Как изображены враги в житии
Как изображены враги в «Житии Александра Невского»?
Как изображены враги в «Житии Александра Невского»?
Составьте словарь слов и словосочетаний, в которых дается характеристика враждебных для Руси сил.
Поганые язычники, иноплеменники, окаянные, народ велеречивый, вражеское войско.
Цель повести «Житие Александра Невского»?
Цель повести «Житие Александра Невского»?
Помогите прошу?
Житие Александра Невского По каким деталям можно судить о том, что автор «Житие Александра Невского» был образованным и глубоко верующим человеком?
ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА?
Помогите составить письменную характеристику Александра Невского используя художественные средства повести «Житие Александра Невского» (или просто характеристику А.
Краткое сочинение о жития Александра Невского?
Краткое сочинение о жития Александра Невского.
Исторические неточности в «Житии Александра Невского»?
Исторические неточности в «Житии Александра Невского».
Выпишите слова и словосочетания, в которых проявляется отношение автора к врагам Руси?
Выпишите слова и словосочетания, в которых проявляется отношение автора к врагам Руси?
Житие Сергея Радонежского.
Кем была написана «Повесть о житии Александра Невского»?
Кем была написана «Повесть о житии Александра Невского»?
1) Оруженосцем Александра Невского ; 2) самим Александром Невским ; 3) отцом Александра Невского ; 4) книжником монастыря во Владимире.
Докажите что житие Александра Невского житие?
Докажите что житие Александра Невского житие.
На основании текста житья составьте план рассказа о жизни Александра Невского?
На основании текста житья составьте план рассказа о жизни Александра Невского.
«Гранатовый браслет» А. Куприн Рассказ 1)Любовь. 2)Рьяная, беспощадная. 3)Осмысливает, посягает, уничтожает. 4)»Самый благоуханный и томительный рассказ о любви». 5)Разочарование.
Конечно же можно, но это относительно, ведь на всех людей можно смотреть с разных точек зрения.
Читая повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка», мы становимся свидетелями того, как на фоне исторических событий зарождается верная и нежная любовь. Молодой офицер Петр Гринев, прибыв по распоряжению начальства в Белогорскую крепость, был очарован..
ВРАГИ СОЖГЛИ РОДНУЮ ХАТУМуз. М. Блантера, слова М. ИсаковскогоУ этой песни не простая судьба. Написанная вскоре после окончания войны, она, прозвучав всего один раз по радио, затем не исполнялась около… пятнадцати лет. Героя Социалистического Тру..
Для современного читателя добро и зло в изображении Фонвизина отнюдь не равноценно. То, что считалось злом двести лет назад, сейчас и подавно им считается. Чего нельзя сказать о добре : только за последние десять лет наши представления о счастье по..
Гаршин Вселовод Михаилович.
Сказка о жабе и розе В заброшенном уголке сада распускается прекрасная роза. Сюда заходит только маленький мальчик, который наблюдает за насекомыми, зверями и читает ; за ним присматривает сестра. Но мальчик заболевает, и некому насладиться красото..
Разработка урока «Житие Александра Невского»
Тема. « Житие Александра Невского».
выявить стилистические особенности «Жития…», проявляющихся в объединении в одном повествовании почеркнуто «церковного» и «светского» плана; авторской позиции к Александру Невскому, преклонении перед его ратной и государственной деятельностью;
формировать навыки работы с учебником, выразительного чтения, исследовательской работы с текстом; умения выделять главное в прослушанном сообщении;
воспитывать интерес к русской истории и литературе.
Оборудование: учебники литературы и рабочие тетради для 8 класса, мультимедийная презентация.
І. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1. Работа над темой урока.
2.1. Сообщение об Александре Невском.
В 1228 году поселился в Новгороде, а в 1230 году стал князем новгородских земель. В 1236 году, после отъезда Ярослава стал самостоятельно защищать земли от шведов, ливонцев, литовцев. В 1239 году Александр женился на дочке Брячислава Полоцкого, Александре. В июле 1240 года состоялась знаменитая Невская битва, когда Александр напала на шведов на Неве и победил.
Когда же ливонцы взяли Псков, Тёсов, подобрались к Новгороду, Александр снова разбил врагов. После этого в своей биографии Александр Невский напал на ливонцев 5 апреля 1242 года (Ледовое побоище на Чудском озере). Князь на протяжении 6 лет отражал нападения врагов. Затем он уехал из Новгорода во Владимир. Когда умерли Ярослав, Святослав, Александр Невский получил власть в Киеве.
За всю свою жизнь Невский не проиграл ни одного сражения. Он был талантливым дипломатом, полководцем, смог защитить Русь от многих врагов, а также предотвратить походы монголо-татар. Александр Невский имел четырех сыновей: Василия (новгородский князь), Дмитрия (новгородский, переяславский, владимирский князь ), Андрея (владимирский, новгородский, городецкий князь), Даниила (московский князь), а также дочь Евдокию.
-Найдите в тексте «Жития. » описание внешности князя. «Рост его был выше других людей, голос его — как труба в народе, лицо его — как у Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью силы Самсона. И дал ему Бог премудрость Соломонову, а храбрость царя римского Веспасиана». (Задание 1 рабочей тетради, с.21, ч.1)
2.2. Комментарий учащегося об Иосифе, Самсоне, Веспасиане. (Задание 2 рабочей тетради, с.21, ч.1)
Иосиф Прекрасный — сын библейского праотца Иакова и Рахили, персонаж Пятикнижия.
Самсо́н — ветхозаветный Судья-герой, прославившийся своими подвигами в борьбе с филистимлянами. Наделен необычной физической силой.
Тит Фла́вий Веспасиа́н — римский император, основатель династии Флавиев, один из наиболее деятельных и успешных императоров в Римской истории I века.
Слово учителя. Краткий обзор содержания «Жития…».
Александру Невскому как мудрому государственному деятелю и великому полководцу посвящено «Житие Александра Невского». Произведение это написано в Рождественском монастыре во Владимире, где был погребен князь (умер он, возвращаясь из поездки в Орду). Жизнеописание Александра Невского — произведение агиографического жанра.
Князь Александр был сыном великого князя Ярослава. Его мать звали Феодосией. Ростом Александр был выше других, голос у него был как труба, а лицо — прекрасно. Он был сильным, мудрым и храбрым.
Знатный человек из Западной страны по имени Андреяш специально пришёл посмотреть на князя Александра. Вернувшись к своим, Андреяш говорил, что не встречал человека, подобного Александру.
Услышав об этом, король Римской веры из Полуночной страны захотел завоевать землю Александрову, пришёл к Неве и послал своих послов в Новгород к Александру с извещением, что он, король, берёт его землю в плен.
Не́вская би́тва (15 июля 1240) — сражение на реке Неве между новгородским войском под командованием князя Александра Ярославича и шведским войском. Александр Ярославич за победу и личную храбрость в бою получил почётное прозвище «Невский».
Александр помолился в церкви Святой Софии, принял благословение от епископа Спиридона и пошёл на врагов с небольшой дружиной. У Александра даже не было времени послать весть к отцу, и многие новгородцы не успели присоединиться к походу.
Старейшине земли Ижорской, носившему имя Пелугий (во святом крещении — Филипп), Александром был поручен морской дозор. Разведав о силе вражеского войска, Пелугий пошёл навстречу Александру, чтобы рассказать обо всём. На рассвете Пелугий увидел плывшую по морю ладью, а на ней — святых мучеников Бориса и Глеба. Они сказали, что собираются помочь своему сроднику Александру.
Встретив Александра, Пелугий поведал ему о видении. Александр велел никому об этом не говорить.
Князь Александр вступил в сражение с латинянами и самого короля ранил копьём. В битве особенно отличились шесть воинов: Таврило Олексич, Сбыслав Якунович, Иаков, Миша, Савва и Ратмир.
Трупы убитых латинян нашли и на другом берегу реки Ижоры, где войско Александра не могло пройти. Их перебил ангел Божий. Оставшиеся враги бежали, а князь возвратился с победой.
Битва на Чудском озере, или Ледовое побоище
На следующий год опять пришли латиняне от Западной страны и построили город на Александровой земле. Александр немедля срыл город, одних врагов казнил, других взял в плен, а третьих помиловал.
На третий год, зимой, Александр сам пошёл на немецкую землю с большим войском. Ведь враги уже взяли город Псков. Александр освободил Псков, но многие немецкие города заключили союз против Александра.
Битва произошла на Чудском озере. Лёд там покрылся кровью. Очевидцы рассказывали о воинстве Божием в воздухе, которое помогало Александру.
Когда князь возвращался с победой, духовенство и жители Пскова торжественно встречали его у стен города.
Литовцы начали разорять волости Александровы, но Александр разбил их войска, и с тех пор они стали его бояться.
В то время в Восточной стране был сильный царь. Он послал послов к Александру и велел князю приехать к нему в Орду. После смерти отца Александр с большим войском пришёл во Владимир. Весть о грозном князе разнеслась по многим землям. Александр, получив благословение от епископа Кирилла, поехал в Орду к царю Батыю. Тот воздал ему почести и отпустил его.
Царь Батый разгневался на Андрея, суздальского князя (младшего брата Александра), и его воевода Невруй разорил Суздальскую землю. После этого великий князь Александр восстановил города и церкви.
К Александру пришли послы от римского папы. Они сказали, что прислал папа Александру двух кардиналов, которые расскажут о законе Божьем. Но Александр ответил, что русские закон знают, а от латинян учение не приемлют.
В то время царь из Восточной страны заставлял христиан ходить вместе с ним в поход. Александр приехал в Орду, чтобы уговорить царя не делать этого. А сына своего Дмитрия послал на Западные страны. Дмитрий взял город Юрьев и возвратился в Новгород.
А князь Александр на обратном пути из Орды заболел. Он принял монашество перед смертью, стал схимником и 14 ноября скончался.
Тело Александра понесли к городу Владимиру. Митрополит, священники и весь народ встретили его в Боголюбове. Были крики и плач.
Положили князя в церкви Рождества Богородицы. Митрополит Кирилл хотел разжать руку Александра, чтобы вложить в неё грамоту. Но умерший сам протянул руку и взял грамоту. Об этом чуде рассказали митрополит и его эконом Себастьян.
2.4. Обращение к учебнику. Чтение фрагмента статьи «В мире художественного слова «Жития Александра Невского», с.61, ч.1.
-Какие признаки жанра жития присутствуют в произведении?
(В предисловии автор говорит о себе с подчеркнутым самоуничижением: «Я, ничтожный, грешный и неразумный, начинаю описывать жизнь князя Александра Ярославича, внука Всеволода».
В самом тексте произведения постоянно делаются отступления церковно- риторического характера, приводятся молитвы князя.).
2.5. Выразительное чтение эпизодов от слов «Князь же Александр, когда услышал слова эти. » до слов «. уповая на Святую Троицу».
От слов «Князь же Александр, воздев руки к небу, сказал. » до слов «. окаянного Святополка».
2.5. Индивидуальное задание. Художественный пересказ (выразительное чтение) вставного эпизода (рассказ Пелгуя о видении) и сцены, свидетельствующих о том, что Творец способствует победам князя Александра от слов «И встретился он с врагами в воскресенье. » до слов «И была крепкая сеча с римлянами; побил он бесчисленное множество врагов и самого короля ранил в лицо острым своим копьем».
2.6. Художественный пересказ (выразительное чтение) эпизода о чуде от слов «Случилось тогда дивное чудо. » до конца «Жития. ».
Завершается «Житие. » рассказом о «дивном» и «достойном памяти» чуде, случившемся во время погребения князя. Когда мертвому Александру хотели вложить в руку «прощальную грамоту», то он «сам, акы жив сущи, распростер руку свою и взял грамоту из рук митрополита».
Характеристики Александра Невского в «Житии. » очень разноплановы. В соответствии с житийными канонами подчеркиваются его «церковные добродетели».
Автор говорит, что о князьях, подобных Александру Невскому, пророк Исайя сказал: «Князь благ в странах — тих, уветлив, кроток, съмерен — по образу Божию есть». Он «бе бо иереелюбець и мьнихолюбець, и нищая любя. Митрополита же и епископы чтяше и послушаше их, аки самого Христа».
Рассказ об Александре Невском должен был показать, что, несмотря на подчинение русских княжеств монголо-татарам, на Руси остались князья, мужество и мудрость которых могут противостоять врагам Русской земли, а их воинская доблесть внушает страх и уважение окружающим народам.
2.9. Обращение к домашнему заданию (задание 4 рабочей тетради, с.22, ч.1) .
После этой победы князя Александра опять пришли те же… (рыцари-крестоносцы)
«Псков освободил от пленения, а землю их повоевал и пожег, много, без числа, взял пленных, а других порубил. Великий князь Александр немедля пошел на них, город срыл до основания, одних избил, других с собою привел, а иных помиловал и отпустил, ибо милостив был без меры»
На третий год зимой пошел он на землю Немецкую с большим войском. Собрались тогда немцы и, похваляясь, сказали: «Пойдем победим князя Александра, поймаем его руками»
«И встретились они на Чудском озере. … И была сеча столь злая, что лед на озере задвигался: льда не было видать, весь покрылся он кровью. Так гнали и рубили врагов полки Александровы, словно неслись они по воздуху, и некуда было тем бежать. »
. В стране восточной некий царь. (хан Батый)
«. Александр. пришел во Владимир с большим войском, и был грозен приезд его. стали моавитянки пугать детей своих: «Александр едет!» Посмотрел на него царь Батый, подивился и сказал вельможам своим: «Правду мне говорили, нет князя подобного ему в отечестве его! И отпустил его с великой честью. »
(Александр) Поехал он к тому царю (отмолить людей от беды). (Поездка Александра Невского в Золотую Орду в 1262 г.)
«А брата своего меньшого Ярослава и своего сына Дмитрия послал с новгородцами в западные страны, и все полки отпустил с ними»
— Каким предстает Александр в своих воинских и дипломатических действиях?
В своих воинских действиях Александр стремителен, самоотвержен, беспощаден.
В повествовании довольно четко проводится мысль о том, что победы князя Александра были следствием героизма его дружинников, часто простых русских людей.
— Разверните этот тезис, подтверждая его примерами из текста. В каких эпизодах особо подчеркнуто мужество русских воинов, сражавши» вместе с Александром Невским?
2.10. Обращение к домашнему заданию. Художественный пересказ (выразительное чтение) эпизода о шести героях.
В основу этого рассказа, по-видимому, легло устно-эпическое предание, может быть, какая-нибудь героическая песня о шести храбрецах. Включение такого рассказа в житийный текст было обусловлено героико-эпическим характером этого агиографического памятника. Но все же специфика жанра дала себя знать и в этом эпизоде — автор «Жития. » лишь перечислил имена героев и кратко, в одной-двух фразах, сообщил о подвиге каждого из них.
• Как изображены враги в «Житии»? Обращение к домашнему заданию (словарь слов и словосочетаний, в которых дается характеристика враждебных для Руси сил). (Задание 5 рабочей тетради, с.23, ч.1)
2.12. Лексическая работа: ратный, злопыхательствовать.
• В каких эпизодах «Жития. » нашла отражение позиция автора?
Слова, передающие скорбь людей по поводу смерти Александра Невского
«Был плач великий, и крик, и стон такой, какого еще никогда не было, — от крика и стона этого земля дрогнула»
Итоги работы. Обращение к таблице.
— По каким деталям можно судить о том, что автор «Жития. » был образованным и глубоко верующим человеком?
Автор «Жития. » знал князя, был свидетелем его государственных дел и ратных подвигов. Возможно, он принадлежал к ближайшему окружению князя. Речь автора свидетельствует о его образованности и глубокой вере, он широко пользуется и воинскими эпическими преданиями, и средствами поэтики воинских повестей.
III. Подведение итогов урока.
Центральной фигурой «Жития. » является князь Александр. Он показан и как христианин, и как князь, и как полководец. Несмотря на разноплановость и, казалось бы, даже противоречивость характеристик Александра, образ его целен. Цельность эта создается лирическим отношением автора к своему герою, тем, что Александр для автора не только герой-полководец, но и мудрый государственный деятель. Для врагов Русской земли он страшен и беспощаден, в своей же земле князь Александр — «сироте и вдовици в правду судяй, милостилюбець, благ домочадцемь своим». Это идеал мудрого князя — правителя и полководца.
Объединение в одном повествовании подчеркнуто «церковного» и еще ярче выражающегося «светского» плана — стилистическая особенность «Жития Александра Невского».
Вплоть до XVI века «Житие Александра Невского» являлось своего рода эталоном для изображения русских князей при описании их воинских подвигов.
2. Обращение к иллюстрации учебника «Святой благоверный великий князь Александр Невский. Покров на раку (1670—1680-е гг.)».
3. Сообщение о раке Александра Невского.
Александр Невский был погребён в монастыре Рождества Богородицы во Владимире и до середины XVI века Рождественский монастырь считался первым монастырём на Руси. В 1380 году во Владимире открыты его мощи нетленными и положены в раке поверх земли. Согласно спискам Никоновской и Воскресенской летописей XVI века, во время пожара во Владимире в 1491 году «тело князя великого Александра Невского згоре (сгорело)». В списках тех же летописей XVII века рассказ о пожаре полностью переписан и упомянуто, что мощи были чудесным образом сохранены от пожара. В 1547 году князь был причислен к лику святых, а в 1697 году суздальский митрополит Илларион поместил мощи в новую раку, украшенную резьбой и покрытую драгоценным покровом.
В мае 1922 года мощи были вскрыты и вскоре изъяты. Изъятая рака передана в Эрмитаж, где находится по настоящее время.
Мощи святого возвращены в лаврский Троицкий собор из запасников музея религии и атеизма, располагавшегося в Казанском соборе, в 1989 году.
В 2007 году по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II мощи святого в течение месяца перевозили по городам России и Латвии.
Также частичка мощей Святого благоверного князя Александра Невского находится в Храме Александра Невского в городе София, Болгария. Также часть мощей (мизинец) Александра Невского находится в Успенском соборе города Владимира. Мощи были переданы указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в октябре 1998 года в канун празднования 50-летия открытия подворья Болгарской Православной Церкви в Москве.
Подготовить рефераты (требования к оформлению представлены в приложении к уроку).
«Отношение к памяти Александра Невского в истории России»;
ГДЗ по литературе 8 класс Меркин часть 1 страница 49-50
1. Найдите в тексте и прочитайте слова, подтверждающие данный тезис.
2. По каким деталям можно судить о том, что автор «Жития. » был образованным и глубоко верующим человеком? Изображению врагов Руси автор не уделяет слишком много места и для их характеристик не использует богатых образных средств. Их описание кратко, но весьма точно п исторически, и художественно.
Автор знал историю государства, литературу, разбирался в военной стратегии и тактике. Ему хорошо известны литературные каноны, в том числе и Северо- Восточной и Северо- Западной Руси.
Автор с почтением относится к святым, сие заметно по тому, как он их представляет читателю, отмечает их благочестие. Ясно, что он был христианином.
3. Составьте словарь слов и словосочетаний, в которых даётся характеристика враждебных для Руси сил. Откуда, по утверждению создателя «Жития. », исходила угроза для Отечества? Центральной фигурой «Жития. » является князь Александр.
Он показан и как христианин, и как князь, и как полководец.
Несмотря на силу противников, Александр Невский со своей дружиной всегда одерживал победу над неприятелем.
4. Составьте цитатный план к теме «Личность Александра Невского в „Житии. «».
2.Обращение Александра к Господу с просьбой о помощи в борьбе с врагами Земли Русской.
4.Битвы с немцами и со шведами и освобождение русских городов.
5.Ледовое побоище на Чудском озере.
6.Смерть Александра Невского и посмертное чудо
5. Какие изобразительные средства присутствуют в описании сражений со шведами и немцами? Назовите их.
«Житие Александра Невского» представляет собой не просто памятник древнерусской литературы, но и ценное историческое свидетельство, которое было написано свидетелем всех происходящий событий.
В сценах сражения Александра со шведами, которые в тексте Жития названы римлянами, мы находим множество изобразительных средств, особенно гипербол и эпитетов.
Вот примеры гиперболы из текста «Жития»: бесчисленное множество
Вот самые красивые эпитеты из сцен битвы на Неве и Чудском озере: Немцы дерзкие, Воины храбрые, Дух ратный, Сеча великая, Шатер златоверхий.
Вот яркие сравнения: Как сердца львов, Гоня, как по воздуху
А вот и метафоры: Озеро покрылось и двинулось.
Ну и наконец перифраза Божьи рыцари вместо немцев-крестоносцев.
В «Житии. » есть вставной эпизод — рассказ Пелгуя о видении. Имеются и другие сцены, свидетельствующие о том, что Творен способствует победам князя Александра.
6. Подробно перескажите эти эпизоды. Почему Спаситель, святые Борис и Глеб помогают великому князю Александру?
«Мертвые. ничего не знают. «- они не находятся в состоянии сознания. Мозг- центр мыслительной деятельности- не работает. Мертвый не может никому не помочь, не навредить. А «святыми» их сделали люди. У Бога свои критерии святости.
7. В повествовании довольно чётко проводится мысль о том, что победы князя Александра были следствием героизма его дружинников, часто простых русских людей. Разверните этот тезис, подтверждая его примерами из текста.
8. О каком чуде повествуется в «Житии Александра Невского»?
В исторических литературных источниках, известных сегодня широкому кругу читателей, встречается немало чудных явлений и превращений. Один из таких источников представлен Житием Александра Невского. В рассматриваемом произведении перед читателями встает чудо, проявившееся в том, что в ходе собственного погребения Невский самостоятельно разжимает кулак для принятия народной грамоты.
9. Какими словами передана скорбь людей по поводу смерти Александра Невского?
митрополит Кирилл «»Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской!»
1. К какому историческому времени относятся произведения литературы Древней Руси?
2. Назовите основные жанры древнерусской литературы и определите своеобразие каждого из них.
— житие – описание духовных подвигов и добрых дел святых;
— слово – образец торжественного красноречия;
— поучение – проникновенная беседа о духовных ценностях;
— повесть – повествование о важных исторических событиях;
— хождение (хожение) – описание различных путешествий в иные земли или приключений;
— летописный рассказ – развернутое описание;
— летописное сказание – повествование с отсылкой к устному фольклорному преданию;
— погодная запись – краткое сообщение о каком-либо историческом событии в летописи.
3. Какие события и какие люди были в центре изображения произведений древнерусской литературы?
4. Как вы думаете, сохранились ли традиции древнерусской литературы в литературе современной? Если сохранились, то какие и в чём они проявляются? Приведите примеры.