Как играть бемоль на фортепиано

Как называются клавиши фортепиано

Как играть бемоль на фортепиано. kak improvizirovat na fortepiano. Как играть бемоль на фортепиано фото. Как играть бемоль на фортепиано-kak improvizirovat na fortepiano. картинка Как играть бемоль на фортепиано. картинка kak improvizirovat na fortepiano

В данной статье мы будем знакомиться с клавиатурой пианино и других клавишных музыкальных инструментов. Вы узнаете о том, как называются клавиши фортепиано, что такое октава и как сыграть диез или бемоль.

Как известно, число клавиш на пианино – 88 (52 белых и 36 чёрных), и они расположены в определённом порядке. Прежде всего, сказанное относится к чёрным клавишам: они расположены по принципу чередования – две, три, две, три, две, три и т.д. Почему именно так? – для удобства игры и для простоты навигации (ориентирования). Это первый принцип. Второй принцип – при движении по клавиатуре слева направо возрастает высота звука, то есть в левой половине клавиатуры находятся звуки низкие, в правой половине – высокие. Когда мы перебираем клавиши подряд – мы как бы поднимаемся по ступенькам от низких звучностей во всё более высокий регистр.

Где находится нота до?

Вы уже поняли, что нота до на клавиатуре не единственная. Помните про то, что чёрные клавиши располагаются группами по две и три? Так вот, любая нота до примыкает к группе из двух чёрных клавиш, и находится слева от них (то есть как бы впереди них).

Как играть бемоль на фортепиано. donaklav. Как играть бемоль на фортепиано фото. Как играть бемоль на фортепиано-donaklav. картинка Как играть бемоль на фортепиано. картинка donaklav

Ну и вот посчитайте, сколько нот до на клавиатуре вашего инструмента? Если вы за пианино – то их аж восемь штук, если за синтезатором, то будет поменьше. Все они принадлежат разным октавам, в этом мы сейчас разберёмся. Но сначала, смотрите – теперь вы знаете, как сыграть и все остальные ноты:

Как играть бемоль на фортепиано. klavsnazv. Как играть бемоль на фортепиано фото. Как играть бемоль на фортепиано-klavsnazv. картинка Как играть бемоль на фортепиано. картинка klavsnazv

Можете сами придумать для себя какие-нибудь удобные ориентиры. Ну, например, типа таких: нота фа слева от трёх черных клавиш, или нота ре между двумя чёрными клавишами и т.п. А мы перейдём к октавам. Теперь сосчитаем их. Полная октава должна содержать все семь основных звуков. Таких октав на фортепиано семь. На краешках клавиатуры у нас нот в «набор» не хватает: снизу есть только ля и си, а сверху и вовсе одна нота – до. Эти октавы неполные, тем не менее, они будут иметь собственные названия, поэтому и эти кусочки мы будем считать отдельными октавами. Итого у нас получилось 7 полных октав и 2 октавы «огрызочные».

Названия октав

Теперь о том, как называются октавы. Называются они очень просто. В центре (на пианино обычно прямо напротив названия) находится первая октава, выше неё будут вторая, третья, четвёртая и пятая (одна нота до в ней, помните, да?). Теперь от первой октавы движемся вниз: слева от первой находится малая октава, дальше большая, контроктава и субконтроктава (это в которой белые клавиши ля и си).

Смотрим ещё разок и запоминаем:

Как играть бемоль на фортепиано. nazvaniya oktav. Как играть бемоль на фортепиано фото. Как играть бемоль на фортепиано-nazvaniya oktav. картинка Как играть бемоль на фортепиано. картинка nazvaniya oktav

Итак, октавы у нас повторяют один и тот же набор звуков, только на разной высоте. Естественно, все это отражается в нотной записи. Вот, к примеру, сравните, как записываются ноты первой октавы и, как записываются ноты в басовом ключе для малой октавы:

Как играть бемоль на фортепиано. notiklav1im. Как играть бемоль на фортепиано фото. Как играть бемоль на фортепиано-notiklav1im. картинка Как играть бемоль на фортепиано. картинка notiklav1im

Наверное, давно уже назрел вопрос: а для чего вообще нужны чёрные клавиши, не для одной ведь навигации? Разумеется. На чёрных клавишах тоже играют, и нажимают их нисколько не реже, чем белые. Так в чём же дело? Дело вот в чём: кроме основных ступеней-нот (это те, что мы только что играли на белых клавишах), есть ещё и производные – они то и располагаются в основном на чёрных клавишах. Черные клавиши фортепиано называются точно так же, как и белые, только к названию добавляется одно из двух слов – диез или бемоль (например, до-диез или соль-бемоль). Сейчас разберёмся, что такое диез и что такое бемоль.

