Как играть танцы на гитаре
Фламенко на гитаре. Учимся играть испанское фламенко с аккордами и упражнениями
Фламенко – это общее название для народной испанской музыки и танцев. По сути, гитара во фламенко – это аккомпанирующий инструмент для танцев и песен.
В настоящее время фламенко стало одним из жанров гитарной инструментальной музыки. Отличается эффектным и экспрессивным звучанием. Для фламенко характерны некоторые приемы игры, не применяющиеся ни в каком другом жанре гитарной музыки.
Умение сыграть фламенко расширит ваш технический багаж и позволит добавить в свои выступления эффектные элементы из этого стиля.
На какой гитаре играть
Фламенко можно играть на любой акустической гитаре. Удобнее всего – на так называемой испанской гитаре. От обычной она отличается нейлоновыми струнами, небольшим размером деки и наличием гольпеадора. Гольпеадор – это разновидность пикгарда в виде пластины вокруг резонаторного отверстия.
Из менее очевидных отличий – более широкий и плоский гриф.
Испанская гитара для фламенко
Что нужно для игры на гитаре фламенко
Для исполнения некоторых песен жанра вам могут понадобиться гольпеадор и каподастр. Об этих приспособлениях мы расскажем ниже.
Фламенко играется пальцами. Если вы хотите развиваться в этом жанре, то вам лучше отрастить ногти.
Гольпеадор
Гольпеадор – это защитная пластина, которая устанавливается под струнами возле резонаторного отверстия. В отличие от обычного пикгарда гольпеадор может располагаться не только ниже, но и выше струн.
В качестве материала применяют специальную пленку или пластик.
Гольпеадор нужен для исполнения приема гольпе. Он защищает деку гитары от повреждения ногтями.
Гольпеадор
Каподастр
Каподастр (иногда, капо) – это специальный зажим для струн. С его помощью гитарист укорачивает мензуру гитары. Таким образом повышается строй инструмента.
Каподастр нужен, чтобы не менять аппликатуры играемых аккордов.
Каподастр
Базовые приемы игры на гитаре фламенко
В отличие от других гитарных жанров фламенко обладает рядом характерных технических приемов.
Расгеадо одним пальцем
Этот прием называют испанским боем. Исполняется веерным ударом. При этом каждый палец проходит по каждой струне.
Расгеадо одним пальцем напоминает щелбан. Вы подгибаете указательный палец к основанию большого пальца и «выстреливаете» им по струнам.
Отрабатывать этот прием нужно медленно и очень аккуратно, чтобы не повредить кожу возле ногтя.
Альтернадо
Разновидность гитарного перебора. Играется чередованием большого и указательного пальцев. Большой палец ведет басовую линию, а указательный – основную мелодию.
Пульгар
Суть приема пульгар заключается в игре большим пальцем. Применяется для акцентирования отдельных фрагментов музыкального произведения. Чаще всего это вступление и проигрыш. Исполняя пульгар на басовых струнах, гитарист делает звук «темнее». Это нужно для создания мрачной, гнетущей атмосферы.
Легато
Классический технический прием игры на гитаре.
Исполнение легато во фламенко практически не отличается от исполнения в других жанрах.
Гитарист во фламенко должен великолепно владеть этим приемом и уметь играть легато только одной рукой. Это нужно, потому что легато часто играется одновременно с гольпе.
Арпеджио
Арпеджио во фламенко отличается от других стилей только лишь частотой перебора нот.
Гольпе
Гольпе является одним из самых характерных приемов жанра. Играя гольпе, гитарист выстукивает по деке гитары ритм. Гольпе исполняется ногтями, подушечками и костяшками пальцев и основанием ладони. Играется как по гольпеадору, так и по задней стороне деки.
Тремоло в 5 ударов
Испанское тремоло отличается от классического еще одной лишней нотой. Ритм считается так: раз, раз-два, раз-два. При этом создается ощущение триольности. Примеры исполнения тремоло в 5 ударов можно посмотреть на видео ниже.
Аккорды фламенко
Аппликатуры аккордов в испанской гитаре содержат открытые струны. Такие аккорды еще называют «испанскими», или «аккордами фламенко».
Используются три формы созвучий: E, A, D.
Испанские аккорды играются без баррэ. Чтобы не путаться в сложных названиях, их называют по позиции аккорда с баррэ.
Испанские аккорды от E (ми-мажор)
Испанские аккорды от E играются в аппликатуре Ми-мажора без баррэ. То есть фактически вы передвигаете зажатый аккорд E по ладам.
На табулатуре изображена стандартная прогрессия испанского Ми-мажора.
Стандартная прогрессия испанского Ми-мажора
Испанские аккорды от A (ля-мажор)
Испанские аккорды от A играются в аппликатуре Ля-мажора без баррэ. На табулатуре изображена стандартная прогрессия испанского Ля-мажора.
Стандартная прогрессия испанского Ля-мажора
Испанские аккорды от D (ре-мажор)
Испанские аккорды от D играются в аппликатуре Ре-мажора без баррэ. На табулатуре изображена стандартная прогрессия испанского Ре-мажора
Стандартная прогрессия испанского Ре-мажора
Испанские аккорды, сыгранные в мажорной аппликатуре, не воспринимаются на слух в позитивном ключе. Эту особенность вы можете использовать в своей музыкальной практике.
Прогрессия аккордов Am-G-F-E с надстройками
Классическая испанская последовательность аккордов имеет вид: Am – G – F – E. Эту прогрессию можно играть стандартным образом с приемом баррэ, а можно играть испанскими аккордами. На табулатурах ниже изображены оба способа.
Также в созвучия этой последовательности можно добавлять надстройки.
Попробуйте чередовать различные способы исполнения прогрессии Am – G – F – E.
Примеры стандартной прогрессии
Пример прогрессии с надстройками
Простые упражнения
Теперь возьмите гитару и выполните несколько простых упражнений. Они направлены на отработку технических приемов и синхронизацию правой и левой руки.
ВАЖНО! О красоте исполнения.
Не играйте так, будто вы выдираете струны из гитары. Дергайте их мягко. Так извлекаемые ноты не будут высить.
Упражнение 1. Отработка ритмичности правой руки
Упражнение 1. Отработка ритмичности правой руки
Упражнение 2. Отработка арпеджио
Упражнение 2. Отработка арпеджио
Упражнение 3. Отработка легато
Упражнение 3. Отработка легато
По ссылке ниже доступны упражнения фламенко в формате программы Guitar Pro.
Гаммы фламенко
Для фламенко характерно обыгрывание восходящих минорных гамм: натурального минора и гармонического минора.
Примеры представлены на табулатурах ниже.
Натуральный ля-минор
Гармонический ля-минор
Популярные стили фламенко
Жанр фламенко не является однородным. В нем есть несколько стилей, которые отличаются друг от друга некоторыми особенностями.
Солеа (solea)
Один из основных подвидов жанра. Ритм солеа похож на блюзовый и тоже состоит из 12 частей. Сильная доля приходится на каждый третий счет.
В солеа часто используется повторение фраз. Причем, как слов песни, так и музыкальных фрагментов.
Одним из лучших исполнителей солеа является Пако де Лусия.
Канья (cana)
Одна из самых старых форм фламенко. Наиболее близка к солеа.
Роль гитары в этом поджанре второстепенна. Задача инструмента – помогать вокалисту, оставаясь на заднем плане.
Назначение гитары в канье можно сравнить с назначением ритм-гитары в рок-музыке.
Тангос (tangos)
Тангос считается одной из самых сложных для гитары форм фламенко. Отличается динамикой, экспрессией и чувственностью. При исполнении тангоса гитарист должен не только быстро переставлять пальцы, но и следить за динамикой произведения.
Музыкант должен работать в связке с танцором, аккомпанируя ему. Как и в канье гитара в тангосе только помогает, а не является ведущим инструментом.
Фанданго (fandango)
Фанданго исполняется в 3/4, 3/8 или 6/8. Как и в тангосе гитарист аккомпанирует танцам. Разница в том, что фанданго – это парный танец.
Ниже видео с примерами фанданго на гитаре.
Знаменитые гитаристы «фламенко»
Если вы хотите играть фламенко, то вам нужно слушать больше музыки представителей стиля. Ни одна табулатура не даст точного представления о жанре. Кроме того, вам стоит посмотреть видео с живых выступлений. Они часто сопровождаются выступлением танцоров.
Собственно говоря, классический фламенко – это песня, гитара и танец.
Среди самых знаменитых гитаристов фламенко Пако де Лусия, Андрес Сеговия, Эл Ди Меола, Пако Пенья, Пепе Ромеро, Армик Дашчи.
Пако де Лусия
Аккорды, разбор и текст песни «Танцы на стеклах» (Макс Фадеев)
Часто обучающиеся на гитаре задают вопрос – а сколько вообще аккордов? Если не уточнять, то вопрос бессмысленный. Вроде такого – сколько можно сделать ходов в шахматах? Аккордов очень много, потому что бесконечно много комбинаций звуков. А вот сколько вам потребуется аккордов, чтобы играть на гитаре это актуальный вопрос. Чаще играют простые аккорды их полтора десятка. А дальше начинаются разные добавления звуков. Вот такой характерный пример песня ТАНЦЫ НА СТЕКЛАХ, которую поет Максим Фадеев. Когда к простым аккордам добавляются разные проходящие звуки и получается такое маленькое колдовство.
Песня довольно широкая по диапазону, то есть вверху высоко, внизу низко. Никуда не подвинуть, будем разбирать в оригинальной тональности ля-минор. Это легкая тональность с простыми аккордами, но посмотрите что здесь выдала фантазия Максима Фадеева.
Разберем немного теорию. Аккорд строится из трех звуков. Такие простые аккорды называются мажор и минор. Мажорные аккорды обозначаются просто большой буквой, минорные с добавлением маленькой буквы m. На гитаре у нас шесть струн, значит каждый звук простого аккорда будет повторяться.
В сложных аккордах к простым добавляется четвертый или даже пятый звук, а самый сложный аккорд можно сыграть из шесть звуков, больше струн нет. Но если четырех звучные аккорды играются довольно часто, то пяти-шестизвучные только любители джаза используют.
Максим Фадеев – пианист, а на фортепиано можно играть десятью пальцами, то есть теоретически сыграть десятизвучный аккорд. А практически пианисты постоянно играют семь-восемь звуков в аккорде. Ну и если хочется, эти аккорды могут быть довольно сложными. Что мы и видим в песне ТАНЦЫ НА СТЕКЛАХ. Постоянное добавление проходящих звуков создает такую сложную расплывающуюся гармонию. Давайте попробуем её упростить для гитары и постараемся не утратить все гармонические фишки.
Начнем со вступления, какие нам потребуются аккорды? На самом деле это один аккорд ля-минор с добавлением разных звуков:
Но если на фортепиано, чтобы добавить звук, его надо обязательно сыграть, то на гитаре часто достаточно отпустить палец левой руки и получается новый сложный аккорд по звучанию. Во вступлении играем сначала аккорд ля-минор Am, потом ставим мизинец на вторую струну на третий лад получается аккорд Asus4. Убираем мизинец – у нас снова чистый ля-минор Am. Дальше отпускаем указательный палец со второй струны – получается аккорд Asus2. Так играется вступление:
Переходим к куплету. Здесь нам потребуются ещё такие аккорды:
Давайте расставим их по тексту. В словах на ударных слогах будем ставить нужный аккорд и проводить по струнам ногтем указательного пальца сверху вниз, от шестой струны к первой. На слове “дом” ставим аккорд ля-минор проводим по струнам и пропеваем дальше текст до слова “нем”, где у нас будет аккорд Asus2, проведем по струнам сверху вниз ногтем указательного пальца и дальше поем текст, а на слове “дверь” играем аккорд F7+ или его ещё записывают так Fmaj:
А теоретически мы к аккорду ля-минор Am, который остался на первых трех струнах мы добавили звук F на четвертой струне на третьем ладу, получился аккорд F7+ или Fmaj. В следующей строчке у нас два простых аккорда. Сначала мы ещё поём на предыдущем аккорде, а на слове “жду” играем аккорд ми-минор Em, дальше пропеваем текст и на слове “верь” играем аккорд ре-минор Dm:
Теперь без текста играем аккорд ми-мажо Е, потом пропеваем текст и в слове “приду” на последнем ударном слоге играем аккорд ля-минор Am. Текст закончился, но музыка ещё нет. Далше уже без слов нужно сыграть ещё два аккорда E7sus4 не смотря на сложность в написании, реально ставится двумя пальцами и ми-мажор Е:
Куплет у нас двойной. Поэтому дальше играем те же аккорды в том же порядке, но с другим текстом:
В припеве на потребуются ещё несколько интересных аккордов:
Первая строчка припева обыгрывается на аккорде ля-минор Am. Сначала основной аккорд, потом убираем палец со второй струны получаем Аsus2, потом добавляем мизинец на вторую струну третий лад получаем Asus4 и снова ставим чистый ля-минор. В конце строчки уже без слов играем аккорд соль мажор G и переходим на вторую строчку:
Во второй строчке обыгрывается аккорд фа-мажор. В начале играем F7+ потом убираем указательный палец со второй струны получаем аккорд Fsus4, дальше как и в ля-миноре добавляем звук, ставим мизинец на вторую струну третий лад это будет аккорд F6 и снова возвращаемся к аккорду F7+:
Следующая строчка начинается аккордом ре-минор септ Dm7 на первом же слоге слова “танцы”, дальше в слове “стеклах” на слоге ТЕ играем аккорд ре-минор с секстой Dm6. Потом без текста играем аккорд ми-мажор Е, дальше пропеваем текст и в слове исправил на слоге РА играем аккорд ля-минор Am. В конце уже без слов ещё два аккорда E7sus4 и снова Е:
Вот мы расставили все аккорды по тексту. Нужно их проучить, несколько раз прогнать, запомнить где какие пальцы переставляются.
Теперь посмотрим какие варианты в правой руке. Предлагаю три. Первый сыграть перебором:
Песня получится спокойная лирическая.
Можно сыграть шестеркой c глушением или без, как нравится. Бой, который умеют играть все. Но здесь будет сложность в том, что нужно постоянно будет делить его на два аккорда. Все эти передвижения пальцев на аккордах будут на половине ритмического рисунка, который делится не ровно пополам, а вот так:
Первые два движения руки на одном аккорде, а третье вверх и все остальные уже на другом. Это тоже надо потренировать.
Ну и самый интересный, но довольно сложный ритм вот такой:
Он звучит интересно и красиво, но его тоже надо делить на аккордах и тоже не ровно пополам, а как в “шестерке” на движении вверх переходить на другой аккорд:
А можно соединить эти варианты. Начать вступление боем, потом куплет перебором, а припев снова боем. Будет интереснее. Чтобы лучше во всем разобраться смотрите видеоразбор:
Разбор песни “Танцы на стеклах” – Максим Фадеев
Особенности игры на гитаре
Знакомство с гитарой
Для самостоятельного изучения приемов игры желательно приобрести личный инструмент, тогда упражняться можно будет в любую удобную минуту.
Несмотря на различные виды — классическая, русская семиструнная, электрическая, фолк или трэвел — конструкция состоит из частей:
Внимание! Новичку лучше остановится на классической шестиструнной гитаре с капроновыми или металлическими струнами. Первые — мягкие, не режут пальцы. Вторые жестче, но звучат ярче и громче.
Струны изготавливают из металлической проволоки с оплеткой, капрона или нейлона. Они крепятся к подставке на корпусе посредством «барашков».
Рабочая зона грифа разделена на лады и называется мензурой. Чем она длиннее, тем больше диапазон инструмента.
Гриф у «классики» достаточно широкий и удобный, чтобы научиться зажимать струну на нужном ладу. Поверхность его плоская, что облегчает неопытному музыканту взятие баррэ.
Правильная посадка и постановка рук
Правильная позиция при игре на гитаре не менее важна, чем наличие музыкального слуха. Некомфортная посадка или постановка рук приводит к лишней нагрузке на позвоночник, зажиму кисти, боли в мышцах при исполнении баррэ. Звук становится глуше и теряет чистоту, поэтому положение тела и кисти нужно отработать до автоматизма.
Правильной позой гитариста считаются:
Предплечье правой руки кладут на корпус инструмента, мышцы расслабляют. При игре перебором двигается только кисть. Желательно сохранить это положение и при бое, иначе при движении от плеча потребуются значительные усилия.
В левую руку вкладывают гриф, опирая его на большой палец. Кисть выдвигают вперед так, чтобы получились своеобразные «молоточки» для крепкого зажима струн. Тогда рука перемещается свободно, не затрудняя исполнение аккордов.
Нельзя сдавливать гриф или разворачивать кисть. Каждому пальцу соответствует один лад, это важно, как для соло-партий, так и для аккомпанемента.
Как долго нужно заниматься?
Начинающего музыканта интересует, сколько же времени стоит уделять ежедневной тренировке, чтобы научиться быстро играть на гитаре. Это зависит от уровня первоначальной подготовки и запаса свободного времени.
Если уделять занятиям ежедневно хотя бы 40-60 минут, за 2-3 месяца основные приемы усваиваются, приобретается устойчивый навык игры. Слишком усердствовать на начальной стадии не рекомендуется. Нетренированные пальцы быстро устают, а на подушечках неизбежно появляются мозоли. Это довольно болезненное явление, при котором дальнейшие занятия придется перенести на более поздний срок.
Впоследствии, когда мозоли затвердеют, играть на гитаре будет легче и приятнее. Кожа на пальцах перестанет болеть, и ежедневные тренировки продлевают до 1-2 часов.
Максимальную продолжительность упражнений никто не ограничивает. Если занятие приносит удовольствие, то можно отдавать ему все свободное время.
Общие принципы игры
Перед тем как учиться играть на гитаре, следует составить программу. Рекомендации по этапам тренировок предоставляют самоучители. Можно обратиться к профессионалу, владеющему инструментом.
Первый принцип, который необходимо соблюдать, — от простого к сложному. На начальном этапе важно довести до автоматизма постановку рук, отработать извлечение звука. Для этого перед занятием разыгрывают гаммы, которые полезны не только новичкам, но и профессионалам. Они помогают ощутить гитару, прочувствовать жесткость струн, избавиться от зажатости руки.
Но ограничиваться одними гаммами не стоит. Популярная мелодия, даже неумело сыгранная, вдохновит начинающего, придаст уверенности в собственных силах.
Второй принцип игры не только на гитаре, но и любом другом инструменте — развитие музыкального слуха и изучение нотной грамоты. Чтобы воспроизвести аккорд, нужно его слышать. А если еще знать правила построения гармоний, это сделать намного проще.
Важно! Чтобы повысить продуктивность занятий, не пренебрегайте изучением теории музыки.
Третий принцип — тренировка и еще раз тренировка. Без нее даже великий талант будет зарыт в землю. Маленькие шаги помогут достичь большой цели. Занимайтесь!
Как играть аккорды
Сыграть любимую песню одновременно с соло-партией и аккордами непросто. Чаще исполнитель поет мелодию и аккомпанирует себе на гитаре. Для этого не обязательно изучить в совершенстве музыкальную науку, достаточно грамотно подобрать аккорды. Они размещены на сайтах в интернете, где гитаристы делятся своими находками. Ноты публикуют также в печатных изданиях, посвященных музыке.
Аккорд — несколько звуков, связанных между собой гармонией. Его обозначают латинскими буквами:
В зависимости от лада различают мажорные или минорные аккорды. Одни звучат весело, другие – грустно. Минор обозначается буквой m, мажор договорились не указывать. Пониженные или повышенные на половину лада аккорды выделяют диезом ♯ или бемолем ♭.
Принципы построения гармонии в разных тональностях одинаковы. Для удобства пользователей разработаны специальные табулатуры. Наиболее часто используемые аккорды представлены там в схематичном виде — струны с крестиками в месте зажима лада.
Как играть перебором
Перебор — поочередный щипок баса и трех верхних струн подушечками пальцев. Последовательность может быть разная:
Звучит это красиво и нежно, но требует автоматизма. Поэтому цель упражнений — закрепить навык, чтобы не отвлекаться при игре на воспроизведение в памяти цепочки перебора.
Для первых занятий выбирают наиболее простую композицию, постепенно переходя на сложные многокомпонентные проигрыши. Очень эффектно звучат сочетания перебора и боя, но для этого нужно отработать обе техники.
Как играть боем
Главная задача боя — извлечь ровный по интенсивности звук из всех струн, выдержать ритм и создать музыкальный рисунок. Подобный метод применяют многие эстрадные рок- и поп-звезды.
У новичков часто пальцы цепляются за струны, выделяя из аккорда отдельные звуки. Со временем это проходит, но требуется упорная тренировка. Начинать нужно с движения вверх-вниз.
Затем бой усложняют, переходя на сочетания:
Наиболее красивый — испанский бой с нисходящим, восходящим или кольцевым расгеадо. Его исполняют во время фламенко — зажигательного темпераментного танца жителей южной Андалузии.
Как играть инструментальные или классические произведения
Произведения для струнных инструментов записывают нотами на нотном стане. Сложные построения с музыкальными темами невозможно научиться играть без знания нотной грамоты. По сути — это законченные мелодичные фразы, которыми композитор выражает собственные мысли.
Изучение музыкальных текстов для человека, знающего нотную грамоту, — несложная задача. Он как бы читает открытую книгу, состоящую из звуков.
Разбираться в музыкальной грамоте необходимо, чтобы играть по нотам на гитаре в ансамбле. У каждого исполнителя там отдельная партия, которую мало кому удается выучить на слух. Хотя, конечно, встречаются и такие таланты. Совместное творчество — это высокое мастерство, для достижения которого нужно совершенствовать знания и навыки.
Игра с помощью медиатора
Пластинку из кости, пластмассы или металла применяют, чтобы извлечь из инструмента более яркий звук. Струну защипывают медиатором в направлении вверх или вниз. Техника тремоло предполагает быстрое повторение одного или нескольких звуков («переменный штрих»).
Медиаторы, или плектры, используют для игры на акустических или электрических гитарах. Размеры, форма, углы скоса могут быть разными. Популярны среди музыкантов «тяжелого» рока надевающиеся на большой палец мизрабы, медиаторы-когти. При выборе обращайте внимание на удобство устройства, иначе игра превратится в мучение.
Советы по игре
Если принято твердое решение научиться играть на гитаре, воспользуйтесь советами опытных музыкантов:
Собирайтесь с друзьями вместе и чаще пойте песни под гитару. Тогда результатом обучения станет любимая музыка в вашем исполнении.