Как изобрели стекло для детей
Конспект НОД для детей старшей группы «История создания стекла»
Елена Гордиенко
Конспект НОД для детей старшей группы «История создания стекла»
Образовательная область: «познание», «коммуникация».
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная.
Цель: формирование представлений у детей о создании стекла и стеклянных предметов.
1. Расширить и систематизировать знания детей об особенностях стекла и стеклянной посуды.
2. Познакомить детей со стекольным заводом и производстве стекла.
3. Формировать умение видеть противоречивость явлений и решать проблемные ситуации.
Планируемые результаты: умеет поддержать беседу, высказывать свою точку зрения, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками.
Обогащение словаря: стекольный завод, мастер – стеклодув, стеклянная, стекло тонкое, прозрачное цветное, легкое, легко бьющееся, хрупкое, бьется, разбивается.
Материалы и оборудование: Фея из стеклянной страны, стеклянные изделия, слайды истории создания стекла, мыльная вода и соломинки.
Сюрпризный момент – появление Феи стеклянной страны.
— Ребята, хотите узнать в какой стране живет Фея? (ответы детей)
-Для этого отгадайте загадку, что находится в этой коробочке?
Игра «Да – нет» для определения детьми предмета, находящегося в коробочке. Дети задают вопросы, получая только утвердительный или отрицательный ответы.
Алгоритм отгадывания. Это живое? Нет, это в дома е? Да. Это на кухне? Да. Это посуда? Да. В ней готовят пищу? Нет. Из нее пьют? Да. У нее есть ручка? Нет. Это стакан.
Воспитатель достает стакан.
— Из чего сделан стакан? Фея пришла из стеклянной страны, и расскажет нам о стекле. Какие предметы из стекла вы знаете? (ответы детей) Где можно встретить стекло и стеклянные предметы?
-Какими словами вы можете сказать о стекле и стеклянных предметах? (ответы детей: стеклянная, прозрачная, тонкая, хрупкая, разбивается, легко бьется, бьющееся)
Физкультминутка «Как живешь?»
— Как живешь? (вот так)
— Как бежишь? (вот так)
— Как стоишь? (вот так)
— Как шалишь? (вот так)
-Как грозишь? (вот так)
— Как ночью спишь? (вот так)
Игра «Хорошо – плохо (ответы и рассуждения детей: «хорошо» она прозрачная, видно, что пьешь; красивая, легкая, «плохо» стеклянные предметы легко бьются, можно пораниться; нельзя ставить на огонь)
— А вы знаете, как делают стекло? (ответы детей)
Рассказ воспитателя с использованием презентации «История сознания стекла».
Тайна эта открылась очень давно. Шли по пустыне путники. Шли они по пескам и очень устали. Вот решили они отдохнуть, развели костер, а чтобы ветер не задул пламя, они обложили костер мешками соли, которую везли продавать. Всю ночь полыхал костер. А в середине него свершилось таинство,- слияние соли с песком. И утром получился камень твердый, но прозрачный и сверкал на солнце. Люди впервые увидели стекло.
— Из чего «варят» стекло? Где делают стеклянную посуду? (На заводе) Как называют человека, который создает стеклянные предметы? (стеклодув)произнесите медленно: стеклодув.
— Каким инструментом пользуется мастер – стеклодув? Для выдувания стекла? (трубкой)
— Не хотите ли вы стать мастерами – стеклодувами? (Дети пускают пузыри)
— Ребята, что нового узнали? (ответы детей) Что запомнилось больше всего? (ответы детей) Как называют человека, который создает стеклянные предметы? (стеклодув) Давайте попрощаемся с Фей, скажем ей, до свидания!
Образец оформления конспекта НОД Работая с педагогами детского сада на практике столкнулась с проблемой при оформлении конспекта непосредственно организованной образовательной.
Тематическое планирование по формированию интереса к народному творчеству у детей старшего дошкольного возраста Комплексно-тематическое планирование по формированию интереса к народному творчеству у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализаци.
Конспект занятия «Удивительный мир стекла»
Цель: Познакомить детей со способом получения стекла.
Задачи:
1. Развивать у детей познавательный интерес, мыслительную деятельность: уметь рассуждать,делать выводы;
2. Учить проводить элементарные опыты и эксперименты со стеклом;
3. Расширять словарный запас детей;
4. Воспитывать аккуратность при работе со стеклом.
Ход занятия.
Ребята, послушайте мои загадки, отгадайте их и тогда вы узнает, с чем мы будем работать сегодня.
А ударь — разобьюсь.
Очень хрупко и прозрачно
В пользу людям предназначено
На окошечках простое,
А в бутылочках цветное.
Не бежит, не льется,
А ударишь — разобьется.
Воспитатель подводит детей к столу, где расставлены небольшие стеклянные предметы и просит назвать их. (Дети называют, а воспитатель обобщает предметы, говоря о том, что они сделаны из стекла, т.е. как их можно назватьодним словом.)
Далее воспитатель постепенно выкладывает на свой стол прозрачные и цветные камешки и объясняет детям, что стекло бывает цветное и прозрачное.
Воспитатель: Ребята, какие предметы из цветного и прозрачного стекла вы знаете? А сейчас я вам расскажу, как изготавливают стекло.
Человек давно научился делать предметы из стекла. Стекло изобрели много лет назад. В глиняный горшок насыпали песок, золу, немного краски и всё это долго варили на огне, пока не получилось блестящее «тесто». Мастеру-стекольщику очень помогла глиняная палочка. Одним концом палочки он брил расплавленную массу, а в отверстие другого конца дул и выдувал стеклянный пузырь, как вы выдувал мыльные пузыри. Выдувая пузыри, мастер придавал им разную форму (получались вазы, сосуды, флаконы, бусины). В древние времена оконное стекло еще не умели делать. В домах, в замках и даже в королевских дворцах были маленькие окна. Вместо стекла вставляли бумагу, пропитанную воском или маслом, чтобы она не размокала от дождя. В России на окна натягивали пленку бычьего пузыря. Но однажды мастер-стекольщик выдул большой стеклянный шар, обрезал с обеих сторон концы, образовалась труба, и пока она была теплая, разрезал ее и развернул на столе. В результате получился стеклянный лист. Первое стекло было неровное, мутное, но и оно очень ценилось. Вначале стеклянные окна были только в домах богатых людей. Шло время, и люди придумали машину, которая вытягивала из плавильной печи жидкую стеклянную массу в виде широкой ленты. Застывшую, затвердевшую стеклянную ленту разрезали па части, получался лист стекла. Сейчас построены современные предприятия для изготовления стекла. Посмотрите ещё раз на стол и назовите изделие, которое вам понравилось.
— Ребята, назовите ещё предметы из стекла в наше группе, которых нет на столе. (окно, лампочки). Ну а сейчас давайте пройдём в нашу лабораторию и немного поэкспериментируем, чтобы подробнее узнать о свойствах стекла. Но сначала мы должны запомнить и выучить одно самое главное правило обращения со стеклом.
Со стеклом будь осторожен –
Ведь оно разбиться может.
А разбилось – не беда,
Есть ведь верные друзья:
Шустрый веник, брат – совок
И для мусора бачок –
Вмиг осколки соберут,
Наши руки сберегут.
Давайте убедимся в правильности этого правила. (Воспитатель в специальной коробочке роняет стеклянный стаканчик, и он разбивается.) Если стекло бьётся, значит, оно хрупкое. Запомнили, что со стеклом надо работать аккуратно и бережно. А теперь займите свои места.
Опыт №1
Дети кладут в прозрачный стакан цветные камешки тем самым показывая, что стекло обладает свойством прозрачности.
Эксперимент №2
Воспитатель предлагает взять в руки стеклянные предметы, лежащие на столах, и потрогать их. Спрашивает, какие ощупь стеклянные предметы. (Дети отвечают, что | гладкие, холодные, ребристое.)
Эксперимент №3
Дети вместе с воспитателем демонстрирует водонепроницаемость стекла, для чего в стакан наливает воду, убеждаются, что стекло не пропускает воду, т.е. оно водонепроницаемо.
Эксперимент №4
Воспитатель предлагает дни слегка ударить карандашом по стеклянному предмету и послушать, как оно звучит. (Стекло издаёт звонкий звук.) Сравнивают простой бокал и хрустальный.
Далее воспитатель рассказывает, что стекло может быть разной толщины, поэтому оно отличаются прочностью. (Показывает несколько примеров: тонкий, толстый, хрустальный.)
Воспитатель: Молодцы, справились с заданиями. Итак, чем мы сегодня занимались? (Ответы детей.) Что вы всегда должны помнить при работе со стеклом? (Ответы детей.) Это правило всегда будет находиться в нашей лаборатории как многие другие. Спасибо всем за работу.
Как делают стекло и из чего?
Легенды о стекле
Давным-давно, за миллионы лет до появления первого человека, стекло уже существовало. А образовалось оно из сначала раскалённой, а затем остывшей лавы, вырвавшейся на поверхность из вулканов.
Это природное стекло называется сейчас обсидианом. Но использовать его, например для изготовления окон, нельзя, потому что оно грязно-серого цвета и сквозь него абсолютно ничего не видно.
Так как же появилось прозрачное стекло? Может быть, люди научились его отмывать? Увы, природное стекло грязное не снаружи, а изнутри, поэтому здесь не помогут никакие даже самые современные моющие средства.
Об истории изготовления стекла, похожего на современное, существует множество легенд. Но все они очень однообразны и говорят о том, что путешественники, не имея под рукой камней для очага, использовали вместо них куски природной соды. Причём происходило это в пустыне или на берегу водоёма, там, где обязательно был песок. И вот под воздействием огня сода и песок плавились, образуя стекло. Люди долго в эти легенды верили. Но совсем недавно выяснилось, что всё это неправда, потому что жара от костра для такого сплава недостаточно.
Когда появилось первое окно
Производить стекло люди начали более 5000 лет назад в Египте. Правда, и тогда оно прозрачным не было, из-за того, что в песке попадались посторонние примеси. Поэтому стекло имело зелёный или синий оттенок. Постепенно в Египте научились от этого оттенка избавляться. Судя по раскопкам, первыми стеклянными изделиями стали бусы. Чуть позже расплавленным стеклом стали покрывать поверхность посуды. А чтобы научиться делать её саму из стекла, понадобилось ещё 2000 лет.
Позже, уже за пределами Востока, при римском императоре Тиберии, — родившемся в 42 году до нашей эры, один из мастеровых открыл секрет небьющегося стекла. Тиберий, боявшийся, что доход от продажи стекла из-за этого резко уменьшится, приказал изобретателя казнить.
Раньше всех начали изготавливать пусть не очень прозрачные, но уже настоящие оконные стекла древние римляне. Они поняли: чтобы сделать окна, нужна элементарная конструкция, состоящая из рамы и стекла. Первое окно и появилось именно в Римской империи, в городе Помпеи. Оно представляло собой стекло, вставленное в бронзовую раму. Располагалось это окно в предбаннике общественных купален.
Венецианские шпионы и стекольное производство
В начале XIII века, для того чтобы выяснить секрет изготовления стекла, правительство Венеции направило на Ближний Восток своих шпионов. Подкупами и угрозами венецианцы этот секрет раздобыли. Они наладили собственное производство и смогли сделать стекло ещё более прозрачным, догадавшись добавлять в его состав немного свинца.
Сначала стёкла изготавливались в самой Венеции. Местные власти очень боялись, что кто-то узнает секрет производства, поэтому район, где эти мастерские располагались, был всегда оцеплен солдатами. Никто из рабочих не смел покинуть пределы города. За любую попытку это сделать к смертной казни приговаривали не только самого ремесленника, но и всю его семью.
В конце концов, было решено перенести мастерские на остров Мурано. Ведь было сложно и попасть туда, и сбежать с острова.
В 1271 году венецианские шлифовщики научились делать из стекла линзы, которые сначала особым спросом не пользовались. Но в 1284 году мастера догадались вставлять их в специально разработанные оправы. Так появились первые очки. Они стоили сначала настолько дорого, что являлись прекрасным подарком даже для королей и императоров. Их тогда так и называли — «королевский подарок».
В конце XV века, когда в Венеции научились делать из стекла посуду, муранские изделия стали пользоваться во всём мире такой популярностью, что для их доставки пришлось строить дополнительные корабли.
Предмет роскоши
Но усовершенствование стекла продолжалось и позже. Пришло время, и люди придумали покрывать его специальным составом — амальгамой, так появились стеклянные зеркала.
Правда, первые зеркала изготавливались в глубокой древности не из стекла. Это были отполированные камни, в основном пирит и обсидиан. Самое старое подобное зеркало, изготовленное 7500 лет назад, археологи раскопали на территории Турции. Позже зеркала делались из тщательно отполированных металлов: бронзы, серебра или золота.
Но, ни каменные, ни металлические зеркала не передавали света, так что ни одна женщина не имела возможности ни радоваться своему румянцу, ни огорчаться собственной бледности.
В XIV веке зеркала стоили огромных денег, и покупать их могли лишь королевские особы и другие очень богатые люди. Наличие в доме зеркал вообще, а также их количество, величина и отделка служили мерилом благополучия.
Наденьте, пожалуйста, зеркало
Но в зеркала тогда не только смотрелись, их ещё и… носили. Первыми ввести эту моду осмелились знатные немецкие дамы. Затем с маленькими зеркалами на своих костюмах начали появляться в обществе и мужчины.
Тогда же французская королева Анна Австрийская появилась на балу в ослепительном платье. Оно действительно ослепляло, потому что было густо усыпано кусочками зеркал, которые ярко сияли от света свечей. Муж Анны, король Людовик XIV, установил в своём дворце более 300 огромных зеркал, что обошлось казне в очень серьёзную сумму.
На Руси производство стекла началось тысячу лет назад в небольших мастерских. А в 1635 году под Москвой был построен первый стекольный завод. Там изготавливали стекло для окон и посуду, которая пользовалась огромным спросом. В 1669 году в подмосковном селе Измайлове был возведён второй стекольный завод, на котором также производили посуду.
Особое внимание на производство стекла обратил Пётр I. При нём, опять же под Москвой, появилось ещё четыре подобных завода.
В 1753 году в принадлежащей ему усадьбе Усть-Рудица Михаил Ломоносов приказал построить фабрику цветного стекла. Такая возможность появилась лишь после разработки в России специальных технологий. При этом предприятии была организована и школа художников, которых учили искусству мозаики.
Пилят, как дерево
Раньше рабочим инструментом для изготовления бутылок были лёгкие рабочих. В 1894 году американец Майкл Оуэнс изобрёл автоматическую машину для производства стеклянной тары. Это привело и к резкому увеличению производства. и к его удешевлению.
Бельгиец Фурко изобрёл в 1905 году способ вертикального вытягивания из печи стеклянного полотна постоянной ширины. В 1914-м ещё один бельгиец, Эмиль Бишеруа, этот метод усовершенствовал.
Сейчас на земном шаре производится около 17 миллионов тонн листового стекла. Больше всего хрупкого материала используется в строительной индустрии. Основная его часть используется на остекление зданий и транспорта. Треть уходит на производство бутылок и банок. Лабораторная посуда тоже почти полностью изготавливается из этого материала, ведь он химически нейтрален, а посему стеклу совершенно не страшны самые агрессивные смеси. Из него же делают специальную вату и, как ни странно, ткани. Их, разумеется, используют не в швейной промышленности, а для тепловой и электрической изоляции. Популярность стекла вызвана не только его особыми химическими и физическими свойствами, но и дешевизной необходимого для его изготовления сырья.
Несмотря на кажущуюся хрупкость, стекло легко поддаётся обработке. Используя специальные технологии, его пилят как обычное дерево. После того как изобрели специальный смачивающий раствор, отверстия в стёклах делают самыми обычными сверлами. Применяя резцы из очень твёрдой стали, можно обрабатывать стекло даже на токарном станке. А уж шлифовка и полировка этого материала — для специалистов вообще не проблема.
Журнал: Тайны 20-го века №27, июль 2013 года
Рубрика: Неизвестное об известном
Автор: Илья Бутман
Женщины-покровительницы Гитлера
Адольф Гитлер прибыл в Мюнхен никому неизвестным австрийским капралом, нищим и амбициозным. Однако вскоре он сумел очаровать женщин, имеющих влияние на общественную жизнь города. Впечатление, которое будущий фюрер производил на зрелых дам, помогло ему добиться признания и успеха. Фактически подруги, которые по возрасту больше годились ему в матери, помогли Адольфу начать политическую карьеру. Они открыли ему путь в высший свет, познакомили с состоятельными людьми, помогали материально, заботились о его насущных нуждах, посещали в тюрьме и давали кров. В узком кругу Гитлер с иронией называл этих женщин «маменьками».
Русская дуэль — правила и этикет
Есть мнение, что практика биться на дуэли пришла в Россию из цивилизованной заграницы. Да и вообще, когда мы говорим «дуэль», обычно представляем себе, например, мушкетёров со шпагами а-ля д’Артаньян или утончённых дворян с пистолетами. Но попробуйте представить себе двух мужиков, молотящих друг дружку дубинами. Похоже на дуэль? Нет? А ведь именно так когда-то выглядели подобные поединки на Руси. Причём традиция эта известна с древнейших времён.
История стекла
Представьте себе, что возвращаетесь из школы, а в окнах вашей квартиры нет стёкол. Отсутствует в доме и стеклянная посуда.
Вы хотите посмотреть на своё удивлённое лицо в зеркало, но в квартире нет и его. Да и многих других полезных вещей вы бы не обнаружили, не будь в своё время изобретено стекло. В этом рассказе я расскажу вам, как начиналась история стекла.
А как же фамилия изобретателя стекла? А никак. Дело в том, что создано оно было самой природой. Давно-давно, за очень много миллионов лет до появления первого человека, стекло уже существовало. А образовалось оно из сначала раскалённой, а затем остывшей лавы, вырвавшейся на поверхность из вулканов.
Это природное стекло называется сейчас обсидианом. Но остекленять, например, окна, им было нельзя не только потому, что окон тогда ещё не было, а ещё и потому, что природное стекло грязносерого цвета, через которое абсолютно ничего не видно.
Так как же появилось стекло, годное для употребления? Может быть люди научились его отмывать? Увы, природное стекло грязное не снаружи, а изнутри, поэтому здесь не помогут никакие даже самые современные моющие средства.
О том, как люди впервые сделали стекло, приближённое к современному, существует несколько легенд. Все они очень однообразны и говорят о том, что путешественники, не имея под рукой камней для очага, использовали вместо них куски природной соды. Причем, происходило это в пустыне или на берегу водоёма, там, где обязательно был песок. И вот под воздействием огня сода и песок плавились, образуя стекло. Люди долго в эти легенды верили. Но совсем недавно выяснилось, что всё это неправда, потому что жара от костра для такого сплава недостаточно.
Производить стекло своими руками люди начали более 5000 лет назад, в Египте. Правда, и тогда оно прозрачным не было, а из-за того, что в песке попадались посторонние примеси, имело зелёный или синий оттенок. Постепенно на Востоке научились от него избавляться. Судя по раскопкам, первыми стеклянными изделиями стали бусы. Чуть позже стеклом стали покрывать посуду. А чтобы научиться делать её саму из стекла, понадобилось ещё 2000 лет.
Для того, чтобы выяснить секрет производства стекла, правительство Венеции в начале ХIII века направило на восток специальных людей. Подкупами и угрозами венецианцы этот секрет раздобыли.
Они наладили собственное производство и смогли сделать стекло ещё более прозрачным, догадавшись добавлять в его состав немного свинца.
Сначала стекло изготавливалось в самой Венеции. Местные власти очень боялись, что кто-то узнает секрет производства, поэтому район, где эти мастерские располагались, был всегда оцеплён солдатами. Никто из рабочих не смел покинуть пределы города. За любую попытку это сделать к смертной казни приговаривался не только сам стеклодел, но и вся его семья.
В конце концов было решено перенести мастерские на остров Мурано. Оттуда и сбежать было труднее, и попасть туда было сложно.
В 1271 году венецианские шлифовщики научились делать из стекла линзы, которые сначала особым спросом не пользовались. Но в 1281 году догадались вставлять их в специально разработанные оправы.
Так появились первые очки. Они стоили сначала настолько дорого, что являлись прекрасным подарком даже для королей и императоров.
В конце XV века, когда в Венеции научились делать из стекла посуду, муранские изделия стали пользоваться во всём мире такой популярностью, что для их доставки пришлось строить дополнительные корабли.
Но усовершенствование стекла продолжалось и позже. Пришло время, и люди придумали покрывать его специальным составом – амальгамой, так появились зеркала.
В нашей стране производство стекла началось тысячу лет назад, в небольших мастерских. А в 1634 году под Москвой был построен первый стекольный завод.
Конспект занятия «История создания стекла»
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ СТЕКЛА.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.
Задачи: познакомить детей со стекольным заводом и его изделиями; расширить и систематизировать знания детей о производстве стекла, особенностях стекла и стеклянной посуды; формировать умение видеть противоречивость явлений и решать проблемные ситуации; развивать слуховое внимание.
Целевые ориентиры дошкольного образования: выражает положительные эмоции, умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время игр и экспериментов.
Словарь: стекольный завод, мастер-стеклодув, художник стеклянной посуды; стеклянная; стекло тонкое, прозрачное, цветное, легкое, легко бьющееся, хрупкое, разбивается.
Материалы и оборудование: стеклянные изделия, пластмассовая чашечка, бумажный стаканчик. Камушки, металлическая палочка, мыльная вода и соломинки.
организованной деятельности детей
1. Организационный момент.
Звучит музыка. Входит королева.
2. Знакомство с Королевой стеклянной страны.
Королева стеклянной страны:
– Я – Королева стеклянной страны. Хотите знать, в какой стране я живу?
Воспитатель : Ребята, для этого нам необходимо отгадать загадки.
(Королева стеклянной страны загадывает загадки).
А ударь – разобьюсь.
(стекло)
Очень хрупко и прозрачно,
В пользу людям предназначено.
(стекло)
На окошечках простое,
А в бутылочках цветное.
Не бежит, не льется,
А ударишь – разобьется.
(стекло)
Королева стекла:
–Правильно! Это стекло. Сегодня я приглашаю вас в свою стеклянную страну и расскажу вам о стекле и стеклянной посуде. Какие предметы из стекла вы знаете? Где можно встретить стекло и стеклянные изделия? Рассмотрите стеклянные предметы на столе. Какими словами вы можете сказать о стекле и стеклянных предметах? (Стеклянная, прозрачная, тонкая, хрупкая, цветное стекло, разбивается, легко бьется, бьющееся.)
«Скажи наоборот»: легкий – тяжелый, прозрачный – темный, звонкий – глухой, бьется – не разбивается, стеклянный – деревянный, хрупкий – твердый.
Королева стеклянной страны:
– У всех жителей стеклянной страны есть одна красивая тайна. Они откроют ее, если по стеклянному предмету легонько ударить. И тогда стекло зазвенит.
– «Узнай предмет по звону».
Вначале дети слушают, как звенит каждый предмет, затем воспитатель ударяет по предмету за ширмой. Дети угадывают, какой предмет звенит. После этого воспитатель и дети обсуждают, почему предмет звенит. (От удара стекло начинает мелко и часто дрожать. Эти колебания передаются воздуху вблизи предмета.В конце концов дрожание воздуха доходит до наших ушей и мы слышим: «Дзинь!»)
4. Беседа о стекле.
Королева.Моя страна необычная: все предметы в ней стеклянные. Подумайте, быть стеклянным – это хорошо или плохо? Поиграем в игру «Хорошо – плохо». «Хорошо»: хорошо пить из стеклянной посуды (она прозрачная, видно, что пьешь); гладкая (хорошо моется, не уколешься, красивая, легкая; «плохо»: стеклянные предметы легко бьются, можно пораниться, нельзя ставить на огонь, трескаются от мороза.
– А вы знаете, как делают стекло?
Воспитатель рассказывает легенду о рождении стекла, в этот момент Королева стеклянной страны присаживается к детям.
Давным-давно шли по пескам пустыни усталые путники. Развели они на привале костер, а чтобы ветер не задул пламя, они обложили его кусками природной соли, которую везли на продажу. Всю ночь полыхал на ветру огонь, а в сердце его свершалось таинство слияния соли с песком. И родилось чудо! Твердый, как камень, прозрачный, как прохладные воды ручья, сверкающий на солнце слиток лежал утром на отгоревшем кострище. Люди впервые увидели стекло…
– Из чего «варят» стекло? Где делают стекло и стеклянную посуду? Как называют человека, который создает стеклянные изделия? Почему его так называют?Произнесите медленно: стеклодув. Из каких частей состоит это слово? Каким инструментом пользуется мастер-стеклодув для выдувания стекла? Что выпускает стекольный завод?
– Не хотите ли вы стать мастерами-стеклодувами?
Воспитатель раздает трубочки и мыльную воду. Дети пускают пузыри.
Вот студеною зимой (дети машут руками)
Дует ветер ледяной,
И вздымает снега тучу (дети выполняют круговые движения руками)
Он суровый и могучий
Зайцы прячутся в кустах, (дети садятся в глубокий присест на несколько минут и встают)
Притаилась и сидит,
Ну а снег летит, летит, (дети машут руками)
Но утихла злая вьюга
Солнце светит в небесах (потягивание- руки в стороны)
Скачет по полю лиса (прыжки)
Ну а мы чуть-чуть пройдемся (ходьба)
И домой к себе вернемся. (садятся на свои места)
6. А теперь мы с вами узнаем свойства стекла:
1 эксперимент. Ребята, через стекло проникает свет, значит оно какое? (стекло прозрачное).
Давайте скажем: «Стекло прозрачное». Это будет первое свойство стекла и чтобы убедиться в этом проведем эксперимент. Подойдите ко мне 2 девочки. У вас на столе 2 кружки. Сейчас мы определим какая кружка из стекла. Дети кладут цветные шарики в кружки. Ребята какого цвета шарик в этой кружке (из стекла, правильно, а в другой? Не видно. Значит какая кружка из стекла, скажи Карина? Какой мы делаем вывод? Стекло прозрачное.
Где используют прозрачное стекло? Для изготовления посуды, окон, стекол для очков…
2 эксперимент. У меня два стакана. Это какой (показываю стеклянный стакан? Я наливаю в него воду. А этот какой стакан (показываю бумажный стакан? Я наливаю в него воду. Ой, что происходит (вода из бумажного стакана начинает течь? Почему из бумажного стакана течет вода (потому что бумага пропускает воду? Почему из стеклянного стакана не течет вода (потому что он не пропускает воду? Правильно, какой сделаем вывод? Второе свойство стекла водонепроницаемость, стекло не пропускает воду.
3 эксперимент. У меня на столе стоит 3 чашки, из чего они сделаны? (из 3 прозрачных чашек 1- пластмассовая). Давайте проверим чашки используя свойства стекла. (Воспитатель с детьми, используя свойства стекла определяют, что все чашки стеклянные). Так что получается, что все чашки стеклянные (да? Сейчас я вот этой палочкой легонько ударю по стеклянным изделиям. Ребята, что вы слышите (мелодичный звук, звук похожий на музыку? Значит 3 свойство стекла – это мелодичность.
4 эксперимент. А вот у меня на столе 3 чашки. Как вы думаете из чего они сделаны? (на столе стоит прозрачная чашка, частично окрашенная, полностью окрашена). Сейчас проверим (воспитатель с детьми, применяя знакомые свойства стекла, рассматривают чашки и доказывают, что они стеклянные).4 свойство стекла – способность окрашиваться. Ребята, что делают из цветного стекла?
5 эксперимент. А что произойдет, если я уроню стеклянный предмет (разобьется? Правильно, значит можно сказать, что оно какое (хрупкое? 5 свойство стекла- оно хрупкое. Будем проводить опыт? Конечно нет, будет очень жалко и обидно, если разобьется красивое изделие. Ребята, а у вас дома разбивалось, что-то стеклянное? Давайте еще раз повторим 5 свойство стекла (стекло хрупкое). Как нужно обращаться со стеклянными изделиями? Как надо собирать разбитое стекло (веником на совок смести, собирать в перчатках? А если человек в очках, что произойдет, если разобьется стекло в очках (может поранить глаз? Правильно ребята, со стеклянными изделиями нужно обращаться очень осторожно. Поэтому в детском саду не разрешается использовать стеклянные изделия.
Давайте вспомним все свойства стекла.
Королева стеклянной страны: Ребята, какие вы молодцы! Как много интересного я узнала! Вот вам волшебный мешочек, я хочу вас угостить за хорошую работу. Спасибо вам! До свидания.
– С кем вы познакомились на занятии?
– Что вы узнали о стекле?
Конспект НОД «Город из стекла» Конспект НОД по ФГОС для детей средней группы детского сада, образовательная работа по которому способствует развитию интереса к исследовательской.
Конспект НОД «В мире стекла» Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру. Образовательная область: познавательное развитие Форма организации: подгрупповая.
Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе «История создания Кремля» Составила и провела: Акопян С. Ш. Программное содержание: 1. Познакомить детей с историей и достопримечательностями Московского Кремля,.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «В мире стекла» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема «В мире стекла». Технология: познавательно-исследовательская.
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «История создания книги» с использованием ИКТ Цели и задачи: • познакомить детей с историей создания книг и материалом, из которого их делали; • расширять и уточнять представления.
Мое увлечение — декупаж. История создания трех вещей. Мои друзья и сотрудники спрашивают: » И когда ты все успеваешь?» А мне кажется, я ничего не успеваю, вернее, успеваю мало. Хочется же попробовать.
Необычная история создания одной композиции «Дерево из ракушек и коры» В начале октября, как я уже писала, у нас в крае стояла очень тёплая погода, словно жаркое лето вернулось на Кубань. Столбики термометра.