Как избежать плагиата в логотипе
Спроси эксперта: как избежать плагиата?
Арт-директор «Логомашины» рассказывает, насколько обоснован страх скопировать чужую идею и как поступить, если это произошло.
Изображение: Dana Moskvina / Skillbox Media
Вопрос от читателя:
«Привет! У меня начали появляться заказы, но я очень загоняюсь, чтобы случайно не сплагиатить чужой логотип. Понятно, что придумать в наше время что-то оригинальное непросто, но вдруг заказчик увидит что-то похожее и обвинит меня в плагиате. Как перестать этого бояться и что делать, если такое всё же произошло?»
На этот вопрос ответил Данияр Шарипов.
Данияр Шарипов
Арт-директор дизайн-студии «Логомашина».
Страх скопировать идею или графику логотипа небезоснователен, потому что мы живём в мире, в котором вообще очень много дизайнеров, и они создали очень много графики. Ненароком сделать «то же самое» — частая история.
Нередко даже у крупных компаний похожи логотипы или фирменные стили. И они как-то с этим живут и не ощущают никаких проблем. Один из самых популярных примеров — логотипы Airbnb и Azuma Drive-In. Они оба построены на букве «А», но в неё заложены разные метафоры, разные смыслы. И они не собираются подавать друг на друга в суд.
Есть ещё более яркие случаи, но там, как правило, совсем простая графика. Например, Euronews с логотипом-точкой и USA Today — та же точка. То есть даже крупные компании «плагиатят», причём они могут находиться вообще в одной нише и заниматься одним и тем же. Euronews и USA Today — работают с новостями. И таких примеров среди известных мировых брендов очень много.
Тем не менее создать что-то новое, уникальное и интересное несложно. Я бы даже сказал — просто. Главное — следовать некоторым стандартным правилам, и будет всё гуд.
Первое — развивать насмотренность
Как бы заезженно это ни звучало, но это действительно важно, потому что чем больше логотипов мы видим — сделанных недавно или исторических брендов, — тем больше у нас в сознании отпечатывается, что копировать не нужно, от чего нужно отстраняться.
Второе — делать ресёрч
Перед тем как создавать логотип, полезно провести ресёрч по компаниям-конкурентам и выбранным образам — чтобы не продублировать.
Третье — профессиональное ревью
Самое простое — быть в комьюнити дизайнеров. Возможно, кто-то узнает в вашем логотипе существующий. Плюс в таких комьюнити помогают подобные вещи исправить, подсказывают.
У нас в «Логомашине» на первом этапе — просмотре логотипа — участвует вся команда: арт-директор (то есть я), все дизайнеры, менеджеры. Если хотя бы один из десяти сотрудников узнал в нём какой-то популярный бренд или видел его на Dribbble или Behance, то мы сразу откидываем этот вариант. И на самом деле, как бы это странно ни звучало, в «Логомашине» это бывает не так редко. Конечно же, дизайнер это не скопировал, а просто попал в те же образы, несмотря на то, что и ход мыслей был разный.
Плюс мы живём в мире нейросетей, которые помогают нам искать похожие картинки, — сервисов Google, «Яндекса» и Pinterest. Соответственно, вы просто ставите свой логотип в разных цветовых вариациях — на белом фоне, на чёрном фоне, монохромную версию, цветную. И отправляете в «поиск по картинке». Если найдутся стопроцентные попадания, то они выпадут списком, и вы узнаете, уникален ваш логотип или нет.
Что же делать, если такое всё-таки случилось?
Сохраняйте все этапы работы
Во-первых, когда вы создаёте графику или логотип, храните всю историю работы над ним: драфтинг, скетчинг. Имея на руках все черновики, вы сможете легко рассказать, почему вы пришли именно к такому варианту знака. Если вы сумеете показать, что у вас были собственные идеи, то клиент вряд ли будет обвинять вас в плагиате.
Создавайте доверительные отношения с клиентом
На начальном этапе работы с клиентами важно создать доверительные отношения, чтобы, если вдруг что-то такое случится, вы могли легко всё уладить, просто пообщавшись и сказав, что это произошло ненамеренно. Доверительные отношения с клиентом — это и возможность защитить свой дизайн, обосновав путь к полученной графике.
Если же вы обнаружили, что у вас получился повтор уже через некоторое время после сдачи логотипа, то сможете написать клиенту об этом: вы делали логотип, но обнаружили, что существует похожий, и готовы переделать. Скорее всего, если у вас налажены доверительные отношения, то доказать, что вы сделали это неумышленно, не составит труда.
Подводя итог
Напоследок хочется сказать, что, хоть мы живём в постмодернизме, создавать что-то уникальное возможно — появляются новые технологии, новая графика, новые формы. Но сделать что-то неоригинальное или слишком простое тоже нормально — главное, чтобы это было со своей изюминкой, с обоснованной идеей. И, конечно же, с уникальным применением — это тоже играет большую роль.
Горячая линия
Наши Рассылки
Обучающие мероприятия
(347) 291 20 70
Как избежать плагиата в логотипе и защитить свой бренд от копирования
Предприниматель может зарегистрировать логотип в качестве товарного знака в Роспатенте, чтобы защитить его от копирования и незаконного использования.
Того, кто будет пользоваться логотипом без вашего разрешения, можно будет привлечь к ответственности. Но есть проблема: каждый второй логотип, который разрабатывают для себя бренды, похож на уже зарегистрированный товарный знак.
Получается, что не каждый разработанный с нуля логотип разрешат зарегистрировать в Роспатенте, потому что часто он повторяет чью-то реализованную идею. Происходит это потому, что на данный момент на территории России действует уже больше 500 000 товарных знаков — сложно не повториться с идеями конкурентов.
Логотип — это изображение, эмблема или символика, которую используют организации и частные лица для идентификации своей деятельности и повышения узнаваемости. Вспомним, например, логотипы Nike — производителя спортивной одежды, «Яндекса» — поисковой системы, «Красного Октября» — кондитерской фабрики.
Рассмотрим, как можно доработать логотип и что можно в нем изменить, чтобы не было проблем с регистрацией.
Для чего бизнесу регистрировать свой логотип
С помощью логотипа бизнес повышает узнаваемость, выделяет свою продукцию среди аналогов. Клиенты, увидев картинку на товаре, сразу понимают, кто его производитель.
Компании необязательно разрабатывать логотип и регистрировать его как товарный знак — работать можно и без него. Но регистрация товарного знака дает определенные преимущества — защиту от копирования, выход в торговые сети, возможность наказать нарушителя.
Защита от копирования и страховка от расходов. Вы будете спокойно пользоваться зарегистрированным товарным знаком и не бояться, что кто-то придет и заявит о плагиате. То есть у вас не будет штрафов за незаконное пользование логотипом, собственник товарного знака не потребует компенсации, и вам не придется проводить ребрендинг.
На практике, когда владелец товарного знака предъявляет претензии, компании-нарушителю приходится что-то менять, а то и вовсе переименовывать свой проект. В этом случае все вложения в разработку и продвижение бренда обнуляются, все приходится начинать сначала. А процедура ребрендинга весьма недешевая.
Например, одному из наших клиентов потребовалось около 420 000 Р на ребрендинг кафе. Эти затраты включили в себя:
Разработку фирменного стиля — 200 000 Р.
Входную группу и вывеску — 120 000 Р.
Печать меню — 50 000 Р.
Униформу для работников кафе — 50 000 Р.
Выход в торговые сети. Товарный знак обеспечит более легкий и безопасный выход в торговые сети, например «Ашан», «Лента», и на маркетплейсы — «Озон», «Вайлдберриз». Сейчас многие площадки стремятся обезопасить себя от рисков и требуют от продавцов определенный набор документов. Часть маркетплейсов вообще не сотрудничают с организациями, у которых нет свидетельства о регистрации товарного знака.
Например, «Ламода» запрашивает информацию о товарном знаке на продукцию до начала сотрудничества — ей как минимум нужно предоставить подтверждение, что знак находится на регистрации. «Вайлдберриз» достаточно номера заявки, которая бы подтвердила, что обозначение находится в процессе регистрации.
