Как играть искусственный флажолет на электрогитаре
Что такое флажолет
Привет друзья-музыканты! Рад Вас приветствовать на нашем сайте! Недавно у нас был разговор про мензуру на гитаре и там был использован термин флажолет. И сегодня я хотел бы поговорить о нём более подробно.
Флажолет – это особый музыкальный звук, который по своей сути является обертоном для какой-то определённой ноты. Обертон всегда по звучанию выше основного звука. Также обертон можно охарактеризовать, как призвук основной ноты очень похожий на звук флейты. Само слово флажолет как раз и произошло от старого названия флейты.
Теперь рассмотрим флажолеты на гитаре. Они бывают натуральные и искусственные.
При получении натурального флажолета используется открытая струна. Для извлечения натурального флажолета нужно пальцем левой руки прикоснуться к струне, например, на 12 ладу, дернуть струну пальцами правой руки. 12 лад делит струну ровно пополам. При звучании флажолета струна колеблется «вокруг» виртуальной точки, так как мы не зажимали струну, а лишь прикоснулись. Кстати, виртуальная точка находится на струне не там, где мы зажимаем ноты (между металлическими ладами), а как раз над металлической пластиной соответствующего лада.
Флажолет на гитаре на 12 ладу
Как же делать флажолеты на гитаре? На струне есть несколько точек (или узлов), которые делят её на равные отрезки. Как раз в этих узлах и можно извлекать флажолеты. На первом рисунке изображено колебание открытой струны, далее деление струны на равные части на 12 ладу. Следующие изображения показывает, как отрезок от 1 до 7 лада делит струну на три равные части, а от 1 до 5 лада – на 4 равные части.
Несколько точек извлечения флажолетов
При искусственном флажолете мы можем применять баррэ или каподастр. Зажимаем все струны, например, на первом ладу (при этом верхний порожек у нас как бы сместился на один лад) и теперь струна пополам делится на 13 ладу, поэтому там и извлекаем флажолет. Для остальных ладов все действия аналогичны.
Если эта статья была Вам полезна, то делитесь ссылкой в социальных сетях и пишите комментарии.
Флажолеты
Введение
Проблема.
Я начну с описания проблемы, с которой я столкнулся, а затем предложу ее решение. Проблема, снова, отсутствие полезной и понятной информации по определенной гитарной технике: флажолет. Все существующие уроки рассматривают игру флажолетом несколько односторонне, никто не дает общей картины. Как можно полностью понять, что такое флажолет, узнав только один аспект этой техники. Например, какая польза от того, что вы знаете прием «искусственный флажолет», если вы не понимаете всей концепции «флажолет»?
Решение проблемы
В этом уроке я попытаюсь объяснить концепцию игры флажолетом и все ее разновидности. С этой целью я буду использовать информацию, которая уже есть в существующих уроках; я буду представлять ее в логическом порядке для того, чтобы всем стало ясно, что же такое флажолет, и как использовать его в игре.
Что такое флажолет?
Для полного понимания концепции флажолета, следует начать с объяснения, что такое гармония. Немного музыкальной теории, вы можете опустить эту часть, если вам не нравится, но я советую все же, прочитать ее; это значительно облегчит понимание дальнейшего материала.
Флажолет = звуковые волны:
Как вы знаете, звук состоит из звуковых волн. (Логично, не правда ли?) Гитара звучит, потому что струны вибрируют и производят волны, т.е. звук. Но гитарная струна (как и всякая другая струна) на просто производит волну. Звуковая волна состоит из нескольких волн с разной частотой; наложение этих волн разной частоты в сумме дает звук, который мы слышим. Это означает, что когда вы ударяете струну, вы слышите один тон, но на самом деле звучит несколько тонов одновременно.
Я попробую объяснить это с помощью рисунка. На рисунке вы видите вибрирующую шестую струну. На рисунке показано несколько колебаний, я объясню, что это означает.
Первое изобржение – это струна, вибрирующая между верхним и нижним порожками. Максимальная амплитуда посередине (это означает, что движение струны вверх-вниз самое большое посередине). Вы также видите, что струна совсем не вибрирует на порожках, естественно, ведь они держат ее!
Изображение посередине показывает вибрацию той же струны, но по-другому. В этот раз максимальная амплитуда не посередине, а в двух точках струны. А посередине струны вибрации нет совсем! Далее мы будем называть эти точки «узлами». Они очень важны, так что запомните! Узел – это точка, в которой нет вибрации струны. По обеим сторонам узла струна вибрирует, поэтому мы слышим звук.
