Как издавали фантастику в ссср
Иллюстрированная книга Алексея Караваева «Четыре истории. Как издавали фантастику в СССР»: тираж поступил в продажу
Друзья! Всех нас собрала на «ФантЛабе» любовь к фантастике.
Сегодня у нас появилась редкая возможность показать, насколько мы ценим фантастику. Ее историю. Ее прошлое, без которого нет настоящего. Ну и во сколько мы ее оцениваем – в рублевом эквиваленте.
В Санкт-Петербург приехал тираж книги Алексея Караваева (здесь более известен под ником Karavaev) «Четыре истории. Как издавали фантастику в СССР». Книга уникальная: это первое (и единственное) в России обильно иллюстрированное издание альбомного формата, посвященное истории отечественной фантастики. Сотни обложек, десятки иллюстраций, отличное полиграфическое качество, цветной супер. Такого у нас еще не делали. В свое время часть этих материалов публиковалась на «ФантЛабе» – для книги все они переработаны, дополнены и, естественно, снабжены картинками, которые мы тут так любим.
Издатель – «ПринТерра Дизайн», формат 60Х90/8, 268 цветных страниц. Реализация тиража осуществляется через каналы издательства «Книжный Клуб Фантастика».
Да, для любителей покупать в других интернет-лавочках: книга туда, конечно, со временем поступит, но практически весь тираж пойдет через «ККФ». Соответственно, и цена подскочит в полтора-два раза. Хотя окончательный выбор, конечно, за вами.
Книга содержит четыре очерка, с разных сторон затрагивающих историю советских фантастических публикаций. Два посвящены легендарным советским сериям: «Зарубежной фантастике» издательства «Мир» и «Библиотеке Приключений и Научной Фантастики» издательства «Детская литература». Центральный очерк рассматривает историю фантастических публикаций на страницах журнала «Техника-молодежи». Сюжетно к нему примыкает рассказ об эволюции советского научно-фантастического очерка, своеобразного «зеркала», в котором отражались представления советских людей о Светлом Будущем.
Книга богата иллюстрирована, написана живым языком. Издание не имеет аналогов, рассчитано на широкую аудиторию.
Из предисловия Алексея Караваева к «Четырем историям»:
Очерки «Как издавали фантастику в СССР» изначально были нацелены на то, чтоб показать, или напомнить — в зависимости от возраста читателя — визуальную сторону оформления книг и журналов. Как менялись обложки, какими были заставки, как художники превращали тексты в образы космических кораблей, невиданных городов или стремительных автомобилей. Как отражалась в фантастических иллюстрациях история нашей страны.
В результате и получилась эта «книжка с картинками».
Книга не претендует на академичность и тем более на полное раскрытие заявленной темы. Это всего лишь очерки, и по теме каждого из них можно написать полновесную книгу, а то и две. Я питаю наивную надежду, что когда-нибудь сыщется профессиональный и вдумчивый исследователь, а лучше команда энтузиастов, которая перешерстит архивы, и мы получим, в конце концов, «Историю советской фантастики», со всеми ее удачами и падениями. Или «Историю журнальной фантастики». Или томик «Советские художники-иллюстраторы фантастических произведений».
Я очень надеюсь, что эта книга понравится читателю. В нее было вложено много сил, много труда и много надежд. Я очень хорошо помню, сколько приятных минут в детстве и юности мне доставило чтение фантастики, как я рассматривал картинки и перерисовывал в тетрадку пузатые силуэты кораблей. Мне представляется, что все это стоит попытаться сохранить.
Ибо забывая, мы делаем мир хуже.
Да, для тех, кто хочет приобрести книгу и при этом проживает за пределами РФ – к сожалению, «Книжный Клуб Фантастика» туда бандероли не высылает, но пишите в личку, попробуем что-нибудь придумать.
Ну а теперь – дискотека. В смысле, картиночки.
Как издавали фантастику в ссср
Друзья!
В этой теме хотелось бы обсудить «Как издавали фантастику«.
У проекта появилась собственная рубрика, без временных и географических ограничений. Приглашаем в авторы, всех, кому есть что сказать по теме
Как издавали фантастику
Член, нарисованный на гараже, — это непристойно и похабно, однако не пошло. Пошло — это кошечка на иконке в ЖЖ.
авторитет
9 ноября 2010 г. 19:59 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста] Спокуха, Василий! Опыт показывает, что нынешнему читателю фантастики это все сугубо по барабану. Вот «зеленоватая на просвет бумага» — это да, это невыносимо. Или «чё там за чмо на обложке»? Это актуальные проблемы. Не накидают. Тема открыта днем, ты первый, кто отписался |
––– Подъезжая к сией станцыи и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. И.Ярмонкин |
авторитет
9 ноября 2010 г. 20:17 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста] Тут, самое главное, чтобы пятнадцатилетние (в обоих смыслах, и физическом и мозговом) патриоты СССР-как-потерянного-и-возрождаемого-рая не прибежали с криками «Караваев с нами!». А вот о стилистике 60-х (например) поговорить интересно. И почему и куда вдруг подевалось, не трансформировалось, а именно подевалось. Такое впечатление, что кто-то один или умер или уехал. Как издавали фантастику в СССР. Визуальные очерки. #16: Уральский следопыт. Часть первая: 1958-1970.В апреле 1958 года в киоски Союзпечати Свердловской области поступил первый номер нового журнала. Назывался он «Уральский Следопыт». Мало кто мог тогда предположить, что журнал впишет одну из самых ярких страниц в историю советской фантастики. Что на пике своей карьеры он сможет пошатнуть гегемонию московских журналов. Что первая — и единственная — официальная советская фантастическая премия родится в его редакции. Старожилы, впрочем, вспомнили, что в Свердловске уже выходил журнал с таким названием. Но обо всем по порядку. По логике, историю «Уральского Следопыта» нужно рассказывать после «Всемирного Следопыта», потому как это птенцы одного гнезда. Однако, собрать всю необходимую для хорошего очерка информацию о «Всемирном Следопыте» — задача небанальная. Если не сказать больше. Я все-таки надеюсь, что у меня достанет информации, усердия и терпения, и вы когда-нибудь прочтете о «русском Кэмпбелле» Попове-Штарке, о восхождении «ВсСл», его расцвете и закрытии, о двух «Вокруг Света» и бесцензурном периоде в истории советской фантастики. А пока, увы, мы вынуждены логику изложения превозмочь, и начать нашу историю там, где по идее должен закончиться рассказ о блистательном журнале «Всемирный Следопыт». В 1957 году было принято решение начать в Свердловске выпуск двух новых журналов. Взрослому читателю адресовался «толстый» «Урал», первый номер которого вышел в январе 1958 года, а в апреле появился первый номер журнала для детей и юношества – «Уральский Следопыт», орган Свердловского отделения Союза писателей и Свердловского обкома ВЛКСМ. В редакционном вступлении говорилось: Наш журнал – «Уральский Следопыт» — создан для тех, кто не сидит сложа руки, не томится в бездельи, для тех, кто увлечен изучением окружающего мира и стремится с пользой прожить каждый день своей жизни, готовится стать большим гражданином большой страны.» Журнал сразу же продемонстрировал, что любит и помнит историю своего края. Хотя бы потому, что издание с таким названием в Свердловске уже выходило. В «черные» для журнальной фантастики 1930 и 1931 года прекратили существование последние частные издания, а издательства перешли под контроль государства. Лишившись работы, легендарный редактор «Всемирного Следопыта» Владимир Алексеевич Попов-Штарк после нескольких лет мытарств осел в Свердловске. Огромный организаторский опыт и неуемная энергия помогли ему «пробить» новое издание: «Ежемесячный иллюстрированный журнал занимательной истории, географии и краеведения». Слово «фантастика» благоразумно с титула исчезло. Первый номер «Уральского Следопыта» вышел в апреле 1935 года, и все в нем напоминало «Всемирный Следопыт». В номере, вышедшем тиражом всего в 5000 экземпляров (в начале 1929 года «Всемирный» выходил тиражом в 125 000), даже была единственная в короткой истории журнала фантастическая публикация – рассказ Александра Беляева «Слепой полёт», написанный специально для нового журнала. Увы, век его оказался коротким. Вышло всего девять номеров, после чего журнал был закрыт как не соответствующий современных задачам. Лишившись последнего своего детища, В.Попов некоторое время колесил по стране, пытаясь хоть в чем-то обрести опору. Пробовал написать несколько занимательных биографий знаменитых путешественников. Был в Средней Азии, где ему даже удалось выпустить несколько альманахов (по разным данным один или два) «Среднеазиатского следопыта». Потерпев очередное фиаско, вернулся в Москву, где и перебивался случайными заработками… Титульные листы «Всемирного Следопыта» и «Уральского» 13 января 1942 года на тёмной (в столице все еще действовало затемнение) 1-ой Мещанской улице (ныне Проспект Мира) Владимира Алексеевича Попова-Штарка насмерть сбил грузовик. В.Попов был гениальным редактором, много сделавшим для литературы, в том числе и для молодой советской фантастики, но по злой нашей традиции ещё при жизни увидел крах всех своих трудов. И ныне благополучно пребывает в забвении. Обложка первого номера за 1935 год. Художник Г.Иванов Через двадцать три года Борис Рябинин, хорошо знавший В.Попова и успевший поработать в первом «Уральском Следопыте», предложил назвать новый журнал именем предшественника. Предложение приняли, благо в 1935 году журнал ни в чем крамольном замечен не был. Обложка первого номера за 1958 год. Художник не указан И в первом же номере редакция вспомнила былое, опубликовав «Слепой полёт» Александра Беляева. Чтоб не прерывалась связь времён. Забегая вперед, отметим, что «УС» всегда очень бережно относился к прошлому, в меру своих сил противостоя беспамятству. Связь времён: два «Слепых полёта» Рисунки И.Холодова к варианту 1935 года Рисунки В.Бубенщикова к варианту 1958 года Мало того! В номере была еще целая научно-фантастическая «шпионская» повесть В.Ковалёва «Погоня под землёй», проиллюстрированная Н.Моосом. В журнале, с курносым пареньком на обложке, вне всякого сомнения, следопытом, было восемьдесят страниц. Тираж – 50 000 экземпляров. А первым редактором стал Вадим Кузьмич Очеретин. Он родился шестого июня 1921 г. в китайском городе Харбин. В 1935-ом перебрался во Владивосток. В Свердловск Вадим Очеретин приехал после окончания школы. В тридцать седьмом работает в листокатальном цеху Верх-Исетского металлургического завода. В 1940 году поступил в Свердловский государственный институт журналистика, как тогда говорилось «без отрыва от производства». Весной 1943 г. ушел добровольцем на фронт. Воевал в 10-м гвардейском Уральском добровольческом танковом корпусе. Трижды был ранен. После окончания войны доучивался на факультете журналистики, а потом на историко-филологическом факультете Уральского государственного университета, который окончил с отличием. В дальнейшем работал лаборантом кабинета печати факультета журналистики УГУ, в газете «Уральский рабочий (пройдя путь от очеркиста до заведующего отделом литературы и искусства), корреспондентом «Литературной газеты» по Уралу, редактором многотиражной газеты завода «Уралэлектроаппарат». В феврале 1958 г. по июль 1961 г. был главным редактором журнала «Уральский следопыт». Затем занимался творческой работой, а летом 1967 возглавил журнал «Урал». Скончался 2 апреля 1987 г. В сентябре 2013 года в Екатеринбурге в честь Вадима Очеретина открыли улицу. Во втором номере за 1958 год появилось и первое переводное – с китайского! — произведение: рассказ Чи Шу-Чана и Юй Джи «Слоны без хобота» с рисунками Чен Юн-Джена. Про то, как китайские ученые вывели феерическую породу свиней размером со слона. В следующем номере была опубликована повесть-памфлет Алексея Быкова «Западная карьера». Как сказано в редакционном предисловии «В этой фантастической приключенческой повести описывается обстановка, характерная для жизни многих западных капиталистических государств. Автор назвал ее памфлетом, подчеркивая этим ее сатирическую направленность: вот какие герои у западного мира». В четвертом номере был снова переводной рассказ, на этот раз с польского – «В гостях у Нептуна Посейдонского» В.