Как искать инвесторов для стартапа
Пять шагов к деньгам: как правильно искать инвестора для стартапа
Перефразируя классика, можно сказать, что все успешные компании счастливы по-разному, проваливаются же стартапы по одним и тем же причинам. Развитие любого проекта подчиняется определенной «дорожной карте»: от идеи — к минимально жизнеспособному продукту, масштабируемой бизнес-модели и к международным рынкам.
Ключевой момент для любого бизнеса на любой стадии — наличие ресурсов: команды и денег. Поэтому фандрайзингу и найму необходимо посвящать максимум усилий. Но поскольку наем невозможен без стартовых финансовых ресурсов, об инвестициях приходится думать с первых шагов бизнеса.
Дивидендные и венчурные: почувствуйте разницу
Прежде всего вам необходимо определиться с тем, по какому пути будет развиваться компания: по венчурному или дивидендному. От этого зависит, какой тип инвестора подойдет вашему бизнесу.
Для венчурного инвестора главная цель — вовремя выйти из проекта, продав долю следующему венчурному или стратегическому инвестору. Либо выйти на этапе IPO компании. Этот тип инвестора заинтересован в том, чтобы кратно — в два-три раза, а лучше в десять раз — увеличить объем своих вложений.
Самое меньшее, на что он согласится, — 30% годовых в долларах США. Инвестора в данном случае интересует быстрый рост оценочной стоимости компании, а не ее финансовые показатели. Такой быстрый рост показывали в разные периоды своей истории Tesla, Uber, Facebook.
Дивидендный же инвестор настроен на то, чтобы максимально быстро вывести бизнес на положительные финансовые показатели (маржинальность, доходность) и построить компанию, которая будет устойчиво генерировать EBITDA и cash-flow.
Зачем вы нужны инвестору
Прежде чем обращаться к инвестору, вам необходимо точно сформулировать, чего вы от него ждете и что хотите ему предложить. Для этого необходимо ответить на пять вопросов:
После того как вы нашли ответы на эти вопросы, подготовили презентации и обоснование проекта, можно запускать процесс. По моему опыту необходимо сформировать воронку продаж, в которой будет как минимум 50 (лучше до 100) потенциальных инвесторов. Если ваша цель — зарубежные рынки, искать инвестора лучше именно за рубежом. Рассчитывайте на то, что привлечение инвестиций может продлиться долго — несколько месяцев или больше.
Привлекательность в любом возрасте
Развиваясь, компания проходит несколько этапов. Цели, для которых она привлекает деньги, меняются в зависимости от этапа:
На каждом из этапов может быть продано от 10% до 25% капитала компании. Инвестор принимает решение о финансировании в зависимости от того, как компания прошла предыдущие этапы и какие результаты показывает сегодня.
Если вы пытаетесь оценить себя в сравнении с конкурентами и знаете, какую сумму привлекли ваши соперники в США, закладывайте для российского стартапа как минимум трехкратный дисконт.
Чем позже — тем дороже
Однако итоговая оценка инвестора всегда субъективна. В том числе потому, что на ранних стадиях проекта неприменимы многие мультипликаторы, которые включаются позднее. Вам же как основателю стартапа необходимо собирать на каждом раунде столько средств, сколько требуется для реализации конкретных целей, заявленных в инвестиционных документах, с учетом некоторого запаса на неопределенность.
Чем позже вы привлекаете инвестиции, тем это выгоднее для вас, поскольку в этом случае вы сможете рассчитывать на более высокую оценку со стороны инвесторов.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора
Как и где стартапу найти правильного инвестора
Спойлер: ключевое слово — «правильный», без понимания, кто ваш правильный инвестор, ответы на «как?» и «где?» столь же бесполезны, как и многочисленные статьи на эту тему, которые вы наверняка, читали, следовали рекомендациям и не получали результатов.