На нижней картинке показана та же струна, но вибрирующая уже по-другому. На этот раз у нас два узла, и частота вибрации струны тоже другая. Мы имеем одну струну, вибрирующую на трех разных частотах! И есть еще много частот, которых нет на рисунке! Вы, наверное, задаетесь вопросом: что это значит? Я сейчас все объясню!
Как я уже говорил, звук, извлекаемый на гитаре, состоит из нескольких тонов, звучащих одновременно, потому что струна вибрирует на нескольких частотах. Сумма этих частот дает звук, который вы слышите. Все эти частоты называются обертонами. Для того, чтобы избежать путаницы с терминологией, договоримся, что флажолетом мы будем называть и прием игры обертоном, и сам звук обертон.
На первой картинке вверху показан основной флажолет. На струне два узла, по концам струны. Струна вибрирует между ними. Основной – самый важный, потому что он дает точную ноту струны соответствующего строя гитары (в нашем примере ми). Мы слышим только ее, потому что основной флажолет сильнее, чем первый, второй и последующие. Основной флажолет, по факту является основой ноты, которую мы слышим: он определяет высоту звучания ноты. Мы назовем его доминирующим.
На второй картинке показан первый флажолет: в этот раз посередине струны имеется узел, разделяющий ее на две равные части; струна при этом вибрирует на более высокой частоте, чем основной обертон. Поэтому, струна издает звук выше (на октаву), который мы не слышим, потому что он подавляется доминирующим флажолетом. Нижняя картинка – второй флажолет: опять, частота вибрации струны выше, поэтому звук выше. Есть еще флажолеты: третьи, четвертые, на каждой из них частоты вибрации выше, что добавляет к основной ноте определенный процент более высокого тона. Именно поэтому струна гитары звучит по-другому, чем струна фортепиано или арфы. В каждой струне доля звука, добавляемого каждым флажолетом разная: одна и та же нота, взятая на разных инструментах, звучит по-разному. (Это называется «тембром» инструмента.)
Воспроизведение флажолетов
Теперь я объясню, как извлечь едва уловимый звук флажолета (который мы не слышим), вместо извлечения основной ноты струны.
Весь трюк в том, чтобы «отменить» вибрации, которые мы не хотим слышать, чтобы добиться желаемого звука. Это означает, что мы услышим звучание флажолетов, если приглушим доминирующую ноту. Проблема в том, чтобы приглушить только доминирующую вибрацию, а не всю струну, потому что тогда не будет вообще никакого звука! Теперь я попробую объяснить, как это сделать.
Помните «узлы»? В каждом гармоническом колебании есть некоторые точки, где совсем нет вибрации. Мы можем это использовать для глушения вибраций определенной частоты; фактически, это ключ к игре флажолетом!
Пример: на шестой струне мы попробуем извлечь первый флажолет, поэтому нам нужно приглушить основной тон. Как это сделать? Обратите внимание, что амплитуда основной вибрации максимальна посередине (прямо над 12 ладом), тогда как в первом флажолете эта точка является узлом, т.е. совсем не вибрирует. Если вы слегка коснетесь струны пальцем посередине 12 лада (не прижимайте ее, просто легкое касание), и ударите струну, основной тон не будет слышен. Просто логика, ваш палец приглушил струну в точке максимальной амплитуды вибрации! При этом, как вы слышали, есть слабый звук, похожий на звон колокольчика. Это и есть первый флажолет: он остался не приглушенным, потому что его колебания совсем не в том месте, где вы приглушили струну. Струна может вибрировать по обе стороны от вашего пальца, поэтому мы услышали флажолет!
ЗАМЕТКА: палец необходимо быстро снять сразу после того, как прозвучал флажолет, в противном случае вы его все-таки приглушите.
То, что мы только что сделали, очень просто: мы приглушили основную ноту, но позволили продолжаться вибрациям первого флажолета, поэтому его звук остался звучать. То же самое со вторым флажолетом: коснитесь струны на 7 и 19 ладах, ударьте струну, отпустите пальцы на грифе, вы слышите второй флажолет, потому что основной и первый вы приглушили. Точно также с остальными флажолетами!
Это что касается теории. Продолжим теперь с практическими аспектами игры флажолетом. Мы теперь знаем, что для того, чтобы сделать флажолет слышимым, нужно коснуться струны в нужном месте, где находится узел соответствующей вибрации. Теперь, вам, конечно, хочется узнать, как применить это знание в своей игре!
Я объясню, как играть флажолетом на практике, что такое натуральный флажолет и искусственный флажолет.
