Как измерить рост в аршинах пример
Как выразить свой рост в аршинах?
в одних аршинах рост не измеряют, т.к. это единица не метрическая, и соответственно, десятые и сотые доли её, в обозначении длины, не используют.
Для примера, вот так Тургенев описал Герасима:
Ну, а на современный лад такие измерения выглядят не очень точными, ведь рост 172см и 175см в аршинах и вершках будут обозначаться одинаково: 2 аршина и 7 вершков.
Перевести же метры с сантиметрами в аршины и вершки можно разными способами:
1) с помощью онлайн калькулятора ;
3) рост в сантиметрах разделить на 4,44 и из результата вычесть 32 ( 2 аршина в вершках ):
Сейчас не принято измерять свой рост в аршинах, а вес в пудах, но когда-то это были основные единицы измерения длины и массы на Руси, поэтому люди и мерили себя в аршинах.
Аршин равен 71,12 сантиметров, то есть несколько меньше метра и потому рост практически любого человека будет превышать два аршина, что конечно лестно для самолюбия.
Например мой рост 164 сантиметра. Это ровно два аршина и еще 21.76 сантиметров.
С этими сантиметрами можно поступить по разному. Можно воспользоваться более мелкой единицей измерения вершком, а можно считать аршины с десятичными долями.
Или примерно 2 аршина и пять вершков.
Узнав, сколько сантиметров в аршине, вы сопоставите известные вам данные и получите свой рост в аршинах, пядях или вершках.
Русская мера длины 1 Верста равна 500-стам саженей. При переводе старых мер длины на современные метрические, 1 верста равна 1066,8 метров, а одна Сажень равна чуть больше 2,1 метра.
Хотелось бы напомнить, что на Руси мера длины как Сажень, имела два показателя. Существовала Маховая сажень и Косая сажень.
Маховая сажень, это расстояние между кончиками средних пальцев разведенных рук и она равна 1,76 метра.
Исследовательская работа по математике 5 класс «2 аршина 3 вершка или 155 см В каких единицах можно измерить свой рост?»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Городской округ город Выкса Нижегородской области
2 аршина 3 вершка или 155 см
В каких единицах можно измерить свой рост?
Глава 1. Обзор литературы. Меры длины……………………………………….5
1.1. Как измеряли в древности ………………………………………………. 5
1.3. Метрическая система мер……………………………………………………9
Глава 2. Материалы и методы исследований
Глава 3. Результаты исследований
3.2.Результаты эксперимента…………………………………………………. 12
Герои известного мультфильма «38 попугаев» измеряли длину удава.
— Это я и сам знаю. А какой длинный?
-Очень – это не то. У меня есть мысль измерить свой рост. Но как?
— Очень просто: надо сложиться пополам. Вот голова, а вот хвост. Складываемся ещё раз.
— Твой рост будет две твоих половины или четыре половины половин.
-Нет, меня половинами мерить нельзя, потому что я целый.
— Я могу измерить твой рост в попугаях. Твой рост 38 попугаев.
— Можно мерить рост мартышками. Твой рост 5 мартышек.
— Можно мерить рост слонятами. Твой рост 2 слонёнка.
— А в попугаях я гораздо длиннее.
Но длина в попугаях ничего не скажет жителям тайги, да и для соседних джунглей, где живут попугаи другой породы, придётся переводить «своих» попугаев в «чужих».
В своей работе, я поставил перед собой цель найти ответ на вопрос «В каких единицах можно измерить свой рост?». А для этого необходимо изучить литературу об измерениях в древности, старинных русских мерах и метрической системе мер.
При работе я пользовался следующими методами : поисковый метод, практический метод, опрос, анкетирование, эксперимент и анализ полученных в ходе исследования данных.
В ходе своего исследования я пришел к следующим выводу: на сегодняшний день известно множество различных систем измерения длины, но все эти измерения можно выразить через международную метрическую систему. Что позволило мне измерить рост членов моей семьи и учеников 5-ых классов, перевел его в старинные единицы длины и сделал анализ полученных данных.
« Измерь самого себя – и ты станешь настоящим геометром!»
Актуальность данной темы заключается в том, что использование старых русских мер способствует формированию вычислительных навыков, усиливает интерес учащихся к математике и содействует развитию математических способностей.
Цель моей работы – рассмотреть различные единицы измерения длины.
Задачи : узнать больше о старинных мерах длины; сравнить старинные меры длины с современными метрическими величинами.
Гипотеза – можно ли измерить свой рост в старинных единицах измерения.
Предметом исследования выступает процесс вычисления.
Глава 1. Обзор литературы. Меры длины
1.1. Как измеряли в древности
За свою историю человечество придумало огромное количество всевозможных единиц, причём каждый народ имел свои.
Первые единицы для измерения величин были не слишком точными. Например, расстояния измерялись шагами. У разных людей величина шага различна, поэтому брали некоторую среднюю величину.
Для измерения больших расстояний служила миля. Шарыгин Л.Н. в учебнике 5 класса пишет: «Миля происходит от латинского слова, означающего «тысячу шагов». Эта единица ранее была распространена во многих странах, а сегодня используется главным образом в морском деле, МИЛЯ МОРСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ равна 1,852 км. МОРСКАЯ МИЛЯ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ немного больше – 1,8532 км. Кроме того, в Великобритании и США есть еще УСТАВНАЯ СУХОПУТНАЯ МИЛЯ, равная 1,607 км».
Ещё большие расстояния измеряли переходами или днями передвижения.
Однако шаги, мили, переходы – всё это было хорошо для измерения расстояний на земле. Ни рост человека, ни рулон ткани шагами не измеришь.
«Пядь – расстояние между концами большого и указательного пальцев, растянутых в плоскости, равна аршина. Её ещё называли четвертью» (цит. по уч.: И.Ф. Шарыгина 5-6 класс, 2002, с.44 ).
Правители разных стран любили устанавливать свои меры, часто связанные с собственной персоной. Например, за основную в английском обиходе меру длины – ярд – указом короля Генриха 1 было определено расстояние от носа короля до конца среднего пальца вытянутой его руки. В настоящее время длина ярда примерно равна 0,91 метра.
«Более демократична по происхождению другая английская единица длины – ФУТ, что по-английски означает «ступня». 16 англичан выстраивались в цепочку таким образом, что каждый следующий касался концами пальцев своих ног пяток предыдущего. Одна шестнадцатая такой цепочки и составляла 1 фут. Можно сказать, что английский фут- длина ступни среднего англичанина» (цит. по уч.: И.Ф. Шарыгина 5-6 класс, 2002, с.42 ).
В Вавилоне, как и в других странах, меры были согласованы друг с другом.
Основной единицей измерения длины был локоть. Локтями мерили ткани, но для измерения земельных участков применяли единицы длины в 12 локтей (примерно 6 м).
Дороги измеряли даннами – 3600 локтей (примерно 1,8 км).
1.2. Старые русские меры
Вершок – верх указательного пальца, точнее два верхних сустава этого пальца, равен пяди» (Цит. по уч.:И.Ф. Шарыгина, 2002,с.44).
.
Первое упоминание сажени встречается в летописи X 1 века, составленной киевским монахом Нестором.
В более поздние времена установилась мера расстояний верста, приравненная к 500 саженям. В древних памятниках верста называется поприщем и приравнивается к 750 саженям.
В XV и XV 1 веках происходит объединение русских земель вокруг Москвы. Мера аршин, возникшая при торговле с восточными народами, входит в употребление.
