Как изучать физику с интересом
Учим физику с ребенком сами, чтобы всем было интересно
Эта статья будет полезна тем родителям, которые отважились помогать ребенку с физикой. Сегодня узнаем, как правильно пояснять физику на примере таких тем, как инертность, масса, вес и сила тяжести. Бонусом — сделаю обзор нескольких полезных интернет-ресурсов которыми часто пользуюсь сам.
Первым делом определимся, какие могут быть трудности, если существует тонны учебников, видеоуроков, а также видео с опытами? Попробую раскрыть эту проблему.
Учебники
Хороших и качественных в плане методического содержания учебников предостаточно. Разве что плохо освещена тема применения физики в современных технологиях, о чем будет написано далее. Учебники — не лучшие самоучители, поскольку их предполагается использовать в тандеме с учителем (лекционной частью, учебными демонстрациями и практической работой). Если привычных занятий нет, то ученикам, особенно 7-9 классов будет очень тяжело усваивать материал. Вот посмотрите на это определение инертности:
Много ли стало понятно после прочтения? Семикласснику тем более тяжело освоить это свойство.
Лучше используйте учебник как справочник, или как план уроков, но не оставляйте его единственным источником информации. Можете спокойно продолжать пользоваться тем учебником, который применялся на уроках ранее, но учителем теперь должны стать вы, причем не обычным, а ЛУЧШИМ УЧИТЕЛЕМ, таким, чтоб не стыдно было посмотреть на себя в зеркало! Теперь перед вами стоит задача разобраться в содержимом этой книги объяснить ее и дополнить всем в чем нуждается ваш ребенок. Разберемся, что можно и нужно использовать как дополнение.
Видео опытов
Мне кажется, что нет нужды доказывать важность экспериментов. Они обязательно должны дополнять урок. Я стараюсь показывать эксперименты хотя бы каждые пол часа занятия. Они снимают напряжение, являются подтверждением излагаемой темы, помогают в ней разобраться, а также возвращают внимание ученика, если тот начал отвлекаться. Хочу обратить внимание, что в этом разделе идет речь о видео с экспериментами, но еще лучше иногда проводить и реальные опыты, о чем будет в следующем разделе.
Хочу сразу заметить, что видеоматериалы отличаются не только качеством, но и преследуют разные цели от учебной демонстрации до научной популяризации.
Учебные демонстрации от НИЯУ «МИФИ»
Большинство лучших учебных демонстраций, которые я показываю своим ученикам сняты телестудией НИЯУ «МИФИ» с участием Гервидс Валериан Ивановича. Он оказался замечательным лектором, с невероятно чистой и грамотной речью. Хотя видео и предназначено для студентов, подача максимально проста и большинство роликов школьникам будет понятно.
Итог: материалы очень качественный, но имеет строгую подачу.
GetAClass — Физика в опытах и экспериментах
Этот новый канал имеет еще не много роликов, но постоянно развивается. Авторам канала удалось прощупать золотую середину между учебной и популяризационной составляющей. Практически ничего не знаю об авторах, если вам что-то известно о них — поделитесь в комментариях.
Итог: видео детям смотреть полезно и интересно, но самого материала пока еще мало.
Простая наука
Канал хорошо известен аудитории Хабра, его создатель Денис Мохов Bredun провел основательную работу и качественно заснял все известные мне популярные “ВАУ” эксперименты. Это пример чисто популяризационного материала, цель которого не столько научить, сколько заинтересовать.
Итог: видео качественное, показывать больше не как учебное, а для закрепления материала, когда ребенок уже разобрался в теме.
Галилео
Эксперименты проводит известный шоумен Александр Пушной, у него яркая подача, которая очень нравится школьникам. При этом сама речь бывает настолько безграмотна (с точки зрения физики), что уши сворачиваются трубочкой. Вот к примеру разбор ролика с подводной лодкой. Первое время я каждый раз останавливал видео и объяснял ученикам ошибки, но сейчас просто выключаю звук и рассказываю сам. Такой компромисс позволяет существенно экономить время и вполне устраивает детей.
Итог: яркие эксперименты с безграмотной речью требующей коррекции, не показывайте если не уверены в своих знаниях темы.
Худшее учебное видео — Физика для самых маленьких от Саакаянца
Иногда родители допускают ошибку и включают это видео детям, даже некоторые учителя физики умудряются показать это в 7-ом классе. О видео даже был написан отдельный пост, повторяться не будем.
Итог: никогда и никому не показывать. НИКОГДА!
Следите за обновлениями статьи, вероятно, что список будет пополняться вашими рекомендациями и тем что я еще вспомню.
Будь креативным
Учебные видео — это хорошо, но физика окружает нас везде вспомните, где вы сталкивались с тем что изучаете, найдите и покажите ребенку. К примеру, для пояснения, что такое инерция я демонстрирую фрагмент с человеком пауком из начала поста и говорю:
“Поезд очень массивен, чтобы его остановить, необходимо длительно прикладывать большую силу. В этом и заключается инертность что чтобы изменить скорость тела необходимо прикладывать силу некоторое время.”
После видео и пояснения определение явления инерции уже не выглядит таким страшным.
Теперь почва готова, чтобы поговорит о массе, как мере инертности тела, рассказать, что такое вес и сила тяжести. Можно попрыгать с ребенком и пояснить что когда он находится в воздухе, его масса и сила тяжести сохраняется, а вес равен 0 Н. Папе хорошо признаться что он весит 800 Н, а не 80 кг, а также достать пакет муки с кухни и показать, что в “кг” пишут массу, а не вес.
Эти темы удобно закрепить видео, как астронавты бегали и падали на Луне:
Нужно пояснить, что космонавтам было очень непривычно, ведь масса (инертность) остались прежними, а вот сила тяжести уменьшилась в 6 раз. А также в контексте невесомости при обычной силе тяжести будет хорошо показать это шикарный ролик OK GO:
И не забудьте показать видео, как он снимался.
Подытоживая, замечу что реальные примеры и фрагменты фильмов могут возыметь огромный эффект, заинтересовать и помочь ребенку разобраться в теме. Но это возможно только при вашем непосредственном участии и поддержке.
Так как же искать хорошие опыты и фрагменты?
Хотя я и перечислил некоторые полезные ресурсы — для неподготовленного родителя это будет непростой задачей. Постараюсь максимально вам помочь в первое время. Оставляйте изучаемые темы в комментариях, а я буду стараться оперативно выкладывать рекомендуемые ролики с пояснениями.
Видео уроки и курсы. Почему не они?
