Как иудаизм связан с христианством
Иудаизм и христианство: сходство и различия
Общая характеристика иудаизма
Какие сходства и различия имеют иудаизм и христианство? Чтобы это понять, необходима общая характеристика иудаизма. Это не только религиозное, но и национальное, этическое мировоззрение. Его носителем является еврейский народ.
Иудеи – это этно-религиозный термин. Им обозначают приверженцев иудаизма и всех, кто является евреем по матери. В древности же так обозначали израильтян из рода Иуды. Однако после Вавилонского пленения Израиля они стали единственными представителями своего народа. Центром религиозной жизни древних иудеев являлся Иерусалимский храм. Он был разрушен в 1 веке н.э. в ходе подавления восстания иудеев против римской власти. После этого евреи в очередной раз рассеялись по всей земле.
Предыдущие еврейские рассеяния периодически происходили на протяжении первого тысячелетия до нашей эры. Они были вызваны неоднократными завоеваниями евреев другими народами. Например, в 8 веке до н.э. произошло Ассирийское завоевание, в 6 веке – Вавилонское. А с 1 века до н.э. Иудея была под контролем Рима и евреи расселялись по всей империи. Важнейшую роль в их самосохранении как этноса сыграла именно национальная религия.
Современные иудеи
Толкователи иудейского закона и главы общин называются раввинами. Молитвенные собрания иудеев именуются синагогами. Символом иудаизма в последние столетия является шестиконечная Звезда Давида. С древних же времён используется символ Менора – семисвечник из разрушенного Иерусалимского храма.
Разрушенный в 1 веке н.э. храм был уже вторым по счёту в истории иудейского народа. На его месте стоял Первый храм, построенный царём Соломоном за тысячу лет до рождения Христа. Он был разрушен 6 веке до н.э во время нашествия вавилонян. Однако вскоре культовое сооружение было восстановлено и просуществовало более 500 лет. Сегодня на его месте находится мусульманская мечеть. От Второго храма до наших времён сохранилось лишь несколько руин (“Стена Плача”). Иудеи верят в возрождение своей главной святыни. Они считают, что Третий храм станет духовным центром не только для евреев, но и для всего человечества.
Иудаизм и христианство: родом из Ветхого Завета
Танах – священная книга иудаизма, в основном соответствующая христианскому Ветхому Завету, а также ставшая основой для зарождения ислама. Она повествует о создании Всевышним мира и людей, о Божественном законе, а также о судьбе богоизбранного иудейского народа.
Важнейшей частью Танаха является Тора (Пятикнижие Моисея). Она включает книги Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие, полученные пророком от Всевышнего на горе Синай. Пятикнижие повествует о событиях от начала времён до кончины Моисея.
В 3 веке нашей эры иудейские богословы составили Мишну – книгу комментариев к Торе. Позднее была создана книга Гемара, которая является глубоким комментированием Мишны. Эти два текста вместе составляют Талмуд. Все стороны жизни набожного еврея, в том числе и светские, регламентируются Торой и Талмудом. Например, иудей должен иметь бороду, пряди волос на висках (пейсы), носить небольшой круглый головной убор (кипу), а также пройти через обряд обрезания.
Талмуд учит, что грехи могут быть изглажены через строгое следование всем религиозным предписаниям. Обряды в иудаизме возведены до степени догматов. Поэтому иудеи уделяют исключительное внимание их исполнению.
Иудаизм и христианство: общие черты
У этих религий общая ветхозаветная основа. В связи с этим многие хотят разобраться в теме «иудаизм и христианство: сходства и различия». Необходимо понимать, что христианство возникло в контексте иудаизма. Спаситель и апостолы и по рождению, и воспитанию были иудеями. Христианство воспринимались другими евреями как одна из иудейских сект.
Эти религии монотеистичны. Они учат о едином Боге, который создал человека по своему образу и подобию. Всевышний – не только Творец, но также любящий и помогающий Отец для людей. Диалог человека и Бога ведётся на протяжении всей жизни как на индивидуальном уровне, так и на уровне всего народа и человечества целиком.
Иудаизм и христианство учат о человеке как о свободном бессмертном духовном существе, призванном к духовному совершенствованию, Богопознанию и спасению. Также иудеи и христиане верят во всеобщее воскресение мёртвых в конце времён.
Иудаизм и христианство имеют общую концепцию церковного служения Богу. Христианское богослужение во многом испытало влияние иудаизма. Например, заимствовано церковное чтение Священного Писания, псалмов, а также некоторые молитвы («Отче наш») и молитвенные формулы (Аминь, аллилуйя, осанна).
Иудейские истоки имеют Таинства Крещения и Евхаристии. Так, у иудеев издревле существует обряд ритуального очищения путём омовения, называющийся твила. Евхаристия же включает такие традиционные иудейские элементы, как преломление хлеба и чаша с вином. Они используются при праздновании иудейского Песаха (день памяти об Исходе евреев из Египта). Таинство Евхаристии было установлено Иисусом на праздничном ужине с апостолами (Тайная Вечеря), который состоялся именно по случаю дня Песаха.
Иудеи и христиане: в чем разница?
Чем отличается христианство от иудаизма? Иудеи считают себя богоизбранной нацией, у которой есть священная миссия – научить Божественным истинам все остальные народы. Иудеи верят в приход Машиаха, то есть Мессии, Божьего помазанника из рода царя Давида. Считается, что он нравственно возродит человечество, избавит еврейский народ от власти язычников и установит своё великое царство на благо всего мира.
Христианство же стоит на том, что ветхозаветные пророчества о приходе Спасителя уже свершились. Непорочно зачатый Святым Духом и рождённый Девой Марией богочеловек Иисус Христос своей жертвой искупил грехи человечества и вознёсся к Богу Отцу. Иудеи же не признали Иисуса Мессией и до сих пор ждут прихода Божьего помазанника.
Христианство учит, что все мы рождаемся с печатью первородного греха и очищаемся от него Христом (Рим. 5:12, 18-19). Первородный грех был совершён нашими прародителями Адамом и Евой. Они отпали от Бога, нарушив Его волю, и были изгнаны из Рая. Согласно же иудейской вере, каждый человек рождается чистым и невинным. В течение жизни он сам делает нравственный выбор – грешить или нет.
Понятие человека в двух религиях
Христианство утверждает, что прийти к Богу можно только следованием за Христом. Согласно же иудаизму, человек самостоятельно может приблизиться к Богу. Глубокая иудейская вера для этого требуется лишь от евреев, на которых возложена бо́льшая ответственность в связи с их избранностью. Также отличительной чертой иудаизма является замкнутый национальный характер этой религии. Христианство же всемирно и универсально. По словам апостола Павла, в нём
«нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3:11).
Христианство – самостоятельная религия или иудейская секта?
Иудаизм считает христианство своей производной религией, призванной познакомить другие народы с базовыми элементами иудейской веры. Христианство же рассматривает ветхозаветное иудейство как богооткровенную подготовительную ступень к учению Христа:
«Закон, данный чрез Моисея, есть символическое, состоящее из намеков, сокращение будущей благодати, возвещающее образами исполнение будущей истины» (святитель Иоанн Златоуст, «Слово на Пасху»).
Почему евреи не приняли христианство? Такой вопрос не является вполне корректным. Ведь некоторые иудеи приняли Спасителя и стали христианами. Но были и те, кто уклонился Истины. Вместо того, чтобы пойти за долгожданным Мессией, они распяли Его. Почему некоторые иудеи не увидели в Иисусе Мессию? Вот, что об этом говорит митрополит Антоний (Храповицкий):
«Ветхозаветные священные писатели, предсказывая Израилю и даже всему человечеству светлое будущее, имели в виду блага духовные, а не физические вопреки толкованию позднейших иудеев… Однако современные Спасителю иудеи не желали стать на такую точку зрения и напряжённо жаждали себе, своему племени, внешнего довольства и славы, и только лучшие из них понимали пророчества правильно».
Как иудеи не узнали Мессию
Спаситель обличал некоторых иудейских первосвященников за их лицемерие, гордыню и следование только лишь внешнему обрядовому закону, а не главному нравственному:
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф. 23:23).
Иисус Христос указывал на то, что фарисеи отменяли Божьи заповеди и отдавали предпочтение заповедям человеческим:
«Вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное… Хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание? (Мф. 7:8-9).
Спаситель говорил людям:
«Итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их (фарисеев) не поступайте, ибо они говорят, и не делают» (Мф. 23:2).
Итак, именно духовная скудость и гордыня не позволили многим служителям Моисеева закона увидеть во Христе Мессию.
Таким образом новая иудейская вера не является в полной мере именно той, которая была дана израильтянам через ветхозаветных пророков. Современный иудаизм в изрядной степени является плодом человеческих измышлений и влияния различных магических и суеверных течений (Каббала и прочее).
Первые евреи-христиане продолжали исполнять требования Закона Моисеева. Однако эти две религии стремительно отдалялись друг от друга. Формально окончательный разрыв иудейства и христианства был зафиксирован на I Никейском соборе в 325 году.
Иудаизм и христианство — Один ли у них Бог?
Приведём слова протоиерея Всеволода Чаплина:
«Истинный Бог только один. Это Бог, который в полноте явил Себя в Священном Писании Ветхого и Нового Завета. Истинный Бог – это Троица: Отец, Сын и Святой Дух. Те, кто не исповедуют веру в Троицу могут обладать какими-то отдельными элементами истины, но не всей её полнотой. И часто они эту истину смешивают с заблуждениями. Истина же должна быть целостной и совершенной. Мы можем дружить с другими конфессиями, однако нельзя уступать в вопросах истины. А она только во Христе».
Современный иудаизм отвергает Христа, Святую Троицу и учит об унитаризме, то есть единстве Бога. Он вечен, всемогущий, всеведущий и любящий. Но без принятия Христа это уже не истинная вера. Святитель Игнатий Брянчанинов отмечал, что
«уклонение от Ветхого Завета до пришествия Христова было отступлением от Бога; желание остаться при нем по пришествии Христа стало отступлением от Бога (Полное собрание сочинений, том 2).
Иисус Христос не заменил собой ветхозаветного Творца. В Спасителе открылся всё тот же Бог Авраама, Исаака и Иакова. Люди и их представления о Всевышнем менялись, но Он оставался и остаётся неизменным: «человеколюбивым и милосердым, долготерпеливым, многомилостивым и истинным» (Исх. 34:6).
Протоиерей Димитрий Смирнов объясняет:
«Ветхий Завет – это не другой Бог. Это была подготовка к Новому Завету. Ветхий Завет – это детство человечества. Ребёнку не дают заданий, которые выше его возможностей. Ветхий Завет был дан древнему, не готовому к Евангелию человеку. И когда человек стал готовым, появился Христос».
Краткий обзор отношений Православия и иудаизма. Часть 1
Побиения камнями святого архидиакона Стефана |
Полемика и апологетика
С ранних времен христианские авторы, в том числе и святые отцы, писали сочинения, посвященные осмыслению раввинистического иудаизма, полемическому и миссионерскому диалогу с ним.
Самым ранним дошедшим до нас подобным святоотеческим произведением является «Разговор с Трифоном иудеем» [1] святого Иустина Философа. Святой отец утверждает, что силы Святого Духа перестали действовать у иудеев с приходом Христа (Триф. 87). Он указывает, что после пришествия Христа уже больше не было у них ни одного пророка. Вместе с тем святой Иустин подчеркивает продолжение ветхозаветных действий Святого Духа в новозаветной Церкви: «К нам перешло то, что прежде существовало в вашем народе (Триф. 82)»; так что «можно видеть среди нас и женщин, и мужчин, имеющих дары от Духа Божия» (Триф. 88).
Тертуллиан († 220/240) в работе «Против иудеев» обосновывает Божественность Христа через пророчества Ветхого Завета, чудеса Нового Завета и жизнь Церкви. Ветхий Завет является подготовкой к Новому, в нем существует два ряда пророчеств о Христе: одни говорят о Его пришествии в образе раба для страдания за род человеческий, вторые относятся к Его будущему пришествию во славе. В лице Господа Христа соединяются оба Завета: к Нему приводят пророчества, и Он Сам приводит в исполнение чаемое.
Святитель Ипполит Римский в кратком «Трактате против иудеев» показывает на цитатах из Ветхого Завета предсказанные крестные муки Мессии и грядущее призвание язычников и обличает иудеев за то, что, когда уже явлен свет истины, они продолжают блуждать во тьме и спотыкаться. Их падение и отверженность также предсказана пророками.
Священномученик Киприан Карфагенский († 258) оставил «Три книги свидетельств против иудеев». Это тематическая подборка цитат из Ветхого и Нового Заветов. Первая книга содержит свидетельства о том, что «иудеи, согласно предсказаниям, отступили от Бога и утратили благодать, которая дарована была им прежде… и что их место заняли христиане, угождающие Господу верой и приходящие от всех народов и со всего мира». Во второй части показывается, как основные ветхозаветные пророчества исполнились во Иисусе Христе. В третьей части на основе Священного Писания кратко излагаются заповеди христианской нравственности.
Святитель Иоанн Златоуст († 407) в конце IV века произнес «Пять слов против иудеев», адресованных к тем христианам, которые посещали синагоги и обращались к иудейским ритуалам. Святитель объясняет, что после Христа иудаизм потерял свое значение, и потому соблюдение его обрядов противно воле Божией и соблюдение ветхозаветных предписаний теперь не имеет никакого основания.
Блаженный Августин († 430) в начале V века написал «Рассуждение против иудеев» («Tractatus adversus Judaeos»), в котором утверждает, что, даже если иудеи заслуживают самого сурового наказания за то, что отправили Иисуса на смертную казнь, они были сохранены живыми Божиим Промыслом, чтобы служить вместе со своим Писанием невольными свидетелями истины христианства.
Преподобный Анастасий Синаит († ок. 700) написал «Диспут против иудеев». Здесь тоже указывается на окончание времени действия ветхозаветного закона; кроме того, уделено внимание обоснованию Божественности Иисуса Христа, а также иконопочитания, о чем преподобный говорит так: «Мы, христиане, поклоняясь кресту, не дереву поклоняемся, но распятому на нем Христу».
Западный святитель Грегентий Тафрский в VII веке составил запись своего диспута с иудеем Хербаном – диспут проходил в присутствии короля Омерита. Хербан, несмотря на аргументы святителя, продолжал упорствовать, тогда по молитве святого произошло чудо: среди присутствовавших при диспуте иудеев явился видимом образом Христос, после чего раввин Хербан вместе с пятью с половиной тысячами иудеев принял крещение.
Преподобный Никита Стифат (XI в.) написал небольшое «Слово к иудеям», в котором напоминает о прекращении ветхозаветного закона и отверженности иудаизма: «Бог возненавидел и отверг и служение иудеев, и субботы их, и праздники», о чем предсказывал еще через пророков.
В XIV веке император Иоанн Кантакузин написал «Диалог с иудеем». Здесь, помимо прочего, он указывает иудею Ксену, что, согласно пророку Исаие, Новый Завет явится из Иерусалима: «Из Сиона явится Закон, и Слово Господне – из Иерусалима» (Ис. 2: 3). Невозможно допустить, что это было сказано о Ветхом Законе, ибо он был дан Богом Моисею на Синае и в пустыне. Здесь же не говорится «дан», но «явится» из Сиона. Иоанн спрашивает Ксена: если Иисус был обманщиком, то как получилось так, что ни Бог, ни язычники-императоры не смогли уничтожить христианство, которое было проповедано по всему миру. Диалог заканчивается обращением Ксена в Православие.
В святоотеческих трудах можно найти немало резких слов об иудеях, например таких: «Всем они (иудеи) преткнулись, всюду сделались злоумышленниками и предателями истины, оказались богоненавистники, а не боголюбцы» (Ипполит Римский, святитель. Толкование на книгу пророка Даниила).
Но следует помнить, что, во-первых, это вполне соответствовало тогдашним понятиям о ведении полемики, а во-вторых, иудейские сочинения того же времени, в том числе и религиозно авторитетные, содержали ничуть не менее, а порой и более резкие выпады и предписания в отношении христиан.
В целом Талмуд насаждает резко негативное, презрительное отношение ко всем не-иудеям, в том числе и к христианам. Книга поздних галахических постановлений «Шулхан-арух» предписывает по возможности уничтожать храмы христиан и все им принадлежащее (Шулхан-арух. Иоре де’а 146); запрещается также спасать христианина от смерти, например если он упадет в воду и станет обещать даже все свое состояние за спасение (Иоре де’а 158, 1); разрешается испытывать на христианине, приносит лекарство здоровье или смерть; и, наконец, иудею вменяется в обязанность убивать еврея, который перешел в христианство (Иоре де’а 158, 1; Талмуд. Абода зара 26).
Отношения православных и иудеев в истории
Как известно, с самого зарождения христианства иудеи стали резкими противниками и гонителями его. О гонениях их на апостолов и первых христиан немало сообщается в новозаветной книге Деяний апостольских.
Позднее, в 132 году по Р. Х., в Палестине вспыхнуло восстание под началом Симона Бар-Кохбы. Еврейский религиозный лидер рабби Акива провозгасил его «мессией». Есть сведения, что по рекомендации того же рабби Акивы Бар-Кохба убивал христиан-евреев.
После прихода к власти в Римской империи первого императора-христианина святого Константина Великого эти напряженные отношения нашли новые выражения, хотя многие меры христиан-императоров, которые иудейские историки традиционно представляют как гонения на иудаизм, преследовали цель просто защитить христиан от иудеев.
Например, иудеи имели обычай принуждать к обрезанию приобретаемых ими рабов, в том числе и христиан. Святой Константин по этому поводу предписал освобождение всех рабов, которых евреи станут склонять к иудаизму и обрезанию [4] ; также было запрещено евреям покупать рабов из христиан. Затем, иудеи имели обычай побивать камнями тех евреев, которые обращались в христианство. Святой Константин принял ряд мер к тому, чтобы лишить их такой возможности. Кроме того, отныне иудеи не имели права состоять на военной службе, а также занимать государственные посты, где от них зависели бы судьбы христиан. Человек, перешедший из христианства в иудаизм, лишался своего имущества.
Юлиан Отступник разрешил иудеям восстановить Иерусалимский храм, и они быстро принялись за его постройку, однако случившиеся бури и землетрясения, когда даже огонь вырывался из-под земли, уничтожая рабочих и строительные материалы, сделали это предприятие невозможным.
Меры, ограничивающие общественное положение иудеев, часто были вызваны их поступками, демонстрирующими гражданскую ненадежность в глазах императоров. Например, при императоре Констансе в 353 году евреи Диокесарии перебили гарнизон города и, выбрав своим главой некоего Патрикия, начали нападать на соседние деревни, убивая и христиан, и самарян. Это восстание было подавлено войсками. Нередко иудеи, жившие в византийских городах, оказывались предателями во время войн с внешними врагами. Например, в 503 году при осаде персами Констанции евреи прорыли подземный ход за город и впустили неприятельские войска. Евреи поднимали восстания в 507 и в 547 году. Еще позднее, в 609 году, в Антиохии восставшие евреи перебили много богатых граждан, сожгли их дома, а патриарха Анастасия влачили по улицам и после многих истязаний бросили в огонь. В 610 году восстало четырехтысячное еврейское население Тира.
Кроме того, нужно учитывать, что православные императоры принимали и указы, направленные на защиту иудеев.
Так, император Аркадий (395–408) вменил в обязанность наместникам провинций не допускать случаев оскорбления иудейского патриарха («наси») и нападений на синагоги и указал, что местные правители не должны вмешиваться в общинное самоуправление евреев. Император Феодосий II в 438 году также издал указ, в котором евреям гарантировалась защита государства в случае нападения толпы на их дома и синагоги.
При Феодосии II обнаружилось, что иудеи в праздник пурим завели обычай сжигать крест, тогда же в городе Имме иудеи распяли на кресте христианского ребенка, а в Александрии в 415 году было несколько примеров избиения христиан евреями. Все эти случаи вызывали как народное негодование, выливавшееся иногда в погромы, так и репрессии со стороны власти.
На православном Западе в отношении иудеев принимались меры, аналогичные византийским. Например, при вестготском короле Рикардо в 589 году иудеям Испании было запрещено занимать правительственные посты, иметь рабов-христиан, подвергать своих рабов обрезанию и предписано, что дети от смешанных еврейско-христианских браков должны быть обязательно крещены.
В отношении иудеев в христианских странах раннего средневековья действительно случались преступления, когда, например, толпа могла разрушить синагогу или подвергнуть избиению евреев, а некоторые указы императоров с точки зрения современных реалий кажутся дискриминационными. Однако стоит учитывать, что в тех случаях, когда иудеи приходили к власти, подчиненных им христиан ждала ничуть не лучшая участь, порой же намного худшая.
Жестокие иудейские гонения на христиан произошли также и в 610–620-х годах в Палестине, захваченной персами при активной поддержке местных евреев. Когда персы осадили Иерусалим, иудеи, жившие в городе, войдя в сговор с врагом Византии, открыли ворота изнутри, и персы ворвались в город. Начался кровавый кошмар. Церкви и дома христиан поджигались, христиане вырезались на месте, причем в этом погроме евреи зверствовали даже больше персов. По данным современников, 60 000 христиан были убиты и 35 000 проданы в рабство. Притеснения и убийства христиан иудеями происходили тогда и в других местах Палестины.
Неудивительно, что в то время император Ираклий отнесся к предателям-иудеям сурово. Эти события во многом определили антисемитские настроения всего европейского средневековья.
Иудеи часто, говоря об истории христиано-иудейских отношений, педалируют тему насильственных крещений, представляя их как повсеместную и обычную практику для Церкви в средневековье. Однако такая картина не соответствует действительности.
Тиран Фока в 610 году, после упомянутого выше антиохийского восстания, издал указ, чтобы все иудеи крестились, и послал в Иерусалим префекта Георгия с войсками, который, когда евреи не согласились креститься добровольно, принудил их к этому с помощью солдат. То же случилось в Александрии, и тогда иудеи подняли мятеж, во время которого убили патриарха Феодора Скрибона.
Свергнувший Фоку император-еретик Ираклий, насаждавший монофелитство, был, как уже сказано, раздражен предательством иудеев во время войны с персами, объявил иудаизм вне закона и попытался насильственно крестить иудеев. При этом он посылал письма западным христианским правителям, призывая их поступать с иудеями так же.
Вестготский король Сисебут под влиянием писем Ираклия также издал указ о том, что иудеи должны либо креститься, либо покинуть страну. По некоторым оценкам, тогда крестилось до 90 000 испанских евреев, которые при этом, помимо прочего, письменно клялись не заниматься ростовщичеством. Аналогичные шаги и по той же причине предпринял тогда на своих землях франкский король Дагоберт.
Православная Церковь отреагировала на эту попытку негативно – как на Востоке, так и на Западе.
На Востоке в 632 году преподобный Максим Исповедник осудил произошедшее в Карфагене насильственное крещение иудеев, произведенное местным правителем во исполнение воли Ираклия.
В Византии еще одну попытку насильственного крещения предпринял в 721 году другой император-еретик Лев III Исавр, насаждавший иконоборчество, издавший эдикт о крещении иудеев и монтанистов, что вынудило многих евреев переселиться из городов Византии. Преподобный Феофан Исповедник сообщает об этом событии с явным неодобрением: «В этом году царь принудил крестить иудеев и монтанистов, но иудеи, против воли крещенные, очищались от крещения как от осквернения, принимали святое причащение поевши и таким образом глумились над верой» (Хронография. 714).
Еврейские историки также указывают, что будто бы насильственное крещение евреев произошло при императоре Василии I (867–886), однако византийские источники, в частности Продолжатель Феофана, хотя и упоминают стремление Василия к христианизации евреев, свидетельствуют, что делал он это мирными средствами – устроением полемических диспутов и обещанием для новообратившихся чинов и наград (Жизнеописания царей. V, 95). Еврейские же источники (хроника Ахимааца) говорят о том, что отказывавшихся креститься иудеев обращали в рабство, и будто были даже случаи пыток, хотя и единичные. Как бы то ни было, есть сведения, что и при Василии Православная Церковь отнеслась к его инициативе отрицательно.
Таким образом, видны четыре важных обстоятельства в данном вопросе.
Во-первых, попытки насильственной христианизации иудеев имели место позже известных в истории попыток насильственной иудаизации христиан.
Во-вторых, эти попытки были исключением, а не правилом в политике христианских правителей раннего средневековья.
В-третьих, Церковь негативно оценила эти попытки и недвусмысленно осудила саму подобную идею.
В-четвертых, во многих случаях эти попытки предпринимали не православные императоры, а еретики, которые также гнали в то время и православных.
Еврейские авторы, нехотя говоря об известных из истории фактах обращения из иудаизма в Православие, вероятно, потому пытаются назвать практически каждый из них «насильственным» или «вынужденным из-за антисемитских дискриминаций», что не могут помыслить, что человек, принадлежащий к иудаизму, способен самостоятельно, добровольно и разумно сделать выбор в пользу Православия. Однако это подтверждается множеством фактов, например таких, как примеры обращения в Православие евреев, живущих в католических странах, примеры их верности христианству даже до смерти в коммунистическом государстве, примеры обращений в Православие в фашистских и коммунистических концлагерях и т.п.
В целом, несмотря на вышеуказанные законы, иудеи в Византии жили благополучно; известно, что евреи в других странах изумлялись их богатству и переселялись в православную империю; например, известно, что в Византию бежали евреи, преследуемые в фатимидском Египте.
О том, что византийцы не испытывали предубеждения к самой по себе еврейской национальности, свидетельствует тот факт, что в XIV веке православный еврей Филофей стал даже Константинопольским патриархом, а согласно некоторым историкам, еврейские корни имел император Михаил II.
Еще одной популярной темой истории православно-иудейских взаимоотношений являются погромы. Они, действительно, имели место, однако желание еврейских историков за каждым таким случаем видеть непременную сознательную инспирацию со стороны Церкви является, по меньше мере, тенденциозным. Напротив, Православная Церковь в лице авторитетнейших своих святых неоднократно осуждала действия погромщиков. В частности, праведный Иоанн Кронштадтский выступал с резким обличением кишиневского погрома, говоря: «Что вы делаете? Зачем вы сделались варварами – громилами и разбойниками людей, живущих в одном с вами отечестве?» (Мысли мои по поводу насилий христиан с евреями в Кишиневе). Также Святейший Патриарх Тихон писал: «Доносятся вести о еврейских погромах… Православная Русь! Да идет мимо тебя этот позор. Да не постигнет тебя это проклятие. Да не обагрится твоя рука в крови, вопиющей к Небу… Помни: погромы – это бесчестие для тебя» (Послание от 8 июля 1919 г.).
Во время еврейских погромов на Украине периода гражданской войны, а также на оккупированных немецкими войсками землях в годы Второй мировой войны многие православные священники и простые верующие укрывали у себя евреев, спасая их. Кроме того, Русская Православная Церковь благословляла на ратный подвиг воинов Красной армии, освободивших в 1944–1945 годах узников таких лагерей, как Освенцим, Майданек, Шталаг, Заксенхаузен, Озаричи, и спасших сотни тысяч евреев из Будапештского гетто, Терезинского, Балтского и многих других. Также клирики и миряне Элладской, Сербской и Болгарской Церквей в годы войны принимали активные меры для спасения множества евреев.
В целом можно сказать, что в истории отношений иудеев и православных христиан было действительно немало темных страниц, однако факты не дают оснований к тому, чтобы одну из сторон этих отношений представить безвинной страдалицей и жертвой, а вторую – беспричинным гонителем и мучителем.