Как избирают губернатора в россии

Порядок и процедура назначения и снятия губернаторов в России. Справка

В Российской Федерации с 1995 по 2005 год губернаторы избирались жителями субъектов Российской Федерации, с 2005 г. они назначаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации по представлению президента России.

Механизм назначения губернаторов, в соответствии с федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с последующими изменениями) сводился к тому, что глава региона по окончании срока своих полномочий ставил перед президентом вопрос о доверии, после чего президент вносил его кандидатуру, либо, в случае оказания ему «недоверия», своего кандидата на рассмотрение регионального парламента для его утверждения.

Кандидатуры на пост губернатора того или иного региона президенту страны представляли полпреды в федеральных округах. Один из претендентов предлагался партией, обладавшей большинством в региональной думе.

23 апреля 2009 года был принят указ президента Российской Федерации «Об утверждении Положения о порядке внесения и рассмотрения предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации».

В соответствии с этим указом, был введен новый порядок выдвижения кандидатур на должность глав субъектов РФ. Суть новшества состоит в значительном повышении роли политических партий в этом процессе. Партия, список кандидатов которой получил наибольшее число голосов на выборах в законодательный (представительный) орган субъекта, получает право выдвигать кандидатов на должность главы субъекта РФ и предлагать их на утверждение президенту.

Партия должна учитывать авторитет и деловую репутацию кандидатур, опыт их публичной (государственной и общественной) деятельности и результаты консультаций с президентом.

17 декабря 2009 года был принят Федеральный закон N 319-ФЗ «О внесении изменений в статьи 18 и 19 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статью 26.1 Федерального закона «О политических партиях» (принят Государственной Думой 11 декабря 2009 года, одобрен Советом Федерации 16 декабря 2009 года).

Кроме того, в законе определяются дополнительные основания для назначения президентом временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта РФ: истечение срока полномочий высшего должностного лица субъекта РФ; невозможность осуществления им по тем или иным обстоятельствам (состояние здоровья, другие обстоятельства, временно препятствующие осуществлению полномочий) своих полномочий.

Президент Российской Федерации вправе отрешить высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) от должности в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, с утратой доверия президента Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом.

Президент РФ в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством РФ, вправе по представлению генерального прокурора Российской Федерации временно отстранить высшее должностное лицо субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) от исполнения обязанностей в случае предъявления указанному лицу обвинения в совершении преступления.

Решение президента о предупреждении высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), или о временном отстранении его от должности, или об отрешении его от должности принимается в форме указа.

Есть три основания для отставки: «действия или бездействие» мэра, в результате которых образовалась задолженность по долговым или бюджетным обязательствам; неудовлетворительная оценка деятельности в течение двух лет; невыполнение обязанностей более трех месяцев.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Источник

Процедура выборов губернаторов в России

Как избирают губернатора в россии. . Как избирают губернатора в россии фото. Как избирают губернатора в россии-. картинка Как избирают губернатора в россии. картинка

Выборы высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) проводятся в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.

Днем голосования по избранию высшего должностного лица субъекта РФ является второе воскресенье сентября года, в котором истекает срок полномочий высшего должностного лица, а если срок его полномочий истекает в год проведения выборов депутатов Государственной Думы очередного созыва, — день голосования на указанных выборах.

В случае досрочного прекращения полномочий руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ выборы проводятся с учетом сроков назначения выборов в ближайшее второе воскресенье сентября после такого досрочного прекращения полномочий, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы РФ очередного созыва — в день голосования на указанных выборах.

Решение о назначении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации избирается гражданами России, проживающими на территории данного субъекта РФ и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Высшее должностное лицо субъекта РФ избирается на срок не более пяти лет и не может замещать указанную должность более двух сроков подряд. Срок полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации определяется конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и исчисляется со дня его вступления в должность.

Высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) может быть избран гражданин России, обладающий в соответствии с Конституцией РФ, пассивным избирательным правом, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.

Кандидаты на указанную должность выдвигаются политическими партиями, при этом политическая партия вправе выдвинуть члена данной политической партии либо беспартийного гражданина. Выдвижение кандидата в порядке самовыдвижения может предусматриваться законом субъекта РФ.

Гражданин РФ, замещавший должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и отрешенный от этой должности президентом РФ, в течение двух лет не может быть выдвинут кандидатом на указанную должность ни в одном субъекте Российской Федерации.

Гражданин России, наделенный полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ и осуществлявший эти полномочия не менее одного года, с согласия президента России может быть выдвинут кандидатом на выборах высшего должностного лица, если они назначены в связи с досрочным прекращением полномочий на основании отставки по собственному желанию.

Президент России по своей инициативе может провести консультации с политическими партиями и выдвинутыми в порядке самовыдвижения кандидатами.

Выдвижение кандидата политической партией и выдвижение кандидата в порядке самовыдвижения должны поддержать от 5% до 10% депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта РФ. Число лиц, необходимое для поддержки кандидата, устанавливается законом субъекта РФ.

Депутат представительного органа муниципального образования или избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования может поддержать только одного кандидата, выдвинутого любой политической партией либо в порядке самовыдвижения.

Поддержка кандидата осуществляется путем проставления депутатом представительного органа муниципального образования или избранным на муниципальных выборах главой муниципального образования своей подписи на листе поддержки кандидата с указанием даты и времени ее проставления. Подлинность подписи должна быть нотариально засвидетельствована. Отзыв подписи не допускается.

Кандидату на должность высшего должностного лица субъекта РФ, выдвинутому в порядке самовыдвижения, помимо получения поддержки депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований необходимо собрать подписи избирателей в количестве, установленном законом субъекта РФ.
Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из местного бюджета.

Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией.

Предвыборная агитация проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования. В случае проведения повторного голосования агитационный период возобновляется со дня назначения соответствующей комиссией дня повторного голосования и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования.

Правом голосовать на выборах обладают граждане России, достигшие на день голосования возраста 18 лет. Не имеют права избирать граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Законом может быть предусмотрено, что избиратель, который в день голосования не сможет прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей, вправе в установленные законом сроки получить в определяемой законом комиссии открепительное удостоверение и принять участие в голосовании (в пределах избирательного округа, где избиратель обладает активным избирательным правом) на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования.

Также подача заявлений о включении в список избирателей на другом участке возможна в рамках механизма «мобильный избиратель».

Время начала и окончания голосования на выборах устанавливается законом. Продолжительность голосования не может составлять менее десяти часов.

О дне, времени и месте голосования территориальные и участковые комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 10 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного и повторного голосования — в порядке и сроки, которые предусмотрены законом, но не позднее чем за пять дней до дня голосования.

Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается.

Для участия в голосовании на выборах избиратель получает бюллетень. Фамилии зарегистрированных кандидатов размещаются в бюллетене в алфавитном порядке.

Голосование проводится путем внесения избирателем в избирательный бюллетень любого знака в квадрат, относящийся к кандидату, в пользу которого сделан выбор.

Заполненные бюллетени опускаются избирателями в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования либо в технические средства подсчета голосов при их использовании.

На выборах высшего должностного лица субъекта РФ избранным считается зарегистрированный кандидат, набравший более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если в избирательный бюллетень было включено более двух зарегистрированных кандидатов и ни один из них не был избран высшим должностным лицом субъекта РФ, назначается повторное голосование по двум зарегистрированным кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей.

По итогам повторного голосования избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей.

Если один из кандидатов, по которому должно проводиться повторное голосование, снял свою кандидатуру либо выбыл по иным обстоятельствам до дня голосования, его место передается следующему по числу полученных голосов кандидату. Если выбыли все следующие кандидаты, голосование проводится по одной оставшейся кандидатуре. При этом кандидат считается избранным, если он получил не менее 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В случае выбытия всех кандидатов проводятся повторные выборы.

Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, автономного округа, входящего в состав области, может быть предусмотрено, что высшее должностное лицо субъекта, автономного округа, входящего в состав области, избирается депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, либо соответственно депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти автономного округа, входящего в состав области. Порядок избрания устанавливается местным законодательством.

При вступлении в должность высшее должностное лицо субъекта РФ приносит присягу на верность народу и Конституции Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта РФ.

Источник

Выборы губернатора

Вы будете перенаправлены на Автор24

Правовая база выборов губернатора

Выборы губернатора – это процедура замещения высшей должности субъекта РФ, осуществляемая посредством прямого, тайного и всеобщего голосования на уровне субъекта Российской Федерации.

Правовые основы выборов высших должностных лиц регионального уровня, возглавляющих высшие исполнительные органы государственной власти на уровне субъектов федерации, составляют следующие нормативные акты:

Порядок определение даты проведения выборов в губернаторы

Законодательством установлены требования ко дню голосования по выборам губернаторов: таким днем выступает второе по счету воскресенье в сентябре месяце того года, когда истекает срок полномочий действующего губернатора. Если год истечения полномочий действующего губернатора совпадает с годом проведения выборов в Государственную Думу, день голосования совмещается с днем голосования на выборах в Государственную Думу.

При досрочном прекращении полномочий губернатора проведение выборов для замещения этого поста осуществляется во второе по счету воскресенье сентября месяца года, в котором досрочно прекращены полномочия, если это позволяет срок назначения выборов, в противном случае в этот же день следующего года. При совпадении года с годом выборов депутатов Государственной Думы даты выборов совмещаются.

В отношении принятия решений относительно назначения выборов губернаторов также установлены требования: принятие решений ограничено следующими сроками – не раньше 100 и не позднее 90 дней до дня выборов.

