Как играть гаммы на аккордеоне
Левая клавиатура
На правой клавиатуре, как мы уже знаем, исполняется мелодия музыкального произведения; левая клавиатура служит для исполнения сопровождения (аккомпанемента) этой мелодии. Однако встречаются случаи, когда мелодия проходит в басовом голосе и исполняется на левой клавиатуре аккордеона.
БАСОВЫЙ КЛЮЧ
Для записи басовых звуков существует басовый ключ, или ключ «фа», который изображается особым знаком (см. рис.). Он указывает, что на четвертой линейке нотоносца записывается нота фа малой октавы:
Зная расположение этого звука на нотном стане, нетрудно определить и остальные звуки басов;
АППЛИКАТУРА
На левой стороне аккордеона находятся кнопки, расположенные немного наклонными поперечными рядами. Вся эта часть называется басовой клавиатурой.
При игре на аккордеоне в басовой клавиатуре используются четыре пальца. Обозначаются они так:
2 — указательный палец (второй палец)
3 — средний (третий палец)
4 — безымянный (четвертый палец)
5 — мизинец (пятый палец)
1-й палец в игре не участвует. Его употребляют для нажим воздушного клапана.
БАСОВЫЕ ЗВУКИ
Первые два продольных ряда от меха содержат основные басовые звуки. На этих рядах играют мелодическую линию в левой клавиатуре.
Второй ряд, считая от меха, называется основным. Здесь находится кнопка с небольшой выемкой, которая соответствует ноте до. Нажмите эту кнопку 3-м пальцем:
Выше кнопки басового звука до находится кнопка звука соль. Нажмите ее 2-м пальцем:
Ниже кнопки басового звука до находится кнопка ноты фа. Нажмите ее 4-м пальцем.
Басовые звуки принято записывать в пределах одной октавы.
ОСНОВНОЙ РЯД БАСОВ
Иногда в целях наглядности изображения мелодической линии басы записываются в разных октавах. В действительности же они звучат в пределах приведенной выше октавы.
Упражнения на основном ряду левой клавиатуры:
АККОРДЫ
Характерным для аккордеона является наличие кнопок, при нажиме которых звучит не один звук, а несколько. Такое одновременное звучание нескольких звуков называется аккордом. В правой клавиатуре для получения аккорда неободимо нажать несколько определенных клавиш одновременно, а вот в левой клавиатуре аккорды даны уже в готовом виде. Нажав одну кнопку, мы услышим аккорд, состоящий из нескольких звуков.
Аккорды записываются следующими нотами:
Из этих звуков образуются готовые аккорды. Все ноты, входящие в аккорд, выписываются на нотном стане друг над другом:
Аккорды бывают мажорные, минорные, доминантсептаккорды и уменьшенные (уменьшенные аккорды мы рассмотрим позже).
Аккорды строятся от основного баса по косым поперечным рядам и имеют те же названия. Ниже приведен бас (до) и аккорд от этого баса (до-мажор):
Для более легкого определения аккордов пользуются условными обозначениями.
Мажорные аккорды, находящиеся в третьем ряду клавиатуры, обозначаются буквой «Б«.
Минорные аккорды (четвертый ряд клавиатуры) обозначаются буквой «М«.
Доминантсептаккорды (пятый ряд) обозначаются цифрой «7«.
Ниже приведена схема аккордов левой клавиатуры. Пока мы рассмотрим аккорды только от основных звуков (до, ре, ми, фа, соль, ля, си). Первый (вспомогательный) ряд мы будем изучать на следующих уроках, поэтому пока этот ряд я «покрасил» в серый цвет.
Если после баса стоит обозначение (Б, М или 7), то этот аккорд (кнопка) берется от того же баса, находящегося в основном ряду.
При повторении одних и тех же аккордов условные обозначения могут и не выписываться:
Если бас и аккорд написаны один на другим, то они исполняются одновременно, то есть обе кнопки должны нажиматься вместе.
Упражнения
Открытый урок по теме : «Работа над гаммами и упражнениями на начальном этапе обучения игре на аккордеоне»
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Бирская детская школа искусств им М.З.Баширова муниципального района Бирский район Республики Башкортостан.
Открытый урок по теме:
« Работа над гаммами и упражнениями на начальном этапе обучения игре на аккордеоне ».
преподаватель по классу баяна и аккордеона
Чернышенко Надежда Павловна.
г. Бирск, Республика Башкортостан
План-конспект открытого урока.
Место проведения : кабинет музыки.
Тема урока : работа над гаммами и упражнениями на начальном этапе обучения игре на аккордеоне.
Тип урока : урок получения и совершенствования знаний и умений в процессе работы над овладением комплексом технических приёмов на материале технических упражнений, гамм и Этюдов.
Цель урока : наметить освоение комплекса технических приёмов путём игры технических упражнений, гамм и Этюдов.
Образовательные задачи : дать основные сведения о роли комплекса технических приёмов в развитии технического мастерства исполнителя, ознакомление учащегося с упражнениями и обязательными по программе гаммами и арпеджио, важными для технического развития.
Развивающие задачи : сформировать интерес к игре упражнений и гамм в процессе работы над развитием беглости пальцев, приумножать знание тональностей, развить волю и самостоятельность.
Воспитывающие задачи : воспитание умения работать целенаправленно и упорно, добиваясь желаемого результата.
Методы : словесный, наглядный, практический.
учебник – «Школа игры на аккордеоне» В.Лушников
2. Оглашение темы и цели урока
1. Теоретическая часть
2. Практическая часть:
А. Игра упражнений, заданных на прошлом уроке.
Б. Игра гаммы Соль мажор (самой удобной и полезной для исполнителя-аккордеониста).
В. Знакомство и разбор нового упражнения.
Г. Работа над первой частью Этюда Черни-Гермера.
Основная часть урока.
Берём в руки инструмент.
Постараемся сейчас ощутить приятное и интересное в игре упражнений.
Следует помнить о главных технических элементах: посадка, постановка инструмента и рук, техника ведения меха, аппликатура, координация движения правой и левой руки, темп, штрихи. От посадки и постановки инструмента зависит свобода движений кисти и пальцев.
А. Игра упражнений, заданных на прошлом уроке:
1. Упражнение на сближение пальцев
2. Два упражнения на самостоятельную, независимую работу пальцев (В.Лушников. «Школа игры на аккордеоне», стр.54, 59).
Преподаватель просит ученика контролировать в основном работу играющих пальцев и не фиксировать внимание на не занятых в игре пальцах, так как это может привести к их напряжению. Также ученику дан совет начинать игру упражнений с очень медленного темпа, легатиссимо, с сильным ударом пальцев, а в дальнейшем, при увеличении темпа, постепенно уменьшить силу звука, облегчая нажим пальцев на клавиши. Внимание ученика обращается на важность роли следующего аспекта: обязательное подчинение игровых элементов музыкально – художественной стороне. Этого не надо забывать и при разучивании упражнений. Нужно «даже в самых сухих упражнениях неуклонно наблюдать за красотой звука» (В.И.Сафонов, педагог-пианист). Есть необходимость исполнить упражнение преподавателю самому, помогая ученику хорошо услышать его.Чтобы вызвать интерес и превратить упражнения в творческий процесс, следует разнообразить динамику и темп. Вызвав интерес у ученика, провелась работа над динамикой и темпом, добиваясь свободы пальцев и ритмической ровности. При появлении напряжения в пальцах, возвращаемся к медленному темпу. У учащегося сформировалась цель и интерес.
Б. Игра гаммы Соль мажор.
Преподаватель разъясняет и показывает ученику, что гамма соль мажор – самая удобная и полезная для исполнителя – аккордеониста (удобные подкладывания пальцев). Гамма исполняется в две октавы, начиная с медленного темпа, только правой рукой. Отрабатывая технику на этой гамме перед учеником ставятся разные задачи поочерёдно: добиться подкладывания и перекладывания пальцев на ровном звуке, без толчков; работа над динамикой; работа над темпом; исполнять различными штрихами. Ставятся цели: сохранять свободу пальцев, добиться беглости. Эти задачи будут стоять и в дальнейшей работе дома.
В. Далее для подготовки арпеджио и аккордов соль мажор разучивается новое упражнение (В. Лушников. Школа игры на аккордеоне, стр.69).
В начале работы над этим упражнением смотрим аппликатуру. Затем в медленном темпе играем половину упражнения в восходящем движении, запоминаем аппликатуру. После удавшегося исполнения переходим ко второй половине упражнения в нисходящем движении. Проделав эту работу, переходим к исполнению арпеджио в медленном темпе штрихом легато. Арпеджио играется несколько раз в медленном темпе, добиваясь точности в аппликатуре. Показ педагога – арпеджио в быстром темпе. Ученик отмечает техничность и лёгкость исполнения. Играем арпеджио несколько раз с увеличением темпа и возврата к медленному. Намечаем путь к поставленной цели: систематически и упорно отрабатывать этот вид упражнения, добиваясь свободы пальцев и прибавления темпа.
До перехода к работе над Этюдом – делаем физическую разминку(повороты кистями рук, махи руками).
Г. Работа над Этюдом Черни-Гермера.
Определяем тональности гаммообразных пассажей в Этюде и останавливаемся на проигрывании правой рукой гамм Ре мажор и Ля мажор. Работая над первой половиной Этюда, ставим цель – добиться точности, автоматичности и уверенности (что является основными техническими свойствами) сначала в умеренном темпе, затем увеличивая его. Заостряется внимание на филировке звука. Преподаватель исполняет сам первую половину Этюда, помогая ученику услышать музыкально-художественный образ. Затем ученик по-своему пытается этого добиться. Добившись от ученика точности и достаточного на данном этапе темпа исполнения, педагог переходит к обобщению по уроку: вместе с учеником делается вывод, что работа над гаммами и упражнениями должна быть осмысленной – не столько быстрое, сколько качественное и музыкальное исполнение любого музыкального построения. Важно работать в правильной последовательности и, ставя цель, добиваться желаемого результата.
Несомненно, развитие техники в значительной мере зависит и от природных данных ученика. Но и дети со средними данными могут достичь высоких результатов при условии правильно организованной работы и целеустремлённости.
2. Лушников. В. Школа игры на аккордеоне.
3. Говорошко. П. Основы игры на баяне. М-Л, Музыка, 1966.
Метод. работа:»Работа над техникой в классе аккордеона»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детская школа искусств имени М.А. Балакирева» города Смоленска
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:
ШАБЕНТОВОЙ ГАЛИНЫ ТИМОФЕЕВНЫ
ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО КЛАССУ АККОРДЕОНА
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:
«Работа над техникой в классе аккордеона»
2. Техника аккордеониста (трактовка понятия).
3. Методика развития техники.
5. Гаммы и арпеджио, аккорды, упражнения, этюды.
6. Работа над музыкальным произведением.
7. Особенности работы. Метод вариантов.
9. Список литературы.
Техника аккордеониста, многие ее виды настолько сложны, что без специальной многолетней работы овладеть ею невозможно. Эта работа начинается с момента первого знакомства с инструментом. Не случайно учиться на аккордеоне сейчас начинают с 6 – летнего возраста, что в первую очередь связано с трудностями приобретения технических навыков. Поэтому культура работы над техникой относится к наиболее важным вопросам методики обучения игре на аккордеоне. Целью начального обучения игре на инструменте является постепенное введение ребенка в более узкий круг профессиональных навыков, сохраняя при этом его эмоциональную увлеченность музыкой. Каждое произведение искусства является воплощением творческого замысла, богатой фантазии художника. В процессе реализации своего замысла автор мобилизует всю творческую волю, всё умение, и чем выше талант и мастерство художника, тем более впечатляющим и значительным предстаёт конечный результат. Не является исключением и музыкально-исполнительское искусство. Но в отличии от художника-живописца, который фиксирует свой замысел на полотне и не нуждается в посреднике между собой и зрителем, музыкант-исполнитель интерпретирует замысел композитора. Говоря об этом, мы в первую очередь подразумеваем технику артиста, при помощи которой он воплощает своё звуковое представление музыкального произведения, своё видение (слышание) художественного образа.
2. Техника аккордеониста (трактовка понятия).
Что же мы вкладываем в понятие «техника»?
Работа над развитием технических навыков начинается с 1 года обучения на простейших упражнениях, которые постепенно усложняются и усовершенствуются по мере технического и физического роста учащегося на протяжении всех лет обучения. Помимо развития технических навыков упражнения, которые будут описаны ниже, заключают в себе основные направления и формы работы, связанные с организацией игрового аппарата, ориентированием на клавиатурах, координацией игровых движений, работу над звукоизвлечением, развитием внутреннего слуха, музыкальной памяти. Каждое упражнение несёт в себе определённые цели и задачи, между собой они взаимосвязаны, а работа идёт от простого к сложному.
3. Методика развития техники.
4. Техника звукоизвлечения
Звук — основное средство выразительности. У высококвалифицированных музыкантов даже простые, технически несложные произведения звучат чрезвычайно привлекательно. Это результат большой работы над культурой звука. Работа над звуком разнообразна и специфична для каждого инструмента. Так, например, на аккордеоне легко филировать звук, так как инструмент обладает большим запасом воздуха в мехе, однако на этом инструменте нет возможности выделять разные по силе звуки аккорда.
Работа над звуком заключается в освоении тембра, динамики и штрихов. Изменение тембра в аккордеонах осуществляется с помощью регистров. При исполнении кантиленных произведений необходимо стремиться максимально приблизить звучание аккордеона к пению, к человеческому голосу.
5. Гаммы и арпеджио, аккорды, упражнения, этюды.
Материалом для работы над приобретением двигательных навыков и развития различных элементов техники игры на аккордеоне служат гаммы, арпеджио, аккорды, упражнения для развития октавной техники, скачков, этюды. Упражнения вообще необходимы для выработки контакта
между пальцами и клавишами. На упражнениях и этюдах отрабатываются двигательно-игровые навыки, взаимодействие всех частей рук, координация движений; эти навыки развивают физическую выносливость и приспособленность всего двигательного аппарата к использованию звуковых и технических возможностей инструмента.
Конечно, развитие техники зависит от природных способностей музыканта. Но эта зависимость не является определяющей для людей со средними исполнительскими данными. Гаммы, арпеджио, аккорды являются основными техническими формулами. Кроме того, игра гамм, арпеджио и аккордов способствует закреплению теоретических знаний на практике, развивает у учеников чувство лада и метроритма. Развитие техники идёт успешно лишь в том случае, если учащиеся при каждом проигрывании гаммы или арпеджио решают определённую музыкальную задачу, контролируют слухом характер звучания, соблюдают динамические оттенки, штрихи, ритм. Играть гаммы, арпеджио и аккорды нужно в определённом размере, выдерживая длительности. Гаммы обычно начинают изучать тогда, когда закреплена постановка руки, кисти, пальцев. Начинают играть в медленном темпе с ровным количеством длительностей на каждое движение меха.
Изучение гаммы предваряется упражнениями с подкладыванием 1-го пальца. К числу наиболее распространённых упражнений относятся такие, в которых вычленяются и по нескольку раз повторяются отрезки гамм, где происходит подкладывание. Подкладывание исполняют плавно, без толчков. Для быстрого приобретения навыков с подкладыванием и развитием правильного движения 1 – го пальца:
2. Гаммы – способствуют развитию двигательного аппарата ( развивается беглость пальцев, совершенствуется техника ).
3. Гаммы – необходимы для ознакомления с клавиатурой и хорошей ориентации в ней.
4. Гаммы – нужны для понимания основных закономерностей аппликатуры.
5. Гаммы – помогают развитию и расширению музыкально-теоретических представлений (учащиеся знакомятся с определенной терминологией, с названием тех или иных понятий – звукоряд, гамма, лад, тональность, аккорды, интервалы, гармония, созвучие, арпеджио).
Важно указать (с самого начала работы над гаммами) учащимся ясную цель: для чего изучаются гаммы и пользу, какую они могут принести для музыкального развития каждого. После того, как та или иная гамма (арпеджио) будет выучена в ровном движении, рекомендуется переходить к исполнению ее в различных метроритмических рисунках, штрихах и динамических оттенках. Быстрый темп не должен нарушать ясности исполнения гамм и арпеджио. При нарушении ровности звучания необходимо вернуться к медленному темпу.
Процесс работы над гаммами и арпеджио требует постоянного слухового и двигательного контроля:
— за минимально ровным звуком и плавной сменой направления движений меха; за строгим соблюдением указанной аппликатуры;
— за естественностью и экономностью движений пальцев, кисти и предплечья; за четкостью пальцевого удара;
— за точностью выполнения определенного метроритмического рисунка и штрихов;
— за точностью координации движений пальцев при исполнении.
Физическую категорию сложности представляет игра аккордами. Игра аккордами осуществляется с помощью кистевых движений. Пальцы нужно готовить к взятию аккорда заранее, как бы в воздухе. Начинать работу нужно осторожно в умеренном темпе с упражнений. Самое удобное исполнение аккордов в быстром темпе – это исполнение кистью с небольшим участием всей руки. При игре аккордами не следует поднимать высоко пальцы над клавиатурой, они должны быть в собранном состоянии. В процессе исполнения аккордовой последовательности необходимо:
— одновременно снять пальцы с предыдущего аккорда, не оставляя случайных призвуков;
— подготовить положение пальцев для последующего взятия аккорда;
— сделать соответствующее перемещение кисти;
— путём одновременного нажатия пальцев на клавиши взять новый аккорд.
Дети далеко не всегда проявляют интерес к этой работе, нередко выполняют её вяло, что снижает её эффективность. Эту работу следует сделать, возможно, более привлекательнее для ребенка. Необходимо, чтобы он ощущал в упражнениях определенный музыкальный смысл, стремился достигнуть нужного качества звучания, активности и определенности ритма.
Работу над упражнениями следует вести систематично, тренируя пальцы в самых различных комбинациях, добиваясь постепенно наращивания темпа и ясности артикуляции.– эти упражнения полезны в качестве ежедневного тренинга для пальцевой активности и «Разогрева» технического аппарата перед занятиями на инструменте.
Играть упражнения надо сначала медленно и динамически ровно, заботиться об артикуляции, ритмической ровности. Затем постепенно ускорять темп с изменением динамики.
Особое внимание нужно уделить упражнениям левой руки, необходимо равномерно развивать все четыре играющих пальца.
Репетиция – быстрое, многократное извлечение одного и того же звука чередующимися пальцами. Репетиция выполняется обычно двумя сильными пальцами. Необходимо также играть и другими пальцами, что способствует достижению чёткости в звучании и более свободному исполнению. Репетиция исполняется при помощи лёгких кистевых движений на первую ноту. (Пример: С. Павин Этюд d – moll)
Развитию пальцевой техники способствуют не только быстрые упражнения, этюды и пьесы. Медленные полифонические пьесы, игра терциями и секстами легато приносят не меньшую пользу.
Тем самым использование этюдов создаёт предпосылки для плодотворной работы над техникой. Включение того или иного этюда в учебную программу может быть обусловлено двумя задачами:
— освоением и развитием определённого вида техники;
— подготовкой учащихся к преодолению технических трудностей в художественном произведении.
В первом случае преследуется цель разностороннего развития ученика. В его программу последовательно включаются этюды на различные виды техники, причём каждый этюд должен быть несколько выше возможностей учащегося, тем самым обеспечивается его постоянный технический рост. Во втором случае нужно брать этюды, содержащие тот вид техники и те элементы движения, которые встречаются в произведении, а так же близки по характеру музыки. По трудности этюды не должны превышать уровень развития учащегося.
Работу над этюдами нужно вести в определённой последовательности:
— изучить построение этюда и определить техническую задачу;
— чтобы иметь ясное представление об объёмах и характере предстоящей работы;
— детально разобрать текст, установить аппликатуру.
Приступить к разучиванию этюда, по частям отрабатывать наиболее трудные места. Эта работа должна начинаться с упражнений, содержащих характерные элементы трудных мест. В этюдах, написанных для развития правой руки, обратить внимание на исполнение аккомпанемента левой рукой и наоборот;
Одновременно с усвоением текста этюда следить за выполнением фразировки, акцентов, динамики, определить границы движения меха; Играть этюд надо в различных темпах, не привыкая к какому- либо одному. Начинать с медленного темпа, постоянно возвращаясь к нему в процессе работы.
Заучивание текста наизусть должно происходить в ходе усвоения его технических и художественных особенностей.
Я хочу отметить ещё раз, что работа над техникой должна проводиться с учеником систематически и целенаправленно. Принимая во внимание индивидуальные особенности учащихся и степень их подготовки, педагог может составить для каждого из них определённую программу работы над техникой.
6. Работа над музыкальным произведением
Работу над музыкальным произведением нужно вести в определенной последовательности: Одна из основных сторон работы касается технического овладения произведения.
Условно можно выделить два основных типа задач:
1. Преодоление трудностей, не связанных с подвижным темпом исполнения.
2. Область, собственно технической работы, подготавливающей учащегося в овладении не только нужным характером звучания, но и быстрым темпом исполнения.
— тщательно изучить построение и определить техническую задачу, чтобы иметь ясное представление об объеме и характере предстоящей работы. Детально проработать за инструментом текст, установить аппликатуру, выработать целесообразные движения и положение рук во время игры;
— приступить к разучиванию пьесы, по частям отрабатывая наиболее трудные места. Эта работа должна начинаться с подбора упражнений, содержащих характерные элементы трудных мест;
— обратить внимание на исполнение аккомпанемента левой рукой. Во время исполнения легато до конца погружать пальцы в клавиши.
— играть пьесу надо в различных темпах, не привыкая к какому-либо одному. Начинать работу следует, естественно, с медленного темпа, постоянно возвращаясь к нему в процессе работы;
— заучивание текста наизусть должно происходить в ходе усвоения его технических и художественных особенностей.
При таком способе запоминания надежно закрепляются в памяти как игровые движения, так и художественно-выразительные элементы произведения.
7. Особенности работы. Метод вариантов.
Детали работы зависят от индивидуальности ученика, его подготовки, возраста и т. д. Как утверждает профессор А. Гольденвейзер, муз. произведение полезно разучивать не целиком, а по частям, разбивая на отдельные эпизоды. Это помогает определить, на что именно нужно обратить главное внимание и способствует скорейшему изучению наизусть. Рекомендуется также предлагать учащемуся тщательно изучать партию каждой руки отдельно, чтобы лучше играть пассажи и аккорды, внимательнее исполнять пьесу.
Очень важно не обходить технические трудности путем облегчения аппликатуры. Преодоление трудностей должно идти от простого к сложному. В работе над пьесами, параллельно с решением специальных задач, необходимо воспитывать навыки владения динамикой и штрихами. Для более прочного закрепления приобретенного технического навыка нужно так организовывать работу, чтобы они надолго сохранялись в памяти и в пальцах аккордеониста.
При работе полезно применять метод вариантов. Варианты «освежают» внимание и в какой-то степени предохраняют его от однообразного механического повторения. Их надо придумывать, исходя из конкретных задач, из степени подготовленности учащихся и технических возможностей инструмента. Слишком сложные варианты могут привести к неверию в свои силы, а очень большое количество их не оправдывает себя.
Из огромного количества вариантов следует определить основные:
4. Ритмические варианты: на беглость с нотами одинаковой длительности возможны следующие ритмические варианты:
5. Упрощение фактуры при работе над аккордами.
Этим приемом пользуются для того, чтобы постепенно привести учащегося к преодолению технических трудностей. Здесь вначале можно играть только верхние ноты аккордов, затем верхние и нижние, пользуясь аппликатурой, необходимой при игре всего аккорда.
6. Арпеджирование аккордов или соединение арпеджио в аккорды.
Высокая техника игры имеет огромное значение для музыканта-исполнителя, о чем свидетельствует опыт лучших мастеров исполнительского искусства. Ни один выдающийся исполнитель-инструменталист не достиг бы такого совершенного мастерства и убедительности в исполнении, не мог бы так глубоко волновать, восхищать слушателя, если бы не уделял должного внимания развитию своих технических возможностей. Если бы мастера не владели совершенной техникой, их способности и музыкальные возможности нечем было бы реализовать. Это относится в одинаковой мере к музыканту-исполнителю любой специальности, а значит и к аккордеонисту.
Высокая техника игры имеет огромное значение для музыканта-исполнителя, о чем свидетельствует опыт лучших мастеров исполнительского искусства. Ни один выдающийся исполнитель-инструменталист не достиг бы такого совершенного мастерства и убедительности в исполнении, не мог бы так глубоко волновать, восхищать слушателя, если бы не уделял должного внимания развитию своих технических возможностей. Если бы мастера не владели совершенной техникой, их способности и музыкальные возможности нечем было бы реализовать. Это относится в одинаковой мере к музыканту-исполнителю любой специальности, а значит и к аккордеонисту. Различны только пути формирования исполнительских навыков. Одна из главных задач педагога – сделать как можно скорее и основательнее так, чтобы быть «ненужным» ученику, устранить себя, вовремя сойти со сцены, то есть привить ему ту самую самостоятельность мышления, методов работы, самопознания и умения добиваться цели, которые называют зрелостью, порогом, за которым начинается мастерство.
9. Список литературы.
1. Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепианной игры». Изд.5,М.,1987г.
2. Немкин В.А. «Развитие двигательных качеств технического аппарата
4. Паньков О.С. «К вопросу о звукоизвлечению на баяне //вопросы методики
и теории исполнительства на народных инструментах». Выпуск 2.
5. Чиняков А.И. «Преодоление технических трудностей на баяне». – М.:
7. Фридрих Липс «Искусство игры на баяне». Изд. «Музыка», Москва 1985г.
8. А.Судариков «Исполнительская техника баяниста». Всесоюзное
Изд. «Советский композитор». Москва, 1986г.
9. Сборник методических материалов «Баян и баянисты». Всесоюзное изд.
«Советский композитор». Москва 1970г. Статьи: П.А.Гвоздев.
«Работа баяниста над развитием техники» изд. В.Г.Горохов, С.М.Колобков
«Гаммы и арпеджио на баяне».
10. Р.Н.Бажилин «Школа игры на аккордеоне». Изд. В. Катанского, 2008г.
11. Завьялов В. «Баян и вопросы педагогики». «Искусство», 1992г.