Как измеряли время в средневековье
6. Измерение времени в средневековье Историки говорят о «хаосе средневековых датировок» Странные «средневековые анахронизмы»
6. Измерение времени в средневековье
Историки говорят о «хаосе средневековых датировок»
Странные «средневековые анахронизмы»
Хронологическая версия Скалигера была не единственной. Существовали конкурирующие версии, сильно от нее отличающиеся. Э. Бикерман с прискорбием говорит о «хаосе средневековых датировок». Кроме того, анализ древних документов показывает, что прежние представления о времени резко отличались от современных. «До XIII–XIV веков приборы для измерения времени были редкостью, предметом роскоши. Не всегда они имелись даже у ученых. Англичанин Вальхерий… сетовал на то, что точности его наблюдений за лунным затмением в 1091 году помешало отсутствие у него часов».
«Обычные для средневековой Европы часы — солнечные часы… песочные часы и клепсидры — водяные часы. Но солнечные часы были пригодны лишь в ясную погоду, а клепсидры оставались редкостью». В конце IX века н. э. для отсчета времени широко применялись свечи. Например, английский король Альфред при поездках брал с собой свечи равной длины и приказывал сжигать их одну за другой. Такой же отсчет времени применялся еще в XIII–XIV веках, например при Карле V.
«Монахи ориентировались по количеству прочитанных ими страниц священных книг или псалмов, которые они успевали произнести между двумя наблюдениями неба… Для основной массы населения главным ориентиром суток был звон церковных колоколов». А ведь для астрономических наблюдений нужны часы с секундной стрелкой! Но тут выясняется, что «даже после изобретения и распространения в Европе механических часов они очень долго не имели минутной стрелки».
В парадоксальном контрасте с неточностью измерения реального времени в средние века развивается изощреннейшая хронологическая каббала. В частности, «те же самые отрезки времени, которые употребляются для измерения земного… времени, приобретают совершенно иную длительность… когда применяются для измерения библейских событий… Августин приравнивал каждый день творения к тысячелетию (! — Авт.) и пытался определить длительность истории человечества».
Для нас важна «такая неотъемлемая черта средневековой историографии, как анахронизм. Прошлое рисуется в тех же категориях, что и современность… библейские и античные персонажи фигурируют в средневековых костюмах… Средневековый моралист… приписывает древним римлянам „куртуазию“ — специфическое рыцарское достоинство… Эпохи Ветхого и Нового заветов не находятся в простой временндй последовательности. Каждому событию и лицу Ветхого завета соответствует аналогичное явление из эпохи Нового завета… Соседство на порталах соборов ветхозаветных царей и патриархов с античными мудрецами и евангельскими персонажами лучше всего раскрывает анахроническое отношение к истории… Крестоносцы в конце XI века были убеждены, что карают не потомков палачей Спасителя, но самих этих палачей». Этот факт достаточно многозначителен. Мы к нему еще вернемся.
Современные историки исходя из скалигеровской хронологии считают, что средневековье в грандиозных масштабах «смешало эпохи и понятия», что средневековые авторы лишь «по своему невежеству» отождествляли «античную», библейскую эпоху с эпохой средних веков. Средневековые художники, например, сплошь и рядом изображали библейских и «античных» персонажей в типично средневековых костюмах. Но, кроме традиционного объяснения — якобы странная «любовь к анахронизмам», — возможна и совсем другая точка зрения. А именно: все эти утверждения средневековых летописцев, а заодно и художников вполне отвечают действительности, а «анахронизмами» мы считаем их сейчас лишь потому, что следуем сегодня неправильной скалигеровской хронологии.
Хронологическая версия Скалигера зафиксировала лишь одну из нескольких средневековых хронологических концепций. Наряду с принятой сегодня раньше существовали и другие версии хронологии.
Например, считали, что Священная Римская империя германской нации X–XIII веков н. э. является непосредственным продолжением «античной» Римской империи, павшей якобы в VI веке н. э., согласно скалигеровской версии. Вот, например, следы весьма странного с современной точки зрения средневекового спора: «Петрарка… якобы основываясь на целом ряде филологических и психологических наблюдений, утверждал, что привилегии, данные Цезарем и Нероном австрийскому герцогскому дому (в XIII веке н. э.! — Авт.), подложны. Тогда это еще нужно было доказывать».
Для современного историка мысль о том, что «античные» Цезарь и Нерон были современниками средневекового австрийского герцогского дома — начавшего править только в 1273 году н. э., то есть якобы через 1200 лет после Цезаря и Нерона, — нелепа. Но, как мы видим, совсем не так считали средневековые оппоненты Петрарки в XIV веке н. э.: «тогда это еще нужно было доказывать».
По поводу этих же знаменитых документов Е. Пристер отмечает: «Все заинтересованные лица прекрасно понимали, что это были явные и бессовестные фальшивки (такова сегодняшняя интерпретация этого факта — Авт.), и тем не менее они „вежливо“ закрывали глаза на это обстоятельство». Аномально большое число «анахронизмов», переносящих «античные» события в эпоху XI–XVI веков, содержится в средневековых немецких хрониках и текстах.
Читатель, например, привык к мысли, будто знаменитые гладиаторские бои происходили только в «далеком античном прошлом». Но это не так. В. Классовский, рассказав о боях гладиаторов в «античном» Риме, тут же добавляет, что эти бои происходили и в средневековой Европе XIV века н. э. Например, он указывает на гладиаторские бои в Неаполе около 1344 года н. э., на которых присутствовали Иоанна Неаполитанская и Андрей Венгерский. Эти средневековые бои, как и в «античности», кончались смертью бойца.
Читайте также
7. 4. Средневековые документы говорят очень многое. Надо только заново их выслушать
7. 4. Средневековые документы говорят очень многое. Надо только заново их выслушать Итак, как нам кажется, мы дали ответ на вопрос, сформулированный в конце предыдущего пункта. Добавим лишь следующее.Неправильно думать, будто исторические документы, – в том числе и
70. Что говорят сегодня историки об Аполлонии Тианском и о книге Флавия Филострата?
70. Что говорят сегодня историки об Аполлонии Тианском и о книге Флавия Филострата? Говорят они весьма сдержанно и глухо. Как мы видели, начиная с XVII–XVIII веков скалигеровские историки полностью утратили понимание того, что «Жизнь Аполлония Тианского» – это счастливым
Измерение времени
Измерение времени По христианской доктрине, время – это период между библейским сотворением мира за шесть дней, и концом света, предсказанным Иоанном Богословом в Апокалипсисе. Для лучшего представления исторического течения времени Святой Августин поделил его на
6. Измерение времени в Средневековье. «Хаос средневековых датировок». Средневековые анахронизмы
6. Измерение времени в Средневековье. «Хаос средневековых датировок». Средневековые анахронизмы Хронологическая версия Скалигера была отнюдь не единственной в его время. Существовали и другие версии, сильно от нее отличающиеся. Вообще Э. Бикерман с прискорбием говорит
70. Что говорят сегодня историки об Аполлонии Тианском и о книге Флавия Филострата?
70. Что говорят сегодня историки об Аполлонии Тианском и о книге Флавия Филострата? Говорят они весьма сдержанно и глухо. Как мы видели, начиная с XVII–XVIII веков скалигеровские историки полностью утратили понимание того, что «Жизнь Аполлония Тианского» — это счастливым
6. Измерение времени в средневековье Историки говорят о «хаосе средневековых датировок» Странные «средневековые анахронизмы»
6. Измерение времени в средневековье Историки говорят о «хаосе средневековых датировок» Странные «средневековые анахронизмы» Хронологическая версия Скалигера была не единственной. Существовали конкурирующие версии, сильно от нее отличающиеся. Э. Бикерман с
4.4. Историки религии о странной общности «античных» и средневековых культов
4.4. Историки религии о странной общности «античных» и средневековых культов «Древне»-греческие легенды об «античном» боге Дионисе постоянно говорят о чуде превращения им воды в вино. Как уже давно отмечено историками религии, это полный аналог известного евангельского
III. Средневековые историки Латинской церкви
III. Средневековые историки Латинской церкви До Реформации Латинская церковь сначала всецело зависела от Греческой в вопросах церковной истории, равно как любых других богословских знаний, и долгое время удовлетворялась лишь переводами и отрывками из трудов Евсевия и
41. Знаменитый гунн Аттила был современником знаменитого русского князя Владимира Так говорят немецкие средневековые книги В скалигеровской хронологии это абсолютно невозможно
41. Знаменитый гунн Аттила был современником знаменитого русского князя Владимира Так говорят немецкие средневековые книги В скалигеровской хронологии это абсолютно невозможно Немецкие средневековые хроники, называемые сагами, оказывается, многое могут рассказать о
А что говорят историки?
А что говорят историки? О прототипах Мерлина известно очень мало или вообще ничего, как, например, в отношении шотландского барда Мирддина Вилта. А вот что историки говорят про Амброзия Аурелиана. В V веке Британия формально оставалась частью Римской империи, хотя бритты
Измерение времени
Измерение времени Бенедиктинский устав тщательно делит день монаха на определенные части. Пунктуальность – вот главная добродетель, и всякое, даже малейшее, отступление от этого требования должно быть объявлено на обвинительном капитуле. В отличие от сельских жителей
5.2. Распределение зодиакальных датировок во времени Египетский и европейский всплески
5.2. Распределение зодиакальных датировок во времени Египетский и европейский всплески Количество вычисленных нами дат древних зодиаков достаточно велико — около 40 дат. Интересно посмотреть, как они распределены во времени. С этой целью разобьем ось времени на отрезки
6. Измерение времени в средневековье «Хаос средневековых датировок» Странные «средневековые анахронизмы»
6. Измерение времени в средневековье «Хаос средневековых датировок» Странные «средневековые анахронизмы» Хронологическая версия Скалигера отнюдь не была единственной.Вообще Э. Бикерман с прискорбием говорит о «хаосе средневековых датировок» [19], с. 73. Кроме того,
ХАОС ВО ВРЕМЕНИ — ВРЕМЯ В ХАОСЕ: КАЛЕНДАРЬ И ЧАСЫ В ГРЕЦИИ
ХАОС ВО ВРЕМЕНИ — ВРЕМЯ В ХАОСЕ: КАЛЕНДАРЬ И ЧАСЫ В ГРЕЦИИ Итак, что время не есть движение, но и не существует без движения — это ясно. Поэтому, когда мы исследуем, что такое время, нужно начать отсюда… Аристотель. Физика, IV, II, 219 а История любого календаря — это история
6.4. Историки религии о странной общности «античных» и средневековых культов
6.4. Историки религии о странной общности «античных» и средневековых культов «Древне»-греческие легенды об «античном» боге Дионисе, рис. 1.90, постоянно говорят о чуде превращения им воды в вино [743], с. 198. Как уже давно отмечено историками религии, это — полный аналог
15.1. Хаотичный разброс радиоуглеродных датировок на «античных», средневековых и современных образцах
15.1. Хаотичный разброс радиоуглеродных датировок на «античных», средневековых и современных образцах Первоначальная идея Либби.Первые неудачи.Наиболее популярным является радиоуглеродный метод, претендующий на независимое датирование «античных» памятников. Однако по
6. Измерение времени в Средневековье. «Хаос средневековых датировок». Средневековые анахронизмы
6. Измерение времени в Средневековье. «Хаос средневековых датировок». Средневековые анахронизмы
Хронологическая версия Скалигера была отнюдь не единственной в его время. Существовали и другие версии, сильно от нее отличающиеся. Вообще Э. Бикерман с прискорбием говорит о «хаосе средневековых датировок» [72], с. 73. Кроме того, анализ древних документов показывает, что прежние представления о времени резко отличались от современных. «До XIII–XIV веков приборы для измерения времени были редкостью, предметом роскоши. Не всегда они имелись даже у учёных. Англичанин Вальхерий… сетовал на то, что точности его наблюдений за лунным затмением в 1091 году помешало отсутствие у него часов» [1461], с. 68.
«Обычные для средневековой Европы часы — солнечные часы… песочные часы и клепсидры — водяные часы. Но солнечные часы были пригодны лишь в ясную погоду, а клепсидры оставались редкостью» [217], с. 94. В конце IX века н. э. отсчёта времени широко применялись свечи. Например, английский король Альфред при поездках брал с собой свечи разной длины и приказывал сжигать их одну за другой [21 с 94. Такой же отсчет времени применялся еще в XIII–XIV веках, например, при Карле V. На рис. 27 показано старинное изображение одной из моделей водяных часов.
Рис. 27. Водяные часы, изображенные в «Книге машин» якобы 1264 года. Взято из [1075:1], с. 184
«Монахи ориентировались по количеству прочитана ими страниц священных книг или псалмов, которые они успевали произнести между двумя наблюдениями неба… Для основной массы населения главным ориентиром суток был звон церковных колоколов» [217], с. 94. А ведь для астрономических наблюдений нужны часы с СЕКУНДНОЙ стрелкой, тут выясняется, что «даже после изобретения и распространения в Европе механических часов ОНИ ОЧЕНЬ ДОЛГО НЕ ИМЕЛИ МИНУТНОЙ СТРЕЛКИ» [217], с. 95.
В поразительном контрасте с неточностью измерения реального времени в Средние века развивается изощренная хронологическая каббала. В частности, «те же самые отрезки времени, которые употребляются для измерения земного… времени, приобретают совершенно иную длительность, когда применяются для измерения библейских событий… Августин приравнивал каждый день творения к тысячелетию (! — Авт.) и пытался определить длительность истории человечества» [217], с. 109–110.
Для нас важна такая неотъемлемая черта средневековой историографии, как анахронизм. ПРОШЛОЕ РИСУЕТ В ТЕХ ЖЕ КАТЕГОРИЯХ, ЧТО И СОВРЕМЕННОСТЬ… БИБЛЕЙСКИЕ И АНТИЧНЫЕ ПЕРСОНАЖИ ФИГУРИРУЮТ В СРЕДНЕВЕКОВЫХ КОСТЮМАХ… Средневековый моралист приписывает ДРЕВНИМ РИМЛЯНАМ «куртуазию» — специфическое РЫЦАРСКОЕ достоинство… Эпохи Ветхого Нового заветов НЕ НАХОДЯТСЯ В ПРОСТОЙ ВРЕМЕНОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ. Каждому событию и ли Ветхого завета соответствует аналогичное явление из эпохи Нового завета… Соседство на порталах соборов ветхозаветных царей и патриархов с античными мудрецами и евангельскими персонажами лучше всего раскрывает анахроческое отношение к истории… «КРЕСТОНОСЦЫ В КОНЦЕ XI ВЕКА БЫЛИ УБЕЖДЕНЫ, ЧТО КАРАЮТ НЕ ПОТОМКОВ ПАЛАЧЕЙ СПАСИТЕЛЯ, НО САМИХ ЭТИХ ПАЛАЧЕЙ» [217], с. 117–118. Этот факт достаточно многозначителен. Мы к нему еще вернемся. На самом деле эти события происходили столетием позже — в конце XII — в начале XIII века. См. наши книги «Царь Славян» и «Начало Ордынской Руси».
Современные историки, исходя из скалигеровской хронологии, считают, что Средневековье в грандиозных масштабах СМЕШАЛО ЭПОХИ И ПОНЯТИЯ, что средневековые авторы лишь «по своему невежеству» отождествляли «античную», библейскую эпоху с эпохой Средних веков. Средневековые художники, например, сплошь и рядом изображали библейских и «античных» персонажей в типично средневековых костюмах. Но кроме традиционного объяснения — якобы странная «любовь к анахронизмам» — возможна и совсем другая точка зрения. А именно, что все эти утверждения средневековых летописцев, а заодно и художников вполне отвечают действительности, а «анахронизмами» мы считаем их час лишь потому, что следуем сегодня неправильной скалигеровской хронологии.
Хронологическая версия Скалигера зафиксировала лишь одну из нескольких средневековых хронологических концепций. Наряду с принятой сегодня хронологией раньше существовали и другие версии.
Например, считали, что Священная Римская империя германской нации X–XIII веков н. э. является НЕПОСРЕДСТВЕННЫМ ПРОДОЛЖЕНИЕМ «античной» Римской империи, павшей якобы в VI веке н. э., согласно скалигеровской версии [270], т. 1, с. 16. Вот, например, следы весьма странного, с современной точки зрения, средневекового спора: «Петрарка, якобы основываясь на целом ряде филологических и психологических наблюдений, утверждал, что привилегии, данные Цезарем и Нероном австрийскому ГЕРЦОГСКОМУ ДОМУ (в XIII веке н. э.! — Авт.), — подложны. Тогда это еще нужно было доказывать» [270], т. 1, с 32.
Для современного историка, см. [270], мысль о том, что «античные» Цезарь и Нерон были современниками средневекового австрийского герцогского дома, начавшего править только в 1273 году н. э., то есть якобы через 1200 лет после Цезаря и Нерона, конечно, нелепа. Но, как мы видим, совсем не так считали средневековые оппоненты Петрарки в XIV веке н. э.: «тогда это еще нужно было доказывать» [270], т. 1, с 32.
По поводу этих же знаменитых документов Е. Пристер отмечает: «Все заинтересованные лица прекрасно понимали, что это были явные и бессовестные фальшивки (такова современная историческая интерпретация этого факта — Авт.), и тем не менее они „вежливо“ закрывали глаза на это обстоятельство» [691], с. 26. Аномально большое число «анахронизмов», переносящих «античные» события в эпоху XI–XVI веков, содержится в средневековых немецких хрониках и текстах. Подробнее см., например, [469].
Читатель, например, привык к мысли, будто знаменитые гладиаторские бои происходили только в «далеком античном прошлом». Но это не так. В. Классовский в [389], рассказав о боях гладиаторов в «античном» Риме, тут же добавляет, что ЭТИ БОИ ПРОИСХОДИЛИ И В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ XIV ВЕКА Н.Э.! Например, он указывает на гладиаторские бои в Неаполе около 1344 года н. э., на которых присутствовали Иоанна Неаполитанская и Андрей Венгерский [389], с. 212. Эти средневековые бои, как и в «античности», КОНЧАЛИСЬ СМЕРТЬЮ БОЙЦА [389].
Читайте также
Измерение времени
Измерение времени По христианской доктрине, время – это период между библейским сотворением мира за шесть дней, и концом света, предсказанным Иоанном Богословом в Апокалипсисе. Для лучшего представления исторического течения времени Святой Августин поделил его на
6. Измерение времени в средневековье Историки говорят о «хаосе средневековых датировок» Странные «средневековые анахронизмы»
6. Измерение времени в средневековье Историки говорят о «хаосе средневековых датировок» Странные «средневековые анахронизмы» Хронологическая версия Скалигера была не единственной. Существовали конкурирующие версии, сильно от нее отличающиеся. Э. Бикерман с
Измерение времени
Измерение времени Бенедиктинский устав тщательно делит день монаха на определенные части. Пунктуальность – вот главная добродетель, и всякое, даже малейшее, отступление от этого требования должно быть объявлено на обвинительном капитуле. В отличие от сельских жителей
5.2. Распределение зодиакальных датировок во времени Египетский и европейский всплески
5.2. Распределение зодиакальных датировок во времени Египетский и европейский всплески Количество вычисленных нами дат древних зодиаков достаточно велико — около 40 дат. Интересно посмотреть, как они распределены во времени. С этой целью разобьем ось времени на отрезки
6. Измерение времени в средневековье «Хаос средневековых датировок» Странные «средневековые анахронизмы»
6. Измерение времени в средневековье «Хаос средневековых датировок» Странные «средневековые анахронизмы» Хронологическая версия Скалигера отнюдь не была единственной.Вообще Э. Бикерман с прискорбием говорит о «хаосе средневековых датировок» [19], с. 73. Кроме того,
ИНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
ИНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ После этих двух вероятных поговорим о третьей, не менее правдоподобной гипотезе происхождения записи на Диске. Чтобы ее умозрительно построить, я обратился к трансцендентальным способностям или свойствам человека. Доказательство положений этой гипотезы
ХАОС ВО ВРЕМЕНИ — ВРЕМЯ В ХАОСЕ: КАЛЕНДАРЬ И ЧАСЫ В ГРЕЦИИ
ХАОС ВО ВРЕМЕНИ — ВРЕМЯ В ХАОСЕ: КАЛЕНДАРЬ И ЧАСЫ В ГРЕЦИИ Итак, что время не есть движение, но и не существует без движения — это ясно. Поэтому, когда мы исследуем, что такое время, нужно начать отсюда… Аристотель. Физика, IV, II, 219 а История любого календаря — это история
Глава 8 Саги об исландцах «Сага о Стурлунгах»: средневековые тексты и движения за национальную независимость нового времени
Глава 8 Саги об исландцах «Сага о Стурлунгах»: средневековые тексты и движения за национальную независимость нового времени Каждому обществу присуща своя социальная драма, а каждой драме — свой собственный стиль, своя, уникальная эстетика течения конфликта и его
Пространство и время: испанское измерение
Пространство и время: испанское измерение Легенды, как «розовая», так и в особенности «черная», помимо всего прочего, грешат еще и тем, что изображают конкистадоров на одно лицо: либо все они как на подбор «рыцари», либо «стая волков». Поэтому начать эту главу придется с
6. Измерение времени в средневековье Историки говорят о «хаосе средневековых датировок» Странные «средневековые анахронизмы»
6. Измерение времени в средневековье Историки говорят о «хаосе средневековых датировок» Странные «средневековые анахронизмы» Хронологическая версия Скалигера была отнюдь не единственной. Существовали конкурирующие версии, сильно от нее отличающиеся. Вообще, Э.
15.1. Хаотичный разброс радиоуглеродных датировок на «античных», средневековых и современных образцах
15.1. Хаотичный разброс радиоуглеродных датировок на «античных», средневековых и современных образцах Первоначальная идея Либби.Первые неудачи.Наиболее популярным является радиоуглеродный метод, претендующий на независимое датирование «античных» памятников. Однако по
Глобальное измерение проблемы
Глобальное измерение проблемы Меры по внедрению экологической безопасности, которые все-таки были предприняты начиная с 1960–1970-х годов развитыми странами, часто приводили лишь к тому, что часть производств, представляющих наибольшую опасность для окружающей среды,
Измерение черепов Австралии и Океании
Измерение черепов Австралии и Океании Н. Н. Миклухо-Маклай меряет черепа местных аборигенов на многих островах Австралии и Океании.Смотри «Берег Маклая (Папуа – Новая
Измерение черепов Австралии и Океании
Измерение черепов Австралии и Океании Н. Н. Миклухо-Маклай меряет черепа местных аборигенов на многих островах Австралии и Океании.1882 год, 31 октября. Русский царь Александр III распоряжается оплатить все расходы Н. Н. Миклухо-Маклая.1883 год, 5 марта. Четвёртое посещение на
Измерение времени
По христианской доктрине, время – это период между библейским сотворением мира за шесть дней, и концом света, предсказанным Иоанном Богословом в Апокалипсисе. Для лучшего представления исторического течения времени Святой Августин поделил его на шесть периодов в соответствии с шестью этапами библейской истории, уподобив его (временной процесс) шести периодам человеческой жизни. Итак, первая эпоха (от Адама до Ноя) соответствовала младенчеству; вторая (от Ноя до Авраама) – детству; третья (от Авраама до Давида) – отрочеству; четвертая (от Давида до краха Вавилона) – юности; пятая (от Вавилонского пленения до Рождества Христова) – зрелости и шестая (от Рождества Христова до конца света) – старости.
Страница из «Роскошного часослова герцога Беррийского». Сентябрь
Страница из «Роскошного часослова герцога Беррийского», Декабрь
Темные люди Средневековья жили, таким образом, в постоянном предчувствии конца света. Схема, предложенная Св. Августином, несколько раз воспроизводилась во многих средневековых текстах, но начиная с XII столетия этому пессимистическому видению мира были противопоставлены идеи прогресса, вызванные развитием общества.
К календарям обычно прилагались пасхальные таблицы, плод сложных подсчетов для заблаговременного определения праздника Пасхи и других связанных с ней праздников с нефиксированными датами (Вознесение и Троица). В монастырских или приходских календарях указывались великие праздники, среди которых выделялись празднования, посвященные этапам жизненного пути Иисуса Христа и Девы Марии, и торжества в честь святых. Вершиной литургического календаря была Страстная неделя, посвященная памяти о страданиях Христа, начиная с Его взятия под стражу и кончая Распятием, и предшествующая Пасхе.
Но смена сезонов осталась основной точкой отсчета времени для населения, на 90 % состоящего из деревенских жителей. Переход от одного времени года к другому ознаменовывался трехдневным постом и проведением специфических церемоний. Важность сельскохозяйственного календаря подтверждается, например, установлением за три дня до Вознесения весеннего праздника, посвященного посевной, во время которого молились о даровании хорошего урожая.
Технические средства измерения времени оставались несовершенными. Церковные колокола (начиная с VII в.) оповещали всех о начале церковных служб. В конце Средневековья у них появились конкуренты – колокола, установленные на городских дозорных башнях, символах светской и городской власти буржуазии, отмечавшие начало и конец рабочего дня. В это же время традиционные инструменты измерения времени: солнечные и песочные часы, клепсидра (водяные часы) постепенно отступали перед появлением первых механических часов (1314 г.), очень точно измерявших ход времени.
Читайте также
6. Измерение времени в Средневековье. «Хаос средневековых датировок». Средневековые анахронизмы
6. Измерение времени в Средневековье. «Хаос средневековых датировок». Средневековые анахронизмы Хронологическая версия Скалигера была отнюдь не единственной в его время. Существовали и другие версии, сильно от нее отличающиеся. Вообще Э. Бикерман с прискорбием говорит
6. Измерение времени в средневековье Историки говорят о «хаосе средневековых датировок» Странные «средневековые анахронизмы»
6. Измерение времени в средневековье Историки говорят о «хаосе средневековых датировок» Странные «средневековые анахронизмы» Хронологическая версия Скалигера была не единственной. Существовали конкурирующие версии, сильно от нее отличающиеся. Э. Бикерман с
Измерение времени
Измерение времени Бенедиктинский устав тщательно делит день монаха на определенные части. Пунктуальность – вот главная добродетель, и всякое, даже малейшее, отступление от этого требования должно быть объявлено на обвинительном капитуле. В отличие от сельских жителей
Дух времени
Дух времени Честь российского народа требует, чтоб показать способность и остроту его в науках и что наше Отечество может пользоваться собственными своими сынами не токмо в военной храбрости и в других важных делах, но и в рассуждениях высоких знаний. Михаил Ломоносов В
6. Измерение времени в средневековье «Хаос средневековых датировок» Странные «средневековые анахронизмы»
6. Измерение времени в средневековье «Хаос средневековых датировок» Странные «средневековые анахронизмы» Хронологическая версия Скалигера отнюдь не была единственной.Вообще Э. Бикерман с прискорбием говорит о «хаосе средневековых датировок» [19], с. 73. Кроме того,
ИНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
ИНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ После этих двух вероятных поговорим о третьей, не менее правдоподобной гипотезе происхождения записи на Диске. Чтобы ее умозрительно построить, я обратился к трансцендентальным способностям или свойствам человека. Доказательство положений этой гипотезы
Исполнение евангельской заповеди или «кочевое служение»: имперское измерение
Исполнение евангельской заповеди или «кочевое служение»: имперское измерение В дореформенный период епархиальный архиерей в Грузии даже при тогдашнем состоянии путей сообщения мог относительно регулярно объезжать практически всю подведомственную ему территорию. Не
Ротонда: выход в другое измерение
Ротонда: выход в другое измерение В 1820-е годы владелец участка на Гороховой, 57, набережной Фонтанки, 81, откупщик Савва Яковлев, решил построить еще одно здание, в котором можно было бы сдавать квартиры внаем. Но места было мало, и, стараясь не ухудшить жилищные условия в уже
Пространство и время: испанское измерение
Пространство и время: испанское измерение Легенды, как «розовая», так и в особенности «черная», помимо всего прочего, грешат еще и тем, что изображают конкистадоров на одно лицо: либо все они как на подбор «рыцари», либо «стая волков». Поэтому начать эту главу придется с
Пространство и время: американское измерение
Пространство и время: американское измерение Новый Свет не только обостряет «наследственные» черты испанца, он формирует новые черты характера: лепит пришельца по своему образу и подобию. Если в Новом Свете нет ничего невозможного — то конкистадоры и сами в отношении
6. Измерение времени в средневековье Историки говорят о «хаосе средневековых датировок» Странные «средневековые анахронизмы»
6. Измерение времени в средневековье Историки говорят о «хаосе средневековых датировок» Странные «средневековые анахронизмы» Хронологическая версия Скалигера была отнюдь не единственной. Существовали конкурирующие версии, сильно от нее отличающиеся. Вообще, Э.
Конфессиональное измерение «еврейского вопроса» в России
Конфессиональное измерение «еврейского вопроса» в России Иудаизм в Российской империи XIX века был одной из «терпимых» вер[1573]. Взятый николаевским правительством с 1840-х годах курс на создание нового раввината, согласно логике имперской веротерпимости, ознаменовывал
Глобальное измерение проблемы
Глобальное измерение проблемы Меры по внедрению экологической безопасности, которые все-таки были предприняты начиная с 1960–1970-х годов развитыми странами, часто приводили лишь к тому, что часть производств, представляющих наибольшую опасность для окружающей среды,
Измерение черепов Австралии и Океании
Измерение черепов Австралии и Океании Н. Н. Миклухо-Маклай меряет черепа местных аборигенов на многих островах Австралии и Океании.Смотри «Берег Маклая (Папуа – Новая
Измерение черепов Австралии и Океании
Измерение черепов Австралии и Океании Н. Н. Миклухо-Маклай меряет черепа местных аборигенов на многих островах Австралии и Океании.1882 год, 31 октября. Русский царь Александр III распоряжается оплатить все расходы Н. Н. Миклухо-Маклая.1883 год, 5 марта. Четвёртое посещение на