Как изображена главная улица петербурга

Образ Петербурга в повести Невский проспект

Как изображена главная улица петербурга. profile photo 40. Как изображена главная улица петербурга фото. Как изображена главная улица петербурга-profile photo 40. картинка Как изображена главная улица петербурга. картинка profile photo 40

Как изображена главная улица петербурга. crown3. Как изображена главная улица петербурга фото. Как изображена главная улица петербурга-crown3. картинка Как изображена главная улица петербурга. картинка crown3

Н. В. Гоголь большую часть своей жизни провел в Петербурге. Сначала он считал его идеальным городом, центром красоты, духовной жизни страны и местом, где всегда творческий человек может получить признание. Однако после приезда писатель понял, что реальность слишком сильно отличается от его мечты.

В повести «Невский проспект» Петербург – это город лжи и праздности. Жителей города привлекает бесцельная прогулка по проспекту, во время которого они демонстрируют себя миру. Но показывают и выделяют не лицо или глаза (что важно для автора, потому что для Гоголя глаза – зеркало души), а бакенбарды, волосы, усы. Для жителей не важно, что внутри, гораздо важнее то, что снаружи.

Всё, что можно увидеть в Петербурге, описанном в этом произведении – это безликая толпа, которой только и нужно, что выставить себя в выгодном свете, приукрасить. В этом городе сложно разглядеть настоящего человека за маской его напускной красоты.

Так и обманулся герой повести Пискарев. Художник, тонкая натура, вместе с другом, Пироговым, на Невском проспекте он встречает прекрасную девушку. Она сразу пленила его, и он погрузился в мечты о любви и счастье с ней. Пискарев даже не мог подумать, что за маской прекрасной и нежной женщины-мечты скрывается женщина легкого поведения. Он не смог смириться с обманом города масок и свел счеты с жизнью.

В Петербурге нет место не только чистой любви и мечте, но и дружбе – Пирогов не пошел на похороны к другу. Вместо этого решил соблазнять чужую жену. И ему это удается.

Источник

Образ Невского проспекта в повести Гоголя

Как изображена главная улица петербурга. 76543 6. Как изображена главная улица петербурга фото. Как изображена главная улица петербурга-76543 6. картинка Как изображена главная улица петербурга. картинка 76543 6

Мы подготовили для наших читателей несколько сочинений на тему — Образ Невского проспекта в повести Гоголя Используйте эти примеры для написания сочинения на урок литературы в школе.

Сочинение 1

Для Николая Васильевича Гоголя Санкт-Петербург всегда был особенным городом. Неудивительно, что автор создал цикл «Петербургские повести», где город является одним из действующих лиц. В этот цикл входит и произведение «Невский проспект».

Невский проспект — это не просто самая красивая и главная улица города. Это та часть Петербурга, которая соединяет множество разных людей. В разное время суток по Невскому проспекту ходят разные люди с разными целями. Утром по нему ходят простые люди и мелкие чиновники. Днем здесь можно увидеть преподавателей, гувернеров и их учеников, а также чиновников, стоящих на важных постах. В послеобеденное время на прогулку по Невскому проспекту выходят представители высшего света… Таким образом, Невский проспект становится отражением всего Петербурга. Он показывает людей разных сословий, которые живут в городе. Однако, они так и не соединяются, а лишь оказываются в одном и том же месте в разное время…

Невский проспект влияет и на жизнь человека, управляя его судьбой. Здесь может произойти неожиданная встреча со старым товарищем или просто знакомым. Здесь можно и влюбиться по-настоящему. Здесь можно погрустить и порадоваться. Невский проспект полностью управляет жизнью петербуржцев.

Судьба поручика Пирогова складывается удачнее. Он также нашел свою любовь на просторах Петербурга, но женщина оттолкнула его. Она была верна своему мужу-алкоголику, поэтому резко, твердо и жестко прервала ухаживания Пирогова, который был решителен в своих намерениях. Он также желал отомстить, но в одной кондитерской города он смог подавить в себе гнев.

Таким образом, Санкт-Петербург восстает в повести как нечто темное, злое, разрушительное, что управляет человеческой жизнью. И нет возможности уйти от этого преследования… Вот такой Петербург в позиции Николая Васильевича Гоголя — всеобъемлющая, глобальная сила, от которой невозможно уйти.

Сочинение 2

Автор повести «Невский проспект», Н. В. Гоголь, восхищается этим местом в начале повести, говоря о том, что лучше его ничего нет. Он отдает предпочтение людям, встреченным здесь, перед прохожими с других улиц. Невский олицетворяет весь Петербург, который Гоголь идеализировал, но со временем он стал замечать и обратную сторону Величественного города.

За внешним блеском Гоголь обличает бездушие и бесчеловечность города, пожирающего души бедных людей. Это уже не строгая, стройная столица. Писатель представляет Петербург как кучу домов, набросанных друг на друга, гремящие улицы, …блеск и низость бесцветности»

Общественные классы как нельзя лучше показаны на Невском проспекте в разное время суток: дамы и кавалеры в модных сюртуках, сверкающих мундирах, разнообразных платьях, платках и шляпках. Выставляется на суд читателей дворянская спесь, чванство, тупость и пошлость. Праздность и гулянье царят на Невском. Но рано поутру проспект наполняется совершенно другими фигурами: мальчишки с сапогами в руках мчатся туда-сюда, как молнии, мужики в испачканной известью обуви, лакеи, которые швыряют объедки нищим. Город предстает безликим, полным лжи.

И люди описаны лишь фрагментами — волосы, усы, талия. Отсутствуют лица, нет личностей. Гоголь не видит людей в Петербурге. Есть только толпа, не имеющая собственного мнения.

Но интереснее всего Невский проспект по вечерам, когда свет ламп придает ему невероятный оттенок. Молодежь любит город в эту пору. Гуляющие юноши специально переходят на бег, чтобы у фонаря заглянуть под шляпку красивой дамы.

Истории, происшедшие с главными героями, Пискарёвым и Пироговым, это две резко выделенные части одной картины Невского проспекта и Петербурга. Пискарев — мечтатель, романтик. Пирогов же наглый, самодовольный и ограниченный тип. В отличие от чистого и благородного Пискарева, его интересует лишь карьера и интрижки с женами ремесленников.

В конце повести автор срывает с города красивые покровы и выплескивает на него всю свою ненависть к его продажности и равнодушию, тем самым подчеркивая двойственность Петербурга, его противоречие между видимым и сущим.

Сочинение 3

Образ Невского проспекта в повестях Гоголя стал неким мистическим символом. Сам Петербург – особый город для писателя, а его сердце – Невский – главная сцена, где кипит жизнь и происходят судьбоносные события.

Столица грехов и пороков

В городе пороков, лжи, бездушности и безразличия главный помост – Невский проспект. Именно он таинственным образом притягивает толпы людей: богатых и нищих, поэтов и художников, знатных особ и тех, кто попал на самое дно жизни. В произведениях Гоголя Невский проспект – ключевая деталь. Здесь разбиваются мечты Пискарёва в одноимённой повести Н. В. Гоголя. Красивая внешность и отвратительная душа настолько впечатлили молодого художника, что его сновидения, пытаясь оправдать возлюбленную, каждую ночь преподносят ему новые образы. Грязь, пороки, бесчеловечность, царящие в огромном городе, сводят с ума романтичного молодого человека. Он тот, кому не выдержать жизни в городской суете, в мире, где правят деньги.

Авторское восприятие Петербурга

Невский проспект – это душа Петербурга, и она показана писателем «во всей красе». Напыщенная, обрюзгшая знать демонстрирует свои роскошные наряды и пустые души, прогуливаясь по главной «артерии» города. Тут они соревнуются в роскоши своих экипажей, в белизне воротников и блеске драгоценностей.

Петербург, а с ним и Невский проспект, не гостеприимны для простых людей: это место, где все друг другу чужие. Огромный город сводит с ума персонажей Гоголя («Невский проспект»), он отнимает всё самое дорогое («Шинель).
“Не верьте, Невскому проспекту!” Гоголь достаточно долго жил в Петербурге, чтобы прочувствовать дух этого города: он мрачный, холодный, «серый», «каменный».

Чтобы жить в таком огромном неуютном городе, чтобы прогуливаться по Невскому дважды в день, нужно иметь особый характер и минимум моральных принципов. Таким неприветливым рисует Петербург Н. В. Гоголь в своих рассказах и повестях. Множество сюжетов показывают, насколько тяжело живётся «маленькому» человеку в таком огромном бездонном океане пороков. Гоголь очень пронзительно пишет о сердце Петербурга: «не верьте этому Невскому проспекту! …Всё обман, всё мечта, всё не то, что кажется…».

В образе Невского у Гоголя есть много мистических деталей: случайные встречи, фантастические персонажи, некий магнетизм, притягивающий самые сильные человеческие пороки. В рассказе «Портрет» Гоголь показывает как деньги стремительно губят человека. В этом произведении также фигурирует Невский проспект, именно туда переезжает внезапно разбогатевший художник, чтобы навсегда потерять свой талант.

Источник

Улица с перспективой: как возник и менялся Невский проспект

Как изображена главная улица петербурга. . Как изображена главная улица петербурга фото. Как изображена главная улица петербурга-. картинка Как изображена главная улица петербурга. картинка

Невский проспект – главная улица Санкт-Петербурга. Со времен Николая Гоголя ситуация на Невском ничуть не изменилась. Это по-прежнему главная улица Санкт-Петербурга. Ежедневно по ней проходит около двух миллионов человек. Количество машин пока не подсчитывали, зато есть другая, не менее говорящая статистика. Из-за автомобильных выхлопов Невский – самое теплое место во всей Северной столице. Температура здесь в среднем на два-три градуса выше, чем на окраине города. В эти дни Невский проспект отмечает 300-летие.

Невский проспект начал строиться при Петре I. Отечественных архитекторов в то время в России почти не было, поэтому прокладывать дорогу поручили французу – Жану Батисту Леблону. Работали в основном пленные шведские солдаты.

Необходимость создания этой улицы возникла сразу после начала строительства Петербурга. Тогда единственным сухопутным путем между растущим городом и центральной частью страны служил Новгородский тракт, который подходил к новой столице в районе сегодняшнего Лиговского проспекта. К нему Невский проспект и вывели.

Многие гости считают, что Невский заканчивается на площади Восстания, но это не так. Проспект просто меняет направление, примерно на 30 градусов. Строительство дороги шло независимо с двух сторон. Более длинная часть (Большая першпектива) – от здания Адмиралтейства, короткая (Невская першпектива) – от Александро-Невской лавры. Работа осложнялась тем, что земля вблизи Невы была болотистой. Для преодоления топей приходилось применять сложные для тех времен технологии. Чтобы осушить болото, рыли глубокие канавы, куда стекала вода, а после на трассу укладывали связки прутьев и засыпали их песком.

За год настилы тонули в болотистом грунте, поэтому проезд по проспекту в XVIII веке был платный. Собранные деньги шли на восстановление. С верхового брали три копейки, с телеги – пять, а с кареты, в зависимости от числа лошадей, от 10 до 30 копеек. Столько же стоили восемь килограммов хлеба или четыре литра водки. Путешественники могли заплатить и булыжными камнями, и строительными материалами: они в то время были в дефиците.

Облик Невского проспекта

Сначала Большая першпектива застраивалась вяло. Дело в том что Петр Первый планировал сделать центром города другое место – Васильевский остров. В свою очередь, Невская першпектива, наоборот, вовсю заполнялась домами. Местность вокруг нее отводилась под земли монастырским и рабочему люду. Эту часть проспекта петербуржцы до сих пор неофициально называют Старо-Невским.

С 1726 года по вечерам вдоль дороги через каждые 106 метров зажигались фонари, заправленные конопляным маслом. У фонарных столбов стояли скамьи для прохожих. Перед домами были высажены деревья. Жители частенько развешивали на них белье. Городские власти даже издали указ «О запрещении санкт-петербургским жителям развешивать что-либо на березках на Невской першпективе».

Весь VIII век Невский проспект застраивался роскошными домами и дворцами, принадлежавшими зажиточным горожанам. Но большинство из них были деревянными, поэтому дожить до наших дней им было не суждено. В результате крупного пожара в 1736 году все постройки нечетной стороны улицы сгорели. После этого происшествия здания на Невском стали возводить только из камня.

Среди них особенной красотой выделяются церковь Святой Екатерины, дворец Белосельских-Белозерских, Казанский собор и Большой Гостиный двор.

Облик Невского проспекта несколько раз менялся вслед за крутыми поворотами российской истории. В XIX веке, например, мостовые все время оставались чистыми, потому что всех пойманных за ночь проституток привлекали к общественным работам и заставляли в четыре часа утра проспект подметать. На каждом перекрестке стояли деревянные полицейские будки, в которых дежурили по три служителя закона. Весь проспект был увешан вывесками лавочек и мастерских. Поскольку большая часть населения в то время была неграмотной, вывески имели вид ярких выразительных картинок. Современный облик Невский проспект приобрел уже во время правления Александра III и Николая II. Из 63 тогдашних зданий только 25 претерпели изменения.

Все новшества всегда появлялись в первую очередь на Невском проспекте. В 1832 году Невский первым осветили газовыми фонарями. В 1907-ом по нему пустили первые трамваи. В 2017-ом установили автобусные остановки с подзарядками для телефонов и электронными табло для отслеживания транспорта.

Советский Невский

С приходом советской власти многие улицы города изменили название. Так, Невский проспект превратился в проспект 25 Октября. Ходил даже такой анекдот: «Сколько от Манежа до Апраксина двора?» На самом деле, идти меньше пяти минут, но отвечали так: «Ох, долгонько! От 25 Октября и аж до 3 июля!» Так называлась соседняя, Садовая улица.

Как изображена главная улица петербурга. 088aab5cac358b635865b2ac1b63c51612f92d3735997bb8956e4d202ad38e71. Как изображена главная улица петербурга фото. Как изображена главная улица петербурга-088aab5cac358b635865b2ac1b63c51612f92d3735997bb8956e4d202ad38e71. картинка Как изображена главная улица петербурга. картинка 088aab5cac358b635865b2ac1b63c51612f92d3735997bb8956e4d202ad38e71 Фото: Белинский Юрий/ТАСС

Во время гражданской войны Невский проспект в короткие сроки лишился былого лоска. В 1919 году по нему перестали ходить трамваи. Дома не отапливались, что вело к постепенному разрушению фасадов. Проспект не убирался, а в 1920-х годах и не освещался. Писатель Вениамин Каверин так описывал тогдашнюю обстановку на Невском проспекте:

«Вот он какой! Не так величествен, как представлялось в воображении, даже, пожалуй, скромен – и пуст! Окна магазинов заколочены, кое-где стекла разбиты, панель не подметена. Но главное – пуст!»

Почему «Невский»?

Проспект получил название вовсе не в честь реки, хотя она и расположена рядом. Его назвали так в честь Александро-Невской лавры, которая, в свою очередь, носит имя небесного покровителя города Александра Невского.

Юбилей Невского проспекта Петербург будет праздновать на протяжении всего октября 2018 года. В программу войдут бесплатные уличные концерты, экскурсии в храмы и даже фестиваль еды. Рестораны предложат посетителям блюда петербургской кухни: жареную корюшку, пышки, бефстроганов и даже блины Арины Родионовны на свекольном соке.

Источник

2592. Образ Петербурга в повести Невский проспект Гоголя сочинение 10 класс Русский язык

Сочинение — Образ Петербурга в повести Невский проспект. Русский язык и литература. Анализ. Характеристика и образ

Для Николая Васильевича Гоголя Санкт-Петербург всегда был особенным городом. Неудивительно, что автор создал цикл «Петербургские повести», где город является одним из действующих лиц. В этот цикл входит и произведение «Невский проспект».

Невский проспект — это не просто самая красивая и главная улица города. Это та часть Петербурга, которая соединяет множество разных людей. В разное время суток по Невскому проспекту ходят разные люди с разными целями. Утром по нему ходят простые люди и мелкие чиновники. Днем здесь можно увидеть преподавателей, гувернеров и их учеников, а также чиновников, стоящих на важных постах. В послеобеденное время на прогулку по Невскому проспекту выходят представители высшего света… Таким образом, Невский проспект становится отражением всего Петербурга. Он показывает людей разных сословий, которые живут в городе. Однако, они так и не соединяются, а лишь оказываются в одном и том же месте в разное время…

Невский проспект влияет и на жизнь человека, управляя его судьбой. Здесь может произойти неожиданная встреча со старым товарищем или просто знакомым. Здесь можно и влюбиться по-настоящему. Здесь можно погрустить и порадоваться. Невский проспект полностью управляет жизнью петербуржцев.

Судьба поручика Пирогова складывается удачнее. Он также нашел свою любовь на просторах Петербурга, но женщина оттолкнула его. Она была верна своему мужу-алкоголику, поэтому резко, твердо и жестко прервала ухаживания Пирогова, который был решителен в своих намерениях. Он также желал отомстить, но в одной кондитерской города он смог подавить в себе гнев.

Таким образом, Санкт-Петербург восстает в повести как нечто темное, злое, разрушительное, что управляет человеческой жизнью. И нет возможности уйти от этого преследования… Вот такой Петербург в позиции Николая Васильевича Гоголя — всеобъемлющая, глобальная сила, от которой невозможно уйти.

Рассуждение 2

Автор повести «Невский проспект», Н. В. Гоголь, восхищается этим местом в начале повести, говоря о том, что лучше его ничего нет. Он отдает предпочтение людям, встреченным здесь, перед прохожими с других улиц. Невский олицетворяет весь Петербург, который Гоголь идеализировал, но со временем он стал замечать и обратную сторону Величественного города.

За внешним блеском Гоголь обличает бездушие и бесчеловечность города, пожирающего души бедных людей. Это уже не строгая, стройная столица. Писатель представляет Петербург как кучу домов, набросанных друг на друга, гремящие улицы, …блеск и низость бесцветности»

Общественные классы как нельзя лучше показаны на Невском проспекте в разное время суток: дамы и кавалеры в модных сюртуках, сверкающих мундирах, разнообразных платьях, платках и шляпках. Выставляется на суд читателей дворянская спесь, чванство, тупость и пошлость. Праздность и гулянье царят на Невском. Но рано поутру проспект наполняется совершенно другими фигурами: мальчишки с сапогами в руках мчатся туда-сюда, как молнии, мужики в испачканной известью обуви, лакеи, которые швыряют объедки нищим. Город предстает безликим, полным лжи.

И люди описаны лишь фрагментами — волосы, усы, талия. Отсутствуют лица, нет личностей. Гоголь не видит людей в Петербурге. Есть только толпа, не имеющая собственного мнения.

Но интереснее всего Невский проспект по вечерам, когда свет ламп придает ему невероятный оттенок. Молодежь любит город в эту пору. Гуляющие юноши специально переходят на бег, чтобы у фонаря заглянуть под шляпку красивой дамы.

Истории, происшедшие с главными героями, Пискарёвым и Пироговым, это две резко выделенные части одной картины Невского проспекта и Петербурга. Пискарев — мечтатель, романтик. Пирогов же наглый, самодовольный и ограниченный тип. В отличие от чистого и благородного Пискарева, его интересует лишь карьера и интрижки с женами ремесленников.

В конце повести автор срывает с города красивые покровы и выплескивает на него всю свою ненависть к его продажности и равнодушию, тем самым подчеркивая двойственность Петербурга, его противоречие между видимым и сущим.

Источник

ГЛАВНАЯ УЛИЦА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Доктор геолого-минералогических наук С. ШУЛЬЦ (младший).

Советский «Проспект 25 Октября» был уже не имперским Невским, вызывавшим к себе когда-то такую страстную любовь и такую страстную ненависть; и не проспектом Серебряного века, навсегда запечатленным в удивительных стихах и прозе Блока и Белого, Анненского и Брюсова, Ахматовой и Мандельштама, Агнивцева и Саши Черного. Этот былой Невский стал таять, уходить в прошлое, умирать вместе с его жителями. И когда в годы Второй мировой войны Невскому вернули его прежнее название, это была уже совсем другая улица, странная тень бывшего Невского проспекта. Но эта тень манила и мучила.

Захват Ниеншанца фельдмаршалом Б. В. Шереметевым 26 апреля 1703 года предшествовал заложению 16 мая того же года в день Святой Животворящей Троицы крепости и города Санкт-Петербурга.

По характеру и времени застройки и даже по ширине самой улицы Невский проспект можно отчетливо разделить на несколько существенно различающихся между собой частей: от Адмиралтейства до Мойки; от Мойки до Гостиного Двора; от Гостиного Двора до Фонтанки; от Фонтанки до Знаменской площади и Николаевского вокзала (ныне площади Восстания и Московского вокзала); наконец, от Знаменской площади до Александро-Невской лавры.

В годы правления императрицы Елизаветы Петровны на всей Невской перспективе от Адмиралтейства до Фонтанки располагалось лишь около двадцати зданий. Участок перспективы между Адмиралтейством и Мойкой был почти совершенно не застроен. Зато в 1740-х годах застраивается бывший парк («ягтгартен для охоты»), и лишь некоторая часть бывших парковых угодий, примыкавшая к Фонтанке, остается незастроенной.

Сильно изменился Невский в конце XVIII века. Описание проспекта сохранилось в записках аббата Жоржеля, посетившего российскую столицу на рубеже XVIII и XIX веков. Аббат, в прошлом французский посланник при дворе императрицы Марии Терезии, эмигрировавший из Франции в годы французской революции и поселившийся во Фрайбурге в Германии, в семидесятилетнем возрасте был приглашен Великой Приорией ордена Святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийского ордена) сопровождать посылаемую Приорией делегацию в Санкт-Петербург к императору Павлу I. Делегация должна была предложить императору Павлу стать магистром ордена. Вот что пишет аббат Жоржель о Невском проспекте:

Невский, обрамленный древесными аллеями, мы видим на многочисленных гравюрах, выполненных в первые годы XIX века. Но такой Невский был не очень удобен для движения транспорта. Так же как и валы, обрамлявшие с юга Адмиралтейство. 23 мая 1806 года император Александр I утвердил проект перестройки Адмиралтейства, подготовленный архитектором А. Захаровым. Одновременно с перестройкой самого здания Адмиралтейства были снесены окружавшие его с юга валы, бастионы и срубы и вокруг перестроенного Адмиралтейства разбит бульвар из лип.

Нечетная (правая) сторона

В доме Гейденрейха часто собирались литераторы. Трактир «Лондон» находился напротив дома Вольного экономического общества, где размещалась известная кондитерская Лареда, место ежедневных сборов любителей музыки, театралов и танцоров. Часто встречи, которые начинались у Лареда, кончались на противоположной стороне Невского у Гейденрейха.

Во времена Пушкина, в 1820-х годах, «Трактир города Лондона» и гостиница при нем перешли в собственность немецких купцов Вебера и Мейера. На первом этаже в те годы размещались книжный магазин Плюшара и книжная лавка Бейера и Грефа.

Позднее трактир и гостиницу приобрел богатый домовладелец А. И. Глуховский, которому принадлежали еще около двух десятков домов в разных частях Санкт-Петербурга. Здесь разместились магазин картин Иосифа Дациаро, итальянского подданного, большой военный магазин Чичинадзе, где продавалось офицерское обмундирование, военные книги и атласы, парфюмерный магазин Робера и фотографический салон Бюргера.

В 1910-1912 годах четырехэтажный дом Гейденрейха был перестроен, и на его месте выросло большое пятиэтажное здание с закругленным углом, которое мы видим и сейчас. Дом построен по проекту архитектора В. П. Цейдлера для Петербургского частного коммерческого банка. Два нижних этажа здания почти целиком застеклены и облицованы натуральным камнем. В пределах двух верхних этажей на изгибе размещена колоннада. В верхней части дома находились мансардные помещения, сдававшиеся в наем.

В годы революции и военного коммунизма дом сменил как своих хозяев, так и значительную часть населявших его жильцов. С началом нэпа он был предоставлен новым руководством города в распоряжение Петроградского отделения Российского телеграфного агентства (РОСТА ВЦИК) и издательско-потребительских кооперативов, из которых наиболее крупным было организованное в 1922 году кооперативное издательство «Прибой». В маленькой комнате со скошенным потолком под самой крышей в середине 1920-х годов проходили собрания и занятия литературного объединения «Смена». Здесь встречались молодые поэты Борис Корнилов, Борис Лихарев, Ольга Берггольц, Виссарион Саянов, Геннадий Гор и руководивший объединением Николай Тихонов. Различна судьба молодых людей, входивших в эту группу. Наиболее талантливый из всех Борис Корнилов расстрелян в годы сталинского террора. Ольга Берггольц провела страшные месяцы в тюрьме в 1938-1939 годах и потеряла троих детей. В декабре 1939 года она писала в своем тщательно скрываемом дневнике:

«Ощущение тюрьмы сейчас, после пяти месяцев воли, возникает во мне острее, чем в первое время после освобождения. Не только реально чувствую, обоняю этот тяжелый запах коридора из тюрьмы в Большой Дом, запах рыбы, сырости, лука, стук шагов по лестнице, но и то смешанное состояние. обреченности, безвыходности, с которыми шла на допросы. Зачем были те дикие, полубредовые желто-красные ночи (желтый свет лампочек, красные матрасы, стук в отопительных трубах, голуби). Вынули душу, копались в ней вонючими пальцами, плевали в нее, гадили, потом сунули ее обратно и говорят: «живи».

Дом № 3 был построен в 1779 году для коллежского асессора Ивана Захаровича Шпаковского. При Николае I дом перешел во владение семейства Шишмаревых и перестроен в 1839 году архитектором А. М. Горностаевым при участии одного из самых замечательных петербургских градостроителей А. П. Брюллова, брата знаменитого живописца. Несколько позже здесь были размещены питейные заведения и магазины купца Леонтия Вебера. В середине 80-х годов XIX века дом продали П. И. Лелянову и М. И. Прево, владелице парфюмерного завода, продукция которого пользовалась широкой известностью в Петербурге. Здесь же разместились магазины: косметический «A la remonnee», табачный братьев Курбатовых и знаменитый магазин киевского варенья Балабуха. Накануне Первой мировой войны в доме находились также правление американского фотографического общества, частный банк «Берсон и К о » и аптека.

В послереволюционные годы в доме № 3 размещались издательства журналов и газет: «Большевик», «Правда», «Вожак», «Крокодил», «Пионер» и многих других. Сейчас здесь работает редакция журнала «Нева».

Многие десятилетия в этом доме располагалось одно из первых в России фотографических ателье «для снимания дагерротипов». Здесь же в конце XIX и начале XX века находились контора Общества кяхтинских чаеторговцев Цзинь-Лунь, цветочный магазин «Герцтнер и К о » и магазин печенья Блигкена и Робинсона.

После революции в доме размещались правления государственного треста «Петропечать» и петроградского Госиздата, которым руководил в те годы поэт Илья Ионович Ионов (Бернштейн), в первые послереволюционные годы наделенный почти неограниченными полномочиями, а позже погибший в сталинских лагерях. В наше время, как и в былые годы, в доме располагаются аптека и цветочный магазин, правда, гораздо более скромный по ассортименту, чем знаменитый в свое время магазин Герцтнер.

В 1908 году в доме № 9 разместилась редакция журнала «Сатирикон», который возник из юмористического еженедельника «Стрекоза», родившегося в революционном 1905 году. Первоначально редактором журнала был А. Радаков, но уже с № 9 его редактировал один из самых популярных юмористов России Аркадий Аверченко. Постоянными сотрудниками журнала стали известные поэты: П. Потемкин, один из организаторов знаменитого «Дома интермедий», «Бродячей собаки» и «Привала комедиантов», театров «Летучая мышь» и «Кривое зеркало», автор знаменитого «Петрушки»; Саша Черный (Александр Михайлович Гликберг), автор знаменитого двухтомника «Сатиры и лирика», стихи из которого были на устах всей читающей России; В. Горянский (Иванов), издавший книги стихов «Крылом по земле», «Мои дураки» и позже, уже в эмиграции, «Парфандр и Глафира»; поэтесса и писательница Теффи (Н. А. Бучинская); исполнитель популярных шаржей и карикатур Ре-Ми (Н. Ремизов-Васильев); юморист Аркадий Бухов и художники Борис Кустодиев, Константин Коровин, Александр Бенуа.

Многие юморески сотрудники журнала сочиняли прямо в редакции, иногда общими усилиями. Саша Черный уверял, что записывает с протокольной точностью увиденное на улице. Здесь он сочинил многие свои стихотворения.

Наследник «Сатирикона», «Новый сатирикон», издававшийся с 1913 года, продолжал выходить и в первые месяцы советской власти. Но в 1918 году он был закрыт по постановлению Совнаркома, а через некоторое время многие его сотрудники высланы из РСФСР.

Впрочем, «Новый сатирикон» размещался уже не на углу Невского проспекта и Малой Морской улицы, а на Невском, 88. Дом, где первоначально находилась редакция «Сатирикона», был снесен; на его месте в 1911-1912 годах архитектором М. М. Перетятковичем построено огромное здание для банкирского дома Вавельберг (Санкт-Петербургского торгового банка) с использованием мотивов ренессансной архитектуры. Дом № 7/9 во всю высоту облицован серым гранитом. Из того же материала сделаны рустованные колонны, барельефы, пилястры, скульптурные украшения, выполненные В. В. Козловым и Л. А. Дитрихом. Перетяткович был страстным поклонником ренессансной архитектуры. Многое в оформлении фасада отражает влияние двух особенно любимых архитектором зданий: Дворца дожей в Венеции и Палаццо Медичи во Флоренции.

В новом доме разместились жилые комнаты главы банкирского дома М. Вавельберга и его семьи, в нижних этажах кроме банка находилась фабрика геодезических и чертежных инструментов Герлах. В настоящее время в нижних этажах дома работают кассы Аэрофлота.

Дом Вавельберга оформляет угол Невского и Малой Морской. Название этой улицы, так же как параллельной ей Большой Морской, напоминает о том, что в петровские времена и позже на участке между рекой Мойкой и Адмиралтейским лугом находилась Морская слобода.

Малая и Большая Морские улицы были известны как места, где располагались многочисленные увеселительные заведения: рестораны, кафешантаны, кабаре. Такая репутация этих улиц сохранялась и в XIX веке. Когда Н. А. Некрасов опубликовал известное стихотворение «Что ты жадно глядишь на дорогу», сразу же появилась пародия Д. Д. Минаева, направленная против Некрасова:

Что ты жадно глядишь на пивную
В стороне от забот и труда?
Знать, все тянет тебя на Морскую,
Каждый день все туда да туда.

Часть Невского проспекта, располагавшаяся между Малой и Большой Морскими улицами, долгое время оставалась пустой, незастроенной. При Екатерине II здесь предполагалось возвести «Здание Кабинета Ея Императорского Величества» по проекту архитектора Н. А. Львова. Павел I изменил эти планы и передал пустующее место, как сказано в его Указе от 27 сентября 1798 года, «для построения Театра по поднесенному от князя Юсупова и нами конфирмованному плану». На начало этих работ казной было отпущено 50 тысяч рублей, но театральная дирекция истратила их, так и не приступив к постройке. После смерти Павла пустующую землю разделили на участки и роздали различным лицам.

Дом № 13 на углу Невского и Большой Морской построен архитектором В. И. Беретти. Его соорудили на деньги купцов Степана и Григория Федоровичей Чаплиных в 1803-1804 годах на двух участках, которые Чаплины купили у херсонского купца 1-й гильдии коммерции советника Абрама Израилевича Перетца, уже начавшего строительство дома. Перетц был богатейшим коммерсантом, подрядчиком-кораблестроителем и в то же время состоял поставщиком соли для казны. Он владел в те годы соседним домом на Невском (№ 15, с другой стороны Большой Морской) и думал выстроить здесь еще один доходный дом. Яркую характеристику Абраму Перетцу дает в своих «Записках» поэт Г. Р. Державин, называющий его «плутом», что, однако, не помешало ему ходатайствовать за откупщика при разборе его дела в Сенате. Перетц рассчитывал построить дом для своего сына Григория, осужденного впоследствии по делу декабристов. Однако неудачи при военных поставках в эпоху войн России с Наполеоном постепенно подорвали громадное состояние Абрама Перетца, и уже начатый строительством дом он вынужден был продать купцам Чаплиным.

Дом Чаплиных представляет собой характерный пример постройки эпохи начала царствования Александра I, уцелевшей почти без всяких переделок. Он выстроен в классическом стиле с большой сдержанностью в использовании декоративных элементов. Выразительны широкие треугольные фронтоны на фасадах, балконы с чугунными решетками на гранитных кронштейнах, прямые и треугольные сандрики над окнами третьего этажа. По окончании строительства разбогатевшие в конце царствования Екатерины II Чаплины открыли в нижнем этаже торговлю «мягкой рухлядью», а верхние этажи, где размещались многокомнатные квартиры, сдавали внаем.

В 1820-х годах в нижнем этаже дома Чаплиных располагался книжный магазин Шмицдорфа, переехавший в 1827 году в дом № 5 по Невскому. То же помещение в 1840-х годах занимал музыкальный магазин М. И. Бернарда. В 1869 году здание приобрел известный коммерсант и домовладелец А. Х. Росман; в доме разместилась редакция журнала «Нива».

В 1988-1990 годах на втором этаже бывшего чаплинского дома в квартире окнами на Большую Морскую улицу жила вернувшаяся в 1988 году из Франции писательница Ирина Владимировна Одоевцева, автор знаменитых книг воспоминаний «На берегах Невы» и «На берегах Сены», одна из последних представительниц Серебряного века русской литературы. Ей посвящены стихи многих русских поэтов первой половины ХХ века и поэтов эмиграции.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *