Как изобразить воздух на рисунке
Шесть законов воздушной перспективы или как грамотно изобразить пространство на рисунке.
by Artfonica · December 3, 2013
Всем известно, что нас окружает воздух — прозрачная среда, которая меняется с увеличением расстояния, влажности, частиц пыли, давления и других факторов. Когда воздух обволакивает предмет, он в какой-то степени меняет его внешний вид и цвет. Все это нужно учитывать при занятиях рисованием, иначе то, что вы пытаетесь передать, будет неверным, неточным. Поэтому при рисовании пейзажа, например, нужно обязательно знать и принимать по внимание законы воздушной перспективы. Что же такое воздушная перспектива? Это изменения некоторых признаков предметов под воздействием воздушной среды и пространства. А теперь поговорим непосредственно о законах воздушной перспективы.
Первый закон воздушной перспективы: все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные – обобщенно, поэтому предметы первого плана нужно изображать очень точно, прорисовывая все детали, раскрывая индивидуальные особенности. Предметы дальнего плана изображают лишь схематически, не прорисовывая их части, а изображая только плоскую массу через контур, светлоту или цвет.
Второй закон воздушной перспективы: все ближние предметы воспринимаются четко, а удаленные — неопределенно. Чтобы грамотно передать пространство на рисунке нужно контуры ближних предметов делать резче, а удаленных мягче. И действительно, хоть воздух и прозрачен, его движение поднимает вверх мелкие частицы пыли, дыма, мельчайших капелек воды и рассеивает их. Эти частицы мутят воздух, делают его менее прозрачным. Дальние предметы обволакиваются замутненным воздухом и теряют четкость границ и контуров, а также мелкие детали. Еще более неопределенны и мягки контуры предметов в туманную или пасмурную погоду.
Такая загрязненность или замутненность воздуха не только размывает границы удаленных предметов, но и изменяет светлоту их поверхностей. Если сравнить освещенные солнцем предметы первого и дальнего планов, то можно заметить как велика разница в их яркости. Светлота дальних предметов словно меркнет, темнеет из-за мутной толщи воздуха. Темные же части на большом расстоянии наоборот светлеют, так как свет отражается во все стороны от замутняющих его частиц. И образуется такая светлая завеса, которая и делает темные предметы светлее. Эти явления дают третий закон воздушной перспективы: на большом расстоянии светлые предметы кажутся темнее, а темные — светлее ближних. Для того, чтобы грамотно передать пространство на рисунке, удаленные светлые предметы нужно слегка притенять, а темные нужно осветлять.
Четвертый закон воздушной перспективы: все ближние предметы обладают контрастной светотенью и кажутся объемными, а дальние предметы обладают слабо выраженной светотенью и кажутся одинаково серыми, плоскими, нематериальными. Для передачи пространства ближние предметы нужно изображать объемно, а дальние — плоско. Чтобы изобразить близлежащие предметы объемно, нужно заставить сверкать все детали, обращенные к солнцу и показать густые темные тени на гранях, углубленных или повернутых в сторону, противоположную солнцу. На большом расстоянии эта контрастность между светом и тенью исчезает, освещенные поверхности по яркости становятся близкими затененным.
Пятый закон воздушной перспективы: все удаленные предметы, покрываясь воздушной дымкой, приобретают цвет этой дымки — фиолетовый, синий, голубой или беловатый. Для передачи пространства надо ближние предметы изображать ярко окрашенными, а удаленные — бледными. Действительно, как бы чист и прозрачен ни был воздух, он всегда в своем составе имеем мутные частицы. Луч света, проходя через слои воздуха и встречаясь с непрозрачными частицами, в некоторой степени отражается и рассеивается, создавая световую завесу. Если количество непрозрачных частиц в воздухе невелико, то образующаяся дымка придает удаленным предметам фиолетовый оттенок. С увеличением толщи воздуха, происходит рассеивание других коротковолновых лучей — синих и голубых. Получается, что по мере удаления от наблюдателя цвет предметов меняется на синий и голубой разной насыщенности.
Шестой закон воздушной перспективы такой: все ближние предметы кажутся многоцветными, а удаленные одноцветными. Для передачи пространства ближние предметы надо изображать различными по цвету красками, а удаленные — одинаковыми. Например, в траве на первом плане мы увидим разные оттенки зеленого цвета — желтоватые в освещенных местах, голубоватые в местах изгиба листочков, сине-зеленые в полутени и коричневые в тени. Для живописания удаленных предметов используется только пара оттенков цвета для обобщенного изображения.
Именно знание законов воздушной перспективы помогает грамотно передать пространство на рисунке. Однако этого не достаточно. Для того, чтобы создавать реалистические изображения и картины, нужно овладеть приемами и средствами изображения наиболее распространенных природных форм и способами передачи различных состояний природы. Вот об этом мы и поговорим в следующей статье.
Воздух Элементов: Рисуем воздух во всех его формах
Russian (Pусский) translation by Sergey Zhuk (you can also view the original English article)
Добро пожаловать в последнюю часть серии Harness the Elements! Эта статья будет очень интересной, потому что воздух обычно не видно. Тем не менее, есть элементы, связанные с ним, которые мы можем нарисовать, чтобы придать особую атмосферу нашим сценам.
В этом уроке мы подробно рассмотрим создание облачных кистей, тумана и специальных эффектов, таких как атмосферная перспектива и глубина резкости.
1. Создаем облачную кисть, версия 1
Есть много разных видов облаков, поэтому давайте создадим универсальную кисть, которая позволит вам рисовать их все.
Шаг 1
Выберите круглую жесткую кисть с установленным переносом. Нажмите F5, чтобы увидеть эту панель.
Шаг 2
Установите рассеивание и поиграйте с параметрами, чтобы получить такой эффект, как показано ниже. Если нужно, перейдите в «Brush Tip Shape» и измените интервал кисти.
Шаг 3
Установите динамику формы. Это приведет к изменению его размера.
Шаг 4
Установите Двойную кисть и выберите для нее кисть мел. Настройте параметры, чтобы придать этой оборванной текстуре все необходимые штрихи.
Проверьте кисть! Если вы удовлетворены эффектом, сохраните ее. Если нет, настройте параметры еще раз.
Шаг 5
Создайте новый файл. Нанесите сине-голубой градиент, чтобы создать небо. Затем создайте новый слой и нарисуйте облака с низким насыщенным, темно-голубым цветом (таким как #B5C6CC ).
Шаг 6.
Уменьшайте размер кисти и красьте рваные края везде, где появляются круглые части.
Шаг 7.
Осветите цвета и нарисуйте облака еще раз, на этот раз больше в середине каждой фигуры.
Шаг 8
Осветлите сильно цвет, почти до белого. Уменьшите размер и затушевывайте облака, как если бы они были обычными 3D-объектами.
Шаг 9
Там, где есть свет, есть и тень! Нарисуйте ее на противоположной стороне, используя низкий насыщенный, темно-голубой.
Шаг 10
В зависимости от стиля, к которому вы идете, вы можете слегка размыть облака, используя ваш любимый инструмент для размытия. Я использовал инструмент Mixer Brush Tool со своими настройками по умолчанию.
Чтобы добавить пушистые ощущения, просто используйте мягкую круглую кисть внутри облаков.
Шаг 11
Вы можете использовать эту кисть для всех облаков, которые вы хотите. Просто помните, что нужно держать палец рядом с кнопкой уменьшения/увеличения размера, чтобы вы могли постоянно менять размер, делая облака более хаотичными и естественными.
2. Создаем облачную кисть, версия 2
Если вы предпочитаете отказаться от некоторых элементов управления, чтобы работать быстрее, вы можете попробовать другую кисть.
Шаг 1
Создайте новый файл. Заполните фон черным и нарисуйте некоторую неопределенную фигуру с помощью кисти «Мел» на новом слое.
Шаг 2
Дублируйте (Control-J) форму. Используйте инструмент Free Transform Tool (Control-T), чтобы изменить размер оригинала. Удерживая Shift и Alt, делайте это, чтобы сохранить пропорции и положение. Затем уменьшите прозрачность оригинала.
Шаг 3
Перейдите в Filter>Blur>Motion Blur, чтобы сделать края оригинала еще менее определенными.
Шаг 4
Сгладьте изображение и инвертируйте (Control-I) цвета. Перейдите в меню Редактирование>Определить настройку кисти.
Шаг 5
Перейдите в Настройки кисти (F5) и настройте параметры, чтобы получить пушистую кисть. Проверьте его при настройке и обратите внимание на интервал.
Вы можете использовать эту кисть точно так же, как и предыдущую, за исключением того, что дает вам быстрый и менее контролируемый эффект.
3. Достижение атмосферной перспективы
Атмосферная (или воздушная) перспектива является отличным методом достижения глубины. Хотя сам воздух невидим, частицы воды и пыли, подвешенные в нем, видны. Когда свет попадает на них, изображение, видимое нами, изменяется. Чем более «грязный» воздух (не обязательно означает загрязнение), тем тяжелее «туман», который можно наблюдать. Этот туман растет с расстоянием, и он имеет цвет неба.
Давайте посмотрим, как добавить этот эффект в эту сцену:
Шаг 1
Подготовьте сине-белый градиент. Сделайте белую часть прозрачной.
Шаг 2
Шаг 3
Установите режим смешивания в экран. Это сделает землю ярче и синеватой, а не просто синей.
Шаг 4
Давайте сделаем то же самое с объектами. Создайте над ними новый слой и еще раз создайте обтравочную маску. На этот раз не помещайте градиент вертикально, а следуйте за линиями перспективы.
Шаг 5
Измените режим наложения, как раньше.
Этот эффект виден независимо от того, сколько объектов у вас есть на сцене. Благодаря воздушной перспективе вы можете легко убедить своих зрителей, что это не просто меньший шар, а что он действительно находится на некотором расстоянии.
Как я уже говорил, чем более грязный воздух, тем тяжелее туман. Это означает, что в совершенно чистом воздухе меньшее количество объектов будет зависеть от градиента. Вам не следует просто уменьшать прозрачность большого градиента, но сделать его «короче».
4. Достижение глубины резкости
Шаг 1
Во-первых, давайте работать на местах. Выберите слой и перейдите в Filter> Blur> Tilt-Shift. Поместите центр, где смотрит наблюдатель, и сожмите область в маленькую полосу.
Шаг 2
Небо может быть размыто с помощью Filter> Gaussian Blur.
Шаг 3
Примените такое же размытие ко всем объектам вне «четкой полосы». Если у вас их нет, вы можете поэкспериментировать с Filter> Blur> Field Blur, но будьте очень осторожны: используйте несколько точек сразу, чтобы избежать сглаживания.
Этот эффект, хотя и прохладный, может быть использован только тогда, когда наблюдатель смотрит на что-то очень близкое к ним. Вы можете использовать это свободно, чтобы подчеркнуть небольшой масштаб сцены («точка просмотра муравья»), но не злоупотребляйте ею в больших масштабах.
Это также очень полезно, когда вы хотите показать, где находится наблюдатель. Все, что вам нужно сделать, это поместить что-то (очень большое в этом масштабе) прямо на передний план, а затем размыть его. Например, здесь наблюдатель находится за решеткой.
. или на них, в зависимости от того, что вы хотите подчеркнуть.
Если вы хотите сделать что-то подобное, держите «крайний передний план» как можно большим, не закрывая всю картину. Вы можете наблюдать этот эффект, держа руку близко к лицу, глядя на экран. Держите один глаз закрытым для ясности.
5. Покрасьте туман
Шаг 1
Шаг 2
Создайте новый слой и залейте его черным. Перейдите в Filter> Render> Clouds. Скопируйте изображение.
Шаг 3
Откройте окно> Каналы и создайте новый канал.
Шаг 4
Вставьте облака, а затем снимите выделение (Control-D). Нажмите «Загрузить канал как выбор».
Шаг 5
Вернитесь к каналу RGB, затем скройте слой с облаками, не мешая выбору.
Шаг 6.
Создайте новый слой и заполните выделение белым.
Шаг 7.
Используйте инструмент Free Transform Tool (Control-T), чтобы отрегулировать перспективу. Удерживайте Control, перетаскивая углы для достижения этого эффекта.
Шаг 8
Используйте Layer Mask или Eraser Tool, чтобы отобразить объекты, которые находятся над слоем тумана. Обратите внимание на перспективу!
Шаг 9
Вы можете использовать Filter> Liquify, чтобы изменить форму тумана.
Шаг 10
Если получилось слишком прозрачно, просто дублируйте слой (Control-J).
Мы сделали это!
Этот урок был последней частью серии Harness the Elements. Если вам понравилось, обязательно проверьте предыдущие части: