашей крови», будет постоянно вас донимать. Установите себе время приема для таких людей. Оградитесь не только эмоционально, но и физически, защитив себя от частых контактов с такими персонажами. Если вы знаете, что попадаете в эмоционально заряженную ситуацию, сделайте глубокий вдох и успокойтесь, прежде чем идти на «свидание».
Связь с единомышленниками
Не боритесь в одиночку – всегда есть люди, которые поддержат. Если пытаться самому справиться со «змеей», это редко завершается хорошо – трудно чувствовать свое развитие, когда на вас давит такой «стопорящий» персонаж. Найдите доверенных лиц, которые помогут и поддержат.
Они могут судить объективно в подобных ситуациях и найти способ справиться с токсичным человеком. Иногда все, чего нам хочется – быть услышанным и понятым. Как только мы чувствуем заботу, мы можем двигаться дальше. Знание того, что кто-то стоит у вас «за спиной», защищая, позволяет найти силы для взаимодействия со всем вокруг.
Узнайте, как обезоружить оппонента
Кто-то дразнит вас и фокусируется на недостатках? Обеспечьте баланс – окажите давление. Не реагируйте на то, что кто-то изучает вас и ищет слабые стороны. Это даст им превосходство. Вместо этого лучше переверните сценарий ситуации и сконцентрируйтесь на них.
Создайте нейтрализацию путем конструктивных и подробных вопросов, способных вывести ядовитого человека из равновесия. Пытаются свести на нет вашу работу? Пусть критикуют по делу. Поинтересуйтесь о конкретике и четкости их позиции. Издеваются без повода? Укажите им на это. Пускай относятся вежливо – и вы им ответите тем же!
Ваше счастье в ваших же руках
Никогда не позволяйте токсичному работнику ограничивать вашу радость или источники вашей гордости. Не позволяйте непристойным комментариям или беспокойству ввергнуть вас в стресс. Ничто не должно омрачать вашу работу и снижать продуктивность.
Признайте свои достижения лично сами – и фокусируйтесь только на конструктивной критике. Найдите минутку, чтобы подумать о себе – возможно, вы видите этот недостаток в себе и проецируете его на оппоненте. Это поможет вам понять, что конкретно вам не нравится. И помните: вы полностью контролируете себя и свое психическое состояние. Перестаньте сравнивать себя с другими и всегда помните, что ваша самооценка должна исходить изнутри.
Как работать с людьми, которых ты ненавидишь: основные правила и советы
Пора узнать, что делать, когда конфликтов на работе не избежать.
Очень часто в офисах, на стройках, заводах, в правительстве, школах, институтах, банках и множестве других учреждений между сотрудниками вспыхивают конфликты. Избежать этого практически нереально, ведь в любом рабочем процессе возникают ошибки, которые необходимо исправлять и желательно больше никогда не совершать. Кроме того, в некоторых организациях существует недетская конкуренция за более престижную и высокооплачиваемую должность.
В такой среде эпизодические конфликты очень легко могут трансформироваться в глубокую неприязнь, которая в какой-то момент способна трансформироваться в настоящую ненависть.
В этом материале мы расскажем, что делать, чтобы избежать насилия, когда вокруг тебя работают люди, которых ты ненавидишь.
1 Почему мы ненавидим некоторых коллег?
Довольно часто личные недостатки и неприятные привычки наших коллег мы могли бы запросто простить нашим друзьям или членам семьи. Так почему же, когда мы сталкиваемся с ними на рабочем месте, в нас пробуждается гнев и лютая ненависть?
«Рабочее место — это уникальное место. Люди, которые способны прекрасно ладить в каких-то бытовых или социальных ситуациях, могут раздражать друг друга, когда они вынуждены проводить не менее 40 часов в неделю в одном офисе. Добавьте к этому стресс, давление дедлайнов и ежедневные нагрузки, и вы увидите, как все это может проявить агрессивные или воинственные стороны людей», — заявил предприниматель и автор книги «11 принципов успеха» Дип Патель изданию Mel Magazine.
По его мнению, рабочая среда требует от нас немного другого набора социальных навыков. Например, в отличие от соседей по комнате или тех же друзей, мы не можем просто закрыть дверь перед коллегами и игнорировать их какое-то время. Дело в том, что людям на работе постоянно приходится взаимодействовать друг с другом, независимо от их отношений.
Такая ситуация создает ощущение, будто мы находимся в ловушке, из которой практически невозможно выбраться. Именно это и усиливает негативные чувства к нашим коллегам.
2 Что делать, чтобы самому не вызывать ненависть
Хотя нам и кажется, что некоторые коллеги уже напрочь заполонили все пространство своими скучными комментариями, бессмысленными замечаниями, а также глупыми и циничными физиономиями, стоит задуматься, не провоцируем ли мы их сами своими поступками, которые могут быть весьма токсичными.
Хорошим началом для того, чтобы поладить с людьми, особенно для тех, кто только устроился на работу, будет отказ от игры в офисную политику. То есть не стоит пытаться строить хорошие отношения с теми, кто, по твоему мнению, поможет тебе продвинуться по карьерной лестнице.
Еще хуже в рабочем коллективе игнорировать всех, кто находится ниже тебя по званию, должности и так далее. Чтобы тебя самого не хейтили, надо относиться ко всем с одинаковым вниманием и уважением.
3 Что такое комплекс превосходства, и как им управлять?
Часто в рабочей обстановке один сотрудник просто не может скрыть своего убеждения, что его коллега очень плохо справляется со своей работой. Эта ситуация как раз и называется комплексом превосходства, от которого порой очень тяжело избавиться.
В таких обстоятельствах люди начинают унижать коллег и предвзято относиться практически ко всему, что они делают.
Поэтому, когда будешь иметь дело с неравенством в компетентности (твоей или твоего коллеги), самое главное — не озвучивай свои мысли публично.
В рабочем коллективе ключевое значение имеет работа, которую ты делаешь, и ее результаты. Поэтому либо стремись делать ее лучше, либо мотивируй тех, кто делает ее плохо, менее агрессивными способами.
4 Старайся избегать пассивной агрессии
Во многих рабочих коллективах (а еще дружеских компаниях и семьях) можно запросто найти признаки пассивной агрессии, с помощью которой люди маскируют свои истинные чувства и эмоции: раздражение, страх, гнев, ревность и разочарование.
Суть пассивной агрессии в том, что, используя иносказательную манеру, человек все же выдает свою эмоцию, но не напрямую, а косвенно, чтобы, в случае чего, от нее откреститься. Объект, на который направлена злость, чувствует пассивную агрессию в свой адрес, злится и, как правило, либо тоже отвечает пассивной агрессией, либо открыто выражает свой гнев или возмущение, из-за чего как бы первый «допускает ошибку», натыкаясь на «Не с той ноги встал? Я это не имел в виду».
К признакам пассивной агрессии относятся: язвительные сообщения, мелкие подколки, злые шутки, двусмысленные послания, намеки, неоднозначные комплименты, утаивание важной информации, без которой другой работник будет выглядеть глупо перед начальством, а также намеренное прикладывание минимальных усилий для решения той или иной задачи.
Руководствуясь такими методами, стороны конфликта способны дойти до максимальной напряженности в деловых отношениях. Пассивной агрессии стоит стараться избегать всеми возможными способами. Лучше всего спокойно и без лишних эмоций поговорить со своим коллегой о том, что тебя не устраивает (а также выслушать его).
5 Что делать, когда ты достиг крайней точки в конфликте с коллегой
Помимо пассивной агрессии, есть и неприкрытая агрессия, которая как раз и является пиковой точкой в отношениях коллег. Самое главное при попадании в такую ситуацию — не отвечать агрессией на агрессию.
Если ты достиг максимальной точки кипения в отношениях с коллегой, старайся сохранять спокойствие. Не стоит защищаться, отвечая ему гневом на гнев, также не стоит избегать конфликтов, игнорируя их и закрывая за собой дверь в свой кабинет (или отворачиваясь, сидя в опенспейсе).
Во время серьезного конфликта постарайся максимально рационально оценить происходящее и соотнести позицию своего коллеги со своей. Так ты поймешь, где ты оказался не прав, и что с этим надо делать. Проявление такой рассудительности укрепит твои отношения с коллегой, и заставит его больше тебя уважать.
Таким образом, чтобы избегать конфликтов на работе, необходимо относиться ко всем с уважением, не молчать и говорить обо всех проблемах спокойно и вовремя, контролировать собственный гнев и разочарование, независимо от того, с кем ты имеешь дело.
Пусть этот совет намного легче произнести, чем претворить в жизнь, однако ты должен помнить одно золотое правило:
«Ты никогда не пожалеешь о том, чего никогда не сказал».
Хамство на работе: как усмирить грубияна
Отвечайте на хамство сослуживца так, чтобы быстро его унять, сохранить чувство собственного достоинства и одержать победу в глазах сотрудников. Это позволит до минимума свести психологическое напряжение и переживания.
