Как измерять линейкой 1 класс
Класс: 1
Презентация к уроку
Цель: путём наблюдения, сравнения познакомить детей с единицей измерения длины – сантиметром.
УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные.
Материалы и оборудование: компьютер, проектор, тетрадь, линейка, учебник, карандаши, листы с заданиями для работы в группах.
Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный.
Методы работы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические.
I. Организационный момент.
Смолк звонок. Проверь дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё на месте, всё в порядке,
Книжки, ручки и тетрадки.
Карандаш, линейка есть.
2. Эмоциональный настрой на работу.
— У вас на партах лежат лучики солнца. Давайте создадим себе радостное хорошее настроение.
Соединим лучики к солнцу. И от наших лучиков солнышко засветит еще ярче и веселее.
Передайте своё настроение соседу по парте, улыбнитесь. Слайд 2.
— Ребята, сегодня мы проведём необычный урок. Необычен он тем, что мы идём искать клад.
— А как называют людей, которые ищут клад? (кладоискатели).
— Кто такие кладоискатели и какой клад мы сегодня будем искать? (ответы детей)
— Маша и Миша будут нас сопровождать и нам помогать.Слайд 3.
— Вы готовы? (ответы детей)
— Тогда давайте готовиться к путешествию. Путь нам укажет вот эта карта. Слайд 4.
— Ребята, что мы с собой возьмем в путь? (ответы детей)
— Да, конечно, возьмём с собой лопату и другие инструменты. Слайд 5.
— А что ещё нужно, чтоб не сбиться с пути, чётко по карте идти? (внимание)
-Хорошо, возьмём с собой внимание. Вот сейчас мы проверим, на сколько вы внимательны.
Пожелаю всем удачи –
В добрый путь, в добрый час.
ll. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
— Мы строго следуем по карте и впереди лес заданий.
А) Назови числа в порядке убывания. Слайд 6.
Б) Увеличьте на 4: Слайд 7.
2. Фиксация затруднений в деятельности
Работа с полосками разного цвета.
— Перед вами полоски разного цвета, сравните их по длине.
— Каким способом вы будете сравнивать отрезки? (ответы детей)
— Давайте сравним их с помощью знаков >, 25.05.2012
Урок математики в 1 классе. Измерение длины отрезка. Сантиметр.
Тема «Измерение длины отрезка. Сантиметр»
знакомство учащихся с общепринятой мерой измерения длин — сантиметром;
формирования понимания стандартизированности и универсальности выбранной мерки – НА ВСЕХ измерительных линейках, лентах САНТИМЕТР ОДИНАКОВ;
ознакомление учащихся с алгоритмом измерения длин отрезков;
овладение алгоритмом измерения длин отрезков с помощью линейки независимо от горизонтального, наклонного или вертикального положения отрезков относительно горизонтального направления линеечек школьной тетради;
ознакомление учащихся с алгоритмом построение отрезков определенной длины с помощью измерительной линейки;
построение измерительной линейки с мерой измерения – 1 см;
развитие математической речи (развернутые ответы на основе использования математических терминов, связанных с измерение м длин отрезков);
формирование УУД: формирование логического мышления на основе сравнения предметов ( в данном случае по длине)
Пропедевтика : длина ломаной линии, измерение длин ломаных линий
2. Изучение проблемной ситуации.
На партах у вас лежат полоски.
Как можно сравнить их по длине?
-Путем наложения одной полоски на другую.
Выполните данную работу в парах.
Молодцы, с этой работой вы справились.
Помогите разрешить спор двух мальчиков. Каждый хочет дойти до домика быстрее. Как узнать какая тропинка короче?
Что нам нужно для этого сделать?
— Узнать длину тропинок?
Как мы назовем такие линии?
Знаем ли мы длину каждого отрезка?
Можем ли мы выполнить это задание?
-Мы не можем наложить один отрезок на другой.
2.Определение темы и цели урока.
3. Актуализация знаний
Вспомните материал прошлого урока и ответьте на вопрос:
С помощью чего измеряли в старину длину предметов и расстояния?
Какие получались результаты?
Подумайте, как измерить длину классной комнаты быстро и точно?
4. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала
а) Работа по учебнику.
— Открываем страницу У-2 (с.18) №1. Чтение текста
-Какой единицей длины можно измерять самые разные предметы?
Выясняем, что расстояние между большими делениями на линейке называют сантиметром.
— На всех линейках один сантиметр равен длине отрезка, который мы можем увидеть в учебнике (с.18). Совмещаем этот отрезок с любым отрезком на линейке.
Предлагаю обучающимся дополнительную информацию:
— Мерами пользуются все — ученые, школьники, студенты, независимо от того, в какой стране они живут и кем работают. Эталон, т. е. Линеечка с самыми точными делениями, которые показывают, что между большими делениями 1 сантиметр, хранится в Главной палате мер и весов в Санкт-Петербурге (основана в 1893 году).
-Рассмотрите рисунок к заданию №1. Найдите отрезок, длина которого равна 1см.
-Как правильно измерить длину предметов с использованием линейки?
Составление алгоритма работы с линейкой :
1. Прикладываю линейку к отрезку.
2. Совмещаю ноль на линейке с началом отрезка.
3. Определяю число, соответствующее концу отрезка. Это длина отрезка.
4. Записываю результат измерения
б) Работа в парах У-2 (с.18) №2. Полученный результат записывает в таблицу.
-Договоритесь, друг с другом и выберите по 2 предмета.
-Проверьте работу своего соседа. Поменяйтесь тетрадями. Оцените работу соседа
в) Организация самостоятельной работы
— Самостоятельно выполнить задания в рабочей тетради. Т-2(с.24)
Самопроверка (образец на доске)
Алгоритм построения отрезка заданной длины:
1) С помощью линейки отмечаем концы отрезка, поставив точки около делений 0 и 10.
2) Соединяем эти точки прямой линией по линейке, получаем отрезок, равный 10 см
Повторяем алгоритм и даю следующее задание:
-Начертите отрезок, длина которого равна 10 см (выполняется на альбомном листе).
Иллюстрирую на классной доске этот чертеж, а затем показываю с помощью линейки, что из поставленной на плоскости точку, как лучи солнца, могут выходить бесконечное число отрезков заданной длины. Прошу детей провести три-четыре отрезка заданной длины из этой точки.
Работа по учебнику №3.
Прежде чем начертить отрезок такой длины в тетради, вспомним алгоритм работы с линейкой
Чертим отрезок простым карандашом, обозначаем длину ручкой.
5. Динамическая пауза
6. Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков
1.Индивидуальная форма обучения (организация самостоятельной работы).
Математика. 1 класс
Конспект урока
Математика, 1 класс
Урок 16. Единица длины – сантиметр.
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Новая единица измерения – сантиметр.
Измерение длины отрезка при помощи линейки.
Измерение отрезков и выражение их длины в сантиметрах.
Черчение отрезков заданной длины.
Единица измерения длины; сантиметр; линейка; отрезок; истинность утверждений; логические связки.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
На уроке мы узнаем о новой единице измерения длины – сантиметре. Научимся измерять длину отрезков при помощи линейки. Сможем строить простейшие высказывания при помощи логических связок и слов.
Основное содержание урока
Перед вами три линии разного цвета. Пофантазируйте и превратите эти линии в геометрические фигуры.
Первую линию мы менять не будем, ведь это уже и есть геометрическая фигура. Линия, у которой нет ни начала, ни конца, называется прямая.
Если на второй линии в начале поставить точку, то какая геометрическая фигура получится? Получился луч. У луча есть начало, но нет конца.
Если на концах третей линии поставить точки, то какая геометрическая фигура получится? Линия становится отрезком – у неё обозначены начало и конец.
Что вы можете сказать о длине этих геометрических фигур? Длина фигур совершенно разная. Длина красной фигуры короче длины чёрной фигуры, а длина чёрной – короче зелёной. Что же такое длина? Это расстояние от одного конца предмета до другого. Говорить о длине луча (как и прямой) неправильно.
А насколько длина зелёной фигуры больше длины красной? Насколько чего? Ведь люди давно стали задумываться, как же сравнить насколько медведь выше зайца. Насколько дорога шире тропинки. Насколько дерево выше куста. Вот тогда люди придумали меры длины и точный инструмент измерения длины – линейку. Рассмотрите линейку. Расстояние от одной цифры до другой называется сантиметр. Вот об этом мы сегодня и поговорим на нашем уроке. Тема нашего урока «Единица длины – сантиметр».
Посмотрите на изображение:
Посчитайте, сколько красных мерок помещается на зелёном отрезке. (На видео показано, как прикладывается красная мерка и на зелёном отрезке она помещается 4 раза).
Сколько синих мерок помещается на зелёном отрезке? (На видео показано, как прикладывается синяя мерка и на зелёном отрезке она помещается три раза).
Почему так происходит?
Длина полосок разная. Поэтому такие мерки не подходят для измерения длины.
Математика точная наука, поэтому для измерения длины используют особую, точную мерку, которая называется сантиметр. (На экране появляется надпись «Сантиметр» и мерка, над которой написано 1 см).
Мы говорим сантиметр, это длинное слово, поэтому во всём мире договорились сантиметр обозначать так: СМ.
Для измерения отрезков используют точный инструмент – линейку. (На экране показана линейка).
С какого числа начинается линейка? (С ноля). Линейка должна лежать под отрезком, а ноль должен совпадать с началом отрезка. (На видео показ измерения линейкой). Чтобы каждый раз не считать, когда измеряем отрезок, сантиметры на линейке обозначены числами по порядку.
Какова длина нашего отрезка? (На видео показан отрезок, к которому приложена линейка).
Длина отрезка 8 сантиметров. (На экране запись над отрезком – 8 см).
Сегодня мы будем учиться измерять и чертить отрезки заданной длины.
Посмотрите на рисунок и назовите те фигуры, у которых нельзя измерить длину.
Посмотрите на рисунок. Найдите на нём отрезок, равный одному сантиметру. Сколько клеток он занимает? (1 сантиметр – это две клетки тетрадного листа).
Определите и запишите длину отрезков, не пользуясь линейкой.
Разбор тренировочных заданий.
Нажмите кнопку, чтобы она окрасилась красным цветом, если вы считаете, что животное с этой картинки не правильно пользуется линейкой для измерения ленточки.
Впишите цифрами длину предметов и обозначьте единицу длины сантиметр.
Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы, выбрав правильный вариант ответа.
Вопросы с выбором ответов «верно» или «неверно»:
1. Верно ли, что на картинке изображена детская комната?
2. Верно ли, что игрушка самолёт стоит на нижней полке в шкафу?
3. Верно ли, что в вазе на столе лежит 5 апельсинов?
4. Верно ли, что в шкафу на нижней полке стоит 10 книг?
5. Верно ли, что окно расположено слева от шкафа?
1.Верно ли, что на картинке изображена детская комната? Верно
2. Верно ли, что игрушка самолёт стоит на нижней полке в шкафу? Неверно.
3. Верно ли, что в вазе на столе лежит 5 апельсинов? Неверно.
4. Верно ли, что в шкафу на нижней полке стоит 10 книг? Неверно.
5. Верно ли, что окно расположено слева от шкафа? Верно.
Сколько порций мороженого можно купить на эти монеты, если 1 порция мороженого стоит 8 рублей? Объедините группы монет. Запишите правильный ответ.
Подсказка: соберите группы по 8 рублей.
Поместите в таблицу все морковки, которые съел кролик.
Решите задачу. Запишите ответ в виде суммы.
Урок по математике 1 класса «Измерение отрезка с помощью линейки»
Развернутый конспект урока по математике
Программа – развивающая система Л.В. Занкова
Раздел: 6. Сантиметр
Тема урока: Измерение отрезка с помощью линейки
Тип урока: Урок открытия нового знания
Образовательная: формировать умение измерять длину отрезка с помощью линейки, формировать понятие «линейка»
Развивающая: развивать мыслительные операции анализа и сравнения, внимание
Воспитательная: воспитывать интерес к изучаемому предмету
Предметные: умение измерять длину отрезка с помощью линейки, понятие «линейка»
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации;
Коммуникативные: умение договариваться, находить общее решение практической задачи; готовность слушать собеседника и вести учебный диалог;
Регулятивные: способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
Личностные: ценностные ориентиры и смыслы учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов
Оборудование: учебник по математике, презентация, линейка для учителя
Измерить отрезок — это значит установить его длину в определенных единицах. Единицы измерения длины: миллиметр (мм), сантиметр (см), дециметр (дм), метр (м), километр (км).
Наиболее распространенными инструментами для измерения длин отрезков является: линейка (с разметкой в сантиметрах и миллиметрах)
Определение : линейка — простейший измерительный инструмент, как правило представляющий собой узкую пластину, у которой как минимум одна сторона прямая. Обычно линейка имеет нанесённые штрихи (деления), кратные единице измерения длины (сантиметр, миллиметр, дюйм), которые используются для измерения расстояний.
Измерить отрезок – значит найти его длину. Измерение отрезков производится путём сравнения данного отрезка с другим отрезком, принятым за единицу измерения. Отрезок, принятый за единицу измерения, называется единичным отрезком.
Если за единичный отрезок принят сантиметр, то для определения длины данного отрезка надо узнать, сколько раз в данном отрезке помещается сантиметр. В этом случае измерение удобно производить с помощью сантиметровой линейки.
Свойства измерения отрезков:
— Когда точка делит отрезок на две части (на два отрезка), длина всего отрезка равна сумме длин этих двух отрезков.
— Любой отрезок имеет определённую длину, большую нуля.
Анализ методического подхода к формированию понятия «сантиметр» в начальном курсе математики. По программе курса математики начальных классов предусматривается знакомство с такой величиной и единицами ее измерения, как длина. Традиционно, в методике преподавания математики в начальных классах выделяются общие этапы для процесса введения понятия величины.
На третьем этапе осуществляется процесс измерения – сравнения данной величины с выбранной единицей измерения, результатом которого является некоторое значение величины.
Обучение измерению разных величин:
1. Производится сравнение величин «на глаз», с помощью мускульных усилий.
2. Вводятся единицы измерения величины и устанавливаются отношения между ними и ранее рассмотренными.
3. Величины преобразуются: крупные заменяются мелкими, а мелкие – крупными.
5. Производятся операции над величинами.
Психолого – дидактический анализ
Предмет усвоения: умение измерять отрезок с помощью линейки
Компонент содержания образования: действие
По широте применения: универсальное
По степени сформированности: умение, переходящее в навык
Средства усвоения: понятие «величина», «длина», «отрезок», «сантиметр»
Этап усвоения: восприятие, осмысление
Действие, направленное на формирование знания: репродуктивное
I ЭУ. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент)
УЗУ: Организовать учащихся к работе на уроке
У: Ребята, здравствуйте, садитесь, пожалуйста. Какой урок сейчас?
У: Проверяем готовность. Все ли необходимое у вас лежит на парте. Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?
Д: Хорошее, веселое настроение
У: Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок
II ЭУ. Актуализация знаний и умений, составляющих способ усвоения нового материала
УЗУ: Актуализировать умение производить устный счет; формировать умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности
УЗу: Сейчас мы будем считать устно
ПЗ: Для этого откройте тетради, запишите число, отступите 4 клетки вниз и поставьте точку на 5-ой. Внимание на презентацию. На слайде будут появляться выражения, вам только необходимо записать значения этих выражений
ОД: Работаем самостоятельно, ни у кого не подглядываем, после того, как вы выполните это задание, мы вместе проверим
ОК: Внимательно выполняйте задания, если у вас возникнут вопросы или трудности, поднимите руку
На слайдах выражения: 9-2, 6-2, 5+3, 4+4, 5+2, 3+2, 3+4, 6+2, 5+2, 7+0
У: 7, 4, 8, 8, 7, 5, 7, 8, 7, 7
У: Поднимите руку те, у кого все +. Поднимите руку те, у кого 1 минус. Поднимите руку те, у кого 2 минуса.
О-Р: Молодцы, практически все были внимательны и поэтому и большинства ребят все +.
2 ВР: Работа в парах
УЗУ: Актуализировать умения устанавливать отношения «длиннее», «короче», «одинаковой длины», формировать умение договариваться, находить общее решение практической задачи
УЗу: Сейчас мы с вами будем сравнивать отрезки, работая в парах
ПЗ: Для этого откройте учебник на странице 28. Посмотрите на данные четыре отрезка и ответьте на вопрос авторов учебников
ОД: Работаем вместе с соседом по парте. Не забывайте о правилах работы в парах
ОК: После того, как вы выполните это задание, поднимите руки, мы вместе с вами проверим
У: Итак, длина отрезка ОМ 1 см. Какой отрезок короче 1-ого см?
У: А какой отрезок длиннее 1 см?
У: У какого отрезка длина равна 1 см?
О-Р: Правильно, вы очень быстро сравнили данные отрезки
III ЭУ. Формулировка темы и основных целей урока
УЗУ: Формировать умение самостоятельно формулировать тему и основные цели урока
УЗу: Сейчас мы сформулируем тему и цели нашего урока.
ПЗ: Для этого я вам предлагаю просмотреть на слайд. На слайде представлены 2 отрезка. Я предлагаю подумать и ответить на вопрос
ОД: Сначала каждый самостоятельно подумает, а потом мы будем обсуждать
У: Проблемный вопрос: Итак, давайте подумаем, а как же можно измерить длину этих отрезков?
Д: Можно наложить один на другой
У: И как это поможет нам узнать длину отрезков?
Д: можно их измерить с помощью линейки
У: Верно. Какая тема нашего урока?
У: Вы думаете в правильном направлении, я вам помогу. Тема нашего урока: измерение отрезка с помощью линейки
У: Какую главную цель поставим?
Д: Научиться измерять отрезки с помощью линейки
О-Р: Совершенно верно. Мы с вами определили тему урока, и вы правильно назвали главную цель нашего урока. Ее мы будем достигать на этом уроке
IV ЭУ. Организация деятельности учащихся по усвоению нового материала
1 ВР: Рассказ учителя
УЗУ: Формировать умение измерять длину отрезков при помощи линейки, формировать умение контролировать процесс и результат своей деятельности
УЗу: Линейкой для измерения длины необходимо уметь пользоваться. Сейчас мы с вами будем учиться измерять длину
ПЗ: Для этого найдите упражнение в учебнике под номером 69. Нам дан отрезок ТК.
ОД: Я буду вам рассказывать и показывать, вы внимательно следите за мной и запоминайте, как правильно пользоваться линейкой, чтобы измерить длину отрезка
Д: Длина отрезка ТК равна 8 см
О-Р: Все ли вам понятно?
У: Хорошо, продолжаем работать дальше
2 ВР: Фронтальная работа с учебником
УЗУ: Формировать умение измерять длину отрезков при помощи линейки, формировать умение слушать собеседника и вести учебный диалог;
УЗу: Сейчас давайте еще поучимся измерять длину отрезков при помощи линейки
ПЗ: Для этого выполним это упражнение дальше. Нам предлагают ответить на вопросы
ОД: Работать будем все вместе, я буду задавать вопросы, вы на них будете отвечать, поднимая руку
ОК: Если ваш одноклассник ответил неверно, то поднимите руку, я спрошу вас
У: С какой точкой отрезка совпадает ноль на линейке?
У: Как располагается линейка и отрезок?
Д: Линейка расположена ниже отрезка, линейка ровно прикладывается к отрезку
У: Где на линейке можно увидеть длину отрезка?
Д: Число на линейке, стоящее возле второй точки К, показывает длину отрезка
У: Теперь ниже представлены еще отрезки. Измерьте их длину при помощи линейки и назовите их результат
Д: Отрезок АО равен 9 см, отрезок КМ равен 4 см
У: Давайте запишем неравенство. Даша, выйди к доске и запиши его
О-Р: Совершенно верно, молодцы. Сложно было измерять длину отрезка?
V ЭУ: Закрепление изученного материала
1 ВР: Фронтальная работа
УЗУ: Закрепить у учащихся умение измерять длину отрезков с помощью линейки, формировать умение находить и выделять необходимую информацию через организацию работы с учебником;
УЗу: Сейчас мы закрепим наши умения измерять длину отрезков с помощью линейки
ПЗ: Для этого выполним упражнение 71. Пятачок, Винни Пух и Кролик начертили отрезки. Пятачок начертил отрезок 6 см. Кролик начертил отрезок синим карандашом. Нужно найти отрезок, который начертил Винни Пух
ОД: Выполнять это задание будем все вместе.
ОК: Я прошу каждого внимательно прочитать задание, если кто-то ошибется при ответе, поднимите руку, я срошу вас и только тогда вы ответите
У: Итак, что нам нужно сделать?
Д: Нам нужно найти отрезок, который начертил Винни Пух
У: А что нам еще известно?
Д: Что синий отрезок начертил Кролик, а Пятачок начертил отрезок длинной 6 см.
У: Если Кролик начертил синий отрезок, значит, какой из отрезков начертил Винни Пух?
Д: Он начертил или красный, или зеленый
У: Но Пятачок начертил отрезок длинной 6 см. Что нужно сделать?
Д: Измерить красный и зеленый отрезок.
У: Правильно. Какой длины красный отрезок?
Д: Длина красного отрезка равна 6 см
У: Вено. Значит, Винни Пух начертил зеленый отрезок. Какая у него длина?
У: Правильно, молодцы
VI ЭУ. Организация контрольно – оценочной деятельности
УЗУ: Придать уроку логическую завершенность
УЗу: Итак, подведем итог нашего сегодняшнего урока
ПЗ: Давайте побеседуем
У: Какова основная цель нашего урока?
Д: Научиться измерять отрезки с помощью линейки
У: Достигли мы этой цели?
У: Ребята, вы сегодня молодцы! Домашнее задание: упражнение 73. Спасибо за работу. Урок окончен.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.