Натуральный флажолет
Что такое натуральный флажолет, вы уже знаете. Это извлечение звука-обертона на открытой струне, как в примерах, которые я давал. Мы извлекаем его легким касанием струны в нужном месте, приглушая определенные колебания, оставляя звучать флажолет. Где находятся эти узлы на каждой струне? Внизу рисунок, на котором показаны самые используемые натуральные флажолеты:
На верхнем рисунке показан доминирующий звук, который нас сейчас не интересует. На следующем рисунке показан первый флажолет, его узел находится на 12 ладу. Это означает, что для извлечения первого флажолета, вы слегка касаетесь струны на 12 ладу. Вы услышите ноту на одну октаву выше основного тона.
Для извлечения второго флажолета, необходимо коснуться струны на 7 или 19 ладах: звук, который вы услышите, будет на одну октаву выше, плюс квинта. (Не важно, если вы не знаете, что это значит, просто помните, что с каждым последующим флажолетом звук будет выше). Для извлечения 3-го флажолета есть две позиции: 5-й лад и 24 лад. Третий флажолет имеет еще один узел на 12-м ладу, но если вы коснетесь струны на 12-м ладу, вы не приглушите первый флажолет, поэтому третий не прозвучит.
Есть еще флажолеты, помимо показанных на рисунке, но они не распространены, потому что гораздо слабее. Трудно заставить их прозвучать, потому что звук слабый. Однако, на электрогитаре звук этих флажолетов можно усилить, используя усилитель и эффект дисторшн. Этим способом можно извлечь флажолеты на 4 ладу, немного ниже 3 лада, посередине 2-го и 3-го ладов, и более! Поэкспериментируйте, попробуйте извлечь больше флажолетов, используя дисторшн для их усиления.
Искусственные флажолеты
Это приводит к двум проблемам:
Для каждой из этих проблем есть решение. Сначала я объясню две техники касания струны правой рукой, для игры флажолетом. Это решает проблему номер 2. Затем я дам очень простой ответ на вопрос номер 1.
Техника правой руки: щипок
Допустим, вы прижимаете третью струну на пятом ладу, я выбираю произвольную струну, потому что искусственные флажолеты можно играть в любой позиции! Будем считать, что вы знаете где располагается узел первого флажолета (он должен быть посередине между пятым ладом и нижним порожком). Вот что мы должны сделать для того, чтобы сыграть флажолет, пошагово:
Продолжая движение медиатором, легко коснитесь струны (в нужном месте!) большим пальцем. Это самая сложная часть данной техники: вы бьете струну, а затем, сразу за движением медиатора, касаетесь струны большим пальцем для того, чтобы приглушить основной тон.
ЗАМЕТКА: снова, касание должно быть легким и кратковременным, не задерживайте палец на струне, иначе вы приглушите ее полностью.
Сначала нужно тренировать это движение медленно: сначала ударьте струну, чтобы услышать основной тон, затем приглушите ее касанием большого пальца в нужном месте. После того, как у вас получилось, попробуйте сделать это быстрее, но чтобы касание пальцем шло сразу после удара медиатором. Если вы делаете все правильно, вы не услышите основной тон совсем! Остается только высокий, пронзительный звук флажолета. Именно поэтому искусственные флажолеты называют «щипковыми» или «визгом».
Очень часто такие флажолеты использует в своей игре Billy Gibbons из ZZ Top:
Другая техника правой руки: тэппинговый флажолет
Другая, менее используемая (но тоже классная!) техника правой руки, используемая для игры искусственных флажолетов – тэппинг. Я использую тот же пример: мы прижимаем 3-ю струну на 5-м ладу и хотим сыграть искусственный флажолет. Для того, чтобы сыграть первый флажолет, вместо щипковой техники, мы будем использовать технику тэппинга:
Некоторые советы для освоения техники тэппинга:
В качестве примера тепинговых флажолетов посмотрите видео Steve Vai, «Die To Live»:
Как найти точное положение узлов?
Ответ на этот вопрос ОЧЕНЬ простой: тренируйтесь, экспериментируйте! Прижмите струну на определенном ладу, а затем пробуйте щипковую технику выше и ниже по струне, чтобы найти положение узла для извлечения флажолета. (На одной струне больше, чем один узел, так что для каждой позиции левой руки вы можете сыграть несколько флажолетов.) После того, как вы нашли узел, запомните его расположение.
Совет для тех, кто не любит слишком напрягать память: попытайтесь запоминать позиции, используя «точки ориентировки» на гитаре. Например, если я прижму струну за пятым ладом своей гитары, узел для третьего флажолета располагается прямо над нижним краем звукоснимателя. Это конечно не подойдет для каждой гитары, но, как я уже сказал, экспериментируйте! Найдите свои точки ориентировки, и смещайтесь относительно них, если вы играете на один-два лада выше или ниже.
Искусственные флажолеты в игре
При игре соло, вы можете использовать щипковые флажолеты для воспроизведения высоких, пронзительных звуков, похожих на то, что делают гитаристы вроде Steve Vai. Эти флажолеты могут звучать просто классно с подтяжкой, или с вибрато, или используя тремоло-систему для изменения тона. Вы можете заставить свою гитару кричать флажолетами!
Заключение
Некоторые гитаристы сильно недооценивают технику игры флажолетами, и в большинстве случаев это случается из-за того, что они просто не понимают что это такое. Если вы послушаете записи Steve Vai, вы заметите, что у него получается достигать очень интересного звучания одними флажолетами! Используйте потенциал своей гитары по максимуму, начинайте изучать игру флажолетами!
Способы игры >Искусственные флажолеты на акустической гитаре
Флажолет называется искусственным по той причине, что он не может быть исполнен на открытой струне (струна зажимается на каком-либо ладу левой рукой), и получаемый флажолет не является для этой струны естественным.
Главный принцип разделения струны на отрезки остается незыблемым; просто общая длина струны становится меньше. Это позволяет получить гармонику, которой иначе невозможно было бы добиться, играя па открытых струнах.
Техника исполнения искусственных флажолетов, конечно, сложнее: тот факт, что левая рука зажимает струну на каком-либо ладу, подразумевает, что правая рука должна одновременно и удерживать гармонический узел, и затем непосредственно играть на струне (как это видно на снимках на слева).
На снимке 1 палец i касается узловой точки над верхней В (си) на первой струне (девятнадцатый лад). На снимке 2 палец а готовится взять первую струну. На снимке 3 палец а уже сыграл на первой струне, а палец i в этот момент отпускает ноту, давая зазвучать гармонии.
В приведенном ниже примере на искусственные флажолеты нотной записи палец i находится на четвертой струне точно над пятнадцатым ладом, третий палец левой руки удерживает ноту F (фа).
После того как эта нота сыграна (пальцем а), левая рука зажимает Е (ми), а палец i правой руки опускается на четырнадцатый лад. Наконец, здесь присутствует открытая D (ре) в естественной гармонии, которую, чтобы не совершать резких рывков левой рукой, также можно сыграть как искусственный флажолет, удерживая узловую точку на струне пальцем i.
Попробуйте сыграть нижеприведенное упражнение на правильность выполнения искусственных флажолетов. Если будут вопросы, пишите в комментарии ниже.
Искусственные флажолеты у меня получаются пока что не очень хорошо. Делаю их слишком медленно. Но думаю, что в процессе тренировки нужный навык обязательно появится.
Не получается флажолет сыграть на электрогитаре. Помогите плиз.
Чтобы научиться делать медиаторные флажолеты на электрогитаре, достаточно один раз сыграть правильно и Вы поймете смысл и сможете повторить этот прием. Возьмите медиатор так, чтобы подушечка большого пальца немного выступала за края медиатора. После удара медиатором, каксаетесь подушечкой большого пальца струны и убираете руку. Все это происходит очень быстро, за доли секунды.
Так же важно помнить про выбор места для флажолета. Флажолеты легко исполнять на 5, 7 ладах струн. А место для правой руки лучше выбрать в районе среднего звукоснимателя (на примере стратокастера). В других местах флажолет тоже будет звучать, но, возможно, тише и менее выразительно.
Дэвид Брэйд >Приключения натурального флажолета в мире акустической гитары
Есть два типа флажолетов — натуральные и искусственные. (В области искусственных Бро достиг больших высот.) Сегодня мы поговорим о натуральных флажолетах — отправной точке для изучения этой техники.
Натуральный флажолет извлекается путем легкого касания струны пальцем левой руки над определенным ладом. При этом нота слега приглушается и звучит особым образом — это и есть натуральный флажолет. Натуральные флажолеты расположены на третьем, четвертом, пятом и девятом ладах, но сегодня мы сконцентрируемся на седьмом и двенадцатом ладах, ведь извлекать флажолеты на них легче всего, да и звучат они наиболее насыщенно. Расположите указательный палец на седьмом ладу, а мизинец на двенадцатом ладу (см. Фото 1 ).
Помните о том, что не нужно прижимать струну к ладу — просто прикоснитесь к струне пальцем прямо над ладом и дерните ее другой рукой. Большой палец должен находиться посередине грифа. Представьте себе, что у вас в руке свежий и еще горячий чизбургер!
Упражнения для гитары с натуральными флажолетами
Упр. 1 основано на нотах мажорной пентатонической гаммы G (G-A-B-D-E). Оно поможет вам овладеть основами этой техники.
Из нот пентатонической гаммы можно создавать прекрасные мелодии. Попробуйте, например, сыграть «Amazing Grace» с использованием флажолетов на этих нотах. Подберите мелодию на слух, начиная с флажолетов на четвертой, третьей и второй струнах на двенадцатом ладу. Возможно, вам потребуется какое-то время, чтобы привыкнуть, потому что флажолет на двенадцатом ладу ниже флажолета на седьмом ладу, но постепенно вы запомните их расположение и звучание.
Упр. 2 — это мелодия композиции “Saje”.
Мы разобрались с тем, как использовать флажолеты для игры мелодий. Но ведь хочется, чтобы то, что мы играем, звучало не как простая мелодия, а как целая композиция, поэтому нам нужно добавить несколько нот, соответствующих тоникам аккордовой прогрессии, на фоне которой играется мелодия ( Упр. 3 ). Играем ноту С на восьмом ладу шестой струны, а затем открытую шестую струну, чтобы подчеркнуть таким образом прогрессию С-Еm. Это обеспечивает мелодии определенный контекст. Послушайте аудиотрек. Когда будете играть сами, следите, чтобы каждая нота звучала как можно дольше. Примечание: я играю медиатором, используя технику переменного штриха.
А теперь давайте немного поэкспериментируем с нашей мелодией. Например, можно применить технику кросспикинга. Это придаст мелодии интересное звучание. На схеме к Упр. 4 вы увидите, как это сделать. В данном случае мы чаще играем тонику аккорда, что делает звучание живее. Четвертый палец мы располагаем на обеих струнах на двенадцатом ладу.
Теперь попробуем поиграть пальцами. Игра флажолетов пальцами дает более мягкий звук и позволяет извлекать несколько нот одновременно. Упр. 5 — это часть композиции “Pamlico Sound” с альбома Lost at Last группы Jon Stickley Trio. Здесь большим пальцем мы играем тоники аккордов G, D, C и E, а указательным, средним и безымянным пальцем — мелодию флажолетами.
Также интересно комбинировать традиционное пальцевое звукоизвлечение с флажолетами на седьмом и двенадцатом ладах и басовыми нотами. Упр. 6 написано в стиле фолк. Оно очень похоже на “Make Me a Pallet on Your Floor” Миссисипи Джона Херта (Mississippi John Hurt). Большим пальцем мы играем по шестой и четвертой струнам.
Конечно, то, о чем мы говорили в этой статье, это только начало. Надеюсь, вам понравится играть и экспериментировать с натуральными флажолетами. Это отличный и очень интересный прием, который может значительно разнообразить ваше творчество.
Натуральные флажолеты на гитаре для начинающих
Материал для начинающих гитаристов, повествующий о том, что такое натуральные флажолеты на гитаре.
Флажолет — это прием игры на струнных инструментах, заключающийся в извлечении обертона, в результате чего получается чуть глуховатый звук напоминающий тембр флейты. Флажолеты классифицируются на натуральные (естественные) и искусственные. Сегодня мы научимся играть натуральные флажолеты для начинающих гитаристов.
Как правило, в отечественной литературе натуральные флажолеты обозначаются буквами «Фл.», а в зарубежной «Harm» (Harmonic) или «N.H.» (Natural Harmonic). В табулатурах номер лада, на котором берется флажолет, может быть обведен в ромб, что также указывает на наличие натурального флажолета в партии.
При исполнении данного приема, звучащий отрезок струны ограничен верхним порожком, поэтому задействована вся длина открытой струны. Поделив ее условно на несколько частей, мы сможем выделить несколько точек деления: половина струны — это 12 лад, третья часть — 7 лад, четверть — 5 лад. Чтобы сыграть натуральный флажолет на гитаре, необходимо слегка прикоснуться к струне в точке деления и извлечь ноту, после чего сразу же убрать палец. Стоит уточнить, что говоря о точке деления на каком-либо ладу, речь идет о ладовой перегородке, которая находится ближе к корпусу гитары. Может получиться не сразу, но со временем вы синхронизируете движения рук, а звучание ваших флажолетов станет чистым и ярким.
Ниже приведен отличный пример того, как можно использовать натуральные флажолеты в своих композициях.
Клик по табулатуре откроет ее в полном размере http://samesound.ru/wp-content/uploads/2016/04/Harm-ex-full.mp3
После того, как вы разучите партию, можете смело пробовать играть под минус.