Как играть группетто на фортепиано

Как играть группетто на фортепиано

Группетто ( «>см. словарь ) — это вид «>мелизма заключающийся в быстром исполнении определённой последовательности нот, стоящей из основных и вспомогательных (в данном случае, соседних ) звуков.

Обозначение

Группетто обозначается либо так: Как играть группетто на фортепиано. . Как играть группетто на фортепиано фото. Как играть группетто на фортепиано-. картинка Как играть группетто на фортепиано. картинка, либо так: Как играть группетто на фортепиано. . Как играть группетто на фортепиано фото. Как играть группетто на фортепиано-. картинка Как играть группетто на фортепиано. картинка. Если группетто обозначено знаком Как играть группетто на фортепиано. . Как играть группетто на фортепиано фото. Как играть группетто на фортепиано-. картинка Как играть группетто на фортепиано. картинка, то мелизм начинается с верхней вспомогательной ноты. Если группетто обозначено знаком Как играть группетто на фортепиано. . Как играть группетто на фортепиано фото. Как играть группетто на фортепиано-. картинка Как играть группетто на фортепиано. картинка, то исполнение начинается с нижнего вспомогательного звука.

Если знак группетто стоит над нотой, то мелизм исполняется за счёт длительности этой ноты. Если знак группетто стоит между нотами, что мелизм исполняется за счёт длительности второй половины первой ноты.

Пример группетто

Как играть группетто на фортепиано. . Как играть группетто на фортепиано фото. Как играть группетто на фортепиано-. картинка Как играть группетто на фортепиано. картинка

Рисунок 1. Пример обозначения и исполнения группетто

Чтобы избежать разночтений, многие композиторы предпочитают прописывать группетто нотами, не сокращая нотную запись выше описанным способом.

Источник

Как играть группетто на фортепиано

Что такое мелизмы в музыке

Как играть группетто на фортепиано. 218. Как играть группетто на фортепиано фото. Как играть группетто на фортепиано-218. картинка Как играть группетто на фортепиано. картинка 218

Музыка – это искусство красоты звука. В большинстве музыкальных произведений над аккомпанементом преобладает мелодия. Выразительность мелодической линии, плавность или скачкообразность, тембр – все это задает настроение и образ сочинению. Мелизмы помогают обогатить мелодию, сделать ее ярче, рельефнее и изящнее. Что такое мелизмы и орнаментика? Откуда появились эти термины? Какие бывают знаки для обозначения мелизмов и как расшифровываются? Об этом вы узнаете на данной странице.

Что такое орнаментика и мелизмы?

Термин «орнаментика» произошел от латинского слова ornamentum. На русский язык слово переводится, как украшение. В музыкальной практике к орнаментике относят разнообразные способы, позволяющие украсить мелодию при помощи вспомогательных тонов. Дополнительные фигуры имеют название орнаментирование, к ним относятся:

Как играть группетто на фортепиано. 215. Как играть группетто на фортепиано фото. Как играть группетто на фортепиано-215. картинка Как играть группетто на фортепиано. картинка 215

Мелизмы – это музыкальный термин, объединяющий небольшие музыкальные украшения. Встречается данное обозначение как в вокальной, так и инструментальной музыке. Мелизмы различаются по длительности звучания, по сложности исполнения.

Основными мелизмами, используемыми в классической музыке принято считать:

Как играть группетто на фортепиано. 213. Как играть группетто на фортепиано фото. Как играть группетто на фортепиано-213. картинка Как играть группетто на фортепиано. картинка 213

Музыка имеет своеобразный язык, поэтому неудивительно, что мелизмы представляют своего рода аббревиатуры, требующие расшифровки. Подобная необходимость в создании специальных знаков появилась исключительно для экономии времени. Рассмотрим каждый из мелизмов по отдельности.

Форшлаг: обозначения, как играть

Как играть группетто на фортепиано. 217. Как играть группетто на фортепиано фото. Как играть группетто на фортепиано-217. картинка Как играть группетто на фортепиано. картинка 217

Правила игры форшлага:

Мордент: обозначения, как играть

Как играть группетто на фортепиано. 214. Как играть группетто на фортепиано фото. Как играть группетто на фортепиано-214. картинка Как играть группетто на фортепиано. картинка 214

Морденты подразделяются на одиночные или двойные. При этом они могут быть перечёркнутыми или простыми. Обозначается как острая волнистая линия.

Простой одиночный мордент представляет собой опевание основного звука сверху. При этом длительность дробится. Послушайте, как звучит данное украшение.

Перечеркнутый одиночный мордент – это опевание основного звука снизу.

Двойной мордент в два раза длиннее, чем одиночный. При этом он должен исполняться за счет основной ноты, то есть не должен заниматься по времени больше, чем указанная длительность. Послушайте как звучит перечеркнутый и простой двойные морденты.

Группетто: обозначения, как играть

Как играть группетто на фортепиано. 212. Как играть группетто на фортепиано фото. Как играть группетто на фортепиано-212. картинка Как играть группетто на фортепиано. картинка 212

Группетто расшифровывается как группа нот, состоящая из поступенного опевания основного звука. Так если знак группетто стоит над нотой «до», то расшифровываться он будет, как «ре», «до», «си», «до». Где ре и си будут являться вводными тонами. Исполняется данная фигура в пределах основной длительности.

Послушайте как звучит группетто:

Трель: обозначение, как играть

Как играть группетто на фортепиано. 216. Как играть группетто на фортепиано фото. Как играть группетто на фортепиано-216. картинка Как играть группетто на фортепиано. картинка 216

По технике исполнения трель является одним из самых виртуозных и сложных приемов. Представляет собой скорое чередование соседних нот, напоминающее соловьиные трели. Обозначается, как сочетание букв «tr» над основной нотой. Послушайте как звучит данное украшение:

Играть трель необходимо следующим образом:

Важно, чтобы трель была ровной и не нарушала общий метроритм в композиции.

Арпеджио: обозначение, как играть

Как играть группетто на фортепиано. 211. Как играть группетто на фортепиано фото. Как играть группетто на фортепиано-211. картинка Как играть группетто на фортепиано. картинка 211

Данный прием характерен прежде всего для исполнения аккордов, реже для интервалов. Наиболее часто используется для таких инструментов как фортепиано, арфа, гитара или струнной группы инструментов. Обозначается фигурной вертикальной линией вдоль всего аккорда. Звуки при этом играются снизу вверх в быстром последовательном движении. Послушайте как звучит аккорд, исполненный приемом арпеджио.

Как научиться играть арпеджио:

Важно, чтобы во время исполнения не зажималась рука. Кисть должна быть свободной, необходимо стремится к верхнему звуку аккорда.

История орнаментики

Когда зародилась музыка, тогда и появилось желание сделать мотив разнообразнее при помощи интересных оборотов. Постепенно, когда утвердилась нотная грамота, когда музыкальное искусство канонизировалось, тогда и начался отсчет в истории орнаментики. Дело в том, что многие из оборотов стали не только частью импровизации, но и определенными символами, которые часто выписывались композиторами.

Использование мелизмов как в инструментальной, так и вокальной музыке приобрело особую популярность в эпоху барокко. Музыка в период с XVI-XVIII века была наполнена изящными украшениями. Во многих произведениях Баха можно встретить морденты и трели.

В те времена преобладал жанр «концерта». К особенностям жанра следует отнести момент состязания, в сольной каденции исполнитель должен был продемонстрировать не только виртуозность и блестящее владение инструментом, но и индивидуальный музыкальный стиль. Уместное применение мелизмов помогало добавить музыке живости, характера, а также показывало способность музыканта к искусной импровизации.

В вокальной музыке, особенно в итальянской опере орнаментике придавалось сильное значение. Певцы обязательно должны были владеть приемами, помогающими с легкостью петь фиоритуры.

Бесчисленное количество орнаментальных и изысканных произведений можно встретить в эпоху Рококо. Обилие мелизмов преобладает в творчестве французских клавесинистов Франсуа Куперена и Жана Филиппа Рамо.

В современной музыке также можно услышать мелизмы. Так в джазе и блюзе, музыканты часто используют форшлаги и трели. Эти украшения особенно характерны для импровизаций.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Источник

Мелизмы в музыке: основные виды украшений

Как играть группетто на фортепиано. treli. Как играть группетто на фортепиано фото. Как играть группетто на фортепиано-treli. картинка Как играть группетто на фортепиано. картинка treliМелизмы в музыке – это так называемые украшения. Знаки мелизмов относятся к знакам сокращённого нотного письма, а задачей употребления этих самых украшений является расцвечивание основного рисунка исполняемой мелодии.

Изначально мелизмы возникли в пении. В европейской культуре некогда существовал, а в некоторых восточных культурах и до сих пор сохранился мелизматический стиль пения – пения с большим числом распевов отдельных слогов текста.

Мелизмы играли большую роль в старинной оперной музыке, в той области к ним относились различные виды вокальной орнаментики: например, рулады и колоратуры, которые певцы и певицы с большим удовольствием втавляли в свои виртуозные арии. Примерно с того же времени, то есть с XVII века украшения достаточно широко начали использоваться и в инструментальной музыке.

Какие есть виды мелизмов?

Данные мелодические фигуры обычно исполняются за счёт времени звучания предыдущих нот, или за счёт непосредственно тех нот, которые украшаются мелизмом. Именно поэтому длительность такого оборота обычно не учитывается в длительности такта.

Основные виды мелизмов это: трель; группетто; долгий и короткий форшлаг; мордент.

Как играть группетто на фортепиано. vidy melizmov. Как играть группетто на фортепиано фото. Как играть группетто на фортепиано-vidy melizmov. картинка Как играть группетто на фортепиано. картинка vidy melizmov

Каждый из видов мелизмов в музыке имеет свои установленные и заранее известные правила для исполнения, и собственный знак в системе нотных символов.

Что такое трель?

Трель представляет собой быстрое повторяющееся чередование двух мелких по длительности звуков. Один из звуков трели, обычно нижний, назначается основным, а второй – вспомогательным. Знак, обозначающий трель, как правило, с небольшим продолжением в виде волнистой линии, ставится над основным звуком.

Длительность исполнения трели всегда равна длительности ноты, избранной основным звуком мелизма. Если трель необходимо начать со вспомогательного звука, то его обозначают маленькой нотой, идущей перед основным.

Как играть группетто на фортепиано. dyavolskie treli. Как играть группетто на фортепиано фото. Как играть группетто на фортепиано-dyavolskie treli. картинка Как играть группетто на фортепиано. картинка dyavolskie treli

Относительно трелей сущесвует красивое поэтическое сравнение их с пением стиц, кое, впрочем, возможно отнести и к остальным мелизмам. но только при соблюдении соответствующей образности – например, в музыкальных произведениях о природе. Просто есть и другие трели – дъявольские, злые, например.

Как исполнять группетто?

Украшение «группетто» заключается в достаточно быстром исполнении последовательности нот, которая представляет собой опевание основного звука верхним и нижним вспомогательным. Расстояние, между основным и вспомогательными звуками обычно равняется секундному интервалу (то есть это соседние звуки или соседние клавиши).

Группетто обычно обозначается завитком, напоминающим знак математической бесконечности. Этих завитков два вида: начинающийся сверху и начинающийся снизу. В первом случае музыкант должен начинать исполнение с верхнего вспомогательного звука, а во втором (когда завиток начинается внизу) – с нижнего.

Кроме того, длительность звучания мелизма также зависит от места расположения знака, который его обозначает. Если он расположен над нотой, то мелизм должен исполняться все время его длительности, однако если он стоит между нотами, то его длительность равна второй половине звучания указанной ноты.

Короткий и длинный форшлаг

Этот мелизм – один или несколько звуков, которые стоят непосредственно перед украшаемым звуком. Форшлаг бывает как «коротким», так и «длинным» (нередко его также называют «долгий»).

Короткий форшлаг порой (и даже чаще всего бывает именно так) может состоять из всего-то лишь одного звука, который в этом случае обозначается маленькой восьмой нотой с перечеркнутым штилем. В случае наличия в коротком форшлаге нескольких нот, их обозначают меленькими шестнадцатыми и ничего не перечеркивают.

Длинный или долгий форшлаг всегда образуется при помощи одного звука и входит в длительность основного звука (как бы разделяет с ним одно время на двоих). Обычно обозначается маленькой нотой длительностью вдвое меньшей, чем основная нота, и с неперечеркнутым штилем.

Мордент перечёркнутый и неперечёркнутый

Мордент образуется от интересного дробления какой-нибудь ноты, в результате которого нота как бы рассыпается на три звука. Ими являются два основных и один вспомогательный (тот, который вклинивается и, собственно, дробит) звуки.

Вспомогательный звук – это верхний или нижний соседний звук, какой положен по гамме, иногда для большей остроты расстояние между основным и вспомогательным звуком с помощью дополнительных диезов и бемолей сжимают до полутона.

Какой играть вспомогательный звук – верхний или нижний – можно понять по тому, как изображён символ мордента. Если он не перечёркнут, то вспомогательный звук должен быть на секунду выше, а если, наоборот, перечёркнут, то ниже.

Мелизмы в музыке являются отличным способом придать мелодии лёгкость, своеобразную прихотливость характера, стилевую окрашенность под старинную музыку, не используя изменения ритмического рисунка (по крайней мере, в нотной записи).

Источник

Мелизмы в вокале и музыке — что это?

Что делает мелодию красивее? Добавляет особенный почерк и стиль, делает переливчатой и ласкающей слух? Конечно, мелизмы, или фиоритуры. Фигуры, добавляющие к звуку «соловьиные трели», добавочные тона, которые используются при игре на музыкальных инструментах и в пении. Наверное, каждый музыкант любит украшать своё исполнение фиоритурами, чтобы звук лился мягче, душевнее, эмоциональнее.

Кто придумал мелизмы и их обозначения? Как они вошли в музыкальный обиход и поселились практически в каждом классическом произведении? Какие бывают разновидности мелизмов для разных музыкальных инструментов и человеческого голоса?

История орнаментики

Орнамент – это украшение в виде узора на предметах или стенах здания, на оружии и даже на теле человека. Он призван сделать связанную с ним поверхность особенной, выполнить тематический акцент. Такие же орнаменты музыканты издревле решили делать в своих мелодиях, только не красками и камнями, а звуками. Такое «прихорашивание» музыки вспомогательными тонами назвали орнаментированием, а учение о способах и приемах украшения – орнаментикой.

Традиционно орнаментика связывается с импровизацией. Это позволяет выстроить немудреную цепочку эволюции от вольной орнаментики в народном музыкальном творчестве до средневекового импровизированного дисканта и диминуций эпохи Возрождения. Однако церковная музыка не очень располагает к «соловьиным трелям» и предпочитает строгое следование канонам, поэтому решим, что отправной точкой развития истории мелизмов стал XVI век в Италии.

Мелизматический вокал в классическом исполнении иллюстрирует американская оперная дива Joyce di Donato. Итак, ария Элен «Tanti affetti» из оперы «Дева озера» Дж. Россини:

Гуманизм и антропоцентризм того времени, интерес к глубоким душевным переживаниям человека и тяга к красоте привели к распространению мелодических украшений в музыке. Именно из ренессансной техники «выкристаллизовались» мелизмы, которые мы используем и поныне. Большую популярность имели музыкальные орнаменты в произведениях для клавесина. Из-за специфического устройства этого инструмента звуки, извлекаемые музыкантом, быстро затухали. Мелизмы позволяли продлить звучание, сделать его более льющимся.

Разновидности современных мелизмов

Основные виды мелизмов:

Вокал, фортепиано, скрипка, гитара – мелизмы присутствуют в обиходе любого музыканта. Самое любимое мелодическое украшение гитаристов – апподжатура, это «прислоненная» нота, похожая на форшлаг, однако более длительная.

Как научиться владеть техникой мелизма?

Овладение мелизмами в совершенстве – непростая задача. Главное правило для музыкантов – многочасовые упражнения и развитие техники, скорости игры.

Вокалистам, чтобы владеть спецификой опевания нот, необходимо тренировать и укреплять связки, развивать дыхание при помощи диафрагмы.

Источник

Мелизмы в музыке и вокале

Как играть группетто на фортепиано. melisma. Как играть группетто на фортепиано фото. Как играть группетто на фортепиано-melisma. картинка Как играть группетто на фортепиано. картинка melisma

Что такое мелизмы?

Мелизмы (от гр. мелизмос — особый способ пения и мелос — мелодия, песня) — это небольшие мелодические обороты устойчивой формы, которые выписывают как дополнение к основной мелодии мелкими нотами или специальными условными знаками. Применяют их как украшения мелодии или других голосов музыкального произведения.

Мелизматическое пение (дав.-гр. μέλισμα — песня, напев), также Мелизматический распев — способ распевания текста, при котором на один его слог приходится четыре и более звуков мелодии.

Мелизмы в вокале

Мелизматическое пение свойственно для литургической музыки мировых религий. В католических песнопениях мелизматично распеваются Kyrie, Аллилуйя, псалмовые стихи градуалов, великих респонсориев. В православных песнопениях широкий распев характерен для 11 евангельских стихир. Образцом мелизматического пения в византийской музыке считается кондак. Мелизматический распев культивировался в стиле, называемом калофония.

Мелизмы народной музыки всегда нужно выписывать мелкими нотами над словом или отдельным слогом, на который они поются. Иногда народные певцы пользуются методом постепенного сползания звука от верхней до нижней ноты или постепенному, без прыжка, подъема от нижней до верхней ноты. «Подъезды», форшлаги, глиссандо и предъемы исполняются в поспевках или отдельных характерных народной манере пения фразах песен непринужденно, свободно, игриво; легким «скольжением» голоса сверху к основному тону мелодии и наоборот.

В музыкальной литературе былых времен существовало много видов мелизмов.

Виды мелизмов

Современные композиторы употребляют некоторые виды мелизмов в расшифрованном виде. Из тех видов мелизмов, что остались, чаще всего встречаются четыре:

Форшлаг

Форшлаг бывает двух видов: короткий и длинный. Наиболее распространенным является короткий форшлаг. Состоит он из одного или нескольких звуков. Одночленный форшлаг обозначается мелкой восьмой нотой, хвостик которой перечеркнут вкось. Ставят его всегда перед основной нотой и связывают с ней коротенькой лигой. Продолжительность форшлага невелика.

Выполняется он очень коротко за счет времени, нужного для выполнения предыдущего звука(см. рис. ниже):

Как играть группетто на фортепиано. forshlag. Как играть группетто на фортепиано фото. Как играть группетто на фортепиано-forshlag. картинка Как играть группетто на фортепиано. картинка forshlag

Короткий форшлаг из нескольких звуков условно обозначается мелко написанными шестнадцатыми нотами. Он также выполняется очень кратко за счет времени, нужного для выполнения предыдущего звука.(см. рис. ниже):

Как играть группетто на фортепиано. forshlag2. Как играть группетто на фортепиано фото. Как играть группетто на фортепиано-forshlag2. картинка Как играть группетто на фортепиано. картинка forshlag2

В музыкальных произведениях, написанных до XIX века, короткий форшлаг исполняли за счет звука, перед которым он стоял (см. рис. ниже):

Как играть группетто на фортепиано. forshlag3. Как играть группетто на фортепиано фото. Как играть группетто на фортепиано-forshlag3. картинка Как играть группетто на фортепиано. картинка forshlag3

Другой вид форшлага — долгий форшлаг — встречается в литературе прошлых веков. Обозначался он мелко написанной нотой соответствующей длительности, выполнялся за счет главного звука, как правило, половины его продолжительности (см. рис. ниже):

Как играть группетто на фортепиано. mozart. Как играть группетто на фортепиано фото. Как играть группетто на фортепиано-mozart. картинка Как играть группетто на фортепиано. картинка mozart

Фрагмент «Турецкий марш», Моцарт

Трель

Как играть группетто на фортепиано. tr. Как играть группетто на фортепиано фото. Как играть группетто на фортепиано-tr. картинка Как играть группетто на фортепиано. картинка tr

Волнистая линия пишется тогда, когда трель стоит над нотами одинаковой высоты, связанными лигой (см. прим. выше) или когда к знаку трели добавляется еще выписанный мелкими потами ее —
нахшлаг (см. пример ниже).

Как играть группетто на фортепиано. tr1. Как играть группетто на фортепиано фото. Как играть группетто на фортепиано-tr1. картинка Как играть группетто на фортепиано. картинка tr1

В других случаях знак трели пишут над нотой без волнистой линии. В некоторых случаях к трели добавляется еще и форшлаг, который также выписывается мелкими нотами (см. прим. выше).

Мордент

Как играть группетто на фортепиано. mordent1. Как играть группетто на фортепиано фото. Как играть группетто на фортепиано-mordent1. картинка Как играть группетто на фортепиано. картинка mordent1
Мордент бывает просты м (чередуются главный и верхний вспомогательный звуки, см. рисунок выше буква а), простым перечеркнутым (чередуются главный и нижний вспомогательный звуки, см. рисунок выше б), двойным (дважды повторенный простой мордент, см. пример выше в) и двойным перечеркнутым (дважды повторен простой перечеркнутый мордент, см. рисунок выше г).

Групетто

Как играть группетто на фортепиано. grupetto. Как играть группетто на фортепиано фото. Как играть группетто на фортепиано-grupetto. картинка Как играть группетто на фортепиано. картинка grupetto

Упражнения для развития мелизматики:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *