Как играть восьмушки на фортепиано
Длительности нот и пауз в музыке. Как считать длительность нот
Длительности нот. Общая информация
Современный исполнитель вполне может не уметь читать ноты с листа, однако он обязан знать, как обозначаются и считаются их длительности. На данный момент это единственный способ понять ритмический рисунок любого музыкального отрезка, а также его пульсацию и маленькие детали. В данной статье мы подробно расскажем о длительности нот – как они обозначаются и как их считать.
Все длительности нот и пауз
Вся музыка делится на такты. Это отдельные кусочки композиции, внутри которых содержится какое-то количество нот, а также обозначаются слабые и сильные доли. Длительность такта зависит от музыкального размера – обозначения, сколько нот должно находиться внутри него, и которое определяет количество сильных и слабых долей.
Ноты делятся на целые, половинные, четверти, восьмые, и так далее – разделять их надвое можно бесконечно много, важно только то, чтобы их разделение всегда было кратно двум. Чем меньше нота – тем меньше она звучит внутри одного такта. Размер обозначает, сколько нот одной или разных длительностей может быть внутри – так, например, в размере 4/4 может быть одна полная нота, две половинные, четыре четверти, восемь восьмых и так далее. При этом если размер простой, то есть, кратен двум, нота с одной и той же длительностью может по-разному заполнять такт. Например, полная нота может существовать в единственном экземпляре как в такте размером 4/4, так и в 8/8 – разница только в относительности скорости – во втором случае полная нота будет звучать как половинная относительно первого.
Паузы обозначаются точно так же – только в этом случае мы понимаем, сколько по времени инструмент звучать не должен.
Стоит отметить, что длительности нот не имеют ничего общего с реальной временной длительностью, и не конвертируются в секунды, минуты или миллисекунды.
Как считать длительность нот
Стандартная длина
В первую очередь, вам надо понять емкость такта – музыкальный размер. Это определит счет, количество сильных и слабых долей и счет. Найдите в композиции место, где партия получает какую-то сильную опору, например, барабанщик бьет в бочку и тарелку, а гитара возвращается в первый аккорд своей партии. Если композиция написана в простом размере – а скорее всего это так — то вы нашли сильную долю.
После этого начните отсчет – каждый раз, когда вы слышите сильную или слабую доли – они обычно обозначаются ударами бочки и малого барабана – считайте «Раз – два – три – четыре», либо «Раз – и – два – и – раз – и – два». На каждый «и» должен быть малый, а на каждый счет – бочка. Обратите внимание на движение композиции, и на то, где начинается и заканчивается партия, играющая основные аккорды текстуры, и продолжайте считать до тех пор, пока она не вернется в тонику – а после этого снова возвращайтесь в позицию «Раз». Таким образом, вы найдете размер композиции, и можете приступать к счету длительности нот.
После этого выделите ту партию, которую вы хотите снять, и послушайте, сколько нот содержится в отрезке между долями. Обычно барабанщик отсчитывает четверти – соответственно, если в ритме на гитаре, или любой другой партии между этими четвертями вмещается восемь нот, то значит все ноты восьмые. Зачастую длительности нот разнятся, тогда обратите внимание на их длительность относительно друг друга – затяжные ноты всегда больше быстрых.
Разумеется, начать тренироваться стоит с самых простых композиций – например, с песен группы AC/DC, в которых, как правило, барабанная партия довольно простая, с легко вычленяемыми долями и читаемыми тактами.
Ноты с точкой
Когда вы будете тренироваться считать обычные ноты, то наверняка заметите, что в некоторых композициях некоторые из них как бы выбиваются из общего метра. Если вы определили размер правильно, то в этом случае это почти наверняка нота с точкой.
Они очень часто пугают начинающих музыкантов, однако на самом деле нота с точкой обозначает увеличение на половину ее продолжительности. Точек может быть несколько, и в этом случае каждая увеличивает длительность на половину от предыдущей. Например:
— Половинная нота с точкой равна половинной плюс четверти.
— Половинная нота с двумя точками длится столько же, сколько половинная, четверть и восьмая.
— Половинная нота с тремя равна половинной, четверти, восьмой и шестнадцатой.
Эту длительность нот считать несколько сложнее, однако при должной практике, у вас получится отделять их от всех остальных рисунков.
Ноты с лигой
Если вы посмотрите на некоторые табулатуры, где кроме цифр есть показ нот на гитаре, то можете увидеть дугу под некоторыми нотами. Эта дуга называется лигой. В современной музыке это объединяющий символ, который используется в нескольких случаях:
1. Для обозначения непрерывного звука между двумя пограничными нотами тактов.
2. Для обозначения длины, которой не существует в обычном формате записи нот.
3. Когда ноты с точками искажают общую метрическую структуру.
4. Для обозначения приема легато, которым должны играться ноты разной высоты.
Чаще всего ноты с лигой считаются точно так же, как и обычные.
Обозначение длительности нот на письме
Полные ноты обозначаются на нотном стане кружочком, расположенном на строке, обозначающей соответствующий звук.
Половинная нота обозначается штилем – вертикальной палочкой, которая рисуется направленной вверх или вниз, в зависимости от высоты самого звука. У четвертных нот точно так же есть кружок и штиль, однако сам круг закрашен черным.
Все остальное деление определяется по количеству флагов на штиле. У восьмых нот он один, у шестнадцатых два, и так далее. Если две и более ноты с флажками расположены рядом и находятся внутри одной доли такта, они объединяются ребрами – линиями между ними. Количество ребер так же определяется длительностью нот.
Необычные длительности
Кроме этого, существуют особые обозначения длительности нот, которые, по сути, образуют полиритм. Самые распространенные – это дуоли и триоли. Дуоли очень часто обозначаются при помощи ноты с точкой. Все остальные нестандартные длительности горизонтальной квадратной скобкой над группой нот и цифрой.
Все особые длительности обозначают схожий прием – когда в длительность определенного числа нот нужно уместить их больше.
В целом, количество звуков может быть любым – все исходит из того, что нужно композитору.
Длительности нот в музыке: как они пишутся, как их чувствовать и считать?
Любой музыкальный звук может быть не только высоким или низким, но также долгим или коротким. И это свойство звука называется длительностью. Длительности нот – это тема нашего сегодняшнего разговора.
Вы, наверное, замечали, что ноты не только пишутся на разных линейках нотного стана, но еще и по-разному выглядят? Одни почему-то закрашенные и с хвостами, другие – без хвостов, третьи вообще внутри пустые. Это и есть различные длительности.
Основные длительности нот
Сначала мы предложим вам просто рассмотреть все часто встречающиеся в музыке длительности и запомнить их названия, а чуть позже разберемся с их значением в музыкальном ритме и с тем, как их чувствовать.
Основных длительностей не так уж и много. Это:
ЦЕЛАЯ – считается самой долгой длительностью, она представляет собой обычный кружочек или, если хотите, овал, эллипс, пустой внутри – не закрашенный. В музыкальных кругах целые ноты любят обзывать «картошками».
ПОЛОВИННАЯ – это длительность, которая ровно в два раза короче, чем целая. Например, если целую ноту держать 4 секунды, то половинную – всего 2 секунды (все эти секунды сейчас чисто условные единицы, чтобы вы только лишь поняли принцип). Половинная длительность выглядит почти так же как целая, только головка (картошка) у нее не такая жирная, а еще у нее имеется палочка (правильно говорить – штиль).
ЧЕТВЕРТНАЯ – это длительность, которая в два раза короче половинной ноты. А если ее сравнивать с целой ноткой, то она будет ее в четыре раза короче (ведь четвертная – это 1/4 часть целой). Значит, если целая звучит 4 секунды, половинная – 2 секунды, то четвертная будет играться всего лишь 1 секунду. Четвертная нота – обязательно закрашенная и штиль у нее тоже есть, как и у половинной.
ВОСЬМАЯ – как вы уже, наверное, догадались, восьмая нота в два раза короче, чем четвертная, в четыре раза короче по сравнению с половинной, и нужно восемь штук восьмых нот, чтобы заполнить время одной целой ноты (потому что восьмая нота – это 1/8 часть целой). А длиться она будет, соответственно, всего половину секунды (0,5 с). Восьмая или, как любят говорить музыканты, восьмушка – это хвостатая нота. От четвертной она отличается наличием хвоста (гривы). Вообще, по-научному, этот хвост называется флажком. Восьмые часто любят собираться группами по две или по четыре штуки, тогда все хвосты соединяются и образуют одну общую «крышу» (правильно говорить – ребро).
ШЕСТНАДЦАТАЯ – в два раза короче восьмушки, в четыре раза короче четвертной, а чтобы заполнить целую ноту надо 16 штучек таких нот. А на одну секунду приходится по нашей условной схеме аж четыре шестнадцатых нот. По своему написанию, по внешнему виду эта длительность очень похожа на восьмушку, только вот хвоста у нее целых два (две косички). Шестнадцатые любят собираться в компании по четыре штуки (иногда и по две, конечно), а соединяют их целых два ребра (две «крыши», две перекладины).
Конечно, существуют и длительности более мелкие, чем шестнадцатые – например, 32-е или 64-е, но пока ими забивать голову не стоит. Сейчас самое главное – понять базовые принципы, тогда остальное придет само собой. Кстати, есть длительности, которые больше целой (например, бревис), но это тоже тема отдельного разговора.
Соотношение длительностей между собой
На следующей картинке будет показана схема-таблица дробления длительностей. Каждая новая, более мелкая длительность возникает при делении более крупной на две части. Этот принцип называется «принципом четного деления». Целая нота делится на число два в разных степенях, то есть на 2, 4, 8, 16, 32 или другое, большее количество частей. Отсюда, кстати происходят и названия «четвертная», «восьмая», «шестнадцатая» и другие. Рассмотрите эту таблицу и постарайтесь ее понять.
Пожалуй, самым важным в изучении длительностей является понимание их соотношения между собой. Дело в том, что музыкальное время условно, оно не измеряется точно выверенными секундами. И поэтому мы не можем сказать точно, сколько будет длиться целая или половинная нота в секундах. Примеры, которые мы приводили, условны – всего лишь один из возможных вариантов. Что же тогда делать? Как тогда точно соблюдать ритм?
Что такое музыкальное время?
Ритмические упражнения на разные длительности
Давайте теперь постараемся познать все то же самое, только уже на практике.
УПРАЖНЕНИЕ №1. Допустим, что пульс у нас отбивается ровными четвертями на ноте СОЛЬ. Все, что мы здесь описываем, будет представлено и на нотном примере, под которым также размещена аудиозапись. Послушайте, как это звучит. Уловите этот ровный ритм. Хлопайте его в ладоши, щелкайте пальцами или отбивайте ручкой по столу, а после того, как мелодия закончится, попытайтесь продолжить этот же ритм или повторить самостоятельно без аудио.
Получилось? Если да, то хорошо. Если нет, то попробуйте другой вариант упражнения. Сейчас на нотном примере вы увидите двухголосие. Нижний голос будет тихо играть ровными четвертями на ноте СОЛЬ в басовом ключе, а верхний голос после первых четырех ударов переключится на половинные, которые будет играть погромче на ноте СИ. Таким образом, в каждой половинной вы сможете услышать реальный отголосок второго удара пульса, который будет подыгрывать второй голос. После этого варианта упражнения вы можете вернуться к первому варианту.
И второй вариант этого упражнения. С двухголосием, во втором голосе от начала и до конца сохранена пульсация ровными четвертями на ноте СОЛЬ. В верхнем голосе идет переключение на восьмушки.
И второй вариант этого же упражнения: один голос — в скрипичном ключе, другой — в басовом. У вас все должно получиться.
Как считать длительности нот?
Как в этом разобраться. Здесь все довольно просто. Целая нота просчитывается до четырех, так как в ней помещается четыре удара пульса (РАЗ-И, ДВА-И, ТРИ-И, ЧЕТЫРЕ-И). Половинная – это два удара, поэтому она просчитывается до двух (РАЗ-И, ДВА-И или ТРИ-И, ЧЕТЫРЕ-И, если половинная приходится на третий и четвертый удары пульса). Четвертные считаются по одной штуке на каждый счет: одна четверть на РАЗ-И, вторая четверть на ДВА-И, третья – на ТРИ-И, и четвертая – на ЧЕТЫРЕ-И.
Эта добавка «И» существует для удобного счета восьмушек. Одиночные восьмушки встречаются редко, чаще они попадаются парами или по четыре штуке. И тогда одна восьмушка считается на само число счета (на РАЗ, ДВА, ТРИ или ЧЕТЫРЕ), а вторая восьмушка всегда на «И».
Правописание штилей
Напоминаем, что ШТИЛЬ – это палочка у ноты. Эти палочки присоединяют к головке и направляют как вверх, так и вниз. Направление штилей зависит от положения ноты на нотном стане. Правило очень простое: до третьей линейки палочки смотрят вверх, а начиная с третьей и выше – вниз.
На сегодня это все, но тема ритма таит в себе еще немало интересных открытий. Мы обязательно обратим ваше внимание на них в следующих выпусках. А теперь еще раз просмотрите пройденный материал, подумайте, какие вы хотите задать вопросы. Все что придумали, напишите в комментариях.
И напоследок – порция хорошей музыки для вас. Пусть это будет знаменитая Прелюдия соль минор Сергея Рахманинова в исполнении пианистки Валентины Лисицы.
Уроки игры на фортепиано. Длительности нот и пауз
Как обозначаются в нотной записи
Вы заметили, что ноты выглядят по-разному? Есть черные, белые, с хвостиками и без, некоторые объединены в пары. Это принятые обозначения длительности нот.
Ведь ноту можно нажать и отпустить, тогда звук получится совсем коротким, а можно нажать и держать, тогда он будет длиться дольше. Если в произведении не соблюдать длительности, то оно может стать вообще не узнаваемым. Так что с этим понятием ознакомиться необходимо. Это не сложно:).
Сядьте за инструмент, нажмите любую ноту и ровно досчитайте до четырех. (кто забыл, как считать – раз, два, три, четыре). Отпустите клавишу. Поздравляю! Вы только что сыграли целую ноту! Такая нота записывается вот так:
Продолжаем считать до четырех и попробуем сыграть половинную ноту. Четыре разделить пополам это будет два. Так что считаем до двух и отпускаем клавишу, снова нажимаем ее и досчитываем недостающие три-четыре. Вот как эта половинная нота будет выглядеть:
Вы заметили, в чем разница между обозначением целой и половинной ноты? Целая нота немного приплюснутая и без палочки.
Половинная нота чуточку другой формы и с палочкой. Посмотрите внимательно, чтобы запомнить и не путать их. Сравните целую и половинную паузы. Вы видите различие? Они похожи, но все-таки различить можно. Если приглядеться, то они обе похожи на шляпы с полями. Когда пауза длинная, можно успеть снять шляпу, как бы здороваясь. (видите, шляпа вниз головой, как бы в руке у здоровающегося человека). А когда пауза половинная, здороваться некогда, пусть лежит себе на голове.
Дальше у нас четвертная нота. На каждый счет нажимаем клавишу. Получается так:
Четвертная нота, в отличие от целой и половинной закрашена полностью.
Восьмая нота наполовину короче, чем четвертная. Это значит, что нужно играть по две ноты на один счет. Для удобства можно (и нужно) считать так:раз-и-два-и-три-и-четыре-и. Чтобы отличать эту ноту, ее рисуют с хвостиком:
На рисунке восьмая нота, восьмая пауза и две восьмых ноты, соединенные между собой (видите,они соединились хвостиками)
Есть еще шестнадцатые:
Их пока мы трогать не будем.
Теперь, когда мы узнали длительности нот и их расположение на нотном стане, мы можем играть простенькие мелодии. Например, чижик-пыжик из прошлого урока (ведь вы поняли, что это был Чижик-Пыжик?) выглядит так:
Как объяснить ребенку длительности нот?
Ваш малыш уже выучил названия нот, знает, как они располагаются на нотном стане? Следующая задача – объяснить ребенку длительности нот. Но как это сделать? Ведь понимание музыкальных длительностей иногда вызывает затруднения даже у взрослых? Мы собрали для вас несколько проверенных способов, позволяющих преподнести детям этот урок в веселой и увлекательной форме.
Чтобы мама или нянечка могла познакомить с музыкальными длительностями ребенка, ей и самой нужно в них очень хорошо разбираться. В этом могут помочь наши предыдущие материалы:
Что такое ритм и метр в музыке – ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ
Длительности нот: как их чувствовать и считать – ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ
Паузы в музыке – ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ
До начала занятий
Отличительной особенностью любого музыкального звука является не только его высота, но и длительность. Покажите ребенку ноты любой детской песни: обратите внимание на то, как много здесь разных нот, причем каждая нота (кружочек) имеет свой особый хвостик (палочку или флажок). Этот хвостик в музыке называется «штилем», и именно он рассказывает исполнителю, как долго нужно держать тот или иной музыкальный звук.
Музыкальные часы
Прежде чем приступить к длительностям, определимся с таким понятием, как «музыкальная доля». Приведите пример с тиканьем часов: секундная стрелка отбивает равные доли с одинаковой скоростью: тик-так, тик-так.
В музыке тоже есть своя скорость (темп) и свои щелчки «секундных стрелок» (доли), только в каждой песенке доли «тикают» с разной скоростью. Если музыка быстрая, то и доли проходят стремительно, а если звучит колыбельная – доли «тикают» гораздо медленнее.
В отличие от «секунд» доли бывают сильными и слабыми. Сильные и слабые доли идут по очереди, а их чередование называется музыкальным метром. Отсюда, кстати, происходит название специального прибора – метронома, который отмеряет равные доли, отбивает их щелчками и очень напоминает старые шумные часы. Вместо метронома можно использовать простые хлопки – один хлопок будет равен одной доле.
Популярный метод «Яблоко»
Чтобы наглядно объяснить ребенку длительности нот, можно привести пример с яблоком (или пирогом). Представьте себе большое сочное яблоко. Оно такое же круглое, как целая нота, которая звучит дольше остальных длительностей. Она равна четырем долям (или четырем хлопкам). У целой нотки нет штиля, и в записи она выглядит как прозрачное от сока яблоко (кружочек, который не закрашивается).
Если поделить фрукт пополам, получится следующая длительность – половинная, или половинка. Одна целая нота, как и яблоко, состоит из двух половинок. Половинка тянется две доли (или два равных хлопка), выглядит, как целая, но при этом у нее есть штиль.
Теперь разделим яблоко на четыре равные части – получились четвертные длительности или четверти (одна четверть равна одной доле или одному хлопку). В целой ноте четыре четвертных (отсюда и их название), записываются они как половинки, только «яблоко» теперь уже нужно закрасить:
Фрукт, разрезанный на восемь долек, познакомит ребенка с восьмой или восьмушкой (на одну долю приходится две восьмых). Если восьмушка одна, то ее штиль имеет дополнительный хвостик (флажок). А несколько восьмых объединяют под одну крышу (по две или по четыре штуки).
Дополнительные рекомендации
Совет 1. Параллельно с объяснением можно рисовать разные длительности в альбоме. Хорошо, если после такой проработки ребенок запомнит все длительности и их названия.
Совет 2. Если вы занимаетесь дома, то все примеры лучше показывать с настоящим яблоком или апельсином, а не с нарисованным. Попрактиковаться в делении можно не только на яблоке, но также и на торте, пироге или круглой пицце. Это дает возможность повторить урок несколько раз (причем при повторении пусть ребенок сам все объясняет).
Совет 3. Ребенка можно попросить называть имена друзей или членов семьи, с которыми он поделится яблоком или кусочками торта. При этом разрезанные кусочки можно вновь складывать вместе в разных комбинациях, задавая следующие вопросы: «Какую нотную длительность можно получить, если сложить эти кусочки вместе» или «Сколько восьмых (или четвертных) нот помещается в одной половинной (или целой)»?
Совет 4. Для постоянных упражнений можно вырезать из картона несколько кругов. Целый круг по «принципу яблока» символизирует целую ноту. Второй круг можно согнуть пополам и на каждой половинке нарисовать половинную ноту. Третий круг делим на четыре части и, соответственно, посвящаем четвертным нотам и т.д.
Рисуют длительности на круге пускай сами дети. Выглядит это примерно так, как на рисунке, представленном ниже.
При желании вы можете скачать заготовки уже готового круга с изображениями или без них с нашего сайта, распечатать и вырезать их.
ЗАГОТОВКИ МУЗЫКАЛЬНОГО КРУГА – СКАЧАТЬ
Разноцветные веревочки или фантики
Уложить в голове малыша временные показатели длительностей помогут разноцветные шнурки (веревочки, нитки), а еще лучше – отрезки цветной бумаги в виде прямоугольников и квадратов разной величины. Подготовьте самый длинный шнурок желтого (или любого другого) цвета, он будет целой нотой; красный шнурок вдвое короче – половинкой. Для четверти подойдет зеленая веревочка в два раза меньше половинного шнурка. Наконец, восьмушка – совсем маленький шнурок голубого оттенка.
Объясните ребенку, каким длительностям соответствуют шнурки. Используйте простые нотные примеры: разложите их длительности веревочками в правильном порядке (вам потребуется по несколько одинаковых заготовок на одну и ту же длительность).
Например, в известной новогодней песенке «Маленькой елочке холодно зимой» встречаются четвертные, восьмые и половинные длительности. Вот как можно выложить ритм этой песни с помощью разноцветных лоскутков цветного картона:
Нотки – это воздушные шарики!
Продолжаем фантазировать! Чтобы визуализировать в детском сознании образы основных длительностей, используйте пример с воздушными шариками. Так, целая нота – это большой белый шарик, тогда как половинка будет белым шариком на веревочке. Четверть – какой-нибудь цветной воздушный шарик на веревочке, а восьмушки обычно не ходят в одиночку, поэтому их можно представить как несколько цветных шариков, связанных между собой.
После небольшой тренировки, можете проэкзаменовать юного музыканта. Для этого нам потребуются карточки с разными музыкальными длительностями. Показываем малышу карточку, а он пусть называет длительность, которую видит.
Карточки мы для таких целей уже приготовили. Можно распечатать сразу несколько комплектов карточек, если вы планируете и дальше применять их в работе (например, при ритмических диктантах). В будущем вам также могут пригодиться карточки с паузами. Приводим ссылку и на них.
КАРТОЧКИ «ДЛИТЕЛЬНОСТИ НОТ» — СКАЧАТЬ
КАРТОЧКИ «ДЛИТЕЛЬНОСТИ ПАУЗ» — СКАЧАТЬ
В сказочном королевстве!
Как объяснить ребенку длительности нот? Конечно же, придумать сказку! Придумайте сказку, в которой в качестве персонажей будут выступать длительности нот. Их свойства нужно как-то связать с типом движения.
Например, действующие лица могут быть такие:
Распознаем доли и длительности
Вместе с ребенком четко и ясно проговорите вслух считалку про Андрея-воробья, хлопая в ладоши на каждый слог.
Заметили, что некоторые хлопки получились короче других? А теперь пропойте ту же считалку на одной ноте, сочетая пение с хлопками. Получилась короткая песенка, где у каждого музыкального звука определенная длительность.
Теперь сделаем нечто похожее, только хлопками отметим лишь равные доли.
Получилось, что долей в песне восемь, тогда как длительностей одиннадцать. А все потому, что одна доля содержит две восьмых. Так выглядит песня в нотной записи:
Шаги и длительности нот
Самый популярный и одновременно очень веселый способ объяснить детям длительности нот – связать каждую с определенным типом ходьбы. Помните игру «Царь-царь, который час?». Вот и с ребенком можно сначала поиграть в игру, а затем поработать над отдельными шагами. В музыкальной практике к этому методу еще прибавляют специальные слоги.
Итак, четверти равны обычному шагу, и на каждую нужно произносить слог «та». Восьмушки в два раза короче, а значит, они совпадают с бегом, их слог – «ти». Во время половинки можно немного передохнуть и остановиться, ее слог похож на четвертной, только тянется в два раза дольше – «та-а». Наконец, целая нота – это полноценный отдых, на нее нужно остановиться и поставить руки на пояс (визуализируя круг), ее слог «ту-у-у-у».
Используя считалку «Андрей-воробей» пройдитесь с ребенком по комнате в нужном ритме:
Ан-дрей (два шага) – во-ро- (два беговых шажка) – бей (шаг) – не го- (два беговых шажка) – няй (шаг) – го-лу (два беговых шажка) – бей (шаг).
При этом обязательно произносите текст вслух, чтобы движения и речь четко совпадали. Движения нужно довести до автоматизма, Затем замените слова правильными слогами. После можно перейти к разучиванию другой простой песни (считалки).
Мы подсказали вам несколько простых и доступных методов освоения ритмики с детьми. Расскажите о своих результатах в комментариях к данному материалу. Может быть, вы придумали еще более интересные игры-уроки по длительностям?