Как инстаграм следит за пользователями
Пора заклеивать камеру? Instagram поймали на слежке за пользователями
Пользователи Instagram по всему миру неожиданно обнаружили, что приложение следит за ними, тайно активируя фронтальную камеру. Информация об этом всплыла совершенно случайно. Наш эксперт Николай Гринько разбирался, как защититься от слежки и поможет ли изолента на фронтальной камере сохранить приватность.
Некоторое время назад компания Apple начала готовить к выпуску новую версию операционной системы для iPhone – iOS 14. В общий доступ операционка пока не поступила, но ее бета-версия уже доступна для разработчиков и энтузиастов. Таким способом компания отлавливает различные баги и неисправности софта перед широким запуском.
Среди нововведений iOS 14 есть функция, позволяющая информировать пользователя о каждом включении камеры или микрофона гаджета. Установив операционную систему, пользователи с удивлением обнаружили, что индикатор включается при каждом запуске Instagram, даже если просто пролистывать в нем ленту фотографий.
Информация быстро распространилась по Сети, и представители Instagram сразу же заявили, что включение камеры происходит из-за ошибки в приложении, а на самом деле Instagram включает камеру только по желанию владельца смартфона.
Надо отметить, что Instagram – это далеко не первое и, судя по всему, не последнее приложение, которое обвиняют в слежке за пользователями. Самая свежая история такого рода произошла с TikTok – сервисом для создания и просмотра коротких видео, принадлежащим пекинской компании ByteDance.
Программисты, внимательно изучившие приложение, обнаружили, что оно собирает рекордное количество данных о пользователе: телефонный номер, тип процессора, объем памяти, данные обо всех установленных приложениях (даже удаленных), локальный IP, Mac-адрес, имя точки доступа Wi-Fi и геолокацию.
Этим все не ограничилось: спустя некоторое время выяснилось, что TikTok раз в секунду копирует текст из буфера обмена, а все полученные данные приложение отправляет в Сеть по незащищенным каналам.
Пользователям сообщили, что сбор данных – нормальная практика, так поступают многие (если не все) другие приложения.
Судя по всему, шум вокруг слежки Instagram тоже ни к чему не приведет. Возможно, приложение начнет запрашивать доступ к камере при каждом включении, но, скорее всего, не произойдет и этого. Общая позиция производителей программ и гаджетов в отношении приватности такова: не хотите, чтобы за вами следили, – не пользуйтесь смартфоном. Хотите пользоваться – терпите слежку.
Немного странно, что общественность больше всего волнует именно доступ к камере. Люди боятся, что кто-нибудь получит доступ к их изображению, но при этом совершенно не заботятся о безопасности другой информации. Даже доступ каких-то приложений к микрофону беспокоит людей гораздо меньше, не говоря уже о тексте из буфера обмена. А ведь именно там могут оказаться, например, все данные вашей кредитной карты, которые вы вводили при совершении онлайн-покупки.
И еще немного конспирологической информации. В 2012 году компания Facebook приобрела Instagram за миллиард долларов. Ее владелец Марк Цукерберг неоднократно заявлял, что компания не собирает никакой пользовательской информации, а если и собирает, то очень немного.
Однако несколько лет назад Сеть облетела фотография Цукерберга на рабочем месте, на которой внимательные пользователи разглядели кусочки черной изоленты, которыми он заклеил камеру и микрофон своего ноутбука.
Если уж даже сам владелец Facebook и Instagram осознает, что за ним может вестись слежка, то обычные пользователи, пожалуй, могут быть уверены в этом на сто процентов: за ними следят. Как с этим бороться – неизвестно. Не оклеивать же изолентой весь смартфон. Хотя.
Агент Instagram: как соцсеть подслушивает и следит за своими пользователями
В интернет-пространстве не раз писали, что известные социальные сети могут прослушивать своих пользователей и следить за ними. Однако ни одних реальных доказательств этого не было приведено. В нашем сегодняшнем материале попробуем разобраться, имеют ли место такие действия со стороны представителей соцсетей.
Instagram является специальным приложением, в котором пользователи могут обмениваться фотографиями и видеозаписями. Также к ним можно применять различного формата фильтры и распространять их в другие социальные сети. Разработкой данного приложения занимались в Сан-Франциско, а десять лет назад приложение можно было скачать в App Store. Восемь лет назад Instagram приобрела компания Facebook за триста миллионов долларов в денежном эквиваленте. Также Facebook заплатили двадцать три миллиона акций компании. В итоге сумма приобретения составила один миллиард в американской валюте.
Правда или нет, что Instagram ведет слежку за пользователями
Не так давно стало известно: пользователь Instagram решил доказать, что приложение активно отслеживает своих пользователей.
Блогер разместил пост с нижеуказанной информацией:
«Инстаграм подслушивает ваши разговоры оффлайн и использует для таргетинга рекламы«, — написал в своем блоге разработчик и предприниматель Дамиан Ле Нуай.
В качестве доказательств Дамиан сообщил, что в своей ленте в социальной сети он обнаружил рекламу товара, который никогда не искал в интернет-пространстве. Более того, он не обсуждал его в различных группах и не делился о нем информацией. При этом он обсуждал этот товар во время личного общения с другими людьми в кафе. Для того чтобы проверить реальность прослушивания сотрудниками Инстаграм живого общения пользователей он решил провести некий эксперимент.
Для этого блогер решил пойти на прогулку в горы, взяв с собой свою семью и iPhone. На протяжении четырех часов он обсуждал с сестрой микропроектор, который можно подключать к телефону по Bluetooth и проецировать при его помощи видео на стены. После того как он вернулся домой, на следующие сутки в ленте приложение он увидел рекламу такого же проектора, о котором говорил с сестрой.
При этом во время прогулки телефон был в режиме низкого потребления энергии, а связь была очень плохой в горах. Однако в Инстаграме есть доступ к микрофону в настройках приватности.
Блогер предположил, что приложение может записывать аудио личных разговоров, но не может передать его по сети. Единственное, что удается, расшифровать текст и выделить ключевые слова. Таким образом, данный метод используется в рекламе. Также Ле Нуай предполагает, что распознавание и обработки речи происходит благодаря приложению библиотек. Блогер считает данные действия компании недопустимыми, ведь они по сути без разрешения используют информацию частных разговоров пользователей.
Facebook тоже прослушивает разговоры своих «жильцов»
По словам профессора по массовым коммуникациям Келли Бернс, представители Facebook занимаются прослушиванием разговоров пользователей. На текущий момент она провела несколько экспериментов в надежде опровергнуть такие гипотезы, но пока они лишь подтверждаются.
Правда, представитель Facebook официально заявил, что «аудио с микрофона не используется никоим образом для содержательного наполнения рекламных объявлений или ленты новостей». При этом в справочной информации Facebook сообщается, что приложение через микрофон слушает, «что происходит вокруг пользователя», чтобы распознавать музыку, которую он включает, фильмы и шоу, которые смотрит, и предлагать релевантный вкусам контент. Но запись этих звуков не ведётся.
Эксперт рассказал, как следят за пользователями Instagram
Instagram, как и любая другая социальная сеть, собирает данные о действиях пользователей. В основном сбор осуществляется для корректной работы платформы, однако персональные данные могут использоваться и в коммерческих целях, рассказал агентству Прайм эксперт проекта НАФИ «Цифровой гражданин» Аслан Субханкулов.
«Сбор данных необходим для эффективного рекламного таргетинга. Отслеживается интернет-активность пользователя — его запросы в поисковых системах, предыдущие клики на рекламные объявления и, как оказалось, даже личные данные аккаунтов», — отмечает эксперт.
Также в Instagram отслеживается, с какими публикациями пользователь взаимодействует, какие сториз смотрит.
Как прочитать чужую переписку в Инстаграме
Каждый скорее всего задумывался о том, как узнать с кем переписывается человек в Инстаграме и с кем общается чаще всего. Желание подглядывать у людей в крови. Этим объясняется постоянная слежка друг за другом. Потому в народе и популярны реалити-шоу вроде «За стеклом» или «Дом-2». Цифровой мир тоже соблазняет за кем-либо проследить. Благо в нём имеются все необходимые для этого средства. И в Инстаграме мы постоянно следим за любимыми блогерами, за друзьями, родственниками, за бывшими и их новыми половинками. Просматриваем, кого лайкают, что репостят, на кого подписаны.
С помощью сервиса Инсташпион от Zengram можно следить за любым аккаунтом в Instagram. Отслеживать лайки, подписки и другую активность в этой социальной сети. Давайте разберёмся, кому нужен такой сервис и как он работает.
За кем можно следить в Инстаграм и зачем это нужно
Слежка в Инстаграм может понадобиться в различных целях. Например, посмотреть, какие вкусы у понравившейся девушки. Или проследить за аккаунтами детей, чтобы у них не было подписок на нежелательный контент. В бизнесе, который уделяет внимание развитию своих страниц в соцсетях, тоже очень важно знать, какие действия предпринимают конкуренты.
Как прочитать чужую переписку в Инстаграме? Как узнать с кем переписывается человек больше всего? Инсташпион поможет вам.
Самое главное, что следящий, который использует этот сервис, всегда остается анонимным.
В целом можно сформировать список людей – за кем можно следить с помощью Инсташпиона:
за супругами, чтобы убедиться в верности или неверности партнёра;
за понравившейся девушкой (парнем), чтобы быть в курсе её (или его) предпочтений;
за друзьями, чтобы быть в тренде или подготовить правильные подарки к праздникам;
за детьми для обеспечения их безопасности;
Инстаграм подслушивает и следит за пользователями?
«Инстаграм подслушивает ваши разговоры оффлайн и использует для таргетинга рекламы», написал в своем блоге разработчик и предприниматель Дамиан ле Нуай. Сначала он увидел в своей ленте Инстаграм рекламу продукта, который никогда не искал в интернете, не обсуждал в соцсетях, не лайкал и не делился информацией о нём. Зато обсуждал его с друзьями в «живой» беседе в кафе.
Чтобы проверить, действительно ли для рекламы может использоваться содержание общения, он провел эксперимент. Отправился на прогулку в горы с семьёй и iPhone в кармане. В течение шестичасовой прогулки он обсудил с сестрой только один продукт: микропроектор, который можно по Bluetooth подключить к телефону и проецировать с его помощью снятые телефоном видео на стены.
На следующий день в ленте Инстаграма он увидел рекламу именно такого проектора, который хотел.
Интересно, что телефон во время прогулки был в режиме низкого энергопотребления (low battery mode), связь в горах была плохая. Но у Инстаграма в настройках приватности был доступ к микрофону.
Ле Нуай предполагает, что Инстаграм записывает аудио разговоров, но не передает его по сети, а прямо на устройстве расшифровывает в текст и выделяет ключевые слова, а их уже потом отправляет для использования в рекламных технологиях. Может быть, именно наличие внутри приложения библиотек для распознавания языков и обработки речи и делает его таким большим, оно «весит» 77 мегабайт.
Впрочем, может быть, записывается именно речь в аудио, а на сервера передается уже потом, когда качество связи начинает это позволять.
В любом случае, с точки зрения приватности анализ в реальном времени частных разговоров без предупреждения ле Нуай считает недопустимым. И советует не давать Инстаграму постоянный доступ к микрофону, а включать его при необходимости.
Интересно, что ле Нуай не единственный пользователь Инстаграм, который заподозрил приложение в «подслушивании». В свою очередь, Инстаграм — не единственное приложение, заподозренное в такой активности.
Год назад писательница Дейдра Риггс сообщала об аналогичных наблюдениях: реклама в Инстаграме по теме разговоров «в присутствии» смартфона. В комментариях к заметке четыре человека написали, что сталкивались с такой же рекламой. Один из четверых увидел рекламу, связанную не с его собственными словами, а с рассказом собеседницы (мужчину изрядно удивило объявление, касающееся обвития пуповиной эмбрионов, так как ни беременных женщин, ни младенцев в его личной жизни на тот момент не было). Еще один комментатор встретился с рекламой по ключевым словам, которые употреблял в текстовой переписке.
Мобильное приложение Facebook тоже запрашивает доступ к микрофону, и сообщения о мистическом совпадении рекламы с темами разговоров тоже появляются то тут, то там в Интернете.
Профессор массовых коммуникаций университета Южной Флориды Келли Бёрнс в комментарии газете Independent не только предположила, что Facebook прослушивает разговоры, но и уточнила, что проводила эксперименты с целью опровергнуть или подтвердить эту гипотезу, и пока гипотеза подтверждается.
Но представитель Facebook официально заявил, что»аудио с микрофона не используется никоим образом для содержательного наполнения рекламных объявлений или ленты новостей». При этом в справочной информации Facebook сообщается, что приложение через микрофон слушает, «что происходит вокруг пользователя», чтобы распознавать музыку, которую он включает, фильмы и шоу, которые смотрит, и предлагать релевантный вкусам контент. Но запись этих звуков не ведётся.
Коллумнистка BBC предложила знакомым разработчикам проверить, возможна ли техническая реализация того, что предполагает ле Нуай в отношении Инстаграм. Разработчики создали прототип приложения, установили на телефон, положили его рядом с собой и начали беседовать, наблюдая, как на экране появляется «набираемый» приложением текст их разговора.
Подключить вывод таргетированной по ключевым словам рекламы тоже оказалось несложно. По словам разработчиков, внутри операционной системы Android уже достаточно возможностей для реализации таких функций, они в основном использовали уже имевшийся в системе код.
Есть несколько аргументов, которые озвучивают противники гипотезы «подслушивания»:
у Facebook и других продуктов этой компании (WhatsApp, Instagram) и так достаточно данных для таргетинга рекламы: поведение и связи людей в соцсетях, посещение сайтов, перемещение на местности и так далее
совпадения рекламы с темой разговоров можно объяснить иными способами: возможно, ваши собеседники искали в Google информацию о том, что вы обсуждали, или как-то взаимодействовали с ней в Facebook, а рекламу показали и вам на основе вашей связи и общих интересов
маловероятные и странные случайности происходят гораздо чаще, чем кажется человеку. Особенности эволюции и устройства нашего мозга заставляют нам искать всему объяснения и связывать причинно-следственными отношениями всё подряд
анализ голоса, тем более в режиме реального времени, слишком ресурсозатратен, возможно, сложен технически, неоправдан с точки зрения соотношения инвестиций и прибыли (разработчики из эксперимента BBC работали только с Android, возможно, в iOS это действительно сложнее реализовать)
нет гарантии и не очень верится, что люди точно помнят, искали они что-то по обсуждаемой теме или нет, писали и лайкали в Facebook или нет.
У сторонников гипотезы тоже есть свои аргументы:
Технически это возможно, не так сложно и ресурсозатратно как для компании, так и для пользователя (устройства), как кажется. У Facebook уже есть технологии и алгоритмы работы со звуком, снимаемым с микрофона устройства. У компании есть, например, патент, посвященный автоматическому переводу речи с одного языка на другой с предварительным распознаванием, который может работать и онлайн, и оффлайн.
Крупные компании, особенно IT-гиганты, помешаны на сборе и анализе данных. Они готовы добывать и изучать любую информацию в поисках новых закономерностей, которые выведут их вперед в технологических инновациях и конкурентной борьбе
Рекламе всё сложнее бороться за внимание пользователя, а маркетологи ставят себе новые задачи в интернете — не только просмотры и клики, но продажи, подписки, лиды и так далее. Рекламодатели хотят новых возможностей и стратегий, а бизнес Facebook полностью основан на интернет-рекламе. Facebook и другие компании с похожей бизнес-моделью, возможно, готовы зайти очень далеко в борьбе за эффективность рекламы
Компании постоянно тестируют самые разные стратегии и технологии, поэтому если извлечение информации из разговоров и не поставлено на поток, оно может тестироваться на ограниченной выборке пользователей.
Кто прав в этом споре, пока неясно. И вам решать, насколько лично вас беспокоит возможность автоматического анализа оффлайновых разговоров.
Но мы рекомендуем как можно более осознанно управлять доступом приложений к функциям смартфона и к личным данным. Когда приложение запрашивает доступ к камере, микрофону, геолокации, файлам на устройстве — подумайте, насколько вам объективно нужна требующая такого доступа функциональность и что весомее: получаемая от приложения польза или потенциальный вред от отправки ваших приватных данных рекламным сетям и другим «третьим сторонам».
Как отключить слежку в Instagram
Instagram хранит список интересов пользователя внутри мобильного приложения, но найти его не так-то просто, сообщает портал Business Insider. Как отмечают в соцсети, этот перечень вероятных увлечений пользователя составляется на базе статистики и учитывает те аккаунты, на которые он подписан, кого он лайкает или комментирует и на какие ссылки кликает.
Список того, что вам якобы нравится по версии Instagram, хранится в открытом для пользователя доступе, но добраться до него случайно вряд ли получится.
Для этого необходимо перейти в собственный профиль и нажать на иконку в верхнем правом углу (три горизонтальные полоски). В выпадающем меню нужно кликнуть на вкладку «Настройки», обозначенную шестеренкой.
Далее потребуется кнопка «Безопасность», а затем — «Доступ к данным». Необходимо промотать всю страницу до самого конца, пока не появится раздел «Реклама». Нужно нажать на ссылку «показать все» во вкладке «интересы, учитывающиеся при показе рекламы».
Если все было сделано правильно, то Instagram покажет список тем, которые могут быть интересны владельцу аккаунта.
Корреспондент «Газеты.Ru» из десяти первых интересов из списка на экране выделил семь, которые действительно совпали с реальностью. Остальные совпали частично, но увлечений, которые были бы совсем мимо кассы, в списке не нашлось.
Таким образом, Instagram довольно точно предсказывает интересы пользователя, собирая о нем огромные массивы данных и передавая их рекламодателям для настройки таргетинга. Пока эта информация хранится на серверах Facebook, владеющей Instagram, опасности для юзера нет. Однако компания Марка Цукерберга печально известна своими утечками в прошлом, так что для собственной безопасности желательно максимально ограничить ей доступ к информации, хранящейся в профиле.
Сделать это можно следующим образом — необходимо зайти в «Настройки» Facebook [персональные настройки рекламы в Facebook автоматически распространятся и на Instagram]. Во вкладке «Реклама» есть «Настройки рекламы», в которых напротив каждого пункта нужно установить параметр «запрещено».
Что же касается строчки «Рекламодатели и компании», то в ней есть подпункт «Рекламодатели, скачавшие файл с информацией о вас и показывающие вам рекламу».
Если ранее вы не ограничивали настройки рекламы в Facebook, то увидите там список компаний, чьи объявления встречаются в вашей ленте новостей. Каждую из этих организаций можно отключить вручную.
Известно, что поисковая система Google тоже собирает данные о каждом конкретном пользователе и хранит его вероятные интересы в виде списка. Как сообщала «Газета.Ru» в ноябре прошлого года, алгоритмы Google предсказывают возраст, пол, семейное положение, образование и личные интересы пользователя, причем каждое из этих заключений либо является правильным, либо имеет небольшую погрешность.
Чтобы узнать, что Google думает о вас, необходимо открыть браузер Chrome и кликнуть по аватарке профиля в правом верхнем углу экрана. В открывшемся окошке нужно нажать на кнопку «Управление аккаунтом Google».
На новой странице необходимо найти вкладку «Конфиденциальность и персонализация» и нажать на ссылку «Управление данными и персонализация». В этом меню находится вкладка «Персонализация рекламы» и ссылка «Настроить рекламу».
По клику на нее открываются параметры для персонализации рекламы, в которых можно увидеть предполагаемый список интересов, а также выводы о жизни пользователя.
На этой же странице можно отключить функцию персонализации рекламы, перетащив в сторону соответствующий бегунок. При отключении Google предупредит о том, что рекламные объявления в браузере не исчезнут, но будут «менее полезными для вас».