Как изобразить мост на карте
Обозначение мостов на карте. ПОЯСНЕНИЯ К ЗНАКАМ МОСТОВ И ПЕРЕПРАВ
ПОЯСНЕНИЯ К ЗНАКАМ МОСТОВ И ПЕРЕПРАВ
152 (252—265, 267, 155, 156, 158). Ширина условного знака моста должна соответствовать действительной ширине моста в масштабе карты (наименьшая допустимая—0,8 мм). При изображении мостов на железных дорогах, автострадах, усовершенствованных и обычных шоссе, улучшенных грунтовых дорогах ширина знака моста должна быть не менее ширины условного знака дороги.
Длина условных знаков, принятых для мостов протяженностью 13 м и более, должна соответствовать их действительным размерам в натуре. При этом черточки («усы») обозначений мостов, вычерчиваемые, как правило, под углом 45° к линии знака моста, в его длину не включаются. В отдельных случаях при недостатке места на карте разрешается не вычерчивать одну-две такие черточки (см. условный знак №155). Длина условных знаков мостов, выражающихся в масштабе карты, должна быть согласована с помещаемыми на карте их характеристиками.
Мосты на картах изображаются с подразделением по материалу пролетных строений и особенностям конструкции. Материал, из которого построены устои мостов, в данном случае не учитывается. Сами промежуточные устои (быки) мостов, имеющих длину более 13 м, наносятся на карты в соответствии с натурой. Сваи деревянных балочных мостов и опоры деревянных разборных мостов на картах не показываются. Не наносятся на карты и береговые устои мостов.
153 (252—267, 155, 156, 158, 40,41). У обозначений мостов длиной 3 м и более, расположенных на автогужевых дорогах, указывают характеристику мостов в виде дроби: в числителе — длину по настилу (включая береговые устои) и ширину проезжей части в метрах, в знаменателе—расчетную автомобильную нагрузку (грузоподъемность) моста в тоннах. У обозначений мостов через судоходные реки, кроме того, указывают высоту низа пролетного строения моста над средним уровнем воды в межень.
У знаков каменных, бетонных и железобетонных мостов перед численной характеристикой помещают сокращенную надпись материала пролетного строения (К—каменные мосты, Бет.— бетонные, ЖБ—железобетонные). В характеристиках металлических мостов материал постройки (М—металлические) указывают лишь в случаях, когда мосты изображены условными знаками № 262 или 267—1. Если расчетная автомобильная нагрузка моста свыше 100 тонн, в характеристике дается надпись св. 100.
При частом расположении мостов с одинаковыми характеристиками некоторые из последних могут не указываться. У знаков мостов, находящихся в населенных пунктах, характеристики помещают лишь при наличии свободного места.
При изображении железнодорожных мостов характеристику дают только для мостов длиной 100 м и более. В нее включают: материал постройки (у каменных, бетонных и железобетонных мостов), высоту от уровня воды или земли до нижней части пролетного строения моста и длину последнего в метрах. Например: ЖБ 10—147(железобетонный мост высотой 10 м и длиной 147 м).
154 (258, 267). Рядом с условными знаками мостов, разбираемых на время ледохода и половодья (паводков), помещают пояснительную надпись разб.
155 (266, 267, 158). При съемках для мелиорации земель на обозначениях мостов следует давать отметки высот настила. Надпись отметки размещают, в зависимости от наличия места, отдельно от характеристики моста либо вплотную к ней, справа.
В случаях, когда под мостом проходит шоссе, т. е. при пересечении Дорог на разных уровнях, у обозначения моста (путепровода) дается характеристика проезда (отверстия) под ним—высота и ширина в метрах. Например: пр.6х8, где 6 — высота, 8 — ширина.
156 (268,272). Временные мостики в два-три бревна и пешеходные мостики через мелкие канавы и рытвины на картах не показываются.
157(269—271). Характеристики мостов длиной менее 3 м и характеристики труб под дорогами помещают на картах только по дополнительным требованиям при съемках для мелиорации земель.
Трубы под дорогами отличаются от небольших мостов тем, что у первых между верхним сводом и полотном дороги всегда имеется слой грунта насыпи, а у мостов насыпь прерывается полностью — на всю ее высоту.
158(272—274). При изображении пешеходных мостов, выражающихся в масштабе карты (например: длинных мостов через заболоченные участки и т. п.), показывают все повороты и изгибы моста.
159 (275, 276). На картах отображают все паромы. Линия, по которой самоходный паром (паром с механическим двигателем) пересекает реку, должна быть показана в соответствии с натурой, например, поперек реки, под острым углом, в обход острова и т. п.
160 (277, 278). На картах показывают только постоянные лодочные перевозы. При ширине реки в масштабе карты менее 4 мм условные знаки лодочных перевозов и паромов вычерчиваются за пределами изображения реки. Основание знака перевозов («дно лодки») должно быть обращено примерно на юг или на восток.
161 (279). При отображении бродов через широкие реки прерывистая линия знака должна проводиться так, чтобы ее положение соответствовало натуре. При ширине изображения реки менее 2 мм дается один штрих знака брода.
Обозначения дорог в местах показа бродов через вычерчиваемые в одну линию водотоки не прерываются. У изображений бродов через реки шириной 5 м и более надписываются их характеристики, причем глубина должна соответствовать самому глубокому месту брода. Характер грунта дна на бродах передается сокращенными надписями в соответствии с пояснением п. 114. Показатели глубины и скорости течения воды на бродах должны характеризовать условия меженного периода.
Условные обозначения на картах
Постройки масштабные | Разрушенные постройки масштабные | ||
Постройки не масштабные | Разрушенные постройки не масштабные | ||
Заводские трубы | Заводы и фабрики с трубами | ||
Заводы и фабрики без труб | Шахты действующие | ||
Электростанции | Шахты не действующие | ||
Склады горючего | Капитальные сооружения башенного типа | ||
Радио и телевышки | Вышка легкого типа | ||
Трансформаторная будка | Радиостанции и телевизиооные центры | ||
Линии электропередач на деревянных опорах | Линии электропередач на железобетонных опорах (высота в метрах) | ||
Ветряные двигатели | Торфоразработки в масштабе | ||
Водяная мельницы и лесопильни | Ветряные мельницы | ||
Метеорологическая станция | бензоколонки и заправочные станции | ||
Церковь | Часовня | ||
Кладбища мастабные | Кладбиша немасштабные | ||
Пасека | Памятники и монументы | ||
Постоянные стоянки юрт и чумов | Мусульмаские могилы | ||
Колодец | Ветряной колодец | ||
Колодец с журавлем | Родник | ||
Каменные кирпичные стены и металлические ограждения | Железные дороги двухпутные | ||
Геодезический пункт | Дом лесника | ||
Шоссе с мостом | Аэродромы | ||
Полевые и лесные дороги | Грунтовые и проселочные дороги |
Стрелка указывает направление скорость течения (0,2 м/сек)
Броды:
1,2—глубина
180—длина в метрах,
Т—тип грунта
0,5—скорость течения в м/сек
Как изобразить мост на карте
УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ ДЛЯ ТОПОГРАФИЧЕСКИХ ПЛАНОВ МАСШТАБА 1:500
[правила начертания]
Утверждены Главным управлением геодезии и картографии при Совете Министров СССР
С изданием настоящих условных знаков отменяются Условные знаки масштаба 1:500 Мосгоргеотреста издания 1956 г.
Являются обязательными для предприятий и организаций, производящих топографогеодезические работы на территории г.Москвы и ее лесопаркового защитного пояса.
Условные знаки для топографических планов масштаба 1:500 предназначены для применения при производстве работ на территории г. Москвы и лесопаркового защитного пояса.
В условных знаках учтены особенности сложной застройки столицы и наличие значительного объема картографического материала на городскую территорию, накопленного в течение ряда десятилетий. В основу настоящих условных знаков положены «Условные знаки для топографических планов масштабов 1:5000, 1:2000, 1:1000 и 1:500» «Недра», 1973 г. (Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР) и Условные знаки Таблица 76. Условные знаки представлены Мосгоргеотрестом Главного архитектурно-планировочного управления г.Москвы.
ОПОРНЫЕ ПУНКТЫ
НАЗВАНИЯ УСЛОВНЫХ ЗНАКОВ
ИЗОБРАЖЕНИЕ НА ПЛАНЕ
б) на естественных буграх
Пункты геодезических сетей местного значения и их номера.
НАЗВАНИЯ УСЛОВНЫХ ЗНАКОВ
ИЗОБРАЖЕНИЕ НА ПЛАНЕ
Пункты геодезических сетей местного значения
б) на естественных буграх
в) в стенах зданий [14]
Точки плановых съемочных сетей
а) закрепленные на местности
б) на углах капитальных зданий (координированные углы)
Столбы закрепления проекта планировки и их номера
НАЗВАНИЯ УСЛОВНЫХ ЗНАКОВ
ИЗОБРАЖЕНИЕ НА ПЛАНЕ
б) реперы грунтовые [15]
в) пункты (реперы) закрепления разбивочной сетки для строительства и осей зданий и сооружений [15]
г) марки и реперы стенные
д) реперы временные
Пересечение координатных линий
ЗДАНИЯ, ПОСТРОЙКИ И ИХ ЧАСТИ
НАЗВАНИЯ УСЛОВНЫХ ЗНАКОВ
ИЗОБРАЖЕНИЕ НА ПЛАНЕ
Постройки жилые (кирпичные, каменные, шлакобетонные, бетонные и др.) [16, 17]
Постройки нежилые [16, 17] (кирпичные, каменные, бетонные и др.)
Постройки жилые (деревянные, саманные глинобитные) [16, 17] и др.
Постройки нежилые [16, 17] (деревянные, саманные и др.)
Постройки смешанные жилые [16, 17]
Постройки смешанные нежилые [16, 17]
НАЗВАНИЯ УСЛОВНЫХ ЗНАКОВ
ИЗОБРАЖЕНИЕ НА ПЛАНЕ
с колоннами вместо части или всего первого этажа [18]
Котлован строящегося здания
Разрушенные и полуразрушенные постройки
Отмостка зданий, номера домов, отметки высот пола первого этажа отмостки или тротуара на углу дома [18]
Капитальные сооружения башенного типа (водонапорные и силосные башни, кирпичные пожарные каланчи и др.)
Дороги и дорожные сооружения на карте
Эта группа включает в себя одиннадцать важнейших топографических знаков, которые необходимо знать каждому туристу.
Туристы-пешеходы очень часто пользуются дорогами для движения по своим маршрутам, но даже тогда, когда туристы идут без дорог и троп, они могут служить им как ориентиры.
Все дороги можно разделить на три основных вида: железные дороги для движения поездов, шоссейные автомобильные дороги и грунтовые автомобильные дороги (раньше все эти дороги назывались гужевыми; гужевой транспорт — это перевозка грузов в телегах, санях, арбах, в которые с помощью гужи (ременной петли) запрягались лошади.
• Шоссейные и грунтовые дороги
Шоссейными называются дороги, имеющие специально сделанное твердое искусственное покрытие — каменное (булыжник, брусчатка), асфальтовое или бетонное. Кое-где еще можно встретить и деревянное шоссе: на севере нашей страны на заболоченной местности под Архангельском можно еще встретить дощатые дороги, а в Германии в прошлом веке были сделаны кое-где дороги из деревянных чурбачков, укрепленных в фунте торчком. Встречаются и плиточные покрытия дорог наподобие паркета из природного тесаного камня.
В прошлом веке очень распространено было булыжное покрытие мостовых (мостовая — это проезжая часть улиц и переулков) и даже дорог между городами. Нередко дороги покрывались щебнем — мелко битым камнем. Но с появлением в XX веке автомобиля возникла необходимость делать скоростные дороги с твердым гладким покрытием. Так с 20-х годов прошлого столетия люди стали строить шоссейные дороги с асфальтовым, а затем бетонным покрытием.
Всякая шоссейная дорога с твердым искусственным покрытием делается всегда немного выпуклой, чтобы дождевая вода скатывалась с нее на стороны. По бокам оставляют часть насыпи, не покрытую асфальтом, но посыпанную песком, гравием или щебнем (гравий или галька — мелкий речной камень). Это так называемые обочины. А за обочинами прорываются с обеих сторон канавы (или — кюветы), куда стекает вода.
Условный топографический знак шоссе представляет собой две тонкие, черного цвета; параллельные друг другу линии, промежуток между которыми шириной и 0,8 или 1 мм заполняется красной (оранжевой) краской.
Как уже говорилось, знак шоссе является немасштабным по ширине, то есть нельзя по ширине знака на карте (например, 1 мм) определить точно ширину шоссе на местности (длина знака, конечно, соответствует действительной длине шоссе с очень небольшим отклонением).
Но всем, кто пользуется шоссейными дорогами для проезда по ним (как гражданским, так и особенно военным людям), очень важно знать заранее ширину каждого шоссе — ведь от этого многое зависит. Поэтому у каждого знака шоссейной дороги на карте дается дополнительный знак — буквенно-цифровая характеристика этого шоссе. Эта характери-
стика состоит из трех элементов: цифры, еще одной цифры в скобках и буквы. Буквой обозначается материал, которым покрыто шоссе: если это асфальт, то ставится буква «А», если бетон — буква «Б», а если шоссе покрыто булыжником или брусчаткой (то есть камнем), то буква «К». Первая цифра обозначает ширину покрытия шоссе в метрах (то есть заасфальтированной, забетонированной или покрытой камнем части полотна шоссе), а в скобках дается цифра, обозначающая ширину всего полотна шоссе в метрах, то есть вместе с обочинами от внутреннего края одного кювета до внутреннего края другого кювета (рис. 4).
Этот знак характеристики ставится поперек самого знака шоссе в удобном месте; при вычерчивании знака шоссе делается разрыв в черных параллельных линиях, но красный цвет в промежутке между ними не прерывается.
Мы, туристы-пешеходы, редко ходим по шоссе. Это, во-первых, небезопасно, а, главное, — неинтересно. Лучше уж идти по тропинкам и дорогам, которые часто проложены рядом с шоссе параллельно ему. Но так или иначе наши маршруты пересекаются с шоссейными дорогами, и поэтому нам надо знать знак шоссе.
Следующий тип автомобильных дорог — грунтовые дороги. Грунт — это почва, земля. Следовательно, грунтовые дороги, это дороги земляные, ничем искусственным не покрытые. Они могут быть частично или целиком усыпаны песком, гравием, щебнем, шлаком (щАж — перегоревший каменный уголь), битым кирпичом, но это не является твердым покрытием.
Все фунтовые дороги подразделяются на три вида: простые грунтовые дороги (их называют еще полевыми или лесными дорогами), проселочные дороги и так называемые улучшенные грунтовые дороги (сокращенно — УГД).
Простая грунтовая дорога обозначается на картах штриховой (прерывистой) черной тонкой линией, длина штрихов должна быть 3-4 мм, а длина промежутка между штрихами — около одного миллиметра (рис. 5).
Проселочная дорога — это тоже дорога фунтовая, но она имеет более важное значение, она более наезжена и существует, как правило, многие десятки и даже сотни лет. Проселочная дорога соединяет село с селом, деревню с городом, поселком, железнодорожной станцией, с шоссе. Если простая фунтовая дорога, идущая через лес к вырубке или через поле к стогу сена, может вдруг кончиться где-то в лесу или в поле, то проселок не оборвется неожиданно, а обязательно выведет вас к какому-либо населенному пункту или к другой крупной дороге. Проселочная дорога обозначается на топофафических картах сплошной тонкой черной линией (рис. 6).
Из самого названия видно, что улучшенная грунтовая дорога — это тоже дорога земляная, не имеющая твердого искусственного покрытия. Улучшенной она называется потому, что ей придают слегка выпуклую форму (профилируют) для лучшего стока воды, посыпают фавием или щебнем, утрамбовывают катком и вырывают по бокам кюветы. Топографический знак УГД, как и шоссейной дороги, состоит из двух тонких черных параллельных друг другу линий, но промежуток между ними имеет ширину 0,6-0,8 мм и заполняется не оранжевым, а желтым цветом (рис. 7).
Чаще всего туристы пользуются в походах пешеходными тропами. Пешеходная тропа — это тоже дорога, по ней можно проехать на велосипеде, на мотоцикле, на лошади. Но она, как правило, слишком узка для машины и телеги.
Тропы никто специально не прокладывает, они возникают сами собой от постоянной ходьбы людей в одном и том же направлении. Тропинки имеют коварное свойство: они могут неожиданно исчезать, а где-то в другом месте вновь возникать. Подумайте, в силу каких причин это может происходить?
В густонаселенной местности нередко в одном и том же направлении может идти сразу целая сеть тропинок, которые то смыкаются, то вновь расходятся. Особенно часто это встречается в тех местах, где постоянно гоняют стада коров, коз, овец. Такое множество тропинок изобразить на карте невозможно, поэтому группу троп показывают одной условной тропой в соответствующем направлении.
Кроме того, бывают очень короткие тропки от дома к колодцу, к пруду, к проселку; встречаются временные тропинки-одногодки. Все такие тропы на картах не показывают. Это необходимо учитывать путешественникам. Только достаточно длинные по протяженности и постоянно существующие (их называют иногда «вековыми») тропы наносятся на карты крупных масштабов.
Условный знак тропы почти такой же, как и простой грунтовой дороги — тонкая черная прерывистая (штриховая, а не пунктирная, как ее неправильно иногда называют) линия, но каждый штрих имеет уже меньшую длину равную 2 мм, а промежуток между штрихами — чуть меньше миллиметра (рис. 5).
На шоссейных и некоторых других крупных дорогах ставятся километровые столбы, которые тоже обозначаются на топографических картах. На старых топокартах знак километрового столба изображался фигурой в виде маленького квадратика на ножке (рис. 8 а), теперь он изображается простым черным коротким штрихом, который располагается перпендикулярно знаку шоссе от его осевой линии в ту сторону за пределы знака шоссе, на обочине которой стоят столбы с километровыми обозначениями (рис. 8 б).
Топографический знак железной дороги в последние 25 лет тоже претерпел изменения.
Железные дороги бывают в одну или несколько колей. Одна колея — это две рельсы, уложенные на шпалы, по которым идет поезд. Если железная дорога имеет две колеи, это значит, что на участке уложено два пути — 4 рельса, по которым одновременно могут двигаться в разных направлениях два состава. Не следует путать двухколейную железную дорогу с так называемыми разъездами на одноколейных дорогах. Такие разъезды показывают только на очень крупномасштабных картах.
Могут быть, конечно, не только двухпутные, но и трех-, четырехпут-ные железные дороги. Кроме того, надо знать, что железнодорожные пути бывают узкоколейные и широкой колеи, по которой ходят обычные пассажирские и товарные поезда. А узкая колея предназначается для небольших вагончиков и платформ, на которых перевозят небольшие грузы — лес, торф, фунты (песок, гравий, щебень) и др.
Раньше знак железной дороги изображался двумя тонкими черными параллельными линиями, просвет между которыми заполнялся попеременно черными и белыми «шашечками» по 4 мм длиной каждая (рис. 9 а). Теперь знак представляет собой сплошную толстую черную линию (рис. 9 б). Ее толщина достигает 0,6 мм.
Но читателям топофафической карты бывает необходимо знать, сколько путей имеет железная дорога на каждом данном участке, а кроме того, необходимо знать — электрифицирована или неэлектрифицирована та или другая железная дорога. Эту информацию тоже дает топографическая карта (рис. 9).
Два коротких шфиха поперек знака железной дороги обозначают, что она имеет две колеи. Если колея одна, то ставится один штрих. Три штриха обозначают, что эта железная дорога многоколейная. Если у поперечного штриха имеется еще короткий штришок, параллельный знаку железной дороги, то это значит, что дорога электрифицирована. На старых знаках железных дорог вся эта информация содержалась в белых просветах знака.
У знака железнодорожной станции черный прямоугольничек внутри белого прямоугольника ставится с той стороны, с какой от полотна железной дороги расположено здание вокзала (пристанционное строение).
На простых грунтовых дорогах, как правило, строят деревянные мосты, на шоссейных, улучшенных грунтовых дорогах и на важных проселках мосты чаще всего бывают бетонные (каменные), но иногда и деревянные. На железных дорогах большие мосты через крупные реки всегда бывают металлическими, а через маленькие речки — бетонными. Топографические знаки мостов — это знаки фигурные и немасштабные.
Там, где на карте размещается знак моста, знаки дороги и реки разрываются (рис. 10). Пояснительным знаком у мостов служит буквенно-цифровая характеристика моста.
Здесь буква «Д» обозначает материал, из которого построен мост, — дерево (если мост бетонный, ставится буква «К»). Коэффициент 3 — это высота моста над; поверхностью воды в реке. В числителе дроби первая цифра, 24, — длина моста в метрах, вторая цифра, 5, — его ширина в метрах. В знаменателе цифра 10 показывает грузоподъемность моста в тоннах, то есть на какой максимальный вес машины рассчитан мост при его проектировании.
Очень часто дороги пересекаются с небольшими сухими овражками, лощинками, по которым ручьи текут только весной, когда тает снег. Чтобы проложить дорогу через овраг, надо поперек оврага сделать насыпь: — ведь не могут машины всю дорогу то круто съезжать вниз, то круто подниматься вверх по склонам. Но насыпь перегородит овраг, и когда весной станет таять снег, выше от насыпи по течению образуется целое озеро. Скопившаяся вода постепенно размоет насыпь, и дорога обвалится,
разрушится. Чтобы этого не произошло, на всех дорогах в местах, где они пересекают овраги, под насыпи укладывается широкая бетонная труба для стока воды. Иногда строят даже большую кирпичную арку под дорогой. У таких труб есть свой топографический знак (рис. И). Для туристов эти трубы под дорогами могут служить хорошими ориентирами. На пешеходных тропах часто тоже делаются мосты, но очень маленькие — только для пешехода. Такие мостики (жители часто называют их то кладями, то лавами) иногда представляют собой просто два бревна, положенных над речкой с берега на берег. Но иногда бывают и хорошо оборудованные пешеходные мостки с перилами с одной или даже двух сторон. Топографический знак пешеходного моста очень прост (рис. 12).
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.