Как изобрели чай в пакетиках
История чайного пакетика.
Опубликовано 07.10.2015, автор Белый дракон
История чайного пакетика началась с рекламной акции.
В начале 20 века, а именно, в 1904 году американский торговец чаем Томас Салливан столкнулся с проблемой распространения новых сортов чая среди оптовых покупателей. Каждому их них надо было отправить по небольшой порции разных сортов чая на пробу. Чай тогда перевозился в больших жестяных банках, а Салливану пришла в голову гениальная мысль – поместить щепотку продукта в шелковый пакетик, завязанный ниткой и отправить для дегустации. Так что тот, кто придумал чайный пакетик, сделал это, вовсе не руководствуясь экономией времени при заварке, а с целью распространения собственного товара.
Надо сказать, что широкое распространение пакетированного чая началось несколько позже – во время Первой Мировой войны. Немецкая компания Teekanne воспользовалась идеей чая в мешочках и начала фабричное производство пакетиков для заваривания чая для поставки солдатам в зону боевых действий. Из соображений экономии шелк был заменен марлей, а сам напиток стал очень популярен среди солдат и был прозван ими «чайные бомбы».
Примерно к тридцатым годам прошлого века стали строиться первые фабрики по производству пакетированного чая. Шелк и марля оказались довольно дороги для массового выпуска, необходимо было найти новый материал, который бы никак не влиял на вкусовые качества напитка и в то же время недорого стоил.
Формы и виды тонизирующего напитка.
Сейчас существуют разные формы и виды пакетиков чая – двухкамерный с ниткой, популярный в нашей стране, плоский или квадратный без нитки, который кладут на дно чашки (это особенно распространено в Англии). Недавно чайные компании представили пакетик в виде пирамидки – он сделан из более плотного материала и за счет большего объема заваривается намного лучше.
Конечно, интересно не только как делают чай в пакетиках, но и что туда кладут. Недорогие виды пакетированного чая наполнены листом категории D – то есть попросту чайная труха. Понятно, что качество подобной заварки оставляет желать лучшего. Но существуют дорогие разновидности – элитный черный или зеленый чай в пакетиках, различные травяные и экзотические сорта.
Для наших соотечественников, живших в советский период, чай в пакетиках был экзотикой, которая привозилась из-за границы. Интересно, что пакетированный чай долгое время ассоциировался с поездами дальнего следования – именно там он впервые появился. В широком употреблении чай в пакетиках появился в России где-то в середине 90-х годов, да и то не сразу приобрел популярность. Традиция заваривать чай на всех и проводить задушевные беседы под чашку ароматного напитка была очень сильна. Чай в пакетиках больше пили в кафе или в ресторанах быстрого питания. С приходом на рынок крупных чайных компаний, таких как «Липтон», «Орими трейд», «Дилма», которые предлагали не только рассыпной, но и пакетированный чай, ситуация постепенно изменилась: на данный момент более половины россиян предпочитают именно его.
В чем секрет популярности этого вида чая?
Это экономит время, можно заваривать напиток прямо в чашке и потом просто выкинуть пакетик в мусорное ведро. Почему чай в пакетиках так быстро заваривается? Ответ прост – мелкому листу или «чайной пыли» надо намного меньше времени, чтобы раскрыться. Не стоит сравнивать качество чая в пакетиках и заваренный чай дорогих сортов. Это просто разные напитки. Первый пьют быстро, даже на ходу, а для второго важен процесс заварки и чаепития за неспешной беседой.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Помните, в фильме «Титаник» Джеймса Камерона капитан Смит заваривает в кружке чайный пакетик? Скорее всего, это ошибка сценаристов. Прототип чая в пакетике, конечно, был в начале 20 века, но на рынке он появился гораздо позже крушения Титаника.
Первое существенное изменение произошло с чаем в 1904 году, и с фабриками было совсем не связано – в США появился пакетированный чай. И эта диковинка начала века в настоящее время постепенно вытесняет классический рассыпной чай и производится исключительно на автоматизированных линиях. 77% чая, потребляемого в Европе, – это именно чай в пакетиках. А в консервативной Англии – законодательнице чайной моды –чайные пакетики потребляют 93% населения.
А началось все так: В 1904 году американский коммерсант Томас Саливан впервые предложил необычный способ употребления чая. Он начал рассылать своим заказчикам партии различных сортов чая в шелковых мешочках. В каждом из мешочков было то количество чайных листьев, которое необходимо для заваривания одной кружки чая. Целью рассылок являлось отнюдь не желание упростить чайную церемонию. Это были пробники! То есть заказчики могли сравнить различные сорта чая, не покупая больших партий, и потом уже определиться с выбором.
Однажды он обратил внимание на необычную тонкую, мягкую, но прочную бумагу, в которую упаковыва лись некоторые сорта сигар. Узнав, что этот сорт бумаги делают в Японии вручную из какого-то экзотического волокна, в 1926 году он решил изготовить такую же бумагу. Он перепробовал разные сорта тропической древесины, джут, сизаль, хлопчатник и даже волокна из листьев ананаса. Ничего не получалось. Наконец, он наткнулся на так называемую манильскую коноплю или, коротко, — манилу, из которой вьют морские канаты (на самом деле это растение не имеет никакого отношения к конопле, это родственник банана). Результат оказался многообещающим.
В конце 1950-х годов свет увидел первый двухкамерный чайный пакетик, закрывающийся металлическими скобами, который был запатентован компанией Teekanne. Новинка позволяла еще сильнее ускорить процесс заварки чая. Однако по другим сведениям в 1952 компания чайного короля Томаса Липтона (некоторые ошибочно именно ему приписывают авторство чайных пакетиков) создала и запатентовала двойные чайные пакетики. Хотя может быть и Teekanne к тому времени принадлежали Липтону.
Со временем ассортимент чайных пакетиков пополнился новыми формами; появились пакетики в виде пирамидки, квадратные и круглые без нитки, которые особенно любят жители Англии. А для крепления стали использоваться не только скобы, пакетик также стал запаиваться термическим способом.
Сегодня чай в пакетиках занимает лидирующие позиции на чайном рынке. Что неудивительно, ведь в столь удобном обличии можно найти множество видов чая. И потратив буквально несколько минут на приготовление можно насладиться чудесным вкусом и ароматом черного, зеленого, фруктового или травяного чая.
А вот еще несколько историй обычных вещей: вот например История почтовой марки, а вот История презерватива
Кто придумал чай в пакетиках?
Заваривание чая в пакетиках уже давно стало для нас привычным ритуалом, который мы совершаем по несколько раз на дню. Кому же в голову впервые пришла эта идея? И как быстро она прижилась?
Не было бы счастья…
История чайного пакетика началась с одного форс-мажора. Переправляя очередную партию чая морем, американец Томас Салливан к своему ужасу обнаружил, что трюм корабля, где хранились мешки с ценным грузом, затоплен. Сокрушался торговец напрасно – весь чай у него купили без особых возражений. Между тем, созерцая промокшие мешки, Салливан поймал себя на занятной мысли: почему бы не разложить измельченные чайные листья в маленькие мешочки? Чай в те времена фасовали в жестяные банки и заваривали привычным для нас способом. Недолго думая, Салливан воплотил задумку жизнь и в 1904 году предложил покупателям чай в небольших шелковых мешочках, каждый из которых содержал заварку ровно на одну кружку. Идея пришлась заказчикам по вкусу. Во-первых, благодаря простоте и практичности, во-вторых, из-за возможности дегустировать разные сорта чая поочередно, а после закупать самый вкусный в необходимых количествах.
Всё для фронта
Во время Первой мировой войны пакетированный чай поставлялся на фронт. Солдатам быстро полюбились «чайные бомбы», ведь с ними устраивать чаепития можно было прямо в окопах. В целях экономии шелк заменили марлей, хотя она безнадежно портила вкус и аромат напитка.
Поисками подходящего материала уже в мирное время занялся американский инженер Фей Осборн. Методом бессчетных проб и ошибок он, наконец, нашел идеальное решение – манильскую коноплю (к обычной конопле она не имеет отношения, это дальний родственник банана). Растение уже с успехом применяли для изготовления корабельных канатов. К 1934 году Осборну удалось наладить массовое производство чая в пакетиках из манилы, которые быстро потеснили марлевые. Вместе с тем, в 1938 году компания Dexter запатентовала бумагу-фильт для чая, которая используется во всем мире и сегодня.
Этот факт не мешал Осборну безмятежно радоваться успешному бизнесу. Впрочем, не слишком долго. С началом Второй мировой войны власти США запретили производство чая с применением манильской конопли – армии это сырье было нужнее. Вдобавок, у Осборна конфисковали все запасы чая на благо американского флота.
Стерпится-слюбится
После окончания войны чайный пакетик начал путешествие по миру. Британцы отнеслись к нему в высшей мере скептично. Миссию по продвижению пакетированного чая в массы взяла на себя компания Джозефа Тетли. Ему понадобилось десять лет, чтобы пристрастить жителей туманного Альбиона к напитку. Во многом этому способствовали новые двухкамерные пакетики из тонкой, но прочной фильтрованной бумаги, благодаря которым чай получался вкуснее. С тех пор чайные пакетики получили широкое распространение во всем мире. Удивительно, но запатентовать изобретение догадались лишь в 1952 году. Эта блестящая идея принадлежала еще одному успешному чайных дел мастеру по фамилии Липтон.
Несмотря на критику чайных эстетов, внутри пакетиков находится вполне качественная начинка – мельчайшие частички обычного чайного листа, точнее его краев. Именно в них, как уверяют специалисты, сосредоточена львиная доля полезных веществ. По этой причине или нет, но пакетированный чай сегодня пьют все. Даже китайцы, самые консервативные приверженцы чайных традиций, снисходительно приняли это новшество. Они тоже заваривают чай в пакетиках, правда, пока только в гостиницах для европейцев.
И пусть для неспешной чайной церемонии по всем правилам пакетик с черным или зеленым чаем не подойдет, зато для дружеской беседы по душам будет в самый раз.
Как появился чай в пакетиках?
История чайного пакетика началась в 1904 году, когда перед продавцом чая Томасом Салливаном стала задача разослать каждому покупателю в качестве презентации образцы продукции. В целях экономии вместо традиционных жестяных банок выбор пал на шелковые мешочки с тесемкой. В итоге каждый покупатель получил набор из многочисленных мешочков, в которых были разные сорта чая. Но то ли покупателям было лень заваривать чай по классическому сценарию, то ли мешочек случайно попал в чашку с водой, однако вкус полученного заверенного напитка пришелся всем по душе. Уже совсем скоро можно было купить чай для разовой заварки в нью-йоркских ресторанах.
В период 1-й мировой войны солдаты получали пайки, в которых чай уже был в мешочках, но не из шелка, а из марли. «Чайные бомбы» были мегапопулярны в эти дни, но марля сильно ухудшала вкус напитка, поэтому изобретатель Ф. Осборн после долгих попыток нашел выход – заменить ткань на манилу (волокна манильской конопли).
Также было несколько попыток соединения пакетиков, начиная от клея (токсичный, разлагаемый в горячей воде) до перевязки нитками (ненадежно), а уже позже до металлических скоб. Именно в таком виде пакетированный чай встречается в наши дни. В Англии, например, предпочитают круглые пакетики без нитки, которые удобно ложатся на дно чашки, в Европе – прямоугольные одно- и двухкамерные с ниткой, а в Азии преимущество отдают пирамидальной форме.
В России пакетированный чай появился в 90-х годах прошлого века. Буквально за несколько лет доля этой продукции в общем чайном сегменте с 1-5% выросла до 50-60%.
Качество пакетированного чая
Очень спорный и неоднозначный вопрос по поводу качества. Можно встретить пакетированную продукцию, сырьем для которой служит высококачественный листовой чай. Как правило, такой товар имеет класс «премиум» и «элит». На полках гипермаркетов продукцию премиум-класса в пакетиках вряд ли можно встретить, а вот специализированный интернет-магазин чая может предложить интересные решения.
Купить чай в Москве в пакетиках, отвечающий всем требованиям, предъявляемым к высококачественному чаю, можно. Такая продукция, несомненно, подойдет при быстром перекусе или во время пребывания в дороге, хотя и не заменит классическую чайную церемонию, позволяющую расслабиться и отдохнуть. Чтобы насладиться качественным чаем, в первую очередь, выбирайте надежные торговые точки. А «Русская Чайная Компания» искренне желает вам только легких покупок и приятных чаепитий.
Изобретение чайного пакетика: как чай стал ширпотребом
Торговцы тоже быстро оценили шелковую упаковку, которая давала возможность использовать мелкие листья или чайную крошку, которую раньше просто выбрасывали. Но, к сожалению, во-первых, мешочки были дорогими, а во-вторых, шелк придавал чаю странный вкус. Попробовали использовать хлопчатобумажный муслин, но в итоге остановились на марле. К 1930-м на производство пакетиков для чая только в США использовалось около 7 млн. погонных метров марли.
Второй шаг сделал Фэй Осборн, инженер бумажной компании C. H. Dexter & Sons (сейчас Dexter Corporation), расположенной в Коннектикуте. В середине 1920-х ему в руки попала коробка с сигарами, каждая из которых была завернута в очень мягкую, пористую, но прочную японскую бумагу ручной работы — идеальный вариант для чая. Осборн задался целью наладить промышленное производство этого материала и на протяжении следующих лет перепробовал различные сорта древесины, джут, сизаль, пальмовые волокна, хлопок — но все они имели те или иные недостатки. Самым многообещающим выглядело использование манильской пеньки — волокон абаки, или текстильного банана (Musa textilis), — материала для плетения морских канатов. (Не следует путать манильскую пеньку с обычной пенькой — волокнами конопли.) С 1929 по 1931 год Осборн искал растворитель, способный сделать материал более пористым без уменьшения прочности, и добился успеха. Еще три года ушло на разработку промышленного процесса. Появившийся в 1935 году материал все еще был далек от совершенства, но явно превосходил марлю. Он использовался не только для чая, но и для упаковки посуды, пищевых продуктов и даже в качестве электрической изоляции.
Однако с началом Второй мировой манильская пенька стала стратегическим сырьем для производства канатов для военного флота и все запасы компании Dexter были реквизированы правительством США. Но к 1942 году Осборн наладил процесс производства из «вторсырья» — отслуживших свое канатов, а поскольку их не хватало, добавил в материал вискозу, которая постепенно вытеснила пеньку. Через два года он придумал новый способ изготовления пакетов с помощью термосклейки, а в 1947-м разработал упрочняющее меламиновое покрытие для пористой бумаги. Усилия Осборна, совершенствовавшего чайные пакетики до своего ухода на пенсию в 1970-х годах, привели к широкому распространению пакетированного чая: сейчас в такой упаковке продается почти половина чая в мире (а в некоторых странах, например в США, — более 90%).