День добрый. Сегодня, для всех любителей слайд-гитары, мы начинаем подробное изучение основ слайдовой техники игры на гитаре. И первое, с чего нам стоит начать — это техника левой руки.
Техника левой руки
Использование слайда сильно отличает данный стиль от множества других способов игры на гитаре, поэтому вам придётся терпеливо «приучать» левую руку к исполнению незнакомых приёмов.
Большой палец
Держите большой палец прямым, расположив его с тыльной стороны грифа напротив второго пальца.
Слайд
Чаще всего слайд надевают на мизинец левой руки (или правой, если вы левша), что позволяет остальным трём пальцам глушить струны позади слайда, а при необходимости играть в обычной технике, прижимая струны к ладам. Каким бы пальцем вы ни играли, важно, чтобы слайд располагался строго параллельно ладам. Держите слайд параллельно ладам.
Вопрос о том, каким пальцем предпочтительнее держать слайд, остаётся открытым. Блэкмор просто держит его всеми пальцами (если не играет слайдом-«напёрстком»), кантри-звёзды Ричард Беттс и Бонни Райт «носят» слайд на втором пальце (причём Бонни иногда придерживает его сверху большим пальцем), Дуэн Оллмэн на третьем, Мик Тэйлор, Хоумсик Джеймс и Сонни Ландрет — на четвёртом, а некоторые рок-гитаристы — на первом.
Стоит заметить: если надеть слайд на указательный палец, нечем будет глушить призвуки позади слайда. Однако эта проблема не столь актуальна для электрогитары, где звук снимается датчиком с участка струны перед слайдом. Наконец, можно просто положить гитару на колени струнами вверх и играть как заправский лэп-стил гитарист, надев слайд на большой палец и придерживая его остальными. Такой способ хорош тем, что проблему равномерности давления слайда на струны в основном решает сила притяжения Земли.
Глушение струн левой рукой
Держа слайд четвертым пальцем, необходимо глушить струны позади слайда свободными пальцами, положив их поперёк всех струн, но не прижимая струны к ладам. Обычно первый и второй пальцы заняты глушением шума и обертонов, возникающих на струнах позади слайда, а третий палец может помогать мизинцу поддерживать и контроллировать слайд.
Точное попадание в ноты
Беря ноту слайдом, держите его на струне точно над порожком лада, а не между ладами, куда вы обычно ставите палец. Постепенно вы привыкнете и к тому, с каким усилием следует прижимать слайд к струне. Свободные пальцы левой руки глушат струны, слайд лежит на струне точно над порожком лада.
В настоящее время леворукие гитары — уже не редкость. Раньше они делались исключительно на заказ. Сейчас продаются готовые решения. Поэтому лучше приобрести леворукую гитару с самого начала занятий — толку и эффекта будет больше.
Ну да, тем более, что они стоят в основном так же, как и праворукие, знакомый — левша, меняет их каждый год)
Сразу видно, что автор статьи не владеет темой игры на Лэп стиле. «Такой способ хорош тем, что проблему равномерности давления слайда на струны в основном решает сила притяжения Земли» — бред полнейший! на лэп стиле как и на добро вообще другой принцип игры и слайд не надевается на палец, а просто держится всей ладонью
Так а где тут написано про лэп-стил гитару? Вроде бы автор просто описывает технику игры и постановку рук при использовании слайда. Ничего нового, конечно, но для новичка, который только осваивает слайдовую технику — полезный материал.
В данной категории Вы найдете уроки и упражнения для игры на гитаре со слайдом. Все тонкости и техники игры на гитаре с применением слайда Вы узнаете, если будете посещать данный раздел. Первые упоминания об игре слайдом были еще в начале 20 века.
Топ-10 заковыристых слайдовых фраз
В этом уроке рассмотрим 10 интересных слайдовых риффов для электрогитары. Ноты, табулатуры и аудио прилагаются.
3 271
3
Слайд в партиях ритм-гитары
В этом уроке разберем 10 упражнений в строе open E с использованием слайда. Табы, ноты и аудиотреки прилагаются.
2 340
1
The Allman Brothers Band
Этот урок включает в себя три упражнения: соло в стиле The Allman Brothers Band, гармония для двух гитар и слайдовое соло на электрогитаре в стиле кантри.
1 344
0
Слайд-гитара в строе open E
В этом уроке представлены 5 упражнений для электрогитары со слайдом. Если Вы только учитесь играть слайдом на электрогитаре, этот урок то, что нужно!
6 015
0
Слайд-гитара: Загадка строя open G — видео
В этом уроке рассмотрим использование строя open G в блюзе при игре на гитаре слайдом.
23 702
0
Шред и слайд-гитара – гремучая смесь
В этом уроке совместим две несовместимые техники игры на гитаре: технику шред и игру слайдом. 12 упражнений с табами и аудиоприложением.
2 064
0
Дерек Тракс о флажолетах при игре слайдом
Гитарист группы The Allman Brothers Дерек Тракс (Derek Trucks) дает советы и рекомендации по применению техники натуральных и искусственых флажолетов в игре слайдом.
1 314
0
Урок от Джонни Винтера: Слайдовые рифы
Из архива: Джонни Винтер (Johnny Winter) демонстрирует несколько отличных слайдовых фраз в строе «Open A» («Открытое Ля»).
3 160
0
Слайдовые соло Блэкмора
В этом уроке представлены примеры соло Блэкмора со слайдом. Табы соло Блэкмора.
4 424
0
Слайдовый словарь
В этом уроке представлены блюзовые квадраты и фразы, с помощью которых можно обыграть тот или иной аккорд.
2 372
1
Фразы Дуэна Оллмэна
Звук и фразировка легендарного лидера «Allman Brothers», погибшего в возрасте 24 лет, стали непревзойдённым эталоном блюз-роковой гитары. В этом уроке Вы познакомитесь с фразировкой Дуэна Оллмэна
1 976
0
Тёрнераунд
3 409
1
Игра на гитаре в открытой позиции
В этом уроке Вы узнаете про игру на слайд-гитаре в открытой позиции. Здесь представлены табы с аудио-приложением для игры в открытой позиции.
5 084
1
Пять учебных соло для слайдовой гитары
В этом уроке Вы на практике познакомитесь с методами игры на слайд-гитаре и ознакомитесь с пятью учебными соло для слайд-гитары.
5 654
3
Слайдовые гаммы
В этом уроке Вы познакомитесь с разновидностями слайдовых гамм. Слайдом, безусловно, можно сыграть любую гамму, однако мы рассмотрим только те, которые часто используются в блюзе и роке при слайдовой игре.
6 576
1
Начальные упражнения для слайд-гитары
В этом уроке представлены упражнения, в которых отрабатываются начальные навыки слайдовой игры. Обратите внимание, что не обязательно покрывать слайдом все струны, когда используются только первые три-четыре струны.
5 779
0
Глушение струн правой рукой
Это один из непростых и важных приемов в слайдовой игре. Глушение правой рукой позволяет освободиться от лишних шумов, призвуков и получить чистый, отчётливый саунд.
10 302
1
Техника правой руки при игре слайдом
Есть несколько техник для правой руки, которые мы рассмотрим в данном уроке. Каждая техника по своему уникальна и имеет свои достоинства и недостатки.
3 116
0
Основы слайдовой техники
В этом уроке Вы познакомитесь с основами слайдовой игры на гитаре. Научитесь правильной постановке правой и левой рук при игре слайдом на гитаре.
3 903
5
Слайд-гитары
4 280
1
Как отрегулировать гитару
В этом уроке Вы узнаете как правильно отрегулировать гитару, а именно регулировка верхнего порожка, настройка струн и регулировка расстояния между струнами и грифом.
8 096
2
Типы слайдов
Существует несколько видов слайдов, различных по форме и материалу, из которого они изготовлены. Выбор слайда зависит также от типа гитары и от того, как она отрегулирована. Чтобы найти «свой» звук, следует попробовать все возможные комбинации слайдов и гитар. В этом уроке я помогу Вам найти наиболее подходящий для себя вариант слайда.
6 675
0
Глиссандо. Хаммер. Вибрато
В этом уроке Вы познакомитесь с такими приёмами как глиссандо, пул, хаммер, дэмпинг. Это неотъемлемые технические приемы любого гитариста.
4 815
0
Введение в раздел «Игра слайдом»
В последнее время слайд-техника вызывает всё больший интерес благодаря своему выразительному и необычному звучанию, а также из-за сравнительной простоты слайдовых приёмов игры. В этом разделе Вы познакомитесь с видами слайдов и методами игры слайдом.
Основные приемы игры слайдом: развитие умения играть чисто.
Почти каждый гитарист, кого я встречал, восторгается звуком слайда. Однако для множества музыкантов техника характерная для этого уникального стиля остается загадкой. Нижеприведенные правила и упражнения чрезвычайно важны для того, чтобы научиться играть слайдом чисто, аккуратно и быстро. Они позволят вам избежать неэффективного метода проб и ошибок.
Зачем играть слайдом?
За исключением приема «бенд», не существует иного способа извлекать ноты «между» ладами. Не существует и никакого другого способа добиться певучего, похожего на голос звука, а также сустейна, характерного для слайда. Звук очень тесно связан с типом слайда, который вы используете.
на фото (слева направо): толстый латунный слайд из магазина, баночка для лекарств (у Дуэйна Оллмана была такая же, но подлиннее), покрытое хромом гнездо для свечи зажигания, стеклянный слайд из магазина, изготовленный вручную боттлнек зеленого стекла, металлический слайд из магазина.
Когда вы закончите изготовление боттлнека, примерьте его на палец. (Я предпочитаю слайд такой длины, чтобы он полностью покрывал мизинец). Боттлнек будет свободно сидеть на пальце, так что вам придется удерживать его, изогнув мизинец, что поможет придать руке правильную полукруглую позицию, для приглушения струн пальцами левой руки. (рис.1)
Прикосновение к струнам
Около 80% игры боттлнеком приходится на первую струну, так что начнем с нее. Держите руку в полукруглом положении и поставьте слайд на 5 лад первой струны. (Помните, чтобы играть без фальши, надо располагать слайд прямо над ладами; если вы задумаетесь, как извлекаются ноты на гитаре, вам станет понятно, что именно лады, а не пальцы определяют длину струны и высоту звука) Как только вы определили, где располагается нужная нота, прикоснитесь слайдом к струне. Не прижимайте! В то же время, позвольте нижней часть указательного пальца левой руки слегка прикасаться к струне позади слайда. Это приглушает струны и отсекает посторонние шумы, позволяя вам добиться чистого, без призвуков звука.
Рис.1. Положение левой руки. Вид сверху. Рис.2. Вид на поперечный разрез грифа.
Поскольку весь следующий материал затрагивает только первую струну, он применим к любой настройке гитары. В добавление к сказанному, я советую использовать инструмент с верхними струнами средней толщины, и с высотой струн не ниже 1/8 дюйма над 12-м ладом. В противном случае вы будете страдать от посторонних призвуков, незвучащих нот, и от плохого соотношения «сигнал/шум». Вот несколько распространенных вариантов настройки гитары, с которыми можно поэкспериментировать: для игры на электрогитаре я рекомендую строй Ля (Е А Е А С# E, от нижней к верхней) и строй Ми (E B E G# B E от нижней к верхней); поскольку эти тональности очень часто используются в роке и блюзе. Для игры на акустике рекомендую строй Соль (D G D G B D, от нижней к верхней) и строй Ре ( D A D F# A D, от нижней к верхней). Сам я использую более низкий строй, поскольку натяжение струн выше стандарта оказывает нежелательное давление на деку и гриф инструмента. Поскольку строй Соль очень широко используется и позволяет играть фразы, ассоциируемые с кантри блюзом, этот строй лучше всего подходит для акустической игры.
Чистое стаккато.
Поочередная игра стаккато/открытая струна. Играйте так же короткими чистыми нотами, как и в предыдущем примере, но в этот раз приподнимайте слайд и приглушающий палец, чтобы сыграть на открытой первой струне между этими нотами. Здесь важно аккуратно приподнимать и возвращать на прежнее место кисть руки (слайд и приглушающий палец), удерживая ее все в той же форме полукруга. Следите за правильным извлечением нот, пытаясь не производить посторонних шумов.
Поочередная игра стаккато/открытая струна
Игра гамм слайдом. Здесь вы должны попытаться играть чисто, аккуратно и осмысленно. Скользите слайдом от заданного места к каждой ноте, и точно извлекайте следующий звук. Хотя полезно глазами следить за левой рукой, в тот момент, когда вы уверенно овладеете техникой, игра не глядя поможет вам более сосредоточенно слушать. Упражнение нужно усложнять, играя слайдом понижение к каждой ноте.
Игра гамм слайдом
Извлечение ноты и скольжение. Здесь надо начинать с ноты соль на пятом ладу и скользить к следующей ноте. Следите за длительностями. Это упражнение также очень полезно для развития умения играть в ритме, без фальши и аккуратно.
Извлечение ноты и скольжение
Длинные прыжки. Последовательно играя ноты аккорда G7 на первой струне, вы учитесь покрывать левой рукой значительные расстояния. Это сложно играть чисто, и нужно упражняться двумя способами: играя стаккато и скольжением к каждой ноте. Чем больше вы будете упражняться, тем более подготовлены вы будете к различным ситуациям в игре.
Длинные прыжки.
Диапазон вибрато: больше чем пол-лада вниз от основной ноты. Если сделать повышение от основной ноты, будет звучать неправильно. Скорость вибрато варьируется, но должна быть достаточно медленной, чтобы играть расслабленно. Если мышцы кисти вашей руки напряжены, ваша игра будет звучать так же напряженно. Требуется время, чтобы научиться играть равномерное, расслабленное вибрато, но без умения играть этим приемом вы можете с тем же успехом просто играть пальцами левой руки.
Рис. 3: Тот же вид, что и на рис.2. Игра на 1-ой, 2-ой, 3-ей и 4-ой струнах Рис.4: Тот же вид, что и на рис.2. Игра на «внутренней» струне (в данном случае на 3-ей).
Как насчет других струн?
Чтобы извлекать отдельные ноты на других струнах, вам нужно изменить угол наклона боттлнека (продолжая приглушать струны). На рис. 1, 2 и 3 видно три угла позволяющие вам играть только на первой струне, на нескольких струнах одновременно (до шести), и на отдельной «внутренней» струне соответственно. Приглушение струн при комбинировании всех этих позиций задача не из легких, но, все-таки, выполнимая. Играя слайд на нескольких струнах, используйте всю длину указательного пальца для приглушения струн. Играя на одной внутренней струне, используйте кончик указательного пальца для приглушения.
Не могу не сделать ударения на том, насколько важно хорошо изучить гриф, чтобы хорошо играть в разных строях. И не забывайте, что вы можете использовать указательный, средний и безымянный пальцы левой руки для ладовой игры. Существует множество уникальных сочетаний голосов в аккордах, которые можно извлечь только в этих строях, и которые заслуживают изучения. Мне кажется, наиболее интересная игра слайдом в открытых строях характерна для кантри блюз гитаристов, таких как Роберт Джонсон, который одинаково использовал игру пальцами и слайдом. Кроме того следует слушать таких замечательных гитаристов использовавших боттлнек как Мадди Уотерс, Тампа Ред, Сон Хаус, Лоуэлл Джордж, Дуэйн Аллман, Бо Уэвил Джексон, Кокомо Арнольд и Букка Уайт. Если будете слушать до тех пор, пока звуки не польются у вас из ушей, будет значительно проще извлекать эти звуки руками.