Услышав грубость или столкнувшись с игнорированием личного мнения — одни люди тут же дают адекватный отпор, а другие молчат. Так, согласно исследованиям психофизиологов, реакция на хамство заложена в нашем генетическом коде. Поэтому даже свидетели конфликтов испытывают стресс — у присутствующих фиксируются краткосрочные ослабления внимания и памяти.
Сложнее же всего приходится жертвам, которые не умею противостоять оскорблениям, ведь у них еще и ослабляется иммунитет, ухудшается психологическое и физического самочувствие, плюс возникают проблемы в личной жизни. В результате самые решительные — это порядка 10 % увольняются из неблагополучных коллективов.
Тренер-психолог агентства «Формат менеджмента» Инна Бутенко перечислила четыре основные причины резких словесных выпадов.
Первая, ребенок рос в атмосфере грубости, унижений и скандалов. Он с детских лет слышал и как оскорбляют друг друга родители, кроме того, на себе испытывал их постоянное раздражение, злость и побои. С годами мальчики и девочки перенимают у взрослых стиль общения, считают его нормой и транслирует на окружающих.
Вторая, заниженная самооценка (она формируется в семье и школе). Дети быстро понимают: утвердить свой статус в собственных глазах и в отношениях со сверстниками можно злыми замечаниями и даже физической силой. Надо отметить: такая привычка остается на всю жизнь.
Третья, неудачи в личной жизни, карьере и нереализованные мечты.
Четвертая, временные сложности, на преодоление которых уходит много сил. Человек измотанный и раздраженный, поэтому и срывается на всех, кто попадется под горячую руку.
Выслушав тезисы психолога о причинах хамства у меня сложилось впечатление, что несчастных наглецов надо обнять и плакать. Возможно большинство из нас так бы и поступало. Однако ущерб, который наносится окружающим настолько велик, что о жалости мы забываем.
Если промолчать в ответ на хамство сотрудника, то словесные атаки обязательно повторятся и со временем такое поведение войдет в привычку, к тому же количество агрессоров в команде возрастет. Поэтому сразу обеспечьте достойную обратную связь. Однако избегайте базарного принципа: кто громче кричит и бесцеремоннее себя ведет, тот и прав — такого рода тактика приведет лишь к эскалации конфликта.
Представьте в ситуацию: вы идете по городу и слышите язвительное замечание пьяного гражданина или наркомана. Естественно, большинство из нас проходит мимо такого индивида не поворачивая головы. На работе, в большинстве случаев, данный прием тоже хорошо действует, то есть позволяет показать, что нападающий и его слова пустое место. Как результат, нападки сводятся на нет, что помогает сберечь нервы и собственное достоинство. Существует несколько проверенных невербальных способов игнорирования.
Примеры невербальных ответов на хамство. Продемонстрировать сослуживцу, что вы его в упор не видите можно даже в тех случаях, когда речь идет о выполнении совместных задач, то есть общаться приходится. Сделать это достаточно просто — освойте несколько невербальных приемов.
Всегда смотрите исключительно поверх головы субъекта (во время утреннего приветствия и служебных диалогов), проходите мимо него быстро. Данная тактика крайне неприятна для любого из нас.
При деловом общении «закройтесь» — скрестите руки на груди или (если сидите) положите ногу на ногу — этот прием действует безотказно на подсознательном уровне.
Показывайте, что вы очень заняты — для быстрого завершения беседы возьмите телефон и сделайте вид, что набираете номер абонента (можно даже выйти из общего кабинета).
Отвечайте на язвительные замечания высокомерно подняв брови.
Совет. Если видите, что человек хочет примириться, прекращайте жесткое игнорирование, но еще какое-то время будьте сдержаны.
Измените отношение к себе, используя похвалу. Ведь положительные эмоции действуют эффективнее, чем апелляция к разуму, к тому же побуждают к корректному поведению, чтобы чаще слушать добрые слова.
Примеры ситуаций и фраз для ответа на хамство. Если индивид отпускает в ваш адрес злые остроты, то используйте простые манипулятивные предложения:
Сослуживец вернулся от руководителя в плохом настроении и свою горечь начал вымещать на вас. Доброжелательно произнесите:
У коллеги проблемы (в семье, с детьми или со здоровьем), поэтому он на взводе и раздражается по любому поводу, причем сам не понимает, насколько агрессивен. В таком случае спросите: «Вы слышите сами себя и понимаете то, как это видят со стороны присутствующие»?
По непонятной причине человек отпускает злые оскорбления. Спокойно скажите: «Прошу прощения, я не расслышал ваши слова, мне кажется, что вы оговорились».
Научитесь сохранять выдержку (пусть даже только внешне), если слышите грубость или язвительные колкости в свой адрес. Обязательно постарайтесь воспроизвести безразличие на лице и в интонации. Задайте, скажу так, элегантный вопрос, который поможет снизить уровень беспардонности сотрудника.
Примеры ситуаций и фраз для ответа на хамство. Утром вы заходите в офис и буквально сразу слышите бесцеремонное обращение. Приветливо улыбнитесь и отбейте атаку: «И вам успешного (отличного) дня». Поверьте: у любого нормального человека сразу пропадет желание грубить.
Сослуживец в плохом настроении и начинает его вымещать на вас. Невозмутимо посмотрите ему в глаза и спросите: «Почему вы повышаете на меня голос»? В большинстве случаев оппоненту сразу становится неловко — он унимается. Если подобного не происходит, то задайте очередной вопрос (любой в зависимости от ситуации):
Затем выслушайте его тираду и уточните: «И это все»?
Считается, что отвечать вопросом на вопрос невежливо. Хотя в обстоятельствах, когда вам грубят и приходится защищаться — это вполне приемлемая тактика. Вынуждайте собеседника, причем раз за разом конкретизировать и уточнять свои посылы.
Примеры ситуаций и фраз для ответа на хамство. Вы качественно выполнили свою работу, но коллега на повышенных тонах начинает поучать, причем его замечания лишены объективности. Сразу деликатно блокируйте несанкционированные поползновения репликой:
Совет. Избегайте привычной реплики: «Не ваше дело». Смягчите формулировку и корректно поинтересуйтесь, например: «Прошу прощения, но разве вы имеете отношение у данному участку работы»? А слово сочетание: «Это мое дело», — вообще забудьте (оно делает вас центом конфликта).
Старший по возрасту, но не по рангу начинает вас экзаменовать и давать оценку, скажем, по подготовленному отчету или докладу. С ходу спрашивайте:
Если коллега или даже руководитель переходит на крик, тут же спросите:
Бывает, что сотрудник начинает «сливать яд» за вроде бы обиженных вами людей. Во всеуслышание вещает о том, как вы неправильно поступили с третьим лицом, не присутствующем при разговоре. В таком случае коротко резюмируйте:
Примеры ответных фраз на такого рода хамство:
Важно: даже если необоснованные обвинения и очень обидны — ничего не объясняйте, не приводите доказательств и не оправдывайтесь.
Данный способ отлично подойдет людям как с холерическим темпераментом, так и тем, кто за словом в карман не лезет. Начинайте перепалку — она поможет выпустить пар и вам, и оппоненту. Возможно, вы даже одержите долговременную победу и отобьете желание впредь с вами связываться. И что еще важнее: остальные сотрудники (свидетели скандала) будут правильно подбирать слова и интонацию при общении, ведь вы тоже в их глазах станете хамом.
Тренер-психолог агентства «Формат менеджмента» Инна Бутенко: «Если человек прибегает к оскорблениям и повышению голоса, то это признаки заниженной самооценки и/или отсутствия весомых аргументов. Соответственно, реагируйте на хамство в меру снисходительно, но обязательно обеспечьте индивиду адекватную обратную связь.
Противопоставьте грубости и наглости коллеги полное внешнее безразличие.
Сдержите нервное напряжение (читайте: как быстро успокоиться), ведь когда агрессивный визави видит чужое волнение, то воодушевляется и продолжает третирование.
Не повышайте голос и не переходите на личности — интонация должна быть очень сдержанной, чтобы избежать перебранки.
Не «подпитывайте» скандал своими эмоциональными высказываниями.
Не оправдывайтесь — это воспринимается как сомнения в собственных силах и профессионализме. Кроме того, свидетельствует о вашем завышенном чувстве долга и, возможно, вины.
Не позволяйте передергивать факты — сразу прерывайте разговор и поправляйте сотрудника. Можете подкрепить свои слова невербальным приемом, например, покачиванием головы.
Не ждите пока поток красноречия у хама иссякнет. Как только он начнет повторять аргументы скажите: «Я вас услышал». Затем добавьте: «Теперь воспроизведите свою интонацию и слова в присутствии руководителя», — или констатируйте, что напишите докладную шефу.
И главное — в любых ситуациях сохраняйте чувство собственной уверенности».