В XV 11 веке меры уточнялись. «Русская система мер длины стала иметь вид:
Миля = 7 верстам (7,47 км);
Верста = 500 саженям ( 1,07 км);
Сажень = 3 аршинам = 7 футам ( 2,13 м);
Аршин = 16 вершкам = 28 дюймам ( 71,12 см);
Фут = 12 дюймам (30,48 см);
Дюйм = 10 линиям ( 2,54 см);
Линия = 10 точкам ( 2,54 мм)» (Цит.: Меры длины, Электронный ресурс, С. 6).
Когда говорили о росте человека, то указывали лишь, на сколько вершков он превышает 2 аршина. Слова «человек 12 вершков роста» означали, что его рост равен 2 аршинам 12 вершкам, то есть 196 см.
1.3. Метрическая система мер
Потребности практики заставили начать поиски единой системы мер. При этом было ясно, что надо отказаться от установления связей между единицами измерения и размерами человеческого тела. И шаг у людей бывает разный, и длина ступни у них неодинакова, и пальцы у них разной ширины. Поэтому надо было искать новые единицы измерения в окружающей природе.
Так появился МЕТР. Первоначально в 1791 г. метр был определен как сорокамиллионная часть ( ) Парижского меридиана. Был изготовлен эталон метра – металлический брус из сплава платины и иридия. На него нанесены два штриха, расстояние между которыми и составляет 1 м. Этот эталон хранится в Международном бюро мер и весов в Севре, недалеко от Парижа.
После введения метра одни страны сразу приняли его, другие же, славящиеся приверженностью традициям, не спешили отказываться от своих единиц (и до сих пор Англия, США и некоторые другие страны измеряют длины в дюймах, фитах, ярдах, милях). Поэтому для международного потребовалось научиться переводить национальные в международные и обратно.
Таким образом, выяснилось, какую часть метра (или сколько метров) составляет та или иная мера длины (например, английский фут оказался равен 0,3048 м.).
К 1875 году метрическую конвенцию подписали уже 17 государств, включая Россию, где применение новой системы было разрешено, но не стало законом.
В России учёные с начала X 1 X века поняли значение метрической системы и пытались её широко внедрить в практику. Окончательное решение вопрос о метрической системе в России получил уже после Великой Октябрьской социалистической революции. С 1 января 1927 года, когда переход промышленности и транспорта на метрическую систему был подготовлен, метрическая система стала единственно допускаемой в СССР системой мер и весов. Большие заслуги во введении и распространении метрической системы мер в нашей стране принадлежит Дмитрию Ивановичу Менделееву, великому русскому химику.
К 1972 году метрическую конвенцию подписало уже 41 государство. Творцы этой универсальной системы мер написали на талоне метра: «На все времена всем народам!».
Глава 2. Материалы и методы исследований
2.1. Анкетирование учащихся
Для того, чтобы понять отношение школьников к старым и современным мерам длины, узнать как они пытаются применить свои знания на практике, было проведено анкетирование. В нем участвовало 49 человека. Им было задано 5 вопроса.
1. Знаете ли вы свой рост?
2. В каких единицах он измеряется?
3. Знаете ли вы, другие единицы измерения длины?
4. Какие старые единицы измерения длины Вы знаете?
5. Хотели бы Вы о них узнать подробнее?
Рассматривая данную тему, я решил провести эксперимент. Для этого я измерил рост учеников двух пятых классов, перевел в старые единицы измерения, нашел среднее значение по классу и сравнил с результатом другого класса. Измерил рост членов своей семьи и выразил его в аршинах и вершках. Нашел пословицы и поговорки со старыми единицами измерения длины (Приложение 1), а также подобрал задачи по данной теме (Приложение 2).
Глава 3.Результаты исследований
Обработав результаты анкетирования, можно с уверенностью сказать, что большинство учащихся знает свой рост (Приложение 3). На второй вопрос анкеты ученики ответили (Приложение 4): 70% учащихся написали, что в см, а остальные в м. и см. Многие учащиеся, на третий вопрос ответили положительно 63 %(Приложение 5). Учащиеся знают такие старые меры длины, как:
Зато большинство из них заинтересовал вопрос о старых единицах измерения (79%, Приложение 7).
3.2 Результаты эксперимента
Измерение роста в 5 В классе
Среднее значение роста в 5 В классе.
Измерение роста в 5 Г классе
Среднее значение роста в 5 Г классе.
Сравнительный анализ роста 5 В и 5 Г классов.
Средний рост учеников 5 Г класса оказался выше среднего роста учеников
2 аршина и 4 вершка
2 аршина и 6 вершков
2 аршина и 4 вершков
2 аршина и 8 вершков
2 аршина и 5,5 вершков
Работая над темой исследования, я пришел к следующим выводам:
3. К аждая из единиц длины может быть представлена через общепринятую метрическую систему мер, а следовательно становится понятной для любого человека.
4.Старинные меры длины надо знать, так как они встречаются в устной и письменной речи.
1. Виленкин Н. Я. «Математика 5», учебник для пятого класса общеобразовательных учреждений. Москва «Сайтком», 2000
2. Депман И. Я. « За страницами учебника математики».Москва «Просвещение»,1989
3. Ю.Г. Круглов, библиотека словесника «Русские народные загадки, пословицы, поговорки», Москва «Просвещение», 1980.
4. Меры длины [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.iro.yar.ru, свободный. Загл с экрана. – Яз. рус.
5. Романовский Б. В. « С метром по векам». Л. : Детская литература, 1985
6. Шарыгин И. Ф. « Наглядная геометрия 5 – 6», пособие для общеобразовательных учебных заведений. Москва «Дрофа», 2002
7. Математическая шкатулка: Пособие для учащихся 4-8 кл. ср. шк.- М.: просвещение, 1988,с. 27, 160 с.
Пословицы и поговорки со старинными мерами длины
(по книге Ю.Г. Круглова «Русские народные загадки, пословицы, поговорки», 1980. )
Задачи со старинными мерами длины
1. «Собака усмотрела в 150 саженях зайца (1 сажень ≈ 2,13 м), который пробегает в 2 мин по 500 сажень, а собака в 5 мин по 1300 сажень; спрашивается, в какое время собака догонит зайца» (Цит. по кн.: Математическая шкатулка, 1988,с. 27 ).
2. «Юноша некий пошел с Москвы к Вологде и идет на всякий день по 40 верст. А другой пошел после его на следующий день, а на всякий день идет по 45 верст. Во сколько дней тот юноша постиг прежнего юношу, сочти» (Цит. по кн.: Математическая шкатулка, 1988,с. 27 ).
3. «Выразите в метрах и сантиметрах:
А) высоту терема, равную 3 косым саженям;
Б) длину отреза полотна, равную 15 локтям;
В) ширину горницы, равную 2 маховым саженям 3 локтям» (Цит. по уч. 5 кл.: Н.Я.Виленкин,2015, с.21).
Исследовательская работа по математике 5 класс «2 аршина 3 вершка или 155 см В каких единицах можно измерить свой рост?»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Городской округ город Выкса Нижегородской области
2 аршина 3 вершка или 155 см
В каких единицах можно измерить свой рост?
Глава 1. Обзор литературы. Меры длины……………………………………….5
1.1. Как измеряли в древности ………………………………………………. 5
1.3. Метрическая система мер……………………………………………………9
Глава 2. Материалы и методы исследований
Глава 3. Результаты исследований
3.2.Результаты эксперимента…………………………………………………. 12
Герои известного мультфильма «38 попугаев» измеряли длину удава.
— Это я и сам знаю. А какой длинный?
-Очень – это не то. У меня есть мысль измерить свой рост. Но как?
— Очень просто: надо сложиться пополам. Вот голова, а вот хвост. Складываемся ещё раз.
— Твой рост будет две твоих половины или четыре половины половин.
-Нет, меня половинами мерить нельзя, потому что я целый.
— Я могу измерить твой рост в попугаях. Твой рост 38 попугаев.
— Можно мерить рост мартышками. Твой рост 5 мартышек.
— Можно мерить рост слонятами. Твой рост 2 слонёнка.
— А в попугаях я гораздо длиннее.
Но длина в попугаях ничего не скажет жителям тайги, да и для соседних джунглей, где живут попугаи другой породы, придётся переводить «своих» попугаев в «чужих».
В своей работе, я поставил перед собой цель найти ответ на вопрос «В каких единицах можно измерить свой рост?». А для этого необходимо изучить литературу об измерениях в древности, старинных русских мерах и метрической системе мер.
При работе я пользовался следующими методами : поисковый метод, практический метод, опрос, анкетирование, эксперимент и анализ полученных в ходе исследования данных.
В ходе своего исследования я пришел к следующим выводу: на сегодняшний день известно множество различных систем измерения длины, но все эти измерения можно выразить через международную метрическую систему. Что позволило мне измерить рост членов моей семьи и учеников 5-ых классов, перевел его в старинные единицы длины и сделал анализ полученных данных.
« Измерь самого себя – и ты станешь настоящим геометром!»
Актуальность данной темы заключается в том, что использование старых русских мер способствует формированию вычислительных навыков, усиливает интерес учащихся к математике и содействует развитию математических способностей.
Цель моей работы – рассмотреть различные единицы измерения длины.
Задачи : узнать больше о старинных мерах длины; сравнить старинные меры длины с современными метрическими величинами.
Гипотеза – можно ли измерить свой рост в старинных единицах измерения.
Предметом исследования выступает процесс вычисления.
Глава 1. Обзор литературы. Меры длины
1.1. Как измеряли в древности
За свою историю человечество придумало огромное количество всевозможных единиц, причём каждый народ имел свои.
Первые единицы для измерения величин были не слишком точными. Например, расстояния измерялись шагами. У разных людей величина шага различна, поэтому брали некоторую среднюю величину.
Для измерения больших расстояний служила миля. Шарыгин Л.Н. в учебнике 5 класса пишет: «Миля происходит от латинского слова, означающего «тысячу шагов». Эта единица ранее была распространена во многих странах, а сегодня используется главным образом в морском деле, МИЛЯ МОРСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ равна 1,852 км. МОРСКАЯ МИЛЯ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ немного больше – 1,8532 км. Кроме того, в Великобритании и США есть еще УСТАВНАЯ СУХОПУТНАЯ МИЛЯ, равная 1,607 км».
Ещё большие расстояния измеряли переходами или днями передвижения.
Однако шаги, мили, переходы – всё это было хорошо для измерения расстояний на земле. Ни рост человека, ни рулон ткани шагами не измеришь.
«Пядь – расстояние между концами большого и указательного пальцев, растянутых в плоскости, равна аршина. Её ещё называли четвертью» (цит. по уч.: И.Ф. Шарыгина 5-6 класс, 2002, с.44 ).
Правители разных стран любили устанавливать свои меры, часто связанные с собственной персоной. Например, за основную в английском обиходе меру длины – ярд – указом короля Генриха 1 было определено расстояние от носа короля до конца среднего пальца вытянутой его руки. В настоящее время длина ярда примерно равна 0,91 метра.
«Более демократична по происхождению другая английская единица длины – ФУТ, что по-английски означает «ступня». 16 англичан выстраивались в цепочку таким образом, что каждый следующий касался концами пальцев своих ног пяток предыдущего. Одна шестнадцатая такой цепочки и составляла 1 фут. Можно сказать, что английский фут- длина ступни среднего англичанина» (цит. по уч.: И.Ф. Шарыгина 5-6 класс, 2002, с.42 ).
В Вавилоне, как и в других странах, меры были согласованы друг с другом.
Основной единицей измерения длины был локоть. Локтями мерили ткани, но для измерения земельных участков применяли единицы длины в 12 локтей (примерно 6 м).
Дороги измеряли даннами – 3600 локтей (примерно 1,8 км).
1.2. Старые русские меры
Вершок – верх указательного пальца, точнее два верхних сустава этого пальца, равен пяди» (Цит. по уч.:И.Ф. Шарыгина, 2002,с.44).
.
Первое упоминание сажени встречается в летописи X 1 века, составленной киевским монахом Нестором.
В более поздние времена установилась мера расстояний верста, приравненная к 500 саженям. В древних памятниках верста называется поприщем и приравнивается к 750 саженям.
В XV и XV 1 веках происходит объединение русских земель вокруг Москвы. Мера аршин, возникшая при торговле с восточными народами, входит в употребление.
В XV 11 веке меры уточнялись. «Русская система мер длины стала иметь вид:
Миля = 7 верстам (7,47 км);
Верста = 500 саженям ( 1,07 км);
Сажень = 3 аршинам = 7 футам ( 2,13 м);
Аршин = 16 вершкам = 28 дюймам ( 71,12 см);
Фут = 12 дюймам (30,48 см);
Дюйм = 10 линиям ( 2,54 см);
Линия = 10 точкам ( 2,54 мм)» (Цит.: Меры длины, Электронный ресурс, С. 6).
Когда говорили о росте человека, то указывали лишь, на сколько вершков он превышает 2 аршина. Слова «человек 12 вершков роста» означали, что его рост равен 2 аршинам 12 вершкам, то есть 196 см.
1.3. Метрическая система мер
Потребности практики заставили начать поиски единой системы мер. При этом было ясно, что надо отказаться от установления связей между единицами измерения и размерами человеческого тела. И шаг у людей бывает разный, и длина ступни у них неодинакова, и пальцы у них разной ширины. Поэтому надо было искать новые единицы измерения в окружающей природе.
Так появился МЕТР. Первоначально в 1791 г. метр был определен как сорокамиллионная часть ( ) Парижского меридиана. Был изготовлен эталон метра – металлический брус из сплава платины и иридия. На него нанесены два штриха, расстояние между которыми и составляет 1 м. Этот эталон хранится в Международном бюро мер и весов в Севре, недалеко от Парижа.
После введения метра одни страны сразу приняли его, другие же, славящиеся приверженностью традициям, не спешили отказываться от своих единиц (и до сих пор Англия, США и некоторые другие страны измеряют длины в дюймах, фитах, ярдах, милях). Поэтому для международного потребовалось научиться переводить национальные в международные и обратно.
Таким образом, выяснилось, какую часть метра (или сколько метров) составляет та или иная мера длины (например, английский фут оказался равен 0,3048 м.).
К 1875 году метрическую конвенцию подписали уже 17 государств, включая Россию, где применение новой системы было разрешено, но не стало законом.
В России учёные с начала X 1 X века поняли значение метрической системы и пытались её широко внедрить в практику. Окончательное решение вопрос о метрической системе в России получил уже после Великой Октябрьской социалистической революции. С 1 января 1927 года, когда переход промышленности и транспорта на метрическую систему был подготовлен, метрическая система стала единственно допускаемой в СССР системой мер и весов. Большие заслуги во введении и распространении метрической системы мер в нашей стране принадлежит Дмитрию Ивановичу Менделееву, великому русскому химику.
К 1972 году метрическую конвенцию подписало уже 41 государство. Творцы этой универсальной системы мер написали на талоне метра: «На все времена всем народам!».
Глава 2. Материалы и методы исследований
2.1. Анкетирование учащихся
Для того, чтобы понять отношение школьников к старым и современным мерам длины, узнать как они пытаются применить свои знания на практике, было проведено анкетирование. В нем участвовало 49 человека. Им было задано 5 вопроса.
1. Знаете ли вы свой рост?