Гелжинского. Стоит отметить, что в дальнейшем переводные вещи в «Уральском Следопыте» будут довольно редкими гостями. На этом фантастические публикации 1958 года завершились. В целом журнал шел покамест по проторенной дорожке: ближний прицел, памфлет, успехи народного (пусть и китайского) хозяйства. Неудивительно. Жизнь любого советского журнала протекала под особенными знаками Зодиака. В феврале шли материалы о Советской Армии, в апреле отмечали день рождения Ленина, май – праздник Победы. Октябрь-ноябрь – чествование Великой Октябрьской Социалистической Революции. Выйти из этого круга было немыслимо. Опытный читатель, однако, весьма быстро учился нечувствительно пропускать подобные вещи. И читать то, во что сотрудники журналов вкладывали душу. Пожалуй, стоит упомянуть еще одну публикацию пятьдесят восьмого. В 9 номере – декабрьском – была опубликована с некоторыми сокращениями статья индийского журналиста М.М.Гупта о снежном человеке. «Из индийского журнала «Иллюстрейтед уикли оф Индия». В журнале из библиотеки, с которым я работал, она была вся исчеркана карандашом, а на полях неровным почерком — «Йети!». Следопыты любят загадки, тайны и все неведомое, и в будущие годы их на страницах журнала будет изобильно. Основу же составляли краеведческие публикации в широком смысле: начиная историей и заканчивая географией. А вот фантастических публикаций в первые несколько лет было совсем мало. В пятьдесят девятом,например, их было всего две: безделица «Кокоз» чешского автора Вацлава Таборски и большая повесть Геннадия Старкова «Брат Гули-Бьябона» — как раз про снежного человека, нашего, не индийского. Правда подобная скудость возможно объясняется недоразумением, ибо в последнем номере 1958 года редакция анонсировала повесть Бориса Фрадкина «Пленники пылающей бездны». Но не сложилось. «Брат Гули-Бьябона» шел в трех номерах. Повесть была по доброй традиции «легендирована» под путевой дневник, случайно попавший в руки автора. Студент-альпинист Виктор Трофимов свалился в ущелье, где его и подобрал гули-бьябон Чо, снежный человек. В результате Виктор пережил множество незабываемых приключений, включая похищение и ухаживания самки снежного человека. Большую часть шестидесятого года в журнале публиковалась приключенческая коллективная повесть «Гнездо ветров». Фантастика была представлена несколькими рассказами и одним отрывком из повести А.Алдан-Семёнова «Приключение ОЮМа». В первом номере рассказ Леонида Сурина «Митя Колокольцев путешествует по векам», с рисунками В.Васильева и А.Туманова, и с марта по май повесть Бориса Фрадкина «В поисках бессмертия» о разработке и пересадке искусственного сердца, проиллюстрированной художником М.Брусиловским. Да в августовском номере «Лотос золотой» М.Грешнова. В пятом номере была еще одна знаковая публикация, значения которой для журнала, конечно же, тогда никто оценить не мог. В мае на страницах журнала дебютировал Владислав Крапивин. Рассказ был небольшой, не фантастический и назывался «Табакерка». В следующие годы проза Крапивина будет частым гостем в «Уральском Следопыте», а до первой фантастической публикации еще два года. С января по август 1961 года в «Следопыте» конкурс короткого рассказа. Фантастики опять-таки мало. Во втором номере «производственный» рассказ Г.Михайлова «Танталовый мёд» про то, как пчёлы извлекали редкие элементы. В пятом «Миражи Тургая» А.Малахова с гипотезой о гибели динозавров от космического излучения, а в июле «По странному следу» К.Станюковича, повествующий о встрече с саблезубым тигром. А в сентябре в журнале сменился главный редактор. Вадим Очеретин ушел «на творческую работу», читай: писать книги, но остался в составе редакции. Его место занял Владимир Николаевич Шустов, заведовавший в журнале отделом художественной прозы. В.Шустов родился 24 июля 1924 года в городе Ветлуге Горьковской области. В 1942 ушел добровольцем на фронт, в сорок пятом поступил на факультет журналистики, после окончания работал в газете «Уральский рабочий», был собкором «Пионерской Правды» по Уралу, корреспондентом «Литературной Газеты». В 1957 году был в инициативной группе, которая «пробивала» журнал, там были многие из будущей следопытской редакции. Как и В.Очеретин был членом Союза писателей, к моменту начала работы в «Следопыте» опубликовал несколько книг. Умер Владимир Николаевич в 1978 году. В шестьдесят втором фантастики снова мало. Впрочем, это последний «скудный» год. В феврале научно-фантастический рассказ, а по сути, очерк Н.Воронова «Несущие вечный огонь». Отец проводит для сына, которому через два дня улетать на Марс, экскурсию по родному Магнитогорску. А в августе читатель вместе с героем В.Крапивина идет встречать брата. «Я иду встречать брата» — это фантастический дебют Крапивина, хоть он и поименован автором «повестью-сказкой». В это время Владислав Крапивин уже работал в редакции «Следопыта». Вот что пишет он в своем «бессюжетном мемуаре» «Под созвездием Ориона»: Сейчас вспоминаю: до чего же хорошо тогда относились ко мне, «молодому прозаику», все, от кого зависела моя судьба! В «Вечерке» (где я поочередно был литсотрудником разных отделов) добродушно сказали: «Все равно он в рабочее время пишет в основном не репортажи о городских делах, а свои рассказы; ну и пусть уматывает в журнал». А в журнале уже поджидали, считали «за своего». И даже разразились по поводу моего прихода соответствующими виршами: От «Вечерки», как от жутких пыток Он бежал, Исетских вод гроза, И в Уральском нашем следопыте В.Крапивин подымает паруса. А Владимир Николаевич Шустов (он вскоре стал главным редактором, сменив на этом посту Очеретина) внес уточнение: От «Вечерки», как от жутких пыток Он бежал в объятья следопыток. Впрочем, любовь к истине требует отметить, что сей шедевр был создан не сразу, а через пару месяцев, к моему 24-летию, которое было отпраздновано в редакции. То же пристрастие к точности требует от меня указать, что «пытками» свою жизнь в «Вечернем Свердловске» я не считал, хотя случалось «всякое». Завершился год рассказом А.Днепрова «Импульс Д» А вот в 1963 году фантастики было уже изобильно! Ибо в третьем номере редакция объявила конкурс научно-фантастического рассказа с приёмом работ («Рукописи присылать перепечатанные на машинке!») до 1 января 1964 года. Первая премия – 300 рублей. В марте и апреле были опубликованы два «внеконкурсных» рассказа: С.Гансовского «Миша Перышкин и Антимир» и М. и Л. Немченко «Только человек». А с шестого номера уже пошли рассказы на конкурс. №6. Э.Потаскуев «Красная барракуда». Художник С.Киприн. №7. Б.Цывьян «Премьера». Художник Н.Моос. №9. И.Росоховатский «Сокровище Атанов». №10. Ю.Котляр «Последнее повеление Гато», художник Ю.Ефимов. №11. В.Бугров «Ассистент доктора Кларка», художник Ю.Ефимов. №12. Н.Сергеев «На грани». Художник Н.Моос. В шестьдесят третьем на страницах журнала дебютирует еще одна легендарная личность, светлый паладин нашей фантастики Виталий Иванович Бугров. Его вклад в развитие советского фантастиковедения заслуживает даже не очерка – отдельной книги. Пока же в июльском номере появляется фантастическое… стихотворение «Перед встречей», перекликаясь с цветной вклейкой художника В.Васильева. Практически весь следующий год читатель пожинал плоды фантастического конкурса. №1 М.Грешнов «Мы даем дождь» с иллюстрациями С.Киприна №2. О.Бердник «Кванты или мысль», художник Ю.Ефимов №3. Я.Левант «Волшебные звуки банджо», художник Ю.Ефимов №5. Р.Яров «Патент Сверхновой» В седьмом номере дали выступить молодым авторам: ученице девятого класса О.Вдовиной из Нижнего Тагила с рассказом «Гелиос» и свердловскому девятикласснику А.Козлову «Остров Пантонго». Завершилась публикация конкурсных работ в восьмом номере рассказом Бориса Фрадкина «Настойка тундровой серебрянки», художник Н.Моос. Итоги же были подведены в двенадцатом номере в большой редакционной статье «Орбита большой мечты» с разбором некоторых конкурсных работ и анализом поднятых конкурсантами тем и проблем. Отметим, что первая премия никому не досталась. Вообще, это было характерно для конкурсов тех лет. Глядя на некоторые нынешние рассказы-победители, остается только пожалеть, что традиция эта сейчас ушла в небытие. Завершила год большая повесть О.Корякова «Формула счастья». В 1965 году в журнале было всего четыре публикации, правда, три из них повести. Начался год повестью И.Давыдова «Девушка из Пантикапея» с иллюстрациями С.Киприна. В августе-сентябре «Дракон» идет на выручку» В.Сапарина. И в двенадцатом номере повесть И.Росоховатского «Дальняя звезда». Для полноты упомянем рассказ М.Михеева «Пустая комната» в №7 о двух устаревших роботах, которым находят новое применение. Жалко ж их на слом отправлять! В 1965 году в журнале впервые появляется роспись публикаций за прошедший год. До этого годовое содержание номеров печаталось в отдельной брошюрке и вкладывалось в двенадцатый номер. Шестьдесят шестой журнал начал без главного редактора. Фантастика же стартовала большой повестью С.Слепынина «Фарсаны». А с февральского номера главным редактором значился Иван Иванович Акулов. Родился он 7 сентября 1922 года в селе Урусово Свердловской области в семье крестьянина. Учился в сельскохозяйственном техникуме. В 42-м окончил пехотное училище в Тамбове, и воевал до Победы, которую встретил в Кёнигсберге. Дважды был ранен. После войны поступил на филологический факультет Свердловского педагогического института, после окончания работал учителем, директором школы, заведующим отделом в газете, сотрудником в журнале «Урал». С 1966 по 1970 возглавлял «Уральский Следопыт», после чего переехал в Москву на работу в Госкомиздат РСФСР. Член Союза Писателей. В 1980 г. за свое творчество был удостоен Государственной премии РСФСР имени А. М. Горького. Скончался 25 декабря 1988 года в Москве. В середине года у фантастики была пауза, если не считать двух юморесок: «Маэстро» А.Валентинова и «С планеты на планету» В.Наркинского. А в последних номерах редакция дала по рассказу. В десятом рассказ В.Бугрова «Затылок в зеркале», в одиннадцатом «Танец века» Р.Леонидова и «Вигвам Солнца» В.Савченко в двенадцатом. И было это «затишьем перед бурей». Потому как с 1966 Виталий Бугров стал сотрудником журнала. Результаты этого читатель увидел уже во второй половине 1967 года. А еще в подписной период были сняты все ограничения на подписку для «Уральского Следопыта», о чем редакция информировала читателя в №10: «Сообщаем, что в этом году подписка на «Уральский Следопыт» впервые проводится повсеместно без каких-либо ограничений». Тираж журнала вырос до 110 тысяч, и он постепенно стал выходить за пределы региона. Ключевой публикацией шестьдесят седьмого года стала несколько переработанная редакция романа приключений Михаила Зуева-Ордынца «Сказание о граде Новокитеже». Уместно, думаю, будет заметить, что впервые он был опубликован во «Всемирном Следопыте» В.Попова. Изобильно было и с фантастикой. В первом номере рассказ Р.Ярова «7 круг ада», в третьем «Клиника «Сапсан» Г.Альтова (художник Ю.Григорьев), в четвертом две юморески – В.Ломаного «В поисках разума» и А.Валентинова «Проверка возможностей», полугодие завершал рассказ А.Ломма «Тасли Куми» (рисунки Ю.Ефимова), написанный специально для «Уральского Следопыта». Второе полугодие началось повестью Е.Войскунского и И.Лукодьянова «Аландские каникулы». А в восьмом номере читателю впервые была представлена рубрика, я бы взял на себя смелость наградить её эпитетом «легендарная», посвященная осмыслению фантастики в самом широком смысле – «Мой друг – фантастика». Открыла её, разумеется, статья В.Бугрова «В серебристой лунной мгле…», посвященная путешествиям на Луну. Заканчивалась она мини-викториной из пяти вопросов. Викторины в «УС» проходили постоянно и на самые разные темы. Журнал вообще, на мой взгляд, замечательно поддерживал обратную связь со своими читателями. С приходом В.Бугрова в этот процесс была вовлечена и фантастика. Позднее все это выльется в знаменитейшую следопытскую Викторину. Но не будем забегать вперед. В девятом номере в рубрике выступил Г.Гуревич с «докладом» на тему «Итак, о происхождении…» В десятом снова В.Бугров на этот раз о способах передачи информации в будущем, о судьбе бумажной книги. Тогда это было фантастикой, а сейчас мы спорим об этом на форумах. В ноябре о воплощении фантастических идей в реальной жизни рассказывал Г.Альтов – «Мечта…Гипотеза….Реальность?» А завершила год и вовсе бесценная подборка: аннотированный список фантастических книг, вышедших за последние полтора-два года. И включал он, друзья, двадцать две книги. Редакция интересовалась: а нужна ли тебе, читатель, такая подборка? Наивный вопрос! Это сейчас все находится в два клика, а в то время информация была на вес золота, и почти у каждого любителя фантастики была папка с вырезками, выписками на листочках и разной степени полноты самодельными библиографиями. В связи с новым подходом перед редакцией стала непростая задача: как соблюсти баланс. Журнал не резиновый – восемьдесят страниц, литературная часть в «Следопыте» всегда была разнообразна, и расширять одно за счет другого редакция не хотела. На первых порах пожертвовали фантастикой. Статьи рубрики «Мой друг – фантастика», как правило, дополняли микрорассказики, юморески и прочие безделицы. Хотя нашлось место и для полноценных рассказов: «Девять минут» Г.Альтова и «Экзамен» А.Валентинова. В росписи за год фантастика впервые была выделена в отдельную рубрику. Так поступали практически все журналы. Забавно, были ли это кирпичики в стену гетто? В 1968 году «проблему баланса» попробовали разрешить, разведя фантастику и критику, где возможно, по разным номерам. Кроме того, критику часто стали печатать в «подвале» страницы: поверху один материал, а понизу «Мой друг – фантастика». В первом номере дали рассказ П.Амнуэля и Р.Леонидова «Третья сторона медали» и статью В.Бугрова «Забытые страницы» об интереснейшем авторе Антоне Мартыновиче Оссендовском и его фантастических романах «Бриг «Ужас» и «Грядущая война». Виталий Иванович сетует в статье: «Очень плохо мы знаем нашу дореволюционную фантастику». Позволю себе немного отвлечься и воскликнуть: А сейчас еще хуже! Вообще, меня это всегда поражало, насколько в эпоху электронных библиотек, Гугла, Яндекса и безлимитного интернета день нынешний вытеснил на задний план нашу историю. Ведь умудрялся В.Бугров без интернета, без специализированной периодики, без заграничных источников в шаговой доступности выуживать и доносить до нас информацию о тех, кто стоял у истоков нашей фантастики. Хотя, если считать, что наша фантастика началась в 1991 году… Во втором номере читателю предлагалась подборка вопросов, посвященных ошибкам и ляпам писателей-фантастов «Космические курьёзы». Статья не подписана, но кто автор догадаться не трудно. Потом пришла очередь рассказов и повестей. В четвертом номере «Придёт такой день» В.Журавлевой, а с пятого по седьмой номер большая повесть Е.Войскунского и И.Лукодьянова «Щит Нетона. Приключения давних дней». И снова «Мой друг — фантастика». «До Барнарда был… Доуэль» об Александре Беляеве, «Обитаемая Луна» — обзор разумных обитателей Луны из произведений писателей-фантастов», в десятом номере «Утечка информации», рассказ о том, как фантасты в своих произведениях «рассекретили» военные тайны. В десятом номере у рубрики появился первый вариант значка. И снова фантастика. В десятом номере повесть И.Росоховатского «Прыгнуть выше себя» с иллюстрациями Евгении Стерлиговой, рассказ Э.Зеликовича «Танец эльфов» — не фэнтази, а о музыке – и «Мыслечерпалка М.и Л. Немченко в одиннадцатом, и в декабре «В тихом парке» М.Михеева. Эксперименты по достижению оптимального размещения материалов рубрики «Мой друг – фантастика» продолжились и в шестьдесят девятом. Статьи пришлись по душе читателю, фантастика в этой душе обосновалась давно и основательно, так что поиск продолжился. На этот раз решили попробовать в первых двух номерах дать материалы блоками. В первом номере был рассказ о книге Г.Гуревича «Карта Страны Фантазия», обзор новинок 1968 года и рассказ М.Грешнова «Еще один мертвый город». Во втором — глава из новой книги Б.Ляпунова «Мечте навстречу» — «Что у тебя на обед, сынок?», начало аннотированного списка вышедшей фантастики (впредь такие списки будут печатать регулярно) и юмореска Л.Шубина «Не ходи по косогору». В мартовском номере В.Бугров, укрывшийся под псевдонимом «В.Иванов», рассказал читателю о знаменитой американской радиопостановке «Войны Миров» — «В Нью-Джерси приземлились инопланетяне». Во избежание возможной путаницы Орсон Уэллс поименован Уэллесом. В апреле юмористическая фантазия В.Семернина «Странствия сэра Эдварда и сэра Джошуа в поисках святого Грааля». В седьмом номере В.Бугров выступил уже с рассказом – на этот раз как Виктор Губин – «Второе путешествие Филеаса Фогга. Опыт научно фантастического плагиата», этакой солянкой из известных произведений. А в десятом номере уже под собственным именем вспомнил о судьбе знаменитого романа Жюля Верна в статье «По следам Филеаса Фогга». Любознательный читатель мог, например, посмотреть на иллюстрации Льва Толстого к «Вокруг света в восемьдесят дней». И три рассказа на исходе года. Шутка М. и Л. Немченко «Ехал король воевать», памфлет Д.Биленкина «Операция на совести» и «Всего один укол» Р.Подольного. Год семидесятый без преувеличения можно назвать ретро-годом. Со второго номера в журнале начал публиковаться роман Жюля Верна «Школа Робинзонов», не переиздававшийся в советское время. В седьмом читателю рассказали о журнале «Всемирный Следопыт» и напечатали «воздухоплавательский рассказ» Николая Шпанова «Цена рекорда» 1927 года. Жаль, что не было перепечатано что-нибудь фантастическое. А в августовском номере перепечатана и вовсе уникальная повесть: «Пленники Земли» М.Г.Семёнова, сокращенный вариант повести, публиковавшейся в 1937 году в сталинградской газете «Молодой ленинец». Автор рассказывал о том, что «Тунгусское диво» на самом деле было космическим кораблем марсиан. Рубрика «Мой друг – фантастика» получила новый значок. В майском номере А.Блюм в статье «Первая русская «Марсиана» и ее автор», о романе 1896 года П.Инфаньтьева «Обитатели Марса», о его мытарствах и публикации в 1901 году зацензуренного варианта под названием «На другой планете». В июле В.Бугров сделал обзор так называемых «поддельных романов» — романов 20-х годов, которые выходили под псевдонимами – «…И выдумали сами себя!» Джим Доллар, Ренэ Каду, Пьер Дюмьель, Тео Эли, Рис Уилки Ли. В ноябре в рубрике был и вовсе интересный материал В.Губина и И.Чебаненко «Проданный… аппетит», о фантастической повести Поля Лафарга. Особо отмечалось, что Лафарг был одним из первых марксистов. 1970 год. Над фантастикой начинают сгущаться тучи, хотя пока еще и солнышко светит. На всякий случай минировали танкоопасные направления. Были в этом году и «современные произведения». «Икар в офсайде» А.Хлебникова, «Дырка в стене» Дм. Биленкина и «Всё по правилам» И.Варшавского. Следопыт продолжал свой поиск. Впереди у журнала был новый редактор, феерическая Викторина, Аэлита и всесоюзная известность. Но об этом мы поговорим в следующий раз.
|