Как избежать регресса по осаго
Что такое регресс по ОСАГО?
ОСАГО
ОСАГО — это обязательное страхование автогражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу третьих лиц при эксплуатации автомобиля. Водители должны иметь при себе полисы ОСАГО. Если водитель станет виновником ДТП, нанесет вред другим участникам дорожного движения, их транспортным средствам, страховая компания возьмет возмещение ущерба на себя.
Регресс по ОСАГО
Мнение автомобилистов, что ОСАГО является панацеей при ДТП – ошибочное. Действительно, по ОСАГО страховая компания производит выплату потерпевшему в любом случае, даже если страхователь-виновник ДТП находился в состоянии опьянения. Но у страховых компаний в России также есть право потребовать у виновника ДТП возмещения ущерба, которое он причинил транспортному средству, жизни и здоровью третьих лиц. Это право называется регрессным требованием страховой компании или регрессом. Кроме того, в дальнейшем полис ОСАГО обойдется виновнику ДТП дороже из-за применения коэффициента нарушений, повышения базовой ставки и коэффициента бонус-малус (КБМ). Подробнее про КБМ можно прочитать в статье.
Когда страховая компания может предъявить регрессное требование
Согласно правилам страхования по ОСАГО, регламентированным Федеральным законом «Об ОСАГО», у страховых компаний есть серьезные основания для того, чтобы предъявить виновнику ДТП регресс.
Перечислим нарушений, когда возмещение ущерба страховая компания возложит на водителя, ставшего виновником ДТП.
Таким образом, если виновник ДТП совершил нарушения из списка, страховщик в праве потребовать от него возмещения расходов, которые оплатила компания пострадавшей стороне.
Суброгация
Страховщик может также перенести свое требование на возмещения ущерба с виновника ДТП на страховую компанию, в которой его автомобиль застрахован по ОСАГО. Переход к страховщику прав страхователя на возмещение ущерба называется суброгацией.
Заключение
Законопослушным водителям, как можно понять из списка нарушений, не грозит получение регресса от страховщика. Будьте аккуратнее на дорогах, соблюдайте законы и не забудьте о пролонгации полиса ОСАГО в проверенной страховой компании. Оформите ОСАГО онлайн на сайте «Согласия».
Под прессом регресса. Что делать, если страховая компания требует денег?
ОСАГО, это не только обязаловка и пустые траты. Сколько бы тонн желчи не выливали на автогражданку, она имеет один жирный плюс – она возмещает ущерб, причиненный пострадавшим в ДТП водителям и пешеходам. Но для виновника не все так просто. Во всей этой истории он легко может стать “козлом отпущения”, даже если согласиться со своей виной и пойдет на оформление ДТП без сотрудников полиции.
Одна из схем “развода” водителей – предъявление регрессного требования. Мол, нарушили закон – возмещайте расходы на выплату компенсации пострадавшим! И вся прелесть в том, что СК будет использовать регресс, даже когда основания для его применения “притянуты за уши”! Как быть? Вооружаемся законом, сосредотачиваем внимание и крушим надежды страховщика предъявить регресс виновнику по европротоколу.
Право на регресс
До 01.05.2019 самым распространенным основанием для регрессного требования было нарушение водителем-виновником сроков направления европротокола в свою страховую – сделать это нужно в 5-дневный срок. Начиная с мая 2019 года нарушение такого требования основанием для регресса не является, хотя само требование направить извещение о ДТП в течение 5 дней сохранилось. Отмена этого основания не касается ДТП, произошедших до 01.05.2019 – в этих случаях право на регресс сохраняется.
Находчивости страховщикам не занимать, они найдут такие основания даже там, где ими и не пахло. СК обязательно пришлет вам претензию с требованием возместить расходы и угрозами в противном случае подать в суд. Задача водителя – не паниковать. Правильный правовой анализ сложившейся ситуации поможет построить достойную линию защиты, и это единственный способ, как избежать регресса по европротоколу.
Без достаточных оснований: что предпринять водителю?
Практика регрессных споров включает львиную долю случаев, когда требования о компенсации возмещения в пользу страховщика очевидно необоснованные. Если и вам пришло такое “письмо счастья” – не платите сразу, даже если сумма по вашим меркам незначительная. Шаг за шагом мы и наши юристы найдем оптимальный выход из любой ситуации.
Шаг 1. Есть ли право на регресс?
Определите, действительно ли СК обоснованно предъявило требование о регрессе по европротоколу ОСАГО. Основания, которыми мотивировано требование, должны быть указаны в претензии. Например, ненаправление извещения о ДТП в срок, непредставление автомобиля для осмотра по требованию СК, самостоятельный ремонт ТС до истечения 15 дней и так далее. Если суть претензии – ложь, подготовьте доказательства своей правоты. Например, почтовую квитанцию об отправке документов страховщику в срок.
Шаг 2. А была ли оплата?
Право на регресс возникает у страховщика, только если он произвел выплату страхового возмещения и может это подтвердить. Ссылаясь на это, запросите в страховой компании документы, подтверждающие такое перечисление. Если документальные доказательства этого не будут предоставлены, вы вполне законно можете усомниться в переходе права регрессного требования к страховщику. И пока он не докажет обратного, можно не платить.
Шаг 3. Проверить ущерб
Размер регрессного требования обоснованно может вызывать у водителя сомнения. И правда, а откуда вам знать, что сумма была объективной?! Если правильность оценки ущерба сомнительна и кажется вам завышенной – направьте отзыв, не согласившись с претензией в части размера причиненного вреда и потребуйте проведения независимой экспертизы.
Шаг 4. Не истек ли срок давности?
В отношении регрессных требований действует общий 3-летний срок исковой давности. Но его течение, в отличие от общих случаев, начинается с момента погашения страховщиком основного обязательства (ч. 3 ст. 200 ГК). То есть только после того, как он перечислил деньги страховщику пострадавшего. Если с этой даты прошло 3 года, но СК так и не подала на вас в суд – “сушите вёсла”, согласно ст. 199 ГК, это является основанием для отказа страховщику в иске и отмены регресса по европротоколу (Апелляционное определение Мосгорсуда от 08.07.2015 по делу 3323195/15).
Если дело дошло до суда
Как только вы откажетесь платить добровольно, страховая не будет медлить и вскоре точно подаст на вас в суд. Решительные действия – залог вашего успеха. По сути, стратегия поведения не будет отличаться от шагов при досудебном урегулировании в претензионном порядке. Получив копию искового заявления, вам необходимо:
Шансы на успех
В регрессных спорах исход дела всегда зависит от конкретных обстоятельств и позиции суда. Чаще других основанием для регресса выступает пп. ж п. 1 ст. 14 ФЗ “Об ОСАГО”, то есть ненаправление извещения о ДТП страховщику в срок. При таких обстоятельствах судебная практика по регрессу по европротоколу ОСАГО однозначна – суды принимают сторону страховщиков. В качестве примеров:
Впрочем, есть и примеры положительных для водителей решений. Например, Бутырский районный суд в своем апелляционном определении от 23.08.2017 по делу № 11-0156/2017 признал, что ненаправление извещения может и не быть основанием для регресса, если оба водителя, составивших европротокол, застрахованы у одного страховщика.
По остальным основаниям для регресса все не так однозначно, а судебная практика незначительна. А потому, всё еще больше зависит от стремления и упорства конкретного водителя.
Вот пример: казалось бы, непредоставление виновником ДТП автомобиля для осмотра, делает регрессные требования априори законными? Ан-нет, только если требования о предоставлении ТС были направлены водителю в письменном виде в течение первых 15 дней, и страховщик может это доказать (решение мирового судьи судебного участка № 20 Ефремовского судебного района Тульской области по делу №2-178/17).
Резюме
Как снизить регрессные выплаты по ОСАГО
Простой способ защитить себя от недобросовестной страховой компании
При аварии каждый водитель, у которого есть полис ОСАГО, имеет право получить компенсацию от страховой компании. Но в некоторых случаях страховая может потребовать, чтобы виновник ДТП вернул деньги, которые были выплачены пострадавшему (например, если виновный в аварии водитель был пьян или скрылся с места ДТП).
Право страховой требовать, чтобы виновник аварии вернул деньги, называется регрессом, а сам инструмент регрессных выплат был придуман, чтобы наказать недобросовестных водителей.
На практике страховые часто завышают суммы регрессных требований и просят вернуть даже те деньги, которые они не выплачивали пострадавшим. Объясняем, как выяснить, не обманула ли вас страховая компания и как уменьшить сумму регресса, если обманула.
Как страховые обманывают водителей при регрессе
Классическая схема, с помощью которой страховые обманывают своих клиентов, выглядит так. Чтобы было понятнее, введем несколько действующих лиц.
Алишер — клиент страховой компании «Альфа».
Борис — клиент страховой компании «Бета».
Авария произошла по вине Алишера, к тому же во время ДТП он был пьян.
После аварии Борис обратился в свою страховую компанию «Бета». Ему выплатили страховку — 30 тысяч рублей. Борис не согласился с суммой компенсации и обратился к независимому эксперту, который подтвердил, что ущерб, причиненный автомобилю, оценивается в 50 тысяч рублей.
Через суд Борис получил с «Беты» недостающие 20 тысяч рублей.
После того, как «Бета» выплатила Борису первые 30 тысяч, она направила «Альфе» требование вернуть деньги. Так как авария случилась по вине Алишера, «Альфа» деньги вернула.
Когда «Бета» заплатила Борису еще 20 тысяч, она отправила информацию о выплате «Альфе». При этом по закону «Альфа» эти 20 тысяч возвращать «Бете» уже не должна. Страховые не имеют права занижать выплаты клиентам, а если все-таки занизили и клиент смог это доказать, остаток денег страховая должна отдать из своего кармана.
А дальше начинается самое интересное.
«Альфа» присылает Алишеру требование вернуть 50 тысяч, которые «Бета» заплатила пострадавшему. К требованию прилагаются все чеки, подтверждающие, что «Бета» вернула именно 50 тысяч. Разумеется, о том, что сама «Альфа» заплатила «Бете» только 30 тысяч, страховая скромно умалчивает.
Так как Алишер во время ДТП был пьян и знал, что стопроцентно попадает под статью о регрессе, он, не сомневаясь, выплачивает 50 тысяч «Альфе».
Итог: Алишер заплатил «Альфе» на 20 тысяч больше, чем должен был, и даже не догадался, что его обманули. Довольная «Альфа» зачислила деньги на свои счета и продолжила воровать у ничего не подозревающих клиентов.
В рассылке учим читателей, какими еще способами защититься от страховой. Чтобы подписаться, введите свой e-mail на нашем сайте. Раз в месяц разбираем одно обращение, даем подробную консультацию и высылаем руководство к действию на e-mail. Только для подписчиков.
Как страховые обманывают своих клиентов. Пошаговая схема
Этот пункт — для тех, у кого остались вопросы после предыдущего раздела. Здесь мы подробно объясняем, как устроена бухгалтерия страховых компаний и как они обманывают клиентов. Если вам и так все понятно, сразу переходите к следующей части «Как защититься?».
Итак, что происходит после того, как автомобиль Алишера врезался в машину Бориса?
Борис сообщает своей страховой о ДТП. «Бета» оценивает ущерб, причиненный автомобилю Бориса, в 30 тысяч рублей. Она выплачивает Борису эти деньги.
Операции между страховыми компаниями регулируются соглашением о прямом возмещении убытков (ПВУ). ПВУ регулирует порядок расчетов всех страховых компаний, работающих с ОСАГО. В рамках соглашения о ПВУ «Бета» в электронном виде отправляет «Альфе» все необходимые документы об аварии и платежное поручение, подтверждающее, что пострадавшему выплатили 30 тысяч рублей.
«Альфа» возмещает «Бете» 30 тысяч.
Между тем, Борис не согласен с размером компенсации и делает независимую экспертизу, подтверждающую, что автомобиль пострадал на 50 тысяч.
Через личное обращение или по суду Борис добивается, чтобы «Бета» вернула ему еще 20 тысяч. «Бета» их выплачивает.
По закону страховые не имеют права занижать выплаты своим клиентам. Если страховая неверно определила сумму выплат и клиент смог это доказать, остаток она выплачивает из своих средств
Когда «Бета» заплатила Борису еще 20 тысяч, она выставляет «Альфе» нулевое требование на эту сумму. Нулевое требование значит, что денежная операция совершалась, но сама «Альфа» к ней отношения не имеет: 20 тысяч Борис получил от «Беты».
Нулевое требование выставляется, чтобы в бухгалтерских документах не было противоречия («Альфа» заплатила «Бете» 30 тысяч, а «Бета» Борису почему-то 50). Так бухгалтеры обеих страховых компаний понимают, сколько именно получил пострадавший.
«Альфа» требует, чтобы Алишер выплатил ей 50 тысяч рублей. Алишеру присылают чеки, подтверждающие, что Борис получил 50 тысяч от «Беты».
Алишер, не разбирающийся в особенностях работы страховых компаний, переводит «Альфе» 50 тысяч.
Алишер грустит, «Альфа» украла 20 тысяч и радуется — справедливости в жизни нет.
Как защитить себя от мошенничества страховой при регрессе?
1. Проверьте, точно ли вы попадаете под регрессные требования
Право регрессного требования у страховой возникает, если:
— Вы умышленно причинили вред жизни или здоровью пострадавшего.
— Вы вели автомобиль в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
— Вы не имели права управлять транспортным средством, в котором попали в аварию.
— Вы скрылись с места ДТП.
— Вы не были вписаны в полис ОСАГО того автомобиля, на котором вы совершили ДТП.
— Срок действия вашего полиса ОСАГО истек.
— Вы отремонтировали или ликвидировали автомобиль, на котором попали в аварию, до истечения 15 рабочих дней с момента аварии.
— Ваша диагностическая карта, в которой указано, соответствует ли автомобиль требованиям безопасности, просрочена.
— Прицеп вашего автомобиля не был вписан в полис ОСАГО.
Регрессные выплаты регулируются статьей 14 закона об ОСАГО.
Если вы не попадаете ни в одну из перечисленных категорий, а страховая компания все равно требует, чтобы вы возместили ей ущерб, вас стопроцентно обманывают.
2. Изучите платежные поручения от вашей страховой компании
После того, как ваша страховая перевела деньги страховой компании потерпевшего, она обязана попробовать получить с вас деньги в досудебном порядке.
Вместе с досудебной претензией страховая должна прислать вам документы: платежное поручение, чек, расходно-кассовый ордер. Вас интересует только один документ: платежка, подтверждающая перевод денег от страховой компании «Альфа» к страховой компании «Бета».
Сравните, совпадает ли сумма, указанная в платежном поручении, с суммой, заявленной в досудебном требовании. Если нет, скорее всего, страховая пытается вас обмануть.
Потенциальная проблема:
Страховые не хотят лишаться легких денег, поэтому, скорее всего, пришлют вам множество документов. Среди них гарантированно окажутся документы, подтверждающие, что страховая компания потерпевшего выплатила ему деньги.
Эти документы вас не должны интересовать, со страховой потерпевшего вы никак не связаны. Важна только сумма, которую ваша страховая компания перевела страховой потерпевшего.
Возместить вы должны только эту сумму — и ни рубля больше.
3. Требуйте платежное поручение от страховой
Иногда страховая вообще не предоставляет клиенту никакие документы, кроме досудебного требования.
Это незаконно. Если вы получили досудебное требование, попросите прислать вам платежное поручение от вашей страховой к страховой потерпевшего. Кроме того, вам нужны данные, подтверждающие, что речь идет о ДТП с вашим участием: ФИО потерпевшего, номер его полиса ОСАГО, название его страховой компании, протокол ДТП или Европротокол.
Если страховая откажется предоставлять эти данные, не платите ей и ждите суда. В суде сообщите, что вам не предоставили возможности ознакомиться с документами, то есть досудебный порядок не был соблюден. Поэтому иск должен быть оставлен без рассмотрения.
Перед судом по почте отправьте страховой письмо с просьбой предоставить документы и сохраните чек об отправке. Если вы отправляли сообщения по электронной почте, сделайте нотариально заверенные скриншоты. А еще пригодится распечатка звонков на официальный номер страховой компании.
4. Дождитесь, пока страховая сама подаст в суд
Если сумма, фигурирующая в платежном поручении, отличается от суммы, указанной в требованиях, не платите страховой и ждите, когда она подаст в суд.
Но будьте готовы, что судья, скорее всего, не знает, по какому принципу страховые начисляют регрессные выплаты. Объясните судье все, что мы рассказали в пункте «Как страховые обманывают клиентов. Пошаговая схема». Расскажите про нулевое требование, сошлитесь на указание Банка России.
Настаивайте на том, что ваша страховая компания выплатила потерпевшему только ту часть денег, которая указана в платежном поручении, и, пытаясь получить больше, занимается мошенничеством.
Если не уверены в том, что умеете блестяще выступать в судах, обращайтесь к нам. Вопросы, связанные со страховыми компаниями, мы легко решаем.
Информация в статье актуальна на дату публикации на сайте igumnov.group.
Чтобы быть в курсе последних трендов по субсидиарке, банкротству и защите личных активов — приезжайте в гости.
Коломейцев Евгений
профи в разрешении споров в судах арбитражной юрисдикции.
Специализация: защита от субсидиарной ответственности в сфере кредитных организаций. Разработка комплексной стратегии и реализация мер, направленных на обеспечение безопасности активов руководителей и бенефициаров бизнеса.
Регресс по ОСАГО с виновника ДТП
Виновник аварии после возмещения ущерба страховой компанией потерпевшему не должен успокаиваться. К нему страховщик может выдвинуть регрессивное требование для возмещения своих убытков. Мы расскажем, в каких случаях это происходит, когда регресс невозможен, что делать при выдвижении регрессивных требований. Приведем типичные ошибки.
Что такое регресс в страховании ОСАГО
Регресс по ОСАГО – это требование страховой компании о возмещении выплаченного ущерба к виновнику происшествия или станции техобслуживания.
Что говорит закон
Право регрессивного требования дано страховым компаниям в Законе об ОСАГО №40-ФЗ от 25.04.2002 г.
В статье 14 определено, что в установленных случаях право требования потерпевшего к виновнику ДТП переходит страховой компании, в размере выплаченного страхового возмещения.
В каких случаях возможны регрессивные требования
Регрессивные требования выставляются в случаях, которые не признаются страховыми компаниями в качестве страховых, т.е. ДТП произошло в результате умышленных противоправных действий виновника.
Когда выставляются требования возврата компенсации виновником:
Регрессивное требование к СТО предъявляется в том случае, когда доказано, что в диагностическую карту не были внесены сведения о неисправности автомобиля, которые привели к страховому случаю, если они могли быть выявлены во время техосмотра.
Получается, что станция техобслуживания должна будет заплатить, если осмотр произведен некачественно.
Когда регресс от страховой невозможен
По Закону регресс по ОСАГО не предъявляется, если транспортное средство пострадало из-за пешехода, когда был нанесен вред его здоровью, а в случае его смерти в результате ДТП, к его родственникам или наследникам.
Срок исковой давности
Право на предъявление регрессивных требований сохраняется в течение 2 лет с момента выплаты по происшествию. Если возмещение касалось жизни и здоровья потерпевшего, страховая может выставить требование к возмещению убытков в течение 3-х лет.
Если есть обоснованные причины, страховщик имеет право продлить срок исковой давности, обратившись в суд.
Правильные действия при регрессивных требованиях и частые ошибки
Если к вам страховая компания выставила регрессивные требования, действуйте следующим образом:
Ошибкой является попытка игнорирования происходящего. Если вы не совсем понимаете происходящую ситуацию, не действуйте самостоятельно, лучше обратитесь к профессиональным юристам для консультации.
Ответы на вопросы
Какой объем регрессивных требований может выставить СК?
Регрессивные требования выставляются в сумме, выплаченной в качестве возмещения ущерба.
Можно ли подать возражения на регрессный иск, оспорить расчет убытков по ОСАГО.
Да, в судебном процессе.
Возможен частичный отказ от иска?
Если размер требований завышен, либо расчет, представленный страховой компанией, выполнен с нарушением методики ЦБ РФ, можно иск признать только в обоснованной части. Это доказывается в суде.
Подведем итоги
Регресс по ОСАГО с виновника ДТП 2021 может быть выставлен только в случаях, установленных Законом.
Регрессивные требования могут выставлены к СТО.
К пострадавшим пешеходам регресс не выставляется.
Если вы не согласны с требованиями страховой компании, но не готовы к юридическим разборкам, обратитесь к специалисту.
Регресс по ОСАГО с виновника ДТП: когда возможен и как избежать
Страховая компания, возместившая ущерб пострадавшему в автомобильной аварии, вправе предъявить регрессное требование по отношению к виновнику ДТП. В этом случае он обязан выплатить страховщику возмещение в качестве компенсации расходов. Однако это возможно лишь при определенных условиях, предусмотренных законодательством. Кроме того, можно оспорить регресс или размер выплаты.
Регресс в страховании ОСАГО
В страховании регресс — это обратное требование. Страховщик сперва возмещает ущерб потерпевшему, а затем предъявляет претензию виновнику наступления страхового случая. По праву регресса, виновная сторона должна компенсировать страховщику понесенные расходы.
Правило регресса активно используется страховщиками в сфере обязательного страхования автогражданской ответственности. В соответствии с законом об ОСАГО, страховая компания имеет право требовать от виновника ДТП компенсировать сумму выплаты пострадавшему. Но для этого должен быть соблюден ряд условий.
Правомерность регрессного требования установлена следующими законодательными актами:
В Гражданском кодексе прямо говорится о том, что лицо, возместившее убыток пострадавшему в аварии, вправе требовать компенсацию со стороны нарушителя. В законе об ОСАГО дополнительно отмечается, что размер регресса должен быть не больше суммы, выплаченной потерпевшему (если только иное не предусмотрено законодательством).
Таким образом, претензия страховщика к виновнику автомобильной аварии может быть вполне обоснованной.
Когда страховая компания имеет право регресса
Страховщик получает право требовать регресса только при определенных условиях, указанных в статье 14 Закона об ОСАГО.
Основанием для претензии к виновнику ДТП может служить хотя бы один из следующих факторов:
Отдельного внимания заслуживает ситуация, когда в диагностической карте на автомобиль нарушителя содержатся заведомо недостоверные сведения относительно технического состояния машины. В данном случае страховщик вправе направить регрессное требование оператору техосмотра, выдавшего такую карту.
Как происходит требование регресса
В соответствии с положениями Закона №40-ФЗ, страховщик может требовать регресс строго в рамках определенной процедуры.
Порядок действий страховой компании до предъявления регрессного требования:
Только после того как потерпевший получил компенсацию, страховщик может выставлять регрессное требование. Для этого компания направляет виновнику автоаварии письменную претензию, а если мирно решить вопрос не удается — обращается в суд с соответствующим иском.
Чтобы регрессное требование страховой было правомочным, должны соблюдаться следующие условия:
Виновнику аварии не обязательно безоговорочно признавать требование регресса. Если даже одно из перечисленных условий, по его мнению, не соблюдено — это законная возможность избежать выплаты или снизить ее сумму.
Досудебное урегулирование
Прежде чем подавать иск в суд, компания, требующая регресса, должна обратиться напрямую к виновнику ДТП. Это делается в форме претензионного письма. В соответствии с нормами Гражданского кодекса, адресату отводится как минимум 30 дней на рассмотрение полученного письма. Только после истечения данного срока страховщик вправе идти в суд.
Получив претензию со стороны страховой, виновник ДТП может попытаться договориться с ней: например, прийти в компанию и изложить аргументы в пользу своей позиции (привести доказательства невиновности или отсутствия основания для выплаты регресса). Таким же образом зачастую удается уменьшить размер требуемой выплаты.
Если же консенсуса в досудебном порядке достичь не удается — компания подает судебный иск.
Обжалование регресса по ОСАГО
Водитель, не согласный с претензией страховщика, имеет право подать встречный иск — чтобы добиться отмены требуемой выплаты.
Основные способы добиться отмены регресса:
Доказательство невиновности
Выплаты по регрессному требованию можно избежать, если доказать невиновность в произошедшей аварии. Для этого следует:
О сборе доказательств в пользу своей невиновности нужно позаботиться заблаговременно.
Опровержение основания для регрессного требования
Если убедительно опровергнуть тот факт, который послужил основанием для регрессного требования — можно добиться отмены регрессного требования. Для этого необходимо собрать веские доказательства.
Например, если регрессный иск основывается на том, что виновник аварии был в состоянии алкогольного опьянения (употреблял алкоголь до момента ДТП) — следует представить суду доказательства, опровергающие данный факт. Суд может согласиться с доводами и отменить требование регресса.
Истечение срока давности
Предъявляя регрессный иск, страховщик обязан соблюдать срок давности, определенный статьей 966 Гражданского кодекса.
Срок исковой давности составляет 3 года. Причем у страховщика есть не более 2-х лет на подачу претензии, если имеет место только материальный ущерб. Срок увеличивается до 3-х лет лишь при нанесении вреда жизни и здоровью.
Обратите внимание, что отсчет срока начинается с момента образования задолженности — то есть со дня перечисления компенсации пострадавшему. Если с этого момента прошло больше времени, вы вправе требовать прекращения дела и отказа в удовлетворении иска заявителя.
Срок давности по регрессу может быть восстановлен лишь по уважительной причине, и только в пользу физических лиц — компании добиться этого практически нереально. Единственным исключением является письменное признание долга со стороны ответчика.
Дополнительные способы защиты
Исход судебного рассмотрения дела может быть как в пользу страховой, так и в пользу ответчика. Если же суд удовлетворил иск страховщика — это не значит, что нужно сразу платить долг. У проигравшей стороны есть 30 дней для подачи апелляционной жалобы с последующим пересмотром дела в вышестоящих инстанциях. При этом важно правильно составить апелляцию, приложив к ней все относящиеся к делу материалы, включая доказательства необоснованных требований страховщика.
Если апелляция также не дала результата, остается возможность добиться отсрочки выплаты (например, в связи с тяжелым материальным положением), либо потребовать рассрочку. Это также делается в судебном порядке.
Как уменьшить сумму регресса
Размер регрессной выплаты не должен быть больше той суммы, которая компенсирована потерпевшему. Однако страховая имеет право добавить к ней дополнительные затраты, в частности на экспертизу.
Способы уменьшения суммы регрессного требования:
Дополнительная экспертиза
Чтобы добиться уменьшения суммы выплаты по регрессу, нужно получить доступ к материалам экспертной оценки ущерба. Нередко экспертиза не учитывает фактический износ автомобиля к моменту аварии. Случаются ошибки в калькуляции. Кроме того, на экспертизу должны приглашаться оба участника аварии, включая их страховщиков. Если в ходе дополнительной проверки удастся выявить нарушения — можно оспорить сумму ущерба и, соответственно, размер регрессной выплаты.
Избежать манипуляций страховщика проще, если непосредственно после аварии виновник активно участвовал в осмотре повреждений и оформлении документов.
Проверка работ в автосервисе
Объем работ, выполненных автосервисом, может не соответствовать уровню ущерба. Часто такие работы проводятся минимальными силами, с использованием дешевых запчастей. Поэтому независимый пересчет часто выявляет занижение реальных затрат — соответственно, должна быть снижена сумма регресса.
Определение суммы, компенсированной пострадавшему
Чтобы выяснить, какую сумму получила пострадавшая сторона, можно:
Если документов, подтверждающих размер выплаченной страховщиком суммы, нет — возможен вызов в суд пострадавшей стороны.
Как избежать регресса по ОСАГО
Полностью застраховаться от инцидентов на дороге невозможно. Однако, чтобы не попасть под регрессное требование со стороны страховой, нужно:
Не менее важно грамотно оформлять документы на месте происшествия, требовать внесения любых возражений и уточнений. После аварии следует внимательно проверять почту, чтобы быстро реагировать на полученную претензию от страховой или судебную повестку.