Как играть на гуслях 15 струн

6 шагов к игре на гуслях

Как играть на гуслях 15 струн. . Как играть на гуслях 15 струн фото. Как играть на гуслях 15 струн-. картинка Как играть на гуслях 15 струн. картинка

Наверное, у каждого была история несостоявшегося музыкального хобби: кто-то пробовал петь в хоре или сольно, кто-то разочаровался в себе после года в музыкалке, утонув в сольфеджио, или даже тщетно старался зажать баррэ на шестиструнной, зарабатывая страшные мазоли. Не стоит ставить на себе крест и винить себя в лени или врождённой неспособности освоить инструмент! Мы убеждены, что играть музыку может каждый.
По нашему опыту, главная причина неудач — отсутствие системы обучения. Мы докажем на примере гуслей, что любой сможет начать играть за 6 шагов.

Согласно принципу Парето, 20% усилий дают 80% результатов. Применительно к игре на инструменте: 20% умений приносят 80% удовольствия. Не нужно настраиваться на виртуозное исполнение, достаточно чисто сыграть несколько нот, чтобы музыка заполнила пространство. На гуслях достаточно провести пальцем по струнам, чтобы начать получать удовольствие и зажечь себя для дальнейшего освоения инструмента.

2. Освой минимальный набор знаний.

Когда ты достаточно мотивирован, можно приступать к теории. Обойдёмся без негативных тональностей, доминантных септаккордов и полиритмии. Сначала запомни, какая нота звучит на каждой струне, а также ее латинское обозначение (До — С, Ре — D и т. д.). Узнай и запомни, какие аккорды можно сыграть на твоих гуслях (C, Am, Dm, G. ), а также как нужно поставить пальцы, чтобы получить их. Вот очень удобное приложение: http://playes.7hco.ru/gusli/

Играть можно пальцами (ногтями) или медиатором. В случае с ногтями, необходимо соединить подушечки большого и указательного, как будто вы что-то взяли ими. Бей по струнам вниз ногтем указательного пальца и вверх ногтем большого. Попробуй и освой переменный штрих — удары вниз-верх.

4. Не забывай о ритме.

На первых порах не стоит мучить себя прицельной игрой под метроном и синкопами, но необходимо понять, как устроены длительности нот (в 1/4 ноте помещаются 2/8 ноты, а значит 2/4 = 4/8), а также, что в игре можно использовать акценты — выделенные громкие удары. Именно они добавляют значительную динамику при игре.
Также научись несложному навыку: настучать ритм любой песни.

5. Играй любимые песни.

Скорее всего, это и есть причина, почему ты начал заниматься 🙂

После того, как ты запомнил расположение аккордов и уже можешь их быстро менять, играя переменным штрихом, добавляя акценты в удары, посмотри в интернете (Например, здесь: https://amdm.ru/) аккорды к твоим любимым песням, простучи их ритм и переноси это на твой инструмент.

Гусли, несмотря на скромное количество струн позволяет реализовать ряд интереснейших приёмов, таких как трель, натуральные флажолеты, глушение струн при игре и прочие.

Когда ты будешь уверенно играть целые песни, не надейся заскучать. Теперь ты готов внедрять продвинутые исполнительские приёмы в свой репертуар, таким образом усложняя его и поднимая свой уровень.

Напоследок напомним, что при освоении любого навыка необходима регулярность занятий. Даже 5 минут игры в день, но на регулярной основе, гарантирует тебе видимый результат. Не забывай об этом, а также попробуй начать играть именно на гуслях, потому что это уникальный и очень бюджетный инструмент, который позволяет максимально быстро втянуться новичку и не заскучать на более поздних этапах игры.

Автор: Януш Христорождественский

Источник

Как играть на гуслях 15 струн

Как играть на гуслях 15 струн. wyJDZ3fjjJ0ljQTRCgXJJI8I39o0G0fJAlhk00Qe l5DTBjlgBpkUu OpfAjRpeV3eYFVP3S. Как играть на гуслях 15 струн фото. Как играть на гуслях 15 струн-wyJDZ3fjjJ0ljQTRCgXJJI8I39o0G0fJAlhk00Qe l5DTBjlgBpkUu OpfAjRpeV3eYFVP3S. картинка Как играть на гуслях 15 струн. картинка wyJDZ3fjjJ0ljQTRCgXJJI8I39o0G0fJAlhk00Qe l5DTBjlgBpkUu OpfAjRpeV3eYFVP3S

Как играть на гуслях 15 струн. wyJDZ3fjjJ0ljQTRCgXJJI8I39o0G0fJAlhk00Qe l5DTBjlgBpkUu OpfAjRpeV3eYFVP3S. Как играть на гуслях 15 струн фото. Как играть на гуслях 15 струн-wyJDZ3fjjJ0ljQTRCgXJJI8I39o0G0fJAlhk00Qe l5DTBjlgBpkUu OpfAjRpeV3eYFVP3S. картинка Как играть на гуслях 15 струн. картинка wyJDZ3fjjJ0ljQTRCgXJJI8I39o0G0fJAlhk00Qe l5DTBjlgBpkUu OpfAjRpeV3eYFVP3S

ВѢДИ запись закреплена

ПОДБОРКА КНИГ — САМОУЧИТЕЛИ ИГРЫ НА ГУСЛЯХ

Гусли – древний славянский музыкальный инструмент. Но начиная с 17 века, с приходом к власти Романовых, гусли были подвергнуты серьезным гонениям. Постановлением Стоглавого собора 1551 года всякие игрища в гусли, смычки, сопелки были запрещены как бесовские и греховные. А согласно указу 1648 года царя Алексея Михайловича Романова все струнные инструменты было велено собрать, сжечь и забыть о них навсегда.

Чем была вызвана такая потребность истребить музыкальные инструменты того времени? Какая цель преследовалась этими действиями? Почему церковь так настаивала исключительно на голосовом пении без инсрументального сопровождения? Как я теперь понимаю, все дело было в бурдоне. Бурдон был в гуслях, бурдон был в смычковом и механическом гудке, был бурдон в шотландской и русской волынке, был бурдон и у рожечников. Христианское пение бурдона не содержало – задача состояла в замене культур. Можно сказать, что за пару веков христианство справилось со своей задачей. Древние инструменты заменили новые (западные), в игре на которых бурдон потерял основополагающее значение. Чем так мешал бурдон? В этом отношеии очень символична легенда про Антея. Дело в том, что бурдон как бы держит связь с опорой (землей) и памятью (культурой) предков. Постояно звучащий бурдон наполнял силой, удалью, гордостью за свой род.

Гусли – древний славянский музыкальный инструмент. Седой старец с длинной бородой и в белых одеждах, играющий на гуслях – это символ дохристианской, языческой культуры. Не удивительно, что этот образ мы встречаем в иллюстрациях исторических книг, в эпизодах кинофильмов и детских мультфильмов. Но к сожалеию, гусли – это уже легеда! Вы не встретите на улице подвыпившего мужика, под гусли орущего на всю улицу – «Распрекрасные вы очи …», не увидите седовласого старца в переходах метро, под переливы гусельных струн поющего былины о подвигах русских богатырей, не встретите добра молодца, гусельной игрой завлекающего красну девицу. Все это в далеком прошлом!

Если интересно Как играть на гуслях 15 струн. f09f9189f09f8fbb. Как играть на гуслях 15 струн фото. Как играть на гуслях 15 струн-f09f9189f09f8fbb. картинка Как играть на гуслях 15 струн. картинка f09f9189f09f8fbbподписаться.

Источник

Гусли: самоучитель игры.

Данный курс обучения игре на гуслях является альтернативным по отношению к видеоурокам Ахромеева, которые изучаются в группе «Учимся играть на гуслях». Это две разные школы игры! Данный курс ближе к академической школе игры, но отличен от нее. Академическая школа игры (щипковая) ближе к арфовой.

Гусли – древний славянский музыкальный инструмент. Но начиная с 17 века, с приходом к власти Романовых, гусли были подвергнуты серьезным гонениям. Постановлением Стоглавого собора 1551 года всякие игрища в гусли, смычки, сопелки были запрещены как бесовские и греховные. А согласно указу 1648 года царя Алексея Михайловича Романова все струнные инструменты было велено собрать, сжечь и забыть о них навсегда.

При Алексее Михайловиче гусли насильно изымались и возами свозились к кострам. Скоморохи, как носители древней славянской культуры, были уничтожены. Христианская церковь осуждала любую инструментальную музыку, но в то же время достаточно лояльно относилась к псалтыри. Традиция игры на гуслях была сохранена благодаря христианам и большей частью староверам (старообрядцам). Под игру на гуслях они славили Бога. Так говорит Св. Писание: «Хвалите Бога во святыне Его, … Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях. …». Псалтыриум, в отличии от гуслей имел другой строй. Гусли, перестроенные под псалтыриум, имели строй, со средних веков получивший название «Иерусалимский». Не удивительно, что христиане сохранили традицию игры с Иерусалимским строем. Теперь его ошибочно называют Русским.

Чем была вызвана такая потребность истребить музыкальные инструменты того времени? Какая цель преследовалась этими действиями? Почему церковь так настаивала исключительно на голосовом пении без инсрументального сопровождения? Как я теперь понимаю, все дело было в бурдоне. Бурдон был в гуслях, бурдон был в смычковом и механическом гудке, был бурдон в шотландской и русской волынке, был бурдон и у рожечников. Христианское пение бурдона не содержало – задача состояла в замене культур. Можно сказать, что за пару веков христианство справилось со своей задачей. Древние инструменты заменили новые (западные), в игре на которых бурдон потерял основополагающее значение. Чем так мешал бурдон? В этом отношеии очень символична легенда про Антея. Дело в том, что бурдон как бы держит связь с опорой (землей) и памятью (культурой) предков. Изъять бурдон – значило разорвать эту опору. Вот что гласит легеда:

В последнее время интерес к гуслям значительно возрос. Связано это большей частью с тем, что у нас в стране молодые люди пытаются возродить дохристианскую славянскую культуру. То ли по не знанию, то ли по злому умыслу, но по всей стране создаются учебные группы по освоению гуслей именно с «Иерусалимским» строем – CDEFGABCD. Таким образом люди, пытающиеся возродить славяно-арийскую культуру, вводятся в заблуждение. Самым древним (более пяти тысяч лет) строем является двуаккордовый строй GCDEFG, более поздний (более трех тысяч лет) трехаккордовый («Лукоморский») GCDEFGA (GCDEFGABC) и «Новгородский» ADEFGABCD. Запомните! Древние славянские песни были дву и трехаккордовыми! Пятиаккордовое пение было внесено христианами.

Зная отличие христианской гармонии от дохристианской, весь фольклор можно разделить на христианский и дохристианский. Дохристианский фольклор трехаккордовый (или двуаккордовый) и имеет тяготение к бурдону.

Говоря о строе гуслей, надо иметь в виду, что гусли не строились от одной (конкретно) ноты. Разброс тональностей достаточно велик – от Соль минор (мажор) до Ре минор (мажор). Поэтому проще говорить не о строе гуслей, а схеме, по которой они строятся. Элементами схемы являются ступени гаммы. Гамма начинается с первой ступени (тональности) и заканчивается седьмой. Приведу примеры наиболее употребляемых тональностей и их ступеней:

До мажор – CDEFGAH (До Ре Ми Фа Соль Ля Си)

До минор – CDEЬFGAЬB, где В – СиЬ (До Ре МиЬ Фа Соль ЛяЬ СиЬ)

Ре минор – DEFGABC (Ре Ми Фа Соль Ля СиЬ До)

Ре мажор – DEF#GAHC# (Ре Ми Фа# Соль Ля Си До#)

Ми минор – EF#GAHCD (Ми Фа# Соль Ля Си До Ре)

Фа мажор – FGABCDE (Фа Соль Ля СиЬ До Ре Ми)

Ля Мажор – AHC#DEF#G# (Ля Си До# Ре Ми Фа# Соль#)

Соль мажор – GAHCDEF# (Соль Ля Си До Ре Ми Фа#)

Соль минор – GABCDEЬF (Соль Ля СиЬ До Ре МиЬ Фа)

В дохристианские времена и в средние века гусли с бурдоном строились по схеме:

В миноре («Новгородский») 512345671. Наиболее известный вариант в Ре миноре – ADEFGABCD.

В семиструнном варианте, «Лукоморский» и «Новгородский» строились по одной схеме – 5123456. (GCDEFGA и ADEFGAB).