2. В каких единицах он измеряется?
3. Знаете ли вы, другие единицы измерения длины?
4. Какие старые единицы измерения длины Вы знаете?
5. Хотели бы Вы о них узнать подробнее?
Рассматривая данную тему, я решил провести эксперимент. Для этого я измерил рост учеников двух пятых классов, перевел в старые единицы измерения, нашел среднее значение по классу и сравнил с результатом другого класса. Измерил рост членов своей семьи и выразил его в аршинах и вершках. Нашел пословицы и поговорки со старыми единицами измерения длины (Приложение 1), а также подобрал задачи по данной теме (Приложение 2).
Глава 3.Результаты исследований
Обработав результаты анкетирования, можно с уверенностью сказать, что большинство учащихся знает свой рост (Приложение 3). На второй вопрос анкеты ученики ответили (Приложение 4): 70% учащихся написали, что в см, а остальные в м. и см. Многие учащиеся, на третий вопрос ответили положительно 63 %(Приложение 5). Учащиеся знают такие старые меры длины, как:
Зато большинство из них заинтересовал вопрос о старых единицах измерения (79%, Приложение 7).
3.2 Результаты эксперимента
Измерение роста в 5 В классе
Среднее значение роста в 5 В классе.
Измерение роста в 5 Г классе
Среднее значение роста в 5 Г классе.
Сравнительный анализ роста 5 В и 5 Г классов.
Средний рост учеников 5 Г класса оказался выше среднего роста учеников
2 аршина и 4 вершка
2 аршина и 6 вершков
2 аршина и 4 вершков
2 аршина и 8 вершков
2 аршина и 5,5 вершков
Работая над темой исследования, я пришел к следующим выводам:
3. К аждая из единиц длины может быть представлена через общепринятую метрическую систему мер, а следовательно становится понятной для любого человека.
4.Старинные меры длины надо знать, так как они встречаются в устной и письменной речи.
1. Виленкин Н. Я. «Математика 5», учебник для пятого класса общеобразовательных учреждений. Москва «Сайтком», 2000
2. Депман И. Я. « За страницами учебника математики».Москва «Просвещение»,1989
3. Ю.Г. Круглов, библиотека словесника «Русские народные загадки, пословицы, поговорки», Москва «Просвещение», 1980.
4. Меры длины [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.iro.yar.ru, свободный. Загл с экрана. – Яз. рус.
5. Романовский Б. В. « С метром по векам». Л. : Детская литература, 1985
6. Шарыгин И. Ф. « Наглядная геометрия 5 – 6», пособие для общеобразовательных учебных заведений. Москва «Дрофа», 2002
7. Математическая шкатулка: Пособие для учащихся 4-8 кл. ср. шк.- М.: просвещение, 1988,с. 27, 160 с.
Пословицы и поговорки со старинными мерами длины
(по книге Ю.Г. Круглова «Русские народные загадки, пословицы, поговорки», 1980. )
Задачи со старинными мерами длины
1. «Собака усмотрела в 150 саженях зайца (1 сажень ≈ 2,13 м), который пробегает в 2 мин по 500 сажень, а собака в 5 мин по 1300 сажень; спрашивается, в какое время собака догонит зайца» (Цит. по кн.: Математическая шкатулка, 1988,с. 27 ).
2. «Юноша некий пошел с Москвы к Вологде и идет на всякий день по 40 верст. А другой пошел после его на следующий день, а на всякий день идет по 45 верст. Во сколько дней тот юноша постиг прежнего юношу, сочти» (Цит. по кн.: Математическая шкатулка, 1988,с. 27 ).
3. «Выразите в метрах и сантиметрах:
А) высоту терема, равную 3 косым саженям;
Б) длину отреза полотна, равную 15 локтям;
В) ширину горницы, равную 2 маховым саженям 3 локтям» (Цит. по уч. 5 кл.: Н.Я.Виленкин,2015, с.21).