Возможность наказать нарушителя. Если кто-то воспользуется вашим логотипом, то с нарушителя можно будет взыскать компенсацию до 5 миллионов рублей. Еще его могут привлечь к административной, а если своими действиями нарушитель нанес крупный ущерб, то и к уголовной ответственности.
Расширение бизнеса. Если вы будете продавать франшизу на свой бизнес, то товарный знак должен быть зарегистрированным. Ведь передавать право пользования можно только на официально зарегистрированные фирменные обозначения.
Где регистрируют логотипы и какие они бывают
Логотипы регистрируют в качестве товарного знака в Роспатенте. Это государственный орган, который проверяет товарные знаки на схожесть и ведет базу всех зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности.
Логотипы регистрируют словесными, изобразительными и комбинированными товарными знаками.
Словесный товарный знак. В логотипе только слова или фразы, без графических элементов.
Изобразительный товарный знак. Если слов или фраз нет — логотип регистрируют как изобразительный товарный знак.
Комбинированный товарный знак. В логотипе есть и рисунок, и слова.
Перед тем как зарегистрировать новый товарный знак, Роспатент проверяет по своей базе, нет ли похожих слов и картинок, а если есть — насколько ваш вариант уникален. По закону есть всего два варианта неуникальности товарного знака:
Сходство до степени смешения — когда потребитель может спутать два обозначения. Для его выявления достаточно подобия одного-двух элементов дизайна. Например, фирменная «М» в логотипе «Макдональдса» и она же, но перевернутая, на вывесках киосков с шаурмой — вместо буквы «ш».
Тождественность— когда одинаковы все составные части дизайна логотипа: цвет, композиция, графические и словесные элементы. То есть клиент будет думать, что это одна организация, а на самом деле это совсем другая.
Если во время проверки Роспатент выявит сходство до степени смешения или тождественность, то он отклонит заявку на регистрацию логотипа. Так как регистрация занимает около 8 месяцев, а заплатить за нее придется примерно 30 000 Р, лучше сначала проверить логотип на уникальность. Это может сэкономить ваше время, деньги и нервы.
Как проверить уникальность логотипа
Логотип нужно проверить на его охраноспособность и уникальность.
Охраноспособность означает, что название и картинка не противоречат закону. Например, в нем нет государственной символики, общепринятых слов, выражений, противоречащих моральным нормам.
Убедитесь, что ваш логотип не нарушает закон. Например, что он не похож на культурные объекты, в нем нет известных элементов вроде флага или герба страны.
Уникальность названия или картинки логотипа можно проверить через специальные сервисы.
Сайт Роспатента. Есть два варианта поиска: платный и бесплатный.
При бесплатном поиске ваше обозначение будет сравниваться только с уже зарегистрированными товарными знаками. По знакам, которые еще проходят регистрацию, проверка проводиться не будет. Также в этом случае не получится посмотреть и сравнить картинки логотипов: бесплатный поиск производится только по названиям.
На платной основе на сайте Роспатента можно проверять и изображения. Смотреть можно не только зарегистрированные товарные знаки, но и те, которые еще только регистрируются.
Платная проверка — это заказ услуг экспертов Роспатента, стоят они от 4130 Р до 47 200 Р в зависимости от вида обозначения и количества проверяемых классов МКТУ. МКТУ — это международная классификация товаров и услуг, признанная патентными поверенными и организациями во всем мире. В ней 45 классов: по 34 распределены все возможные группы товаров, по остальным 11 — услуги.
При регистрации товарного знака учитывается класс МКТУ, поэтому, например, средство для мытья посуды «Санлайт», товарный знак для которого получил регистрацию по классу с бытовой химией, не нарушает права известной ювелирной сети, товарный знак которой зарегистрирован в других классах.
Проверить комбинированный товарный знак стоит в два раза дороже отдельной проверки словесной части или изображения. Результат будет готов через 20 дней. Если проверку нужно провести срочно, то за это придется доплатить. Чем быстрее нужно проверить знак, тем выше будет доплата.
Система поиска на сайте Роспатента достаточно сложна, заполнить нужно большое количество граф. Новому пользователю, который впервые решил проверить свое обозначение, может быть непросто во всем разобраться.
По названию сервис может выдать несколько десятков схожих знаков. Чтобы сузить круг анализируемых названий, стоит проверять только интересующую вас отрасль, то есть сделать выборку по классу МКТУ.
«Линкмарк» — коммерческий сервис, в котором можно бесплатно проверить сходство логотипа по названию и по изображению. Однако система поиска здесь сложная: картинку надо описать словами и кодами в соответствии с Венской классификацией изобразительных товарных знаков.
Это единая международная классификация изобразительных элементов товарных знаков. Ее придумали, чтобы было проще найти схожие товарные знаки и избежать бюрократических трудностей на международном уровне. Она включает в себя классы и подклассы для разных категорий объектов, но разобраться в том, как правильно описать логотип по Венской классификации самостоятельно, не так просто.
Минус сервиса в том, что бесплатно сходство можно проверить только с зарегистрированными товарными знаками или свидетельствами с истекшим сроком годности. Доступ к знакам, которые находятся в процессе регистрации, платный. Безлимитное число поисков на платформе обойдется в 5000 Р.
Также сервис предупреждает: его базы обновляются раз в неделю. Так как в день подается около 300 заявок на регистрацию товарных знаков, результаты устаревают быстрее.
«Онлайн-патент» — еще один сервис онлайн-поиска, в котором можно проверять логотипы по схожести названий.
По объему баз «Онлайн-патент» уступает «Линкмарку», а изображения на бесплатной основе не проверяет вообще. В полной мере воспользоваться поиском можно, только если купить услугу сопровождения регистрации товарного знака в Роспатенте.
Brand-search — бесплатный сервис поиска по товарным знакам, в том числе по заявкам на регистрацию.
Для работы с этим сервисом надо будет зарегистрироваться на сайте, но для получения полного отчета достаточно ввести свою электронную почту.
На Brand-search нет специального поиска по изображениям, так что проверить логотип получится только по названию.
Global Brand Database — это бесплатная открытая международная база товарных знаков. В ней есть поиск по названию и по изображениям.
Заметный минус сервиса: изображению тоже придется подбирать свой класс Венской классификации, как и на «Линкмарке», что сделать не так просто.
У этого сервиса самая сложная система фильтров, но это единственный вариант проверки товарного знака по международным базам, если требуется регистрация в другой стране. Например, при выходе бренда на заграничные рынки.
Как понять, что ваш логотип похож на чужой
Если вы нашли похожий на ваш логотип, то сначала убедитесь, что он относится к тому же классу МКТУ, что и ваше обозначение. Уже на этом этапе я рекомендую обращаться к специалистам по интеллектуальной собственности — юристам, патентным поверенным, — так как самому можно запутаться в терминах.
В этой классификации есть понятия «корреспондирующие классы» и «однородные товары», если ваш знак попадает под определение одного из них, это может препятствовать регистрации.
Например, к 29-му классу относится «паста томатная», а к 30-му классу — «соус томатный». Если подать на регистрацию название, скажем, «Черри-мерри», для товаров из класса 29, и в 29-м классе похожих знаков нет, это не значит, что путь свободен. Роспатент посмотрит не только на 29-й класс, но и на 30-й. И если в 30-м найдется противопоставление, например «Черриш-мерриш», то это будет проблемой для регистрации вашего знака.
Когда Роспатент проверяет заявку, то ищет похожие знаки не только в заявленных классах МКТУ, но и в корреспондирующих. Если находит наименования или изображения, которые сочтет сходными, заявку отклонят.
Если классы МКТУ разные и не повторяются, ваш знак не подпадает под категорию однородных товаров, нужно сравнить логотип с уже зарегистрированными по определенным критериям.
Сравнение похожих логотипов проводят по критериям, предусмотренным для товарных знаков. Названия сравнивают по тому, как похоже они звучат, картинки — как они похожи между собой, логотипы в целом оценивают по смысловой схожести.
Звуковой. В Роспатенте оценивают схожесть логотипов по одинаковым звукам, слогам, близкой структуре гласных и согласных, а также по присутствию части одного наименования в составе другого. Например, «Дексапарин»/Desparin — названия схожи фонетически, а также структурой гласных и согласных.
Графический. В этом параметре логотипы оценивают по общему восприятию, схожести начертания и/или шрифта, похожему расположению элементов, а также по общности цветовой палитры.
Смысловой. Здесь оценивают близость понятий и идей, лежащих в основе знака, одинаковый логический акцент компонентов логотипа. Например, Begood — «быть хорошим» — и Igood — «я хороший». Здесь просматривается близость по смыслу.
Роспатент сравнивает вашу заявку с уже зарегистрированными товарными знаками и по тем, что проходят регистрацию.
Если вы увидели, что ваш логотип не уникален, или таковым его признал Роспатент, то вам остается только отправить логотип на доработку.
Как можно сделать логотип уникальным
У каждой разновидности товарного знака есть свои нюансы, на которых можно сыграть при регистрации. Например, мне довелось работать с компанией, которая хотела зарегистрировать логотип со словом «букет».
В Роспатенте смотрят на логотип в том числе с точки зрения словесной составляющей, а слово «букет» запатентовать нельзя. Поэтому единственный способ его зарегистрировать был таким: превратить слово «букет» в условно нечитабельное, чтобы эксперты рассматривали его не как слово, а как набор графических символов.
Обычно задача по доработке звучит так: максимально сохранить стиль, но уйти от сходства с противопоставленными знаками. Как решить эту задачу, я покажу на примерах.
Заменить текстовые элементы на графические. Хороший пример такой доработки — логотип компании Akvaline system. Роспатент отклонил изначальную версию из-за схожести с логотипом Aqualine. В техническом задании юристы указали, от какого вида сходства требуется уйти — фонетического и графического, а также обозначили, насколько существенной может быть переработка логотипа. Например, один из комментариев — «сделать логотип нечитаемым за счет замены некоторых букв на изобразительные элементы».
В этом же техзадании были перечислены похожие обозначения компаний, чтобы дизайнер мог понять, чему противопоставлять логотип, направленный на доработку. Сложность была в том, что таких противопоставлений было больше 10, а клиент настаивал, чтобы логотип сильно не меняли.
Заменить шрифт графикой, но оставить читаемым. Логотип фирмы «Йамми» потребовал похожей работы, но с большим сохранением изначального концепта. Дизайнеру нужно было оставить название на логотипе максимально читаемым, но избавиться от графических элементов, которые препятствовали регистрации знака — круговую фразу, которая делала логотип схожим до степени смешения с другим обозначением.
Изменить композицию при сохранении общего графического решения. Бывает и обратная ситуация: когда нужно максимально сохранить общее графическое решение и задействовать при этом название товарного знака. В этом случае дизайнер может использовать графические элементы, вынося их за пределы слов вместо букв.
Это решение позволит добавить различий.
Примерно две трети всех логотипов приходится дорабатывать, чтобы сделать их патентоспособными. Занимаются этим дизайнеры в патентных бюро.
Доработка происходит следующим образом:
Патентный поверенный вместе с юристом проверяют логотип клиента по всем базам Роспатента.
Выявляют логотипы, схожие с обозначением заказчика.
Составляют техническое задание, в котором описывают, какие элементы и как нужно поменять, чтобы логотип прошел регистрацию.
Дизайнер под руководством патентного поверенного разрабатывает три варианта на выбор, чтобы учесть предпочтения клиента. Один из них впоследствии станет товарным знаком.
Иногда клиенты просят разработать логотип с нуля, а не дорабатывать старый. Обычно это делает новый бизнес, которому не нужно проводить масштабный ребрендинг.
Если у вас нет возможности получить услуги аттестованного патентного поверенного, то воспользуйтесь вышеприведенными лайфхаками.
Нужно ли регистрировать обновленный логотип
Логотипом можно спокойно пользоваться 10 лет, после чего свидетельство на товарный знак нужно продлить еще на 10 лет, потом еще на 10 лет — неограниченное количество раз.
Но важно понимать, что если за это время произошел ребрендинг логотипа: изменение цвета, графических элементов или шрифта, вы получили новый объект с юридической точки зрения. И защита, которая действует для прежнего товарного знака, на него не распространяется — нужно регистрировать новый товарный знак.
Другая ситуация со словесными товарными знаками. Если для определенных товаров или услуг вы зарегистрировали словесный знак «Кукушка», то это слово остается под защитой, несмотря на изменение изображений. Например, в марте рядом с «Кукушка» был нарисован мультяшный кукушонок, а в мае вы его убрали или заменили на силуэт птицы. Словом «Кукушка», как в вашем логотипе, никто пользоваться не может. Но если кто-то скопирует силуэт птицы и подпишет «Орел», вы не сможете ничего сделать — ведь защищенным остается только слово, а не логотип целиком.
Если же ваша «Кукушка» изначально регистрировалась как комбинированный знак с кукушонком, то любому, кто скопирует ваш логотип или его часть, вы можете направить претензию, а далее — иск. Заменив кукушонка на силуэт, вы создадите новое обозначение, не зарегистрированное в Роспатенте. Нарушителю, скопировавшему именно силуэт, предъявить претензии не получится.
Если вы уже представляете, какие возможные модификации ждут логотип в будущем, лучше зарегистрируйте сразу серию знаков. Серия знаков — это группа вариантов, объединенных сильным элементом. Например: «Макдональдс», «Макдональдс Гурмэ», «Макдональдс Café».
Сама процедура регистрации серии знаков не отличается от регистрации одного, но регистрация каждого знака тарифицируется отдельно. За каждый новый знак нужно будет заплатить и госпошлину, и услуги поверенных.
Чек-лист: как убедиться в уникальности логотипа перед регистрацией
Перед подачей заявки на регистрацию товарного знака проверьте логотип на уникальность через специальные сервисы. В первую очередь на сайте Роспатента.
Проверяйте логотип по своему классу МКТУ, но если есть однородные товары в других классах, то проверяйте и в них.
Если вы нашли похожий на ваш зарегистрированный товарный знак конкурента, доработайте свой — вместо части слова сделайте графику, измените композицию или придумайте новый логотип.
Поторопитесь подать заявку на регистрацию товарного знака — каждый день в Роспатент направляют более 300 заявок.
Нет КонсультантПлюс?
Оформите заявку на доставку полной версии документа
или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации
Как защитить свой бренд от копирования. 10 советов от «пострадавших»
Существование клонов вредит всем: рынку — порождая нечестную конкуренцию, потребителям — наводняя прилавки товарами зачастую более низкого качества. Но в первую очередь от этого страдают компании — производители оригинальной продукции. Мы тоже столкнулись с такой проблемой. Расскажу, как можно противостоять копированию и защитить свои права.
Мы выпускаем более 150 наименований батончиков-снеков и других продуктов питания. Когда бренд стал узнаваемым, его начали копировать. Технолог, стоявший у истоков создания компании, перешёл в другую фирму, где пообещали зарплату на 30% больше, и помог запустить производство копии нашего продукта. Позже мы обнаружили ещё множество эпизодов: в Гонконге выпускается батончик, упаковка и название которого совершенно идентичны нашему, а в России многие скопировали вертикальную выкладку на полках магазинов и некоторые дизайнерские приёмы.
Эти кейсы позволили нам накопить экспертизу по защите своих прав. Вот несколько советов производителям оригинальной продукции, которые помогут снизить риски потери прибыли.
Регистрационные действия
Первое. Меры по защите своего бренда и авторских прав нужно принимать на самых первых этапах. Регистрируйте название бренда и его визуальный концепт ещё до этапа soft launch (мягкий запуск — выпуск продукта или услуги для ограниченной аудитории с целью сбора информации). Убедитесь, что до вас никто не использовал их в тех категориях МКТУ (международная классификация товаров и услуг), в которых вы собираетесь работать.
Второе. Выбирайте больше категорий. Несмотря на то что регистрация в каждом классе оплачивается отдельно (порядка 10 000 рублей за позицию), лучше отметить хотя бы три-четыре пункта. Это могут быть как актуальные для вас сегодня, так и те, которые могут понадобиться с масштабированием бизнеса в будущем. Одна из самых распространённых ошибок — неправильный подбор классов продукции или услуг.
Третье. Проводите проверку уникальности названия и товарного знака при регистрации. Для этого можно воспользоваться услугами фирм, которые помогают правильно составить заявку для прохождения процедуры. Зарегистрированный товарный знак даст вам право привлекать к ответственности за плагиат, требовать компенсации за использование бренда и моральный ущерб.
Стратегические действия
Четвёртое. Изучите международное законодательство. Если стратегия включает в себя масштабирование на новые рынки, нужно проверять, нет ли зарегистрированных продуктов под вашим названием за границей. В США, Израиле, Италии, Франции, Испании, Швеции, Китае — везде есть особенности в законах, технических регламентах, требованиях к упаковке, описанию состава.
Например, в Китае регистрация проводится очень долго (примерно 18 месяцев), но название бренда достанется тому, кто первым подал заявление. Если производитель клона успел сделать это до вас, не поможет даже долгая история существования вашего бренда. А во Франции и других странах ЕС регистрацию нужно продлевать каждые десять лет.
Пятое. Исследуйте тренды и держите постоянный курс на инновации. Пусть действия подражателей не сбивают вас с толку — продолжайте выпускать оригинальные продукты, усиливайте экспертизу. Инновационный подход нужно применять не только к самому продукту, но во всех процессах — экспериментируйте с маркетингом, мерчандайзингом, каналами продаж.
Информационная тактика
Шестое. Используйте плагиат как инфоповод. Мы иногда выносим ситуацию с копированием в публичное поле, чтобы ещё раз рассказать о наших продуктах.
Например, на ресурсе для сбора денег на организацию производства мы обнаружили идею батончика Mega Bite, опубликованную пользователем из США. Тогда мы сняли ролик об удивительном сходстве этого продукта с нашим. Но если бы предприниматель уже запустил производство, мы бы действовали в правовом поле, так как все наши названия и графические элементы зарегистрированы в США.
Седьмое. Больше рассказывайте о своём авторстве. Можно использовать, например, сторис в соцсетях, чтобы регулярно доносить, как у вас появилась идея, что происходит за кулисами. Описывайте интересные события, этапы развития компании, чтобы клиенты знали, какие продукты запустил бренд, и могли отличить подделку.
Обсудите с пользователями выбор цвета и дизайна, поговорите обо всех материалах и деталях, о задачах, которые решает ваш продукт. Это также позволит установить с вашими клиентами контакт на более глубоком уровне.
Документальная фиксация
Восьмое. Выстраивайте границы внутри компании. Какими бы хорошими ни были отношения с сотрудниками, нужно помнить, что именно они владеют информацией, которая интересует создателей клонов.
Поэтому с того момента, как ваша идея начинает превращаться в бренд, нужно сделать следующее:
Девятое. Требуйте от партнёров по бизнесу взять на себя обязательства о неразглашении информации. Как только идея начинает реализовываться, с ней знакомится всё большее количество потенциальных партнёров, к которым обращается создатель бренда для выполнения ряда работ. Кто-то из них может обладать достаточным опытом, чтобы оценить перспективность проекта и скопировать его для собственных целей. Перед тем как открывать детали проекта, руководитель должен заключить соглашение NDA (non-disclosure agreement), в котором следует указать, какая информация считается конфиденциальной, и предусмотреть ответственность за её нарушение. При судебных разбирательствах такое соглашение имеет вес, если в дальнейшем был введён режим коммерческой тайны.
Десятое. Фиксируйте процесс разработки. Храните документацию о рождении вашего замысла — от эскиза до готового продукта. Все образцы, протоколы и мокапы должны иметь чёткие даты и систематизироваться. Если кто-то украдёт вашу идею, вы можете использовать дополнительные доказательства своего авторства.