Готовые работы на аналогичную тему

Требования к кандидатам на должность губернатора

Избрание губернаторов осуществляется гражданами России, местом проживания которых является территория конкретного субъекта Российской Федерации, наделенными в соответствии с требованиями законодательства активным избирательным правом. Выборы проводятся в форме прямого, всеобщего, равного и тайного голосования.

Срок полномочий губернатора составляет не более 5 лет. Одно и то же лицо может избираться для замещения указанной должности не более 2 раз подряд.

Пассивным избирательным правом в отношении губернаторства наделяются следующие претенденты:

Выдвижение кандидатур на должность губернатора осуществляется политическими партиями. Партия может выдвигать кандидата либо из своего состава, либо не принадлежащего ни одной партии. Региональное законодательство может предусматривать возможность самовыдвижения.

Также законодательством предусмотрен особый порядок выдвижения кандидата на должность губернатора при досрочном прекращении полномочий действующего губернатора. В этом случае лицо, назначенное для исполнения обязанности губернатора, осуществляющее эти обязанности в течение более одного года, при наличии согласия Президента России может подвигаться в качестве кандидата на должность губернатора.

Президент может проявить инициативу в отношении проведения консультаций с самовыдвиженцами или политическими партиями при выборах губернатора.

Выдвижение кандидата на должность губернатора должно сопровождаться получением поддержки от органов муниципального управления представительного характера и глав муниципальных образований, расположенных на территории региона, в размере от 5 до 10% от их состава. Требования к конкретным показателям поддержки кандидатов установлены региональным законодательством.

Выдвижение в качестве кандидата на должность губернатора запрещено лицам, отрешенным от должности губернатора Президентом страны. Срок такого запрета составляет 2 года.

Депутаты органов муниципального управления представительного характера и главы муниципальных образований могут оказывать поддержку только одному кандидату на должность губернатора. Невозможно оказывать одному лицу поддержку нескольким кандидатам.

Инструментом поддержки кандидатов на должность губернатора выступает личная подпись, оставляемая депутатом органа муниципального управления представительного характера или главой муниципального образования, на листе поддержки кандидата, сопровождаемая указанием даты и времени проставления подписи. Предоставление подписи требует нотариального заверения. Не допустим отзыв подписи.

Кандидаты-самовыдвиженцы обязаны не только иметь поддержку депутатов органов муниципального управления представительного характера и глав муниципальных образований, но и осуществить сбор подписей избирателей. Количество необходимых подписей избирателей определяется региональным законодательством.

Финансирование выборов губернатора

Финансирование подготовки и проведения выборов губернатора осуществляется за счет целевых средств соответствующего бюджета.

На кандидатов возлагается обязанность создания собственных избирательных фондов, направляемых на финансирование их избирательных кампаний. Создание фондов осуществляется после того, как избирательная комиссия получает письменное уведомление относительно выдвижения или самовыдвижения кандидата на должность губернатора. Завершить процесс создания фонда необходимо до момента предоставления документации для регистрации кандидата в избирательной комиссии.

Кандидаты на должность губернатора проводят предвыборную агитацию, начинающуюся за 28 дней до момента голосования и прекращающуюся за день до проведения выборов.

Источник

Дума одобрила право губернаторов избираться более двух сроков подряд

Как избирают губернатора в россии. 756364580961403. Как избирают губернатора в россии фото. Как избирают губернатора в россии-756364580961403. картинка Как избирают губернатора в россии. картинка 756364580961403

Законопроект о региональной власти, определяющий полномочия регионов, прошел первое чтение в Госдуме.

В документе, одобренном депутатами, снят запрет губернаторам избираться более двух сроков подряд и вводится единый срок полномочий для глав всех субъектов — пять лет (сейчас срок полномочий не может превышать пять лет, но определяется законами региона). Согласно законопроекту федеральные органы власти, органы власти регионов и местного самоуправления «в их совокупности входят в единую систему публичной власти», их согласованное функционирование и взаимодействие обеспечивает президент России.

Как избирают губернатора в россии. 756327267469420. Как избирают губернатора в россии фото. Как избирают губернатора в россии-756327267469420. картинка Как избирают губернатора в россии. картинка 756327267469420

Законопроект внесли в нижнюю палату парламента сенатор Андрей Клишас и депутат Госдумы Павел Крашенинников, возглавляющие комитеты палат по госстроительству и законодательству. Документ называется «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» и предполагает сразу несколько изменений в институте губернаторства. Кроме уже названных сроков и их количества документ расширяет основания для досрочного прекращения полномочий губернатора из-за утраты доверия президента.

По действующему законодательству для прекращения полномочий президенту нужно основание — выявление фактов коррупции или конфликта интересов. По новому законопроекту основанием становится сам факт утраты доверия. В качестве наказаний для губернаторов предусмотрены такие меры ответственности, как предупреждение, выговор и временное отстранение от исполнения обязанностей.

Среди других предложений — унификация названия органов исполнительной власти и руководителей регионов. Согласно документу теперь все губернаторы или президент, как в Татарстане, будут именоваться «глава», региональный орган исполнительной власти — «правительство». Кроме того, все депутаты региональных законодательных собраний признаются замещающими государственные должности независимо от того, работают они на постоянной основе или без отрыва от основной деятельности, и на них накладываются соответствующие ограничения.

Как избирают губернатора в россии. 756352420272719. Как избирают губернатора в россии фото. Как избирают губернатора в россии-756352420272719. картинка Как избирают губернатора в россии. картинка 756352420272719

Регионы уже дали свои замечания по поводу законопроекта. Депутаты госсовета Татарстана — единственной республики в Российской Федерации, руководитель которой именуется «президент», выступили против отмены этого наименования и приняли соответствующее постановление.

Председатель госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин сообщил, что к этому вопросу депутаты еще вернутся после того, как законопроект пройдет первое чтение в Госдуме. «Не хочу эту тему сейчас поднимать. Так уже газеты пишут, но они сути не поняли. Не только от того, что меняется название президента или высшего должностного лица. Этот закон в корне влезает в полномочия субъектов Российской Федерации, нарушая действующие нормы российской Конституции. Нас заставляют нарушать нормы российской Конституции», — сказал тогда Мухаметшин. Он выразил надежду, что «настороженность парламента республики» и отклонение законопроекта депутатами Татарстана позволит внести в него «существенные изменения».

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков назвал позицию депутатов Татарстана выражением их мнения в ходе работы над документом. «Это мнение о законопроекте в рамках работы по законопроекту. Мы с уважением относимся к мнению каждого из субъектов, но это одно из мнений, которое будет учитываться для продолжения работы», — сказал представитель Кремля.

Он подчеркнул, что во время работы высказываются разные мнения. «Это именно мнение, которое высказано, и примечательно, что в рамках рабочего процесса высказываются разные мнения», — добавил Песков.

Источник

Порядок и процедура назначения и снятия губернаторов в России

Порядок и процедура назначения и снятия губернаторов в России

В Российской Федерации с 1995 по 2005 год губернаторы избирались жителями субъектов Российской Федерации, с 2005 г. они назначаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации по представлению президента России.

Механизм назначения губернаторов, в соответствии с федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с последующими изменениями) сводился к тому, что глава региона по окончании срока своих полномочий ставил перед президентом вопрос о доверии, после чего президент вносил его кандидатуру, либо, в случае оказания ему «недоверия», своего кандидата на рассмотрение регионального парламента для его утверждения.

Кандидатуры на пост губернатора того или иного региона президенту страны представляли полпреды в федеральных округах. Один из претендентов предлагался партией, обладавшей большинством в региональной думе.

23 апреля 2009 года был принят указ президента Российской Федерации «Об утверждении Положения о порядке внесения и рассмотрения предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации».

В соответствии с этим указом, был введен новый порядок выдвижения кандидатур на должность глав субъектов РФ. Суть новшества состоит в значительном повышении роли политических партий в этом процессе. Партия, список кандидатов которой получил наибольшее число голосов на выборах в законодательный (представительный) орган субъекта, получает право выдвигать кандидатов на должность главы субъекта РФ и предлагать их на утверждение президенту.

Партия должна учитывать авторитет и деловую репутацию кандидатур, опыт их публичной (государственной и общественной) деятельности и результаты консультаций с президентом.

17 декабря 2009 года был принят Федеральный закон N 319-ФЗ «О внесении изменений в статьи 18 и 19 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статью 26.1 Федерального закона «О политических партиях» (принят Государственной Думой 11 декабря 2009 года, одобрен Советом Федерации 16 декабря 2009 года).

Кроме того, в законе определяются дополнительные основания для назначения президентом временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта РФ: истечение срока полномочий высшего должностного лица субъекта РФ; невозможность осуществления им по тем или иным обстоятельствам (состояние здоровья, другие обстоятельства, временно препятствующие осуществлению полномочий) своих полномочий.

Президент Российской Федерации вправе отрешить высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) от должности в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, с утратой доверия президента Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом.

Президент РФ в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством РФ, вправе по представлению генерального прокурора Российской Федерации временно отстранить высшее должностное лицо субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) от исполнения обязанностей в случае предъявления указанному лицу обвинения в совершении преступления.

Решение президента о предупреждении высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), или о временном отстранении его от должности, или об отрешении его от должности принимается в форме указа.

Есть три основания для отставки: «действия или бездействие» мэра, в результате которых образовалась задолженность по долговым или бюджетным обязательствам; неудовлетворительная оценка деятельности в течение двух лет; невыполнение обязанностей более трех месяцев.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *