Как избежать тромбоза в самолете
Начинается сезон отпусков и многим из нас в это время предстоят длительные перелеты на самолете, поездки в автобусах и на поездах. Поэтому именно сейчас мы поднимаем тему «авиатромбоз» или «тромбоз путешественников» — что это, для кого и чем он опасен и,самое главное,как предупредить его появление?
Почему в самолете болят ноги?
Замечали ли Вы, что во время длительного перелета ноги начинают отекать, болеть, а обувь, которая в обычных условиях идеальна по размеру, вдруг становится тесной? Обычное положение пассажира в самолете — неудобная полусогнутая поза в относительно небольшом пространстве между кресел. Такое неподвижное положение выключает так называемую мышечно-венозную помпу голени, являющуюся основным движителем венозной крови и лимфатической жидкости в вертикальном положении.
Также немаловажным является тот факт, что во время авиаперелета люди потребляют очень ограниченное количество жидкости. В результате кровь сгущается, возникает застой крови, лимфы и тканевой жидкости во всем теле и, прежде всего, в ногах. Доказано, что во время полета на вены нижних конечностей действуют несколько факторов: низкая концентрация кислорода, низкая влажность воздуха и низкое парциальное давление.
По большому счету, вид транспортного средства роли не играет – тромбоз может одинаково развиться и у стоящего в бесконечной пробке автомобилиста, и у пассажира автобуса. Однако чаще всего наиболее долгое неподвижное положение люди сохраняют именно в самолетах. Плюс вышеуказанные условия в самолете также являются более опасными.
Тромбоз глубоких вен– это болезнь, при которой сгустки крови, также называемые тромбами, образовываются в полости глубоких вен. Чаще всего от этого заболевания страдают ноги. Тромбможет оторваться из ножных вен и, перемещаясь с током крови, вызвать закупорку других мелких или крупных вен – тромбоэмболию. Наиболее опасна тромбоэмболия легочной артерии.
Сама по себе склонность к тромбообразованию зачастую проходит без явных симптомов,и пациент может о ней и не подозревать. Однако, после долгого авиаперелета есть риск ухудшения состояния и проявления болезни.
Существуют12 основных факторов,повышающих риск тромбоза глубоких вен:
•предшествующая история подобных заболеваний;
•недавняя хирургическая операция или травма нижних конечностей,или катетеризация центральной вены в срок до 3-х недель;
•иммобилизация (гипсовая повязка);
•возраст (чем старше – тем выше риск);
•прием эстрогенов (включая оральные контрацептивы);
•хроническая венозная или хроническая сердечная недостаточность (ХВН или ХСН);
•в случае путешествий, место у окна;
•длительное пребывание в неподвижном положении (более 4 часов).
Как нашим венам может помешать то, что мы сидим у окна и наслаждаемся видом облаков или пейзажем? Оказывается, дело в том, что мы все – воспитанные люди и не хотим беспокоить соседей. Поэтому, даже если ноги затекут и пассажиру захочется пройтись, он воздержится от исполнения этого желания – и хорошо, если это пройдет без последствий. Врачи утверждают: ваше здоровье важнее, чем комфорт соседей. Гуляйте по салону каждый час. Когда сидите – двигайте ногами: совершайте круговые движения ступней, шевелите пальцами.
Как защитить свои ноги во время путешествия?
Риск появления тромбоза меньше у людей, которые в принципе ведут подвижный образ жизни, что способствует хорошему кровообращению. Непосредственно во время полета/дороги рекомендуется пить больше жидкости (воды, сока) и избегать употребления алкоголя. Также не надо стесняться двигать ногами: сгибание-разгибание конечности в голеностопном суставе, поднятие носочка, поднятие пяточки, изометрическое сокращение икроножной мышцы.
Если Вы в курсе своей предрасположенности к появлению тромбоза глубоких вен (варикоз и другая недостаточность венозной и лимфатической систем), в таком случае необходимо:
• ношение компрессионных чулок, гольф или колгот.Для лиц без признаков ХВН достаточно гольфов 1 класса компрессии (18-23 мм.рт.ст.) При наличии признаков ХВН степень и уровень компрессии подбирается индивидуально исходя из стадии ХВН. При наличии признаков варикозного поражения ствола поверхностной бедренной вены необходим трикотаж не менее 2 классакомпрессии до паха;
• прием флеботропных препаратов как минимум за неделю до поездки (флебодия или детралекс согласно назначению врача и инструкции);
• консультация с врачом-флебологом;
• ограничение гипотензивных средств;
• отказ от снотворных и седативных средств;
• ношение в полете легкой, не стесняющей одежды и белья;
• потребление не менее 250 мл изотонической жидкости (физиологической 0,9%-ой концентрации- например, слабоминерализованной воды без газа) каждые 2 часа, для группы высокого риска также можно рекомендовать предварительную гидратацию (питье) 3 литрами изотонической жидкости за 12 часов до полета с последующим занятием места у прохода;
• врач- флеболог или кардиолог может назначить Эноксапарин (низкомолекулярный гепарин) 1000 МЕ на 10 кг массы тела (40 мг) за 2 часа до отправления, при многодневных путешествиях – повторные инъекции 1р/день. При продолжающимся приеме антагонистов витамина К рекомендуется тщательный контроль МНО до перелета, при необходимости – коррекция дозы.
Для того чтобы Вы были уверены в хорошем состоянии венозной и лимфатической систем ног и могли спокойно отправиться в путешествие, наша клиника предлагает не требующую никакой подготовки процедуру — УЗИ вен нижних конечностей (УЗ дуплексное или триплексное ангиосканирование). Этот метод обследования, несмотря на его простоту, позволяет своевременно разграничить патологию артериального и венозного кровообращения и подобрать необходимое лечение.При помощи ультразвука можно обнаружить тромбы, располагающиеся в артериях и венах, локальные или диффузные изменения их структуры, оценить состояние коллатерального (обходного) кровообращения в сосудах пораженной области.
Кроме того, до путешествия пациентам с хроническими сердечно-сосудистыми заболеваниями желательно провести электрокардиографию, ЭХО- сердца (УЗИ сердца), сдать кровь на коагулограмму и побывать у кардиолога.Еще более подробную информацию о состоянии свертывающей системы дадут показатели крови на волчаночный антикоагулянт, определение кардиолипиновых и антифосфолипидных антител.
Подробнее об УЗИ вен и варикозе можно прочитать здесь
Как избежать образования тромбов
Чаще всего тромбы образуются в глубоких венах нижних конечностей и сердечных клапанах, но теоретически могут затронуть любой другой сосуд. Высвобождаясь и транспортируясь по крови, тромб может достичь жизненно важных органов. Такая ситуация, особенно в случае развития острой легочной эмболии, может оказаться фатальной для пациента.
Предотвращение тромбозов, тромбофлебитов и тромбоэмболий является жизненной необходимостью. Следует понимать, что профилактические меры здесь куда более результативны, чем терапевтические. По данным ВОЗ, мгновенная смертность среди людей, страдающих от тромбов, составляет порядка 6-12% в год. Если вы входите в потенциальную группу риска, вы можете внести коррективы в свой образ жизни, чтобы предотвратить подобные явления.
Здоровый образ жизни как главная профилактическая мера
· Отказ от курения. При вдыхании табачного дыма, смолы проникают через стенки легких в кровоток и травмируют сосудистые стенки. Риск тромбоза при этом значительно увеличивается. Если самостоятельное избавление от никотиновой зависимости невозможно, обратитесь за помощью к соответствующим специалистам.
· Рациональная диета. Если у вас присутствует избыточный вес, в нижних конечностях гарантированно имеются застойные явления, при которых нарушается кровоток. Чем он медленнее, тем выше риск формирования тромбов. Контроль веса и умеренная физическая активность являются важнейшими мерами против тромбоза.
· Активный образ жизни. Ежедневная физическая активность – неотъемлемая часть здорового образа жизни. Пешие прогулки, езда на велосипеде, бег трусцой – все это предохраняет не только от тромбозов, но и от их провоцирующих факторов, в том числе, ожирения. У пациентов с гиподинамией риск сосудистых патологий увеличивается почти вдвое.
· Ограничение потребления спиртных напитков. Алкоголь, употребляемый на регулярной основе, насыщает кровь токсичными веществами, которые оказывают деструктивное влияние на стенки сосудов. Вероятность тромбозов при этом существенно возрастает.
· Контроль уровня кровяного давления. Если у вас имеются проблемы с давлением, вы должны постоянно контролировать его уровень при помощи домашнего тонометра. При возникновении необходимости снизить его, обратитесь за консультацией к врачу – не принимайте мер по самолечению.
· Учет семейного анамнеза. При наличии у ближайших родственников заболеваний, связанных с аномальной коагуляцией, важно сообщить об этом обстоятельстве наблюдающему специалисту. Тщательно следите за своим здоровьем, если имеете генетическую предрасположенность к сахарному диабету и другим хроническим заболеваниям, провоцирующим проблемы с сосудами.
· Послеоперационные меры. В результате проведения любого хирургического вмешательства нарушается целостность здоровых тканей, что может повлиять на процесс образования тромбов. Заранее проконсультируйтесь с врачом о кратковременном приеме антикоагулянтов и прочих мерах протекции в процессе послеоперационной реабилитации.
· Правила перелетов и переездов. В случае постоянных перелетов и переездов (более 4 часов в пути), следите за нормальным положением ног и старайтесь потреблять больше жидкости – обезвоживание способно сгущать кровь, что является благоприятным фактором для формирования тромбов и эмболов.
· Отказ от КОК (комбинированных оральных контрацептивов). Если у вас существует наследственная склонность к тромбозам, или они имели место в анамнезе, вам необходимо отказаться от гормональной контрацепции. Таблетки, принимаемые с целью предохранения от нежелательной беременности, почти во всех случаях несут за собой побочный эффект в виде нарушения свертываемости крови и ее сгущения. Особенно это касается курящих и женщин старше 35 лет. Обсудите альтернативные методы контрацепции со своим гинекологом.
Уточните у сосудистого хирурга или флеболога, какие меры предотвращения тромбозов вам следует соблюдать во время беременности. Такие рекомендации традиционно даются в персональном порядке, с учетом течения вынашивания и сопутствующих проблем.
Способы предупреждения тромбозов после операций и травм
Если вы нуждаетесь в хирургическом вмешательстве или перенесли тяжелую травму, врач должен детально изучить ваш анамнез и принять решение относительно методов протекции от тромбоза. Риск тромбоза глубоких вен связан с ограничением подвижности после операций и травм. Обычно он возрастает сразу после вмешательства и в течение первых 10 дней после него, но может сохраняться вплоть до нескольких месяцев, особенно при вынужденной гиподинамии.
Практические исследования показывают, что риск тромбоза существенно снижается при использовании регионарной (проводниковой) анестезии. Поэтому современные специалисты отдают предпочтение ей, если существует возможность обойти применение общего наркоза.
В список послеоперационных и посттравматических мер профилактики также включены:
· Прием антикоагулянтов (строго по назначению);
· Ношение эластичной компрессии и бандажного белья;
· Приподнятое положение ног в процессе реабилитации;
· Ранняя двигательная активность (при первой возможности);
· Болеутоляющие средства для облегчения передвижения;
· Лечебная физкультура под контролем инструктора.
Компрессионный трикотаж и прочие вспомогательные средства должны подбираться специалистом, с учетом индивидуальных замеров.
Профилактика тромбозов для путешественников
Предупреждение образования тромбов также важно для тех, кто часто путешествует. Риск в данном случае возрастает из-за преобладания сидячего положения.
Следующие способы помогут вам защитить себя от тромбов:
1. Регулировка положения тела во время сидячего переезда или перелета;
2. Ежечасные остановки для пеших прогулок во время путешествия на автомобиле;
3. Обильное питье и профилактика обезвоживания (исключение алкоголя и кофеина);
4. Ношение компрессионного трикотажа с целью предупреждения отечных явлений;
5. Пешее передвижение во время пересадок и остановок в длительных полетах;
6. Избегание ношения изделий, пережимающих голень (гольфы, плотные носки и др.).
При наличии конкретных рисков, вам могут помочь флебологи нашей клиники. Обычно консервативное лечение обстоит в приеме определенных медикаментов и строгом соблюдении режима. Операция требуется при прогрессирующем тромбозе глубоких вен. Техника и объем вмешательства всецело зависят от локализации тромба, обширности поражения сосуда, степени тяжести патологии. Учитывается наличие сопутствующих заболеваний.
Что происходит с нашим телом в самолете?
Любите путешествия, отпуск и дальние страны? А что об этих поездках думает ваше тело?
Нагрузку на организм в самолете можно сравнить с той, что мы испытываем в горах на высоте 2-2,5 тысяч метров. В таких условиях воздух разреженный, а атмосферное давление – низкое. Так ли безопасно летать на самолете? Что происходит с телом в непривычных обстоятельствах?
Можно выделить два основных фактора, которые влияют на самочувствие на борту: пониженное давление в салоне и очень сухой воздух. Низкое давление снижает количество кислорода в крови. Для здоровых пассажиров это не представляет угрозы, но пожилые и люди с проблемами дыхательного аппарата могут испытывать трудности.
Какие эффекты испытывает наше тело на высоте:
Людям, имеющим наследственную предрасположенность к тромбообразованию, или входящим в группу риска заболеть тромбозом рекомендуется регулярно сдавать анализы на пять лабораторных показателя риска тромбообразования и контролировать их динамику:
2. Активированное частичное тромбопластиновое время — отражает работу так называемого внутреннего пути и общего каскада свертывающей системы крови человека и является наиболее чувствительным показателем свертываемости крови.
5. Холестерин — один из самых важных показателей липидного обмена, используется как скрининговый тест, позволяющий оценить риск атеросклеротических изменений и сосудистых нарушений в дальнейшем.
Кто находится в группе риска?
Получается, летать вредно? Скажем так, полезного мало. Чем дольше полет, тем сильнее нагрузка на организм. Мы не можем отказаться от полетов, но в наших силах минимизировать риски. Старайтесь пить больше воды, делайте легкую гимнастику, разминайтесь, ходите по салону. Желательно на время полета надевать компрессионные чулки или колготки. После глубоководных погружений рекомендуется выдержать 24 часа перед полетом. При любых сомнениях консультируйтесь с врачом и будьте здоровы!
Кому и почему нужны компрессионные чулки для перелета в самолете?
Этот совет часто можно услышать от флебологов, сосудистых хирургов, да и просто врачей общей практики: обязательно надевать компрессионные чулки для перелёта в самолёте. Причём делать это рекомендуется не только тем, кто уже страдает от варикозной болезни ног, но и тем, у кого с венами пока всё в порядке.
Совет, по сути своей, очень правильный, но он нуждается в дополнительном разъяснении, поскольку некоторые нюансы покупки компрессионных чулок для самолёта могут кому-то показаться непонятными.
В чём заключается опасность длительных авиаперелётов
Есть два основных фактора, которые угрожают сосудам во время авиационных перелётов — продолжительная неподвижность и изменения атмосферного давления.
Неподвижность
Перелёт в самолёте чаще всего подразумевает длительное и почти полностью неподвижное нахождение в кресле. Например, авиарейс «Москва-Пекин» длится около 8 часов, а рейс «Москва-Вашингтон» — больше 11 часов. Всё это время пассажиру приходиться сидеть, да ещё и нередко с согнутыми ногами, поскольку возможность вытянуть ноги вперёд имеется, обычно, только у тех, кто летит бизнес-классом.
Столь продолжительное пребывание в сидячей позе пагубно сказывается на кровообращении нижних конечностей, ведь мышцы не проталкивают кровь по венам, и всю работу берёт на себя сердце, усилий которого чаще всего бывает недостаточно. Если прибегнуть к сравнению, то работа сердца у пассажира, который совершает длительный авиаперелёт с согнутыми ногами, напоминает работу насоса, пытающегося протолкнуть воду через изогнутый шланг — и насос в этом случае работает на износ, и место полива не получает достаточно воды. Если же пассажир имеет возможность выпрямить ноги, то работа сердца начинает напоминать насос, который проталкивает воду по шлангам куда-нибудь очень высоко, но вот хватит ли у него мощности для этой задачи — большой вопрос.
В отсутствие нормального кровообращения, кровь в ножных венах застаивается и сгущается, повышая риск образования тромбов. Питание тканей тоже существенно ухудшается, вызывая нарушения клеточного метаболизма.
Изменение давления
Ещё более серьёзную угрозу для здоровья сосудов представляют перепады (изменения) атмосферного давления, которыми сопровождает любой авиаперелёт.
Связано это, в первую очередь, с необходимостью искусственной регуляции давления в герметичном салоне пассажирского самолёта. Средний показатель давления, которое испытывает человек на земной поверхности — 760 мм рт. ст. А вот на высоте 9000-13000 метров, куда поднимается большинство авиарейсов, уровень давления совсем иной — примерно 207 мм рт. ст.
Слишком большая разница между внешним атмосферным давлением и давлением внутри салона может привести к разрушению корпуса самолёта, а потому внутреннее давление всегда снижают примерно на 75% от привычного — до 560 – 620 мм рт. ст. В условиях пониженного давления уровень кислорода в крови всегда падает, кровь становится более вязкой и развивается гипоксия тканей (кислородное голодание). Больше всего в такой ситуации страдают именно ног: во-первых, из-за обеднённости крови кислородом, а во-вторых, из-за их максимальной анатомической удалённости от сердца.
Момент взлёта и посадки самолёта тоже связаны с высокой нагрузкой на сосудистую систему, причём не только ног. Сочетание гравитационных перегрузок и коррекции давления внутри салона самолёта становятся серьёзным стрессом для сосудов всего тела (собственно говоря, именно по этой причине лицам с сердечно-сосудистыми заболеваниями рекомендуется отдавать предпочтение наземному или водному транспорту). Перепады атмосферного давления при взлёте и посадке колеблются в пределах 140-190 мм рт. ст. — не очень страшно для здорового организма, и вполне достаточно для возникновения варикоза у пожилых, ослабленных или больных лиц.
Эти два фактора — неподвижность и давление — в своей совокупности становятся предпосылкой для развития варикозного расширения вен или усугубления уже имеющегося заболевания.
Роль компрессионных чулок в предупреждении венозного застоя
Компрессионные чулки плотно обжимают ногу по всей её поверхности, от лодыжки до бедра, что приводит к сужению сосудистого просвета и, как результат — к усилению венозного кровотока. Это позволяет решить сразу три проблемы, актуальные для тех, кто совершает авиаперелёт:
Если говорить более просто, то компрессионные чулки временно выполняют работу мышц, способствуя тому, чтобы кровь не застаивалась в венах и циркулировала так, как это и должно происходить.
Кому нужны компрессионные чулки в самолёт
Хорошая компрессия ножных вен будет полезна для всех, кому предстоит перелёт длительностью более 2-3 часов, но есть лица, которые пребывают в особенной зоне риска, а потому им настоятельно рекомендовано всегда надевать в самолёт компрессионные чулки:
Как выбрать компрессионные чулки для авиаперелёта
Оптимальным вариантом для защиты ножных вен в самолёте является использование профилактического компрессионного белья (класс A) с уровнем компрессии 15-18 мм рт. ст. Этого будет вполне достаточно, чтобы обеспечить нормальный кровоток, избежать высокой нагрузки на сердце или кислородного голодания тканей ног.
Чулки профилактического класса рекомендованы для авиаперелётов только при условии, что ранее у пассажира не наблюдались признаки начального варикоза: боли, отёки, судороги, сосудистые звёздочки. Если такие симптомы периодически возникают (например, после трудового дня, проведённого на ногах), то лучше использовать чулки первого класса компрессии: 19-23 мм рт. ст.
А вот при наличии диагностированного варикозного заболевания или других сосудистых нарушений назначать компрессионные чулки в самолёт должен лечащий врач. Самостоятельный подбор чулок по методу «научного тыка» несёт риск того, что выбор будет сделан неправильно, и вместо защиты вен им будет причинён вред.
Как надевать компрессионные чулки перед полётом
Лучше всего надевать чулки с утра в день полёта, сразу по пробуждению, когда ноги максимально отдохнули, а кровь отхлынула. Чулки выворачиваются наизнанку и собираются «гармошкой», после чего их нужно плавно «накатить» на ногу, не подтягивая чулки силой и не допуская образования складок.
Если по какой-то причине чулки не были надеты с утра, то можно сделать это позже, перед полётом, предварительно полежав около получаса с высоко поднятыми ногами. Так в любом случае будет лучше, чем отправляться в полёт с «голыми» ногами.
Профилактика проще лечения
Есть такое старое мудрое изречение: «Знал бы, где упасть, соломки бы подостлал». Обычно его употребляют, чтобы объяснить невозможность уберечься от всех житейских неприятностей, но случае с предстоящим авиаперелётом «подостлать соломки» всё-таки можно: нужно всего лишь надеть в полёт компрессионные чулки — и варикоз будет не страшен.
Тромбоз путешественников
Проблема путешествий эконом-классом
Что такое тромбоз путешественников?
Когда пассажир на протяжении всего полета находится в сидячем положении, циркуляция крови в сосудах его ног замедляется. Сухой воздух и пониженное давление в салоне самолета способствуют сгущению крови. Также нарушение кровообращения усугубляется неудобной позой, особенно с сильно согнутыми или скрещенными ногами. В этом положнии вены сдавливаются и отток крови от ног к сердцу нарушается. Кровь в венах застаивается, а жидкая часть крови просачивается через венозную стенку в мягкие ткани.
В результате: ступни и голени отекают. Кровь сгущается, за счет чего может развиться тромбоз.
Профилактика тромбоза путешественников
Несколько советов, как можно предотвратить тромбоз путешественников:
Компрессионный трикотаж является идеальным попутчиком для пассажиров с высоким (например, после операции) или средним риском (например, возраст более 60 лет, избыточный вес, наследственная предрасположенность) развития тромбоза.
При необходимости компрессионный трикотаж назначит врач. Также он порекомендует упражнения для ног и, при необходимости, назначит медикаментозное лечение.
Гольфы для путешествий минимизируют риск развития тромбоза
Гольфы для путешествий компании medi
Перейдите по ссылке для получения дополнительной информации о гольфах для путешествий компании medi.
Гольфы для путешествий
Диагностика и лечение
Причины, признаки и лечение отеков ног
Советы по продукции
Специальная компрессия от тромбоза путешественника
Тело человека
Тел. +7 495 374-04-56
info@medirus.ru
medi RUS LLC
г. Москва, ул. Бутлерова 17
ООО МЕДИ РУС. Все права защищены.
К применению и использованию некоторых изделий имеются противопоказания. Необходимо ознакомиться с инструкцией или получить консультацию специалиста.