Иногда в строй добавляли нижнюю тонику. На эту тему очень интересен строй, обнаруженный в Новосибирской области известным исследователем гусельной традиции Дмитрием Парамоновым. Здесь не только добавлена нижняя тоника, но она удвоена, также удвоена и верхняя тоника. Наличие большого количества резонансных струн усиливает эффект «гудения». Тут надо отметить, что раньше не играли на гуслях, а гудели в них.

Как играть на гуслях 15 струн. image001. Как играть на гуслях 15 струн фото. Как играть на гуслях 15 струн-image001. картинка Как играть на гуслях 15 струн. картинка image001

Если отбросить нижнюю тонику и вторую верхнюю тонику, то на левой схеме мы видим девятиструнный (До) мажорный строй с бурдоном («Лукоморский»), а на правой схеме представлен (До) минорный строй с бурдоном («Новгородский»).

Принцип формирования аккордов с этими строями настолько прост, что освоить основы игры на гуслях сможет любой человек без музыкального образования где-то за пол часа. Правда на полное освоение этого удивительного инструмента уйдут годы.

Строй определяет репертуар. Шесть игровых струн (плюс бурдон) позволяют играть три аккорда минора или мажора (в зависимости от настройки).

Источник

Самоучитель игры на гуслях.

Данный курс обучения игре на гуслях является альтернативным по отношению к видеоурокам Ахромеева, которые изучаются в группе «Учимся играть на гуслях». Это две разные школы игры! Данный курс ближе к академической школе игры, но отличен от нее. Академическая школа игры (щипковая) ближе к арфовой.

Гусли – древний славянский музыкальный инструмент. Но начиная с 17 века, с приходом к власти Романовых, гусли были подвергнуты серьезным гонениям. Постановлением Стоглавого собора 1551 года всякие игрища в гусли, смычки, сопелки были запрещены как бесовские и греховные. А согласно указу 1648 года царя Алексея Михайловича Романова все струнные инструменты было велено собрать, сжечь и забыть о них навсегда.

Чем была вызвана такая потребность истребить музыкальные инструменты того времени? Какая цель преследовалась этими действиями? Почему церковь так настаивала исключительно на голосовом пении без инсрументального сопровождения? Как я теперь понимаю, все дело было в бурдоне. Бурдон был в гуслях, бурдон был в смычковом и механическом гудке, был бурдон в шотландской и русской волынке, был бурдон и у рожечников. Христианское пение бурдона не содержало – задача состояла в замене культур. Можно сказать, что за пару веков христианство справилось со своей задачей. Древние инструменты заменили новые (западные), в игре на которых бурдон потерял основополагающее значение. Чем так мешал бурдон? В этом отношеии очень символична легенда про Антея. Дело в том, что бурдон как бы держит связь с опорой (землей) и памятью (культурой) предков. Изъять бурдон – значило разорвать эту опору. Вот что гласит легеда:

А ведь самым древним (более пяти тысяч лет) строем является двуаккордовый строй GCDEFG, более поздними трехаккордовый (мажорный) «Лукоморский» GCDEFGA (GCDEFGABC) и трехаккордовый (минорный) «Новгородский» ADEFGAB (ADEFGABCD). Запомните! Древние славянские песни были дву и трехаккордовыми! Пятиаккордовое пение было внесено христианами.

Говоря о строе гуслей, надо иметь в виду, что гусли не строились от одной (конкретно) ноты. Разброс тональностей в разных районах был достаточно велик – от Соль минор (мажор) до Ре минор (мажор). Поэтому проще говорить не о строе гуслей, а схеме, по которой они строятся. Элементами схемы являются ступени гаммы. Гамма начинается с первой ступени (тональности) и заканчивается седьмой. Приведу примеры наиболее употребляемых тональностей и их ступеней:

До мажор – CDEFGAH (До Ре Ми Фа Соль Ля Си)

До минор – CDEЬFGAЬB, где В – СиЬ (До Ре МиЬ Фа Соль ЛяЬ СиЬ)

Ре минор – DEFGABC (Ре Ми Фа Соль Ля СиЬ До)

Ре мажор – DEF#GAHC# (Ре Ми Фа# Соль Ля Си До#)

Ми минор – EF#GAHCD (Ми Фа# Соль Ля Си До Ре)

Фа мажор – FGABCDE (Фа Соль Ля СиЬ До Ре Ми)

Ля Мажор – AHC#DEF#G# (Ля Си До# Ре Ми Фа# Соль#)

Соль мажор – GAHCDEF# (Соль Ля Си До Ре Ми Фа#)

Соль минор – GABCDEЬF (Соль Ля СиЬ До Ре МиЬ Фа)

Надо понимать, что в дохристианские времена и в средние века не существовало понятий мажорная или минорная тональность и терминов диезы и бемоли … С позиции современной музыкальной грамоты, мы можем сказать, что гусли с бурдоном строились по схеме:

В миноре («Новгородский») 512345671. Наиболее известный вариант в Ре миноре – ADEFGABCD.

В семиструнном варианте, «Лукоморский» и «Новгородский» строились по одной схеме – 5123456. (GCDEFGA и ADEFGAB).

Иногда в строй добавляли нижнюю тонику. На эту тему очень интересен строй, обнаруженный в Новосибирской области известным исследователем гусельной традиции Дмитрием Парамоновым. Здесь не только добавлена нижняя тоника, но она удвоена, также удвоена и верхняя тоника. Наличие большого количества резонансных струн усиливает эффект «гудения». Тут надо отметить, что раньше не играли на гуслях, а гудели в них.

Как играть на гуслях 15 струн. image001. Как играть на гуслях 15 струн фото. Как играть на гуслях 15 струн-image001. картинка Как играть на гуслях 15 струн. картинка image001

Если отбросить нижнюю тонику и вторую верхнюю тонику, то на левой схеме мы видим девятиструнный (До) мажорный строй с бурдоном («Лукоморский»), а на правой схеме представлен (До) минорный строй с бурдоном («Новгородский»).

Принцип формирования аккордов с этими строями настолько прост, что освоить основы игры на гуслях сможет любой человек без музыкального образования где-то за пол часа. Правда на полное освоение этого удивительного инструмента уйдут годы.

Строй определяет репертуар. Шесть игровых струн (плюс бурдон) позволяют играть три аккорда минора или мажора (в зависимости от настройки).

Источник

Уроки игры

Основные позиции и аккорды на гуслях

Пояснение:

Позицией называется положение пальцев левой руки на струнах музыкального инструмента. Позиция определяется по I аккорду и носит имя ноты, которая находится над первым, а также между четвертым и пятым пальцами левой руки.

Аккорд – одновременное звучание нескольких нот (звуков).

В помощь начинающим гуслистам ниже прилагаю таблицы и рекомендации для самостоятельного освоения позиций и основных аккордов на гуслях звончатых. (можно для шлемовидных гуслей и гуслей народного образца).

Примечание. Данная таблица подойдет для всех видов гуслей с девятью и более струнами.

Обозначение пальцев левой руки

Как играть на гуслях 15 струн. 02. Как играть на гуслях 15 струн фото. Как играть на гуслях 15 струн-02. картинка Как играть на гуслях 15 струн. картинка 02

I аккорд

На гуслях с десятью струнами I аккорд можно построить как от первой, так и от второй струны.

На гуслях с большим количеством струн I аккород можно построить от любой струны. Главное, чтобы над большим пальцем оставалась хотя бы одна свободная струна.Чем больше струн на инструменте, тем больше первых аккордов мы можем построить.

II аккорд

III аккорд

Из исходного I аккорда переставляем мизинец и безымянный палец на струну вверх. Более сложный вариант: дополнительно приподнять средний палец (в воздух).

IV аккорд

Из исходного I аккорда переставляем указательный палец на струну вниз.

Закрытый веер

Сокращенно З.В – Приподнять средний палец (в воздух). Эта комбинация аккорда построена на одновременном взятии II и III аккордов, где средний палец вытесняется безымянным.

Открытый веер

Из исходного I аккорда переставляем большой палец на струну вверх.

Задание

Для лучшего освоения и запоминания аккордов, предлагаю играть их в такой последовательности:

Как играть на гуслях 15 струн. 03. Как играть на гуслях 15 струн фото. Как играть на гуслях 15 струн-03. картинка Как играть на гуслях 15 струн. картинка 03

Аккорды в позиции Ми для гуслей звончатых

Как играть на гуслях 15 струн. 05. Как играть на гуслях 15 струн фото. Как играть на гуслях 15 струн-05. картинка Как играть на гуслях 15 струн. картинка 05

По вопросам можете обращаться ко мне на почту: gusfedrus@mail.ru или Вконтакте:.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *