Как измерить угол в скетчап
Измерения и направляющие линии в SketchUp
Рулетка
Чтобы отмерять линейные размеры, а также создавать направляющие линии, используется инструмент Рулетка
Для измерения расстояния между двумя точками нужно просто последовательно щелкнуть по ним. Рядом со второй точкой появится значение измеренного расстояния. Оно же будет в окошке Длина на нижней панели.
С помощью рулетки создаются также направляющие пунктирные линии, которые облегчают процесс моделирования или черчения в 2D, и никак не влияют на геометрию построений. Чтобы построить направляющую, параллельную оси, нужно с выбранным инструментом Рулетка щелкнуть по оси и затем отвести курсор в нужное место. После щелчка там будет создана направляющая линия.
Обычно, направляющие ставят с определенным расстоянием от базовой линии (в нашем случае — оси). Для этого, при перемещении курсора в поле Длина вводят с клавиатуры числовое значение отступа.
Направляющие можно создавать не только от осей, но и от любой линии модели, и даже от самих ранее созданных направляющих.
Инструмент Угломер
Позволяет измерять углы между линиями. Сначала щелкается центр измеряемого угла, затем поочередно две стороны. В окошке в нижней панели появится угол в градусах.
Инструмент также создает направляющие линии под углом. Требуемый угол вводится с клавиатуры после указания центральной и первой точки стороны угла.
Что и как в SketchUp
9 базовых, но неочевидных функций
Иоанн Диков, Настя Овсянникова
Время чтения: 10 мин
Одни думают, что SketchUp — это слишком просто, других пугает, что для эффективной работы в программе нужно устанавливать дополнительные расширения. Но простое — часто гениально: несмотря на огромное число всевозможных плагинов, SketchUp и без них умеет очень много.
Быстрое выделение
В зависимости от количества кликов по левой кнопке мыши один и тот же инструмент «Выделение» (Select) работает по-разному:
a. выбрать поверхность или ребро — один клик;
b. выбрать поверхность вместе с прилегающими рёбрами — двойной клик;
c. выбрать объект целиком — тройной клик.
Перемещение по осям
В SketchUp есть много преднастроенных привязок: к вершинам, линиям и плоскостям. А есть и такие, которыми можно управлять с клавиатуры — например, во время перемещения или копирования объекта:
a. переместить объект строго вверх (по синей оси Z) — с зажатой на клавиатуре стрелкой «вверх»;
b. переместить вправо или влево (по красной оси Y) — с зажатой стрелкой «вправо»;
c. переместить назад или вперёд (по зелёной оси X) — с зажатой стрелкой «влево».
Точное перемещение и поворот
При перемещении, повороте и копировании объектов в SketchUp можно задать точную дистанцию или угол — для этого нужно ввести значение в окне Measurements, расположенном в нижней панели интерфейса:
→ выбрать инструмент «Перемещение или копирование» (Move/Copy) или «Поворот» (Rotate) → начать выполнять действие (при копировании зажать клавишу Ctrl) → ввести с клавиатуры дистанцию или градус поворота → нажать Enter, чтобы завершить действие.
Указать точную дистанцию или угол поворота можно с клавиатуры прямо во время выполнения операции, не устанавливая курсор в окно Measurements.
Множественное копирование
Массив в SketchUp — это набор одинаковых объектов в модели (объектов с одинаковыми параметрами). Массив может быть линейным (копии объекта распределяются по прямой линии) и круговым (объект копируется с поворотом).
a. Чтобы создать сразу несколько копий объекта и расположить их на равном расстоянии друг от друга, нужно:
→ скопировать объект один раз на нужное расстояние → ввести с клавиатуры «х» (или «*») и прописать точное количество объектов, например: «х5» (или «*5») → нажать Enter, чтобы завершить действие.
b. Чтобы скопировать объект несколько раз и расположить копии в рамках точно заданного расстояния, нужно:
→ скопировать объект один раз, указав в окне Measurements точную дистанцию; → ввести с клавиатуры «/» и прописать точное количество объектов → нажать Enter, чтобы завершить действие.
Работа с компонентами
Компоненты в SketchUp — это созависимые копии одного объекта или группы объектов: при изменении содержимого в одном из компонентов изменения отобразятся и в других.
Если все повторяющиеся элементы модели создавать как компоненты, можно значительно облегчить вес файла SketchUp и избежать рутинной работы по редактированию и копированию одинаковых объектов. Для этого нужно:
→ создать объект → кликнуть правой кнопкой мыши → выбрать опцию «Создать компонент» (Make Component).
Компоненты можно также:
a. Редактировать «снаружи», независимо от других копий — например, масштабирование (Scale), вращение (Rotate) или перемещение (Move), не повлияет на другие копии.
b. Отсоединять от общего семейства и редактировать «внутри» независимо от других копий — для этого:
→ выбрать компонент → кликнуть правой кнопкой мыши → выбрать опцию «Сделать уникальным» (Make Unique).
Повторное выдавливание и офсет
При выдавливании (или экструдировании) поверхностей инструмент Push/Pull запоминает значение, которое использовалось для предыдущего действия.
Чтобы выдавить несколько плоскостей на одинаковое расстояние, нужно:
→ выдавить первую поверхность, указав нужную дистанцию с клавиатуры → навести курсор на следующую плоскость → кликнуть 2 раза левой кнопкой мыши.
То же самое применимо к инструментум Offset.
Точное масштабирование
При масштабировании объектов в SketchUp можно вручную задать пропорцию увеличения или уменьшения или указать точное значение нового размера — для этого необходимо ввести значение в окне Measurements, расположенном в нижней панели интерфейса:
a. Чтобы изменить размер объекта в точное число раз, нужно:
→ выбрать объект и начать и масштабирование → ввести с клавиатуры нужную пропорцию (например «0,7» или «1,3») → нажать Enter, чтобы завершить действие.
b. Чтобы приравнять размер объекта или какой-либо из его сторон к конкретному числу, нужно:
→ выбрать объект → выбрать инструмент «Масштабирование» (Scale) → выбрать бегунок c той стороны, которую необходимо увеличить/уменьшить → ввести с клавиатуры новое значение и единицы измерения
c. Чтобы изменить размер всех объектов в группе в соответствии с известным новым размером одного из объектов, нужно:
→ зайти в группу и выбрать объект → выбрать инструмент «Рулетка» (Tape Measure Tool) → измерить одну из сторон объекта в группе → ввести новое значение длины в окне Measurements → нажать Enter → в диалоговом окне выбрать «да» (Yes).
Переопределение осей в группе
Иногда оси отдельных групп или компонентов в модели отличаются от осей рабочего пространства SketchUp. Так бывает, например, если сгруппировать обьект после поворота — или при работе со скачанными компонентами. Несоответствие осей объекта и рабочего пространства программы мешает корректно масштабировать объекты и пользоваться привязками к осям внутри групп.
Чтобы переопределить систему координат внутри группы, нужно:
→ зайти в группу → выбрать инструмент «Оси» (Axes) → подвести курсор к одной из вершин любого из объектов → «примагнитить» новые оси к граням с нужным направлением.
После переопределения осей можно корректно масштабировать и изменять объекты без привязки к основной системе координат SketchUp.
Создание дуг и окружностей
При черчении арок и окружностей в SketchUp можно контролировать плавность дуги — для этого нужно задать точное число сегментов в окне Measurements, расположенном в нижней панели интерфейса:
→ выбрать инструмент «Арка» (Arc) или «Круг» (Circle) → ввести с клавиатуры число сегментов → приступить к созданию дуги или окружности.
Как измерить угол в скетчап
Сначала перечислю несколько основных особенностей sketchup, которые нужно знать и использовать для упрощения и ускорения рисования. Затем будут рассмотрены часто задаваемые вопросы, которые возникают при использовании sketchup.
[Навигация по чертежу]
Zoom: всегда делается кручением колесика
Orbit: удерживание левой или средней кнопки мыши и перемещение при этом курсора мыши.
Pan: удерживание левой или средней кнопки мыши вместе с удерживанием кнопки Shift и перемещение при этом курсора мыши.
Инструмент Лупа (Zoom) позволяет поменять угол обзора, что может помочь найти и рассмотреть труднодоступные объекты. Щелкните на кнопку Zoom, и в строке статуса отобразится текущий угол обзора Field of View. По умолчанию он составляет 35 градусов (35.00 deg.), и для расширения угла обзора Вы можете ввести величину побольше, например 50.
[Выбор объектов]
Для клика мышью в инструменте Select имеются клавиши-модификаторы:
[Измерение расстояний, направляющие]
[Копирование объектов]
Копировать объекты удобно с помощью инструмента перемещения Move, удерживая при перемещении клавишу Ctrl. После завершения перемещения в этом случае создастся новая копия объекта.
[Рисование]
В sketchup работает автоматический повтор последнего действия по двойному клику на операциях редактирования Выдавливание (Push/Pull), Смещение (Offset). Таким образом можно не вводить каждый раз цифры размера, а просто после выделения сделать двойной клик.
При заливке цветом (Paint Bucket), если удерживать клавишу Ctrl, то зальются тем же цветом все соприкасающиеся друг с другом поверхности. Если нажать клавишу Alt, то включается Пипетка, который Вы можете подобрать нужный цвет прямо с рисунка.
При рисовании не забывайте почаще сохраняться, потому что SketchUp может вылететь.
[Группа (Group)]
[Объекты сложной формы]
Для рисования 3D объектов сложной формы (торов, сложно изогнутых труб, корпусов со скругленными краями) лучше всего использовать инструменты рисования дуг вместе с инструментом Follow Me или Push/Pull. Как это делается, хорошо продемонстрировано в уроке 1.3 Сложные поверхности [1].
[Компонент (Component)]
[Protractor Tool (транспортир)]
Если Вы используете SketchUp настолько долго, что уже познакомились с инструментом Транспортир (Protractor Tool), то Вы уже знаете, что транспортир автоматически ориентирует положение своего курсора так, чтобы лечь на поверхность имеющегося объекта, или на одну из трех основных плоскостей. Пока Вы уверены, что транспортир лежит как надо, выбор центра поворота и конечных точек поворота осуществляется просто. Руководство пользователя SketchUp кратко упоминает использование кнопки Shift при измерении углов инструментом Транспортир. Кнопка Shift блокирует круглый курсор транспортира в своем текущем положении. Пока кнопка Shift удерживается нажатой, Транспортир можно перемещать в любое место чертежа, без изменения его ориентации на попадающиеся плоскости. Поэтому использование Shift позволяет удостовериться, что Транспортир ориентирован на ту плоскость измерения угла, которая действительно нужна.
Двугранным (dihedral) углом называют угол между плоскостями. Как же можно его измерить, если транспортир автоматически не встает перпендикулярно прямой пересечения плоскостей? Это кажется невозможным для новичков (пусть даже они накопили некоторый опыт), если они не знают некоторую хитрость с ориентированием транспортира. Несмотря на то, что эта хитрость описана в Руководстве Пользователя (SketchUp Users Guide), её можно найти только в описании инструмента Поворота (Rotation Tool). В транспортире используются тот же принцип ориентирования, однако он не упомянут в секции документации Транспортира. Как и в описании инструмента Поворот, эта хитрость носит неудачное название «Folding Along an Axis of Rotation» (свертка по оси вращения). Эта техника означает нечто большее, чем просто свертка.
Просмотрите несколько раз анимированную картинку, чтобы увидеть, как ориентировать транспортир, чтобы измерить угол вокруг оси линии. При измерении угла между плоскостями нас интересует ось, которая является линией пересечения двух плоскостей. Хитрость осуществляется ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕМ Транспортира на один из концов линии оси, и затем УДЕРЖИВАНИЕМ левой кнопки мыши, и ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ курсора транспортира вдоль оси. Как только Транспортир обернет линию оси (ось будет проходить перпендикулярно через центр Транспортира), Вы можете ОТПУСТИТЬ левую кнопку мыши. Линия теперь будет привязана к транспортиру как ось для измерения угла. Теперь, как обычно, выберите начальную точку отсчета угла на одной плоскости и конечную точку отсчета угла на другой плоскости, и прочитайте значение полученного угла в области Value Control Box (VCB, расположенная в строке статуса, справа внизу окна SketchUp).
Что такое? Почему показанный угол имеет приблизительное (
[Rotate Tool (инструмент поворота)]
Сворачивание вдоль оси вращения
Если Вы хотите повернуть элементы/группу/компоненты вокруг среза, осевой линии или другой произвольной оси, просмотрите следующую анимацию. ‘Хитрость’ для поворота курсора-транспортира инструмента Rotate, чтобы он поменял ориентацию, идентичен методу ‘перетаскивания’ (‘drag’), описанному ранее для инструмента Protractor. Чтобы поменять ориентацию от синей (или красной, или зеленой) оси, ПОМЕСТИТЕ курсор-транспортир на первую конечную точку, которую Вы планируете использовать для оси, нажмите и УДЕРЖИВАЙТЕ левую кнопку мыши, и затем ПЕРЕТАЩИТЕ курсор на место второй точки оси. Когда Вы ОТПУСТИТЕ кнопку мыши, ось вращения будет заблокирована. Теперь просто укажите конечные точки, чтобы использовать вращение для новой оси.
Вы заметите в анимации что можете использовать этот метод ‘перетаскивания’, чтобы изменить ориентацию курсора-транспортира для инструмента Rotate от синего направления к зеленому и красному. Важнее, что Вы можете выбрать ЛЮБУЮ ось для вращения (как показано на анимации). Между Вашими двумя выбранными точками даже не должно быть существующей линии.
‘Поворот вдоль оси вращения’ очень полезен для тонкой подгонки частей модели и перемещения их в новое положение. И помните, что угловое вращение транспортира становится более точным и плавным по мере удаления курсора от оси вращения.
Примечание: если используется оснастка позиционирования, это может быть любая форма. Простая линия или круг могут быть достаточными. Группирование оснастки обеспечит то, что геометрия оснастки не прилипнет к геометрии модели. |
Подсказка: если оснастка позиционирования часто используется в одной и той же модели, выберите размещение этих оснасток в своем собственном слое (Layer). Тогда видимость оснасток может быть просто включена или выключена. Создайте для каждой артикуляции отдельный компонент.
[Кнопки курсора, кнопка Shift, фиксация направления перемещения]
Время от времени уже нарисованная геометрия могла бы вмешаться в Вашу способность перетащить один объект относительно другого, мешая тянуть точно из-за привязки. В этом случае используйте фиксацию (inference lock), которая указывает SketchUp не отклоняться от нужного направления перемещения, и проблема будет решена. Для использования inference lock нажмите и удерживайте кнопку Shift, когда SketchUp выведет желаемое выравнивание (линия вывода будет толстой). Выравнивание останется фиксированным при любом перемещении мыши, которое позволит выбрать Вам нужную конечную точку. На картинке ниже показано, что направление перемещения фиксировано вдоль синей оси, что обеспечит точную перпендикулярность новой линии к плоскости.
Кнопки курсора предназначены, как ни странно, для фиксации направления вдоль главных осей (в режимах Line tool, Move tool, Tape Measure tool):
— Кнопка вправо фиксирует перемещение вдоль красной оси (red axis).
— Кнопка влево фиксирует перемещение вдоль зеленой оси (green axis).
— Кнопки вверх или вниз фиксируют перемещение вдоль синей оси (blue axis).
[Часто задаваемые вопросы (FAQ)]
Точные размеры объекта можно установить во время рисования. Например, чтобы сделать прямоугольник размером 1 на 2 метра, нужно начать его рисование, и затем, не делая второй завершающий клик, на клавиатуре просто ввести текст, соответствующий размерам, и завершить клавишей Enter:
Как измерить угол в скетчап
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Уклоны. Моделирование
Часть первая — теоретическая, в которой разбираем, что такое уклон
Часть вторая — техническая, про моделирование уклонов в 3D программах (ArchiCAD и SketchUp)
Часть третья — практическая, примеры из жизни
ArchiCAD
Для моделирования наклонных плоскостей в программе ArchiCAD лучше всего подойдёт инструмент «Крыша». В настройках его параметров можно задать единицы, в которых будет определяться подъём. ArchiCAD позволяет определять подъем крыши в градусах, в процентах либо высотой подъема, приходящейся на 12 футов или 12 дюймов горизонтальной длины.
Copyright © 2015 GRAPHISOFT SE
Два последних пункта для нас не актуальны, так как они используются при футово-дюймовой системе измерения. Так это выглядит на чертежах и измеряется на практике:
© 2006-2015 InterNACHI / © 2015 Roofer911.com
NewWoodworker.com / GoNG! Smarte Innovative Produkter
Но главный секрет этого треугольника кроется в его угловой разметке. На ряду с делениями в градусах (от 0 до 45), нанесены деления безразмерных уклонов. То самое отношение высоты к длине по горизонтали, которое было упомянуто ранее (напр.: 8/12). Методам работы с треугольником посвящена маленькая книжечка-справочник, идущая с ним в комплекте. В ней представлены различные таблицы, формулы и примеры расчётов сложных сочленений. Вот, например, мануал для треугольника Stanley.
Вернёмся к ArchiCADу.
Благодаря тому, что инструментом «Крыша» можно задавать подъём плоскости в процентах, это позволяет использовать его не только для моделирования наклонных крыш, но и пандусов, и отмостки, и малого уклона плоских кровель.
Пример уклона плоской кровли выполненного при помощи «Крыши».
Надо заметить, что информационное табло (расположено обычно вверху) отображает угол наклона крыши только в градусах. Чтобы узнать значение в процентах надо открыть диалоговое окно параметров инструмента «Крыша».
К сожалению ArchiCAD не позволяет автоматически показывать на плане величину и направление уклона. Поэтому многие делают это вручную: линиями рисуют стрелку и «текстом» подписывают. Можно усовершенстовать ручной метод используюя вместо двух элементов (линия и текст) только один — выносная надпись. В примере выше так и сделано. Можно пойти ещё дальше и сделать изменение значения полуавтоматическим, с помощью ассоциативной выносной надписи. Её положение будет «привязано» к крыше — перемещается крыша, а вместе с ней и выносная надпись, оставаясь на прежнем месте относительно крыши.
Для ассоциации выносной надписи с крышей надо:
1. в установках «выносной надписи» для инструмента «Крыша» выставить параметр «ID» (по умолчанию стоит «Текст»)
или по-другому: в параметрах инструмента «Крыша» в разделе «Смета и выносная надпись» нажимаем кнопку «Пар.выносной надписи». При этом откроется окно параметров выносной надписи с подсвеченой строкой «Инструмент Крыша». Меняем «Текст» на «ID»
2. у «Крыши» в поле «ID» пишем то, что хотим видеть на плане, т.е. значение уклона
3. и ставим галочку «Выносная надпись», после чего она появится на плане
4. стрелку выносной надписи поворачиваем согласно уклону крыши, если нужно изменяем цвет, шрифт и тип стрелки
После этого, если в процессе проектирования угол наклона «Крыши» изменится, то достаточно будет изменить ID, вписав новое значение уклона, и надпись на плане автоматически изменится.
SketchUp
В SketchUp нет специальных параметрических инструментов как в ArchiCADе. Тут всё просто – есть линия, плоскость, и трёхмерное пространство. Всё! Поэтому при построении крыши или пандуса задача сводится к повороту плоскости на нужную величину.
Все измерения, вычисления и ввод данных осуществляется через поле «Измерение» (или «Measurements Box»). Обычно расположено в нижнем правом углу окна.
Значения вводятся непосредственно с клавиатуры, без установки курсора в окно. Функция самого окна исключительно информационная, видеть что ввели. Так же, сразу после ввода значений, если результат не устраивает, можно повторить, просто вводя новые значения. Ограничений на количество ввода нет. Это возможно пока нет переключения на другой инструмент.
Примеры
Поворот плоскости
Известно, что в SketchUp инструменты «Повернуть» и «Угломер» автоматически «прилипают» к граням объектов и к координационным осям. Но к последним лишь тогда, когда взгляд приблизительно параллелен одной из осей. Что же делать, когда ось поворота расположена под разными произвольными углами к координатным осям?
Оказывается, что поворот можно осуществить при любом расположении камеры и объекта.
Алгоритм простой:
1. наводим курсор на начало линии, относительно которой будем поворачивать
2. нажимаем левую кнопку мыши и удерживая (!) её перемещаем курсор к концу линии
3. получаем плоскость вращения, которая фиксируется после того, как кнопка будет отпущена
4. щелчок левой кнопкой выбирает точку начала поворота
5. следующий щёлчок левой кнопкой завершает вращение на определённый угол, который можно задать во время, или сразу после операции
Дополнение
При удержании кнопки Shift, после первого нажатия, плоскость поворота временно фиксируется. При этом возможно перемещение курсора на новую точку.
За подсказку и картинки спасибо сайту SketchUp Sage. SketchUp Sage, thank you!
Ввод значений
Указать точное значение угла поворота можно во время или сразу после выполнения операции. SketchUp одинаково хорошо «понимает» как градусы, так и отношения. Правда указывать отношение следует только через двоеточие, а не знак деления (например, «1:12», а не «1/12»). Значит если нужен уклон в градусах, например, 15,5°, то просто вводим «15,5». Если нужен уклон 1:6, то «1:6»
С процентами немного иначе, знак «%» не действует. Как быть когда нужно построить уклон в процентах, например 8%? Зная, что 8% это восемь частей высоты от ста частей длинны, то есть 8/100, то вводим «8:100». И, вуаля! 8%!
На этом пока всё. Продолжение следует.
Часть первая — теоретическая, в которой разбираем, что такое уклон.
Часть третья — практическая, с примерами из жизни