Как играть на флейте для начинающих
Первые уроки игры на флейте. Знакомство с инструментом. Постановка исполнительского аппарата
Разделы: Музыка
История создания инструмента.
Флейта – один из самых древнейших духовых инструментов. В древности термин «флейта» означал большинство духовых инструментов, но почти все эти инструменты не имели отношения к флейте, которую мы видим сегодня. Менее отдаленным предшественником «флейты с наконечником» (продольной флейты), был флажолет – простенькая дудочка с небольшим количеством клапанов.
Существует предположение, что родиной поперечной флейты является Азия. В Средние Века флейта проникла на запад, где распространилась повсеместно. Изначально она была в виде отрезка тростника, снабженного шестью звуковыми отверстиями и одним для вдувания.
В таком виде она имеет большую популярность в Германии, где постепенно преобразовывается и на всех европейских языках получает название «немецкой флейты». Славу концертирующего самостоятельного инструмента флейта приобретает во Франции, где местные музыканты превращают ее в подлинно оркестровый инструмент наряду с прямой флейтой.
Старонемецкая флейта располагала довольно внушительным объемом, охватывавшим со всеми хроматическими промежутками две с половиной октавы – от ре первой до ля третьей. Самый низкий звук этой флейты получался от сотрясения всего воздушного столба, заключенного в трубке инструмента, тогда как все последующие, в пределах нижней хроматической октавы, образовывались путем постепенного укорачивания его. Таким образом, все звуки, входившие в состав диатонической гаммы ре-мажор, соответствовали основным дырочкам или отверстиям старо-немецкой флейты, а все промежуточные (хроматические) ступени получались при помощи раздвоенной или «вилочной хватки». При таком способе извлечения звука эти промежуточные ступени выходили не очень чистыми, и вскоре для них сделали отдельные отверстия, прикрытые клапанами.
Новую основу устройства флейты впервые разработал Уильям Гордон (1791-1839) шотландец, офицер швейцарской гвардии французского короля Карла 10. После свержения короля и роспуска гвардии, Гордон полностью посвятил себя работе над совершенствованием флейты, но не успел довести свою мысль до завершения.
Его наработками воспользовался Теобальд Бем (1794-1881). В 1832 году он сконструировал коническую флейту с открытыми клапанами. Эта модель инструмента добилась успеха во Франции и Англии, но все еще не была совершенна. Постоянные эксперименты привели к созданию в 1847 году цилиндрического строения флейты, которое используется до сих пор. Также Бем разработал систему клапанов, добился улучшения качества звучания инструмента, расширил диапазон. Теперь флейта стала звучать в пределах 3 октав.
Примерно в таком же виде флейта существует и по сей день.
Первые уроки игры на флейте. Постановка исполнительского аппарата.
Современная флейта состоит из трех частей:
Диапазон флейты от до(c) или си(h) первой октавы до до(c) четвертой, опытные флейтисты могут извлекать ноты до ми(e) четвертой октавы, но они достаточно трудные для исполнения и обладают резким, пронзительным звуком.
В настоящее время флейта является одним из самых распространенных духовых инструментов, пользуется особой популярностью среди детей и родителей. Сейчас дети достаточно рано начинают заниматься на флейте, в возрасте 7-10 лет. В эти годы организм ребенка еще слаб и не сформирован, имеет не окрепшую мышечную систему. Поэтому очень важно с особой тщательностью и вниманием отнестись к первым шагам ребенка на флейте.
Дыхательная мускулатура, губы, язык, пальцы, взятые сами по себе, еще не являются исполнительским аппаратом. Таковым они становятся только в результате освоения исполнительских навыков. Для этого они должны объединиться в единый комплекс под названием двигательный аппарат. Двигательный аппарат является инструментом человеческого сознания, его продолжением. Невозможно полноценно развивать исполнительские качества двигательного аппарата, не развивая, прежде всего, музыкального мышления самого исполнителя.
Исполнительский аппарат – это система соответствующих двигательных органов человека, оснащенная исполнительскими навыками и являющаяся функциональным органом музыкального сознания. Исполнительский аппарат состоит из следующих компонентов:
Главная задача педагога провести маленького ученика в мир музыки и познакомить его с инструментом так, чтобы ребенок не испытывал дискомфорта, зажатости и неудобств. Очень важно не забывать главное правило, о котором писал Петер-Лукас Граф: «Флейта – только одна из частей вашего инструмента. Когда Вы играете на флейте, Ваше тело также участвует в этом (дыхательные органы, губы, язык, горло, руки)».
Итак, как же подойти к извлечению первого звука?
Тело исполнителя – такой же важный инструмент, как и флейта. Именно оно определяет правильное, красивое звучание. Положение корпуса, дыхание и амбушюр – все вместе отвечает за хорошее звукоизвлечение.
Перед извлечением звука необходимо подготовить тело к занятию. Для правильного функционирования исполнительского аппарата нужно убедиться, что вес распределен равномерно на обеих ногах, спина прямая. Ровную осанку следует держать под особым контролем, сутулость мешает правильному дыханию, приводит к зажатию. Маленькому ребенку трудно контролировать свое тело, при игре на инструменте можно выпрямлять позвоночник, прислонившись спиной к стене.
Правильное положение корпуса – самое важное условие для хорошего контроля над дыханием, оно является основой правильной постановки, имеет большое влияние на все области звукоизвлечения.
Для того чтобы плечи, руки и дыхание оставались свободными, нужно придерживаться нескольких правил:
Главное, чтобы тело ребенка было в естественном положении.
Перед тем как дать ребенку в руки инструмент, нужно объяснить ему принципы дыхания, сделать несколько упражнений, так как контроль над равномерным потоком воздуха очень важен для правильного звукоизвлечения.
[1] Ю. Должиков. Методика. 1. Техника исполнительского дыхания. Издательство «ДЕКА-ВС». Москва 2004.
Первым делом нужно научиться делать вдох в три приема: положив руку на живот наполнить нижнюю часть легких, почувствовав, как мышцы живота отталкивают ее. Затем наполнить воздухом среднюю часть, расширяя ребра. И, наконец, наполнить верхнюю часть легких, выдвигая вперед верхнюю часть грудной клетки. При этом нужно следить, чтобы плечи не поднимались. Ребенок должен научиться делать такой вдох медленно и непрерывно, чувствуя, как воздух равномерно распределяется во всех частях легких.
Чтобы принципы дыхания были более понятны маленькому ученику, нужно уделять много внимания не только правильному вдоху, но и выдоху. Долгий, продолжительный выдох следует осваивать на наглядных упражнениях, которые позволяют управлять струей воздуха. Вот некоторые из них:
Похожие ощущения ждут ребенка во время игры на флейте.
После освоения постановки корпуса и основ грудобрюшного дыхания следует заняться постановкой амбушюра.
Дуя на бумажный платочек, мы, таким образом, уже начали подготавливать амбушюр.
Губы являются важнейшим исполнительским органом при игре на флейте. От правильной постановки амбушюра зависит тембр инструмента, полнота, глубина звучания.
Непосредственно перед извлечением первых звуков, надо объяснить ученику, как правильно формировать воздушную струю воздуха.
Одна из главных задач амбушюра создать такую щель в губах, через которую воздух эффективно бы попадал во флейту. Вот несколько простых правил, которые надо соблюдать для правильного извлечения звука:
Струя воздуха должна напоминать струю, выдуваемую из соломинки. В качестве наглядного примера можно предложить ученику подуть через соломинку на руку, а затем с теми же ощущениями подуть без нее.
Движением нижней челюсти можно изменять направление струи воздуха, но при этом щель в губах должна сохранять свою форму.
Можно предложить ребенку подуть на свою руку, изменяя направление струи (вверх, вниз). При этом нужно контролировать равномерный поток воздуха.
Наконец мы добрались до самого извлечения звука.
Ни в коем случае не стоит ученику давать сразу целый инструмент. Ребенок может растеряться, ему будет очень сложно контролировать все свои ощущения, и следить за правильным положением корпуса, рук, губ и исполнительским дыханием.
Головку, а точнее внутренний край отверстия «губок» прикладывают на так называемую линию между подбородком и губой. Отверстие при этом должно оказаться посередине губы, то есть, под кончиком носа. Отверстие должно быть закрыто примерно на 1/3, а 2/3 должны оставаться открытыми для заполнения воздухом, выходящим из вдувательного отверстия.
После всей подготовки, изложенной выше, следует попробовать издать звук на головке. Пользуясь правильным вдохом и выдохом, нужно попытаться издать длинный, ровный звук. Как правило, извлечение первого звука получается не у всех с первого раза, иногда на это уходит несколько уроков.
Чтобы играть на головке и учиться издавать чистые звуки, ребенку было веселее, можно в урок добавить элементы игры. Например, если указательным пальцем постучать по отверстию трубки, то можно сымитировать «крик индейца». А если подвигать пальцем внутри трубки, можно менять высоту звука, будет возникать имитация сирены, или если полностью закрыть ладонью правой руки отверстие трубки, то получится низкий тусклый звук.
Только после того, как ребенок освоит все изложенные выше приемы, и игра на головке флейты будет у него получаться с легкостью, а звук будет чистым, без шипа, можно переходить к артикуляции.
После того, как ребенок освоил все перечисленное выше, можно приступать к занятиям на целой, собранной флейте.
Чтобы ученик мог контролировать основы правильной постановки лучше заниматься перед зеркалом.
Главный принцип правильного положения рук во время игры основан на балансе. Чтобы тело ученика не зажималось, руки, локти, плечи и губы оставались свободными, нужно помнить об опорных точках флейты (местах, на которых держится флейта).
Главной опорной точкой является указательный палец левой руки. Правильное положение пальца и постановка кисти позволит рационально распределить силу левой руки для поддержки флейты.
Указательный палец должен выглядеть как английская буква «S» и подставлен немного под флейту, он должен быть прислонен к телу флейты боковой стороной, не внутренней.
Большой палец левой руки свободно выпрямлен, остальные пальцы левой руки закруглены, и находятся в непосредственной близости от клапанов.
Теперь можно постепенно изучать нотки, и песенки. Главное, продолжать работать над укреплением дыхания, амбушюра и развитием беглости пальцев. На начальном этапе обучения не стоит торопиться с усложнением изучаемого материала, нагрузка должна быть по силам маленького ученика.
Игра на духовом инструменте требует хорошей координации, одновременной работы дыхания, языка, пальцев, амбушюра.
Также для владения инструментом нужна хорошая физическая подготовка. Чтобы занятия проходили более продуктивно, ребенку необходимо заниматься физкультурой. Для развития органов дыхания, мускулатуры и осанки очень хорошо подходит бассейн.
С точки зрения обучения работа исполнительского аппарата сводится к следующему:
Иными словами, необходимо сначала представлять извлекаемую ноту или последовательность, затем тщательно подготовить исполнительский аппарат и найти соответствующие игровые ощущения. Только после этого возникает объективная возможность извлечь контролируемый звук или последовательность.
Работа и развитие исполнительского аппарата возможны только как единое целого. Точная интонация, свобода и певучесть звука – это естественные критерии правильной его работы.
Уроки с маленькими учениками, первое их знакомство с инструментом, первые шаги должны быть интересными и увлекательными. Чтобы работа над начальной постановкой протекала успешно, педагог должен заинтересовать ученика, увлечь, не терять главное за мелочами, знать путь, по которому он должен провести ученика. Так, нужно не только представлять конечный результат, но и твердо знать, как этого добиться.
Занятие 2
Самоучитель Блокфлейта для начинающих
На первом занятии самоучителя «Блокфлейта для начинающих» мы подробно рассмотрели основы игры на блокфлейте и вы готовы уже схватить свою блокфлейту и задать ей жару. Похвально! И, перед тем как взять блокфлейту в руки, давайте пронумеруем пальцы на руках.
Ничего сверхъестественного делать не будем. Пальцев на руках останется, по-прежнему, десять.
Но номера им дадим как на рисунке:
нумерация пальцев для расположения на дудочке
Левая рука: 1. большой; 2. указательный; 3 средний; 4. безымянный; 5. мизинец; | Правая рука: 6. большой; 7. указательный; 8. средний; 9. безымянный; 10. мизинец. |
Чтобы быть в курсе новостей по обучению игре на блокфлейте присоединяйтесь |
На сайте «Свирельки» будем придерживаться такой нумерации пальцев потому, что «Свирелька» подходит для обучения игре на разных продольных флейтах. И в игре на этих флейтах участвуют разное количество пальцев. На блокфлейте, например, играют девять пальцев — мизинец левой руки (пятый палец) в игре не участвует. На хроматической сопилке задействованы все десять пальцев. В общем, пальцы мы пронумеровали и теперь берем блокфлейту в руки.
Блокфлейта для начинающих. Расположение рук
Левая рука располагается сверху, правая снизу (если не указано по другому, то берем так все продольные флейты):
руки на блокфлейте
Располагаем пальцы на блокфлейте:
На некоторых блокфлейтах два нижних отверстия сделаны сдвоенными. То есть, вместо одного отверстия для девятого и десятого пальцев сделаны по два отверстия разного диаметра. Вот и хорошо! Плотно закрываем их все как показано на рисунке:
расположение пальцев на блокфлейте
Обратите внимание на положение локтей. Локти разводим в стороны, не прижимаем, отводим их от туловища, чтобы можно было свободно двигать руками при игре на блокфлейте.
Теперь важная информация для раздела «блокфлейта для начинающих»!
Закрывать отверстия на блокфлейте следует подушечками слегка согнутых пальцев. Не надо ставить пальцы «молоточками» как на клавишах фортепиано. На блокфлейте пальцы распрямлены. Поэтому разогните свои пальцы! И никакого напряжения. Держать пальцы следует свободно. Главное, это полное закрытие отверстия. Если отверстие закрыть пальцем не плотно, в него будет проходить воздух и звук блокфлейты изменится. Это вы услышите немедленно. Кстати, даже, если давить на отверстия блокфлейты изо всей дури, но, при этом отверстия закрыть не полностью, игры не получится. Поэтому перечитайте этот абзац ещё раз и поймите — пальцы держим свободно, чуть сгибаем и «подушечками» плотно закрываем нотные отверстия блокфлейты.
Никакой сложности в закрытии отверстий на дудке нет.
Нужна всего лишь тренировка. Тренировка слаженности дыхания и пальцев. Дыхание плавное, пальцы слегка согнуты (распрямлены) без напряжения плотно закрывают отверстия. В моменты, когда пальцы закрывают или открывают отверстия, дыхание замирает. Иначе ноты будут смазаны. Появится противный шипящий/свистящий звук.
На самом деле, это дольше объяснять. На первом занятии нашего самоучителя было продемонстрировано видео, где можно было увидеть правильное расположение пальцев юной блокфлейтистки. Теперь посмотрите как это делает блокфлейтист — профессионал. Запись смотрите до конца. Она короткая. Все внимание на пальцы блокфлейтиста и на его рот. Смотрите как он располагает пальцы и как от вдыхает воздух на паузах:
Если поняли как правильно ставить пальцы на блокфлейте, поставьте лайк:
И помните, что пальцы на блокфлейте ставят вот так:
пальцы на отверстии блокфлейты
На блокфлейте, на сопилке, на свирели и на других продольных флейтах пальцы ставим так!
Обратите внимание на большие пальцы рук. Если они располагаются на нотных отверстиях блокфлейты, то их тоже ставят прямо (под углом 45 градусов), а не «молоточком». Молоточек на блокфлейте, это всегда брак в игре!
И ещё, одна рекомендация. Она уже не про пальцы и руки на блокфлейте.
И тем не менее, эта рекомендация касается каждого флейтиста:
Совет от «Блокфлейта для начинающих» — играйте гаммы!
Все, без исключения, профессиональные музыканты играют гаммы. Всегда. И вы так поступайте. Даже, когда вам покажется, что вы само совершенство в игре на блокфлейте, продолжайте играть гаммы. И диатонические и хроматические. Обязательно!
Резюме урока «блокфлейта для начинающих»:
1. Пальцы свободно располагаются подушечками на отверстиях блокфлейты полностью закрывая их.
2. Регулярно (лучше каждый день) играем гаммы, даже, если вам кажется, что блокфлейта для начинающих это пройденных этап. Ноты гамм найдете на сайте «Свирельки».
Для самых нетерпеливых, кто хочет играть на блокфлейте немедленно посмотрите урок от проекта ««Музыка для всех»» из Якутии. На этом уроке показано как держать блокфлейту и извлекать из нее музыкальные звуки. Урок ведет Лена: Спасибо Лена! Ждем новых уроков!Просим обратить внимание, что на видео пальцы, которые не закрывают отверстия на блокфлейте сильно подняты над инструментом. Здесь это вполне допустимо, чтобы было лучше видно положение тех пальце, которые участвуют в игре. Вам же, при обучении и в дальнейшем при игре необходимо придерживаться метода — пальцы располагаются над своими отверстиями и лишь немного приподняты над ними.И ещё, на видео показаны первые ноты на блокфлейте. Это немного опережает наш самоучитель, но вполне допустимо, чтобы вы их пробовали сыграть. Они простые. У вас получится! |
Теперь начинаем извлекать из блокфлейты первые звуки.
Перейдите на страницу:
Занятие 3 Аппликатуры блокфлейты
Пете 4 года. Посмотрите для вдохновения. Блокфлейта для начинающих:
Перейдите на страницу:
Занятие 3 Аппликатуры блокфлейты
Блокфлейта для начинающих
Оставьте свой комментарий:
Занятие 2 : 35 комментариев
Здравствуйте. Стал изучать второй музыкальный инструмент- блокфлейту. Статья полезная, но я не понимаю, как закрывать ноту До и Ре. Я их закрываю, другие пальцы съезжают, и начинается писклявый звук. Подскажите,как зажать ноту До и Ре так, чтобы получилось.
Гаммы — смотря для чего. Мне вот эти гаммы прямо навязывали участники группы про бф, полное неумение слышать. Хотя я сразу сказала, что не буду их играть, а бф мне для подбора музыки и релаксации. У всех прям эти гаммы-гаммы в глазах, и пофиг, что человеку нужно. Релаксировать? Фиг там! Гаммы!
Простите их («участников группы про бф») и делайте как хотите.
Хотите релаксировать? Релаксируйте!
Хотите релаксировать с блокфлейтой? Никто не запретит это делать.
Но, если хотите научиться играть на блокфлейте, лучше послушать советы тех, кто уже умеет играть на ней. Все же, они как-то этому научились. Выбор всегда есть!
Здравствуйте! Спасибо за сайт, начинаю шаги в освоении блокфлейты. Пока мы с ней еще не поняли друг друга, но я не сдаюсь. Сверху в тексте написано: «В моменты, когда пальцы закрывают или открывают отверстия, дыхание замирает. Иначе ноты будут смазаны. Появится противный шипящий/свистящий звук.». Имеется ввиду — закрывать отверстие языком или только переставать дуть? И еще, в двух словах объясните что такое гаммы. Я ноты начала учить, все понятно, гаммы нужны чтобы уметь создавать звуки одной ноты но разных тональностей? Еще раз спасибо а сайт!
1. В начале обучения закрывайте отверстие языком.
Надо чтобы в момент когда переставляете пальцы на разные отверстия в блокфлейту не попадал воздух от дыхания.
Проще это сделать перекрыв отверстие языком. Позже, когда перейдете к разучиванию приема игры «легато», это не потребуется.
2. Гаммы. В музыке звуки (ноты) подчиняются определенным «законам». Один из этих законов — ноты (до, ре, ми и так далее) следуют одна за другой и снова повторяются. Расстояние от ноты до ее повтора (в это расстояние помещаются все 7 основных нот) называется октавой.
Последовательное проигрывание нот в октаве и есть гамма.
При этом последовательность проигрывания нот определяет тональность (характер) музыки.
Со временем разберетесь в тональностях, а пока усвойте, что проигрывание гамм, это необходимый навык каждого музыканта.
Здравствуйте. Я совершенно не могу понять одну вещь: мы пронумировали пальцы от 1-5 на левой руке и 6-10 на правой. Левая рука располагается наверху флейты, правая — внизу. При этом «Первым пальцем закрываем единственное отверстие снизу блокфлейты. и т.д. «. Это как, если первый палец на левой руке и она сверху?
Минерва, благодарю за Ваш вопрос! Многое будет яснее когда Вы возьмете блокфлейту в руки.
По поводу терминов «сверху «, » снизу» поясню: левая рука, при игре на блокфлейте, располагается ближе к свистку и выше правой. Поэтому в тексте левая рука сверху, правая снизу. Еще показано схематичное изображение блокфлейты, где обозначено место для левой (сверху) и правой (снизу) руки. Если не понятно где в этом случае верх-низ, то левая рука располагается ближе к свистку, ближе ко рту играющего, а правая рука дальше.
Большие пальцы обеих рук поддерживают инструмент снизу — на больших пальцах инструмет, как бы, лежит. Остальные пальцы располагаются возле нотных отверстий и в этом случае большие пальцы оказываются внизу, а остальные сверху. Снизу корпуса блокфлейты расположено всего одно отверстие, сверху все остальные. Осмотрите блокфлейту со всех сторон. Там где есть много норных отверстий это верх. С противоположной стороны находится только одно отверстие, это низ. Вот на это одно отверстие и накладывается палец номер 1.
Если будут встречаться ещё непонятные моменты в тексте, пишите в комментарии.
Спасибо за ответ! Сейчас перечитываю урок и не понимаю, как у меня вообще такой вопрос возник)
Здравствуйте! Спасибо за ваш труд! У меня одна проблема: не получается ноты играть нормально. В частности до. Закрываю все отверстия, а звук такой, как будто я на свистке играю, а не на блокфлейте. Чисто нота си получается, даже с небольшим фоном неприятным. Я не знаю, то ли пальцы у меня соскальзывают, пока к ноте до доберусь, то ли флейта виновата :)). Пожалуйста, подскажите!
Нижняя до вообще сложная )) Важный момент — во флейту надо дуть как бы тёплым дыханием. Так, как будто вы пытаетесь её согреть. И когда вы берёте нижнюю до, дышать во флейту надо особенно нежно )
хорошее сочетание блокфлейта и теплое дыхание 🙂
спасибо, Майро!
У меня так же было, просто пальцы надо увереннее ставить)
Уважаемая Елена! В 1 уроке вы используете флейту. Мне она очень понравилась. Скажите где можно купить такую и сколько она стоит?
С уважением Борис.
Вообще легкий вопрос. Можно было бы даже магазин указать.
Только Борис не сообщил в каком городе живет…
Берите недорогую блокфлейту Yamaha серии YRS-23 или YRS-24
Стоит такая блокфлейта недорого: примерно 500 — 600 рублей.
У многих интернет магазинов есть доставка.
Так что приобретете легко.
Позже можно будет приобрести модель подороже, но для обучения вполне хватит и этой.
Здравствуйте, посоветуйте, пожалуйста,модель инструмента для девочки,левша,7 лет,только начинает
На главной странице этого сайта есть рекомендованная блокфлейта, которая подойдет и ребенку и взрослому. А на счет левши или правши для блокфлейты без разницы. Левая рука ставится вверху, правая внизу для всех. Так что было бы желание у девочки 🙂
Я тоже левша. Взяла разборную флейту yamaha YRS-23. Тут главное, чтоб раструб крутилися, снимался. Если флейта не разборная, то не удобно руку заворачивать — у левшей она на флейте внизу.
Хотел бы научиться играть на духовых инструментах, хотя бы на уровне начинающего.
Не знал как подступиться. Самоучитель для начинающих самое то!
А у вас подобная программа для обучения на флейте Пана есть?
Начали пользоваться программой.
Вообще учится играть ребенок (6 лет), а заодно и я (мама). Играем на блокфлейте сопрано (не барочная) если я ничего не путаю.
Программа очень понравилась, сначала ребенок играл просто по нотам потом на небольшом темпе включили и исполнение в программе, сейчас оттачиваем мастерство и наращиваем постепенно темп. Очень-очень здорово.
Для начала хочу поблагодарить за программу. Моя дочь 9-ти лет начала обучаться в этом году на блок-флейте. Занятия у нее раз в неделю, домашние упражнения она быстро выучивает и программу я скачала, чтоб у нее были дополнительные упражнения. Пока она не может играть предложенные мелодии, так как не знает достаточно нот, а вот я сыграла самые простые песенки. Язык у нас русский, вид «голубой». Мне очень понравилась опция метронома и выбора темпа. Единственное, что я не совсем понимаю, какую систему флейты мне следует выбрать. Я видела, что их четыре. Это зависит от вида инструмента или от системы обучения?
Выбирать инструмент в Свирельке надо по «виду» своей блокфлейты. От системы обучения это не зависит. Блокфлейты бывают двух систем: немецкой (германской, обозначают буквой G) и барокко (Barocco, обозначают буквой B).
Кроме того, блокфлейты изготавливаются в разном строе — определяется какая нота звучит на флейте когда закрыты все отверстия. Если звучит нота «до», то говорят, что блокфлейта в с трое «до». Если звучит «фа», то в строе «фа».
Поэтому в Свирельке можно выбрать блокфлейту системы G или B, и каждую из них в строе до или фа. Всего четыре. Определите какая у Вас блокфлейта, ту и выбирайте. Если затрудняетесь определиться со своим инструменом, спрашивайте, объясню.
А что делать,если мне удобно держать флейту наоборот?То есть правой зажимать нижнее отверстие,так можно тоже играть или надо переучиваться?
Это очень важный вопрос. Я ждал его. Так получается, что он касается не всех, но если касается, то решения надо найти обязательно.
Итак, если Вы правша, то держите блокфлету так, как рекомендовано в этом уроке — левая рука сверху. Хотя бы потому, что инструменты, у которых ре и до первой октавы двухдырочковые изготавливаются именно для такого положения рук.
А вот, если Вы левша…
Всё, что я нашел на эту тему, все источники, без исключения, рекомендуют и вам держать инструмент стандартно. Можете приобрести блокфлейту специальной конструкции для левшей. Такие тоже бывают. Но делают это, как правило, тогда, когда повреждены пальцы. Например, если поврежден мизинец на правой руки, тогда можно играть левой рукой снизу и закрывать нижнее отверсие левым мизинцем. Во всех остальных случаях ставить левую руку внизу блокфлейты, это путь в никуда, а вернее в тупик.
ну я буду просто играть,как играю сейчас,у меня германская система,все очень удобно,вроде бы и звук чистый,спасибо за развернутый ответ)
Вот как раз «так, как рекомендовано» — для левши, а правше удобнее левую руку ставить ниже правой.
Все оркестровые инструменты — тоже для левши. Бедные дети в музшколах — им ломают естественную постановку рук. Поперечку во времена Древнего Рима тоже держали в левую сторону.
Я играю на блокфлейте около 10 лет. Я правша, сначала мне тоже показалось, что удобнее, когда правая над левой, но на самом деле нет. Одинаково. Я могу играть и так, и так, и никакой разницы нет, кроме того, что при варианте «правая над левой» недоступен нижний звук из-за строения флейты. Моя подруга левша, сначала играла левой рукой сверху, потом взяла правой, и говорит, что разницы нет. В музыкальном училище приятель-левша играл всегда левой сверху- сразу сам так взял, и у него шикарная техника.
Спасибо за программу, только я еще не успел ей воспользоваться.
Заниматься планирую сам, мне 30 лет. Язык — русский.
Когда попробую поработать с программой — отпишусь.
Лучше сделать один раз вовремя, чем два раза правильно.
Никогда не наступит лучшее время для воплощения мечты чем настоящее. Поэтому не ждите. Действуйте!
Видать «хотеть не вредно». Это я про себя. Про то, что мне тоже хочется научиться играть на блокфлейте …
Пальцы хоть тонкие, но непослушные, не синхронизованные … 🙁
Могу дуть в такт мелодии. Кажется получается похоже, и при этом 2-3 раза наугад открывать отверстия. Бездарь короче.
Слышал как живой человек на простенькой дудочке так душевно играл…
Буду еще пробовать.
Уважаемый Калибек, каждый проходит через этот этап, когда кажется, что пальцы непослушные.
ежедневные занятия быстро научат Ваши пальцы двигаться. Поэтому продолжайте занятия. А слово «бездарь» выбросьте в пропасть. Просто забудьте его.
Играйте, играйте, играйте. Всё у Вас получится.
Как держать большой палец левой руки на половину открытом или открытом нижнем отверстии — флейта может упасть (выше ноты ДО — 2 октава)
Как держать большой палец левой руки при открытом нижнем отверстии: в этом случае большой палец левой руки не касается инструмента. Устойчивое положение блокфлейты обеспечивает её удержание другими пальцами и ртом. Точки «захвата» блокфлейты, которые всегда в работе:
большой палец правой руки. Он не закрывает никаких отверстий и блокфлейта всегда надежно опирается на него;
нижняя губа. Это вторая постоянная точка опоры: блокфлейта при игре всегда опирается на нижнюю губу;
пальцы на игровых верхних отверстиях: в блокфлейте всегда закрыто хотя бы одно из верхних отверстий. Пальцы (палец), закрывающие верхние отверстия давят на блокфлейту и инструмент получает устойчивое положение с тремя (как минимум) точками упора: нижняя губа, пальцы на верхни отверстиях и большой палец правой руки. Так что вот рекомендация: не отрывайте от блокфлейты большой палец правой руки — он хоть и не закрывает никаких отверстий, зато надежно поддерживает блокфлейту при игре.
Большое спасибо, программа помогла, помогли и партитуры с подробными аппликатурами на сайте.