Как изучается категория числа имени существительного
Как изучается категория числа имени существительного
Как определить число имени существительного?
методическая разработка по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)
В русском языке некоторые имена существительные имеют форму только единственного числа, а некоторые – форму только множественного числа. И нет чёткого понимания, чтобы определить число имени существительного. Таких слов в русском языке очень много. Как же разобраться в таком многообразии? Всё выучить и запомнить невозможно, поэтому разбирая эту сложную тему, я предлагаю простой способ определения всех имён существительных, имеющих форму одного числа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_opredelit_chislo_imeni_sushchestvitelnogo.docx | 17.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Как определить число имени существительного?
Авторская статья Федотовой Ольги Александровны,
учителя начальных классов
В русском языке некоторые имена существительные имеют форму только единственного числа, а некоторые – форму только множественного числа. И нет чёткого понимания, чтобы определить число имени существительного. Таких слов в русском языке очень много. Как же разобраться в таком многообразии? Всё выучить и запомнить невозможно, поэтому разбирая эту сложную тему, я предлагаю простой способ определения всех имён существительных, имеющих форму одного числа.
В русском языке существуют местоимения, которые нам помогут определить число любого существительного:
1. местоимения единственного числа – он, она, оно.
2. местоимения множественного числа – они.
Если к любому слову подставить местоимение, то мы сможем легко определить число этого имени существительного.
Местоимения единственного и множественного числа
Число имени существительного
Теперь всё становиться ясно и понятно. Когда мы подставляем к слову местоимение множественного числа, значит, и слово будет стоять во множественном числе. Когда подставляем к слову местоимение единственного числа, то и слово будет стоять в единственном числе.
Упражнения для закрепления
1.Разделите слова на две группы по форме числа:
Сметана, рожь, золото, кислород, ножницы, горох, брюки, щипцы, ворота, весы, гордость, молоко, стоимость, начальство, сахар, рис, качели, бельё, мел, чай, студенчество, воск, ртуть, плавание, настойчивость, чтение, шорты.
2. Запишите слова, которые:
1. Имеют форму только единственного числа
2. Имеют форму только множественного числа
3. Имеют форму единственного и множественного числа
Рояль, сумерки, гражданин, студент, заявление, золото, сёты, листья, дрожжи, тишина, сливки, неделя, голубизна, перец, соль, пенальти, бутсы, мемуары, гланды, погоны, пельмени, ворота, клипсы, лыжи, сани, макароны, перчатки.
Учитель произносит имена существительные:
1. Если обучающиеся услышали слова, которые имеют форму только единственного числа – дети хлопают в ладоши.
2. Если обучающиеся услышали слова, которые имеют форму только множественного числа – дети топают ногами.
3. Если обучающиеся услышали слова, которые имеют форму единственного и множественного числа – дети поднимают руки вверх.
Боязнь, дремота, заморозки, доставка, досуг, чернила, единство, засуха, инструмент, дрожжи, вьюга, тефтели, портфель, жмурки, километр, плоскогубцы, библиотека, очки, забава, ворота, верба, тиски.
Учить детей, сложному, просто!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Определи склонение имен существительных
Презентация «Определи склонение» для учащихся 3 класса подготовлена с использованием метода «сорбонка». Презентацию можно использовать не только как тренажёр, но и на уроках русского языка.
Открытый урок по русскому языку 2 класс по теме: «Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного»
Тема: Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.Педагогические цели: способствовать ознакомлению с единственным и мно.
Конспект урока по русскому языку «Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе»
Открытый урок по теме «Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного.»
Открытый урок по теме «Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного.», УМК ГАРМОНИЯ, 3 класс.
Имя существительное как часть речи
Имена существительные одушевленные и неодушевленные
ИС, называя всё живое и неживое в окружающем и мысленном пространстве, разделятся на одушевленные и неодушевленные.
Собственные и нарицательные имена существительные
Падежи имён существительных
Падеж существительного – это морфологический признак. Он выражает грамматическое отношение существительных к другим словам в словосочетаниях и предложениях. Падеж определяет форму существительного, является словоизменительным признаком.
Падежей шесть, один из них – И. п. (кто?/что?) – прямой. Остальные пять – Р. п. (кого?/чего?), Д. п. (кому?/чему?), В. п. (кого?/что?), Т. п. (кем?/чем?), П. п. (о ком?/о чем?) – косвенные.
Склонение имён существительных
Склонение – постоянный признак ИС, определяющий особенность изменения по числам и падежам. ИС склоняются, то есть, изменяются по числам и падежам. Основных склонений три – 1-е, 2-е, 3-е.
1-е склонение
2-е склонение
3-е склонение
Несклоняемые
Разносклоняемые
Адъективное склонение
Существительные общего рода обычно относятся к 1-му склонению либо к несклоняемым словам, хотя могут обозначать лиц мужского и женского пола.
Плакса (он, она) – общий род. Но: доктор Петрова – слово доктор мужского рода, так как 2-е склонение.
Роды имён существительных
Все слова русского языка, употребляющиеся в форме единственного числа, могут относиться к мужскому, женскому, среднему и общему роду.
Род существительных определяется путём подстановки слов:
Существительные общего рода могут обозначать лиц и мужского, и женского пола: мой, моя – плакса.
Число имён существительных
Число – непостоянный признак существительного, который обозначает единичность или множественность.
У существительных два числа: единственное и множественное. В форме И. п. ед. ч. – называет один предмет, в той же форме мн. ч. – два и более предметов: столб – столбы, дом – дома. Число – формообразующая категория, она выражается в окончании слова, в ударении, в чередовании согласных: снег – снега: друг – друзья.
Кроме этого, в русском языке имеется значительное количество ИС, которые не имеют ед. или мн. числа: тряпье, храбрость, серебро; сани, штаны, выборы. Начальная форма данных слов – именительный падеж.
Морфологический разбор имени существительного
Морфологический разбор – целостная характеристика части речи. Разбор ИС предполагает установления значения и части речи слова, его начальной формы, постоянных и непостоянных признаков, синтаксической роли в контексте предложения. Разбор производится по общепринятому плану.
Имя существительное категория числа существительных
Число имён существительных
Число имён существительных — это непостоянный грамматический признак слов, обозначающих конкретные предметы, которые подлежат счёту.
Узнаем, что такое число имён существительных в русском языке, какие слова этой части речи изменяются по числам, какими способами выражается число имён существительных.
С числом имён существительных начинают знакомить со 2 класса. Затем эти знания углубляют и пополняют во втором, третьем и четвертом классе.
В русском языке у имен существительных различают единственное и множественное число. Рассмотрим более детально, что выражает эта грамматическая категория в русском языке.
Единственное и множественное число имён существительных
Категория числа у имен существительных является непостоянным грамматическим признаком. Понятие числа у имён существительных связано с возможностью сосчитать предметы. Если о предмете сообщают как об одном экземпляре, то слово, его обозначающее, имеет форму единственного числа:
Все эти существительные сочетаются со словами «один», «одна», «одно». Эта сочетаемость укажет, что существительное имеет форму единственного числа.
Если говорящий сообщает о предметах, которых много или несколько, то существительное имеет форму множественного числа:
Большинство слов могут образовать форму единственного и множественного числа.
Понаблюдаем:
Уточним, что существительные в форме множественного числа употребляются с числительными, начиная с пяти и далее. Числительные два-четыре управляют существительными в форме единственного числа (две тетради, три дома, четыре дерева).
По числам изменяются существительные, которые можно сосчитать. Такие слова обозначают конкретные предметы, явления живой и неживой природы:
Как образовать множественное число существительных?
2. В образовании множественного числа существительных участвуют формообразующие суффиксы и окончания:
3. Чередование суффиксов образует форму множественного числа слов:
4. При образовании формы множественного числа в некоторых словах происходит усечение основы и чередование суффиксов:
5. С помощью смены корня (супплетивизм) образуются формы множественного числа существительных:
Отметим, что ряд многозначных слов образуют по-разному формы множественного числа:
У несклоняемых существительных множественное число выражается синтаксически, то есть сочетаемостью со словами других частей речи:
Видеоурок
Имя существительное как часть речи
Имена существительные одушевленные и неодушевленные
ИС, называя всё живое и неживое в окружающем и мысленном пространстве, разделятся на одушевленные и неодушевленные.
Собственные и нарицательные имена существительные
Падежи имён существительных
Падеж существительного – это морфологический признак. Он выражает грамматическое отношение существительных к другим словам в словосочетаниях и предложениях. Падеж определяет форму существительного, является словоизменительным признаком.
Падежей шесть, один из них – И. п. (кто?/что?) – прямой. Остальные пять – Р. п. (кого?/чего?), Д. п. (кому?/чему?), В. п. (кого?/что?), Т. п. (кем?/чем?), П. п. (о ком?/о чем?) – косвенные.
Склонение имён существительных
Склонение – постоянный признак ИС, определяющий особенность изменения по числам и падежам. ИС склоняются, то есть, изменяются по числам и падежам. Основных склонений три – 1-е, 2-е, 3-е.
1-е склонение
2-е склонение
3-е склонение
Несклоняемые
Разносклоняемые
Адъективное склонение
Существительные общего рода обычно относятся к 1-му склонению либо к несклоняемым словам, хотя могут обозначать лиц мужского и женского пола.
Плакса (он, она) – общий род. Но: доктор Петрова – слово доктор мужского рода, так как 2-е склонение.
Роды имён существительных
Все слова русского языка, употребляющиеся в форме единственного числа, могут относиться к мужскому, женскому, среднему и общему роду.
Род существительных определяется путём подстановки слов:
Существительные общего рода могут обозначать лиц и мужского, и женского пола: мой, моя – плакса.
Число имён существительных
Число – непостоянный признак существительного, который обозначает единичность или множественность.
У существительных два числа: единственное и множественное. В форме И. п. ед. ч. – называет один предмет, в той же форме мн. ч. – два и более предметов: столб – столбы, дом – дома. Число – формообразующая категория, она выражается в окончании слова, в ударении, в чередовании согласных: снег – снега: друг – друзья.
Кроме этого, в русском языке имеется значительное количество ИС, которые не имеют ед. или мн. числа: тряпье, храбрость, серебро; сани, штаны, выборы. Начальная форма данных слов – именительный падеж.
Морфологический разбор имени существительного
Морфологический разбор – целостная характеристика части речи. Разбор ИС предполагает установления значения и части речи слова, его начальной формы, постоянных и непостоянных признаков, синтаксической роли в контексте предложения. Разбор производится по общепринятому плану.
Имя существительное
Морфология по праву считается одной из наиболее сложных и запутанных филологических наук. Именно поэтому дети и взрослые морщатся от одного упоминания о морфологическом разборе или трудностях склонения существительных и спряжения глаголов. Данная статья содержит в себе полную и исчерпывающую информацию о морфологической категории, называемой имя существительное, особенностях идентификации числа, падежа и рода и многом другом.
Как уже говорилось ранее, морфология — непростая наука, и это обусловливает важность рассматриваемых вопросов. Читатель сможет узнать, какие имена существительные называются одушевлёнными и неодушевлёнными, собственными и нарицательными, конкретными и абстрактными и много другой чрезвычайно полезной информации.
Несомненным достоинством является то, что здесь можно найти описание не только позиций профессиональных учёных-филологов, но и знания, представленные в школьных грамматиках. Это сможет значительно облегчить помощь родителей своим детям, без обращения к репетиторам.
Морфология как наука о частях речи
Для того, чтобы начать эффективно и быстро производить разбор имени существительного, следует научиться разбираться в тонкостях научного знания о частях речи. Именно это и представляет из себя морфология. Её базовым понятием является представление о морфемной категории — словоформе. И системой всех словоформ называется парадигма. К примеру, парадигмой падежа существительного «стол» являются следующие слова: стол, стола, столу, стол, столом, (о) столе. То есть, все его падежные формы.
Частями речи называются те классы слов в языке, которые выделены по принципу совокупности грамматического значения, морфологических и синтаксических свойств. Таким образом, можно выделить части речи как самые крупные классы слов. Определяются они на основании следующих параметров:
Все части речи подразделяются на самостоятельные и служебные. Исключение составляют лишь междометия. Их невозможно отнести ни к тем, ни к другим, многие учёные спорят о принадлежности этой части речи.
Главное же отличие самостоятельных от служебных заключается в том, что они несут в себе как грамматическую, так и лексическую полноту и насыщенность.
Значения слов самостоятельных частей речи закреплены в словарях, их морфологический разбор гораздо глубже и основательней, нежели слов служебных.
Итак, к самостоятельным частям речи относятся: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, наречие, глагол (с примыкающими к нему причастием и деепричастием).
К служебным частям речи относятся предлоги, союзы и частицы.
Имя существительное
Знание о том, что представляет из себя имя существительное как часть речи, несомненно, является очень важным. Это часть речи, называющая предметы и одушевлённых существ, которая выражает своё значение в категориях числа, падежа, рода и одушевлённости. Основные признаки имени существительного заключаются в том, что это самостоятельная часть речи, обозначающая предмет, изменяющаяся по родам, числам и падежам, зачастую выступающая в предложении подлежащим или дополнением.
Таким образом, имя существительное как часть речи подчиняется определённой системе, удачно отражающейся в морфологическом разборе.
Лексико-грамматические разряды существительных
Если попытаться объяснить суть лексико-грамматических, то следует сказать о том, что их лексическое значение напрямую влияет на грамматические функции.
Далее представлены лексико-грамматические разряды части речи:
Возвратившись к первому пункту, стоит обратить внимание на собственные имена существительные и противопоставленные им нарицательные. Главное их отличие в том, что имена собственные называют имена и лица, места, географические названия и клички животных. Например: Анна Смалько, город Токио, собака по кличке Мухтар и так далее. Особенностью орфографии является написание таких слов с заглавной буквы. Исключением становится лишь переход собственных имён в нарицательные: Мы все метим в наполеоны. В таком случае слово пишется со строчной буквы.
Конкретные существительные отлично сочетаются с количественными числительными, следовательно — изменяются по числам (единственному и множественному).
Абстрактные существительные обозначают отвлечённые, неосязаемые понятия, такие, как красота, зло, ум или бег. Они не просто не поддаются счёту, исчислять их просто не имеет смысла. Такие слова не бывают первичными, т.е. они всегда имеют производящую основу, зачастую — прилагательные и глаголы.
Вещественные существительные называют химические вещества или однородные массы, такие, как вода, соль, песок, духи или кофе, например. Эти вещества нельзя сосчитать, но их можно измерить при помощи стакана, ложки, килограммами, граммами, фунтами и т.д.
Собирательные существительные обозначают совокупность однородных предметов. Они, как и абстрактные и вещественные существительные, не изменяются по числам: молодёжь, зверьё, беднота, листва и прочее. К примеру, существительное лист стоит в форме единственного числа, множественное — листья. Оно является конкретным, а слово листва — собирательным.
Категория числа у существительных
Говоря о данной категории, следует упомянуть о том, что число имён существительных не распространяется на весь класс по причинам, изложенным ниже:
Существительные Singularia tantum имеют только форму единственного числа: железо, мёд. А постоянное множественное число имён существительных называется Pluralia tantum: жмурки, шахматы, сумерки, каникулы.
Грамматическая категория числа выражается окончанием, но одновременно с этим флексия обозначает ещё и падеж, а иногда род.
Категория рода имён существительных
Данная категория является слово классифицирующей, представляет собой противопоставление трёх рядов классов (роды имён существительных: женский, мужской и средний).
Существительные мужского рода часто имеют нулевое окончание. При таком условии, чтобы избежать сомнений, следует определить твёрдость-мягкость конечной согласной. Если она твёрдая — существительное гарантировано имеет мужской род, если же мягкая — женский или средний.
Несомненно важным является тот факт, что категория рода проявляется и различается только в парадигме единственного числа. Во множественном числе окончания всех родов одинаковы. Поэтому определить род существительных Pluralia tantum невозможно.
Категория падежа имён существительных
Не только для существительного, но и для всех имён в целом (а это ещё и прилагательное, местоимение и числительное) категория падежа является главной.
Итак, падеж имён существительных — это словоизменительная категория имени, выраженная в сложном взаимодействии противопоставленных между собой шести рядов форм. Обозначает отношения предмета к другому слову в предложении и словосочетании.
Стоит сделать ремарку по поводу словоизменительных и словоклассифицирующих категорий. Разгадка кроется в самом составе терминов. Так, словоизменительные категории ставят начальную форму слова в соответствующую контексту, а словоклассифицирующие категории лишь разделяют их по классам.
Парадигма этой категории содержит в себе 6 рядов, выраженных именительным, родительным, дательным, винительным, творительным и предложным падежом. Каждый из них имеет оригинальные вопросы, в соответствии с которыми изменяются падежные окончания имён существительных, которые сигнализируют о природе того или иного падежа в предложении.
Склонение существительных как система парадигм
Категория склонения становится камнем преткновения как для школьников, так и для взрослых людей. Даже студенты-филологи первого года обучения могут с большим трудом определить склонение имён существительных, так как подходы школьной и вузовской грамматик к этому вопросу отличаются.
Итак, склонение существительных — это парадигмы падежей и чисел. Склонение нельзя назвать грамматической категорией, это просто типы парадигм.
Последнее, 3 склонение имён существительных, содержит в себе существительные женского рода с нулевым окончанием, а также адъективное склонение (например, в словах столовая или ванная).
В русском языке существует довольно большая группа несклоняемых существительных (кафе или шоссе, например). Культура речи содержит некоторое количество объяснений о трудных случая постановки рода с неизменными существительными иноязычной природы. Некоторые путают: крепкий кофе или крепкое кофе, яркий какаду или яркое какаду. Правильными являются первые варианты.
Согласно школьной грамматике, разделение слов на склонения происходит несколько иначе:
Категория одушевлённости и неодушевлённости
Данную категорию большинство учёных относят к слово классифицирующим, так как она все слова группы распределяет либо к одушевлённым (живые существа), либо к разряду неодушевлённых (неживое);
Она проявляется не только лексическим путём, но и грамматическим. Категория одушевлённости грамматически проявляет себя в том, что у одушевлённых существительных во множественном числе форма винительного падежа совпадает с родительным. Например: вижу (кого? что?) дома, нет (кого? чего?) дома.
В единственном числе форма винительного падежа совпадает с формой родительного у одушевлённых существительных мужского рода (вижу мальчика, нет мальчика; вижу стол, нет стола).
Однако существует некоторая непоследовательность с точки зрения лексической и грамматической семантики. Слова кукла, мертвец и покойник относятся к категории одушевлённости, в это же время словоформа труп не является одушевлённым.
Морфологический анализ части речи
Разбор существительного в морфологии является сложным, наряду с разбором глагола, так как также содержит в себе множество подпунктов.
Многообразные слова имена существительные следует выделить в предложении, после чего можно приниматься за анализ. Прежде всего слово выписывается в той форме, в которой оно находится в самом предложении. После его нужно привести к начальной форме.
Нужно определить лексико-грамматический разряд анализируемого слова: к собственным оно относится, или к нарицательным, конкретным или абстрактным.
После этого стоит определить категорию одушевлённости, а также падеж, род, склонение и число. Согласно вузовской грамматике, помимо этого следует написать, к какому типу ударения относится основа слова (зачастую — класс А) и какой способ словообразования применён.
Общим и в вузовской, и в школьной грамматике является определение синтаксической функции существительного в предложении.
Имя существительное: как легко объяснить тему школьнику?
Всем известно, что правописание имён существительных дети начинают узнавать ещё в начальных классах. Так, имя существительное 2 класс и имя существительное 3 класс становится очень популярным запросом в поисковых системах. В детстве малыши проявляют чрезвычайную любознательность, поэтому ничто не мешает родителям познакомить своих чад с простейшими существительными ещё до школы.
В сущности, каждый ребёнок и так знаком с огромным количеством существительных, ведь даже первое слово — мама — является именно им.
Однако как быть, когда требуется составление имя существительное таблица, или учитель просит у ребёнка: выпиши имена существительные из текста. Даже имя существительное 5 класс, несмотря на то, что дети уже перешли в среднюю школу из младшей, по-прежнему доставляет хлопоты юным исследователям. Тогда, прочитав эту статью, каждый любящий и грамотный родитель сможет удовлетворить запросы своего дитя и помочь получит ему высший балл.
Ни для кого не является секретом, насколько велик, богат и могуч любимый русский язык. И остановить ситуацию тотального равнодушия младшего поколения к нему по силам лишь мудрым и терпеливым взрослым. Для всестороннего развития нужно читать больше книг, разговаривать с ребёнком, а не предлагать ему альтернативу в виде игры на компьютере или просмотра очередного сериала.
Интерактивные лингвистические игры тоже способствуют развитию интеллекта. Например, можно посоревноваться в том, кто даст наиболее полное значение имени существительного — это закрепит полученные на уроках русской словесности знания.
В правилах содержится невероятное количество того, что все называют формы имён существительных, овладев знаниями от которых, человек сможет открыть ещё одну потайную дверь. И получив эту мудрость, её невозможно забыть никогда.