Чего нет в этой статье
В этой статье не будет обещаний, что после ее прочтения вы познаете дзен фандрайзинга и тем более ссылок на сайт фонда, который дает деньги всем без разбору, от таких, как раз надо держаться подальше. Здесь не будет примеров инвест-презентаций и даже советов, как питчить на уровне бога. Никаких волшебных таблеток! Только практические рецепты, как не потерять время на бесполезные рассылки писем по сотням адресов, где их даже не открыв, отправят в корзину. Объясню, почему не стоит сливать бюджеты в кампании на краудфандинговых платформах и ходить по всем акселераторам подряд, чередуя их с хакатонами.
Что есть в этой статье
Наверное, вы слышали историю о том, как Сергей Брин и Ларри Пейдж за 3 минуты, пока двигался лифт, рассказали о своем проекте Энди Бехтольшайму, который впоследствии выписал чек на 100 тысяч долларов, что сделало его миллиардером. Если вы думаете, что это случайность и ребятам повезло, то вы ошибаетесь. В этой статье рассказывается о той работе, которую необходимо проделать, чтобы увеличить вероятность такого события в десятки раз, как это и сделали основатели Google.
А нужен ли инвестор?
Стартап предполагает инвестиции. Возможно, основатели этого еще не осознали или даже не согласны с этим утверждением. Но, как следует из самого определения стартапа, вероятность того, что ему понадобится инвестор весьма высока и вытекает это из необходимости найти устойчивую бизнес-модель. На эти поиски и нужны деньги, которые дает инвестор или кто-то из основателей, в таком случае последний также становится инвестором. Затем, деньги нужны на масштабирование этой бизнес-модели, потом на покорение смежных рынков, после на IPO. И это не считая пивотов и многих других приключений, характерных для стартапов, которые обычно оплачивает инвестор.
Чего делать не стоит
Есть несколько общих правил, которые пригодятся большинству стартапов, за редким исключением. Начнём с вредных советов, как потратить силы в бесплодных попытках найти инвестора.
Что стоит делать
Теперь о том, что каждый стартапер должен сделать при подготовке к поиску инвестора
Про закон больших чисел и фандрайзинг
Есть такие люди, которые, не без основания, считают, что закон больших чисел работает везде. И, с конверсией, им неизвестной, подобно ковровым бомбометаниям, рассылают холодные письма вообще всем инвесторам, которых смогли найти. Почему это плохое решение? Для начала это вопрос элементарной деловой этики, это просто неуважение к потенциальному партнеру, который в строке адресата видит e-mail конкурента, а вместо обращения по имени встречает что-то вроде «дорогой коллега». Но основной минус этого подхода в том, что он не учитывает индивидуальных особенностей потенциального инвестора. Даже если вы попали в ничтожный процент и одно из сотен ваших писем попало тому-самому инвестору, которому подходит ваш стартап, он не встретит в вашей презентации ничего такого, что учитывает именно его интересы, вкусы, экспертизу и даже его имя, о чем уже говорилось.
Как быстро найти инвестора?
Вот какое дело, момент, когда приходит осознание необходимости инвестора всегда неподходящий. Дело даже не в том, что основатели частенько чужды планированию и не рассчитывают, момент, когда закончатся деньги. С этой точки зрения начинать искать инвестора всегда следует вчера. Дело в том, что поиски инвестора требуют времени непосредственно основателей компании. А это самый важный для стартапа ресурс, и он всегда в дефиците. По этой причине вопросу, кто же для данного конкретного стартапа «правильный» инвестор, не уделяется должного внимания. Обычно и вопроса такого не встаёт, что и становится причиной, если не провала поисков, что не самый плохой вариант, то длительной череды неудачных попыток. Самой же большой неудачей будет факт заключения инвестсоглашения не с тем инвестором, который вам нужен. В сети полно историй об инвесторах из русской мафии, да и просто из людей, не только ничего не понимающих в венчурном инвестировании, но даже уверенных в своей экспертности, которая стартапу не только не нужна, но и зачастую вредна. Но это тема отдельной статьи.
