Как изобразить бабушку для спектакля
«Бабушки» на сцене театра «Практика»: жизнь русской деревни XX века
На сцене театра «Практика» – истории настоящих деревенских бабушек, которые они по сюжету рассказывают столичному журналисту. Роли бабушек играют молодые актрисы. Без грима. Режиссер Светлана Землякова решила, что старить этих девушек должны только одежды.
На сцене театра «Практика» – истории настоящих деревенских бабушек, которые они по сюжету рассказывают столичному журналисту. Роли бабушек играют молодые актрисы. Без грима. Режиссер Светлана Землякова решила, что старить этих девушек должны только одежды.
В театре «Практика» – необычная премьера. Спектакль «Бабушки». Про жизнь русской деревни XX века глазами обитателей мегаполиса века XXI. Такой документальный театр с живым посланием публике – «бабушкины мудрости».
«Они какие-то очень жизненные, потому что у них под ногами земля. И они ею живут. Они живут другой энергией, не то, что мы «, – говорит актриса Марина Ворожищева.
Деревенские старухи – натуры уходящие, если не ушедшие совсем. В этих лицах – соль земли русской. И у каждой – своя судьба, своя боль и радость. Их жизнь неотделима от народных традиций, обычаев, корней.
«Нам кажется, что мы умнее, просвещенней, продвинутей. Оказывается, что мы как раз искалечены, а они нормальные, живые», – уверена режиссер Светлана Землякова.
Спектакль с теплым названием «Бабушки» сделан в технике вербатим (от лат. verbatim — дословно): столичный журналист берет интервью у сельских бабулек. И те рассказывают свои пронзительные истории: как трудились от зари и до зари, как выходили замуж без любви, как смиренно сносили пьянство и жестокость благоверных супругов и предательство родных детей. Трогательные исповеди сменяются лирическими отступлениями. В песнях бабушки находят утешение.
И в песнях обретают своих персонажей – актеры. Недавние выпускники режиссерского факультета ГИТИСа, мастерской Олега Кудряшова, перевоплощаются в свои колоритные образы с виртуозной музыкальной точностью. Им совсем не нужен грим. Из внешнего антуража – только колоритные детали костюмов: шапки, косынки, пальто и валенки актеры вытащили из сундуков своих бабушек.
«Они были живы. Мы рассказываем их истории, которые были на самом деле. Часть костюмов, которые я надеваю, это костюм моей прабабушки», – рассказывает актриса Ирина Латушко.
Но не только из подлинных предметов, музыкального фольклора и книг создаются образы. Актерам очень помогли аудио и видеоматериалы, собранные сотрудниками Института Русского языка имени Виноградова.
«Такие страшные, такие дикие рассказы о такой страшной жизни. И такое легкое отношение к этому», – признается актриса Елена Махова.
Спектакль «Бабушки» – не только про конкретных бабушек, но и про течение времени, про быстротечность жизни – от девочки до бабушки. В финале спектакля героини сбрасывают с себя одежды старости. И бабушки оказываются снова молодыми, будто заново рожденными.
Театрализованная сценка «Чья бабушка лучше»
Сценка «ЧЬЯ БАБУШКА ЛУЧШЕ»
для детей старшего дошкольного возраста.
Герои сценки: Медвежонок, Лиса, Лягушонок, Девочка.
Просмотр содержимого документа
«Театрализованная сценка «Чья бабушка лучше»»
Сценка «ЧЬЯ БАБУШКА ЛУЧШЕ»
для детей старшего дошкольного возраста
автор: С. Д. Легостаева
МБДОУ Детский сад «Снежинка»
Герои сценки: Медвежонок, Лиса, Лягушонок, Девочка
Звучит музыка “Голоса птиц”.
Под музыку появляется Медвежонок.
Медвежонок (напевает): — Для любимой бабушки я сейчас спою.
Всем хочу я рассказать, как её люблю…
Под музыку появляется Лиса.
Лиса: — Что это ты тут напеваешь, Мишенька?
Мишка: — А это я песенку про бабушку сочинил. Бабушка у меня знаешь, какая хорошая.
Лиса: — Да чем же она хороша?
Мишка: — Мед мне приносит, ягоды. Ей для меня ничего не жалко.
Лиса: — Мед, ягоды…Только и всего?! А вот моя бабушка, моя бабушка лучше твоей!
Мишка: — Это еще почему?
Лиса: — Да потому, что моя бабушка учит меня всяким хитростям.
Мишка: — Каким таким хитростям?
Лиса: — Как ловить уточек, как щипать курочек, как зайцев догонять, как следы заметать. Моя бабушка самая лучшая на свете!
Лиса и Миша спорят.
Под музыку появляется Лягушонок.
Лягушонок: — Ква- ква- ква! Рассмешили вы меня… Да все лягушата знают, что лучше моей бабушки не найти: песни для меня распевает, комаров быстрее всех глотает, а еще меня от цапли защищает. Моя бабушка лучшая! Ква! Ква!
Лиса: — А я говорю – моя!
Появляется девочка и напевает песенку.
Девочка: — Добрый взгляд и голос нежный, ласковый родной.
И нигде на белом свете нет другой такой.
Девочка видит зверей.
Девочка: — Вы что такие сердитые, зверюшки? Чего щеки надули? Или обиделись на кого-то?
Звери: — Мы друг на друга обиделись.
Мишка: — Мы спорили, чья бабушка лучше.
Девочка: — Ах, вы глупые зверюшки! Да разве хоть кто-нибудь может сравниться с моей бабушкой?! Какие она пирожки печет, какие сказки рассказывает, какие теплые варежки вяжет мне к зиме! Лучше моей бабушки не найти на всем белом свете!
Звери вопросительно смотрят на девочку.
Девочка: — Запомните спорщики, милые дети: Для каждого внука всех лучше на свете…
Вместе: — Своя, родная, бабушка дорогая!
Сценарий театральной сценки «Чья бабушка лучше?» ко Дню пожилого человека
Млада Сидорова
Сценарий театральной сценки «Чья бабушка лучше?» ко Дню пожилого человека
Сценарий театральной сценки «Чья бабушка лучше?» ко Дню пожилого человека
Звучит музыка. Появляется медвежонок.
Для любимой бабушки
Всем хочу я рассказать,
Появляется Лиса:
Что надумал ты реветь?
Чем она так хороша?
Припасла бабуля впрок
Сладкий липовый медок,
Для ребячьей радости,
Всегда находит сладости
Подумаешь, сладости! Моя бабушка лучше твоей!
Ловко умеет следы заметать,
Рыбу ловить и зайчат догонять.
Очень бабуля хитра и умна,
Значит всех лучше на свете она!
Мишка: Нет, моя лучше! (топает)
Появляется Лягушонок:
Рассмешили вы меня…
Ведь каждый головастик знает,
Лучше лягушки бабуль не бывает!
Громко песни распевает,
Ловко комаров хватает,
Внучат от цапли защищает.
Моя бабушка лучшая! Ква!
Лиса: А я говорю – моя!
Выходит Белка:
Что вы спорите, друзья?
Лучше бабушка – моя!
Никогда она не плачет,
Выше всех по веткам скачет,
Внукам песенки поёт,
Любой орешек разгрызёт!
Выходит Ёжик:
Все вы спорите напрасно,
Ведь вы знаете прекрасно,
Что среди лесных зверей
Нет смелее нас, ежей.
И моя бабуля волка
Вмиг посадит на иголки!
Появляется Девочка:
Зря вы, звери спорите!
Лучше бабушки моей
Сказок много знает,
Печёт мне пирожки (Звери спорят: Моя бабушка всё равно лучше! Нет моя лучше)
Запомните спорщики, милые дети:
Для каждого внука всех лучше на свете…
Своя, родная, бабушка дорогая!
Тематическая игровая программа «Милая бабушка моя» для детей 6–9 лет, посвященная Дню пожилого человека • До начала мероприятия звучит музыка. Зрители рассаживаются на места. Ведущая. Здравствуйте, дети! Осенняя пора богата не только на урожай,.
Кукольный спектакль «Чья бабушка лучше» Кукольный спектакль «Чья бабушка лучше» На ширме появляется Мишка. Он напевает песенку Песенка Мишки Мне бабушка меду бочонок дала, Мне.
Сценарий развлечения ко Дню пожилого человека в средней группе «Чаепитие с бабушкой» Конспект развлечения ко Дню пожилого человека средней группы №10 «Чаепитие с бабушкой» Цель: расширение контакта между педагогами ДОУ и.
Сценарий праздничного концерта, посвященного Дню пожилого человека «День мудрости и доброты» В этот праздник осенний В гости ждали мы вас с нетерпеньем, Чтобы поблагодарить И поднять вам настроение. Будут радость и веселье, будут.
Сценарий праздника посвящённого Дню пожилого человека в старшей разновозрастной группе МБДОУ детский сад № 8 «Солнышко» Сценарий праздника посвящённого Дню пожилого человека в старшей разновозрастной группе.
Сценарий развлечения ко Дню пожилого человека «Наши любимые бабушки и дедушки» Цель: Воспитывать любовь и уважение к старшему поколению. Оборудование: магнитофон с аудиозаписями песен о бабушке и песней Н. Кадышевой.
Сценарий утренника «Чья мама лучше» к 8 марта для старшей группы детского сада В празднично украшенный зал под красивую музыку входят дети, встают возле стульчиков. Ведущий: В марте есть такой денёк С цифрой, словно.
Стенгазета к Дню пожилого человека Я вам загадаю загадку, А вы отгадайте ее. Кто ставит на пятку заплатку, Кто гладит и чинит белье? Кто дом поутру прибирает, Кто ставит большой.
Тематическое занятие, посвящённое Дню пожилого человека в старшей группе Цель: Воспитание у молодого поколения чувства любви, заботы, уважения к старшему поколению. Напомнить детям о том, что важно помогать бабушкам,.
Как поставить спектакль
Театр теней, спектакль из чашек и расчесок, читка современной пьесы — театральный режиссер Марфа Горвиц рассказывает, как поставить домашний спектакль с детьми
Чем детский спектакль отличается от взрослого? У него должна быть тема, интересующая детей, и понятный ребенку язык. Разговаривать можно о чем угодно, хоть о смерти, главное — понятно. Если вы ставите спектакль в домашних условиях, без профессиональной команды, то лучше всего не разыгрывать его по ролям как в классическом психологическом театре: непрофессиональным актерам сложно не сфальшивить. Мы предлагаем несколько форматов современного театра, которые помогут поставить спектакль для небольшой компании и при этом не требуют особенных умений, специального реквизита и долгой подготовки.
Что это такое
Спектакль с предметами — один из самых доступных вариантов домашнего спектакля. Он устроен как кукольный театр, только вместо кукол здесь — любые предметы, которые можно найти дома, — на глазах у зрителей они будут превращаться в героев спектакля. К примеру, вы рассказываете «Курочку Рябу», и зарядка от телефона становится мышкой, разбивающей хвостом-проводом яичко, а чайник, на ручку которого вы надеваете очки, — грустным дедушкой. Благодаря тому, что предмет начинает выполнять не свою функцию, и происходит преображение, «чудо театра».
Способ рассказа в таком спектакле — сторителлинг, пересказ сюжета от первого лица. Актер не пытается играть, он выступает именно рассказчиком, и благодаря его отстранению от сюжета прием получается честнее: я Глаша, и я рассказываю вам сказку «Курочка Ряба» — а вовсе не играю Курочку Рябу.
Сколько длится спектакль
Нужно заранее ограничить себя во времени: 7 минут для домашнего детского спектакля — идеально, больше 15 не должно быть точно.
Что понадобится
Помимо самих предметов — героев спектакля, нужно подготовить сцену: спектакль удобнее всего играть на хорошо освещенном столе (может помочь настольная лампа).
Что ставить
Хороший вариант — взять любимую книгу. В ней нужно найти сюжетную линию, где есть проблема и ее решение или изменение героя. Вот, к примеру, проблема в «Колобке»: не сработало. На медведе, волке, зайце песня Колобка работала-работала, а на лисе нет. Почему? Потому что невозможно одним и тем же способом решать все жизненные задачи. Да еще и хвастаться при этом.
Как ставить
Если вы сильно адаптируете книгу, то нужно писать сценарий. Если вы оставляете текст без изменений — достаточно просто собрать в одном месте все нужные кусочки (или заложить закладками в книге). Также нужно выписать всех героев и придумать для них подходящие образы. К примеру, мышь — ботинок с длинным шнурком-хвостом и двумя носками-ушами внутри, мышонок — ботинок поменьше. Большая улитка — рулетка, маленькая улитка — скрученный сантиметр. Есть специальные пособия, которые помогут потренировать фантазию, поразмышлять, как можно использовать предмет.
Если вдруг за время подготовки вы удачно придумали героя, которого нет в книге, — ничего страшного, его вполне можно добавить в сценарий или заменить им другого. Не обязательно визуализировать всех героев, но всех важных — желательно. И главных героев стоит обозначить особо: например, хорошо, если они все время присутствуют на сцене.
Что важно учитывать: все предметы должны становиться героями на глазах у зрителя, лишь тогда это будет театром. То есть заготовки, к примеру заварочный чайник и очки, должны лежать под рукой, но превращаться в персонажа — в данном случае в дедушку — они должны только во время спектакля, когда о дедушке впервые заходит речь. Если предметов очень много, то, помимо рассказчика, в спектакле можно задействовать участников.
Сцена из спектакля «Сказки из маминой сумки». Режиссер Марфа Горвиц, художник Александра Ловянникова. Фестиваль «КРЯКК», 2013 год
В выборе предметов можно себя ограничить, договориться, к примеру, что сказка создается только из вещей, которые могут оказаться на кухне, в кладовке или в маминой сумке. Можно даже придумать красивый заход: например, мама пришла с работы, садится за стол с компьютером поработать, а рядом две скучающие дочки, которые начинают играть и ей мешать. Тогда мама решает рассказать сказку, чтобы их увлечь: из сумки достает расческу — она становится ежиком, переворачивает ноутбук — он становится домом и так далее. При этом кроме сумки, конечно, может быть заранее приготовлено много предметов в коробках, на полках вокруг.
Как сделать спектакль интереснее
Спектакль «Сказки из маминой сумки». Режиссер Марфа Горвиц, художник Александра Ловянникова. «Театр Вкуса», 2016 годДля всего спектакля можно взять саундтрек из любимого фильма (беспроигрышный вариант, кстати, музыка из фильмов Уэса Андерсона) или просто любимую песню или классическую композицию.
Что это такое
Теневой спектакль тоже построен на сторителлинге: спектакль ведет рассказчик, а остальные с помощью теней иллюстрируют его рассказ. Тени могут быть разными: есть силуэтные тени (когда тень отбрасывают специально вырезанные фигурки), живые (тень отбрасывает человек целиком) и ручные («играют» пальцы актера). Все теневые техники можно объединить, иногда тень может даже выходить за ширму, и это очень зрелищно: вот лодка плывет перед ширмой, а потом заезжает за нее, и мы уже видим ее удаляющуюся тень.
Сколько длится спектакль
Оптимальное время для домашнего спектакля — минут.
Что понадобится
Для теневого театра вам будет нужна ширма (подойдет простыня) и несколько источников света. Рассказчик находится перед ширмой, а актеры и свет — за ней. Проектор или настольную лампу удобнее всего поставить посередине на полу или на столе — это общий свет. Чтобы подсвечивать конкретные тени, каждый актер должен взять в руку фонарик или телефон с фонариком. Если участников много, то можно назначить осветителей — они будут ответственными и за фонари для отдельных теней, и за лампу.
Если вы работаете с силуэтными тенями, то нужно заранее их вырезать и приготовить. Удобнее всего будет управлять ими с помощью палочек (подойдут палочки для суши), а закреплять фигурки пластилином.
Что ставить
Литературная основа может быть такая же, как в предметном театре: любимая книга, адаптированная под спектакль, — нужно выделить сюжетную линию, в которой есть интересная вам проблема и ее решение.
Как ставить
Хорошо, если по книге сразу понятно решение спектакля: к примеру, если это произведение про взрослых и детей или про великанов и лилипутов, то спектакль может строиться на игре с размерами теней. Допустим, вы берете историю про Одиссея и Циклопа. Тогда один человек встает ближе к лампе, дальше от ширмы — у него получается большая тень, это великан Циклоп. Другой ближе к ширме, дальше от лампы — у него тень меньше, это герой Одиссей. По сюжету Одиссей протыкает глаз Циклопу — актеру достаточно вытянуть вверх по диагонали руку, чтобы у зрителей создалось впечатление, что его палец попадает в Циклопа.
Сцена из спектакля «Сказка, которая не была написана». Режиссеры Вячеслав Игнатов, Мария Литвинова, художник-постановщик Максим Обрезков. Театр «Трикстер», 2015 год © Международный фестиваль театров кукол «Ковчег»
Теневое мастерство требует репетиций, поэтому для такого спектакля точно понадобится режиссер — человек, который все репетиции будет находиться перед ширмой, чтобы следить, не перекрывают ли друг друга тени и хорошо ли они видны.
Интересно, когда тени начинают взаимодействовать с рассказчиком. К примеру, он рассказывает, как герои пошли в лес, и на плечо ему садится птичка (силуэтная тень), рассказчик на нее дует, и птичка улетает. Еще один удачный прием — использовать контраст одного и толпы, когда все актеры за ширмой одинаково откликаются на слова рассказчика. Тогда сцена с лесом будет выглядеть так. Рассказчик говорит: «И пошли они в лес», — все остальные актеры изображают руками качающиеся веточки. Рассказчик: «И увидели кота», — все актеры начинают мяукать и поднимать руки с согнутыми пальцами, как будто царапаются.
Образ рассказчика стоит всегда связывать со спектаклем. Подумайте, кто бы мог рассказывать вашу историю? Если это сказка — бабушка или дедушка. Если древнегреческий миф — грек в тоге. От чьего лица неожиданно услышать знакомый сюжет? Рассказчиком «Волшебника страны Оз» может быть не только Элли, но и Тотошка, а сказки Пушкина может рассказывать даже дуб у лукоморья.
Как сделать спектакль интереснее
Театр можно извлекать из всего. Ширма тоже может быть игровой: например, если это спектакль по «Мэри Поппинс», то он может начинаться с того, что семья Бэнкс ищет няню, все актеры ходят по сцене с газетами, а потом меняется ветер, и сверху надвигается ширма, склеенная из кусков газет. Можно играть с освещением: менять свет проектора на синий (если происходит волшебное), красный (если надо изобразить опасность). Блуждающим фонарем можно показывать опасные моменты, кульминацию, нестабильность. Им же — сделать акцент на герое. Очень интересно в теневом театре смотрятся постановочные танцы. Если работать с лампами, то изображение будет преломляться — это будет эффектной перебивкой в спектакле. Оживить спектакль поможет и музыка: лучше, чтобы она была живая, например барабан или колокольчик для акцентов или общего фона.
Что это такое
Сцена из спектакля «Кавказский меловой круг». Режиссер Никита Кобелев. Московский академический театр имени Владимира Маяковского, 2016 годСколько длится спектакль
Так же, как и в предыдущих вариантах, хронометраж постановки — от 7 до 15 минут.
Что понадобится
Обязательного реквизита нет, но здорово будет использовать в спектакле живую музыку: например, барабаны.
Что ставить
Для такого спектакля удобнее всего будет взять волшебные сказки, где есть явные превращения, которые будет интересно показывать «крупным планом», замедлять.
Как ставить
Излюбленный прием: ребенок засыпает за книжкой. Допустим, сидит за столом, читает окончание абзаца и засыпает. Вокруг появляются герои сказки, которую он читал, может быть, оживают предметы: со стола убирают вазу с цветами, вместо нее на стол облокачивается актер в цветочном костюме. И эти герои продолжают сказку, а сам ребенок становится, например, принцем. В таком случае у спектакля будет не один рассказчик, а целая группа: один будет передавать слово другому. Завершить сказку можно звуком будильника или голосом мамы — кольцевая композиция всегда придает целостность действию.
Первая встреча мачехи (Катерина Васильева) и отца (Александр Усердин) Золы. Все герои замерли, и каждый выражает отношение к этой встрече: мачеха и отец рады новой любви, сестры недовольны, что им теперь предстоит жить вместе, и подчеркнуто высокомерно и снисходительно смотрят на Золу. Зола как оберег выставляет вперед часы с будильником, которые каждые пять минут звонят, напоминая о матери.
Для героев нужно придумать костюмы: в ход идут вещи из шкафа, простыни, цветная бумага и все, что найдется дома. Если это принц и принцесса, можно сделать им короны из фольги или бумаги и золотые плащи — купить термопокрывало в магазине для охотников и рыболовов.
Пригодится и упаковочная бумага (например, бесплатная из IKEA). Такая бумага может вообще стать решением всего спектакля: из нее можно вырезать весь реквизит и сделать одноцветные костюмы всем персонажам. Например, если речь идет о скучной жизни, которая преображается благодаря любви или творчеству, то костюмы можно во время спектакля раскрашивать красками и фломастерами.
Для того чтобы создать образ, будет достаточно и одной детали костюма. Задайте себе вопрос: что самое важное в вашем персонаже? Допустим, вы играете собаку из «Бременских музыкантов», которую хозяева выгнали из дома за то, что она «стара стала». Ее главной характеристикой может быть старость. Фантазируйте: почему именно ее выгнали, вероятно, она ослепла или потеряла нюх? Тогда костюмом могут быть очки, которые собака иногда теряет, долго ищет и оттого везде опаздывает. А если у вас собака из «Волшебного кольца», то ее главное качество — преданность. Достаточно поводка, чтобы показать, как собака следует за своим хозяином и как рада ему служить.
Как сделать спектакль интереснее
Чтобы рассказ смотрелся более театрально, помогут эффектные театральные приемы. Рассказчик говорит: «Жила-была девочка, и вдруг она. » — девочка выбрасывает пазухи красную ленточку. Рассказчик (после паузы): «Влюбилась».
Море, потоп или водопад можно изображать целлофаном или пледом. Простынями хорошо показывать сугробы. Погоду могут передавать и сами актеры: например, один герой берет в руки уголки плаща второго и встряхивает ткань, как будто плащ надувается от ветра. А можно и вовсе обойтись без декораций и решить все звуком: если мять крахмал в мешке, то будет похоже на скрип шагов по снегу, если подуть в гофрированную трубу или начать ей размахивать — получится ветер или вьюга; причем интересно будет извлекать звуки не за сценой, а на глазах у зрителя, открытым приемом.
Что это такое
Читка — самый взрослый формат домашнего спектакля, он подойдет для детей старше 12 лет. Со стороны читка выглядит очень простым делом: актеры сидят на стульях и читают пьесу по ролям. Но чтобы это стало спектаклем, а не просто чтением, нужна серьезная подготовка: разбор пьесы и продумывание переходов между сценами, — поэтому нужно, чтобы взял на себя функцию режиссера (возможно, понадобится помощь взрослого).
Сколько длится спектакль
Здесь не может быть ограничения по времени: играть нужно столько, сколько требуется для прочтения.
Что понадобится
Стулья, на которых будут сидеть актеры, и распечатанные тексты пьесы.
Что ставить
Как ставить
После того как вы выбрали текст, нужно распределить роли и выбрать рассказчика, который будет читать ремарки. Всегда приветствуется разбор ролей — обычно это происходит так: режиссер с актерами разговаривают о том, что в пьесе нравится, что волнует, и обсуждают каждую роль отдельно.
Есть простой вариант разбора: надо определить главную тему пьесы и сформулировать вопрос, связанный с этой темой. К примеру, если тема — стремление к счастью, то вопросом может быть «Что для моего персонажа является счастьем?». Для ответа на этот вопрос надо проследить всю линию персонажа. Когда вы найдете ответ, это поможет правильно расставить акценты в пьесе, лучше понять, какие сцены для персонажа ключевые.
А еще разбор пьесы поможет придумать, как реагировать на ремарки, которые читает рассказчик. Авторские пояснения и указания, как играть, — самое интересное в читке. Актеры не должны откликаться на них буквально, иначе получится скучно. Если написано «говорит, улыбаясь» — это не значит, что надо непременно улыбаться, можно никак не реагировать и продолжить говорить как до этого, если «запыхавшись», — наоборот, можно прочесть предельно спокойно, если «герои ссорятся», а мы знаем, что герои — семейная пара, которая только и делает, что ссорится, — то они могут говорить нарочито лениво или нежно. Решение должно быть парадоксальным — это закон театра. Но оно всегда основано на тексте: актерская игра дает ремарке дополнительное измерение и раскрывает характер героя, расширяет смысл текста, а не противоречит ему.
Рассказчика можно объединить с маленькой ролью или придумать ему отдельный образ: например, если вы ставите пьесу, где главный мотив — соревнование героев, то рассказчиком может быть футбольный комментатор. Но очень важно любую идею проверять в репетициях: иногда то, что кажется в теории очень складным, совершенно не работает на сцене. Поэтому репетиция — это бесконечное изменение в поисках идеальной формулы. При этом нужно помнить, что актерская игра в читке должна быть минимальной, главный принцип — концентрация на тексте. Поэтому минималистичными будут и подача, и музыкальное сопровождение, и сценические решения.
Чтобы не отвлекать зрителя от текста, актеры почти не должны двигаться — удобней всего им будет сидеть на стульях. Но можно организовывать пространство: например, участвующие в сцене герои могут выдвигаться вперед. Если это история о ссоре — пусть актеры сидят как на ринге, друг напротив друга. Если участников не так много, то один человек может играть две роли. Тогда он пересаживается с места на место, чтобы зрителю было понятно, за кого он читает. Если герой по сюжету умер, то он уходит или закрывает глаза, садится спиной к зрителям или встает на стул (чтобы приблизиться к небесам) — визуально должно измениться.
Чем закончить читку? Всегда выигрышный ход — хореографическое упражнение, когда действие на сцене подчиняется закону. Есть, например, упражнение «движение на выдох». Актеры начинают дышать в такт, и на каждый выдох они делают любое движение: шаг, поворот, наклон головы, взмах руки. Как только заканчивается выдох, заканчивается движение. Когда ты сосредоточен на дыхании, у тебя нет времени хлопотать лицом, и это действо выглядит непонятно и завораживающе. К примеру, в пьесе про семью таким образом все могут собираться в семейный портрет.
Если это пьеса про созидание, то параллельно с читкой актеры могут рисовать картины, складывать оригами и создавать коллаж — к концу читки их произведение должно быть готово. Конец может быть решен и звуком: к примеру, если актеры начнут изображать отъезд поезда — «чучух-чучух», — все будет понятно и без декораций. Главное, чтобы все решения были органичны самой пьесе — именно поэтому режиссеру (или режиссерам) нужно работать с текстом и размышлять о героях, смыслах и главной теме спектакля.