Как играть септаккорды на пианино
Септаккорды на пианино
Аккорд из четырех нот
Ранее мы познакомились с аккордами, состоящими из трех звуков – трезвучиями. Но число звуков, входящих в аккорд, может быть и большим.
Рассмотрим, созвучие, состоящее из четырех звуков, расстояние между соседними звуками в котором – терции. Такой аккорд носит название септаккорда. Крайние звуки септакко/рда составляют интервал «септима», отсюда и название созвучия, а также его сокращенное написание – цифра 7.
Как и у трезвучия, каждый звук аккорда имеет свое название. Нижний звук – это основа аккорда, он называется примой и обозначается цифрой 1.
Второй звук – терция, краткое написание – цифра 3. Третий звук – это квинтовый звук. Он называется квинтой и его обозначение – цифра 5. И, наконец, четвертый звук септаккорда – септима – обозначается цифрой 7.
Все септаккорды состоят из трезвучия и терции, присоединенной к трезвучию. В зависимости от трезвучия, которое лежит в основе аккорда и септимы, которая образуется его крайними звуками, можно выделить наиболее распространенные виды септаккордов:
Виды септаккордов
а) Малый мажорный септаккорд. Этот вид аккорда встречается в музыке очень часто. Крайние звуки этого аккорда составляют малую септиму, а в основе лежит мажорное трезвучие. Краткая формула такого аккорда: мажорное трезвучие + м.3 (СМ. картинку, пример 1).
б) Реже встречается минорный септаккорд. По названию можно догадаться, что в его основе лежит минорное трезвучие, а крайние звуки аккорда образуют малую септиму. Краткая формула этого аккорда: минорное трезвучие + м.3. (СМ. картинку, пример 2).
в) Малый септаккорд с уменьшенным трезвучием. И снова название аккорда подсказывает нам его состав: в основе – уменьшенное трезвучие, а крайние звуки, как и в предыдущих случаях, составляют малую септиму. Формула такого аккорда – ум. трезвучие + б.3 (СМ картинку, пример 3).
Как видим, в рассмотренных примерах трезвучия, лежащие в основе септаккордов разные, но крайние звуки во всех трех случаях образуют м.7. Но есть септаккорды, в которых между крайними звуками уменьшенная септима или же большая септима. Рассмотрим их:
Уменьшенный и увеличенный
г) Уменьшенный септаккорд. В основе такого аккорда – уменьшенное трезвучие, а крайние звуки составляют интервал уменьшенная септима. Формула аккорда такова – ум. трезвучие + м.3. (фото 2).
д) Большие септаккорды. Такие аккорды не характерны для музыки 18-го столетия. С ними музыканты стали экспериментировать со 2-ой половины 19-го века. Большие септаккорды бывают 3-х видов: большой мажорный (1), большой минорный (2) и большой септаккорд с увеличенным трезвучием (3). Состав таких аккордов можно увидеть на примерах (СМ. картинку снизу)
Знания об аккордах помогут нам самостоятельно гармонизировать мелодии, полнее понимать музыку, слышать все музыкальные оттенки и нюансы.
Аккорды на фортепиано таблица и сочетание
Изучение основных терминов в музыке, умение разбираться в аккордах позволяет быстрее освоить музыкальный инструмент.
Чистый, насыщенный звук приобретается с включением в игру аккордов. Они творят гармонию песен для фортепиано, а еще помогают:
Текст часто сопровождают гитарные аккорды, чтобы знать, как, когда, где зажимать струну.
Перед практическими занятиями важно познакомиться с обозначением базовых аккордов для фортепиано, их структурой, видами, чтобы строить гармоничные последовательности.
Всего существуют 24 аккорда в тональностях мажорной, минорной.
Что это такое?
Расположенные по терциям минимум три или больше звуков — это аккорды. Высота не ключевой показатель. До мажором считаются ноты «до», «ми», «соль» каждой октавы.
Даже если аккорд содержит 6 нот, три из них могут дублироваться из другой октавы.
Гамма имеет иное расположение, от C до H или B, соответственно от «до» — «си».
Для начинающих важно знать название аккордов, тональность песни, определять звуки по терциям, что позволит дальше самостоятельно подбирать мелодии.
Аккорды также объединяются в определенные группы, категории. Они даются в цифро-буквенном виде, универсальны для любых клавишных инструментов.
Играются чаще левой рукой, правая отвечает за основное звучание на фортепиано песни.
Классификация по количеству звуков
Аккорды различают по количеству звуков, основной звуковой ряд насчитывает 7 звуков, начинается с «до», заканчивается «си».
Эти ноты относятся к первой октаве. Подобные названия они будут иметь в следующих октавах. Существуют так же звуки ниже, расположенные до начальной октавы.
«До» — своеобразная база для данной гаммы. Музыкальная теория обозначает ее как первую ступень лада.
Что называется ладом? Это подобранное звуковое расположение в октаве, выполняющее функцию особого взаимодействия между друг другом.
Любому звуку гаммы присваивается определенный ступень (номер), выражающийся римской цифрой. Октаве свойственно заканчиваться ступенью номер 1 октавы выше, иногда подписанный как VIII.
Если взять во внимание тонический звук, то созвучия аккордов — это звуки в любой гамме, находящиеся на расстоянии терции.
Чтобы сыграть аккорды на фортепиано, нужно зажимать несколько нот сразу или поочередно.
Аппликатура многое значит, важно уметь правильно держать пальцы. Учитывайте рекомендации:
Совершенствуйте технику игры на музыкальном инструменте, акцентируйте внимание на конкретном положении пальцев. Тогда научитесь владеть аккордами на фортепьяно быстро, правильно.
Трезвучие
За числом тонов трезвучие состоит из элементарных основных звуков, соответственно квинты, терции, примы. Прима также носит определение — тоника.
Для игры вполне достаточно 3 пальцев руки, однако дополненные трезвучия другими октавами нельзя воспроизвести так легко.
Септаккорды
Изысканное звучание состоит не лишь из трех звуков. Разукрасить, обогатить музыку помогают септаккорды — 4 звуки, находящиеся по терции. Пара крайних звуков имеет интервал — септиму.
В теории есть 7 видов, но их бывает больше. Самые распространенные называются большой мажорный, малые минорный, мажорный, большой увеличенный.
Фонизмы таких аккордов разные: от светлого, мажорного до темного, напряженного.
Большинство других требуют виртуозности, мастерства. Септаккорды используются для придачи популярным песням окраса, яркости, полнозвучности.
Нонаккорды
На этом разнообразие не кончается. При добавлении к звукам 9 ступени получается нонаккорд.
Их функциональные различия (основное — лад) образовывают расстояние интервалов между ступенями. Главные нонаккорды называются малые и большие.
Рекомендации для начинающих музыкантов:
Виды в тональности
Построение аккордов осуществляется при знании трезвучий, основная информация поможет в них разобраться. Облегчают запоминание буквенное обозначение нот, поданных ниже.
Латинским алфавитом обозначены звуки:
Для того чтобы не путаться, мажорные звуки записаны только буквами. К минорным приписывают маленькую m (Dm — ре минор).
Когда создаются трезвучия, важно учитывать интервальные промежутки.
В таблице аккордов структурирована информация, подано расшифровку нот.
Мажорные
Составляющие мажорного трезвучия подаются в паре терций.
Терция 1 рассчитана в интервале 2 тона, вторая — лишь полтора тона (малая секунда). Так правильно строить мажорный аккорд.
Для мажорного трезвучия следует взять ноту, выбрать большую терцию, от нее выстроить малую.
Так отображается формула: большая терция + маленькая терция.
Минорные
Ладовая принадлежность (минор) в отличие от мажора в 1-ой терции содержит расстояние в полтора тона, следовательно, во второй — 2.
Чтобы построить минорное трезвучие, надо сперва взять малую терцию, только потом большую.
Это создает различия между минором и мажором.
Обращение аккордов
Овладеть обращением аккордов — необходимый навык для профессиональной игры в будущем.
Обращением называется перестановка, когда нижняя нота поднимается на октаву или наоборот высокий звук ниже. Они все именуются по-разному, для понимания можно оставить трезвучие.
Колорит аккордов зависит от расположения интервала, посередине, наверху, в основе.
Список упражнений даст возможность потренироваться:
Это поможет выработать техническую память, чтобы руки на автомате находили клавиши.
Одна рука отвечает за основную мелодию, а вторая — аккомпанемент на фортепиано.
Виды и строение септаккордов (Урок 9)
На этом уроке мы попытаемся разобраться в четырехзвучных аккордах. Надеюсь, вы уже немного освоили игру трезвучий? Если да, то пора двигаться дальше, отрицательный ответ направляет вас прямиком в Урок №5 (закреплять материал об аккордах).
Четырехзвучными аккордами называют аккорды, состоящие их четырех звуков.
На самом деле играть аккорды из четырех звуков не сложнее, чем аккорды из трех. В этом вы скоро убедитесь сами.
Если сначала вам будет сложно сыграть четыре ноты точно, не задевая случайно соседние клавиши, не волнуйтесь. Вы точно знаете, к чему стремитесь, и потому вскоре будете попадать только на нужные клавиши. В большинстве случаев причиной таких «непопаданий» является не недостаток беглости, а страх. Да-да, именно страх сковывает ваши пальцы, не давая правильно сыграть аккорды, именно страх делает их зажатыми и неуклюжими.
Совет один – расслабьтесь и получайте наслаждение от правильной и чистой игры красивых произведений. Пусть у кого-то на это уйдет десять минут, а у кого-то десять часов, но результат превзойдет все ваши ожидания и вы сможете запросто играть любые аккорды.
Самыми распространенными аккордами, да и самыми важными, являются септаккорды. Называются они так потому, что крайние звуки его образуют септиму. Состоит септаккорд из четырех звуков, расположенных по терциям.
Существует семь видов септаккордов, но мы познакомимся лишь с некоторыми из них:
Большой мажорный септаккорд
Многие современные пианисты играют большой мажорный септаккорд даже там, где в нотах обозначено просто мажорное трезвучие. Большой септаккорд звучит по-модернистски, поэтому он не очень подходит для песен типа «Маленькой елочке холодно зимой» :-). Однако в некоторых современных песнях он звучит превосходно.
Чтобы построить этот аккорд, нужно к мажорному трезвучию прибавить большую терцию (б. 3). В результате этот септаккорд представляет собой комбинацию из терций — б.3 + м.3 + б. 3 Звучание аккорда довольно резкое за счет того, что крайние его звуки образуют интервал большой септимы (крайне диссонирующего интервала).
Малый мажорный септаккорд (доминантсептаккорд)
Этот аккорд строится путем добавления к мажорному трезвучию малой терции (м. 3). Еще его называют доминантсептаккордом. Сейчас я вам добавлю немного теории о доминантсептаккорде. Не пугайтесь, это объяснение даст вам полезную информацию, которую вы сможете по достоинству оценить позже. Технические термины можно не запоминать, главное уловить суть, которая поможет вам подбирать аккомпанемент к любимым песням на слух.
Мы уже знаем из предыдущих уроков, что главными ступенями лада являются I, IV и V ступени, соответственно и аккорды на этих ступенях будут главными – тоника, субдоминанта и доминанта. Вместо доминантового трезвучия обычно берут септаккорд, он звучит красивее и более богат в гармоническом плане звучания. Рассмотрим этот аккорд поподробнее.
Доминантсептаккорд
Сыграв указанные выше последовательности несколько раз, вы, возможно, заметили, что некоторые из них запоминаются легко, другие же с трудом. Однако нет ничего страшного в том, что иногда вам приходится остановиться и с полминуты подумать. Когда вы начнете играть выбранные вами песни, вы обнаружите, что «сложные» аккорды запомнятся легко и прочно, как самые простые трезвучия. Красивое звучание мелодий ваших любимых песен необычайно улучшит вашу память.
В этих примерах обратите внимание на то, что вокальная партия написана на отдельном нотном стане, её играть не надо , только петь.
Попробуйте сыграть эти песни по-разному:
Как играть красивые аккорды на пианино – 10 упражнений + 7 песен на 3х аккордах
Любая музыка – это сочетание гармонии и мелодии. Мелодия – это одноголосная последовательность звуков. Гармония — последовательность аккордов.
Наша задача — научиться играть не просто аккорды, а красивые последовательности – гармонии. Чем больше вы будете играть разные гармонические последовательности, тем быстрее разовьется ваш гармонический слух, который так необходим, чтобы подбирать музыку.
На некоторых сайтах вы найдете готовые решения – аккорды, построенные от каждой ноты. Но на мой взгляд, лучше научиться строить аккорды самостоятельно и навсегда забыть о шпаргалках.
Хочешь узнать насколько хорошо развит твой музыкальный слух?
Пройди увлекательный тест за 3 минуты и узнай себя с новой стороны!
Предлагаю простые прогрессии, которые можно играть по кругу меняя фактуру. Получатся «вариации на тему»…
Это видео понравится тем, кто хорошо помнит нулевые. Итак: Мумий Тролль «Невеста».
Вы также можете скачать Midi партию клавишь и скачать минус, чтобы играть на клавишах, чувствуя себя в коллективе Ильи Лагутенко.
Если вам нравится такой формат, пишите в комментариях, какую песню еще записать?
Еще одна цепочка аккордов, которая очень похожа не «Невесту» Лагутенко, но с другим оттенком. Опять же — меняйте стиль аккомпанемента и эти 4 аккорда вам никогда не наскучат.
Ну а тем, кто легких путей не ищет и готов пойти по долгому пути, предлагаю сначала разобраться с теоретической частью, а потом приступить к практике.
Что такое аккорд
Если вы знаете что такое аккорд и как он строится, можете смело переходить к упражнениям. Ну а для тех, кто не очень понимает как строить аккорд, я подготовил краткое руководство. С помощью него мы выясним что такое аккорд, а после научимся строить красивые аккорды на пианино. Итак приступим.
Аккордом называют три и более звуков, которые расположены по терциям (или могут быть расположены по терциям).
Построить аккорд на пианино довольно просто – нажмите три любые клавиши, которые располагаются через одну друг от друга и вы гарантированно получите аккорд. Но чтобы научиться играть красивые аккорды, нужно слегка изучить теорию.
Аккорды могут быть мажорными и минорными, увеличенными и уменьшенными. Послушайте как звучит каждый из них:
Мажорное звучание аккорда:
Минорное звучание аккорда:
Звучание увеличенного аккорда:
Звучание уменьшенного аккорда:
Каждый аккорд имеет свою структуру. Чтобы научиться строить аккорды самостоятельно, нужно понимать, что такое интервалы, как они называются и как их строить. Если вы еще не обладаете этими знаниями, рекомендую ознакомиться со статьей «Интервалы».
Мажорное трезвучие
Мажорный аккорд, состоящий из трех звуков которые расположены по терциям, называется мажорным трезвучием. Чтобы получить такой аккорд, нужно:
Давайте возьмем ноту До и от нее построим мажорный аккорд:
Между нотами До и Ми образовался интервал – большая терция, а между нотами Ми и Соль – малая терция.
Итак, запомним формулу мажорного трезвучия: большая терция + малая терция (Б3+М3). Руководствуясь этой формулой, вы сможете построить мажорный аккорд от любой ноты.
Минорное трезвучие
Минорное трезвучие — это аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям. Их сочетание дает минорный окрас. Построить такой аккорд довольно просто, нужно просто запомнить формулу: малая терция + большая терция (М3+Б3). Давайте построим минорное трезвучие от ноты Ми:
Вы могли заметить, что минорное и мажорное трезвучия состоят из одних и тех же интервалов, а окрас аккорда (в музыке это называется «фонизм») зависит от того, какая терция стоит на первом месте.
Увеличенное трезвучие
Увеличенным трезвучием называется аккорд, состоящий из двух больших терций. Построим его от ноты Соль:
Уменьшенное трезвучие
Уменьшенным трезвучием называется аккорд, состоящий из двух малых терций. Построим его от ноты Ре:
Септаккорды – аккорды из 4х звуков
Чтобы научиться играть красивые аккорды, трех звуков недостаточно. Давайте познакомимся с септаккордом, его видами и разберемся, как их строить.
Септаккорд – аккорд, состоящий из четырех звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям. Интервал между двумя крайними звуками септаккорда образует септиму, поэтому аккорд и получил такое название.
Музыканты используют 7 септаккордов, хотя теоретически их может быть больше. Мы с вами рассмотрим только те, которые действительно стоит использовать чтобы украсить музыку – их четыре.
Теперь поговорим о каждом по подробно.
Малый мажорный
Такое название аккорд получил потому, что его фонизм Звучание, окраска Содержимое подсказки мажорный, а крайние звуки образуют малую септиму. Звучит он вот так:
Этот аккорд получить очень просто – нужно построить мажорное трезвучие и от звука, который лежит в вершине аккорда, построить малую терцию. Построим малый мажорный от ноты До:
Малый минорный
Этот аккорд имеет минорный фонизм, а крайние звуки образуют малую септиму. Чтобы получить этот аккорд, нужно взять минорное трезвучие и от его вершины построить малую терцию:
Малый минорный звучит очень приятно, мягко – убедитесь сами:
Большой мажорный
Крайние звуки этого аккорда образуют большую септиму, а в основание его лежит мажорное трезвучие. Чтобы получить такой аккорд, нужно взять мажорное трезвучие и от звука, находящегося в вершине, построить большую терцию:
Фонизм такого аккорда мажорный, светлый, прозрачный:
Уменьшенный септаккорд
Уменьшенный септаккорд получить проще всего – строим уменьшенное трезвучие и к вершине добавляем малую терцию:
Звучит такой аккорд напряженно, тревожно:
Итак, мы познакомились с четырьмя септаккордами:
Существуют и другие септаккорды, но мы их не рассматриваем потому, что их звучание более терпкое, и чтобы применять их на практике, нужен опыт.
Умение строить септаккорды – отличный навык, но это только половина дела. Сами по себе они не имеют особой ценности. Умение употреблять такие аккорды в контексте произведения – гораздо более важно и ценно, ведь они звучат фирмово и придают особый вкус вашей импровизации.
Если вы до этого использовали только трезвучия, пришла пора превратить их в септаккорды. Давайте рассмотрим, какие ступени входят в состав септаккорда. Возьмем за основу ноту Ре:
Получились следующие ступени: 1, 3, 5, 7. Разница между трезвучием и септаккордом состоит в одной ноте – той, что располагается на 7 ступени. Именно она придает неповторимое звучание аккорду.
Сравните как звучит трезвучие и септаккорд:
Давайте построим минорное трезвучие от ноты Ми и попробуем добавить 7 ступень – ноту Ре:
Тоже самое проделаем с аккордом До мажор – добавим 7 ступень:
Обращение аккордов
Теперь, нам просто необходимо научиться обращать аккорды. Это важнейший навык, который необходим для комфортной и мелодичной игры.
Обращение может быть выполнено и в обратном направлении:
Теперь, когда принцип ясен, нам нужно научиться бегло обращать септаккорды.
Вы уже обратили внимание, что септаккорд состоит из терций, а каждое его обращение включает в себя еще один интервал – секунду. От того где располагается секунда – в основании, в центре или в вершине – зависит фонизм аккорда.
Упражнения
Строить септаккорды от белых клавиш. В идеале, это нужно научиться делать с закрытыми глазами – наша цель дать руке привыкнуть к этим позициям.
Выбираем септаккорд и выполняем его обращение. Пусть сначала это будет получаться медленно, не переживайте – скорость дело наживное. Выполняйте обращение вверх и вниз:
Пробуйте играть разными способами:
Выберите одно обращение септаккорда, зафиксируйте руку в таком положении и попробуйте перемещать ее по клавиатуре, играя этот аккорд от разных нот:
То же самое проделайте с остальными обращениями септаккорда. Задача все та же – добиться механической памяти в руке, чтобы пальцы быстро вставали на свои места и это получалось автоматически, без вашего участия.
Когда ваши пальцы привыкнут ко всем модификациям септаккорда, можно пробовать внедрять септы в игру. На примере популярных песен попробуем проделать этот трюк.
Популярные связки аккордов
Когда вы начнете использовать септаккорды в своей игре, вы обнаружите, что не каждый аккорд сочетается с предыдущим одинаково хорошо. Иногда, это будет зависеть от того, какие обращения вы сочетаете друг с другом, а иногда от того, как правильно вами выбран аккорд. Поэтому внедрять септаккорды лучше по одному, слушая что получается.
Возьмем популярную цепочку аккордов, или как выражаются музыканты — гармоническую последовательность, и украсим ее септаккордом.
Наша тональность Ре минор. Связка простая: Тоника => Субдоминанта => Доминанта => Тоника. Можно играть эти аккорды тоническими трезвучиями, но это не очень удобно и требует постоянного зрительного контроля:
Мы учились обращать аккорды, так давайте применять это умение:
А теперь тонику (аккорд Ре минор) превратим в септаккорд и каждый раз, когда мы будем его встречать, будем играть Ре минорный септаккорд или его обращение:
Аккорды под номером 1 и 4 — это аккорды, выполняющие одну и ту же тоническую функцию. Но первый аккорд – септаккорд, а четвертый – его обращение. Это сделано не спроста – такое обращение четвертого аккорда звучит наиболее приятно, логично. Если проследить мелодическую линию по верхнему голосу, то мы увидим, что от ноты До к ноте Ля мелодия движется поступенно, без скачков.
Отлично! давайте попробуем сразу субдоминанту (аккорд Соль минор) и доминанту (аккорд Ля мажор) превратить в септаккорды и посмотрим, что из этого получится. Не забываем использовать обращения, играем так, чтобы все было под пальцами, удобно:
Можно сыграть те же самые аккорды, но начать в другом расположении:
Или поменять нисходящий ход на восходящий:
Песни на 3х аккордах
Хочешь узнать больше о своих музыкальных способностях?
Пройди увлекательный тест за 3 минуты и узнай себя с новой стороны!
Как говорится – все гениальное просто! Существует множество песен, которые строятся на трех аккордах, но при этом их знают все от мала до вели́ка. Вот некоторые из них:
Если буквенные обозначения нот (латинские буквы в скобках) вам не знакомы, рекомендую прочитать главу этой статьи.Так же обратите внимание, что в скобках указаны только аккорды, но их последовательность может меняться в любом порядке. Слушайте, подбирайте, экспериментируйте, превращайте трезвучия в септы, используйте обращения. Если играть в разных тональностях трудно, играйте все в Ля миноре: Am – Dm – E.
Следующая гармоническая последовательность состоит из 4 аккордов:
До мажор – Ля минор – Фа мажор – Соль мажор.
Проделаем те же шаги что и прежде:
1) играем трезвучиями:
2) используем обращения. Играем так, чтобы рука как можно меньше перемещалась по клавиатуре:
Такая же гармоническая последовательность возможна в миноре. Возьмем тональность Ля минор:
Ля минор – Фа мажор – Ре минор – Ми мажор.
Вот несколько песен, в которых встречается эта цепочка аккордов:
Красивые аккорды
Хочу предложить вам несколько вариаций аккордов, которые красиво сочетаются между собой и их легко повторить.
Первая связка аккордов в тональности До мажор:
Здесь тональность Ля минор:
Тональность этой цепочки Ре минор:
В следующей гармонической последовательности первый и второй аккорд одинаковы. Он выписан специально дважды, чтобы структура музыкального квадрата была более ясной. Тональность Соль минор:
Заключение
Итак, резюмируем: даже три аккорда могут звучать волшебно, если:
1) использовать обращения
2) логично связывать аккорды друг с другом
3) использовать септы вместо трезвучий
4) не загромождать музыку сложными аккордами — добавлять их постепенно, слушая что получается. Не редко бывает, что трезвучие звучит в лучше септа.
Доверяйте своим ушам и не бойтесь экспериментов.
Зря потратил время 18
Надеюсь, эта статья поможет вам научиться играть красивые аккорды на пианино. Пробуйте внедрять полученные знания в свою игру, обязательно делитесь своими успехами! Пишите в комментариях что получилось или не получилось! Не забывайте вступать в группу вконтакте и подписывайтесь на мой youtube канал. До скорых встреч!