Как избежать повторов в тексте
Как избежать повторяющихся слов? Корректура текста
Всем привет! Захотелось обсудить с авторами тему корректуры текста. Думаю, каждый молодой автор рано или поздно начинает объективно смотреть на своё творчество, анализировать, что «так», а что «не так» с его произведением. А если пока не можешь позволить себе грамотного корректора, то.
Да, уточню, что под повторами я подразумеваю вовсе не те повторы, которые употребляются для усиления эффекта написанного, а повторы вводных слов, каких-либо эпитетов, глаголов. Это часто портит всю картину, какой бы красивой она не была изначально.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.
Нет, ребят, ничего лучше текст.ру я не нашла. Везде в текстовых редакторах есть проверка на водность, на орфографию и даже пунктуацию. Но на техст.ру мне нравится вот такая вкладка:
Она позволяет увидеть только слова однокоренные в тексте. В других редакторах такого подробного анализа нет и все высвечивается сразу, т.е. разные слова, которых много. Этот удобен тем, что, нажимая на каждое слово в этой вкладке, сразу видишь где оно повторяется в самом тексте. Только исправлять, признаюсь, долго. И редактор иногда «выжучивается», когда сто раз заходишь в него.
А теперь взгляните на скрин. Понимаете, о чем я? Если в коротком отрывке 3 раза повторяется слово «сейчас», думаю, есть смысл править его.
Обычно запускаю автоматическую озвучку и посматривая на текст, слушаю свою аудиокнигу.
На слух повторы очень заметны, да и в целом иной способ восприятия помогает.
Как вариант, недавно в блоге один автор писал, что вычитывает свой текст вслух.
В хроме есть приложение «read aloud», а если зайти через почту гугла, то и разные голоса на выбор. Все бесплатно.
Как избежать повторов в сочинении
Одной из самых распространенных ошибок в школьных сочинениях является частое повторение слова или словосочетания. Если в одном абзаце хотя бы два раза повторяется какое-то слово, возникает ошибка, которую рецензенты называют тавтология. Как же быть, если предмет вашего сочинения необходимо постоянно называть? В этом случае можно использовать такой стилистический прием, как перифраз
Давайте рассмотрим для примера, как называет своих героев на первых страницах романа “Мастер и Маргарита” Михаил Булгаков.
Воланд: “иностранец”, ”подошедший”, ”неизвестный”, ”непрошеный собеседник”, ”удивительный иностранец”, ”заграничный чудак”, ”путешественник”, ”заграничный гость”, ”иноземец”.
Коровьев: «прозрачный гражданиин престранного вида”, ”длинный, сквозь которого видно”, ”клетчатый”.
Кант: “беспокойный старик Иммануил”, ”профессор”.
Булгаков практически не повторяется, называя своих героев. По меньшей мере, нелогично было бы в сочинении по этому роману все время повторять: ”Берлиоз, Берлиоз, Берлиоз. ” или “Воланд, Воланд, Воланд. ” Кроме того, вы и сами можете придумать, как назвать героя. Свое словосочетание употребляйте без кавычек.
Желательно перед работой над сочинением выписать себе на черновик десяток перифраз и эпитетов для того героя, о котором поведете речь, и после не забывать о своей памятке.
Итак, назвать героя без повторов поможет автор произведения. Остаётся проблема с самим автором. О нём тоже надо говорить, не повторяясь. Готовясь к сочинению, вы также можете выписать несколько слов, которыми будете называть писателя. Перифразы и синонимы можно черпать из критической литературы.
Вот как, например, в зависимости от контекста можно назвать Михаила Юрьевича Лермонтова:
Лермонтов, Михаил Лермонтов, талантливый юноша, писатель, один из самых популярных писателей России, автор «Героя нашего времени», поэт, поэт-пророк, поэт-реалист, пророк, талантливый прозаик, певец свободы, современник Пушкина, достойный преемник Пушкина, корнет, гусар, наследник крупного состояния, дуэлянт.
И не забывайте об использовании личных местоимений.
Синонимы, которые не синонимы. Что делать с повторами в тексте
Добрый день! С вами Юлия. Как часто редактор ругается из-за повторов в тексте – ооо! Здесь разрешаю всем закатить глаза. Но прочесть до конца стоит: сегодня разберемся, когда повторы нужны, когда – нет, и как от них избавиться. И почему не стоит всегда подбирать синонимы: подборка примеров.
Чем плохи повторы
Когда мы пишем текст, о повторах вообще не задумываемся, потому что главное – не потерять мысль. Обнаруживаются они уже при вычитке. А коварны тем, что их часто тяжело увидеть. Можно перечитать текст и в упор не заметить, что уже в 4-м предложении подряд повторяется слово “одежда”, например. Для этого и нужен редактор!
Необоснованные повторы делают текст спамным, плохо читаемым. Он не нравится ни поисковому роботу, ни человеку. Создается впечатление скудности речи.
Что можно сделать, чтобы убрать повторы
Приведу примеры в таблице.
Было | Стало | |
Подобрать к слову синоним | Обратитесь к доктору Ярмоленко для обследования. Это опытный доктор со стажем работы 30 лет | Обратитесь к доктору Ярмоленко для обследования. Это опытный врач со стажем работы 30 лет |
Заменить местоимением | Вишня созревает в июле. Нужно успеть собрать всю вишню за 3-4 недели, пока она не опала. | Вишня созревает в июле. Нужно успеть собрать ее за 3-4 недели, пока она не опала. |
Переписать полностью все предложение, чтобы слово не использовалось | Роза распускается в начале мая, срок цветения этой розы – 2 месяца | Роза распускается в начале мая и цветет 2 месяца |
Объединить два предложения в одно | Для оформления визы потребуются документы: загранпаспорт, фото, квитанция. Еще может потребоваться выписка из банка. | Для оформления визы потребуются документы: загранпаспорт, фото, квитанция, иногда – выписка из банка. |
Самым простым способом кажется подбор синонима, но здесь главное не сесть в лужу.
Как сделать ошибку, подбирая синоним
Для этого нужно забыть о том, что для синонимов есть свои правила.
Я часто встречаю несуразные синонимы. Вот несколько примеров того, как не надо.
Неудачные пары синонимов
Волосы – грива. Это слово страдает чаще всего, потому что синонимов у него почти нет. С натяжкой можно допустить замену его на “шевелюру” или “кудри” в тексте, ну максимум 1-2 раза. Смотрится нелепо. Остальное уже извращения: космы, грива, покрытие головы, волосистая часть головы, волосяной покров, волосинки. Лучше избегать повторов другими способами.
Лекарство – снадобье. Мы все понимаем значение слова “лекарство”, а вот снадобье – это уже явно не из нашего времени, что-то, стоящее на полке рядом с пиявками, или приготовленное ведуньей.
Из этой же оперы: Врач – лекарь. Устаревшие слова в современный текст вставлять без повода не нужно.
Кожа – дерма. Да, эти слова действительно схожи по значению. Но если копнуть глубже, дерма – только часть кожи. Если крем для кожи наносится на дерму, на этом месте текста спотыкаешься.
Шины – колеса. Это не одно и то же. Бывает, что в тексте шинами называют диски. У каждой части автомобиля – свои названия, не надо их путать.
Памятник – обелиск. Вообще, к памятникам я видела очень много синонимов. И монумент, и мемориал, и т.п. Проблема в том, что обелиск – это только разновидность памятника, он выглядит как столб. И на могилы если и ставится, то не везде.
Машина – четырехколесное транспортное средство. С машинами частая беда. Железным конем автомобиль тоже называют (но вообще это к мотоциклу относится). Но четырехколесное транспортное средство – это перебор. И по знакам, и по смыслу: на четырех колесах не только легковые машины ездят.
Ассортимент – сортамент. Слова, конечно, очень похожи, но сортамент – узкоспециализированное понятие. Значение можно прочитать в Вики. А о паронимах есть отдельная статья в блоге.
Ваза – вазообразный сосуд. Да. Я видела такие синонимы. Честное слово.
Цветы – цветочные творения. Вообще делать из одного слова несколько – идея плохая, сразу ощущение, что автор набивает знаки.
Сантехника – приборы. Увы, приборами заменяют не только сантехнику. Прибор – это вообще другое слово. Не надо заменять слова на “приборы” и “изделия”, это создает ощущение скудности языка.
Очки – окуляры. Нет. Окуляры – это часть оптического прибора. Это не синонимы.
Когда синонимы не нужны
Урок развития речи. 6-й класс «Как исправить текст с неудачным повтором»
Класс: 6
Ход урока
I. Беседа с учащимися.
Какое слово вы считаете ключевым в названии темы урока? (Слово КАК)
Какова цель нашего урока исходя из темы? (Найти способы исправления текста с неудачным повтором)
Какова роль повтора в тексте? (Подчеркнуть самое важное в высказывании, основную мысль текста, которая может располагаться в начале или в конце текста)
II. Познакомимся с текстом Д. Родари.
Что вы знаете о Д. Родари? Какие его произведения вам известны? (Итальянский писатель, автор таких произведений, как “Путешествие Голубой Стрелы”, “Джельсомино в Стране Лжецов”, “Приключения Чиполлино”, “Сказки по телефону”)
Учащиеся читают текст “Солгать…”, доказывают, что это текст, опираясь на памятку “Что такое текст”.
“Солгать – это значит сказать не то, что есть на самом деле. Люди, которые лгут, почему-то думают, что ложь, принесет им пользу. Но всегда оказывается, что ничего, кроме вреда, ложь, не приносит. Ведь человек, попавшийся на лжи раз, и другой, и третий, скоро прослывает лгунишкой, и никто больше не будет верить даже тогда, когда он скажет правду. А рано или поздно любой, даже самый искусный лжец непременно попадется, потому что правду невозможно скрыть. Она всегда становится известной, потому что она сильнее любой лжи”.
Памятка “Что такое текст”
Текст – это два и более предложений, объединенных
Цепная, параллельная связь
III. Какую роль играет повтор слов в данном тексте?
(Повтор при параллельной связи усиливает, подчеркивает самое важное в высказывании, его основную мысль).
Какие средства связи, кроме повтора, вам известны? (Синонимы, заменяющие имена существительные местоимения)
Учитель предлагает учащимся определить, работая в группах, лексические и морфологические средства связи предложений, их роль в данных предложениях:
5. Первый снег… Сколько радости дарит нам это белое чудо!
6. Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условье. (С.Я.Маршак)
IV. Оправдан ли повтор слов в данных предложениях? Если необходимо, отредактируйте текст. Ответ обоснуйте.
Вывод: к чему приводит неоправданное использование повтора? (К однообразию, монотонности речи).
Что необходимо предпринять, чтобы избежать неоправданного повтора слов? Учащиеся читают текст Эдуарда Шима, отвечают на вопрос “Как удалось автору избежать повторения слов?”
Сначала мы ехали на поезде, потом в лобастом новеньком автобусе.
Я забрался на переднее сиденье, смотрю в окно. Все жду, когда наша деревня покажется.
(Учащиеся находят такие приемы, как пропуск слова, использование однородных членов, которые помогают избежать неоправданного повтора слов)
V. На основании данных в учебнике текстов составить памятку “Как устранить повтор-недочет” (групповая работа)
Художник использует цвета: синий, зеленый, красный – и много других цветов.
Устранить лишнее слово
Шар вырвался из моих рук и полетел. Шар был большой, ярко-красный. Скоро он стал еле заметен.
Объединить предложения, превратив одно из них в словосочетание.
Я очень люблю своего щенка. Я хожу с ним гулять. Я играю с ним. Я кормлю его. Я купаю его.
Объединить в предложение с однородными членами.
В результате групповой работы учащиеся создают памятки, коллективно обсуждается результат проведенной работы, итог на доске в виде памятки:
КАК УСТРАНИТЬ ПОВТОР-НЕДОЧЕТ
Используя памятку, учащиеся выполняют упражнения учебника (§60), заменяя повтор одним из способов.
Вывод по этапу урока: Какие способы использовали учащиеся для устранения неоправданного повтора?
VI. С целью самопроверки по изученному материалу проводится тест.
Критерии оценки записаны на доске:
“5” – 6 правильных ответов
“4” – 5 правильных ответа
“3” – 4 правильных ответа
I вариант
1. Напишите способ связи предложений в тексте:
Где-то за лугом раздавались голоса. Они становились то ближе, то удалялись, превращаясь в сплошной гул. Гул этот долго стоял над деревней.
2. Напишите способ связи предложений в тексте:
Прямо над дверью в избушке висел пук длинной сухой травы. Она издавала сладкий запах с привкусом мяты. Считается, что эта трава отгоняет от : жилища злых духов.
3. Закончите предложение:
В тексте могут быть использованы различные средства связи: повторяющиеся слова, заменяющие их _______________________
4. Напишите средство связи предложений:
Мама подошла к мальчику. Малыш продолжал громко плакать.
5. Напишите средство связи предложений:
Ольга бежала навстречу ветру. Она была счастлива.
6. Что нужно сделать, чтобы исправить в следующем тексте неоправданный повтор?
Я каждый день просыпаюсь в семь часов утра. Я умываюсь. Я завтракаю. Я собираю портфель.
а) Заменить повторяющееся слово на местоимение.
б) Объединить в предложение с однородными членами.
в) Здесь нет неоправданного повтора.
II вариант
1. Напишите способ связи предложений в тексте:
Далеко был слышен стук колес проезжавшего поезда. Стук этот затихал по мере того, как поезд подъезжал к станции. Затем он снова набирал силу.
2. Напишите способ связи предложений в тексте:
В деревне шел сильный дождь. Он пришел как спасение среди сухого жаркого лета. Такого лета старожилы не помнили.
3. Закончите предложение:
В тексте могут быть использованы различные средства связи: _______________________________________________________________, синонимы.
4. Напишите средство связи предложений:
Картина была огромная. Она занимала почти всю стену гостиной комнаты.
5. Напишите средство связи предложений:
Цветы — великолепное создание природы. Цветы украшают нашу жизнь.
6. Найдите текст с параллельным строением.
а) Создание рукописных книг было делом сложным и долгим. На изготовление каждой из них уходил не один год, а иногда от пяти до семи лет.
б) Велосипед меня понес,
Понес куда-то под откос.
Он там остался без колес,
И дальше я его понес… (О.Григорьев)
в) Однажды днем в лугах ко мне прилетела ласточка. Она кружилась около меня, задевала за плечо, кричала жалобно и настойчиво. Она летела за мной, не отставая, два часа, и, в конце концов мне стало не по себе.
Анализ проведенной работы, самооценка.
VII. Подведение итога урока.
Какие средства связи между предложениями используются в тексте?
Всегда ли уместен повтор?
Какие способы устранения повтора-недочета вы узнали?
Какие трудности возникли? На что необходимо обратить внимание при выполнении домашнего задания?
VIII. Домашнее задание.
Найти в предложенных текстах упражнения №647 повторы-недочеты, устранить их, используя способы правки или продолжить текст, используя слова и выражения, близкие по значению слову маленький, тему текста и конкретные предметы определить самостоятельно: Все здесь было как настоящее, только очень маленькое.
Логово лисицы Лилиадны
Избегаем повторы в тексте
Тема целиком и полностью переписана 2012-01-18. Изначально пост был про синонимы, но теперь просто о том, как избежать повторов, из-за чего создаётся впечатление, что у автора очень бедный запас слов, текст теряет свою привлекательность, даже если идея очень интересна.
Конечно, можно использовать синонимы, а можно подбирать нужные слова и фразы, чтобы избежать повторения одного и того же.
Для примера взят отрывок скелета (то есть основы) текста одной из моих подруг. Хоть он уже был изменён в самом тексте, но сохранившийся скелет мне позволили использовать:
Возле отдела по языкознанию стоял первокурсник. Он был очень высокого роста, мускулист и достаточно хорош собой. Жгучий брюнет, о каких только девчонки могли мечтать, вдобавок ко всему был руководителем спортивного отдела на факультете, так как являлся кандидатом в мастера по сноуборду. Своими синими глазами он искал книгу по семиотике. Александр всегда любил иностранные языки, поэтому поступил на лингвистический факультет немецкого отделения. Признаться, не часто можно встретить идеального, по мнению прекрасной половины, молодого человека возле библиотечных стеллажей. Саша действительно не походил на других парней: у него не было вредных привычек, он всегда красиво разговаривал, ловко применяя свой юмористический талант и дружелюбие, которое шло от доброго сердца. Он был прекрасно воспитан. К тому же, в свои восемнадцать с небольшим уже неплохо зарабатывал. Листая страницы книги, он думал о предстоящем зачете по языкознанию. Он был даже страшнее, чем экзамены все вместе взятые. Профессор очень требователен, так как его предмет считается одним из самых важных этой специальности. Взяв книгу, Саша пошел на поиски свободного места. В зале негде было яблоку упасть, однако удача ему улыбнулась. В самом дальнем углу было местечко возле окна. Но его внимание привлекло далеко не оно, а девушка, сидящая рядом. Он заметил ее еще в сентябре. Она часто приходила в библиотеку, брала кучу разных книг и читала их часами. Иногда незнакомка делала какие-то записи. Саша не понимал, почему из пятисот девушек лишь она привлекала его. Кажется, она была председателем студенческого научного общества на его факультете. В ее обязанности входило проведение собраний для старших курсов, где она обучала оформлению курсовых и дипломных работ, а также написанию научных статей. Председатель очень следила за посещаемостью, ведь у старшекурсников нередко возникает куча проблем с написанием научных работ. Обложившись на этот раз книгами и журналами, она с серьезным видом что-то печатала на нетбуке и временами ругалась из-за того, что ее ногти соскальзывали с маленьких клавиш. Солнечный свет игрался с ее золотистыми волосами, а серые глаза, казалось, приобретали металлический оттенок, когда лучик спускался на ее бледное лицо. У Саши комок к горлу подошел, но выхода не было. Нужно было где-то приземлиться.
По данному отрывку видно, что автор злоупотребляет местоимениями, потому что пока ещё теряется в возможных заменах. Конечно, многие знания и умения приходят со временем, думаю, и моя подруга научится, если не забросит. А пока расскажу, как в таком случае поступаю я.
Конечно, использовать местоимения никто не запрещал, тем более это нормально, но вот обходиться только ими всё же не стоит. Для начала стоит разобраться с персонажем, чтобы избежать частых и ненужных повторений.
Из первого же предложения данного отрывка, мы поняли, что наш персонаж – первокурсник. Вот уже первое слово, далее в его описание присутствует слово «брюнет» – второе. Спортсмен, сноубордист, лингвист (пусть и будущий, но ведь уже можно называть так в рамках того, на кого учится наш герой), в какой-то степени можно назвать и немцем. Думаю, не только в нашем городе однокашников называют подобным образом, ориентируясь на изучаемый язык. Заметили уже сколько различных замен, помимо привычных «парень», «юноша» и имени? Однако автор упёрто пишет извечное «он». Зато за счёт этого у нас есть хороший образец^_^
А если говорить о выбранном имени, то это же вообще золото для производных: от привычных Шура, Саня, Сэм, можно найти и более нестандартные варианты (по крайней мере, для меня): Лександр; Алексаня, Санюра, Санюта, Санюха, Санюша, Алексаха, Алексаша, Сашуха, Сашуля, Сашуня, Сашута, Сашура, Шурик, Шуруня, Алекса, Алексюха, Алексюша, Аля, Лекса, Лексаня, Лексаша. Раз есть Лекса, то почему бы не назвать Лексом? Как вариант вполне интересен. Потом у парня есть же фамилия и отчество, вполне возможно, что есть прозвище либо ник в сети – описывается-то наше время. Боюсь, что тут наоборот нужно вовремя приостановить фантазию%)
Далее: ещё один несложный приём, который позволит избежать ненужных повторений – усложнее предложения. Что-то превращаем в однородные члены, используем различные обороты, составляем сложноподчиненные предложения. Конечно же, главное – не переусердствовать. Хоть эти приёмы и увеличивают красоту самого текста, но могут усложнить его восприятие, либо вообще запутать. Надо быть аккуратнее, как и во всём остальном.
Подготовительные работы вроде бы окончены, можно начинать исправлять в данном отрывке. Мы с подругой это уже делали, но помимо работой над повторами там было много различных правок:
Возле отдела по языкознанию стоял очень высокий молодой человек. Это был первокурсник. Белая футболка облегала мускулистый торс, а черные узковатые джинсы подчеркивали его фигуру. Парень, действительно, достаточно хорош собой. Жгучий брюнет, о каких только девчонки могли мечтать, вдобавок ко всему был руководителем спортивного отдела на факультете, так как являлся кандидатом в мастера спорта по сноуборду. Своими синими глазами он искал книгу по семиотике. Если углубиться, то предмет этот очень интересен, но юноша находил его наискучнейшим. Какая аллегория! Лингвисты обожают копаться в феноменах языка, изучать его знаковые системы, тексты и тому подобное – но Александру больше нравилась лексикология. Он всегда любил иностранные языки, поэтому поступил на лингвистический факультет немецкого отделения. Признаться, не часто можно встретить идеального, по мнению прекрасной половины, молодого человека возле библиотечных стеллажей. Саша действительно не походил на других парней: у него не было вредных привычек, он всегда красиво разговаривал, ловко применяя свой юмористический талант и дружелюбие, которое шло от доброго сердца. Он очень воспитан. К тому же, в свои восемнадцать с небольшим уже неплохо зарабатывал. Листая страницы книги, студент думал о предстоящем зачете по языкознанию, который был даже страшнее, чем все экзамены вместе взятые. Профессор очень требователен, так как его предмет считается одним из самых важных на этой специальности.
Взяв книгу, Саша пошел на поиски свободного места. В зале негде было яблоку упасть, однако удача ему улыбнулась. Свободно было лишь только в самом дальнем углу, у окна, куда молодой человек и направился, желая успеть занять. Неожиданно для себя, он узнал девушку, которая сидела за тем столом. Она привлекла его внимание ещё в сентябре. Парень заметил, что девушка часто приходила сюда, брала кучу разных книг и читала их часами. Иногда незнакомка делала какие-то записи. Хоть она была не единственной завсегдатайкой в многолюдной библиотеке, но выделялась на фоне остальных. Кажется, она была председателем студенческого научного общества на его факультете. Если Александр не ошибся в своих предположениях, то в ее обязанности входило проведение собраний для старших курсов, где она обучала оформлению курсовых и дипломных работ, а также написанию научных статей. Председатель должен следить и за посещаемостью, ведь у старшекурсников нередко возникает куча проблем с написанием научных работ. Были слухи, что студенты прятались в туалетах и даже в гардеробе под куртками, убегали в столовую, чтобы слинять, но бдительная старшекурсница вылавливала их везде и выносила этот ребяческий беспредел на студсовет. В общем, про нее ходили легенды. Саша практически ничего не знал о ней, кроме любви к библиотечной тишине.
Хочу заметить, ещё вот что: есть приём, который наоборот требует повтора одного и того же слова (чаще местоимения), но нужно угадать, где именно он уместен. Я, конечно, могу ошибаться, но считаю, что мы поймали такой случай:
Саша действительно не походил на других парней: у него не было вредных привычек, он всегда красиво разговаривал, ловко применяя свой юмористический талант и дружелюбие, которое шло от доброго сердца. Он очень воспитан.