Как искать на старых дорогах
Поиск металлоискателем по лесной дороге
Многие новички задаются вопросом куда пойти искать с металлоискателем? Ответ будет самый простой, туда, где меньше мусора и нет посторонних глаз. И самое лучшее место для этого — это лес и лесные дороги. Также подойдут поля, но в этой статье мы рассмотрим вариант поиск в лесу.
Старые лесные дороги
В царские времена и средневековье передвигались пешком, редко на лошадях, и преодолевать приходилось не близкий путь. Представьте себе, сколько времени необходимо что–бы добраться с Москвы до Владимира пешком или наоборот из Владимира в Москву. Это сегодня пустяки, сел в машину, в автобус и в путь. А раньше, все путники тщательно готовились к этому за ранее. Собирали провиант, брали с собой деньги и даже некоторые личные ценности.
Пока путник шел из точки А в точку Б, он мог останавливаться на привалы, отходил по малой и большой нужде и в эти моменты случались потери личных вещей.
Также в древние времена вероятность быть ограбленным была очень высокая, и при малейшей опасности все ценности старались прятать, например зарывали в землю.
Еще на потери личных вещей очень влияла погода. Передвигаясь зимой в метель и стужу, человек терял равновесие и ориентир, начинал нервничать, терял контроль над здравомыслием, замерзали руки и телодвижения были скованные и неаккуратные.
Вспомните свою хватку рук года они замерзают. Трудно даже мелочь достать из карман или провернуть ключи в замочной скважине.
Как найти старую дорогу?
Найти старую дорогу можно по старым картам на сайте это место (etomesto). С помощью этого сайта, вы сможете найти старую карту вашего региона, наложить на спутниковые снимки, и увидеть как примерно проходила дорога в прошлом.
Найти старую дорогу для копа также не предоставляет никаких сложностей. Стоит зайти в любой лес, вы сразу окажитесь на старой дороге. Она будет у вас под ногами. Вопрос в другом, на сколько она старая? Об этом вам расскажут только находки. Также, от основных лесных дорог, которые есть в наше время, очень часто можно найти второстепенные дороги, более позднего времени. Обычно они тяжело проглядываются и имеют заросшее состояние.
На таких дорогах растет молодой кустарник, крапива, иногда встречается подорожник и видно калию от телег. Если присмотреться внимательней, можно заметить калию от колесного транспорта, обычно от лошадиных повозок или телег. В Советское время — автомобили.
Способ как найти найти старую дорогу подойдет опытным поисковикам. Этот вариант предоставляет собой поиск по спутниковым снимкам. Ведь не все дороги были отмечены на старых картах, а только такие, которые по мнению картографа наиболее знаемые.
Конечно–же этот метод не дает 100% гарантии, что вы действительно увидели дорогу. Это может быть противопожарный советский ров, охотничья просека, дорога накатанная лесовозами. В любом случае, известно будет только тогда, когда вы попадете на это место и пройдете с металлоискателем.
На картинке ниже, красным, отмечены 3 дороги, ни одна из них не указана на старых картах, но все они вели в исчезнувшую деревню.
Присмотритесь внимательно вдоль красных нарисованных мной линий, вы увидите рядом полосы, идущие по лесу. Это и есть старинные дороги, уже заросшие кустарниками и давно заброшенные. Только редкие грибники и охотники иногда их используют.
На этой картинке дорога идет через лес из деревни существующая сегодня. Ведёт дорога в деревню которая прекратила свое существование еще в 1968 году.
В общем, поиск старинных дорог не такая и сложная задача. Важно в этом деле попасть на место, которое вы выбрали и уже в этом случае вы лучше поймете дорога это или нет.
Металлоискатели в России / Только белая техника!
КОМПАНИЯ
УСЛУГИ
РЕСУРСЫ И СЕРВИСЫ
С металлоискателем по старым дорогам
Когда мы путешествуем по полям, по долам, мы всегда наслаждаемся природой, но подмечаем изменения ландшафта, в которых повинен человек. Со временем нарабатывается опыт, и можно понять, где пролегала старая дорога.
На самом деле, дорога — это летопись истории наших предков. Просто откройте глаза пошире и приготовьтесь прочитать ее.
Даже простая прогулка на природе — с металлоискателем или без него — умиротворяет, и мы проникаемся спокойствием и тишиной окружающего мира. Но прогулку можно совместить и с изучением истории. Если вы научитесь определенным образом созерцать и распознавать ландшафт, перед вами раскроются все тайны наших предков.
Основное назначение дорог
В настоящее время дороги строят под нужды человека, не обращая внимания на природу. С одной стороны, это прогресс, но с другой стороны, все это грустно. В средние века этот процесс соседства человеческих дорог и прекрасных лесов и полей был мирным и мудрым. Использовался естественный рельеф, тропка пролегала по твердой почве, шла без крутых подъемов, следовала естественным изгибам холмов. При выборе пути люди избегали заболоченных и влажных участков, крутых, каменистых склонов, скалистых местностей. Первоначально протоптанные охотниками тропы затем стали использоваться для нужд других людей, и перевозки становились более частыми. Тропа постепенно превращалась в полноценную дорогу.
Старинные дороги не всегда используются в современности. Они часто находятся поблизости от новых асфальтовых дорог, немного в стороне. Ведь дорога — это всегда стратегическая связь двух и более населенных пунктов. Многие из них тоже, кстати, исчезли, но по-прежнему их можно различить. Чаще всего это возможно в лесу, где дороги остаются в виде большой естественной просеки и ли прогалины. На полях старинные дороги не найти, поскольку их часто перепахивали, и там уже никаких следов пролегающей тропы не обнаружить.
Дубы часто растут на твердой, каменистой почве заброшенных дорог. Также с ольхой. Вообще сейчас по этой дороге пролегает граница двух сельскохозяйственных участков.
С каждого двора начиналась своя дорога, идущая в лес или в поле. Грунтовки, конечно, постоянно размывались, но из-за утрамбовывания почвы сохранялись лучше. Иногда дороги мостили камнями. Такие старинные дороги почему-то перестали использовать, когда прошла коллективизация. Были распаханы многие новые площади — вместе с дорогами. На аэрофотоснимках все равно можно рассмотреть, где шла дорога — различается растительность, тон окраски местности другой, остатки многочисленных камней — это указывает на дорогу. На снимках из космоса дороги напоминают тонкие, более светлые, чем основной фон, полоски.
Старая, заброшенная где-то в 50-х, грунтовая дорога между двумя деревнями и мельницей. Постепенно дорога вся заросла.
Мои наблюдения
Много раз я стоял посреди лугов на том месте, где когда-то пролегала оживленная «магистраль» прошлых времен. От нее остались только те травы и кусты, которые росли на сложном, твердом грунте. Я исследовал много красивых мест, нашел много старинных монет вдоль таких трасс. Иногда я искал на обочинах современных трасс, и тоже успешно. Особенно на перекрестках. Хорош поиск также возле речек — к ним тоже подходили старинные пути, возле водяных мельниц их довольно много.
Все о кладах
Как несложно догадаться, в сегодняшней статье речь пойдет о поиске вдоль старых дорог. Во все века и времена дорога была одним из наиболее важных атрибутов жизни человека. В современном мире это понятие стало, скажем так, простым и скомканным, превратилось в простую полосу асфальта. В былые времена люди, не знавшие автомобилей, мотоциклов и других транспортных благ современной цивилизации, преодолевали расстояния для нас смехотворные, месяцами, а то и годами. Многие и вовсе проводили в дороге жизнь, как-то паломники, коробейники, бродячие торговцы, чумаки и прочие.
Данный вид поиска, при правильном подходе, не такой уж сложный, да и в экипировке дополнительных приблуд нам не понадобится. Находки же могут порадовать нас завидным разнообразием, так сказать, на любой вкус. Подковы и прочая «конина» — это само собой разумеется.
В изрядном количестве присутствуют кованные гвозди, каблуки, пуговицы, нательные кресты, кольца, остатки ложек, плошек и, естественно, монеты, как же без них. Временной разброс последних зависит, естественно, от того в какие века дорогу проложили и когда забросили. Есть и такие, которые используют по сей день. Поэтому в одной ямке вы можете обнаружить чешую и «советы», кусок проволоки и лунницу. Мешанина может быть изрядная, поэтому придется хорошенько потрудится как в борьбе с металломусором, так и с утрамбованным грунтом. Следует отметить, что именно на дорогах, или вдоль таковых, можно обнаружить очень редкие экземпляры монет. Другой вопрос, что «сохран» дорожных находок может не порадовать. Многие находки фрагментированы, монеты могут быть со сколами или деформированы. Хотя, на мой взгляд, игнорировать из-за этого «дорожный» поиск не стоит. А «покалечки» встречаются практически везде.
Наиболее важным вопросом остается – как правильно выбрать дорогу. Думаю, не стоит уточнять, что шастанье по кюветам вдоль современных автострад – это не наш метод. Хотя если таковая автострада пролегает на месте строго тракта, а у вас «кризис жанра», можно и там побродить, только на изрядном расстоянии от дорожного полотна. Но давайте, все-таки, попытаемся отодрать себя от современного мира и найти действительно старые пути-дороженьки. Нас интересуют большие тракты, вдоль которых располагались такие сладкие для всех камрадов трактиры, почтовые станции, и постоялые дворы. Дороги, которые вели к ярмаркам, переправам, мельницам, монастырям или церквям, соединяющие несколько больших деревень, проложенные к усадьбам или барским домам. Как всегда, первое, что нам понадобится – это карты старые и современные. Выбрав интересующую вас дорогу, сопоставьте ее расположение на старой и новой картах. Совмещение можно проделать с помощью соответствующих компьютерных программ, можно поэксплуатировать OziExplorer, или воспользоваться GPS-привязкой, можно все сделать по старинке – на глаз.
Дальше просто – выезжаем и копаем. Ходим не только по самой дороге, но и отрабатываем полосу метров в десять-двадцать вдоль нее с каждой стороны. Понятное дело, что народ останавливался на отдых или ночевку, ходил в сторонку по нужде, и просто уступал дорогу конным. Особое внимание уделяем полянкам, или местности вдоль дорог, растительность на которой отличается от остальной (очень скудная). На таких местах могли располагаться трактиры или другие строения. Тщательно отрабатываем пространство возле таких возможно сохранившихся ориентиров как большие валуны, старые деревья, или пни от них. В приметных местах люди бывало и захоронки делали, замечая в пути опасность. Найти там можно и прикопанный кошелек на несколько монет, и, если повезет, небольшой клад. Шанс на клад достаточно велик в районе перекрестков. Тот же принцип – приметное место. На перекрестках, или неподалеку, как правило, располагались постоялые дворы и кабаки. Да и само по себе это место считалось мистическим, и служило для проведения различных обрядов и гаданий. Соответственно и находок в таких местах может быть в разы больше.
Бывают варианты, когда поработать с совмещением карт вы не смогли, не успели, или просто услышали от старожилов о проходившей в данной местности старой дороге и хотите ее найти. Как быть в таком случае? Искать по косвенным признакам, а именно…
Как правило, грунт на дорогах, «накатанных» веками, еще долгие годы остается очень плотным, поэтому растительность на них существенно отличается от окружающей. Она низкая и чахлая. Земля на всей протяженности пути по уровню тоже несколько иная — она более «утоплена». Именно по этой причине утром и вечером, когда лучи солнца падают под углом, старая дорога становится видна визуально. Также помочь нам в поиске может туман – где он стелется ниже, там и проходила дорога. Не сбрасываем со счетов и обсадку – деревья, которым более сотни лет, или пни от них.
Высматриваем такие растения как крапива, лапчатка, мурашка или птичий горец, растущие, как правило, по обочинам. И самое главное – не зацикливайтесь на каком-то определенном пространстве. Зачастую дороги «гуляли» достаточно сильно в стороны. Доверьтесь своей интуиции, расслабьтесь и, возможно, ноги сами приведут вас на старую дорогу, ведь ее исходила не одна сотня и сапог, и голых пяток, она притягивает к себе путника… Притянет и вас.
Технология поиска по старым дорогам
Любая заброшенная или просто старая дорога представляет собой еще одно отличное место для поиска старинных артефактов и монет. Недаром народная пословица гласит: «Красна дорога ездоками, а обед пирогами». И чем больше ездоком в стародавние времена проезжало по дороге и вдоль нее, тем больше находок сулит вам поиск на ней. Но давайте разбираться по порядку.
На каких дорогах копать
И первый вопрос, который обычно возникает у новичков – это как выбрать и найти интересующую нас дорогу? С первой частью данного вопроса проблем обычно не возникает никаких. Поскольку искать с металлоискателем лучше на старых дорогах, то наша задача обнаружить таковую. Для этого достаточно взять две карты – одну старинную (чем старше и подробнее, тем лучше!) и одну современную и сопоставить их. Можно сделать это при помощи компьютерных программ, можно вручную, но вся задача сводится к тому, чтобы дороги, отмеченные на старинной карте (в идеале, если это будут крупные тракты!) перенести на современную карту. Что делать дальше думаю понятно? Необходимо ехать на местность, при помощи современной карты искать место, где проходила дорога 100-200 лет назад, и собирать при помощи металлоискателя собирать урожай в виде монет. Предупреждаю сразу, что на старых дорогах, отмеченных на вашей карте, уже давно мог вырасти лес или быть перепаханное поле, или еще что-то. Поэтому кроме всего прочего, неплохо знать и уметь применять основные приметы старых забытых дорог на местности:
Давайте еще раз, акцентируем внимание на том моменте, как можно найти дороги для поиска. Предположим, что нет у вас возможности скачать старые карты, что делать в этой ситуации? Тут тоже варианты:
Где и что искать на дорогах
Поиск на старых дорогах осуществляется стандартным, точно так же как вы делаете это в поле и на урочище. Просто тут участок, который вам предстоит обследовать, не такой широкий, но при этом вытянутый.
При поиске старинных монет на заброшенных и лесных дорогах обследовать не только дорожное полотно, но и обочину. Почему именно так? По дорогам перемещались и конные всадники, и повозки, и пешие странники. В большинстве случае пешеходы прижимались к краю (к обочине), потому как требовалось периодически пропускать конных.
Отдельного внимания заслуживают:
Отдельно хотелось бы сказать про поиск старинных кладов на заброшенных дорогах. Казалось бы, откуда им тут взяться? Но преступники существовали во все времена. Встречались и в старину разбойники и тати, именно они могли награбленные сокровища – монеты и украшения. Но поиск разбойничьих сокровищ – это скорее из серии приключений Индиана Джонса, а вот поиск небольших схронов или случайных кладов более, чем вероятен и возможен. Представьте, что вы богатый купец и едете с обозом из одного населенного пункта в другой и на вас напали лесные разбойники, что вы будете делать в первую очередь? Большинство скажет, прятать деньги. Куда? В землю, под корни приметных деревьев, в дупло, под камень…вот вам и такой случайный кладик. Конечно, найти их непросто, но ведь реально.
Однажды один знакомый озвучил мне правило поиска на старинных дорогах, проходящих в лесу, которое называется «правило большой нужды». Т.е. опять же, представьте ситуацию, едет челок на телеге, и вдруг ему приспичило в туалет по большой нужде, что он делает. Останавливает телегу и отходит от дороги в кусты, но при этом удаляется не на 500 метров от дороги, а «садится» там, где его с дороги не особо видно, а он за своим добром может следить без проблем. Именно на таком удалении от дороги и проходит граница поиска, т.е. отходя дальше, вы можете рассчитывать на монеты и вещи, которые когда то потеряли грибники и охотники.
Где искать клады. Старинные дороги.
Из истории русских дорог. Тем из нас, кому доводилось заниматься поиском с металлодетектором в местах, где когда то были проложены дороги, хорошо известно, дело это не простое, отнимающее много сил и времени. Мне самому пришлось отмотать не один десяток километров, не смотря на наличие старых карт и современных средств навигации, в надежде как то научиться определять, где находится концентрация находок, не истаптывая эти самые десятки километров. Я не о постоялых дворах, поклонных крестах, переправах, речь о менее явных признаках. Лично для меня вывод получился однозначный – только ножками! И если значительные, крупные дороги, скажем века 19-го, ещё можно вычислить с необходимой точностью, то с более старыми дело куда сложнее.
Хорошо когда получается найти перекрёсток или возможные водопои, в ином случае остаётся включать собственную фантазию, осматривая места предположительно удобные для привалов и т.п. Так же, если удаётся определить, где точно проходила дорога, считаю необходимым поискать на расстоянии, хотя бы в несколько метров от самой дороги, причём вдоль обеих её сторон. Понимаю, сколько времени и сил это отнимет, но результат даёт.
Но моя статья собственно не о способах поиска вдоль старых дорог. Дело в том, что занимаясь своими исследованиями, я заинтересовался самой историей Русской дороги.
Надеюсь, некоторая собранная информация будет интересна и читателям нашего сайта.
Вообще-то принято считать императора Петра 1 основателем дорожного дела на Руси и действительно, его заслуги в этом огромны. Только и до Петра дорожное строительство, конечно же существовало, но по порядку.
Например, когда в 1014 году князь Владимир Святославович готовился к походу на Новгород, то приказал «теребить путь и мостить мосты». Мосты в то время, это и были гати на болотах и т.п. По непроходимой грязи стелили ветки, клали брёвна. Даже в Русской правде указывалась такая мостовая пошлина. Вот откуда русское слово «мостовая».
Северную же Русь, сторону Московскую, например, называли Глухим Лесом, где путь и вовсе не найдёшь. В истории хорошо известен курьёзный случай, когда две рати, Московская и Владимирская идя на бой, друг с другом, попросту разминулись и потерялись. В итоге сечи не произошло.
Однако ближе к окончанию татаро-монгольского ига дело заметно продвинулось. Крупные центры Руси были связаны дорогами, находящимися под княжеским надзором. Хотя нельзя не признать, в общем, дорожное дело обстояло не лучшим образом. А уже великий князь Московский Иван 3 создал Ямской приказ, это было почтовое сообщение, организованное на серьёзном, государственном уровне. В правление Ивана 3 даже иностранные дипломаты отмечали высокую организацию гоньбы. А уж мы все знаем, как «любили» западные дипломаты хвалить Русь и признавать за нашими предками умение делать, что-либо не хуже, а то и значительно лучше, чем на западе.
Нам конечно особенно интересны ямы – почтовые станции и посёлки ямщиков того времени. Вычислить такое место, огромная удача для любого поисковика.
Царь Иван Грозный, значительно увеличив территорию страны, ещё сильнее развил систему почтовой гоньбы и дорог соответственно.
После Смуты, к сожалению, с дорогами стало значительно хуже.
Пришло время Петра 1. Трудно перечислить все новшества привнесённые императором. Вот лишь некоторые. Вводится должность земских комиссаров, отвечавших за состояние дорог, обязательное обременение крестьян участвовать в весенней и осенней починке дорог, появление первых верстовых столбов. Что интересно, при установке столбов, между соседними сажались молодые деревья.
При Александре1 дороги были разделены на разряды: главных сообщений (государственные); больших сообщений; губернские обыкновенных почтовых сообщений; уездных почтовых и торговых сообщений; сельские и полевые. Для покрытия затрат на их постройку ввели дорожный сбор с каждой ревизской души плюс налог с купцов.
В 1847 году был даже утверждён поперечный профиль для государственных шоссе, предусматривавший на глинистых грунтах песчаный слой толщиной в 10 дюймов; в этом дорожном нововведении Россия была первой в мире.
С 1840 по 1860 года было построено множество дорог, потом строительство заметно пошло на убыль, а с 1867 года почти совсем прекратилось.
Историей дорожного дела в советский период, разумеется, даже не интересовался. Тема уж очень объёмна. Таким образом, я в очень сжатой и общей форме изложил историю строительства дорог в России.
На самом деле, по этому вопросу существует огромное количество вполне доступных материалов. Тема будет чрезвычайно полезна и увлекательна людям не равнодушным к своей истории.
Изучая историю дорог на Руси, мне повезло познакомиться с интереснейшим человеком, который не один десяток лет увлекается путешествиями. Но не совсем обычными путешествиями. Он находит старинные дороги и проходит по ним, не зависимо от того леса там сейчас дремучие или болота. Так же разыскивает давно не существующие деревни и прочие населённые, когда то пункты, так же и храмы. Но, не копает, только фотографирует. Надеюсь, этот увлечённый и знающий человек не откажется дать интервью для посетителей нашего сайта.
Фильм «Кошелёк». Где и как искать старые поселения и деревни.
Комментарии и обсуждение
Пока я в Турции на пляже бока грел, Рудольф гляжу работал 🙂 Клуб стал интересным и много полезной информации. Спасибо. Буду помогать по мере возможного и выкладывать интересную информацию. Фильм о дискриминации СТХ снял, выложу вскоре.
Тоже видел в одной деревне дорогу вымощеную камнем.Говорят для царицы делали.Очень хорошо сохранилась и было интересно идти по ней.
P.S. Михаил (muxa177), ждем от Вас фильм о дискриминации CTX.
спасибо за информацию очень интересно
Очень интересно было бы взять интервью. По осени тоже задался поиском одной дороги. Доехал куда мог по легковой. Но уже лежал снег и из моих поисков ничего полезного не было: несколько военных гильз и ЖД гвоздь! Думаю он там не с проста лежал: либо здесь ЖД дорога когда-то была, либо как засов в телеге или ещё где на тракторе мог быть приспособлен
у стх очень хороший дискриминатор даже видео не надо смотреть и так все понятно, железно дорожные гвозди не видит у этого прибора самый хороший дискриминатор 5+
Почитал недавно интервью с тем человеком о котором в рассказе говорится. Блин, интересный мужик конечно, только не очень то к нашему брату хорошо относится. И всё из за того, что некоторым лень после себя лунный пейзаж подчистить.
Санаторий скорее всего
Во многих церквях(храмах) в советское время устраивали музеи,клубы,склады.Может это тоже такои случаи.
Дело в том, что при советах частенько мухлевали с картами, ну типа ввести в заблуждение потенциального противника. Если церковь рассматривалась как стратегически удобная позиция, к примеру для наблюдения и координации, то вполне могли таким образом «навести тень на плетень». В данном случае это просто предположение конечно.
други нашел карту 1771года координаты забил прошел 5 кв км итог 3 кованных гвоздя и кусок плуга терка 305 штат катушка 7,5 ужас
олег (tytanhamon), Плохому танцору яйца мешают! Ты координаты чего завел и куда с карты 1771 года :))) Какие координаты на карте 300-т летней давности, ты хоть представляешь? Не координаты нужно вводить, а по местности искать. Думай головой прежде чем кричать ужас.
И в правду интересное направление-старые дороги,сам в своей губернии,бью одну дорогу,всегда находки присутствуют,от Елизаветы до ранних советов.
Откопал как то трак на свет божий. Примерно сантиметров 15 земля, а потом мощеные булыжники. Хотя из карте знал, что где то дорога рядом и нашел.
По дороге столбовой возвращался я домой. песня такая была.Вот по этим дорогам больше всего находок бывает.
» В правление Ивана 3 даже иностранные дипломаты отмечали высокую организацию гоньбы. А уж мы все знаем, как «любили» западные дипломаты хвалить Русь и признавать за нашими предками умение делать, что-либо не хуже, а то и значительно лучше, чем на западе.»
И пословицу про дураков и дороги даже придумали.
А ямы вычислить несложно, они обычно через 20-30 верст располагались и лошадей всегда свежих держали много, потому как по рангу и лошадей давали. Обычно в селах, реже в деревнях.И по сей день подавляющее большинство сел, где ямы и станции почтовые располагались, существуют.Да и дороги старые и сейчас местные используют потому как менталитет у нас такой мы вокруг ходить не любим нам по кратчайшему пути сподручней и раньше так же было.
В настоящее время пословица будет звучать лучше так:
— одна другую ремонтирует.
Ну зачем дураку деньги?
Гость татьяна писал(а):
Отпад! Этож надо так фантазией завернуть! Это не ваше мы на последнем копе опушке нашли?))
Гость татьяна писал(а):