Давайте интересные и необычные задачи
Скажу только, что этот сайт создал более 10 лет назад и он мне очень помогал все это время.
Проведите реальный эксперимент. Всем знакома поговорка: “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”, но мало кто знает ее продолжение: “И один раз прикоснуться чем 100 раз посмотреть”. Так вот с физикой именно так. Проведите с ребенком хотя бы один опыт. Только не лабораторную по тетрадке для лабораторных работ (тогда ребенок возненавидит физику), а реальные эксперимент.
Если не знаете с чего начать — рекомендую статью: Простые опыты с ребенком дома. Найдете кучу идей.
Предмет физики. Как учить физику с интересом?
Изучение любого предмета подразумевает наличие или отсутствие интереса со стороны учеников. Бывает же так, что кому-то оно нравиться, а кому-то нет, и это можно сказать обо всех школьных предметах. Все зависит от человеческих способностей и определенных наклонностей. Кому-то нравиться сочинять, кому-то работать с цифрами, но в итоге приходиться всем учить все, для общего образования. Именно поэтому важно сделать как-то так, чтобы стало интересно учить. Физика относиться к ряду сложных для восприятия предметов. Поэтому стоит сделать что-то, чтобы сделать ее более интересной для восприятия. То, что нам нравиться, то нам удается.
Для того, чтобы любить физику, нужно для начала ее понять. Начинать ее понимать нужно с того, чтобы разобраться, что собой представляет предмет физики. Физика изучает закономерности, которые характеризуют наш мир. Она указывает на строение и развитие мира, поняв это можно заодно, и понять, как и чем именно это цепляет. Это наука, которая изучает природу во всех ее явлениях, материю, энергию и наличие всяческих взаимодействий.
Можно сказать, что физика это фундаментальная наука, так как она изучает много процессов, в том числе охватывает часть процессов из области, химии, биологии и т.д. Физика может все и объясняет все. Зная физику, вы сможете понять лучше то, что происходит в окружающем мире. Разве это может быть не интересно? Исходя хотя бы из этого, уже есть мотивация учить физику.
Кроме этого, физика обладает большой практической пользой, которую можно применить в работе и жизни. Вы будете более развиты, если вы будете знать, хотя бы что-то из физики. Знание основных законов и понятий обязательно для человека, который хочет быть умным и интересным как собеседник и как человек. Вряд ли физика позволит вам сделать какие-то открытия в этой области, но вы можете уже существующие открытия использовать с пользой для себя. Хотя, кто знает, возможно, и удастся что-то открыть
Заметка: Если вы знаете физику, тогда вы знакомы с тем, что собой представляет энергетика (http://ukrelektrik.com/). Это область деятельности, которая подразумевает изучение процессов производства энергии, преобразование энергии и источники ее появления. Речь о применении оптимальных способов производства энергии и обеспечение энергетических запасов.
Если материал был полезен, вы можете отправить донат или поделиться данным материалом в социальных сетях:
«Дети за любой кипеж»: как сделать уроки физики интересными для всех
Почти в каждой школе есть ученик-гуманитарий, который заявляет учителям точных наук: «Мне ваша физика не нужна!» Наш новый блогер, учительница физики Елена Омуль, рассказывает, как увлекает учеников экспериментами и практическим применением физических законов в жизни.
Большинство учеников среднестатистической общеобразовательной школы идут на урок физики с твёрдой уверенностью, что «все эти научные заморочки нужны только тем, кто хочет поступить в технический вуз». В беседе семиклассник, враждебно настроенный к физике, авторитетно заявил, что ему физика ни к чему, так как он собирается стать поваром. На мои возражения, что физика нужна всем, в том числе и поварам, мальчик отмахнулся. В конце концов нашла способ заставить его работать на уроке с азартом, но речь о другом.
Вспоминаю урок по изучению электрического тока в свои школьные годы: какая-то проволочная рамка на рисунке в учебнике и два листа сплошного текста. При загрузке в мозг в первую очередь теории ребёнку не к чему её привязать. Смысл теоретического знания неочевиден.
Время от времени в педагогической литературе мелькают высказывания, что пора как-то изменить учебники физики, приблизить их к повседневной жизни. Предлагаю построить урок как фильм, пущенный задом наперёд: берём конкретное устройство, рассматриваем степень его нужности в жизни, мысленно разрезаем устройство и проговариваем свойства, присущие ему, разматываем клубок дальше и приходим к началу главы в учебнике, то есть к определению явления, с которым столкнулись.
«Лирики» забудут правила и формулы, но, как пользоваться прибором в повседневной жизни, запомнят накрепко, а уж на долю «физиков» формул и определений на уроке будет достаточно. В памяти будет легче вызвать образ, связанный с рассмотренным устройством, чем с абстрактными теоретическими определениями.
7 сложных физических явлений, о которых мы узнали из сериала «Теория большого взрыва»
Начнём с электромагнитной индукции. Привяжем образ индукции в мозгу ребёнка к чему-то нужному в быту, к тому, чем можно пользоваться каждый день, — индукционной плитке. Покажем пару эффектных фотографий. Обсудим с учениками плюсы такой плиты: 90% КПД, не пригорает. Потом перейдём к минусам: нужна специальная посуда, покрывающая всю поверхность над индукционным элементом. Задаёмся вопросом, почему вода в кастрюле кипит. Опять показываем картинку — плитку без верхней варочной поверхности. Плавно переходим к индукционной катушке, уже в классическом книжном варианте.
Опыты Фарадея спрашивала как домашнее задание следующим образом: на демонстрационный столик ставила катушку индуктивности, присоединённую к амперметру проводками, рядом в произвольном порядке-беспорядке клала разнообразные раритеты из лаборантской, среди них скромно лежал магнит (может быть, даже не один), задание — добыть электрический ток.
Ещё можно сделать раздаточный материал из нескольких карточек с любым определением, записанным частями, или формулой. Пусть ученики собирают в правильном порядке определение. Я сторонник тотальной (или фронтальной) проверки домашнего задания, не люблю играть в рулетку — кто-то один отвечает, остальные зевают.
В школе отработала один год и крепко усвоила: дети за любой кипеж, если он отличается от обыденного сидения за партами.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Разговор по душам. Как сделать уроки физики интересными
Содержание курса физики принципиально не менялось с 1966 года. Хотя формально и были нововведения, идеология предмета остается старой. Чтобы обозначить ключевые проблемы изучения физики и пути их решения, корпорация «Российский учебник» организовала онлайн-дискуссию. Насущные вопросы со зрителями обсудили доктор физико-математических наук, экс-министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, директор Центра физико-математического образования корпорации «Российский учебник» Елена Тихонова и преподаватель физики, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года – 2009» Вадим Муранов.
Проблема: Вызовы нового времени
Сегодня мы имеем дело с новым социально-политическим устройством государства, новыми объемами информации, новым типом детей. Сами по себе эти факторы, конечно, не являются проблемой, но когда они сталкиваются с традиционной системой образования, начинаются трудности.
Один из главных трендов современного образования — это переход от образовательных систем к обучающемуся обществу. Введение ФГОС можно назвать первым шагом к изменению идеологии образования и к становлению тех личностных характеристик ученика, которые ценятся в современном социуме и обеспечивают успех.
Часть профессий уходит в прошлое, а о том, что будет в недалеком будущем, можно только догадываться (как это сделали, например, создатели «Атласа профессий»). Согласно стандарту, учитель сегодня должен не только быть источником знаний, но и развивать в учениках навыки XXI века, то есть готовить их к жизни, о которой, в условиях современного стремительного развития мира, он и сам имеет не самые точные представления.
Решение: Рассматривать в качестве субъекта образования не только ученика, но и учителя. Лишь мотивированный учитель может вовлечь учеников в образовательный процесс, помочь им раскрыться в направлениях творчества и инноваций, подготовить будущих экспертов-физиков.
Проблема: Отсутствие интереса учеников
Сегодня много говорится об индивидуализации и персонализации образования. И если индивидуализация — это то, что обеспечивает учитель, то персонализация (вовлеченность в рабочий процесс) ложится на плечи самого ученика и формируется пропорционально его мотивации.
Цифры показывают, что с вовлеченностью дела сегодня обстоят плохо. ЕГЭ по физике выбирают только 20-25% выпускников, и далеко не все из них получают высокие баллы. При этом именно от тех, кто выбрал физику, по сути, зависит будущее страны, экономика страны (развитие науки, промышленности).
Ученикам сложно заглядывать в будущее и понимать ценность физики, пробираясь через сухие факты и заучивая двухсотую формулу. Все чаще со стороны парт звучит вопрос: «А для чего мне вообще это надо?». Школьная физика редко показывает связь науки и жизни.
«Мы гоним и гоним материал. Но физика — это не материал, это потрясающая наука, в которой много удивительных вещей. Они проходят мимо учеников и никак не затрагиваются в школе. В общем-то, ученик может сам изучить большую часть теоретического материала, если будет мотивирован. Мы не даем ученику шанса».
Решение: В 7-9 классах, то есть в начале изучения физики, уделять особое внимание знакомству с наукой. Ставить такую педагогическую цель как формирование интереса к физике, любви к физике. Устраивать встречи с учеными, инженерами (не только в больших городах).
Проблема: Разрыв в естественно-научном образовании
В начальной школе дети знакомятся с естественными науками на уроках «Окружающий мир». Затем, в 5-6 классах, они никак не развиваются в этом направлении, и в 7 классе приступают к изучению физики, зачастую не помня даже правила перевода единиц измерения. Нет преемственности.
Решение: Ввести естествознание для 5-6 классов (знакомство с физикой, химией).
Проблема: Отсутствие естественно-научной картины мира
Пусть сегодня много говорится о создании межпредметных связей, на деле они остаются номинальными. По этой причине у ребенка не складывается общая естественно-научная картина мира: физику он воспринимает отдельно, химию отдельно — как и географию, и биологию. Когда заходит речь о выстраивании общей концепции естественно-научного образования, каждый педагог «перетягивает одеяло» на свой предмет.
Плачевные результаты отражаются в международных исследованиях. И хотя в мониторинге TIMSS, основанном на процессуальных предметных единицах, Россия входит в ТОП-10, но в исследовании PISA, проверяющем умения применять знания в незнакомом контексте без привязки к предмету, российские ученики далеки от лидирующих позиций. Опять-таки – потому что не понимают связи физики, химии и жизни.
Решение: Объединить преподавателей разных дисциплин.
Проблема: Отсутствие современных приборов
Нынешние ученики окружены гаджетами, датчиками, «умными» вещами. Стандартный набор экспериментальной базы потерял актуальность и не отражает взаимосвязь физики с окружающим миром. Эксперименты, однако, являются неотъемлемой частью изучения физики.
Конечно, в некоторых школах у учеников есть самое современное оборудование для научных опытов, но таких школ единицы. В большинстве случаев учителям приходится придумывать креативные подходы для демонстрационной части урока, действуя не ради, а вопреки.
Решение: Продуманно распределять бюджет на обновление кабинета физики. Делать рациональные закупки с учетом нюансов эксплуатации (например, брать устройства с зарядкой от сети, чтобы учителям не нужно было самим покупать батарейки). Сотрудничать с лабораториями вузов.
Проблема: Бюрократическая нагрузка учителей
Как известно, подавляющую часть времени вне урока учителя тратят не на подготовку к занятиям, а на решение административных вопросов, заполнение бумаг. В таких условиях сложно заниматься саморазвитием и искать информацию, материалы для интересного урока, актуализировать знания.
Решение: Финансировать профессиональное развитие педагогов. Развивать издание научно-популярной литературы, которую учителя могли бы использовать на уроках. Выпускать научно-популярные журналы, основанные на современном материале и методических системах.
Использование различных приемов для повышения интереса к изучению физики
“Грош цена вашей физике, если она застилает для вас всё остальное, шорох леса, краски заката. Это какая то усечённая физика, если хотите – выхолощенная. Я, например, в неё не верю. Любая замкнутость, прежде всего, свидетельствует об ограниченности. Физик, не воспринимающий поэзии, искусства, – плохой физик”.
Л.Д.Ландау
Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Как учебный предмет она создаёт у учащихся представление о научной картине мира. Являясь основой научно-технического прогресса, физика показывает гуманистическую сущность научных знаний, подчёркивает их нравственную ценность, формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение, способствует воспитанию высоконравственной личности, что является основной целью обучения.
В последние несколько лет наблюдается снижение интереса учащихся к изучению физики. Это вызвано целым рядом причин. Во-первых, общим принципом гуманитаризации образования, появлением в ВУЗах области большого числа факультетов гуманитарных направлений: психология, журналистика, менеджмент, маркетинг, юридические специальности и других, которые в настоящий момент пользуются наибольшим спросом у абитуриентов. Во-вторых, недостаточными сведениями о применимости физических знаний в конкретной профессиональной деятельности, за исключением, пожалуй, технических специальностей. В-третьих, установившимся представлением об этой науке, только как о двигателе технического прогресса, то есть физика воспринимается особым и специфическим предметом, который к тому же с полным правом считается одним из самых сложных для изучения.
Сегодня важно учитывать, что физика – не только непосредственная производительная сила, но и важнейший источник сведений, позволяющих человеку ориентироваться в окружающем мире, в системе культурных ценностей. Эта функция физики не менее важна, чем ее материальный вклад в жизнь людей. Нужно отметить и то, что в современном мире весьма затруднен процесс формирования духовных ценностей и поэтому неизмеримо возрастает мировоззренческая роль науки вообще и физики в частности.
Но недооценка физического образования сегодня может привести к технологическому кризису и производственным проблемам в будущем.
Поэтому перед современной педагогической наукой стоит серьезная задача: заинтересовать школьников в изучении физики, помочь им осознать важность и универсальность изучаемых законов, создать условия для самореализации личности каждого учащегося в процессе обучения, развить потребность в самостоятельной творческой и исследовательской деятельности в рамках физической науки, вооружить необходимым методологическим материалом.
Сложившаяся ситуация побуждает преподавателей искать новые методы и средства обучения, ориентированные на индивидуальные особенности и потребности каждого учащегося, его внутренний мир и субъективный опыт, способствующие развитию интереса к предмету, воплощающие в себе идеи высокой взаимной требовательности и уважения, опирающиеся на возросшую самостоятельность ребят и значительно расширяющие и обогащающие методический арсенал учителя, поскольку известно, что постоянство – враг интереса.
Если рассмотреть основные приемы и методы обучения, применяемые учителями на уроках физики, особенно новейшие, то станет очевидным, что все они направлены в первую очередь на развитие и поддержание интереса учащихся. Эффективность этих приемов связана с двумя факторами. Прежде всего, это раскрытие жизненной значимости изучаемой проблемы, что не только возбуждает интерес, но и является сильным стимулом к учению, так как связан с самим смыслом обучения в школе. Второй фактор – воздействие на эмоции и чувства учащихся, опора на их субъективный опыт и внутренние потребности. Психологи утверждают, что без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может “человеческого искания истины”. Нельзя переоценить значение эмоциональной памяти, которая более долговечна и во многом определяет деятельность человека. Не следует избегать и элементов занимательности, так как они возбуждают интерес и любознательность у всех без исключения, даже самых слабых, учащихся.
Таким образом, повышение эффективности физического образования имеет в своей основе именно принцип создания и сохранения устойчивой положительной мотивации и осознанного интереса к обучению. Если изучаемые физические законы необходимы для описания и объяснения явлений, составляющих круг интересов учащегося: будь то танцы, спорт, военная техника, строительство и конструирование, криминалистика, экология, литература, фотография и т.д. и задания преподносятся в увлекательной форме, то получаемые знания воспринимаются не как обуза, а как большая жизненная ценность. Это справедливо для классов любых направлений, профилей и возраста.
В классической педагогике главную функцию видели в том, чтобы приблизить ученика к учению, чтобы учение стало желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо его благополучное формирование. Я.А. Каменский рассматривал школу как источник радости, света и знания, считал интерес одним из главных путей создания этой светлой и радостной обстановки обучения. К.Д. Ушинский видел в интересе основной внутренний механизм успешного учения. Весь многовековой опыт прошлого даёт нам основание утверждать, что интерес в обучении представляет собой важный и благоприятный фактор.
Таким образом, развитие познавательного интереса школьников является актуальной проблемой в связи с тем, что обнаруживается зависимость качества знаний и уровня знаний обучаемых, сформированности способов умственной деятельности от уровня развития познавательного интереса школьников.
От того, как учителю удается вызвать интерес учащихся к предмету, пробудить потребность в познании, во многом зависит результат обучения и воспитания. Известный дидакт, одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учебы – Щукина Г.И., считает, что интересный урок можно создать за счет следующих условий:
1. Личности учителя.
2. Содержания учебного материала. Ученику просто нравится содержание данного предмета и он с интересом занимается.
3. Мотивов и приемов обучения
Если первые два пункта не всегда во власти учителя, то последний – поле для творческой деятельности любого преподавателя. Чтобы вызвать интерес к предмету нужно создать мотив. В комплексе данных о познавательном интересе очень существенными является и его осознанность. Осознание мотива всегда сопряжено с более сильными влияниями его на деятельность. Неосознанный мотив тоже действует, но подспудно, им труднее, поэтому управлять. Осознание познавательных интересов учащихся позволяет им оказывать предпочтение учебным задачам более сложного характера, к чему они стремятся при свободном выборе, естественной и экспериментальной ситуациях.
Итак, познавательный интерес нужно признать одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание светлой и радостной атмосферы обучения, так и интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся.
Таким образом, внутренняя сторона учебного процесса, представленная познавательным интересом, становится неиссякаемым источником, который способствует и более благоприятному, и более длительному, и более продуктивному протеканию познавательной деятельности школьника. Можно выделить два основных источника, влияющих на становление интереса ребят к учению:
1) содержание учебного материала,
2) организация учебной деятельности.
Хочу подчеркнуть: формирование и развитие интереса учащихся к предмету определяется, прежде всего, деятельностью преподавателя. Учитель может по своему усмотрению, с учетом конкретных условий ввести в действие на уроке именно те стимулы, которые слабо отражены в содержании изучаемого параграфа учебника. Познавательные интересы учащихся к физике складываются из интереса к явлениям, фактам, законам; из стремления познать их сущность на основе теоретического знания, их практическое значение и овладеть методами познания – теоретическими и экспериментальными, приближающимися в старших классах к методам науки. Познавательная направленность ученика носит избирательный характер. Когда те или иные понятия, предметы или явления представляются ему важными, имеющими жизненную значимость, тогда он с увлечением ими занимается, старается все это глубоко изучить. В противном случае интерес ученика будет носить случайный, поверхностный характер. Активизировать познавательную деятельность учащихся, несомненно, можно и с помощью эксперимента. Большое внимание я уделяю решению экспериментальных задач на разных этапах урока и с различной целью при постановке проблемы, закреплений знаний, проверке усвоения теоретического материала. Экспериментальные задачи включаю и в домашние задания. Задавая эксперимент на дом, мы обучаем школьников умению самостоятельно пополнять знания. Это один из самых педагогически эффективных и интересных для учащихся приемов самостоятельной работы. Он способствует осознанному изучению курса, воспитывает самостоятельность и находчивость, развивает индивидуальные творческие способности, мыслительную деятельность, интерес к предмету.
Домашние опыты в отличие от классных экспериментов проводятся с использованием каких-то подручных средств, а не специального школьного оборудования, что существенно, ведь в жизни учащимся придется встречаться с различными практическими задачами, которые не всегда похожи на учебные, классные. В этом плане домашние эксперименты способствуют выработке умений самостоятельно планировать опыты, подбирать оборудование, формируют умение познавать окружающие явления, рассматривая их в новой ситуации. Например, я даю задание: “Исследуйте зависимость скорости испарения от температуры окружающей среды”. Ученик должен ознакомиться с его содержанием, составить план выполнения и собрать нужную установку, проделать опыты, ответить на вопросы и описать выполненную работу. При этом формируются и в то же время проверяются организационные и экспериментальные умения ученика, его знания. Или такой домашний эксперимент: “Определите объем небольшой картофелины. Вычислите ее массу”. Правильность определения объема картофелины отражает умение пользоваться мензуркой; точность, четкость выполнения задания позволяют оценить понимание физического смысла плотности, массы и знание их единиц измерения. Такого рода задания приучают школьника к самостоятельному выполнению работы на всех ее этапах, включая организацию, проведение, осмысление и получение результатов.
При организации и проведении домашних экспериментов важно иметь в виду следующее: такие работы должны стимулировать познавательную деятельность и развитие мышления; привлекать внимание к основному материалу курса, быть направленными на углубление и пополнение знаний; легко выполняться в домашних условиях и др. При выполнении опытов учащиеся могут применять самодельные приборы, предметы и материалы домашнего обихода. Считаю целесообразным предварять изучение некоторых вопросов простыми экспериментальными заданиями.
Домашние экспериментальные работы я предлагаю учащимся до, и после выполнения ими соответствующей фронтальной лабораторной работы. Показываю логическую связь между материалом, изучаемым на уроке, и домашним экспериментальным заданием, мотивирую эту работу, привлекаю к ней внимание учащихся.
Фронтальные лабораторные работы с измененным заданием. После выполнения основной части работы сильным учащимся предлагаются дополнительные задания, которые можно выполнить с тем же оборудованием или учащиеся самостоятельно продумывают другие варианты этой же работы с описанием и обоснованием. Работа с дополнительной литературой. Поиск материалов, составление сообщений по конкретной теме воспитывают навыки самостоятельного добывания знаний и умение донести эти знания до других учащихся. Очень часто обнаруженные учащимися факты вызывают неподдельный интерес всех одноклассников или имеют занимательную форму. Самостоятельное составление задач на основе исторического материала, произведений художественной и публицистической литературы, кинофильмов и жизненных ситуаций. Такие задачи решаются с особым интересом, долго обсуждается результат, не говоря уже о пользе самого процесса поиска и чувства удовлетворения от своей работы.
Уроки с использованием таких заданий отличаются особой познавательной активностью учащихся, целостностью решаемых дидактических задач и эффективностью всего процесса обучения. И именно подобные задания содержат в себе не только необходимые для решения сведения, но и информацию, активизирующую познавательную деятельность и создающую положительный эмоциональный настрой ученика. Но такие задания со всеми своими достоинствами являются скорее исключением на уроке, чем правилом. Это объясняется, во-первых, тем, что в имеющихся пособиях и задачниках количество таких задач по основным учебным темам недостаточно для систематического применения, а самостоятельное их составление сопряжено с определенными трудностями и большими временными затратами. Во-вторых, эти задания часто недооцениваются педагогами, рассматривающими их только в качестве занимательного и эмоционального момента урока, не несущего полезной информации. Именно вот это распространенное мнение и хотелось бы сегодня изменить. Подобное отношение не позволяет учителю использовать весь интеллектуальный потенциал, заложенный в таких задачах.
Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но развить у них интерес к учению, научить учиться, именно поэтому современный учитель должен иметь средства, методы и приемы, чтобы развить устойчивый интерес к изучению предмета. Все это невозможно осуществить в полной мере, если постоянно не пополнять свою методическую базу путем самообразования, обмена опыта с коллегами. Каждый ребенок – личность со своими возможностями и интересами, поэтому чтобы ко всем “подобрать ключик”, необходимо уметь использовать различные педагогические технологии, которые также изучаю, апробирую и внедряю в свою работу.
Создание атмосферы заинтересованности
В практике своей работы я чаще всего и использую этот сильнодействующий мотив — “Интерес”. Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Об удивлении как стимуле занятия наукой написано немало. Но как, какими способами можно вызвать это чувство на уроке?
Пример: Ученики 7 класса знают о существовании трения, о том, что трение мешает движению, но насколько значительна роль трения в природе и технике, они не представляют. Начиная урок с впечатляющей картины “мира без трения”, можно создать ситуацию удивления, возбуждая любознательность ребят.
В 7-8 классах хорошие результаты дает обращение к субъективному жизненному опыту учащихся.
Пример: стоя на лыжах, не проваливаешься в снег, а в сапогах проваливаешься; острым ножом резать легче, чем тупым; форточки обычно делают наверху, а батареи отопления – внизу.
Старших школьников не оставляют равнодушными рассказы о принципах действия и устройстве таких современных приборов как пьезоэлементы, самооткрывающиеся двери, звукозаписывающие устройства, солнечные батареи, приемники, лазерные игрушки и многие другие. В 10-11 классах не только интересно, но и полезно, обсуждать некоторые перспективные линии и направления развития физической науки и техники, которые еще находятся в стадии разработки и апробации: цифровые и плазменные экраны, голография, волоконная оптика, применение лазерных технологий, нанотехнологии и другие.
В выпускных классах необходимо обращать внимание учащихся в рамках профориентационной работы на общую политехническую направленность вузов и предприятий области, значимость физических знаний для развития техники и науки в целом, помочь в выборе специальности.
Наблюдение за развитием научных теорий и обоснование причин, по которым приходилось отказываться от прежних представлений о явлении (картина мира, строение атома, МКТ, теория света). Нельзя переоценить нравственный аспект любого открытия, отношение к нему общества в целом и самого изобретателя.
Также в своей работе применяю исторические обзоры. При использовании исторических фактов применяю не только “сухие”, точные научные факты, но и смешные, порой даже анекдотичные случаи, произошедшие с выдающимися учеными.
В профессиональном образовании и, естественно, в нашем лицее обучаются слабоуспевающие, часто педагогически запущенные дети. Поэтому преподавание физики в профессиональном образовании требует гуманизации или очеловечивания преподавания.
Конечно же, невозможно курс физики уменьшить или просто сжать и упростить, этого нам не позволяют стандарты образования. Одним из выходов можно считать перераспределение времени на простое гуманизированное восприятие и точные научные знания. Вот и появляется необходимость использования в преподавании исторических обзоров – разгрузок. С одной стороны, исторические обзоры – разгрузка, но с другой стороны, – это столкновение личного “я” ребенка с другими личностями. Столкновение предполагает сравнение своих возможностей с возможностями и способностями других, а это уже мышление. Проследим, как можно использовать исторические обзоры на разных этапах урока. На этапе активизации деятельности исторические обзоры использовать проще всего, однако материал такого обзора должен оставаться интригой до конца урока.
Пример: При изучении рентгеновского излучения можно обратиться к очень интересным историческим данным. Забывчивость выдающегося немецкого физика Рентгена (забыл отключить стеклянную двухэлектродную трубку) привела к появлению в темной лаборатории “движущегося скелета” самого Рентгена. Временно существующий скелет живого Рентгена привел к снимку – фотографии скелета женской руки с обручальным кольцом, опубликованным в печати. Статья с публикацией заставила родных, знакомых, коллег соболезновать Рентгену по поводу смерти его жены. Всех соболезнующих встречала улыбающаяся жена Рентгена.
Пример: Изучение всемирного тяготения или три закона динамики можно начать с небольшого кусочка биографии Ньютона. В рождественскую ночь 1643 г. в семье фермера средней руки была невероятная суматоха. В полночь в Англии родился мальчик, настолько маленький, что его можно было посадить в пивную кружку. В данном случае зацепкой или крючком будет пивная кружка (можно рассказать о вреде пива и т.д.).
Пример: На этапе усвоения знаний исторические обзоры можно посвятить английскому ботанику Брауну. Зачитать выдержки и рассказать его идею и опыты по доказательству живой сущности пыльцы.
Опыты Брауна опровергли его же идею, однако привели к доказательству беспорядочного, хаотического движения молекул, атомов воды. Опыты Брауна просты и наивны. Это заметят даже учащиеся, однако вся работа пронизана энтузиазмом, целенаправленностью, увлеченностью. Человеку очень трудно изучать то, что невозможно увидеть и даже представить, а история работы Брауна позволяет изменить отношение к миру молекул, атомов. Данный рассказ разгрузит учеников.
Пример: При изучении радио целесообразно использовать исторические обзоры про А.С. Попова. Начать можно с рассказа про работу преподавателя – инженера по созданию первого в мире приемника электромагнитных волн, способного превращать их в механические – звуковые волны звенящего звонка. Затем продолжить историю рассказом про толпу студентов, бегущих по коридорам во время лекции. Впереди всех бежал сам Попов со своими кружковцами. Все это происходило в Кронштадтском морском училище в городе Санкт-Петербурге в 189 5г. А закончить историю высказыванием великого физика Герца (“Открытые мною электромагнитные волны – интересная штука, но использовать их человек не будет”) и телеграммой Попова “Генрих Герц”.
Конечно же, особое внимание уделяю на уроках историческим обзорам, связанным с нашими русскими учеными – физиками: М.В.Ломоносовым, М.И.Ползуновым, П.Л.Капицей, М.В.Курчатовым, К.Э.Циолковским и многими другими.
Также новую тему можно преподнести в виде стихов, ребусов, загадок, кроссвордов ( иногда кроссворд проверяет усвоение знаний по прошлой теме, а ключевым словом является название новой темы).
По дорогам не брожу,
И на небо не гляжу,
Но могу подать совет –
Ждать нам дождик или нет.
Если действовать на тело,
Чтобы форму изменить
Надо виды деформаций
Досконально изучить.
Деформации изгиба,
Сдвига и кручения,
А еще есть сжатие,
А, так же, растяжение.
По портретам ученых прочитайте, что здесь написано.
В этой шуточной загадке есть неточность. Укажите её.
Ответ: Ом – сопротивление такого проводника, в котором при напряжении на концах один вольт сила тока равна одному амперу.
Нельзя птицу учить летать в клетке. Нельзя выращивать человека, творчески мыслящего, умеющего выполнять задания, допускающие разные подходы к решению, разные варианты ответов, используя только традиционные методы обучения. Ключевой фазой в творческом процессе является поиск интуитивного решения. Интуитивное решение возможно, если осуществляется множество попыток решить задачу. В процессе этих попыток происходит осмысление сути проблемы, построение модели и ее перестроение, критическое осмысление своих действий и сути, использованных средств, расширение области поиска решения и осмысление причин неудач. В ходе такого творческого поиска может быть предложено оригинальное решение.
Основные виды творческих заданий, используемых в моей работе:
2) доклады по изучению явлений, проблем;
3) оформление газет, кроссвордо,ребусов;
4) составление презентаций;
5) творческие задачи;
6) домашние экспериментальные задания.
Пример 1. Оценить проект Сирано Де Бержерака «Как достичь Луны». (Э.Ростан «Сирано ДеБержерак») Я изобрел шесть средств
Пример 2. Пусть каждый ученик вашего класса — молекула, а все вы вместе — скопление молекул. Что напоминает это скопление — газ, жидкость, твердое тело? А почему?
Пример 3 Рука золотой статуи в древнегреческом храме, которую целовали прихожане, за десятки лет заметно похудела. Священники в панике: кто-то украл золото, но кто? Или чудо, знамение? Объясните, что же произошло? Домашние экспериментальные задания. Давление твёрдых тел.
1. Определите давление собственного тела на пол. Массу тела измерьте с помощью напольных весов, а площадь подошвы ботинка (туфли) – с помощью миллиметровой или клетчатой бумаги.
2. Определите давление табурета на пол. Массу табурета измерьте с помощью бытовых весов, а площадь ножки табурета – с помощью миллиметровой линейки.
3. Определите давление на снег, когда вы стоите на лыжах. Площадь поверхности лыж измерьте с помощью сантиметровой ленты, а массу лаж и собственного тела – с помощью напольных весов.
Необходимость дифференцированного подхода к обучению в современной школе не вызывает сомнения. Хотим мы этого или нет, но проведенные срезы и контрольные работы дают нам высокий, средний и низкий уровни знаний не только у отдельных учащихся, но и у классов одной параллели, занимающихся у одного педагога. Это приводит к необходимости организовывать учебно-воспитательный процесс с учетом типичных различий классов. В этом случае использую поклассную дифференциацию обучения. Поясню это примером: урок повторения материала в 9 классе, вошедшего в главу: “Ядерная физика”. Прежде всего составила ”психологический портрет класса„ и в соответствии с ним выбрала форму урока и виды деятельности на нем.Так исходя из особенностей характеристик класса в 9 “А” классе был проведен урок-дебаты: “Радиоактивные изотопы – это полезно или вредно”. Два ведущих ученика высказали свое мнение по данному вопросу, а группы поддержки отстаивали позиции направления в:
5) сельском хозяйстве.
В конце урока ведущие обобщили итоги тех высказываний, которые ребята отстаивали во время урока. Нужно отметить что при подготовке к такому уроку учитывались и индивидуальные особенности каждого ученика. В 9 “В” классе такой урок проходил в виде конференции, так как учащимся легче было приготовить материал в виде докладов, а затем в сжатом виде объяснить использование изотопов в различных отраслях.
На уроках решения задач для более сильных классов готовлю к обязательному минимуму блок задач повышенной сложности. Так используя материалы КИМов ЕГЭ и ГИА прорешивали задачи уровня В и С. Такие задания были интересны и учащимся не сдававшим экзамены. На уроках объяснения в таких классах старалась дать материал для более глубокого усвоения темы.
Но чаще в среднем звене работаю в классах с разноуровневой подготовкой именно по отношению к физике. В этом случае использую несколько приемов и форм обучения.
При решении задач в классах с разноуровневой подготовкой использую несколько приемов:
1) “вихрь задач”. На доске пишу ряд номеров задач, подлежащих решению; ученик, справившись с первой, показывает листок, на котором она сделана, учителю и принимается за следующую. Таким образом, каждый работает в том темпе, который ему под силу; и
2) “задачи по уровням” каждый ученик выбирает для себя уровень задач на оценку “3”, “4” или “5”.
3) группам, состоящим из учеников-пятерочников и четверочников, предлагают задачи повышенной сложности, а группам троечников — более простые, типовые;
4) решение задач в “своем темпе” из списка, данного на урок;
5) выдача контрольной работы в трех разных по сложности вариантах: I — слабом, II — среднем, III — высшем; каждый ученик выбирает тот, с которым может справиться.
Дифференцированный подход к обучению уч-ся позволяет каждому проявить себя с хорошей стороны и утвердиться как личность, достойная уважения.
10 класс. Законы сохранения в механике
1. Как называется единица работы в СИ?
А. Ньютон; Б. Ватт; В. Джоуль; Г. Килограмм.
2. Всегда ли выполняются законы сохранения импульса и энергии в замкнутых инерциальных системах тел?
А. Оба закона выполняются;
Б. Оба закона не выполняются;
В. Закон сохранения импульса выполняется, закон сохранения энергии не выполняется;
Г. Закон сохранения импульса не выполняется, закон сохранения энергии выполняется;
3. Кран поднимает груз с постоянной скоростью 5,0 м/с. Мощность крана 1,5 кВт. Какой груз может поднять этот кран?
4. Шар массой 100 г свободно упал на горизонтальную площадку, имея в момент удара скорость 10 м/с. Найдите изменение импульса при абсолютно упругом ударе. Выполните пояснительный чертеж.
5. Камень брошен под углом 60 о к горизонту. Во сколько раз кинетическая энергия камня в верхней точке траектории меньше, чем в точке бросания?
6. На вагонетку массой 2,4 т, движущейся со скоростью 2,0 м/с, сверху вертикально насыпали песок массой 800 кг. Определите скорость вагонетки после этого.
7. Динамометр, рассчитанный на силу 60 Н, имеет пружину, жесткостью 5,0•10 2 Н/м. Какую работу необходимо совершить, чтобы растянуть пружину от середины шкалы до последнего деления?
8. Найдите полную мощность двигателя дельтаплана, имеющего полетную массу 200 кг, при горизонтальном полете с скоростью 72 км/ч. Известно, что КПД винтомоторной установки 0,40, а коэффициент сопротивления движению – 0,20.
9. Вагон массой 50 т движется со скоростью 12 км/ч и встречает стоящую на пути платформу массой 30 т. Вычислите расстояние, пройденное вагоном и платформой после сцепления, если коэффициент трения равен 0,05.
7 класс. “Работа и Мощность. Простые механизмы”
Игра, ученье, труд – вот три основных вида деятельности человека. Игра готовит ребенка и к учению, и к труду, при этом сама игра всегда – немного учение и немного труд. Глубоко ошибаются те педагоги, которые представляют игру лишь как забаву и развлечение. Для учителя игра является средством изучения детей. К.Д.Ушинский писал: “Мы придаем такое особое значение детским играм, что если б устраивать учительскую семинарию, то сделал бы там теоретическое и практическое изучение детских игр одним из главных предметов”. Утверждение некоторых педагогов и психологов, что игровая деятельность для школьников прошедший этап, неправильно. Я считаю, что дидактические игры могут и должны быть использованы на уроках физики в целях развития познавательных интересов учащихся и повышения эффективности обучения.
Дидактические игры по содержанию и методике их проведения разрабатываются учителем. Задача учителя заключается в том, чтобы, учитывая значение игры, найти ей надлежащее место в школе (на уроке, во внеклассной работе).Дидактические игры должны быть очень разнообразными как по содержанию, так и по форме проведения.
Классифицируя физические игры в зависимости от игровой цели, можно выделить 4 типа игр.
Игры-соревнования, связанные с выявлением победителя. Здесь могут быть индивидуальные и коллективные победители. Это эстафеты, “Поле чудес”, любые игры на знания формул, единиц измерения, имен ученых, определений, законов и т.д.
Игры, направленные на выполнение занимательного задания: придумай или отгадай загадку, открой “Ларец”, “Отгадай слово”, “Объяснялки”, объясни занимательный опыт и т.д.
Игры с раздаточным материалом: “Физическое лото”, “Базар” и др.
Для игры потребуется большой кубик. Игру можно проводить на любом уроке, как игровой фрагмент.
Например: при опросе учащихся.
Если ученик при ответе допустил несколько недочетов, то ему можно дать вместо дополнительных вопросов “Альтернативу”. На дополнительной доске несколько прямоугольников. В них зашифровано слово. Например: Ньютон. Ученик бросает кубик 6 раз и раскрывает те буквы, которые соответствуют номеру грани кубика. Нужно отгадать слово, плюс дать определение физической величины или единице измерения, привести примеры проявления физического явления или закона. Если ученик отвечает правильно, то ему не снижается оценка за допущенные недочеты во время ответа у доски. Можно в прямоугольниках спрятать задачи, тогда кубик бросается только один раз. При правильном решении задачи оценка ученика повышается на бал. Такая игра способствует запоминанию физических терминов, единиц измерений, определений физических величин или законов и т.п. Так же отрабатывается навык решения задач.
В этой игре принимает участие от одного до шести учеников. Для игры требуется большой кубик, на гранях которого написаны тексты задач или их номера. Игру можно проводить во время устного ответа учеников у доски. Желающие получить оценку выходят к доске и бросают кубик. Нужно за время ответа одноклассника решить задачу, которая выпала на кубике. Ученик может получить отличную оценку или не получить ничего. На гранях кубика задачи разной сложности. Как повезет.
Эта игра развивает ассоциативную память, помогает запоминать физические величины, буквенное обозначение, единицы измерений, формулы для вычислений. Развивает сообразительность, речь. Такую игру можно проводить как фрагмент урока или на занятиях кружка. На доске записывается несколько названий физических величин. Учащимся предлагается придумать “Объяснялки” к каждой величине. Ученик, придумавший “Объяснялки”, выходит к доске. Сидящие в классе ученики должны, догадаться о какой физической величине идет речь. Тот, кто отгадает, дополнительно отвечает, какой буквой обозначается величина, единицы ее измерения, формула для вычисления. Каждый из отвечающих учеников получает поощрение от учителя. Например: путь.
“Объяснялки”. Он может быть прямой, кривой. Он может быть везде и в воздухе и на воде. Он может быть видимым и невидимым. Его измеряют шагомером или измерительной лентой.
Ответ. Путь. Обозначается буквой s, измеряется в метрах, вычисляется по формуле s = vt. Путь – это длина траектории, вдоль которой движется тело.
Эту игру можно проводить на заключительном уроке или на занятиях кружка.
Игра на составление карт. Способствует развитию логического мышления.
На базаре присутствуют как продавцы, так и покупатели. Покупатель должен купить нужный товар, т.е. собрать большую карту из отдельных фрагментов. Какая группа учащихся объединится быстрее, та и выигрывает.
Интегрированные уроки
Хотя и не одну сотню лет в школе преподаются отдельные учебные предметы, закономерно возникают вопросы: как идет усвоение учащимися знаний о природе, обществе, человеке? Формируются ли в их сознании целостная научная картина мира? Какие педагогические условия требуются, чтобы достигнуть этого? Нужны ли специальные учебные предметы, синтезирующие знания из различных областей?
Давно и много пишут и говорят о межпредметных связях, интеграции в школьном образовании.В современных условиях давняя педагогическая проблема приобретает новое звучание. Ее актуальность продиктована новыми требованиями, предъявляемыми к школе, социальным заказом общества.Физика – основа техники, поэтому широко используется для исследований в биологии, географии, истории и экологии. В наши дни радио, телевидение, популярная литература активно знакомят с новыми достижениями науки и техники. Эту информацию необходимо использовать, обобщать, применять на уроках и внеклассных занятиях и мероприятиях. Целый ряд физических сведений получают учащиеся на уроках биологии, географии, природоведения, естествознания, экологии, истории, за счет собственных наблюдений за растительным миром, природными условиями. Это дает возможность разнообразить уроки, сделать их увлекательными, интересными, запоминающимися. Активизировать деятельность учащихся, развивать в них творческие возможности, логическое мышление позволяют задачи, имеющие связь с дисциплинами естественнонаучного, исторического, гуманитарного цикла.
Межпредметные связи содействуют формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы, помогают им использовать свои знания при изучении различных предметов. Ведь мир окружающий нас интересует школьников, побуждает их отвечать на вопросы, которые перед ними ставит жизнь. Поэтому введение в учебный процесс иллюстративных сведений по истории, экологии, географии, биологии дает возможность учителю физики больше связать предмет с важными аспектами жизни природы, с деятельностью человека, с историей.
Внеклассные мероприятия
Одним из направлений повышения качества образования является организация внеурочной деятельности. Внеурочная работа – это обязательное звено учебно-воспитательного процесса. Школьников привлекают разнообразные формы внеурочной работы: экскурсии, физические вечера, конференции, турниры, познавательные игры. У них появляется возможность удовлетворять свои интересы и наклонности, проявить способности, а иногда и дарования.
Познавательно-развлекательные игры: “КВН” (конкурсы внимательных, находчивых), “Поиск напитка бодрости”, “Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья”, “Версиада”, “Марафон юных физиков”. Учащиеся с большим желанием участвуют в них, проявляя творческую активность.
При подготовке и во время проведения внеурочных мероприятий, а также при обсуждении его итогов решается целый комплекс общеобразовательных и воспитательных задач: расширить и углубить знания по данной теме: проявить эрудированность, показать разнообразие использования физических знаний на практике и в повседневной жизни, помочь ученику найти дорогу к научным и техническим идеям, воспитать устойчивый интерес к физике, научить его работать самостоятельно. Организация, подготовка внеурочных мероприятий оказывают на учащихся огромное воспитательное воздействие, формирует у них чувство коллективизма, умение отстаивать свои убеждения, обосновывать свою точку зрения по тем или другим вопросам, развивает чувство ответственности за порученное дело. Целенаправленная, систематическая внеурочная деятельность приучает учащихся к самостоятельному творческому мышлению, к сознательному усвоению знаний. На таких мероприятиях учащиеся глубже знакомятся с выдающимися достижениями отечественной науки и техники в отдельных отраслях народного хозяйства, с биографиями крупнейших ученых и изобретателей, внесших большой вклад в развитие мировой науки и техники. Такие мероприятия содействуют экономическому, экологическому воспитанию учеников, вносят вклад в патриотическое воспитание учащихся, способствуют правильному выбору профессии.
Применение разных форм внеурочной деятельности в сочетании с учебным процессом дает учителю возможность интереснее преподавать, вводя учащихся в последовательно усложняющийся процесс познания. Такие мероприятия положительно воздействуют на эмоциональную сферу учащихся. Внеклассная работа невозможна без положительных эмоций и радостных переживаний. Организация внеурочной деятельности служит и сплочению школьного коллектива.
Традиционными мероприятиями по физике в нашей школе являются: “Посвящение в юные физики”” – мероприятие для семиклассников, цель которого выявить развить их любознательность, показать им огромные возможности науки физики, заставить их с нетерпением ждать встречи с этим предметом.