Как интересно провести методическое объединение
Сценарий проведения методического объединения
Сценарий методического объединения «Эффективные формы привлечения обучающихся в детские объединения»
Просмотр содержимого документа
«Сценарий проведения методического объединения»
Разработка заседания методического объединения педагогов дополнительного образования на тему «Эффективные формы привлечения обучающихся в детские объединения»
Методист Хватова Татьяна Александровна
Время проведения: 22.11.2017 в 15.00 ч.
Место проведения: МАУ ДО Центр детского творчества
Участники: педагоги дополнительного образования художественной направленности
Цель: повышение уровня практических и теоретических знаний педагогов дополнительного образования.
1. Проанализировать и обобщить опыт работы педагогов в области привлечения учащихся в детские объединения.
2. Развивать творческий потенциал педагогов, поддерживать их интерес к поиску новых эффективных форм и способов привлечения детей в детские объединения.
3. Обменяться педагогическим опытом работы педагогов дополнительного образования в вопросах построения организационно-мотивационного этапа на занятиях.
4. Способствовать развитию в коллективе атмосферы творческого общения и сотрудничества.
Повестка заседания методического объединения
1. Обобщение педагогического опыта «Эффективные формы привлечения обучающихся в детские объединения».
2. Организационно-мотивационный этап на занятиях педагога дополнительного образования.
3. Обсуждение и подведение итогов заседания методического объединения.
Ноутбук, мультимедийная приставка, экран, раздаточный материал (ладошка), презентация по теме, буклет.
Методист: Здравствуйте, уважаемые педагоги! Я рада вас приветствовать на очередном заседании методического объединения.
И хотелось бы прочесть вам стихотворение Федора Ивановича Тютчева «Нам не дано предугадать»
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется.
Посеять в душах благодать.
Увы, не каждый раз дается.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.
И мы обязаны творить.
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в жизни молодые.
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться.
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться.
Методист: Сегодня я предлагаю вам начать с небольшой разминки, которая поможет настроится нам на рабочий лад.
Ход упражнения: участники строятся в шеренгу по: росту; цвету волос; алфавиту имен.
Инструкция: «Сейчас вам предстоит построиться в шеренгу по росту, в порядке возрастания. При построении запрещается разговаривать. Итак, начали». На построение дается 2 минуты. Затем предлагается построиться по цвету волос, от самых светлых к самым темным. Условия те же. Последнее задание самое сложное: построиться по первой букве в имени в алфавитном порядке.
Методист: Следующее упражнение поможет нам активизировать творческое мышление.
Упражнение «Применение предметов». Делимся на 2 группы.
Материалы: скрепку для бумаг, зубную щетку, карандаш, спичку. и т. д. Время: 10–15 минут
Процедура: За две минуты найдите как можно больше применений для обувного шнурка и запишите их. Это упражнение, развивающее творческий интеллект для рассмотрения можно брать любой другой предмет.
Вопросы для обсуждения:
1. Вам сложно было придумывать новое применение простым и знакомым вещам?
2. О чем заставило задуматься это упражнение?
Методист: А сейчас я предлагаю вам проявить творческий подход в следующем вопросе: «Какими наиболее эффективными способами можно привлечь детей в детские объединения?»
Но для начала перечислите традиционные формы:
• посещение классных часов и родительских собраний;
• оформление информационного стенда, где будут размещаться: агитационные листовки, буклеты, плакаты; план работы детского объединения; фотографии; копии грамот, дипломов, благодарностей ребятам, входящим в состав детского объединения; поздравительные плакаты и т. д;
• организация мероприятий в образовательных учреждениях города с привлечением учащихся детских объединений.
Нетрадиционные формы – это новые современные формы. Такие формы направлены так же на привлечение внимания к деятельности объединения. Однако здесь изменены принципы, на основе которых строится общение педагога и детей. Данные формы активно действует на детей и помогают привлечь их к деятельности.
Такие формы более эффективны в привлечении детей в детские объединения, НО они требуют больше времени для подготовки.
Сибилева Т.Е., руководитель изостудии «Родничок» и Киселева М.В., руководитель детского объединения «Макраме» поделятся с нами своим опытом работы в области привлечения обучающихся в детские объединения.
Методист: Первые занятия в творческом объединении
Каждый педагог должен ясно осознавать важность первых встреч с детьми, т.к. они определяют успех всей дальнейшей работы. Складывающийся стиль отношений между всеми участниками процесса, создается положительный настрой на совместную работу, и формируется положительный климат на учебных занятиях.
Первое занятие с детьми нужно начать со знакомства детей друг с другом и с педагогом. Для такого массового знакомства можно использовать целый ряд игр («Снежный ком», «Расскажи мне о себе», «Мое самое любимое» и др.)
Одной из эффективных форм привлечения детей в детские объединения может стать проведение занятий направленных на презентацию деятельности детского объединения. А какие методы и приемы можно применять при проведении такого вида занятий, нам поможет разобраться следующее упражнение.
Упражнение «Мозговой штурм». Педагоги делятся на три группы.
Задание для первой группы: продумать и провести упражнение на знакомство с детьми.
Задание для второй группы; продумать нетрадиционную форму презентации деятельности своего детского объединения.
Задание для третьей группы: продумать и провести рефлексию занятия-презентации детского объединения.
Методист: А теперь давайте мы обсудим представленные вами упражнения и игры.
Методист: Следующий вопрос нашей встречи «Организационно-мотивационный этап на занятиях педагога дополнительного образования». Предлагаю послушать педагога Журавлева В.С. руководителя детского объединения «Мягкая игрушка», которая представит свой опыт работы в данном направлении.
Методист: А закончить нашу встречу мне хотелось бы рефлексией
На листе бумаги обведите свою ладошку. Каждый палец — это какая-то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение:
• большой — для меня важно и интересно было…
• указательный — я получил конкретные рекомендации…
• средний — мне было трудно (не понравилось)…
• безымянный — моя оценка психологической атмосферы…
• мизинец — для меня было недостаточно…
Если кто-то из Вас хочет поделиться впечатлениями о прошедшем МО, я предлагаю Вам озвучить то, что Вы написали
И в заключение хотелось бы озвучить цитату:
«Не позволяйте себе задремать в бездействии».
Для того, чтобы ваше объединение приносило вам удовольствие и желание работать, постоянно совершенствуйтесь, придумывайте что-то новое, необычное, нестандартное, что будет вызывать огромное желание у детей и их родителей заглянуть именно в ваше объединение и стать его постоянными посетителями на долгие годы.
Эффективные нестандартные формы работы методического объединения «Азбука методического объединения»
Презентация поможет спланировать и организовать методическую работу учителей общеобразовательных учреждений.
Просмотр содержимого документа
«Эффективные нестандартные формы работы методического объединения «Азбука методического объединения»»
«Эффективные нестандартные формы работы методических объединений»
Составлено на основе
системы методической работы образовательных учреждений
Сущность и задачи методической работы в образовательном учреждении
Цель, прежде всего, заключается в росте педагогического мастерства.
Направления работы методического объединения:
Формы организации методической работы
Формы работы могут быть коллективные и индивидуальные. ^ Коллективные формы: семинары и практикумы, научно-практические конференции, методические объединения, школы передового опыта, творческие группы, методические кабинеты и т. д. ^ Индивидуальные формы: стажировка, наставничество, работа над личной творческой темой, индивидуальные консультации, индивидуальное самообразование и т. д.
Одна из самых важных форм методической работы
– это работа над единой методической темой (проблемой)образовательного учреждения.
Одна из самых распространенных форм коллективной методической работы
Однако деятельность МО не должна сводиться только к заседаниям, она должна носить повседневный характер работы. Заседание МО должно включать в себя как теоретическую часть (доклады, сообщения, обзор методической литературы), так и практическую (посещение уроков, воспитательных часов, их обсуждение, открытые внеклассные мероприятия и т. п.).
Как итог работы методического объединения может быть методическая продукция для учителей предметников. В конце учебного года завершить работу МО может выставка, конференция, методический фестиваль.
Формы занятий (заседаний):
1) теоретические семинары (доклады, сообщения); 2) семинары-практикумы (доклады, сообщения с практическим показом на уроках, воспитательных часах, внеклассных, внешкольных мероприятиях); 3) диспуты, дискуссии; 4) «деловые игры», ролевые игры; уроки (мероприятия)-панорамы; 5) лектории ученых, психологов, социологов, врачей;
Формы занятий (заседаний):
6) обсуждение современных новейших методик, технологий, достижений педагогической науки; 7) обсуждение открытых мероприятий; 8) обсуждение и оценка авторских программ; 9) обсуждение результатов тестирования, анкетирования; 10) разнообразные выставки, отчеты по самообразованию;
Формы занятий (заседаний):
11) обсуждение передового педагогического опыта и рекомендации по его распространению и внедрению; 12) конкурсы ( «Учитель года»,«Лучший классный руководитель »); 13) научно-практические конференции; 14) педагогические советы и др.
Это форма занятий является необходимой для ознакомления педагогов с новейшими достижениями педагогической науки и передового педагогического опыта. Она требует, в первую очередь, доступно освещать в сообщениях, докладах актуальные вопросы педагогического процесса, раскрывать содержание новых технологий, методов, приемов воспитания.
Семинары-практикумы требуют серьезной подготовки, т. к. на них знакомят с результатами собственной поисковой, исследовательской работы, проводившейся под руководством специалистов-ученых и апробировавшейся в течение нескольких месяцев. В центре внимания присутствующих на таких семинарах находятся не только теоретические вопросы, но и практические умения и навыки, что особенно важно и ценно для роста профессионального мастерства педагогов. После посещения практической части очень важно умело организовать обсуждение, дискуссию, на которых каждый может высказать свое мнение, свои соображения, дать оценку практикуму.
Дискуссия – целенаправленный обмен мнениями, суждениями, идеями с целью поиска истины.
Ее существенной чертой является равный диалог всех участников.
Заседание экспертной группы (или «панельная дискуссия» ) — участвуют 4—6 педагогов с заранее назначенным председателем. В начале намеченная проблема обсуждается всеми участниками группы, а затем всему коллективу ими излагаются свои позиции. При этом каждый участник выступает с сообщением, которое не должно перерастать в долгую речь.
Урок демонстрации приемов и методов, применяемых в обучении учителями-предметниками
Научно-практические конференции и педагогические чтения
Данные формы являются своеобразным подведением итогов работы педагогического коллектива школы, отдельных педагогов над актуальными педагогическими проблемами.
Индивидуальное наставничество, консультации, собеседования.
Методическая работа требует наглядности – это методические выставки, бюллетени, стенгазеты и т. д.
Выставки и отчеты по самообразованию
Отчеты по самообразованию требуют наглядной демонстрации продуктов труда педагога: доклады, рефераты, разработки мероприятий, создание авторских программ, составление тестов-анкет и т. д. – и продуктов труда учащихся, созданных под руководством педагога: выступления, рисунки, поделки, творческие работы.
Семинар районного методического объединения » Инновационные методы работы»
Тема: « Инновационные формы организации работы МО»
1. Организация участников. Миксер по группам.
Участники при входе в аудиторию берут «билетик» с написанной цифрой и проходят к столам по нумерации.
2. Приветствие ведущего.
Методическая работа – это своеобразная мозаика.
Ее можно рассыпать, можно собрать и не трогать.
А можно совершать множество маленьких чудес:
Перекладывая, создавая новые картинки.
Сегодня под методической работой понимается «всякая деятельность, направленная на успешную организацию учебного и воспитательного процесса». (В.М. Лизинский).
Задачи методической работы:
— Формирование инновационной направленности в деятельности педогагического коллектива школы, проявляющейся в систематическом изучении, обобщении и распространении педагогического опыта, в работе по внедрению до стижений педагогической науки.
— Повышение уровня теоретической (предметной), психолого-педагогической подготовки учителей.
— Организация работы по изучению новых образовательных программ, вариантов учебных планов, изменений в государственны х образовательных стандартах.
— Обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами обучения и воспитания.
— Организация работы по из учению нормативных документов.
— Оказание научно-методической помощи учителям на диагностической индивидуальной и дифференцируемой основе.
— Оказание консультативной помощи учителям в организации педагогического самообразования.
— Повышение общей педагогической культуры учителя.
3. Мотивация на работу.
МО – команда единомышленников.
Все в твоих руках. Притча.
Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая, я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
Чтобы наш семинар прошел успешно, необходимо ощущение комфорта каждым из нас.
«Комфорт»- в переводе с английского- поддержка, укрепление
( Работа в группах. Каждая группа подбирает ассоциации к слову «инновация» )
Результат работы групп.
И –интеллект, интерес
Н – нестандарт, нововведение, новшество
Н –научность, нетрадиционность
О – оригинальность, организация
В – внедрение, вариации
А – актуальность, апробация
И – интерактивность, изменения
Я – яркость, Я- личность
« Вы знаете, мне по-прежнему верится,
Что, если останется жить земля,
Главным достоинством человечества
Будут когда – нибудь учителя…»
Р. Рождественский.
4.Инновационные формыорганизации работы МО.
Перед руководителями профессиональных объединений зачастую стоит вопрос – как сделать, чтобы каждый педагог стал активным, заинтересованным участником работы различных форм профессиональных объединений? Как избавиться от пассивности отдельных педагогов? Как перевести их от репродуктивной деятельности к исследовательской? К формированию умения рефлексировать в процессе познания нового и освоения знакомого материала?
Активизация творческой деятельности педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы с педагогами.
Многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения. Необходимо разобраться с самим понятием. Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова ” interact ”, где “ inter ”- это «взаимный», “ act ”- действовать.
Интерактивный означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком). Отсюда можно сделать выводы, что интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя (руководителя МО) и ученика (педагога-участник МО).
Интерактивная деятельность предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному решению и принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач. При интерактивном обучении исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения.
В ходе диалогового общения у педагогов формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств. Педагоги учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, профессионально общаться с коллегами.
Ценно то, что при такой организации работы педагог может не только выразить свое мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы коллег, отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее. У педагогов формируется уважение к чужому мнению, умение выслушивать другого, делать обоснованные заключения и выводы.
Для этого на занятиях профессиональных объединений организуются разные формы – индивидуальные, подгрупповые, парные, применяются ролевые игры, анализируются документы и информация из различных источников.
Что представляют собой формы интерактивного обучения? Рассмотрим некоторые из них.
Наиболее простая форма группового взаимодействия – «большой круг». Работа проходит в три этапа.
Первый этап – педагоги рассаживаются в большом кругу. Руководитель формирует проблему.
Второй этап – в течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый участник индивидуально на своем листе бумаги записывает предлагаемые меры для решения проблемы.
Третий этап – по кругу каждый педагог зачитывает свои предложения, остальные молча выслушивают (без критики); по ходу проводится голосование по каждому пункту – не включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.
Прием «большого круга» оптимально использовать, когда возможно быстро определить пути решения проблемы или ее составляющие. С помощью данной формы можно, например, разрабатывать инструкции, положения, локальные или нормативно-правовые акты.
При проведении «Круглого стола» важно обратить внимание на оформление помещения. Например, столы целесообразно расставить по периметру комнаты. Ведущий «Круглого стола» определяет свое место так, чтобы видеть всех участников. Здесь же могут находиться приглашенные специалисты, администрация и др. В ходе работы каждый вопрос проблемы обсуждается отдельно. Представляется слово педагогам, имеющим опыт работы по проблеме. Ведущий обобщает итоги обсуждения каждого вопроса. В конце он предлагает вариант общей позиции с учетом замечаний, дополнений, поправок.
Заранее готовятся карточки с вопросами или 2-3 педагогическими ситуациями по проблеме.
Столы необходимо расставить так, чтобы выделилось 2 или 3 команды (на усмотрение руководителя МО) по 4-5 человек участников деловой игры. Педагоги по желанию рассаживаются за столы, и тем самым сразу определяются команды участников. Одна из команд – эксперты судьи – это наиболее компетентные педагоги по предлагаемой проблеме.
Каждой команде вручается карточка, выбирается капитан, который будет оглашать общий вывод команды, работая над заданием. Командам дается время для подготовки решения, затем заслушиваются ответы. Порядок ответов определяется жребием капитанов. Каждой группой вносится не менее 3-х дополнений отвечающей группе, ставится поощрительный балл, который входит в общий счет очков. В конце игры определяется команда – победитель за лучший (обстоятельный, полный, доказательный) ответ.
Дискуссия – критический диалог, деловой спор, свободное обсуждение проблемы, мощное соединение теоретических и практических знаний
Является разновидностью дискуссии. К проведению этой формы методической работы привлекаются педагоги разных образовательных учреждений района, города, руководители МО, родители.
Целью методического моста является обмен передовым педагогическим опытом, распространение инновационных технологий обучения и воспитания
Это один из методических приемов, способствующий развитию практических навыков, творчества, выработке правильной точки зрения на определенные вопросы педагогической теории и практики. Этот прием удобно использовать при обсуждении методики прохождения какой-либо темы, для принятия решений по определенной проблеме.
Руководитель должен хорошо продумать вопросы, чтобы ответы были краткими, лаконичными. Предпочтение отдается ответам-фантазиям, ответам-озарениям, Запрещается критика идей, их оценка. Продолжительность мозгового штурма 15-30 минут. Затем следует обсуждение высказанных идей.
Руководитель заранее готовит вопросы, 2-3 педагогические ситуации в соответствии с решаемой проблемой, которая будет им предложена.
Столы желательно поставить так, чтобы выделились 2-3 команды педагогов.
В каждой команде выбирается капитан, который будет оглашать общий ответ. Каждой команде раздаются карточки, в которых обозначены одинаковые вопросы и педагогические ситуации. Дается время для подготовки. Команды отвечают на одни и те же вопросы и решают одни и те же ситуации.
В ходе работы одна команда дает ответ, другая дополняет его и наоборот. Победителем считается та команда, которая дала наиболее исчерпывающие ответы и сделала наибольшее число существенных дополнений к ответам коллег-соперников
Любая форма общения с педагогами должна предполагать эмоциональность, лаконичность сообщений и в то же время насыщенность необходимой информацией, подтвержденной примерами из практики и педагогического опыта.
1 вариант – методический ринг как разновидность дискуссии при наличии двух противоположных взглядов на один и тот же вопрос.
2 вариант – методический ринг как соревнование методических идей в реализации одной и той же проблемы.
При проведении тренинга широко используются педагогические ситуации, раздаточный материал, технические средства обучения. Тренировку целесообразно проводить в тренинговых группах численностью от 6 до 12 человек.
Основные принципы в работе тренинговой группы: доверительное и откровенное общение, ответственность в дискуссиях и при обсуждении результатов тренировки.
Решение педагогических задач.
Цель – познакомиться с особенностями педагогического процесса, его логикой, характером деятельности педагога и ребенка, системой их взаимоотношений. Выполнение таких заданий может научиться выделять из многообразия явлений существенное, главное.
Мастерство педагога проявляется в том, как он анализирует, исследует педагогическую ситуацию, как формулирует на основе многостороннего анализа цель и задачи собственной деятельности.
Данная форма методической работы предполагает большую аудиторию, ставит целью обмен опытом работы, внедрение новых педагогических идей и методических находок.
Здесь происходит знакомство с лучшим педагогическим опытом, с нестандартными занятиями, выходящими за рамки традиций и общепринятых стереотипов.
Во время фестиваля работает панорама методических находок и идей.
Инструкция: можно использовать только 2 стрелки и только 2 цвета.
От кого ожидала получить красные стрелки?
От кого не ожидала?
Если ожидания не совпадают с реальностью, смотри, что ты делаешь не так.
5. Практическая игра.«Мозговой штурм».
Желтый- помогает раскрыть ресурсы, положительные стороны ситуации: увидеть «плюсы» события, явления или проблемы.
Красный- позволяет увидеть событие, явление или проблему в эмоциональных красках.
Зелёный- актуализирует творческое мышление, позволяет осуществить нестандартный подход к решению задачи, искать новые способы и приёмы.
Синий- помогает находить человеку смысл в том, что он делает. Продуктивно управлять процессом мышления, обобщать накопленный опыт, вписывать проблему, ситуацию, явление в актуальный контекст.
На листе бумаги обведите свою ладошку.
каждый палец –это какая то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение:
большой –для меня это важно и интересно …
указательный- я получил конкретные рекомендации…
средний- мне было трудно ( не понравилось)…
безымянный –моя оценка психологической атмосферы…