Так вот, чтобы ваш инвестор не погубил вашу компанию, а его поиски не затянулись до того самого момента, ради избежания которого они и затевались (когда деньги закончатся), и нужно знать, кого искать. Ответ на вопрос «кто мой правильный инвестор?» сильно приблизит к ответу на вопрос «как поскорее найти инвестора?», что по существу должно восприниматься так: как найти инвестора раньше, чем вы закроете компанию из-за того, что вам нечем платить зарплаты, оплачивать аренду офиса, серверов и всего остального. Повторюсь, чтобы всего этого не произошло, ищите своего «правильного» инвестора, это сократит время на поиски и убережет от контактов с людьми, которые скорее навредят вашей компании своими деньгами. Итак, ответ на вопрос «Как быстро найти инвестора?» звучит так: «Ищите правильного инвестора».
Кто такой «правильный» инвестор?
Чтобы определиться с портретом нужного нам инвестора, надо понимать, что инвестор и сам ищет стартапы — это его работа, его бизнес. Именно этот факт и надо использовать. Во взаимоотношениях инвестора и стартапа есть два охотника и две добычи, оба играют обе эти роли. Тот, кто осознал это, становится охотником. Для подготовки к охоте надо выполнить 3 несложных упражнения
Изучить повадки жертвы
Чтобы определиться, где водится зверь, на которого вы охотитесь, надо знать его повадки. Грамотный, а мы ищем именно такого, инвестор четко осознает, какие проекты ему нужны, в какой области он эксперт и где может помочь портфельному проекту. Опытные инвесторы имеют довольно легко поддающийся описанию профиль. Это самое описание профиля инвестора легко раздобыть, например заглянув в crunchbase.com или на другие подобные ресурсы. Делать это обязательно, 1 час, проведённый на этой площадке поможет понять, какие бывают инвесторы и как их классифицировать. Тут вы узнаете, в какие компании они инвестируют:
Камуфляж
В отличии от стартапов, инвестор всегда осознает, что он охотник и, соответственно, охотится за стартапами. Как узнать, за какими именно стартапами охотится конкретный инвестор, мы только что узнали. Теперь давайте замаскируемся — пусть он думает, что это он охотник, а вы дичь. Нетрудно догадаться, что для успеха у конкретного инвестора ваша компания должна соответствовать его профилю инвестирования. Опишите свой стартап, как минимум по таким критериям:
Наметить жертву
Подобрать под получившееся описание своей компании (см. п.2) максимально соответствующий по профилю инвестирования (см. п.1), а значит и подходящего именно вам инвестора. Очевидно, что тот инвестор, чей инвестиционный профиль наиболее подходит к описанию вашего проекта и будет самым подходящим для вас в текущий момент.
В качестве примера предлагаю обратиться к уже описанным профилям инвестора и компании из пунктов 1 и 2 выше. Приведенные примеры, очевидно, могут служить образцом бесполезной траты времени на отправку инвест-презентаций компанией из пункта 2 инвестору из пункта 1.
Немного о smart money
Правильным инвестором может оказаться и ангел, и фонд, и акселератор, а может и такой невиданный зверь, как family office, но важно понимать, сейчас это тот инвестор, который лучше всего умеет работать с такими компаниями, как ваша и сможет максимально эффективно вам помогать, задействуя свою экспертизу и сеть контактов в отрасли. Это те самые smart money, о которых часто пишут, но не объясняют как и где их найти.
Теперь пора?
Давайте подведем промежуточный итог:
Чем лучше вы будете знать своего инвестора, тем проще его заполучить.
Последние приготовления перед охотой
Вопрос «когда пора искать инвестора?» мы уже поднимали, посмотрим на него под другим углом.
Готов ко встрече с инвестором?
Обязательная программа выполнена. Теперь мы знаем, как подготовиться, как распознать правильного инвестора и где его искать. Что дальше? Дальше надо отобрать подходящих кандидатов на звание вашего инвестора. Их с учетом наших требований наберется не так уж и много, а если вы захотите, например, чтобы город, где расположена штаб-квартира интересного вам фонда располагался там же, где вы живете, то таких наберется и того меньше. В любом случае, теперь нет необходимости полагаться на закон больших чисел. Еще бы, ведь все, кому вы будете писать работают именно с такими стартапами, как ваш.
Предположим, у вас набралось два десятка фамилий, кому вы хотите написать или пообщаться. Не торопитесь, вы славно потрудились, чтобы все испортить на последнем этапе — это всегда успеется.
Фандрайзинг и кайтсерфинг, где связь!
Тут хочу привести пример основательницы Canva Мелани Перкинс. После сотен отказов от инвесторов и потраченных на эти отказы месяцев в Silicon Valley, девушка изменила подход к фандрайзингу. Один из ее целевых инвесторов Билл Тай был большим фанатом кайтсерфинга. И Мелани освоила этот самый кайтсерфинг, покорила волны и ветер, как говорят любители этого экстремального развлечения, чтобы завладеть вниманием инвестора и ей это удалось. Она не только показала и рассказала Биллу о своей компании, но и получила от него приглашение на MaiTai Maui, это эксклюзивное мероприятие, которое проводил Билл Тай для игроков венчурной индустрии. Одной из частей программы мероприятия было соревнование по кайтсерфингу, а другое — возможность показать сервис Canva — еще нескольким инвесторам, но уже с рекомендациями Билла, а это уже совсем другое дело! Итогом стало закрытие Seed раунда и привлечение 3 миллионов долларов от инвесторов, в числе которых был и Билл Тай. Ради интереса предлагаю вам немедленно нагуглить, какова оценка Canva сейчас.
Максимальная персонализация
Это то, к чему я призываю вас. Неважно, любит ли ваш потенциальный инвестор спагетти или играть в гольф, покорял ли он Южный полюс по маршруту капитана Скотта или предпочитает проводить время с сигарой в загородном клубе. Все это вы можете про него узнать просто из соцсетей, скорее всего, вы уже знакомы через пару рукопожатий. Но ответьте себе на вопрос, на что вы готовы, чтобы дать вашему стартапу шанс сделать мир немного лучше?
Нет нужды прыгать с парашютом и тем более без него, просто, когда пишите холодное письмо инвестору, обратитесь к нему по имени и укажите, что причина, по которой вы пишете именно ему — это тот факт, что вы можете быть очень полезны друг другу. Если вы, как бы случайно, окажетесь на вечеринке гончаров, коими вы оба являетесь или успели стать только вчера, то у вас будет нечто большее, чем 3 минуты его рассеянного внимания. Вы получите собеседника с родственными взглядами и совершенно иным уровнем эмпатии в отношении вас. Пользуйтесь этим.
Как искать инвестора в стартап во время пандемии
Об авторе: Виталий Полехин, Президент Международной организации инвесторов INVESTORO, руководитель Клуба инвесторов бизнес-школы СКОЛКОВО, выпускник Executive MBA бизнес-школы СКОЛКОВО.
Есть общее правило: поиск финансирования для стартапа — это долго. Найти инвестора сразу, когда понадобились деньги для бизнеса, невозможно. После получения инвестиций стартапы идут на новый раунд в поисках новых. Это длительный процесс, который заканчивается поглощением или выходом на IPO. Последнее — тоже привлечение средств на развитие, но уже на публичном рынке.
Все зависит от этапа
Сложно найти инвестора на стадии идеи, пилота или сырых метрик. В такие стартапы обычно инвестируют физические лица и бизнес-ангелы, у которых есть доход от работы в корпорации или бизнес в реальном секторе, позволяющий финансировать другие интересные сферы. В период рецессии и кризиса, связанного с ценами на нефть и коронавирусом, заработная плата в корпорациях и доходы бизнеса под угрозой. Поэтому такие люди сейчас меньше всего инвестируют.
Проблема есть и для стартапов на поздних стадиях, когда уже встает выбор — брать следующий раунд инвестиций или выходить на IPO.
За рубежом есть понятный механизм выхода на IPO и осознание, что в текущем глобальном рынке это невозможно. Для такого шага сегодня нужно быть очень смелым или оказаться в безвыходной ситуации.
Более позитивной ситуация пока остается на стадиях, где работают супер-ангелы — те, кто постоянно инвестирует, а также посевные, либо венчурные фонды. Существенных проблем там еще не наблюдается. Вкладывая сейчас, можно прогнозировать, когда стартапу понадобится новый раунд, и собрать его через год-полтора, когда пандемия уже закончится. В целом, в отличие от начинающих бизнес-ангелов и физических лиц, у супер-ангелов есть заранее зарезервированный, а у фондов привлеченный и управляемый, капитал и план. Они все равно будут его размещать. Однако делать инвестиции они будут, сместив свой фокус в сторону онлайн-сервисов, максимально востребованных в текущей ситуации.
Иностранные инвестиции для российских стартапов
Зарубежные инвесторы рассматривают российский рынок стартапов как своеобразный венчур в венчуре. Венчур — само по себе рискованное занятие, а российские активы еще более непредсказуемые. Экономика нашей страны ресурсозависимая, поэтому внезапные валютные колебания могут повлиять на стоимость рубля, и доходность от стартапа нивелируется за счет разницы курса валют.
Для стартапов, которые работают на экспорт из России, падение рубля — это определенные возможности. Венчур по доходам и расходам измеряется в долларах, и его затратная часть на команду и разработку в России становится более конкурентной по сравнению с командами, которые находятся в других странах. В этом плане все экспортные и международные продукты команд находящихся в России в выигрыше, но всегда есть риск девальвирования российских активов.
Но пока непонятно, как будет развиваться ситуация, и может ли российский венчурный рынок показать какие-то чудеса и внезапно стать привлекательным для зарубежных супер-ангелов или фондов.
Скорее всего чуда не произойдет, и существенный капитал будет привлекаться стартапами у фондов с российскими корнями или даже с государственным или квази-государственным участием.
Изменения бизнеса из-за коронавируса
В ситуации с COVID-19 большое количество бизнесов пострадает из-за вынужденного карантина. Любые меры, которые предлагаются на данный момент, даже включающие в себя отсрочку налоговой отчетности, очень важны для рынка. Компаниям сейчас сложно адаптироваться или держать штат сотрудников. Переход на дистанционную работу у многих займет большее время, чем несколько недель. Возможно, в зависимости от тяжести ситуации с коронавирусом в России и принимаемых властями ограничений, меры поддержки будут меняться от просто налоговых каникул до более существенных. Ситуация, когда малый бизнес вынужден сохранять рабочие места, одновременно не имея возможности продолжать работать под натиском общественного мнения, либо из-за реальных распоряжений и запретов — недопустима. Так же как и ситуация, когда малый средний бизнес остается один на один со своей бедой.
Офис на удаленке раньше казался хипстерской задумкой, прерогативой визионеров, компаний, которые по своей природе не нуждались в офисе. Сегодня многие поймут плюсы такой работы.
Преимущества ориентации не на процесс, а результат, скорость удаленного распределения задач и удобное отслеживание результатов, будут оценены большим количеством работодателей от малого и среднего бизнеса до корпораций.
Офлайн-бизнесы неизбежно пострадают. Лучше обстоят дела у гибридов офлайна и онлайна, которые смогут адаптироваться под новые условия и перестроить бизнес-модель. Однако есть и только онлайн проекты — dark kitchen, кухня, которая готовит еду только на доставку, или российская компания готовых блюд по подписке Chefmarket. Такие бизнесы выиграют. Еще недавно американский Blue Apron — сервис по доставке блюд по рецепту, — после выхода на IPO чувствовал себя неважно, а в период пандемии акции на бирже растут, так как люди стали пользоваться им практически ежедневно.
Все что связано с медициной будет иметь большой интерес для инвестора. У нас в портфеле есть российский проект BestDoctor, который меняет индустрию ДМС-сервиса. Многие компании в период карантина и пандемии оценят преимущества стоимости онлайн-услуг, а сотрудники — общения с врачами в онлайн-чате. Проекты телемедицины, сервисы, которые облегчают жизнь, будут активно развиваться.
Новые сервисы для виртуальных команд активно растут в цене. Даже сейчас конференций Zoom — одна из немногих компаний, которая выросла в цене на бирже, а скоро появятся и другие игроки.
Многие онлайн-компании используют ситуацию для продвижения и привлечения новых клиентов. Например, российский видеосервис PREMIER от ТНТ делает некоторые подписки бесплатными. Различные образовательные ресурсы открывают бесплатный доступ к своим курсам. Это стратегия по привлечению клиентов, которые еще не пользовались этими сервисами. В компаниях понимают, что бесплатный период поможет перевести большинство этих пользователей на платные подписки в дальнейшем.
Карантин и самоизоляция заметно изменит потребление людей.
Ранее сильный перекос в онлайн был только у энтузиастов или early adopters, но сегодня это станет мейнстримом.
Люди, сами того не желая, вынуждены адаптироваться, учиться пользоваться новыми сервисами, которыми ранее не пользовались, потому что было некомфортно и незачем.
Что делать стартапу прямо сейчас
Сейчас самое плохое время для поиска инвестора на реализацию какой-либо идеи. Если у вас еще нет прототипа, проверенных гипотез и первой выручки, вы попадаете в стадию, где работают физические лица и начинающие бизнес-ангелы, большинство из которых будут испытывать сложности со своими текущими бизнесами. Поэтому инвестировать они будут неохотно. Однако именно они могут стать партнером в вашем новом бизнесе, так как их старый уйдет в кому на какой-то период. Большое количество владельцев офлайн-компаний будут искать новые идеи и ниши, которые больше соответствуют текущим реалиям. Они будут рассчитывать на большую чем обычный инвестор долю, а также на большую вовлеченность и участие в операционных процессах, что делает их скорее партнерами.
Стартапы, которые уже реализуют заточенные под текущие реалии идеи, имеют продукт и даже первую выручку, могут обращаться к известным бизнес-ангелам, супер-ангелам или объединениям инвесторов, а также к посевным и венчурным фондам в поисках финансирования. Да, их фокус сместился в сторону полной цифровизации, но в ближайшее время они будут продолжать инвестировать. Таким компаниям рекомендуется сконцентрироваться на основном своем продукте, который востребован сейчас, и прекратить тратить деньги на эксперименты, перенаправив их на масштабирование того, что уже получается.
У стартапов и быстрорастущих компаний с существенной выручкой все еще есть возможность поднимать раунды инвестиций у венчурных фондов или фондов прямых инвестиций. Да, для них будет закрыт на ближайшие полтора года выход на IPO или продажа стратегу, но кризисный период можно потратить на подготовку к этому процессу. Обычно у таких компаний уже не монопродукт с каким-то количеством новых экспериментов, а линейка продуктов, каждый их которых лучше или хуже соответствует текущим реалиям. В ближайшее время прибыльность будет важнее роста компании в целом, как для самой компании, так и для инвесторов текущих и будущих раундов.
Итого
Не бывает идеального времени для привлечения инвестиций в стартапы. Предприниматели, создающие современные продукты и сервисы, всегда находятся на грани. Текущая ситуация бросает новые вызовы не только технологическим компаниям, но и просто малому и среднему бизнесу. Кто-то случайно оказался в выигрышной ситуации, изначально выбрав подходящую для текущей ситуации бизнес-модель, а кто-то в ближайшее время должен будет адаптироваться или умереть.
Подписывайтесь и читайте нас в Яндекс.Дзене — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.
«Я ищу ₽30 млн на. »: как стартапу найти инвестора в кризис и не только
Об эксперте: Олег Котелюх, управляющий партнер «Инпро Технолоджис».
Шаг первый: четко определить цель и размер необходимых инвестиций
Инвестиции — это не цель, это средство. Основатель стартапа должен хорошо представлять, для чего ему понадобились деньги. Обычно сторонние средства нужны, чтобы ускорить развитие бизнеса. Компания растет медленнее, чем необходимо, а инвестиции ускорят этот процесс и позволят обойти конкурентов. Другой распространенный вариант ответа: средства нужны на улучшение продукта и усиление отдела продаж.
Определение конкретной цели важно по двум причинам. Во-первых, это позволит определить требуемый размер вложений, а, во-вторых, приблизиться к пониманию, где их искать: у частных инвесторов или фондов. От того, на какой стадии находится ваш проект, для чего и сколько нужно денег, будут зависеть критерии, по которым вы начнете искать источник финансирования.
Шаг второй: определить тип инвестора и создать воронку
Итак, вы определили причины, по которым вам необходимы деньги и обозначили, какие статьи расходов нужно закрыть в первую очередь, чтобы бизнес продолжал развиваться. Ответьте себе на вопрос, почему вы не можете взять денег у друзей, родственников и в банке? Почему вам нужен именно инвестор? Возможно, вместе с деньгами вы хотите получить опыт и связи. Тогда вам потребуется стратегический инвестор. Или вам полностью хватает компетенций и подойдет любой человек с деньгами. Тогда поискать его можно среди знакомых предпринимателей или на курсах начинающих бизнес-ангелов. Такие курсы есть у ФРИИ, Сколково, РВК.
Типичная ошибка начинающего соискателя инвестиций — думать, что инвесторов мало. Их много! Вся соль заключается в том, чтобы найти своего. Для этого создайте карту местности: изучите, какие фонды, работающие со стартапами, есть в вашем городе. Как правило, у таких организаций есть четкий набор критериев, куда они инвестируют: какие сферы, ниши и рынки им интересны, какая стадия развития проекта должна быть для начала обсуждения, какие суммы они готовы вкладывать. Уже на этом этапе будет понятно, кого можно иметь в виду, а с кем вам не по пути.
Подпишитесь на тематические каналы в мессенджерах, например, TheEdinorog и Startupoftheday. Просматривайте деловые СМИ. Составьте список местных акселераторов и бизнес-школ, у них тоже есть специальные дни, когда их резиденты и выпускники презентуют свои проекты инвесторам. Обратите внимание, кто инвестировал в проекты, похожие на ваш.
Конечно, городом ограничиваться не стоит. Вы должны хорошо понимать, какие фонды и люди в вашей стране инвестируют в вашу отрасль. Не стесняйтесь искать инвесторов и за рубежом. Примеров инвестиций иностранных бизнес-ангелов хватает на рынке.
К примеру, Константин Синюшин, сооснователь венчурной компании Untitled Ventures, сейчас занимается созданием фонда, базирующегося в Люксембурге. Фонд будет инвестировать в российские проекты. Foundation Capital из США в 2018 вложились в российский проект Grabr. В том же году «ЭкзоАтлет» смог получить инвестиции от южнокорейской Cosmo and Company Co.
Наконец, расскажите, что вы ищете инвестиции, в Facebook и Instagram, говорите об этом друзьям и знакомым. Прошерстите Linkedin: это отличное место для того, чтобы найти контакты нужного вам человека.
Главное, чего делать не стоит — бездумно вписываться в бесконечные стартап-шоу и конференции, делать массированные рассылки во всевозможные инстанции, спамить своим проектом налево и направо. Вы только потеряете время и заработаете на венчурном рынке ненужную репутацию.
Наметьте конкретных людей, с которыми вам надо познакомиться, найдите тех, кто может вас им представить. Докажите им, что от вашего знакомства выиграют все. Так вы убедите инвестора хотя бы инвестировать время на то, чтобы выслушать вас. Если встретиться лично невозможно, пишите потенциальному инвестору письмо.
Помните: холодная рассылка не работает. Письмо должно быть «теплым», содержать всю необходимую информацию, быть лаконичным, но при этом запоминаться и вызывать эмоцию. Ваш адресат должен заинтересоваться проектом с первого абзаца.
Шаг третий: подготовить документы и инвестиционное предложение
Параллельно с поиском инвесторов стоит начать подготовку пакета документов. Если фонды и госпрограммы — ваш случай, зайдите к ним на сайт и разберитесь, что они требуют. Там же будут указаны сроки действия программ и подачи заявок.
Если ваш путь — группа инвесторов или частное лицо, вам понадобится презентация проекта и финансовый план. Причем лучше не один, а сразу три: оптимистичный, реалистичный и пессимистичный. Первый продемонстрирует, что будет, когда все ваши гипотезы окажутся верными, и росту бизнеса ничего не мешает. Приготовьтесь: сначала все будут смотреть на второй и третий варианты. Громоздкие таблицы не нужны — информация должна восприниматься легко.
Прежде всего инвестор хочет знать ответы на четыре вопроса:
Ответы должны быть в вашем инвестиционном предложении: «Я ищу 30 млн руб. на …, предлагаю инвестору долю в компании. Со мной через два года вы сможете заработать …, потому что …». В предложении должны быть две суммы: требующиеся инвестиции и сколько потенциальный партнер сможет заработать.
Не забудьте предусмотреть возможные сценарии для инвестора по выходу из компании. Распишите статьи расходов по запрошенным инвестициям, будьте готовы защитить свою оценку компании, объяснить, из чего складывается ее текущая стоимость. Помните, что прибыль, которую вы предлагаете инвестору, должна быть выгоднее банковских процентов по вкладам.
Чтобы заинтересовать инвестора, необходимо научиться говорить с ним на одном языке. Подготовьте питч — рассказ о бизнесе, который заинтересует потенциального партнера.
Питч должен быть коротким, вдохновляющим и по делу. Вот план вашего выступления:
Презентовать проект инвестору должен тот, кто лучше всего разбирается в проекте и умеет общаться с аудиторией. Выступление обязательно нужно отрепетировать. Избегайте непонятных терминов и двусмысленных трактовок, потренируйтесь на домашних. Будьте готовы, что вам будут активно возражать.
Шаг четвертый: проверить инвестора
Помните, что поиск инвестиций — это не только поиск денег, но и выбор подходящего вам партнера. Вы тоже должны выбирать, кто это будет. Нельзя соглашаться делить бизнес с первым встречным: тщательно изучите, с кем вы вступаете в игру.
Наведите справки. Попробуйте связаться с теми, кто может рассказать вам больше об инвесторе. Какой у человека характер и стиль работы? Будет ли он делиться знаниями и контактами людей, которые помогут бизнесу масштабироваться, или предпочтет только вложить деньги. Любит ли он вмешиваться в работу, вводить в команду своих людей? Хорошо ли разбирается в рынке? Наконец, адекватный ли он человек? Все это хорошо понимает тот, кто уже имел с ним дело. Поэтому важно найти уже проинвестированную им компанию и постараться узнать там все, что нужно.
Не волнуйтесь. Даже если инвестор узнает о вашей «разведке», это никак вам не навредит. Наоборот, покажет, что вы ответственно подходите к делу и любите подстраховаться.
Проверьте, чтобы в портфеле вашего инвестора не было вашего прямого или косвенного конкурента. Это поможет избежать конфликта интересов в будущем. Если такая компания в портфеле все же найдется, обязательно проговорите этот момент.
Самое главное — верьте в себя. Кризис — лучшее время для взлета стартапов. Помните, что инвесторы об этом тоже знают.
Подписывайтесь и читайте нас в Яндекс.Дзене — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.