Как играть на линейке музыку
Нотной грамоте учат неправильно*
Преподаватели готовы разделить с вами все таинства музыкальной теории но не раньше, чем вы научитесь читать эти закорючки самостоятельно.
Предполагается, что студент должен страдать самостоятельно освоить ноты, путем многократного повторения. И вообще, если «ниасилил», значит у тебя нет Таланта — иди мести двор.
Представьте что было бы, если бы обычной грамоте учили так же. Но мы, почему-то, в большинстве своем читать и писать таки научились.
Под катом я опишу свою методику, которая на мой дилетантский взгляд работает лучше, чем то, что обычно предлагают начинающим.
Прошу прощения, если заголовок статьи показался вам чересчур дерзким и провокационным. Таковым он, в общем-то, и является.
Я ни в коем случае не умаляю заслуг преподавателей, вкладывающих душу в своих учеников, как не умаляю и важности музыкальной теории и сольфеджио. Я всего лишь пытаюсь по иному взглянуть на самые первые шаги в изучении нотной грамоты с точки зрения музыканта-самоучки.
Я не утверждаю, что именно я первым нашел этот способ и вполне допускаю, что он был известен и ранее. Да и странно было бы, если за пятьсот лет никто этого не заметил. Вот только в интернетах об этом ничего не слышно, а все известные мне музыканты повторяют одни и те же малоэффективные мантры.
Эффективность я оценивал исключительно на себе, поскольку сей субъект оказался самым доступным для исследования.
Вместо предисловия
Удивительно то, что вообще-то, ноты эволюционировали так, чтобы их было как можно удобнее читать бегло с листа. В то же время, неподготовленному человеку все это кажется китайской грамотой.
Кстати, о китайской грамоте. Есть великолепная книга с витиеватым названием «путь бесхвостой птички или иероглифика по методу Шерлока Холмса» за авторством Адиля Талышханова. В книге автор применяет оригинальный подход обучения иероглифике, который оказывается продуктивным настолько, что первая сотня иероглифов запоминается еще до того, как читатель успел это осознать. К концу книги читатель уверенно и без особых проблем овладевает тысячей с гаком иероглифов (проверено на себе).
В то же время, автор пишет, что японские школьники тратят целый год на то, чтобы овладеть своей первой сотней знаков (а на весь набор отводится шесть долгих лет). Вот только вместо мнемонического подхода бедные дети зубрят материал традиционным способом. Отсюда и такая разница во времени и эффективности.
В этой статье я постараюсь описать свой подход к запоминанию, какие ноты соответствуют каким линейкам на нотоносце и как можно сделать процесс запоминания естественным и приятным.
История болезни
Как обычно происходит знакомство с нотами? Самостоятельно, либо с преподавателем, будущий музыкант знакомится с основными элементами: нотным станом с линейками, нотами, ключами, знаками альтерации; узнает, что ключи бывают разные: скрипичный (который все знают) и басовый (на самом деле их сильно больше).
Возможно даже студент узнает, что вообще-то, ключи — это изменившиеся до неузнаваемости буквы латинского алфавита. Если постараться, в завитке скрипичного ключа можно узнать заглавную букву G, а загогулина басового ключа с точками — это части буквы F.
Но обычно ограничиваются определением, что скрипичный ключ показывает положение ноты соль на нотоносце, басовый, соответственно, ноты фа. Расположение остальных нот однозначно определяется по отношению к ключу и запоминается путем боли и страданий практики.
А вот дальше, кто во что горазд.
Обычно изучение начинают со скрипичного ключа, как самого распространенного для записи мелодии.
В англоязычных странах, где ноты принято называть буквами, для запоминания студенты используют мнемонические фразы Every Good Boy Does Fine и FACE. Первая кодирует расположение нот на линейках, вторая в промежутках между ними.
В итальянской традиции именования нот (до ре ми…) пространства для фантазии больше. Тут уже мнемоники выглядят совершенно шизофренически, вроде: «РеФаЛя в ДоМике из Соли Кремния (Si)».
Освоившись в пределах основных линеек, студент приступает к великим и ужасным — добавочным линейкам, которых «чем больше, тем сложнее». Мнемонические фразы тут уже не особо помогают, и в худшем случае начинается унылый подсчет линеек и шевеление губами. Впрочем, если студент к этому моменту овладел интервалами, то все проходит спокойнее.
Худо-бедно научившись читать скрипичный ключ, студент переходит к басовому и все начинается сначала. Даже хуже: знания начинают конфликтовать! Мозг привязал названия нот к их положению на стане и упорно подсовывает укоренившиеся скрипичные названия линеек. А бедолаги, учащиеся на органистов (и не только), с ужасом встречают в нотном тексте еще и альтовый ключ.
А ведь мы даже не затронули проблемы знаков при ключе!
…со временем в голову все-таки вдалбливаются правильные ассоциации нот и их положения на стане и проблема передается по наследству следующему поколению страдальцев. Либо не вдалбливается, и тогда человек до конца жизни свыкается с мыслью, что «ноты это сложно», а то и «ноты для лохов, а настоящий музыкант должен уметь играть на слух», если вообще не забрасывает музыку. При этом ошибка выжившего не позволяет осознать тот факт, что методика запоминания может быть другой, поэтому все остается как есть.
Беда, как мне кажется, в том, что описанные выше мнемоники подменяют понимание истинной структуры нотной записи ничего не значащей фразой, что оказывает ученику медвежью услугу.
Почему ноты тяжело читать начинающему
Давайте попытаемся разобраться, почему буквы учить легко, а ноты сложно, хотя последних куда меньше?
Мы с детства привыкли, что слова часто пишутся совсем не так, как произносятся. Это пример контекстной зависимости. Те же буквы, но в другом слове могут читаться иначе. В английском языке это выражено еще сильнее. Из-за великого сдвига гласных и иных причин, написание слова может очень сильно отличаться от произношения. В то же время, буквы сами по себе являются контекстно-свободными.
Нотные знаки работают похожим образом, вот только в отличие от букв, вне своего контекста ноты не имеют смысла вообще. Не зная ключа мы просто не сможем прочитать ноту; забыв о действующем знаке альтерации, мы рискуем прочитать ноту неверно. Контекст может варьировать от одной ноты (акценты), одного такта (для случайных знаков альтерации) и до всего произведения (для ключей и знаков при ключе).
Начинающему музыканту требуется не просто запомнить соответствие графических знаков и нот, но и уяснить правила их контекстного использования.
Таким образом, сложность чтения нот проистекает из нелокальной контекстной зависимости, дополненной весьма однообразной графикой (в отличие от букв, все ноты рисуются одинаково). При обучении глазу (и мозгу) просто не за что зацепиться; в итоге выбираемые наивным образом ориентиры как правило оказываются неверными и приходится тратить много времени на переучивание и зубрежку истинных значений «не пытаясь понять логику».
Что же делать?
Чтобы не тратить время впустую, мы должны правильно сориентировать наше сознание и изначально оперировать правильными абстракциями. Необходимо найти такой инвариант, который не будет ломаться при смене ключа. Еще лучше, если удастся найти симметрию, которая позволит учить меньше.
И математики и физики в один голос говорят, что симметричный объект изучать проще. Законы и уравнения, использующие принципы симметрии, оказываются существенно проще несимметричных альтернатив.
Тихо Браге посвятил всю свою жизнь астрономическим наблюдениям и составил подробнейшие таблицы, на основании которых Иоганн Кеплер вывел свои знаменитые законы движения небесных тел. До Кеплера астрономы пытались предсказывать движение планет, но ничего путного не получалось из-за чрезмерной сложности траекторий, если смотреть на них с Земли.
Так что симметрия — ключ к пониманию.
В поисках симметрии
Давайте попытаемся найти симметрию в нотной записи. С первого взгляда ее там нет и быть не может, ведь ноты на стане расположены последовательно и возрастают монотонно:
Вообще, мне по душе итальянские названия нот, но в этой статье для компактности я буду использовать и буквенные обозначения.
Чтобы найти правильный ответ, часто приходится выходить за пределы обычного восприятия. Помните задачу, где надо зачеркнуть все девять точек четырьмя прямыми не отрывая пера?
Мы поступим также. Смотрите:
Эти ноты отстоят друг от друга на октаву, поэтому всегда будут равны между собой, какой бы ключ мы ни выбрали.
Мы смотрим на симметрию, которая все это время была у нас перед глазами! Зная это правило, очень скоро мы сможем ориентироваться в трех позициях на стане в каждом из ключей. А если к ним добавить непосредственных соседей, то число позиций увеличивается до девяти (об этом ниже). В добавок к этому есть еще ключевая линейка, нота которой обычно запоминается первой.
Выходит, что ключевая нота это опорная точка, но не начало координат. И только для альтового ключа эти понятия совпадают.
Просто, как ABC
Ну а дальше дело техники. Мы нашли островки, от которых можно протянуть мостики к соседним нотам.
Я думаю, что абсолютное большинство из присутствующих не только умеет считать до трех, но и знает порядок следования нот в октаве: до ре ми фа соль ля си. Эти сведения мы и используем во благо.
Так и быть, начнем со скрипичного ключа, который, как уже было сказано ранее, отмечает положение ноты соль (G) на нотном стане:
Для успешного распознавания нот в этом ключе, нам необходимо запомнить всего лишь, что начало координат (центральная линейка) соответствует ноте си (B), которые на картинке выделены красным цветом.
Кому все-таки нравятся мнемонические фразы, могут запомнить это так: «СИ — центр СИмметрии». Ну а кому-то может понравиться, что тройки соседних нот образуют ABC.
Не задерживаясь надолго на скрипичном ключе переходим к басовому:
На самом деле, это очень важный момент. Не нужно пытаться сразу учить все ноты скрипичного ключа. Запомните: мы учим паттерны, а не конкретные ноты.
Басовый ключ отмечает положение ноты фа (F) и имеет в центре ноту ре (D). Середина? Тройки соседних нот, образуют знакомую с детства последовательность до-ре-ми.
На данный момент необходимо запомнить только соответствие ключа и его центральной ноты (си для скрипичного ключа, ре для басового), все остальное приложится само.
Таким образом от ситуации «как все сложно» мы переходим к «о, а это я знаю!». Подобный подход позволяет разделить знание на «простое» и «сложное». А еще он создает ощущение, что дело спорится и все не так страшно.
Если не обращать особого внимания на симметрию, то все линейки стана будут одинаково неудобными, а дело освоения нотной грамоты будет казаться унылой зубрежкой, коей оно обычно и является.
Как вы думаете, сколько времени бы заняло освоение нотной грамоты, если бы стан был таким?
Если убрать шелуху то становится видно, что все ноты располагаются на линейке, ниже или выше нее:
Я думаю не нужно много ума, чтобы выбрать одну ноту из трех в зависимости от ее положения.
Так вот, используя наши островки симметрии, мы можем свести задачу освоения полноценной нотной записи к уверенному распознаванию нот в островках и выводу остальных позиций через них.
Со временем мозг научится распознавать и промежуточные позиции не хуже островных, тем более что у меня в запасе есть еще пара приемов, упрощающих жизнь и там.
Как именно учить?
Насколько я знаю, традиционный подход предполагает играть простенькие мелодии, постепенно запоминая положение нот на стане.
Разумеется я пробовал этот вариант, но обладая неплохим слухом от природы, я запоминал мелодию быстрее, чем ноты из которых она состоит. В итоге, проиграв нотный текст один-два раза, я переставал «читать» и по сути использовал его как подсказку, какую мелодию надо играть.
С моей точки зрения, ноты нужно запоминать без привязки к контексту мелодии. Раз сейчас мы учим позиции нот, ничего другого в поле нашего зрения быть не должно.
И тут как нельзя кстати приходится программа Anki, созданная для запоминания карточек иностранных слов, иероглифов и любой другой информации. Программа заточена на периодическое повторение карточек с определенными интервалами, подобранными для оптимального запоминания.
Anki контролирует прогресс вашего обучения и чаще подсовывает те карточки, в которых вы «плаваете». Но и успешно запомненные карточки периодически добавляются в колоду, чтобы проверить себя и гарантировать запоминание.
На минуточку, из 17 самых ходовых позиций нотоносца (5 основных линеек с 4 промежутками и по 2 линейки и 2 промежутка с каждой стороны) мы уже́ можем ориентироваться в 10 (три тройки и одна ключевая нота). И это в каждом ключе! Не зная симметрии, нам пришлось бы независимо учить 34 позиции скрипичного и басового ключа.
Осталось каких-то семь позиций, к которым и предстоит пробросить мостики от наших островков стабильности.
Собственно методика
Ниже описана моя методика, которая позволила без особых проблем буквально за несколько дней научиться уверенно распознавать все ходовые позиции в скрипичном и басовом ключах.
Изучение базовых нот
Как я уже писал выше, ключевой момент методики — разделение всех позиций на простые и сложные, на базовые и производные. Сначала уверенно запоминаем базовые позиции (ноты на островках плюс ключевая нота) и только потом переходим к производным.
Обращаю внимание, что тут не надо спешить. Не надо гадать и бежать впереди поезда. Вдумчивость и медлительность на этом шаге сполна окупится впоследствии.
Основное правило музыкальной практики: не надо тренировать свои ошибки (do not practice your errors). Смысл в том, что не надо пытаться играть быстро, пока не получается играть правильно. Так и здесь, не надо спешить, если случаются ошибки.
Таким образом, алгоритм должен быть такой:
И еще раз: обращаю внимание, что обязательно надо учить все необходимые ключи параллельно. Это просто чрезвычайно важно.
Изучение производных нот
К этому моменту страх перед нотами, как и ощущение запредельной сложности должны пройти. Оба ключа должны восприниматься естественно, без внутреннего протеста.
Если все прошло гладко, то теперь вы должны уверенно распознавать все базовые ноты:
Смотрите как многого можно добиться, зная всего три ноты в каждом ключе! Ну хорошо, четыре, если учитывать и саму ключевую.
Если к этому набору добавить еще и крайние линейки нотоносцев, то все остальные ноты (кроме совсем далеких добавочных линеек) окажутся на расстоянии всего в один шаг от уже знакомых.
В деле запоминания этих линеек нам помогут такие наблюдения:
То есть, нижняя линейка отстоит от верхней на октаву и еще одну ступень: ми-фа, соль-ля.
Например, если вы хорошо запомните, что нижняя линейка басового нотоносца это соль, то значит верхняя линейка это ля. И промежуток между двумя нижними основными линейками это тоже ля (и наоборот).
А чтобы запомнить, какие ноты соответствуют крайним линейкам, можно связать их с ключевой нотой данного ключа.
Последний факт, который хотелось бы отметить, и который может здорово помочь в анализе настоящего нотного текста: на самом деле, между скрипичным и басовым ключами находится всего одна дополнительная линейка, и это нота до первой октавы:
К примеру, вторая дополнительная линейка выше басового ключа, это на самом деле нижняя линейка ключа скрипичного, то есть ми.
Заключение
Вот и все, что я хотел сказать в этот раз. Конечно, за рамками статьи осталось еще очень много. Совсем ничего не сказано про добавочные линейки дальше второй. Опять же, знаки при ключе остались без внимания.
Я думаю, что уловив основную идею, вы сможете самостоятельно придумать такой способ, который будет работать для вас лучше всего.
Тем не менее, следует отметить, что данный способ обладает и заметными преимуществами по сравнению с традиционной зубрежкой:
Надеюсь, что моя статья оказалась вам полезной или хотя бы интересной. А если благодаря ней вы сможете овладеть нотной грамотой, это будет для меня самой большой похвалой.
Нотная грамота для начинающих фортепиано — основные положения
Музыкальные произведения, кроме самих нот, содержат массу различных цифр и знаков. Эту систему символов принято называть нотной грамотой.
С первого взгляда эти обозначения могут напугать, но не спешите отчаиваться. В этой статье мы рассмотрим 9 основ, необходимых чтобы овладеть нотной грамотой.
Мы будем рассматривать нотную грамоту для фортепиано, но не переживайте — она такая же, как для тромбона, балалайки или скрипки.
Ноты
В переводе с латинского языка, слово нота означает «знак» или «метка». Наравне с буквами алфавита, ноты – это графические символы. Находясь на нотном стане, нота обозначает конкретный звук и его протяженность. По изображению ноты вне нотоносца, мы можем судить только о ее протяженности. То как долго звучит нота называется длительностью, о ней-то мы и поговорим.
Длительности нот
Перед тем как мы начнем, представьте: вам дали яблоко и попросили съесть его как можно быстрее. На это у вас уйдет какое-то количество времени. А теперь представьте, что вам дали не целое яблоко, а всего половину. Логично, что с половиной вы справитесь в два раза быстрее. А теперь вам предложили съесть четверть яблока — вы управитесь в 4 раза быстрее и так далее.
А теперь посмотрите на основные длительности и внимательно прочитайте названия.
А вот как выглядит деление нот.
Целая – самая протяженная длительность.
Половинная – длительность, звучание которой в два раза короче целой. Четвертная – в два раза короче половинки и в четыре раза короче целой.
Восьмая – длительность, по протяженности звучания в 2 раза короче четверти, в 4 раза короче половинки и т.д. Для того чтобы заполнить восьмушками (так их еще называют) время звучания целой ноты, их потребуется целых 8 штук.
Существуют и более мелкие длительности, такие как шестнадцатые, тридцать вторые и шестьдесят четвертые. Но о них вы можете узнать в статье «Ноты и длительности».
Сразу надо сказать, что восьмые и более мелкие длительности могут объединяться в группы и их внешний вид будет несколько меняться.
Так будут выглядеть восьмые объединенные в одну группу.
Что означает музыкальный размер и что такое такт
Каждое музыкальное произведение имеет размер. Но что же это такое? Чтобы разобраться с этим, нам придется познакомиться с понятием пульсация, доля и метр.
Вы наверняка бывали на концертах, где зрители начинали аплодировать артисту во время его выступления. Сперва хлопки могут звучать вразнобой, но спустя несколько секунд все равно начинают звучать одновременно. Люди чувствуют пульсацию, поэтому хлопают в ладоши равномерно и синхронно. Равномерность, которая характеризует музыкальное движение и есть ПУЛЬСАЦИЯ.
Пульс имеет свою единицу измерения, и называется она ДОЛЕЙ. Доли равномерны, но не одинаковы по силе. Есть сильные доли и слабые. Первая доля всегда сильная, на картинке она изображена красным цветом. Слабые доли изображены синим.
Очерёдность сильных и слабых долей создает МЕТР произведения. В данном примере мы видим три доли, но это только один из возможных вариантов.
Теперь мы знаем, что такое метр, доля, такт, и можем поговорить о размере.
Размер произведения выглядит как математическая дробь, но без разделительной черты. Вот несколько примеров:
Верхнее число говорит сколько долей содержит один такт.
Нижнее число обозначает длительность каждой доли.
Число, расположенное наверху указывает до ско́льких нужно считать в каждом такте (2, 4, 3, 6 и прочие.).
Число, расположенное внизу говорит какими длительностями нужно отбивать пульс (четверти, восьмые и пр.).
Несмотря на то, что доли равномерны, такты могут быть наполнены нотами разной протяженности. Так в одном такте могут сочетаться восьмые, шестнадцатые, четверти и другие длительности.
Размеры бывают простыми и сложными, но подробнее об этом вы можете узнать из статьи «Музыкальный размер».
Знаки альтерации – диез, бемоль, бекар
Нотная грамота полна различными знаками и некоторые напоминают иероглифы, о них мы и поговорим.
Альтерацией в музыке называется изменение основных ступеней лада. Ступени эти представлены нотами (До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си). Изменить звучание ступени можно вверх или вниз. Для обозначения этих изменений придумали специальные знаки:
Диез –повышает звучание ноты на полтона.
Бемоль – понижает звучание ноты на полтона.
Полутоном называется расстояние от одной клавиши до ближайшей соседней клавиши.
На картинке ниже вы можете увидеть расположение диезов на клавиатуре пианино.
Обратите внимание, что Ми диез занимает клавишу ноты Фа. Это происходит потому, что между клавишами Ми и Фа расстояние всего полтона. Как я сказал, диез повышает ноту на полтона, вот и получается, что Ми диез – это Фа. То же самое будет с Си диезом, Фа бемолем и До бемолем.
А на этой картинке указано расположение бемолей:
Вы заметили, что диезы и бемоли занимают одни и те же клавиши? Получается, что ре диез – это ми бемоль? Отчасти, вы правы — звучание этих клавиш абсолютно одинаковое, но на бумаге записывать их придется в соответствии с правилами, которые диктуют тональности. Подробнее о тональностях читайте в этой статье.
Как правильно писать диезы и бемоли
Несмотря на то, что мы произносим сначала название ноты, а затем название знака альтерации, при записи все делается наоборот. Сначала знак, потом нота. Взгляните:
Важное место среди знаков альтерации занимает бекар.
Бекар — это такой знак, который отменяет действие и бемоля, и диеза. Если вы увидели такой знак перед нотой, это значит, что нужно сыграть обычную белую клавишу. То есть ноту без применения альтерации. Выглядит бекар вот так:
Также существует дубль-диез :
Первый выглядит как крест и повышает ступень на два полутона (то есть на целый тон). Второй выглядит как два бемоля подряд и понижает ступень на два полутона. Условно, если в нотах написана нота фа дубль-диез, то на инструменте мы сыграем ноту соль.
Это может показаться странным, ведь зачем такие трудности, когда можно было бы написать просто ноту соль? Оказывается, музыка имеет очень много общего с математикой и в ней тоже есть законы, которые нельзя нарушать. Именно из-за них и появились такие знаки как дубль-диез и дубль-бемоль. Если вам интересно узнать больше о знаках альтерации, добро пожаловать в статью «Знаки альтерации».
Тем, кому приятнее смотреть, а не читать, могу порекомендовать Ютуб канал Ирины Машковской — педагога с многолетним опытом. Ее уроки не дадут вам заскучать, а информация понятна даже детям! Вот один из ее многочисленных уроков.
Скрипичный и басовый ключи
С помощью нотного стана мы можем реально видеть какой звук выше, а какой ниже, но только относительно друг друга!
А что делать, если на нотном стане располагается одна нота? Как определить её высоту? Для того, чтобы разобраться в этом вопросе нам потребуется ввести такое понятие, как ключ.
Ключ – это знак, указывающий местоположение конкретной ноты на нотном стане. Давайте разберем подробнее.
Сейчас ноты на нотоносце располагаются так:
Видите, низкие ноты в скрипичном ключе пишутся на дополнительных линейках, так же, как высокие ноты в басовом. Представьте себе, как бы выглядела нотная запись, если бы в музыке существовал лишь один ключ. Клавиш на пианино 88 и каждую из них нужно как-то отобразить на нотном стане. Линеек при этом всего 5. Пришлось бы использовать множество дополнительных линеек, что неудобно для визуального восприятия и чтения нот.
Поэтому музыкальный теоретик Гвидо д’Ареццо еще в XI веке ввел особые знаки – ключи. Смысл ключей заключался в том, чтобы служить отправной точкой на нотном стане — указывать ноту, от которой следует отсчитывать все остальные.
Как вы знаете, ноты имеют слоговые названия (До, Ре, Ми…), но также их можно обозначать буквами латинского алфавита.
Нота соль обозначается буквой G. Именно эта буква и стала прообразом для скрипичного ключа.
Как видите, основной завиток обвивает вторую линейку нотного стана. Тем самым ключ говорит нам: на второй линейке находится нота Соль. Зная это, мы с легкостью можем отсчитать остальные ноты.
Название «Скрипичный» он получил потому, что охватывает диапазон в котором играет скрипка. Вот как выглядит расположение нот в скрипичном ключе, в первой октаве.
Басовый ключ своим завитком цепляется за четвертую линейку нотного стана. Две точки также обрамляют ее с двух сторон. Как и скрипичный ключ, басовый является точкой отсчета – в данном случае это нота Фа. Зная это, мы с легкостью вычислим расположение остальных нот. В Малой октаве они будут располагаться на следующих позициях:
Басовый ключ можно называть еще «Ключ Фа».
Совсем запутался 97
Паузы в музыке
Паузой в музыке принято называть момент тишины. Как и ноты, паузы бывают разными по протяженности. Название пауз соответствует названиям длительностей нот, но графическое изображение отличается. Ниже представлены основные паузы и длительности нот, которым они соответствуют.
Нотный стан — что на нем располагается
Звук обладает рядом физических свойств. Один из них – частота, но в музыке частоту звука называют высотой или звуковысотностью. Но как же изобразить эту самую высоту на бумаге?
Этот вопрос в начале XI века решил итальянский монах, педагог и теоретик Гвидо Аретинский (Гвидо д’Ареццо). Именно он предложил изображать разные по высоте звуки на параллельных линейках, расположенных друг под другом. Эта система получила название нотный стан.
Обратите внимание, на то, что линейки принято считать снизу-вверх.
Звукоряд Октава Диапазон
Напомню, что нот всего семь. Они располагаются друг за другом в строгой последовательности: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Эта последовательность называется звукоряд. Детей в школе учат: если звуки встали в ряд – значит это звукоряд.
Эта последовательность может повторяться бесконечное количество раз. То есть после ноты Си снова идет До и т д. Расстояние между одной нотой До и следующей До называется октавой (с лат. «восемь»).
И действительно, если посчитать: До – 1я, Ре – 2я, Ми – 3я … Си – 7я, а следующая после неё До – 8я. И она же 1я в следующей октаве.
Исторически сложилось, что чаще всего в музыке применяется девять октав.
Каждый музыкальный инструмент, а также голос имеет определенный предел. То есть самую низкую и самую высокую ноту, которую он может исполнить. Так вот, расстояние от крайней ноты в нижнем регистре до крайней ноты в верхнем называется диапазон. У каждого инструмента и человеческого голоса он свой. Диапазон принято измерять количеством октав. Например, на пианино семь полных и две неполные. Соответственно, если нажимать клавиши поочередно снизу-вверх, то звукоряд (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) повторится полностью семь раз.
Динамика
Музыкальный язык, как и человеческая речь очень эмоционален. Он обладает множеством разных оттенков, которые в музыке достигаются за счет динамики и штрихов. В переводе с греческого «динамис» – сила. Получается динамика в музыке – это сила звука. Для обозначения силы звука используют специальные итальянские термины. В таблице ниже, приведены обозначения основных динамических оттенков с расшифровкой.
Сочиняя музыку, композитор указывает динамические оттенки того или иного фрагмента. Так, в одной композиции динамика может меняться несколько раз.
Музыкальные штрихи
Музыкальный справочник гласит: Штрих – это способ извлечения звука на музыкальных инструментах. Если на пианино звукоизвлечение зависит от манеры прикосновения к клавишам, то на скрипке все зависит от прикосновения смычка к струнам. Для каждой группы инструментов (клавишные, ударные, струнные и пр.) приемы извлечения звука будут разными. Эти приемы имеют название – туше. С французского языка это означает «касаться», «дотрагиваться».
Есть ряд штрихов, которые возможно выполнить практически на любом инструменте. Но существуют и такие штрихи, которые принадлежат какому-то конкретному инструменту. Например, штрих «пиццикато» возможен лишь на смычковых струнных инструментах. Ниже я приведу примеры нескольких музыкальных штрихов.
Дуга, нарисованная под нотами, называется лигой. Звук этих нот плавно перетекает из одного в другой. Такой штрих имеет название «Легато»:
Точки под каждой нотой означают, что звук таких нот должен быть коротким, отрывистым. Термин, описывающий такой прием, зовется «Стаккато»:
Есть масса других музыкальных штрихов, с которыми вы можете познакомиться самостоятельно.
Дополнительные музыкальные знаки
В этой статье мы познакомились с нотной грамотой и основными знаками нотного письма. Тем не менее существует множество знаков, которые мы не затронули, а ведь они представляют собой не меньшую ценность. Есть группа знаков, отвечающая за мелизмы – украшения в музыке; встречаются и такие, которые помогают упростить запись и чтение нот. Есть масса других, но я приведу лишь некоторые:
Заключение
Нотная грамота включает в себя много разных обозначений, терминов и символов. С основными мы познакомились, а если хотите знать больше — переходите по ссылкам и узнаете много нового, ведь музыкальный мир так интересен.
Надеюсь статья была полезной и теперь вы гораздо больше знаете о том, что такое нотная грамота и какую роль она играет для фортепиано. Если у вас остались вопросы, пишите в комментариях, разберемся во всем вместе. Не забывайте вступать в группу вконтакте и подписывайтесь на мой youtube канал. До скорых встреч!