Как игры помогают в учебе
Роль игры в учебном процессе
Роль игры в учебном процессе
Игра стимулирует познавательную деятельность учащихся, вызывает у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности. Поэтому использование на уроках математики в начальной школе игр нового типа, моделирующих сам творческий процесс, создающих свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта, становится необходимостью. Такие игры нового типа называются развивающими, так как они все исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями, именно им удалось объединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным принципом творческой деятельности – самостоятельно и по способностям.
Исследования доказывают необходимость применения современных развивающих игр на уроках математики в начальной школе, так как:
во-первых, они могут дать пищу для развития творческих способностей с самого раннего возраста;
во-вторых, их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;
в-третьих, поднимаясь, каждый раз до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно;
в-четвертых, развивающие игры могут быть весьма разнообразны по своему содержанию, а, кроме того, как любые игры не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;
Именно благодаря этому, развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта у учащихся начальных классов. Высоко оценивая значение развивающих игр, известный педагог Борис Никитин пишет, что именно развивающие игры «развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, т.е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов, умение находить ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий».
Исследования педагогов-методистов, посвященные применению современных развивающих игр доказывают их необходимость использования в процессе обучения детей для развития их математических способностей
К возможностям развития способностей учащихся на уроках математики в начальных классах, прежде всего, относятся:
1) Создание условий в процессе занятия, которые обеспечивают заранее с опережением развитие творческих способностей, стимулируя работу соответствующего отдела мозга.
2) Умение окружить учащегося на уроке такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную его творческую деятельность, при этом, развивая то, что в соответствующий момент способно эффективно развиваться.
3) Успешное развитие творческих способностей учащихся вытекает из самого характера творческого процесса урока, который требует максимального напряжения сил.
4) Учащемуся на уроке математики надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в выборе способа работы, в продолжительности занятий.
5) Ненавязчивая, доброжелательная, умная помощь учителя – пятое условие успешного развития творческих возможностей учащихся начальных классов на уроках математики.
Таким образом, искусство обучения на современном этапе состоит в том, чтобы подводить учащихся к выполнению все более и более усложняющих задач. Важно, чтобы обучение вызывало напряжение мысли, дало возможность сделать пусть маленькое, но открытие: найти самостоятельно правило, ответ, решить новую для учеников задачу, т.е. все вышеизложенное вытекает из задач развивающего обучения, дающим возможность овладеть неизвестными ранее способами практической и теоретической деятельности.
Существует мнение, что игра и школа редко успешно сосуществуют, так как время, затраченное на игру, сокращает время на учебу.
Но это не так. Эти два процесса могут происходить одновременно. Если мы хотим обеспечить постоянную связь между игрой и учением в школе, то добиться этого можно не с помощью готовых дидактических игр, а путем привнесения духа игры в многообразную школьную жизнь. Потому, что игра, бесспорно, может расширить кругозор ребенка и тем самым способствовать его общему развитию, однако мало надежды заставить детей усвоить все предметы на основе использования набора дидактических игр.
Игры помогают преодолеть пороги познания. Приобретение знаний – это обычно рутинный труд.
Дорога к познанию открыта, и чтобы продвигаться к цели, достаточно идти по ней. Если путь длинный, то учение может быть утомительным, однако, приложив усилие, можно дойти до конца. Когда встречается препятствие, следует перепрыгнуть, обогнуть его или найти другое средство передвижения. Именно в этих случаях полезны современные развивающие игры. Они учат нас уходить от плена наших стереотипных умственных построений и искать новые способы решения задач. Преуспевшие в этом дети начинают легко продвигаться с одного логического уровня на другой, не подозревая о том, что овладевают навыками, позволяющими затем браться за труднейшие принципы математической логики. Развивающие игры ничему конкретному (правилам или формулам) не учат, но учат мыслить по-новому, что гораздо важнее.
Любая игра – это моментальное забвение обычных забот, выход за пределы привычных взаимоотношений и способов выражения эмоций и суждений. Играть – значит согласиться на перемены; и это готовность изменить мышление как раз и есть сама основа творчества, открытия и познания.
Игра и учение – единый умственный процесс, и хороший учитель всегда ведет урок в игровой атмосфере. Современные развивающие игры представляют собой учебный материал, подготовленный заранее и ориентированный на расширение общего кругозора учащихся.
Не существует хорошей игры (т. е. игры, которая увлекает), которая бы ничему не учила. Так, в играх, таких как «лесенки», содержаться элементы, несущие эмоциональный заряд. Игры типа «Укажите различия», основанные на сравнении и подобии, приобщают к аргументации по аналогии, одной из основ современной математики. Шарады, математические загадки учат мыслить по-разному. Насколько игра хороша, пробуждает и поддерживает интерес и желание играть в нее, настолько она является хорошим обучающим приемом.
Ребенка можно заставить выполнить определенную учебную работу, но это не означает, что он в результате чему-то научился. Если ребенок учится и ничего не получается, то учеба становится неприятной обязанностью; если же учится, открывая и творя то это – игра.
Современные развивающие игры – это то, с помощью чего мы играем и познаем.
Современные развивающие игры как технологический прием в процессе обучения должны вести мысль детей через вопросы и ответы, поддерживать и обострять их интерес введением новых элементов и использовать созданные таким образом оживление для того, чтобы вовлечь их в процесс, несущий с собой и неожиданность, и удовольствие, и трудность открытия.
Игры интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.
Решение разного рода нестандартных задач способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений. Особо важным следует считать развитие у детей умения догадываться о решении на определенном этапе анализа занимательной задачи, поисковых действий практического и мыслительного характера. Догадка в этом случае свидетельствует о глубине понимания задачи, высоком уровне поисковых действий, мобилизации прошлого опыта, перенос усвоенных способов решения в совершенно новые условия. В процессе обучения математике школьников нестандартная задача, целенаправленная и к месту использованная, выступает в роли проблемной. Здесь поиск хода решения выдвижением гипотезы, проверкой ее, опровержением неправильного направления поиска, нахождением способов доказательства верного решения.
Современные развивающие игры являются хорошим средством воспитания у детей интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточить внимание на проблеме.
При применении развивающих игр на уроках необходимо учитывать и методические принципы:
– реализация индивидуально-ориентированного подхода (подбор игр для каждого ребенка с учетом его уровня знаний и способностей, а также с учетом темпа развития его способностей);
– соблюдение принципа доступности и постепенного усложнения предлагаемых игр;
– нельзя подсказывать ребенку, он должен иметь возможность думать самостоятельно;
– нельзя давать ребенку алгоритм решения задачи;
– игра должна быть обязательно закончена;
– в случае если ребенок не может решить поставленную задачу, она должна быть заменена на аналогичную, но более простую, необходимо, чтобы ребенок получил положительные эмоции и чувство удовлетворения;
– ребенок сам контролирует правильность выполнения заданий, так как задача представлена не в абстрактной форме числа или слова, а в виде рисунка, узора, кубиков, то есть, в форме наглядных, осязаемых вещей;
– преподаватель не оценивает успехи учащегося, ребенок сам имеет возможность оценивать себя;
– чередование игр по принципу контрастности видов игр по всем типам классификации – по тематике. По количеству участников. По типу развиваемых способностей (классификация игр прилагается);
– на каждую игру отводится около 10 минут;
– введение элементов состязательности при проведении индивидуальных игр, организация совместного коллективного поиска решения группой детей (командой).
Выводы. Таким образом, развивающим играм отводится большая роль в процессе обучения математике. Использование современных развивающих игр на уроках математики, оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной, но и личностно-мотивационной сферы учащихся.
Создаваемый на уроках благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием эффективной адаптации младшего школьника к условиям новой для него среды и успешного протекания всей последующей учебной деятельности.
Игровая деятельность открывает широкие возможности для субъект-субъектного взаимодействия, увеличения степени активности и свободы участников игровой деятельности; обеспечивает самоактуализацию, развитие базовых личностных качеств, способностей и навыков познавательной деятельности ребенка.
Аширбаев Х.А., Жунисбекова Ж.А., Кыякбаева У.К., Джексенбаева К.О. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 6-2.
Игровые приёмы в онлайн-обучении
Выясняем, что такое геймификация и чем она полезна
Игра — ключевое действие в жизни ребёнка — остаётся приятным и увлекательным занятием в любом возрасте. Игра может быть не только досугом, но и инструментом образования. Мы поговорили с экспертом о геймификации процесса обучения на разных возрастных этапах, а также о том, как игровые практики реализуются в онлайн-образовании.
практикующий психолог, кандидат психологических наук, методолог,
тимлид дошкольного направления в «Фоксфорде»
Что такое геймификация
Когда мы говорим о геймификации процесса обучения, обычно имеется в виду включение в урок элементов игры. Игровые практики внедряются в образование для повышения мотивации учащихся и лучшего усвоения материала. В младшем возрасте игровые практики позволяют органично доносить до ребёнка новую информацию, а в школе геймификация может стать полезным инструментом для работы с детьми, которые ещё не очень заинтересованы в обучении как таковом.
Метод геймификации может кое-что предложить даже взрослым. Использование игр в процессе обучения даёт человеку возможность проработать изученную информацию на практике, а также закрепить навыки в рамках своей профессии. Игра, отличающаяся от обычной рабочей и учебной рутины, скорее всего, станет ярким впечатлением, и это способствует лучшему запоминанию информации.
Как геймификация применяется в процессе обучения
Конечно, функции и характеристики геймификации разнятся в зависимости от возрастной группы ребёнка.
До школы
Можно смело сказать, что в дошкольном возрасте игровые практики на уроках необходимы. В этом возрасте всё обучение должно быть построено вокруг игры, потому что это ведущая деятельность ребёнка-дошкольника. Чем ближе занятия к ведущей деятельности ребёнка, тем эффективнее обучение. Уроки в школьном формате, без игровых техник, могут оказаться не только бесполезными, но и вредными: такой подход может отвратить ребёнка от учёбы ещё до школы, что грозит проблемами в дальнейшем.
Младшая школа
В младшем школьном возрасте игра является дополнительным мотивационным подкреплением для ребёнка. Тяга к знаниям сама по себе может быть недостаточной мотивацией для некоторых детей. В таком случае геймификация в начальной школе здорово помогает привлечь детей к теме урока, представляя знания в более доступном и интересном формате.
Средняя и старшая школа
Игры также дополнительно мотивируют детей среднего и старшего школьного возраста, предлагая им новые возможности для социализации. Во время игр можно в новом и неочевидном формате взаимодействовать с одноклассниками, например объединяться в команды, пробовать себя в разных ролях, давать задачи и выполнять просьбы.
Любое школьное занятие — например, урок по знакомству с климатическими зонами России — можно подать в игровой форме. Одна из возможностей — внедрить героев и элементы квеста. Можно предложить ученикам отправиться в путешествие в поисках определённого региона вместе с героем.
Информация лучше запоминается, когда перед обучающимся стоит проблема, для решения которой нужно использовать материал урока.
Кроме того, легко поддаётся усвоению эмоционально окрашенная информация, а игры обычно вызывают у детей эмоциональные реакции.
Важно не забывать, что в школе ребёнку предстоит научиться понимать, запоминать и использовать информацию разной формы, чтобы быть готовым к задачам, которые встретятся ему в дальнейшей учёбе и работе. Например, геймификация часто стимулирует самостоятельность учеников, предлагая им пространство для освоения учебного материала в своём темпе. В то же время обучение в рамках уроков с преподавателем развивает социальные навыки ребёнка и способность воспринимать спикера. Поэтому идеальным вариантом остаётся баланс между игровым и более традиционными образовательными форматами.
Игровые практики в дистанционном обучении
Квесты, герои и возможность выбора
В рамках онлайн-курсов «Фоксфорда» игровые методики представлены в разных преломлениях в большинстве курсов. Это и интерактивные задания, и моменты игры непосредственно в структуре урока, и квесты, викторины и онлайн-тренажёры. Один из примеров — игровой квест «Фоксфорда» для дошкольников и младших школьников перед началом учебного года. Ребёнку предлагается подготовиться к школе вместе с мистером Фоксом. Так как квест полностью адаптирован под познавательные способности детей дошкольного или младшего школьного возраста, родители имеют возможность не включаться в подобные занятия: ребёнок чаще всего успешно проходит их самостоятельно. В образовательных онлайн-квестах есть привлекательный для ребёнка элемент схожести с компьютерной игрой. Возможность совершать выбор и видеть изменения в ходе сюжета квеста также располагают детей к такому формату обучения.
Интерактивность и материальность
В дистанционном обучении важно учитывать тягу детей к интерактивности и материальности: например, с этим помогают интерактивные задачи с небольшой анимацией или использованием звуков.
Другой полезный инструмент — заранее распечатанные материалы к уроку. Эти задания родители могут распечатать самостоятельно, и ребёнок будет работать с ними в соответствии с инструкциями педагога. К курсу «Фоксфорда» по подготовке к школе все подготовительные материалы даны заранее — их можно распечатать на весь год. С такими материалами ребёнок может работать творчески: раскрашивать их, писать на них, вырезать фигурки и карточки.
Идеальный игровой урок-квест
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Чему нас учат компьютерные игры
Про игры в новостях часто пишут сплошной негатив: подросток, устроивший резню в школе, играл в Doom и Painkiller; стрелок на кинопремьере Тёмного рыцаря – в жестокий World of Warcraft. В таких происшествиях часто обвиняют видеоигры. Понятно, что у игрока может развиться зависимость, что приводит к таким ужасным последствиям. Но нельзя обвинять во всем видеоигры. Причиной могут быть проблемы в семье, расстройство психики, или, как это ни печально, собственно реальный мир. Включите телевизор: новости одна другой страшней.
Проблема поменьше – ребенок чересчур увлекается играми и забывает про учебу. Тут уже игры ругают родители и учителя. У юного геймера изымают гаджет, ограничивают доступ к компьютеру, ставят ультиматумы. В общем, тоже мало приятного.
Чему на самом деле могут научить игры
На самом деле, игры могут также помогать в обучении, а не только носить развлекательный характер. К примеру, Minecraft Education Edition. Разработанный специально для использования в школе, проект применяется в обучении различным предметам. С помощью игры ученики изучают, например, химию, историю, литературу и географию. На уроках ученики могут наблюдать за различными природными процессами, участвовать в исторических событиях, проводить опыты. В игре также есть функция программирования, что значительно расширяет возможности игрока. И пусть всё это происходит в кубическом мире, масштаб применения платформы впечатляет.
На сайте проекта можно скачать готовые миры и найти план урока. Конечно, для применения игры в обучении нужен оборудованный класс и тренинг преподавателей. Но такое обучения принесет новый опыт как ученикам, так и учителям. Ведь это не только информатика, но и многие другие школьные предметы. Решение, по сути, гениальное в своей простоте – взять то, что любят дети и подавать через это знания.
Есть и другие специально разработанные игры для школ. К примеру, GTA будет использоваться для обучения правилам дорожного движения, Subnautica – для исследования подводного мира. Elite – для изучения Вселенной.
В процессе игры мы можем получить не только приятное, но и полезное. Это может быть развитие какого-то навыка или расширение кругозора. Кто-то выучил английский язык благодаря играм, кто-то освоил навыки правильной и быстрой печати на компьютере.
Лабораторные исследования
Можно ли взять человека с отстающим по части внимания и концентрации мозгом и путем тренировок дать ему толчок в развитии? Одно из самых обширных исследований, когда-либо проводившихся по данной тематике, принадлежит Дафне Бавельер – ученой-исследовательнице функционирования мозга, являющейся адъюнкт-профессором когнитивистики Рочестерского университета. Дафна занимается изучением процессов обучения человека. Ее исследование включает тестирование и анализ функционирования мозга в МРТ людей, которые играют или не играют в компьютерные игры.
Она отмечает, что компьютерные игры давно перестали быть детской забавой. Конечно, нельзя отрицать то, что около 90% детей ежедневно играют в компьютерные игры, однако это не отменяет того факта, что средний возраст игрока в видеоигры – 33 года. Это вневозрастное развлечение, которое к тому же может отсрочить старение головного мозга. Это явление столь же массово, как некогда был просмотр телевизора, от которого большая часть молодежи сегодня отказывается вовсе.
Результаты ее исследований показывают, что компьютерные игры не только не вызывают разрушений в отделах головного мозга, но даже помогают развивать такие свойства, как многозадачность, концентрацию и другие. Кроме того, результаты наглядно доказывают, что игры способны не только не ухудшать зрение, но даже положительно сказываться на его остроте.
Несмотря на распространенные мифы, видеоигры не только не вызывают деградацию мыслительных процессов, но и улучшают такие показатели, как гибкость, концентрация, внимательность, память, скорость реакции и нетривиальность мышления.
Еще одно заблуждение тех, кто опасается влияния видеоигр на прогрессирующее человечество, – интерактивные развлечения делают людей несобранными, они больше не будут способны на чем-то сконцентрироваться. На своих выступлениях Дафна Бавельер всегда проводит обычный игровой тест с использованием названий цветов, написанных другим цветом. Таким образом, в голове образуется диссонанс цвета и названия. Подобным же методом в своей лаборатории они проверяют степень концентрации участников тестирования. Именно степень концентрации отвечает за то, как быстро и эффективно мозг приспособится и будет преодолевать это несоответствие. Как правило, любители компьютерных игр справляются с этой задачей лучше. Из этого следует, что компьютерные игры как минимум не делают концентрацию человека хуже.
Кроме этого, отмечается улучшение в способностях следить за окружением. Активные компьютерные игры отлично развивают периферическое зрение. Это можно наблюдать на тестах со слежением за несколькими объектами на экране. Обычные люди способны уследить за 3–4 объектами. Человек, увлеченный видеоиграми, способен проходить этот тест с 6–7 одновременно двигающимися предметами.
На самом деле игроки в компьютерные игры имеют много различных преимуществ с точки зрения внимательности. Внимание и концентрация становятся их сильными сторонами, даже если до этого они не могли подобным похвастаться. А пригождаются эти навыки везде, ведете ли вы машину, переходите ли вы дорогу, следите ли за людьми или животными.
Считается, что при распределении внимания между двумя задачами человек теряет способность к быстрому реагированию на нестандартные ситуации (например, машина вылетела перед вами). Тесты показывают, что любители видеоигр справляются с подобными ситуациями быстрее.
Конечно, никто, и даже исследователи не будут утверждать, что проводить чрезмерно много времени за видеоиграми полезно. Во всем нужна мера, а чрезмерное употребление чего-либо всегда ведет к неприятным последствиям.
Когда Бавельер говорит о терапевтических свойствах компьютерных игр, она говорит об играх, цель которых – обучать и тренировать, заставлять мозг работать более эффективно. Видеоигры могут использоваться для улучшения способностей работы мозга. Игры способны увеличивать способность глаза различать контраст и мелкие детали. Видеоигры повышают внимание и концентрацию.
Новое исследование дало основания полагать, что стратегические игры в режиме реального времени могут значительно развивать способность быстро принимать решение и действовать, а также извлекать выводы из прошлых ошибок. Это в очередной раз подтверждает возможность развития когнитивных способностей у человека при помощи видеоигр. Многие игроки отмечают, что для них не составляет проблем точно так же погрузится с головой в работу, как и в игру. Это, несомненно, повышает качество и скорость их работы.
Стоит отметить, что игры становятся все интерактивнее. Шлемы виртуальной реальности дают новый уровень погружения для игроков, для разработчиков же это новые инструменты и возможности, которые можно использовать в том числе и в целях образования.
Видеоигры имеют множество особенностей, они положительно влияют на пластичность мозга, его обучаемость, внимание, зрение и многое другое. Необходимо глубже изучать подобное влияние, чтобы в дальнейшем создавать игры, которые будут способствовать образованию.
Ученые из университета штата Висконсин, занимающиеся изучением работы мозга любителей игр, сравнивают видеоигры с едой – никто никогда не задает вопрос: «Какой эффект оказывает пища на организм?». Вполне логично, что все зависит от самой еды, ее состава и качества. С видеоиграми то же самое.
Конечно, нельзя говорить, что все игры одинаково полезны. Разные видеоигры оказывают разное влияние на мозг человека, и чтобы узнать наверняка, как именно та или иная игра изменяет восприятие реальности, необходимо проводить по каждой из них отдельное научное лабораторное исследование. Однозначно одно: видеоигры – это мощный инструмент, и надо научиться правильно его использовать.