Как играть диезы и бемоли?

Рассмотрим все клавиши, которые входят в любую октаву: если посчитать вместе черные и белые, то, оказывается, что их в сумме выходит 12 (7 белых + 5 чёрных). Получается, что октава разделена на 12 частей (12 равных ступенек), и каждая клавиша в данном случае – одна часть (одна ступенька). Вот, расстояние от одной клавиши до самой близкой соседней – это полутон (неважно, куда откладывать полутон: вверх или вниз, между двумя белыми или между чёрной и белой клавишей). Итак, октава состоит из 12 полутонов.

Диез – это повышение основной ступени на полутон, то есть, если нам нужно сыграть, скажем, ноту до-диез, то мы нажимаем не клавишу «до», а ту ноту, которая на полутон выше. До-диез – соседняя чёрная клавиша (справа от клавиши «до»).

Как играть бемоль на фортепиано. klavdiez. Как играть бемоль на фортепиано фото. Как играть бемоль на фортепиано-klavdiez. картинка Как играть бемоль на фортепиано. картинка klavdiez

Бемоль имеет обратное действие. Бемоль – это понижение основной ступени на полутон. Если нам нужно сыграть, к примеру, си-бемоль, то мы играем не белую «си», а нажимаем соседнюю чёрную клавишу, которая ниже этой «си» (слева от клавиши «си»).

Как играть бемоль на фортепиано. klavbemol. Как играть бемоль на фортепиано фото. Как играть бемоль на фортепиано-klavbemol. картинка Как играть бемоль на фортепиано. картинка klavbemol

Теперь понятно, что каждая чёрная клавиша – это или диез или бемоль какой-нибудь из соседних «белых» нот. Но не всегда диез или бемоль занимает именно чёрную клавишу. Например, между такими белыми клавишами, как ми и фа, или си и до, нет чёрных. И как тогда играть до-бемоль или ми-диез?

Очень просто – все по тому же правилу: диез на полтона выше, бемоль на полтона ниже. Напоминаю, что полутон – это кратчайшее расстояние между любыми двумя соседними клавишами. Значит, для того чтобы сыграть до-бемоль, спускаемся на полтона – получаем, что до-бемоль совпадает по высоте с нотой си. Аналогично, нужно играть ми-диез – поднимаемся на полутон: ми-диез совпадает с клавишей фа. Звуки, которые одинаковы по высоте, но по-разному записываются, называются энгармоническими (энгармонически равными).

Ну, вот и всё! Я думаю, всё понятно. Мне осталось добавить по поводу того, как диез и бемоль обозначают в нотах. Для этого используют специальные значки, которые записываются перед той нотой, которую нужно изменить.

Как играть бемоль на фортепиано. znaki alteracii. Как играть бемоль на фортепиано фото. Как играть бемоль на фортепиано-znaki alteracii. картинка Как играть бемоль на фортепиано. картинка znaki alteracii

Небольшое заключение

Мы с вами в данной статье разобрались в том, как называются клавиши фортепиано, какие ноты соответствуют каждой клавише и как легко ориентироваться на клавиатуре. Также мы выяснили, что такое октава и узнали, названия всех октав на фортепиано. Ещё вы теперь знаете, что такое диез и бемоль, и как найти диезы и бемоли на клавитуре.

Клавиатура фортепиано – универсальна. Многие другие музыкальные инструменты оснащены клавиатурами подобного типа. Это не только рояль и пианино, но аккордеон, клавесин, орган, челеста, клавишные гусли, синтезатор и т.д. По образцу такой клавиатуры расположены пластинки на ударных инструментах – ксилофоне, маримбе, вибрафоне.

Если вы интересуетесь внутренним устройством фортепиано, если вам любопытно узнать, как и откуда берётся звук у этого дивного инструмента, то рекомендую ознакомиться со статьей «Устройство пианино». До встречи! Оставляйте свои комментарии внизу, нажимайте «Мне нравится», чтобы поделиться найденным материалом с друзьями и единомышленниками в контакте, моём мире и фейсбуке.

Источник

Бемоль, диез и бекар – что это, как использовать? Подробная инструкция

Как играть бемоль на фортепиано. Bemol Diez i Bekar znaki alteracii v muzyke. Как играть бемоль на фортепиано фото. Как играть бемоль на фортепиано-Bemol Diez i Bekar znaki alteracii v muzyke. картинка Как играть бемоль на фортепиано. картинка Bemol Diez i Bekar znaki alteracii v muzyke

Бемоли, диезы и бекары музыканты называют знаками альтерации. А что означает это слово и зачем нужны эти знаки?

Слово альтерация имеет один корень со словом альтернатива, которое означает возможность выбора. Слово «altus» в переводе с латыни означает «высокий». Получается, знаки альтерации дают музыканту право выбора и возможность менять высоту звучания ноты. Об этом и пойдет речь в данной статье.

Музыкальный строй

Чтобы разобраться, что такое бемоли и диезы, а также научиться ими пользоваться, нам придется окунуться в прошлое. Но не переживайте, зарываться в подробностях мы не станем, остановимся лишь на основных моментах.

Если вы бывали на балете или посещали оперу, то помните, что перед представлением из оркестровой ямы доносятся звуки всех инструментов – это музыканты их настраивают. Само слово «настраивают» говорит нам о том, что у инструментов есть определенный музыкальный строй.

Музыкальный строй — система, в которой каждая нота звукоряда (До Ре Ми Фа Соль Ля Си) имеет конкретную высоту звука. Эта высота выражается в герцах (количество колебаний звуковой волны в секунду), поэтому музыкальный строй — это совокупность числовых соотношений.

Любой интервал (две ноты звучащие одновременно) – это совокупность двух частот. При соотношении этих частот возникает либо приятное звучание, в музыкальной терминологии – консонанс; либо терпкое и резкое — диссонанс. Послушайте как они звучат.

В средневековье многие интервалы звучали как диссонансы. Некоторые тональности не использовали по той причине, что музыка в них звучала грязно и фальшиво. Поэтому музыканты избегали их и не могли использовать всю музыкальную многогранность. И все эти неудобства заключались в несовершенстве музыкального строя.

Человечество перепробовало ни один строй, прежде чем пришло к тому, коим мы пользуемся сейчас. Вот наиболее значимые из них:

Сначала, люди пользовались Пифагоровым строем, но он был не универсальным, потому что многие сочетания звуков давали фальшивое звучание. Затем появился Среднетоновый строй. Но и в нем нашлись изъяны — не все интервалы звучали одинаково в разных октавах. Тогда был предложен музыкальный строй называемый Чистым. В этом строю звукоряд также был разделен на 12 полутонов, но из-за математической ошибки, не все частоты звукоряда были совместимы. Как следствие – приятно слуху звучали лишь 6 мажорных тональностей и их параллельные миноры. В остальных тональностях музыка звучала фальшиво.

Равномерно темперированный строй был предложен еще в XVI веке. Несмотря на это, он долгое время не получал широкого распространения. Прошла еще ни одна сотня лет, прежде чем родился величайший композитор Иоганн Себастьян Бах, который популяризировал равномерно темперированный строй. Этим строем мы пользуемся и по сей день.

В равномерно темперированном строе октава делится на 12 РАВНЫХ полутонов. Полутон — это расстояние между двумя ближайшими звуками. На клавишном инструменте полутон, это две соседние клавиши. Взгляните:

Как играть бемоль на фортепиано. 1 poltona na klaviature. Как играть бемоль на фортепиано фото. Как играть бемоль на фортепиано-1 poltona na klaviature. картинка Как играть бемоль на фортепиано. картинка 1 poltona na klaviature

Как вы знаете нот в музыке всего семь: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Вот как они располагаются на клавиатуре пианино:

Как играть бемоль на фортепиано. 2 klaviatura. Как играть бемоль на фортепиано фото. Как играть бемоль на фортепиано-2 klaviatura. картинка Как играть бемоль на фортепиано. картинка 2 klaviatura

Помимо белых клавиш на клавиатуре пианино существуют еще и черные. Если сосчитать сколько белых и черных клавиш в одной октаве, то получится как раз 12. Можно было бы дать каждому звуку свое имя, но исторически сложилось иначе – ввели знаки альтерации.

Альтерация – это понижение или повышение основных ступеней звукоряда, без изменения их названий.

Для повышения ступени используют знак, который называется «диез». Для понижения существует знак «бемоль». Есть и другие знаки альтерации, но обо всем по порядку.

Диез

Перед тем как мы познакомимся с диезом и научимся его использовать, взгляните на него:

Как играть бемоль на фортепиано. 3 Diez. Как играть бемоль на фортепиано фото. Как играть бемоль на фортепиано-3 Diez. картинка Как играть бемоль на фортепиано. картинка 3 Diez

Он выглядит как решетка на клавише телефона или небольшая лесенка. Название этого знака происходит от греческого слова «диеса», что переводится как «острый».

Как играть бемоль на фортепиано. 43 DSC 0212 1. Как играть бемоль на фортепиано фото. Как играть бемоль на фортепиано-43 DSC 0212 1. картинка Как играть бемоль на фортепиано. картинка 43 DSC 0212 1

На изображении ниже вы увидите, как располагаются диезы на клавишах пианино и как они изображаются на нотном стане:

Как играть бемоль на фортепиано. 4 stan i klavishi. Как играть бемоль на фортепиано фото. Как играть бемоль на фортепиано-4 stan i klavishi. картинка Как играть бемоль на фортепиано. картинка 4 stan i klavishi

Обратите внимание, что черных клавиш 5 в то время как белых – 7. Между нотами Ми и Фа нет черной клавиши, также как между нотами Си и До. Это делит черные клавиши на группы по 2 и три, что очень удобно для визуального восприятия и позволяет быстро ориентироваться пианисту на клавиатуре.

Но из-за отсутствия двух черных клавиш Ми диез находится на клавише Фа, а Си диез – на клавише До. Это происходит потому, что расстояние между нотами Ми и Фа, Си и До составляет полтона.

Получается, Ми диез звучит как нота Фа, а Си диез – как До. Это явление, когда один и тот же звук обозначают разными нотами, называется «энгармонизм». Его можно сравнить со словами омонимами – одинаковыми по звучанию, но разными по значению.

Дубль-диез

Существует такой знак альтерации, который называется дубль-диез. Он дважды повышает ноту. То есть изменяет звучание на целый тон. Если в нотах вы увидите, скажем, ля дубль-диез, то на клавиатуре надо будет нажать клавишу Си. Это яркий пример энгармонизма. Выглядит дубль-диез как крестик, но с расширенными концами:

Как играть бемоль на фортепиано. 5 dubl diez. Как играть бемоль на фортепиано фото. Как играть бемоль на фортепиано-5 dubl diez. картинка Как играть бемоль на фортепиано. картинка 5 dubl diez

А вот так дубль-диез выглядит в нотах:

Как играть бемоль на фортепиано. 6 dubl diez v notah. Как играть бемоль на фортепиано фото. Как играть бемоль на фортепиано-6 dubl diez v notah. картинка Как играть бемоль на фортепиано. картинка 6 dubl diez v notah

Бемоль

Бемоль похож на латинскую букву «b». Слово французское, но имеет латинские корни: «бе» – означает букву «б», а «моль» – означает «мягкий». Получается, что бемоль – это «мягкая Б». Знак похож на латинскую букву «b».

Как играть бемоль на фортепиано. 7 bemol. Как играть бемоль на фортепиано фото. Как играть бемоль на фортепиано-7 bemol. картинка Как играть бемоль на фортепиано. картинка 7 bemol

Бемоль понижает звук на полутон. Ниже вы увидите, как выглядят бемоли на нотном стане и чему они соответствуют на клавиатуре:

Как играть бемоль на фортепиано. 8 4 stan i klavishi. Как играть бемоль на фортепиано фото. Как играть бемоль на фортепиано-8 4 stan i klavishi. картинка Как играть бемоль на фортепиано. картинка 8 4 stan i klavishi

Вот очередной пример энгармонизма: Фа бемоль будет звучать нотой Ми. На слух вы их не отличите, хотя в нотах они будут записаны по-разному. До бемоль будет звучать как нота Си.

Дубль-бемоль

Дубль-бемоль понижает звучание ноты на целый тон. Выглядит как два бемоля расположенных друг за другом.

Как играть бемоль на фортепиано. 9 dubl bemol. Как играть бемоль на фортепиано фото. Как играть бемоль на фортепиано-9 dubl bemol. картинка Как играть бемоль на фортепиано. картинка 9 dubl bemol

Пример энгармонизма с помощью дубль-бемоля: Соль дубль-бемоль = Фа.

Бекар

Бекар – такой знак, который отменяет действие предшествующих знаков альтерации. То есть говорит, что нужно играть ноту в чистом виде – не пониженную, и не повышенную. Если речь идет о клавишном инструменте, то после бекара всегда следует играть белую клавишу. Бекар — французское слово, означает – «квадратная б». Наверное, поэтому сам знак выглядит как латинская буква b, только слегка угловатая, квадратная. Рисовать ее проще как цифру 4 закрытую сверху.

Как играть бемоль на фортепиано. 10 Bekar. Как играть бемоль на фортепиано фото. Как играть бемоль на фортепиано-10 Bekar. картинка Как играть бемоль на фортепиано. картинка 10 Bekar

Все как в тумане 8

Ключевые и случайные знаки

Диезы и бемоли могут быть СЛУЧАЙНЫМИ и КЛЮЧЕВЫМИ. Сперва рассмотрим случайные.

Случайными они называются как раз потому, что встречаются в нотном тексте случайно, непредсказуемо. Такие знаки действуют только в том такте, в котором написаны.

Ключевыми называются знаки, которые написаны в начале произведения, рядом со скрипичным и/или басовым ключом. Действие таких знаков распространяется на все произведение. Например, вы увидели рядом с ключом два бемоля – Си и Ми. Теперь, когда вы встретите ноту Си или Ми, вы будете играть черную клавишу (Си бемоль и Ми бемоль). Действие ключевых знаков (или знаков при ключе, как их еще называют), может отменить бекар. Но он будет являться случайным знаком и будет действовать только в том единственном такте, где написан. Ниже приведем примеры, где есть ключевые, а также случайные знаки:

Как играть бемоль на фортепиано. 11 znaki alteracii pri klyuche. Как играть бемоль на фортепиано фото. Как играть бемоль на фортепиано-11 znaki alteracii pri klyuche. картинка Как играть бемоль на фортепиано. картинка 11 znaki alteracii pri klyucheКак играть бемоль на фортепиано. 12 sluchajnye znaki alteracii. Как играть бемоль на фортепиано фото. Как играть бемоль на фортепиано-12 sluchajnye znaki alteracii. картинка Как играть бемоль на фортепиано. картинка 12 sluchajnye znaki alteracii

Как правильно писать диезы и бемоли

Вы обратили внимание, что диезы и бемоли пишутся на той же линейке (или между линейками), где располагается нота, которую они изменяют:

Как играть бемоль на фортепиано. 13 diezy pered notoj. Как играть бемоль на фортепиано фото. Как играть бемоль на фортепиано-13 diezy pered notoj. картинка Как играть бемоль на фортепиано. картинка 13 diezy pered notojКак играть бемоль на фортепиано. 14 Bemol pered notoj. Как играть бемоль на фортепиано фото. Как играть бемоль на фортепиано-14 Bemol pered notoj. картинка Как играть бемоль на фортепиано. картинка 14 Bemol pered notoj

Знаки альтерации при ключе, расставляют в строгом порядке, который нужно заучить как считалочку. Диезы располагаются так: ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛЯ МИ СИ. А бемоли расставляют в обратном порядке: СИ МИ ЛЯ РЕ СОЛЬ ДО ФА.

Если вам скажут, что при ключе стоит 4 диеза, вы можете быть уверены – это ФА ДО СОЛЬ РЕ. Если рядом с ключом увидели 3 бемоля – это СИ, МИ, ЛЯ, а если 5 бемолей? Продолжите ряд самостоятельно.

Важно запомнить, что знаки альтерации выставляются в определенном порядке, а также, записываясь при ключе, они всегда занимают одни и те же линейки. На изображении ниже вы увидите правильное расположение диезов и бемолей в скрипичном и басовом ключах:

Как играть бемоль на фортепиано. 15 raspolozhenie diezov na notnom stane. Как играть бемоль на фортепиано фото. Как играть бемоль на фортепиано-15 raspolozhenie diezov na notnom stane. картинка Как играть бемоль на фортепиано. картинка 15 raspolozhenie diezov na notnom staneКак играть бемоль на фортепиано. 17 raspolozhenie diezov na notnom stane v basovom kluche. Как играть бемоль на фортепиано фото. Как играть бемоль на фортепиано-17 raspolozhenie diezov na notnom stane v basovom kluche. картинка Как играть бемоль на фортепиано. картинка 17 raspolozhenie diezov na notnom stane v basovom kluche

Как играть бемоль на фортепиано. 16 raspolozhenie bemolej na notnom stane. Как играть бемоль на фортепиано фото. Как играть бемоль на фортепиано-16 raspolozhenie bemolej na notnom stane. картинка Как играть бемоль на фортепиано. картинка 16 raspolozhenie bemolej na notnom staneКак играть бемоль на фортепиано. 18 raspolozhenie bemolej na notnom stane v basovom klyuche. Как играть бемоль на фортепиано фото. Как играть бемоль на фортепиано-18 raspolozhenie bemolej na notnom stane v basovom klyuche. картинка Как играть бемоль на фортепиано. картинка 18 raspolozhenie bemolej na notnom stane v basovom klyuche

Буквенное обозначение нот и знаков альтерации

Ноты иногда называют буквами латинского алфавита. В этой системе ноты ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ соответствуют буквам C, D, E, F, G, A, H (в американской системе нота Си обозначается звуком B). Диез и бемоль в этой системе тоже имеют буквенные обозначения: диез – is; бемоль – es.

Чтобы обозначить повышение ноты, к букве добавляют суффикс «is». Так Ре диез будет звучать как «Dis», Ля диез – «Ais» и так далее.

Чтобы понизить ноту, добавляем суффикс «es». Соль бемоль – «Ges», Ре бемоль – «Des». Однако Ми бемоль принято называть «Es», а не «Ees»; Ля бемоль — «As», а не «Aes». А для ноты Си бемоль ввели отдельную букву — «B».

В американской системе нота Си всегда обозначается буквой «B», а Си бемоль записывают как «B» со значком бемоля:

Как играть бемоль на фортепиано. 19 bukvennoe oboznachenie noty Si. Как играть бемоль на фортепиано фото. Как играть бемоль на фортепиано-19 bukvennoe oboznachenie noty Si. картинка Как играть бемоль на фортепиано. картинка 19 bukvennoe oboznachenie noty Si

В таблице ниже, вы найдете буквенные обозначения нот, а также их альтерированные названия:

Как играть бемоль на фортепиано. 20 bukvennoe oboznachenie not %D0%B8 znakov alteracii. Как играть бемоль на фортепиано фото. Как играть бемоль на фортепиано-20 bukvennoe oboznachenie not %D0%B8 znakov alteracii. картинка Как играть бемоль на фортепиано. картинка 20 bukvennoe oboznachenie not %D0%B8 znakov alteracii

Буквенную систему обозначения звуков, особенно любят музыканты эстрадных направлений. Правда, они привыкли упрощать все еще больше, поэтому аккорд по умолчанию считают мажорным, а если нужно указать его минорный окрас, они добавляют букву «m». Так Ми минор будет Еm, Ми мажор просто Е, а До диез минор – C#m. Например:

Как играть бемоль на фортепиано. 21 primer cifrovki. Как играть бемоль на фортепиано фото. Как играть бемоль на фортепиано-21 primer cifrovki. картинка Как играть бемоль на фортепиано. картинка 21 primer cifrovki

Музыканты с академическим образованием для обозначения мажора и минора используют слова dur и moll соответственно. Аккорд Ре бемоль мажор можно записать как Des dur, а аккорд До диез минор — Cis moll. Но чаще термины dur и moll используют для обозначения тональностей.

Если вы не знакомы с понятием «тональность», советую прочитать эту статью.

Когда мы называем какую-либо тональность, мы, по сути, обозначаем тонику и лад. Допустим, тоника Ми бемоль, а лад – мажор. Такую тональность мы называем «Ми бемоль мажор». Но тональности также можно называть в буквенной системе. Так Ми бемоль мы заменим буквами «Es», а мажор — словом «dur». Получится Es dur.

И раз уж мы заговорили о тональностях, мне бы хотелось еще раз обратиться к альтерации.

На этом у меня все. Надеюсь вы разобрались с тем, что такое диезы, бемоли и бекары и теперь знаете как их использовать. А если у вас остались вопросы по данной теме, готов на них ответить. Пишите в комментариях, давайте разбираться вместе! Не забывайте вступать в группу вконтакте и подписывайтесь на мой youtube канал. До скорых встреч!

Источник

Расположение нот на клавиатуре пианино

Всего на клавиатуре фортепиано есть 88 клавиш, среди которых 52 штуки белых, остальные 36 – черные. Белые клавиши расположены все подряд без каких-либо особенностей, а черные – группами по две или по три. Посмотрите на картинку:

Как играть бемоль на фортепиано. klavishi fortepiano 01. Как играть бемоль на фортепиано фото. Как играть бемоль на фортепиано-klavishi fortepiano 01. картинка Как играть бемоль на фортепиано. картинка klavishi fortepiano 01

На белых клавишах регулярно повторяются семь одних и тех же нот: ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Каждое такое повторение от одной ноты ДО до следующей ноты ДО называется ОКТАВОЙ. Любая нота ДО находится перед группой из двух черных клавиш, то есть слева от них, как бы «под горкой». Рядом с клавишей ДО на пианино находится клавиша РЕ и так далее все клавиши пианино располагаются по порядку. Смотрим на картинку:

Как играть бемоль на фортепиано. klavishi fortepiano 02. Как играть бемоль на фортепиано фото. Как играть бемоль на фортепиано-klavishi fortepiano 02. картинка Как играть бемоль на фортепиано. картинка klavishi fortepiano 02

Итак, вот что мы выяснили:

Какие бывают октавы на фортепиано?

Мы выше уже сказали, что каждое повторение набора всех семи звуков называется октавой. Октавную систему можно сравнить с многоэтажным домом. Те же самые ступеньки музыкальной лестницы (ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ) повторяются каждый раз на новой высоте, как будто бы постепенно повышается этаж расположения лесенки.

Октавы имеют свои названия, они очень простые. Средние и высокие звуки находятся в октавах, которые называются: ПЕРВАЯ, ВТОРАЯ, ТРЕТЬЯ, ЧЕТВЕРТАЯ и ПЯТАЯ. Первая октава обычно находится в середине инструмента, в середине диапазона. Вторая, третья, четвертая октавы находятся выше, то есть с правой стороны по отношению к первой октаве. Пятая октава считается неполной, так как в ней всего лишь один звук – одна только нота ДО без продолжения.

Как играть бемоль на фортепиано. klavishi fortepiano 03. Как играть бемоль на фортепиано фото. Как играть бемоль на фортепиано-klavishi fortepiano 03. картинка Как играть бемоль на фортепиано. картинка klavishi fortepiano 03

Про ноты, находящиеся в разных октавах так и говорят: до первой октавы, до второй октавы, до третьей октавы и т.д., соль первой октавы, соль третьей октавы, соль четвертой октавы и т.д.

Низкие, басовые звуки занимают левую сторону клавиатуры фортепиано. Они располагаются в октавах, которые называются: МАЛАЯ, БОЛЬШАЯ, КОНТРОКТАВА, СУБКОНТРОКТАВА. Малая октава находится ближе всех к первой, непосредственно слева от нее. Ниже, то есть левее, на пианино – клавиши большой октавы, далее – контроктавы. Субконтроктава является неполной, в ней две белые клавиши – ля и си.

Как играть бемоль на фортепиано. klavishi fortepiano 04. Как играть бемоль на фортепиано фото. Как играть бемоль на фортепиано-klavishi fortepiano 04. картинка Как играть бемоль на фортепиано. картинка klavishi fortepiano 04

Для чего нужны черные клавиши?

С белыми клавишами пианино мы немного разобрались – на них в разных октавах располагаются основные ноты ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ и СИ. А для чего же тогда нужны черные клавиши на фортепиано? Разве только для ориентировки по ним? Оказывается, нет. Дело в том, что в музыке есть ноты (ступени) основные, их семь, а кроме них есть ступени производные, которые получаются при повышении или понижении основных. Повышение ступени обозначается словом ДИЕЗ, а понижение – словом БЕМОЛЬ.

В нотах для обозначения диезов и бемолей применяются специальные знаки. Диез по начертанию представляет собой небольшую решетку (совсем такая решетка как на клавиатуре вашего телефона), которая ставится перед нотой. Бемоль (с французского – мягкая «бэ») напоминает русский мягкий знак, только более заостренный к низу или латинскую букву b, этот знак также как и диез ставится перед нотой (заранее).

Как играть бемоль на фортепиано. diez i bemol pravilo. Как играть бемоль на фортепиано фото. Как играть бемоль на фортепиано-diez i bemol pravilo. картинка Как играть бемоль на фортепиано. картинка diez i bemol pravilo

ВАЖНО! Диез и бемоль повышает или понижает, то есть изменяет ноту на ПОЛУТОН. Полутон – много это или мало? Полутоном на фортепианной клавиатуре считаемся наименьшее расстояние между двумя клавишами. То есть, если играть все клавиши фортепиано подряд, не пропуская белые и черные, то между двумя соседними клавишами будет расстояние в полутон.

И если нам нужно сыграть какой-нибудь диез, то мы просто берем клавишу на полутон выше, то есть не обычную белую ДО, РЕ или МИ, а следующую за ним черную (или белую, в случае когда черной рядом не имеется). Давайте посмотрим примеры:

Как играть бемоль на фортепиано. klavishi fortepiano 05. Как играть бемоль на фортепиано фото. Как играть бемоль на фортепиано-klavishi fortepiano 05. картинка Как играть бемоль на фортепиано. картинка klavishi fortepiano 05

Так получилось, что две ноты – ми-диез и си-диез совпадают с другими клавишами. МИ-ДИЕЗ совпадает с клавишей ФА, а СИ-ДИЕЗ – с клавишей ДО. Для этих диезов не нашлось отдельных черных клавиш, поэтому их «выручили» соседние белые. Тут нечему удивляться, в музыке часто такое бывает. Это интересное свойство, когда звуки совершенно одинаково звучат, но по-разному называются, имеет имя ЭНГАРМОНИЗМ (ЭНГАРМОНИЧЕСКОЕ РАВЕНСТВО).

Если нам нужно взять на фортепиано какой-нибудь бемоль, то нужно наоборот играть клавишу на полутон ниже, то есть левее, ту клавишу, которая идет перед основной. И здесь тоже будут случаи энгармонического равенства: ФА-БЕМОЛЬ совпадает с клавишей МИ, а ДО-БЕМОЛЬ – с клавишей СИ. Давайте посмотрим теперь все остальные бемоли:

Как играть бемоль на фортепиано. klavishi fortepiano 06. Как играть бемоль на фортепиано фото. Как играть бемоль на фортепиано-klavishi fortepiano 06. картинка Как играть бемоль на фортепиано. картинка klavishi fortepiano 06

Таким образом, черные клавиши на клавиатуре пианино выполняют очень интересную двойную функцию: для одних нот они являются диезами, а для других – бемолями. Если вы хорошо усвоили сегодняшний урок, то вы без труда эти совпадения клавиш можете назвать. Если вы занимаетесь с ребенком, то попросите его об этом обязательно, чтобы эта мысль в его голове лучше отложилась. Кстати, если вы собираетесь разучить с ребенком написание нот, то в помощь вам у нас есть неплохое пособие – Как выучить ноты с ребенком? Милости просим вас на эту страничку!

Дорогие друзья! Помог ли вам как-то этот материал? Какие вопросы у вас остались неразрешенными? Что еще вам хотелось бы узнать от нас о мире музыки? Напишите свои мысли и пожелания в комментариях. Ни одно ваше сообщение не останется без внимания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *