Как изобразить воду на рисунке
Как рыба в воде
Сегодня мы будем учиться рисовать воду в разных ее состояниях и проявлениях. Снег, волна, мыльные и водяные пузыри, отражения и подводный мир – станут предметом нашего внимания. Хотя урок предназначен для выполнения в Фотошоп, любителям векторной графики, надеюсь, он будет также полезен, так как раскрывает природу водной среды. Главное понимать, как рисовать, а техника и инструменты – дело второстепенное. Нырнули…
Набор инструментов
Я использовал круглую кисть, так как на создание других кистей не было времени. Размеры используемых кистей будут указаны ниже.
Этот важный инструмент я использовал для подбора цветов. Обратите внимание: выноска в виде гриба означает, что цвет взят из градиентной тонировки.
Значение прозрачности я менял постоянно. Но для наглядности я указываю диапазон приблизительно.
Параметры растекания, в отличие от прозрачности, я менял редко. Чаще всего это значение было 60%. Иногда я понижал значение, чтобы получить затуманеные текстуры для воды, стекла, песка и так далее.
Летящий снег
А) Здесь снежинки падают ровной чередой, но на самом деле они должны разлетаться.
Б) Теперь снежинки разлетаются, но все они одинаковы и кажутся ненастоящими.
В) Идеальное соотношение рассеивания и размера делает снежинки естественными.
Выпавший снег
А и В) Взгляните, как снежинки неправильно собраны по отношению к форме объекта, на который они упали.
Б) На самом деле снег накапливается там, где поверхность не имеет наклона. С наклонной поверхности снежинки бы скатывались.
1) Выбрав цвет, я создал градиентную тонировку (a).
2) Снежинку начал рисовать простой круглой кистью большого размера (с прозрачностью 50%).
3) К выбранному основному цвету я добавил светлый оттенок.
4) Затем верхней части снежинки вновь был добавлен светлый оттенок кистью меньшего размера.
5) Полутень на снежинке была создана большей кистью с оттенком потемнее.
6) Детали снежинки делались кистью помельче со светлым оттенком и непрозрачностью (около 70%).
7) Чтобы снежинки не казались круглыми, я использовал цвет фона в качестве основы для полутени. Наконец, я добавил сверху несколько частиц, чтобы придать снежинке ощущение падения.
ВОЛНЫ
Движение волн в воде
А) Естественное движение волнам придаёт случайность и креативность, а также изменчивость их форм.
Б) Здесь движение волн вроде бы хороши, но слишком однообразны. С такими волнами композиция тяжела для восприятия.
В) А здесь движение как то уж слишком совершенно и выглядит как банальная подделка. Не будьте настолько идеальны. Будьте естественны!
Беспорядочность движения воды
Морская вода пенится под действием ветров и прибоя. Всегда имейте это в виду. Пена и волны должны между собой гармонично сочетаться. Пена не должна являться продолжением волн (Б) или отделённым от воды слоем (А).
В) Здесь я изобразил пенные следы в виде причудливых рубцов или нечёткой сетки из пересекающихся гряд, которые придают поверхности воды более оживлённый вид.
Перспектива
А) Если здесь не поработать над размерами волн и расстоянием между ними, то желаемой перспективы не добиться.
Б) Здесь, по мере удалённости, размеры волн и расстояние между ними уменьшаются. Но уж как-то слишком натянуто и фальшиво!
В) Странный и причудливый хаос, но между тем волны здесь выглядят натурально.
1) Выбрав цвет, я создал градиентную тонировку (a).
2) Начал рисование с двух случайных сходящихся мазков кисти (Прозрачность 60%).
3) Затем я набросал волнистых штрихов разных размеров, для придания волнам живизны и текучести.
4) Чтобы получить грубый каркас пенной структуры, я продолжал набрасывать детали в виде перекрывающихся штрихов кистью того же цвета и размера.
5) Для проработки пены я изменил цвет кисти, выбрав его из середины созданной градиентной тонировки. Затем я уменьшил размер кисти.
Теперь создаём лёгкость, эффект выдавливания и мыльные штрихи. Для этого с быстротой расставляем побольше деталей на сетке и волнах.
6) В процессе я заменил цвет кисти на более светлый оттенок. Затем я увеличил непрозрачность до 80% с одновременным уменьшением размера кисти для ещё более детальной проработки.
МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ
Мыльные пузыри состоят из тонкого слоя жидкости, которая имеет определённое поверхностное натяжение, что и придаёт пузырям упругость. Благодаря мылу, стабилизирующему жидкость в пузыре, поток воздуха может заметно исказить его сферическую форму вплоть до сильного растяжения.
Форма мыльных пузырей
А) Здесь слишком толстый контур мыльной плёнки делает с виду пузырь слишком негибким.
Б) Здесь мыльные пузыри неестественно искажены. Даже сильно колебаясь в воздухе они так себя не ведут.
В) А здесь установлен баланс сферической формы. Блики в пролетающем пузыре движутся радиально-противоположно по бокам.
Иногда под действием тяжести на дне пузыря возникают наплывы жидкости или мини-пузыри. Не упускайте эти детали!
Оптическая плотность
А) Здесь оптическая плотность пузыря такая же, как у прозрачной воды, что неправильно. Кроме случаев, когда пузырь не заслоняет другие предметы.
Б) О правильной оптической плотности пузыря на этом рисунке свидетельствуют видимые сквозь него неискажённые объекты.
В) На этом рисунке, в отличие от рис. (Б), заслоняемые пузырём объекты искажены. Этих искажений не должно быть, ведь мыльный пузырь — не линза.
Раскраска пузырей
Используемая здесь прозрачность, составляет приблизительно (10-25%). Выбранная цветовая гамма играет большую роль в изображении мыльных пузырей. Она такова: сине-зеленый, пурпурный и желтый. Эти цвета встречаются в мыльных пузырях, благодаря их особенности переливаться.
ОТРАЖЕНИЯ
Отражение в воде
Видимое в воде изображение объекта является идентичной, но зеркально отражённой копией.
А) Обратите внимание на этот скос влево и имейте в виду, что отражение должно быть идентичным, а не как падающая тень.
Б) Такое изображение не идеально, но его допустимо использовать, в зависимости от точки просмотра.
В) А здесь именно то зеркальное отражение, которое мы хотим получить.
Водяная рябь
Существует множество способов изобразить рябь на основе видимого в воде отражения.
А) Я предпочитаю более мягкую форму ряби. Как видно на рисунке, достаточно выделить не более одной или двух волн, что облегчит работу и зрительное восприятие.
Б) и В) Эти два образца мне не нравятся тем, что они перегружены деталями. Сложность проработки превышает целесообразность и напрягает восприятие. Но бывает, что в рисунке хочется передать больше подробностей.
Искажение отражений
Для искривления отражения делаем обоюдные мазки по сторонам объекта. Цвета берём из фона.
Здесь задано направление и показана очерёдность штрихов.
Переходим к упражнениям
Соблюдайте постоянные значения прозрачности и растекания около (60%) при выполнении этих упражнений.
Эффект цветового перехода заработает только тогда, когда вы будете использовать больше оттенков между этими двумя цветами. Потребуется неоднократное применение инструмента «пипетка».
ПОД ВОДОЙ
Подводная композиция
Пузырьки воздуха
В отличие от мыльных пузырей, пузырьки воздуха формируются в результате борьбы давления и набегающего тока воды при всплытии.
А и В) Эти слишком круглые пузырьки воздуха никогда не cмогут показать оживление происходящее вокруг. Произвольные формы пузырьков, как на рисунке Б создают оживление. Наверняка, вы найдёте разницу.
При выполнении упражнений значения прозрачности (45%) и растекания (60%) должны быть неизменны.
1. Создаём обводку случайной формы.
2. По нижнему слою прописываем ещё раз вот так, но оттенком посветлее.
3. Выбираем пипеткой средний оттенок, затем продолжаем прописывать пузырёк сверху.
4. Выбираем пипеткой тёмный оттенок, затем несколькими штрихами прорабатываем таким образом дно пузырька.
ПЕРЕХОД
Эффект стоялой воды
Использем технику мазков, основанную на разделе Отражения чтобы размыть цвет. Чтобы облегчить урок, применяем постоянное значение расстекания 60%.
1. Размоем это пятно.
2. Создадим множество оттенков и растушуем вокруг пятна.
3. Выбираем пипеткой новый оттенок. Затем понижаем прозрачность и создаём ломаные мазки кистью меньшего размера.
4. Снова понижаем прозрачность и размер кисти.
5. Повторяем процесс.
6. Напоследок останавливаемся на значении прозрачности 10%.
Речной поток
Размоем два цвета используя сходную технику, но в постоянным значением растекания. Добавляем несколько отбесков на поверхности, которые могли бы подчеркнуть текстуру воды.
И только затем особо уделяем внимание волнистости, понизив прозрачность до значения около 10-30% и применив цвет тёмного оттенка.
Рисуем воду в различных её проявлениях
Урок по рисованию воды от финской художницы и автора комиксов Минны Сундберг.
Примечание переводчика: данный урок изначально рассчитан на работу в программе Photoshop любой версии, но в принципе годится и для работы в Paint Tool SAI или в любой другой программе, так как вещей, специфичных для Photoshop и отсутствующих в других программах, автором почти не использовано. Главное, что вам будет необходимо — это обычные круглые кисти и умение работать со слоями.
Рисуем водопад
1) Рисуя водяной поток, несущийся со скалы (скалы — самая привычная обстановка для подобного явления), помните, что, наиболее крупное препятствие вроде камня, заставляет воду естественным образом течь вокруг него. Наиболее простой способ изобразить такое — это сначала нарисовать сам поток, используя светлый оттенок (пенящиеся струи и водопады всегда выглядят почти белыми, так ведь?), а затем аккуратно и внимательно расположить в этом потоке камни. Но кому-то, возможно, будет проще сделать наоборот и начать с камней и потом перейти к самой воде.
2) Сейчас стоит придать нашей картинке более естественный вид. В данном случае у меня получилось странное тёмное пятно между двумя водопадами в левой части рисунка. Наверняка и через это тёмное пятно протекала бы вода, существуй это местечко с водопадом в природе. Пришлось немного пересмотреть ситуацию и кое-что исправить.
3) Каждая водяная струйка, даже самая маленькая, создаёт рябь на поверхности воды, но когда струи сливаются, то наиболее крупные и сильные «круги на воде» перебивают те, что меньше и слабее. Рябь лучше рисовать светлым оттенком и на отдельном слое, чтобы было проще выполнять следующие шаги, редактировать и исправлять возможные ошибки на последующих этапах (но конкретно сейчас я забыла это сделать и нарисовала всё в один слой, ух…)
4) Пена и брызги в водопадах заставляют водяные потоки смотреться шумными и сильными, в то время как отсутствие брызг придаёт воде более спокойный и умиротворяющий вид. Тут всё на ваше усмотрение, в зависимости от того, насколько сильный поток вы рисуете. Более сильный водопад, чем на моём рисунке, наверняка потребует изобразить ещё и дымку и побольше водных брызг.
5) Помните, что вода в движении не даёт чётких отражений! Для отражений нужна абсолютно спокойная водная гладь; о них мы ещё поговорим. А в данном случае можно обойтись тенями — как в более глубоких участках воды, так и вокруг различных объектов вроде тех же камней. Именно из-за этого я и советовала рисовать рябь на отдельном слое — тени лучше и проще добавлять под рябью; а сейчас мне пришлось провести кучу дополнительной ненужной работы, ибо выполнением вышеуказанного шага я пренебрегла… Однако, если вам удобнее, то можно всё делать и наоборот, как если бы вы рисовали красками на бумаге или маслом на холсте: сначала поработать с тенями, а уже в последнюю очередь добавить рябь.
Рисуем дождь
1) Рисование дождя лучше начать с изображения туманного пейзажа. Чем сильнее дождь, тем более неясным будет вид, а также все отдалённые объекты будут выглядеть размытыми, в то время как близкие зрителю объекты мало изменятся, или же не изменятся вообще.
2) Прежде чем перейти к собственно дождю, лучше всё же проработать сам фон. Постарайтесь добиться композиции с вертикальными линиями и движениями в вертикальных направлениях; в Photoshop для работы над этим отлично подойдёт инструмент «Палец» (Smudge Brush). Используйте разную силу мазка в зависимости от силы дождя, который собираетесь изображать: лёгкие мазки для небольшого дождика и как можно более сильные для супер-ливня в стиле «все ангелы зарыдали».
3) Ну, вот мы и можем приступить к самому дождику! Обязательно создайте новый слой, иначе потом будете очень сильно на себя злиться и биться головой об стол. Возьмите крупную круглую кисть, установите прозрачность около 20% или меньше — как вам больше понравится — и выберите светлый оттенок (но только не белый, иначе рисунок будет смотреться уныло и серо, особенно в тёмных участках; в данном случае я использую светло-бирюзовый). А теперь яростно делайте прямые вертикальные штрихи! Даже не думайте об их расположении или равномерности; дождь — штука непредсказуемая, капли всегда падают как попало. Пусть линии, которые вы рисуете, пересекаются или накладываются, меняются в толщине или отклоняются от чисто вертикального направления. Меняйте размер и прозрачность вашей кисти и не стесняйтесь удалять лишнее, если вдруг вам покажется, что вы где-то переборщили.
4) Снова создайте новый слой. Сейчас мы будем работать с более-менее видимыми каплями дождя и водными струйками, которые находятся ближе всего к зрителю. Вам понадобятся маленькая кисть, светлый оттенок, примерно 40–50% прозрачности и, конечно же, ловкость рук. Чтобы линии получались прямые, я советую наносить штрихи быстро и отрывисто. Если же вам это покажется трудным, то можно подключить к делу и другие методы вроде самодельных кистей особой формы; в этом случае дождь может получиться слегка неестественным, но в целом вам ничего не мешает использовать всё, что вы посчитаете удобным. Просто следите за изменениями толщины, прозрачности и направления падающих капель.
5) И последний штрих — добавьте маленькие капельки воды, стекающие или падающие с объектов на фоне (например, с травы и листиков, как у меня) и брызги от падающих и разбивающихся капель. Опять же, старайтесь не использовать чисто-белый цвет, кроме разве что бликов — их можно рисовать белым для наибольшей яркости. Можете дорисовать лёгкий туман при помощи прозрачной кисти.
Рисуем отражения
1) Если вам не хочется мудрствовать над прорисовкой отражения на воде, то конечно можно просто скопировать нужный объект, отразить его по вертикали и вуаля — крутое, идеальное отражение готово. Но у такого приёма есть свои недостатки: во-первых, это способ для самых ленивых, и полученное отражение будет смотреться неестественно; во-вторых, он годится далеко не для каждого объекта. В картинке из моего примера каждый объект требует своего отдельно проработанного отражения, и все они должны быть изображены на разных уровнях, в некоторых местах накладываясь друг на друга. Так что, просто брать и механически копировать-отражать не советую — лучше потратить ещё немного времени и прорисовать отражения вручную. Это не так сложно, да и результат будет смотреться интереснее.
2) Для начала набросайте отражения каждого из объектов по отдельности и проверьте, всё ли в порядке с композицией, и только потом уже переходите к проработке деталей. Отражения — это всё-таки тоже важная композиционная составляющая в рисунке, а потому они могут потребовать значительного пересмотра первоначально задуманного расположения объектов. Убедившись, что с точки зрения композиции всё на своём месте, можете перейти к прорисовке — но только воду пока что не трогайте! Ведь, чтобы нарисовать отражения на воде, нужно сначала сами отражающиеся объекты проработать, правда?
3) Ну вот, мы дошли до работы над непосредственно отражениями. Вначале я говорила, что использовать метод копирования и вертикального отражения в голом виде не стоит, но в целях подстраховки он вполне подойдёт (особенно при работе с отражениями сложных вещей). Когда вы сделаете и отразите копию, то создайте поверх неё новый слой и наметьте в нём основные черты и цвета отражённых по вертикали объектов, а затем просто удалите «читерский» слой с механическим отражением — будто и не было ничего, ха-ха. Всё это делается чисто для того, чтобы не наврать с цветами, освещением и рефлексами. Но для отражений простых или небольших объектов (в данном случае, например, для маленьких лебедят или островка на фоне) можно и не использовать грязные секретики с копированием; их вполне легко нарисовать с нуля.
4) При работе над отражениями не забывайте, что стоит сделать их менее чёткими ближе к нижней части рисунка (я для этого использовала полупрозрачный ластик) и добавить некоторой размытости или размазанности во всех направлениях, не только по вертикали. Я больше использую вертикальное направление, чтобы создать контраст с горизонтальной поверхностью воды.
5) Под конец стоит дорисовать на поверхности воды рябь, течения и прочие «естественные раздражители» тут и там, в разных местах, особенно вдалеке — они позволят сделать рисунок живее; ведь идеальная водная гладь с отражением, как в зеркале, в природе редко встречается. Так же стоит прорисовать светлую границу между отражениями и самими объектами (как, например, между камнями и их отражениями в моём рисунке). Только не берите для этого белый цвет; возьмите лучше более светлый оттенок того цвета, который у вас находится на фоне под
изображаемой границей.
Пользуйтесь этим уроком на здоровье и всем удачного дня!
Как рисовать воду в природе
Russian (Pусский) translation by Sergey Zhuk (you can also view the original English article)
В этом уроке я покажу вам, как рисовать волны под объектом, отражение на большом водоеме (например, озеро или море) и водопад.
Что нам понадобится
1. Нарисуйте воду крупным планом
Шаг 1
Во-первых, подготовить какой-то объект-вода, который будет раскрываться по тому, что в нем отражено.
Шаг 2
С помощью жесткой кисти нарисуйте контур отражения.
Шаг 3
Нарисуйте волнистый узор под объектом. Чем дальше волны, тем плотнее они должны быть.
Шаг 4
Волны пересекаются друг с другом, создавая обведенные области. Заполните некоторые из них:
Шаг 5
Пересеките белые области между фигурами с толстыми линиями.
Шаг 6.
Возьмите мягкий карандаш и сильно нажмите, чтобы затемнить части фигур. Какие части?
Шаг 7.
Возьмите мягкий карандаш и заполните области между темными фигурами.
Шаг 8
Используйте тот же карандаш, чтобы оттачивать некоторые тени в отражении. Я также добавила тень под хвост.
Шаг 9
Возьмите мягкий карандаш и используйте его, чтобы подчеркнуть некоторые части.
2. Рисуем озеро/море
Шаг 1
Технически мы могли бы использовать тот же метод, что и раньше, для того, чтобы нарисовать отражение на озере или в море, но поскольку они такие большие, то это будет не очень эффективно. Вместо этого мы можем использовать ярлык.
Конечно, сначала вам нужно что-то, что отразится на воде. Вы можете использовать мои учебники для его создания:
Шаг 2
Очень важно использовать правильную перспективу для отражения. Вы не можете просто отразить берег!
Шаг 3
Используйте карандаш для наброска отражения. Это не должна быть очень правильная копия берега.
Шаг 4
Возьмите мягкий карандаш и нарисуйте волны под темными предметами. Небо очень яркое, поэтому его не нужно отражать. Вот так мы сэкономим время!
Шаг 6.
Нажмите еще сильнее, когда будете близко к берегу, чтобы сделать границу между водой и землей более заметной.
3. Рисуем водопад
Шаг 1
Шаг 2
Используйте жесткий карандаш, чтобы изобразить тени земли под водой очень тонко.
Шаг 3
Используйте тот же карандаш, чтобы нарисовать потоки воды, стекающей вниз. При необходимости используйте ластик, чтобы осветлить несколько затененных деталей.
В «вертикальных» частях не рисуйте потоки как простые вертикальные линии, а создавайте «V» из них.
Шаг 4
Затеняйте «пещеру» под водопадом, заполнив пространство между потоками. Для этого используйте мягкий карандаш.
Шаг 5
Сделайте обода на скальных полах блестящими, подчеркивая части потоков на них.
Шаг 6.
Акцентируйте потоки, затеняя их части. Удостоверьтесь, что «V» и повернутые «V» хорошо видны в картине проточной воды.
Шаг 7.
Возьмите мягкий карандаш и подчеркните некоторые части потоков, особенно в тени и рядом с темными частями, которые могут быть отражены водой.
Шаг 8
Возьмите жесткий карандаш и нарисуйте пену под водопадом.
Шаг 9
Нарисуйте направление воды, идущей радиально от этой точки.
Шаг 10
Нарисуйте и залейте воду в этой области с помощью мягких карандашей.
Шаг 11
Используйте чистый ластик, чтобы добавить блеск в самых освещенных местах.
Отличная работа!
Вам понравился этот урок? Убедитесь, что вы попробуете другие из серии «Рисуем природу». И если вы хотите сделать свои рисунки еще красивее, прежде чем публиковать их в Интернете, попробуйте эти руководства: