Как индейцы относятся к русским

За что американские индейцы благодарят русских?

Как индейцы относятся к русским. big. Как индейцы относятся к русским фото. Как индейцы относятся к русским-big. картинка Как индейцы относятся к русским. картинка big

Сначала немного статистики с приходом европейцев в Америку, на континенте проживало более 114 миллионов индейцев.Прошло 500 лет, и коренных индейцев осталось всего около 19 миллионов человек.

Вдумайтесь в эти цифры: за 500 лет было уничтожено, различными способами 95 000 000 человек. Все тираны, вместе взятые, не смогли уничтожить столько людей, сколько уничтожили цивилизованные европейцы.

Особенно изобретательны в этом отношении оказались США. Кроме массовой резни «цивилизованные» американцы применяли изуверские способы уничтожения. Так 100 000 индейцев из племени Делавэров и Шони погибли от оспы.

Не удивительно, что даже Гитлер восхищался, умением «демократов» уничтожать малые народы. Изучая историю США, фюрер почерпнул много информации об организации концентрационных лагерей, которые в Америке невинно называют резервациями.

Индейский вождь Солано, влюбился в русскую красавицу Елену Ротчеву. Он подкараулил и захватил её и небольшую экспедицию русских. Желая силой сделать Елену своей женой, Солано целые сутки продержал наших соотечественников в плену.

Освобождение пришло в виде испанского генерала Валлейло. Он с отрядом военных кавалеристов полностью окружил становище Солано и выдвинул ультиматум. Если Солано не отпустит русских, генерал Валлейло пообещал уничтожить всё племя.

Угроза испанского генерала возымела своё действие, и Солано отпустил всех пленных. Вот так закончился единственный конфликт русских поселенцев из форта Росс с местными индейцами. Следует упомянуть, что русские жили вместе с индейцами более 20 лет.

А вот о том, как русские спасли индейцев, от испанцев смотрите в видео:

Источник

Обойдемся Эти индейцы воевали с русскими до 2004 года. Они вынудили Россию продать Аляску

О продаже Аляски американцам у нас помнят и скорбят до сих пор. Но мало кто знает, что одной из причин утраты Русской Америки стала кровавая и ожесточенная война между российскими колонистами и отчаянными индейцами племени тлинкитов. Какую роль в этом противостоянии играла торговля России с Китаем? Кто стоял за спинами индейцев, воюющих с русскими? Какое отношении к тем событиям имеет советская рок-опера «Юнона и Авось»? Почему конфликт России с тлинкитами формально закончился лишь при Путине? «Лента.ру» вспоминает малоизвестные страницы освоения и потери русской Аляски.

Россия вплоть до Ванкувера

Российская колонизация Северной Америки в XVIII-XIX веках сильно отличалась от покорения других территорий империи. Если, например, в Сибири вслед за казаками и купцами всегда шли воеводы и стрельцы, то Аляску в 1799 году правительство отдало на откуп частно-государственной монополии — Российско-Американской компании (РАК). Такое решение во многом определило не только особенности российского освоения этой огромной территории, но и ее конечный результат — вынужденную продажу Аляски Соединенным Штатам Америки в 1867 году.

Как индейцы относятся к русским. preview 63e0cb5c297400a204a76ac32349c46b. Как индейцы относятся к русским фото. Как индейцы относятся к русским-preview 63e0cb5c297400a204a76ac32349c46b. картинка Как индейцы относятся к русским. картинка preview 63e0cb5c297400a204a76ac32349c46b

Одним из главных препятствий на пути активной колонизации Аляски стал кровавый и ожесточенный конфликт русских поселенцев с воинственным индейским племенем тлинкитов в начале XIX века. Это противостояние в дальнейшем имело серьезные последствия: из-за него на долгие годы остановилось проникновение русских вглубь американского материка. К тому же после этого Россия была вынуждена отказаться от амбициозных планов овладеть еще и тихоокеанским побережьем к юго-востоку от Аляски вплоть до острова Ванкувер (в настоящее время — территория канадской провинции Британская Колумбия).

Стычки русских с тлинкитами (наши колонисты их называли колошами или колюжами) регулярно происходили еще в конце XVIII века, но полномасштабная война вспыхнула в 1802 году с внезапного нападения индейцев на крепость Михаила Архангела на острове Ситка (сейчас — остров Баранова). Современные исследователи называют несколько ее причин. Во-первых, в составе промысловых партий русские привели на землю тлинкитов их давних злейших врагов — эскимосов-чугачей. Во-вторых, отношение пришельцев к аборигенам не всегда было, мягко говоря, почтительным. По свидетельству лейтенанта русского флота Гавриила Давыдова, «обхождение русских в Ситке не могло подать колюжам доброго о них мнения, ибо промышленные стали отнимать у них девок и делать им другие оскорбления». Тлинкиты были недовольны еще и тем, что русские во время промысла в проливах архипелага Александра нередко присваивали индейские кормовые припасы.

Как индейцы относятся к русским. pic e2b282ad7d69bb480f07306938e8250b. Как индейцы относятся к русским фото. Как индейцы относятся к русским-pic e2b282ad7d69bb480f07306938e8250b. картинка Как индейцы относятся к русским. картинка pic e2b282ad7d69bb480f07306938e8250b

Но главная причина неприязни тлинкитов к русским промышленникам была в другом. Изначально наши «конкистадоры» пришли на побережье Аляски ради добычи каланов (морских бобров) и продажи их меха в Китай. Как пишет современный российский историк Александр Зорин, «хищнический промысел морского зверя, который развернула Российско-Американская компания, подрывал основу экономического благосостояния тлинкитов, лишая их главного товара в выгодной торговле с англо-американскими морскими торговцами, чьи подстрекательские действия послужили своеобразным катализатором, ускорившим развязывание назревавшего военного конфликта. Необдуманные и грубые поступки русских послужили толчком к объединению тлинкитов в борьбе за изгнание РАК со своих территорий. Борьба эта вылилась в открытую войну против русских поселений и промысловых партий, которую тлинкиты вели как в составе обширных союзов, так и силами отдельных кланов».

Интриги американцев

Историки до сих пор спорят о роли американцев (в России их тогда называли бостонцами) в провоцировании индейского восстания против России в 1802 году. Академик Николай Болховитинов не отрицает роль этого фактора, но считает, что «происки бостонцев» были намеренно преувеличены руководством Российско-Американской компании, а на самом деле «большинство английских и американских капитанов занимали нейтральную позицию либо благожелательно относились к русским». Тем не менее одним из непосредственных поводов к выступлению тлинкитов стали действия капитана американского судна «Глоуб» Уильяма Каннингема. Он пригрозил индейцам полным прекращением с ними всяческой торговли, если они не избавятся от русского присутствия на их земле.

Как индейцы относятся к русским. preview db74c2a54dfdac68f7160364a292a67a. Как индейцы относятся к русским фото. Как индейцы относятся к русским-preview db74c2a54dfdac68f7160364a292a67a. картинка Как индейцы относятся к русским. картинка preview db74c2a54dfdac68f7160364a292a67a

Ситка. Братская могила русских моряков, погибших в войне с тлинкитами в 1804 году

В результате в июне 1802 года тлинкиты в количестве полутора тысяч неожиданно атаковали и сожгли крепость Михаила Архангела на острове Ситка, уничтожив ее немногочисленный гарнизон. Любопытно, что и в обороне русского поселения, и в нападении на него участвовало несколько американских матросов, причем некоторые из них дезертировали с американского судна «Дженни», которым командовал капитан Джон Крокер. На следующий день, также воспользовавшись фактором внезапности, индейцы перебили возвращавшуюся в крепость промысловую партию, а взятых в плен полукровок-креолов Василия Кочесова и Алексея Евглевского до смерти замучили пытками. Через несколько дней тлинкиты уничтожили 168 человек из Ситхинской партии Ивана Урбанова. Уцелевших русских, кадьякцев и алеутов, в том числе вызволенных из плена женщин и детей, взяли на борт оказавшиеся поблизости британский бриг «Юникорн» и два американских судна — «Алерт» и небезызвестный «Глоуб». Как горько замечает Болховитинов, его капитан Уильям Каннингем захотел «по-видимому, полюбоваться результатами своей антирусской агитации».

Потеря Ситки стала тяжелым ударом для главного правителя русских колоний в Северной Америке Александра Баранова. Он с трудом удержался от немедленной мести и решил накопить силы для ответного удара по тлинкитам. Собрав внушительную флотилию из трех кораблей и 400 туземных байдарок, в апреле 1804 года Баранов отправился в карательную экспедицию против тлинкитов. Он намеренно выстроил свой маршрут не по кратчайшему пути, а по огромной дуге, чтобы наглядно убедить местных индейцев в русском могуществе и неизбежности наказания за разорение Ситки. Это ему удалось — при приближении русской эскадры тлинкиты в панике покидали свои селения и прятались в лесах. Вскоре к Баранову присоединился военный шлюп «Нева», совершавший под командованием знаменитого капитана Юрия Лисянского кругосветное путешествие. Итог сражения был предопределен — тлинкиты были разгромлены, а вместо уничтоженной ими крепости Михаила Архангела Баранов основал поселение Ново-Архангельск, ставшее столицей Русской Америки (теперь это город Ситка).

Однако на этом противостояние Российско-Американской компании с индейцами не закончилось — в августе 1805 года тлинкиты уничтожили русскую крепость Якутат. Известие об этом вызвало брожение среди коренных обитателей Аляски. Так тяжело восстановленный среди них авторитет России снова оказался под угрозой. По мнению Болховитинова, за время войны 1802-1805 годов погибло около полусотни русских и «и с ними еще много островитян», то есть союзных им аборигенов. Сколько людей потеряли тлинкиты, естественно, никто не считал.

Как индейцы относятся к русским. preview 6cb4aa0bd2be2b4cbe64a1d95172d693. Как индейцы относятся к русским фото. Как индейцы относятся к русским-preview 6cb4aa0bd2be2b4cbe64a1d95172d693. картинка Как индейцы относятся к русским. картинка preview 6cb4aa0bd2be2b4cbe64a1d95172d693

Церемония потлача (обмена дарами) у индейцев Северной Америки

Новые владельцы

Тут следует ответить на закономерный вопрос — почему владения огромной и могущественной Российской империи оказались так уязвимы перед нападениями сравнительно небольшого племени диких индейцев? Тому было две причины, тесно связанные между собой. Во-первых, собственно русское население Аляски тогда составляло несколько сотен человек. Ни правительство, ни Российско-Американская компания не озаботились заселением и хозяйственным освоением этой огромной территории. Для сравнения: за четверть века до этого только в Канаду с юга переселилось свыше 50 тысяч лоялистов — британских колонистов, сохранивших верность английскому королю и не признавших независимость США. Во-вторых, у русских поселенцев катастрофически не хватало снаряжения и современного вооружения, в то время как противостоящих им тлинкитов англичане и американцы регулярно снабжали ружьями и даже пушками. Посетивший с инспекционной поездкой Аляску в 1805 году русский дипломат Николай Резанов отмечал, что у индейцев «ружья английские, а у нас охотские, которые никогда никуда за негодностию их не употребляются».

Как индейцы относятся к русским. pic ba413188b6c9ab8976c6b890ec3f5d71. Как индейцы относятся к русским фото. Как индейцы относятся к русским-pic ba413188b6c9ab8976c6b890ec3f5d71. картинка Как индейцы относятся к русским. картинка pic ba413188b6c9ab8976c6b890ec3f5d71

Находясь на Аляске, Резанов в сентябре 1805 года купил у зашедшего в Ново-Архангельск американского капитана Джона Д’Вулфа трехмачтовую бригантину «Юнона», а весной следующего года со стапелей местной верфи торжественно спустили на воду восьмипушечный тендер «Авось». На этих кораблях в 1806 году Резанов отправился из Ново-Архангельска в испанский форт Сан-Франциско. Он рассчитывал договориться с испанцами, владевшими тогда Калифорнией, о торговых поставках продовольствия для Русской Америки. Нам вся эта история известна по популярной рок-опере «Юнона и Авось», романтический сюжет которой основан на реальных событиях.

Заключенное в 1805 году перемирие между Барановым и верховным вождем тлинкитского клана киксади Катлианом зафиксировало хрупкий статус-кво в регионе. Индейцам не удалось изгнать русских со своей территории, но они сумели отстоять свободу. В свою очередь, Российско-Американская компания хоть и вынуждена была считаться с тлинкитами, но смогла сохранить свой морской промысел на их землях. Вооруженные стычки между индейцами и русскими промышленниками неоднократно случались на протяжении всей последующей истории Русской Америки, но всякий раз администрации РАК удавалось их локализовать, не доводя ситуацию до крупномасштабной войны, как в 1802-1805 годах.

Переход Аляски под юрисдикцию Соединенных Штатов тлинкиты встретили с возмущением. Они считали, что русские не имели права продавать их земли. Когда потом в конфликты с индейцами вступали американцы, они всегда действовали в свойственной им манере: на любые попытки сопротивления немедленно отвечали карательными рейдами. Тлинкиты очень обрадовались, когда в 1877 году США временно вывели свой воинский контингент с Аляски для борьбы с индейцами племени не-персе в Айдахо. Они простодушно решили, что американцы покинули их земли навсегда. Оставшись без вооруженной защиты, американская администрация Ситки (так теперь назывался Ново-Архангельск) спешно собрала ополчение из местных жителей, главным образом русского происхождения. Только благодаря этому удалось избежать повторения резни 75-летней давности.

Как индейцы относятся к русским. preview 5b04c96d14afacd2a99471346dbc7898. Как индейцы относятся к русским фото. Как индейцы относятся к русским-preview 5b04c96d14afacd2a99471346dbc7898. картинка Как индейцы относятся к русским. картинка preview 5b04c96d14afacd2a99471346dbc7898

Город Ситка (Аляска, США), современный вид. Справа — православный собор Михаила Архангела

Фото: Luc Novovitch / Globallookpress.com

Любопытно, что история русско-тлинкитского противостояния не закончилась с продажей Аляски американцам. Формальное перемирие 1805 года между Барановым и Катлианом аборигены не признавали, поскольку оно было заключено без соблюдения соответствующих индейских обрядов. И лишь в октябре 2004 года по инициативе старейшин клана киксади и американских властей на священной поляне тлинкитов состоялась символическая церемония примирения России с индейцами. Россию в ней представляла Ирина Афросина — прапраправнучка первого главного правителя русских колоний в Северной Америке Александра Баранова.

Источник

«Народ убийственный и злой». Как русские с индейцами за Аляску воевали

Как индейцы относятся к русским. indejtsy tlinkity. Как индейцы относятся к русским фото. Как индейцы относятся к русским-indejtsy tlinkity. картинка Как индейцы относятся к русским. картинка indejtsy tlinkity

Незадолго до начала Отечественной войны 1812 года на Аляске, входившей тогда в Российскую империю, разгорелась еще одна, куда менее известная война.

Индейцы-тлинкиты, жившие на Аляске с незапамятных времен, отказались безропотно подчиниться пришельцам и вынудили их пересмотреть планы колонизации. Русско-тлинкитская война стала одной их самых драматичных страниц в истории Русской Америки. А церемония примирения с тлинкитами состоялась лишь в 2004 году. Об этом рассказывает Радио Свобода.

«Кто получит опасную рану, тот должен умереть»

Во второй половине XVIII века русские первыми из европейцев начали освоение Северо-Западного побережья Америки. В 1784 году первое русское поселение было основано на острове Кадьяк, около 1795 года – на Алеутских островах. Алеуты и эскимосы подчинились колонизаторам. Но далеко не все коренные народы этих мест были согласны жить по навязанным правилам.

Продвигаясь на юг вдоль побережья Аляски, русские постепенно приближались к землям тлинкитов, одному из самых могущественных индейских племен.

– Русские называли их «колюжами» или «колошами». Такое прозвище им дали за то, что тлинкитские женщины вставляли в разрез на нижней губе особую втулку – «калужку», отчего губа вытягивалась и отвисала, – рассказывает Александр Зорин, кандидат исторических наук, главный хранитель Курского государственного областного музея археологии. –»Злее самых хищных зверей», «кровожаждущие варвары», «народ убийственный и злой» – так характеризовали тлинкитов русские первопроходцы. И у них были на то свои причины.

Суровые условия жизни закалили тлинкитов и сделали их грозными воинами. Индейские кланы часто враждовали между собой, поэтому каждого мужчину готовили к сражениям с раннего детства.

Как индейцы относятся к русским. 724d6b5f 4066 4d9e 82e2 1b28ca4f109d w650 r0 s. Как индейцы относятся к русским фото. Как индейцы относятся к русским-724d6b5f 4066 4d9e 82e2 1b28ca4f109d w650 r0 s. картинка Как индейцы относятся к русским. картинка 724d6b5f 4066 4d9e 82e2 1b28ca4f109d w650 r0 s

На Аляске русских насчитывалось совсем немного, в разы больше было эскимосов и алеутов.

Тлинкиты были грозными противниками еще и благодаря эффективной тактике боя. Подобно викингам, они могли неожиданно нагрянуть по морю: флотилии из нескольких десятков каноэ преодолевали за сутки до 300 верст. Скрытно подплыв к селению врага, индейцы нападали на рассвете, убивали и скальпировали большинство мужчин, обращали в рабство тех, кто уцелел, брали в плен женщин и детей, а потом сжигали все постройки дотла.

Из книги Юрия Лисянского «Путешествие вокруг света на корабле «Нева»:

«Со своими пленниками они поступают жестоко: предают их мучительной смерти … В этом бесчеловечном деле участвуют самые престарелые люди и дети. Один режет тело попавшего в плен, другой рвет или жжет, третий рубит руку, ногу или сдирает волосы. Последнее делается как с мертвыми, так и с измученными пленниками и совершается шаманами, которые сперва обрезывают вокруг черепа кожу, а потом, взяв за волосы, сдергивают ее. После этого головы несчастных жертв отрубаются и бросаются на поле или выставляются напоказ».

К встрече со столь умелым и безжалостным врагом русские первопроходцы оказались не готовы.

«А на головах со изображением лиц разных чудовищ претолстыя шишаки»

Первое вооруженное столкновение с тлинкитами произошло в 1792 году, когда экспедиция под руководством Баранова достигла острова Нучек.

– В России Александр Баранов известен далеко не так широко, как он того заслуживает. Его почти полностью затмила фигура основателя Русской Америки – Григория Шелихова. Но на самой Аляске Баранова знают лучше, и интерес к этой исторической личности не затухает, – поясняет Андрей Гринев, доктор исторических наук, профессор кафедры общественных наук Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. – И это вполне заслуженно, ведь вклад иркутского купца Баранова в историю Русской Америки никак не меньше, чем Шелихова. Баранов пытался воплотить в жизнь его планы и мечты, не щадя ни себя, ни других.

В ночь на 21 июня отряд индейцев напал на лагерь Баранова в свое излюбленное время – «в самую глубокую ночь перед зарею». Караульные не успели поднять тревогу – они не заметили врага, пока тот не подобрался вплотную.

Из письма Баранова Шелихову от 24 июля 1793 г.:

«Долго мы стреляли из ружей без успеха, ибо одеты они были в три и четыре ряда деревянными и плетенными куяками (доспехами. – Прим. С.Р.) и сверху еще прикрывались лосиными претолстыми плащами, а на головах со изображением лиц разных чудовищ претолстыя шишаки (шлемы. – Прим. С.Р.), коих никаких ни пули ни картечи наши непробивали и они подлинно в темноте страшнее самых адских чертей нам казались».

В схватке были убиты двое русских и девять кадьякцев, еще 15 человек были ранены. Тлинкиты, отступая, оставили на поле боя тела 12 своих воинов.

– Сам Баранов с тех самых пор и до конца своего пребывания в Америке всегда носил под одеждой стальную кольчугу. Но, похоже, обеспечить ими всех поголовно не удалось – не собрали нужного количества. Упоминаний о массовом использовании кольчуг так и не появилось, – уточняет Зорин.

Нападение индейцев не изменило планы Баранова продвинуться вдоль побережья Аляски дальше к югу, в страну тлинкитов. Уже в следующем 1793 году он послал к заливу Якутат первую промысловую партию. И хотя экспедиция завершилась успешно, найти общий язык с тлинкитами первопроходцы не смогли. Индейцев раздражало, что русские истребляют каланов на их охотничьих угодьях, а еще больше то, что они привели с собой заклятых врагов – эскимосов-чугачей. Даже внешний вид этих эскимосов вызывал у индейцев отвращение: их мужчины носили втулки в прорези под нижней губой, совсем как тлинкитские женщины.

«Сносить терпеливо маловажные досады»

Зимовать в местах промысла в окружении «не совсем приязненных колошей» было опасно, поэтому Баранов решил основать в Якутате надежную крепость. В августе 1795 года он прибыл в Якутат и начал переговоры с местным тоеном – вождем тлинкитов.

– Тоён, тойон, тайон – это варианты якутского слова, которое русские использовали на Аляске для обозначения местных вождей. Сами тлинкиты называли вождей «анкау», – уточняет Зорин.

Чтобы обеспечить соблюдение договоренностей, Баранов вытребовал в заложники племянника вождя, оставив взамен девять русских, трех кадьякцев и алеутку-толмачку.

На следующий год в Якутат отправилась новая промысловая партия. Она снова прошла успешно, поскольку русские обратились к индейцам с просьбой разрешить охоту на их угодьях и получили согласие.

Баранов же со своими людьми занимался строительством крепости у залива Якутат. Она стала первым постоянным поселением европейцев на землях тлинкитов.

Индейцы поначалу встретили новых соседей с опаской.

– Главный вождь местных тлинкитов лично посетил Баранова и, вероятно, под его нажимом согласился передать власть своему племяннику, который уже два года оставался заложником у русских. В документах тех лет он обозначен как «тоен Федор», поскольку принял православие – его крестным отцом был сам Баранов, – рассказывает Гринев. – Есть все основания полагать, что тоен Федор стал первым тлинкитом, принявшим христианство. Он и в дальнейшем поддерживал русских, выступая проводником их политики.

С 1797 года промысловые партии регулярно отправлялись в богатый каланами район острова Ситха. Именно на этом острове Баранов решил создать новую опорную базу к югу от Якутата. В 1799 году он договорился с вождями тлинкитов, что они уступят участок земли для нового поселения. 15 июля была заложена крепость, названная в честь архистратига Михаила.

Год основания поселения на Ситхе совпал со временем окончательного оформления Российско-Американской компании (РАК). Русские колонии на Аляске возглавил Баранов. В 1802 году он будет официально назначен главным правителем всех российских колоний в Америке.

Баранов стремился наладить хорошие отношения с тлинкитами, перетянуть их вождей на свою сторону угощениями и подарками. Так, «одаренному и обласканному» тоену Скаутлелту были вручены медный российский герб и «открытый лист», в котором говорилось о добровольной уступке русским места для поселения.

– То, что тлинкитские вожди принимали российские гербы, Баранов расценивал как знак повиновения России. Предполагалось, что тлинкиты будут демонстрировать их экипажам иностранных судов «с внушением о верноподданнических к Российской державе обязанностях», – говорит Гринев. – Однако иллюзии относительно того, что тлинкиты добровольно стали подданными России, быстро рассеялись. Индейцы воспринимали ситуацию иначе. Подаренные гербы они считали, по-видимому, родовыми тотемами русских или дорогими украшениями. И то, что вожди их принимали, совершенно не означало, что теперь они стали поданными какой-то абсолютно не известной им Российской империи. Ни один свободный человек, по пониманию индейцев, не мог добровольно расстаться со своей независимостью, согласиться стать рабом.

Добрососедские отношения с пришельцами сыграли с ситхинскими тлинкитами злую шутку – над ними начали надсмехаться гости из других кланов, называя рабами русских. Приезжие не упускали ни одного повода для конфликтов, постоянно затевали ссоры. Так, когда Баранов послал к индейским вождям свою толмачку с приглашением прибыть на праздник в крепость, приезжие тлинкиты ограбили ее и избили.

– В этой ситуации ярче всего проявился характер Баранова. Взяв с собой всего 22 человек и два фальконета, он отправился в селение тлинкитов, где было около 300 хорошо вооруженных воинов, – продолжает рассказ Гринев. – Сделав пару демонстративных залпов, Баранов собрал вождей и заставил виновных принести извинения. За примирением последовал обмен подарками и заверения в дружбе. Этот поступок очень высоко поднял авторитет Баранова среди индейцев.

Баранов сам проводил политику «мирного сосуществования» и требовал того же от подчиненных. Покидая Ситху, он назначил начальником Михайловской крепости Василия Медведникова, оставив ему наставление: «При нынешних наших малочисленных обстоятельствах удаляться и избегать должно и сносить терпеливо маловажные досады, от грубости и невежества народов (тлинкитов. – Прим. С.Р.) происходящие. Ни малейшей вещи от них без торгу, а колми паче без заплаты брать, или присваивать всемерно удерживаться и не кому не позволять. Рекомендую еще в дополнение тойонов приемом отличать, и когда что случиться, кормить, судя, что занятие нами мест их требует и от нашей стороны немалой благодарности».

«Подхватывали на копья и кололи»

На местах политики «мирного сосуществования» придерживались далеко не так последовательно, как требовал Баранов. Русские относились к индейцам свысока, а подчиненные им эскимосы и алеуты грабили тлинкитские захоронения, без разрешения забирали запасы вяленой рыбы, заготовленной на зиму. Недаром даже директор Российско-американской компании Кирилл Хлебников отзывался о своих подчиненных как о людях, лишенных «правил чести и доброй нравственности». Но больше всего индейцев не устраивало варварское истребление каланов в исконно тлинкитских водах.

Общее недовольство политикой пришельцев породило беспрецедентный союз: даже враждовавшие между собой роды и кланы объединились, чтобы изгнать русских с родной земли.

Из книги «Двукратное путешествие в Америку морских офицеров Хвостова и Давыдова, писанное сим последним»:

«Обхождение Русских в Ситке не могло подать Колюжам доброго о них мнения, ибо промышленные начали отнимать у них девок и делать им другие оскорбления. Соседственные Колюжи укоряли Ситкинских в том, что они попущают малому числу Русских властвовать над собою … Они советовали истребить промышленных и обещали дать нужную для того помощь».

Зимой 1802 года состоялся великий совет вождей, на котором было принято решение о начале войны. Поводом стало то, что в 1801 году русские убили одного из местных вождей, его жену и детей, а племянника другого вождя заковали в кандалы за незначительный проступок с его стороны. Был разработан четкий план военных действий.

Восстание 1802 года стало крупнейшим за всю историю Русской Америки. Первой нападению тлинкитов подверглась промысловая партия под начальством Ивана Кускова, в которую входило более 900 туземных охотников и около десятка русских. Индейцы атаковали партию 19 мая 1802 года, но быстро уничтожить ее не удалось. После нескольких схваток было заключено перемирие.

– Русское поселение не было готово к нападению. В стенах крепости оставалось не более половины гарнизона – остальные были на промысле, – продолжает рассказ Зорин. – Индейцы атаковали одновременно с двух направлений – из леса и со стороны залива, приплыв на боевых каноэ. Воины в устрашающих шлемах издавали «страшный рев и шум в подражании тех зверей, коих личины на себе имели, с одной целию, чтобы вселить более страха и ужаса».

Больше тысячи индейцев под командованием Скаутлелта подступили к стенам. Защитники крепости укрылись в казарме. Нападающие окружили здание и открыли огонь по окнам. Русские пытались отстреливаться, но их было слишком мало.

– Когда нападающие вышибли дверь, защитники казармы дали по ним залп из пушки и ненадолго отбросили противника. Но закрепить успех было нечем: оружейные снаряды хранились на втором этаже, а попасть туда можно было только по внешней лестнице, уже занятой индейцами, – говорит Зорин. – Тлинкиты подожгли кровлю здания и вскоре пламя охватило весь блокгауз. Все защитники крепости были перебиты, строения сожжены дотла, селение разграблено, а уцелевшие женщины и дети взяты в плен.

Из воспоминаний попавшей в плен алеутки Екатерины Лебедевой:

«Когда чрезвычайно усилился огонь тогда руские бросались сверху на землю… коих колоши подхватывали на копья и кололи, – видно толко было, что всех на улице кололи, строение жгли, имущество компанейское и промысел бобровый, как и нас … делили по себе».

Через несколько дней после падения Михайловской крепости в Ситхинский залив зашел бриг «Юникорн» английского капитана Генри Барбера, а затем и два американских корабля. Среди них был и корабль Уильяма Каннингема – того самого, что грозился прекратить торговлю, если тлинкиты не уничтожат русскую крепость.

В доказательство серьезности своих намерений, суда открыли огонь по индейским каноэ, потопив несколько из них. Оставшихся в живых тлинкитов американский капитан Джон Эббетс поднял на борт и обменял на пленных кадьякских женщин.

– Меха достались Барберу. А освобожденных пленных он доставил на Кадьяк, где запросил за их спасение и содержание в пути огромные деньги – 50 тысяч рублей. Баранову пришлось долго убеждать авантюриста снизить цену. Лишь после долгих споров, Барбер отпустил русских и кадьякцев за пятую часть от изначальной суммы – 10 тысяч рублей, выплаченных мехами, – говорит Гринев. – Немалая выгода, полученная Барбером, заставила правление Российско-американской компании заподозрить, что именно он подстрекал индейцев к «мятежу».

Падение Михайловской крепости и уничтожение «ситхинской» партии стали тяжелым ударом для компании, ослабили ее и сказались на темпах освоения Аляски.

– В целом летом 1802 года компания потеряла убитыми 203 человека. Масштаб потерь становится понятнее, если учитывать, что в те годы в Русской Америке насчитывалось всего лишь около 350–450 русских, – говорит Зорин. – Граница российских владений отодвинулись на север до Якутата. Были потеряны богатейшие промысловые угодья, дававшие тысячи шкур калана за один сезон. Колонизация Америки резко затормозилось, а русский престиж в глазах аборигенов был серьезно подорван.

«У некоторых пленных было по пяти ран в ляжках от ружейных пуль»

После падения Михайловской крепости прошло почти два года, прежде чем Баранов смог собрать достаточно сил для восстановления русского форпоста на Ситхе.

– В мае 1804 года Баранов выступил в поход на Ситху из Якутата во главе мощного ополчения. В него вошли 120 русских и около 900 «жителей кадьякских, аляскинских, кенайских и чугатских» – почти все северные враги тлинкитов. В виде исключения туземным союзникам даже выдали ружья, – рассказывает Зорин. – Экспедицию сопровождало четыре судна Российско-американской компании.

Непрочный союз тлинкитов, объединившихся перед угрозой со стороны внешнего врага, к тому времени уже распался.

К 19 сентября на Ситхе собрались основные силы ополчения Баранова. Тлинкиты построили здесь крепость, защищенную высоким частоколом из толстых бревен и фальконетами. Русские не вступали в бой, пока не индейцы первыми не спровоцировали конфликт.

– Тлинкиты внезапно атаковали группу байдарок и, отбив одну из них, застрелили двоих эскимосов. Убитым отрезали головы и для устрашения продемонстрировали всем остальным, – говорит Зорин. – Как только известие о случившемся получили в русском лагере, за нападавшими устроили погоню. Однако она вернулась ни с чем: тлинкиты сумели исчезнуть бесследно.

Во время следующего столкновения удача была на стороне русских.

– 29 сентября моряки «Невы» заметили направлявшуюся к берегу большую индейскую лодку. Как потом выяснилось, на ней с запасом пороха для предстоящей битвы возвращался от союзников вождь Катлиан, взявший на себя организацию сопротивления. Еще не подозревая об этом, Лисянский послал в погоню баркас. Заметив это, Катлиан сразу же сошел на берег и сумел добраться до своей крепости, а оставшиеся в лодке индейцы увели погоню за собой, – рассказывает Зорин. – Матросы стреляли по байдаре из ружей и фальконета, но тлинкиты продолжали грести, успевая еще и отстреливаться от преследователей. Однако вскоре один из пушечных выстрелов угодил прямо в мешки с порохом, и каноэ взлетело на воздух. Матросы выловили из воды шестерых тяжело израненных воинов. «Удивительно, каким образом могли они столь долго обороняться и в то же самое время заниматься греблей, – записал Лисянский. – У некоторых пленных было по пяти ран в ляжках от ружейных пуль».

Взрыв каноэ настолько поразил воображение тлинкитов, что о нем помнили и века спустя: уже в XX веке этнографы записали поминальную песню по погибшим.

Лишившись крупной партии боеприпасов, индейцы начали переговоры, но они ни к чему не привели. Сдать свою крепость тлинкиты отказывались, и 1 октября 1804 года Баранов решил взять ее штурмом.

– Индейцы отстреливались из ружей и фальконетов, но не могли сдержать напора атакующих. Штурм закончился бы успехом, если бы в ходе битвы внезапно не произошел перелом. Сначала кадьякцы и алеуты, а вслед за ними и некоторые русские не выдержали шквального огня и обратились в бегство. Тлинкиты тут же устроили вылазку, чтобы закрепить успех. Положение спас Лисянский: он приказал открыть огонь из судовых орудий, прикрывая отступление. Это вынудило тлинкитов прекратить преследование и вернуться под защиту крепостных стен, – продолжает рассказ Зорин. – Тлинкитские предания сохранили память о подвиге, совершенном в этом бою самим Катлианом. Вооружившись кузнечным молотом, он с несколькими воинами прошел по дну неглубокой речки и внезапно обрушился на врага с тыла. Возможно, именно этот неожиданный маневр и породил панику среди осаждавших – в сумерках они могли решить, что к ним подобрались крупные силы неприятеля.

Приступ был сорван. Но боеприпасы индейцев заканчивались, а без пороха они не могли отразить еще одно нападение русских. Катлиан был вынужден начать переговоры. Он тянул время, надеясь получить подмогу от союзников, но никто не явился на помощь.

– В ночь на 7 октября осажденные тайно покинули крепость: по всей видимости, они не доверяли русским и предпочли бежать, – говорит Гринев. – Невдалеке от индейской крепости Баранов основал Ново-Архангельск, который стал столицей Русской Америки и опорной базой для продвижения на юг, в Калифорнию. Основание новой крепости на Ситхе подняло авторитет Баранова среди индейцев на небывалую высоту. А на родине за «реконкисту» Ситхи Александр Андреевич был награжден орденом Св. Анны второй степени.

Отступив, Катлиан продолжал сопротивление: его воины нападали на отдельные группы туземных охотников. Но поддержки со стороны остальных индейских кланов он не получил и вынужден был прекратить борьбу. 28 июля 1805 года Катлиан лично прибыл в Ново-Архангельск и преподнес в дар Баранову одеяло из чернобурых лисиц в знак примирения.

Уже через месяц после заключения мирного договора между ситкинцами и Барановым индейцы снова вышли на тропу войны. На этот раз нападению подверглись крепость и селение на Якутате.

– Главной причиной недовольства стало то, что русские перекрыли доступ к рыболовными угодьями. Согласно тлинкитским преданиям, русские построили запор на реке Тавал-крик, и рыба перестала приходить в озера выше по течению, что вызвало голод в индейских селениях. Кроме того, русские открывали запор только когда по реке проезжал вождь, а с простых индейцев брали за проезд шкуру калана. Беднякам, которые не могли заплатить, приходилось перетаскивать свои тяжелые каноэ волоком, по берегу, – объясняет Гринев.

У индейцев были и другие, не менее веские, основания, чтобы попытаться избавиться от русских. Тлинкитов возмущало, что им так и не заплатили за землю под поселение, хотя Баранов обещал это сделать. Их оскорбляло грубое и пренебрежительное отношение со стороны пришельцев. Работники из числа индейцев не получали плату за свой труд. Скучающие поселенцы порой захватывали индейских женщин, а когда надоедят, отсылали их обратно к мужьям. И даже попытки русских «причинить добро» имели обратный эффект. На острове Кадьяк была открыта школа для обучения индейских детей, где в свободное время учеников привлекали к несложным работам. Индейцы воспринимали такую благотворительность как рабство.

Николай Резанов писал, что из 40 человек в Якутате удалось спастись только восьми мужчинам, двум женщинам и трем мальчикам.

«Сделались не те, что они были в прежнее время»

После этого сокрушительного поражения начался период «холодной войны». Тлинкиты больше не нападали открыто, а искали случай уничтожить небольшие отряды так, чтобы нельзя было отыскать и покарать виновных. Такая тактика привела к тому, что русские стали бояться уходить далеко от Ново-Архангельска. Временами они оказывались, по сути, на осадном положении, что приводило к голоду и болезням.

– В 1818 году закончилась «эра Баранова» в истории Русской Америки. Отслужив более 25 лет, он покинул русские колонии. Проститься с Барановым съехались многие тлинкитские вожди. Одному из них – своему старому другу, вождю общины Аук – Баранов подарил свою кольчугу, не раз спасавшую ему жизнь. Сейчас эта реликвия хранится в Национальном музее США, – говорит Гринев.

Русские не упускали ни одного случая улучшить отношения с тлинкитами.

– В 1818 году официальное мирное соглашение с соблюдением индейского обычая обмена заложниками был заключено с кланом кагвантан, вторым по значимости на Ситке и считавшимся наиболее воинственным, – говорит Зорин. – В 1821 году тлинкитам было позволено вернуться к месту их прежнего селения на Ситхе. Они обосновались рядом с Ново-Архангельском, где и живут по сей день. Это улучшило отношения с ситхинскими тлинкитами, но напряженность в отношениях с жителями других индейских кланов и родов продолжала сохраняться.

– Большие людские потери ослабили индейцев, им стало сложнее оказывать сопротивление колонизаторам, – поясняет Гринев. – А главное, к лучшему изменилось и само отношение к русским: во время эпидемии они проводили вакцинацию и помогали справиться с болезнью, в то время как индейские шаманы оказались бессильны перед оспой.

Из донесения управляющего Российско-американской компанией Адольфа Этолина:

«Колоши ныне до того сблизились с русскими, что считают их своими друзьями и благодетелями и, постигнув всю выгоду, получаемую от соседства русских, не могут без сношений с ними обойтись и совсем уже сделались не те, что они были в прежнее время».

– Русско-тлинкитская война медленно сошла на нет и закончилась компромиссом, более-менее приемлемым для обеих сторон. Ни одна из них не может причислить себя к победителям, – резюмирует Зорин. – Тлинкиты не сумели достичь своей главной цели – изгнать русских со своих земель. Компания тоже не смогла добиться своего – подчинить тлинкитов, как жителей Кадьяка или Алеутских островов.

Как индейцы относятся к русским. 6217f468 da5b 4390 8649 93cfa17a8095 w650 r1 s. Как индейцы относятся к русским фото. Как индейцы относятся к русским-6217f468 da5b 4390 8649 93cfa17a8095 w650 r1 s. картинка Как индейцы относятся к русским. картинка 6217f468 da5b 4390 8649 93cfa17a8095 w650 r1 s

Осенью 2004 года, спустя двести лет после сражения на Ситхе, на территории Национального исторического парка Ситки (название Ситка стало официальным уже после передачи Аляски США. – Прим. А. Гринева) была проведена официальная церемония примирения между тлинкитским кланом киксади и Россией. Перемирие, заключенное между Катлианом и Барановым в 1805 году без соблюдения тонкостей индейского протокола, тлинкитами не признавалось. Новую церемонию примирения провели рядом с тотемным столбом вождя Катлиана, установленным в 1999 году.

В 1989 году в городе Ситка на частные средства был установлен еще один памятник – Александру Баранову. Но в ночь перед открытием кто-то отрезал скульптуре нос, понадобилась срочная реставрация. В 2013 году скульптура снова был испорчена порезами на носу и лбу. А в 2020 году зазвучали требования вообще убрать памятник и даже сбросить его в океан.

– Все это в значительной мере было инициировано тем, что началось в США после убийства Джорджа Флойда. Тогда поднялась очередная волна ревизии колониального наследия, и началась настоящая война с историческими памятниками, – объясняет Гринев. – Сноса монумента основателю Ситки потребовали члены местной общины тлинкитов при поддержке сочувствующих из числа других этнических групп и белых активистов. Было собрано более двух тысяч подписей.

– Далеко не все жители Ситки и даже не все тлинкиты хотели сноса, – подтверждает Зорин. – Чтобы утихомирить страсти, скульптуру сначала сняли с пьедестала и установили просто на землю. А затем памятник после долгих обсуждений решили перенести из центра города внутрь исторического музея.

Как индейцы относятся к русским. ea96c977 ed3f 47b1 9844 063534c7294b w650 r0 s. Как индейцы относятся к русским фото. Как индейцы относятся к русским-ea96c977 ed3f 47b1 9844 063534c7294b w650 r0 s. картинка Как индейцы относятся к русским. картинка ea96c977 ed3f 47b1 9844 063534c7294b w650 r0 s

В принятой по этому поводу декларации говорится, что, хотя Баранов и оставил «неизгладимый отпечаток» в истории Ситки, но при этом руководил порабощением, убийствами и грабежами коренного населения Аляски. «Насилие, которое он совершал, стало исторической травмой коренного населения и до сих пор причиняет боль его представителям». Лишь церемония официального примирения помогла «унять боль» тлинкитов и подвела черту под историей давней вражды.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *