Как изучают физику в вузах
Там учат физику
На что стоит обратить внимание при выборе вуза будущему физику? Конечно же, на систему, по которой ведется обучение. Ознакомившись с ней, вы сможете избрать альма-матер, которая подходит именно вам по наибольшему количеству параметров.
Младшие курсы
В МГТУ имени Н. Э. Баумана предметы, непосредственно относящиеся к специальности, вводят не сразу. Сначала младшекурснику предложат изучить математику, физику, начертательную геометрию и черчение (в достаточно большом объеме), программирование, английский и несколько гуманитарных предметов. При этом стоит учитывать, что если математика и физика на физтехе и на физфаке МГУ похожи, то в МГТУ подход к предметам совсем другой. Это объясняется спецификой вуза. МФТИ и физфак МГУ в основном нацелены на подготовку ученых, тогда как целью МГТУ имени Баумана является воспитание инженера высокого класса.
Учеба на кафедре
Рано или поздно студент любого физического вуза выбирает себе кафедру. Именно на кафедре ему прочтут «Введение в специальность» и последующую «спецуху», дадут возможность попробовать себя в деле, здесь студент обретет научного руководителя и тему дипломной работы.
Несколько иная позиция у физфака МГУ. Там студенты распределяются по кафедрам в середине 3-го курса, где они наряду с общими курсами и курсами по выбору изучают специальные дисциплины по научным направлениям на кафедре. Такая политика факультета дает возможность студенту выбрать будущую специальность, уже тщательно взвесив все «за» и «против», получив представление о разных дисциплинах и познакомившись поближе с физикой. Безусловно, если к моменту поступления вы уже осознали, что хотите заниматься физикой, но еще не поняли, к чему более склонны и что представляет для вас больший интерес, то такая система отлично вам подойдет. (Впрочем, очень способный и трудолюбивый студент может уже со 2-го курса участвовать в научно-исследовательской работе кафедр.)
Студенческая жизнь
Во всех вузах юношей и девушек ожидает просто-таки море возможностей для развлечений и хобби.
В МИФИ есть легендарный клуб студенческой песни, там регулярно проводятся вечера и встречи с известными бардами. В этом вузе любят танцы, а юноши соревнуются на футбольном поле. Знаменит и хор МИФИ.
Студенты МГТУ занимаются в компьютерном клубе, увлекаются туризмом, французским языком, хоровым пением и славянской самозащитой.
На старших курсах
Начиная с четвертого курса, студент уже в большей степени предоставлен самому себе, нежели в первые три года учебы.
Так, четверокурсники МФТИ появляются в институте уже гораздо реже, дня 3-4, а остальное время проводят на базовой кафедре и за самостоятельной работой. Здесь-то и кроется искушение физтеха… Физтеховец, только-только отдышавшийся после суровых нагрузок первых трех лет, теперь располагает бoльшим количеством времени. Представляете, что в таких случаях может произойти? Медленное скатывание назад с достигнутых высот. Раньше нагрузку обеспечивал институт, теперь сам учащийся должен искать способы занять себя учебой. Впрочем, в МФТИ таких возможностей масса. Почти постоянно идет набор в открытые теоретические группы, всегда можно пойти на спецкурс, на который раньше не хватало времени, а посетить его очень хотелось. Конечно, в эти годы студент работает на базовой кафедре, учится и занимается научными исследованиями, пишет дипломную работу.
На старших курсах физического факультета МГУ у студента появляется научный руководитель, который «опекает» его до выпуска. Он же помогает студенту выбрать тему для дипломной или курсовой работы, «ведет» ее. Гораздо больше времени, чем раньше, уходит на занятия в научных лабораториях. В конце четвертого курса студент защищает курсовую (для будущих специалистов) или дипломную (для бакалавров) научно-исследовательскую работу.
По схожим сценариям проходит учеба на старших курсах и в МИФИ, и в МГТУ.
Материальный вопрос
Абитуриенты часто интересуются сейчас: когда лучше начинать работать? И этот вопрос понятен, ведь молодежи хочется, как можно скорее получить финансовую независимость от родителей.
Сколько физики нужно студенту технического вуза?
Когда началась перестройка высшей школы, предполагалось, что радикально изменится образование студента технического вуза. Действительно, перестройку стимулировала экономическая ситуация в стране: молодой инженер – выпускник вуза, в целом, не был востребован. Высшей школе надо было адаптироваться к новым условиям.
В первую очередь должна была измениться структура технического образования. Все учебные технические дисциплины можно условно разбить на две большие категории: базовые и специальные. Базовые знания, служат инженеру долго, изучение их должно быть основательным, серьезным и неспешным. Они составляют тот фундамент, на котором строятся специальные дисциплины.
Как правило, базовые дисциплины носят интеллектуальный характер. Законы и логические связи между ними, пронизывающие базовый курс, требуют от студента вдумчивой работы значительных затрат времени.
Специальные дисциплины чаще всего носят алгоритмический характер, они более оперативны. Они привязаны к технике сегодняшнего дня и конкретные знания, полученные сегодня, завтра уже могут не потребоваться.
Казалось бы, в сложившейся ситуации напрашивается логический вывод: расширять базовую компоненту в образовании инженера, отходить от практики узкой специализации. И действительно, фразы о фундаментализации инженерного образования произносятся на всех уровнях, однако на практике идет обратный процесс.
Рассмотрим это на примере такой дисциплины, как физика, являющейся прародительницей большинства технических наук. Каково же положение учебной дисциплины “ФИЗИКА” в высшей технической школе России?
Известно, что учебный процесс в вузе регламентируется Государственными Образовательными Стандартами (ГОС-ами). Разработчики ГОС-ов по направлениям специальностей (а это в основном Учебно-методические объединения головных вузов) должны руководствоваться так называемыми “Требованиями к блоку естественнонаучных дисциплин (ЕНД)”, куда входит и физика.
“Требования”, утвержденные Министерством образования России, являются приоритетом федерального уровня, это требование государства к обязательному минимуму содержания дисциплины, которое в определенной степени гарантирует его состоятельность и, если хотите, его образовательную безопасность.
Уважая разработчиков ГОС-ов, “Требования” разрешают отклонения от рекомендованного объема дисциплины в пределах 10%.
Как же выполняются “Требования”?
Остановимся на случае так называемых “наукоемких” специальностей. В таблице указаны аудиторные часы, отпущенные на изучение физики по данным специальностям (для студентов, которые на выпуске квалифицируются, как дипломированные специалисты, примерно те же часы и у бакалавров)
Специальность
% отклонения от “ Требований ”
Прикладная математика и физика
Уменьшение объема числа на физику достаточно велико. Фактическая картина сокращения курса физики в технических вузах имеет еще более мрачный вид. Дело в том, что ГОС является лишь промежуточным продуктом. Реальные часы на изучение каждой дисциплины определяются учебными планами, которые выпускающие кафедры составляют на основании ГОС-ов. При разрешенном десятипроцентном отклонении от ГОС-а в объеме дисциплины, физика, как правило, урезается значительно больше.
В частности, для большинства технических вузов с названными специальностями уже традиционно сложился трехсеместровый курс в среднем с 4 часами в неделю, что составляет примерно 200 часов. Это средние цифры, то есть, реальное время, в течение которого студент технического вуза слушает физику в стенах своего вуза для указанных специальностей 180-220 часов. Спросите любого преподавателя с кафедры физики, и он скажет, что средний студент даже на том уровне, который называют уровнем минимальной достаточности, с такими часами физику не освоит. По существу, в технических вузах большинство студентов имеет дело не с физикой, а с ее профанацией.
И в этой связи хочется получить ответ на два вопроса. Во-первых, почему такой серьезный документ как “Требования”, определяющий позицию государства к техническому образованию игнорируется вузами и, во-вторых, почему Министерство образования мирится с этим.
Данные вопросы не риторические.
Физика – область знания сложная для изучения, она одна из тех немногих учебных дисциплин, которые формируют научное мышление. Невнимание к ней со стороны государства неизбежно приведет к тому, что появится поколение легковесных инженеров, не обученных серьезно думать.
Физика – хороший тренажер для технического ума, тем более ума молодого. Упущенное сегодня неизбежно отразится в последующем.
Умные, думающие люди есть в любой области культуры: гуманитарной, религиозной, технической и выборочно, поштучно могут формироваться вне системы образования, или даже вопреки ей.
Однако, если говорить о политике государства в области образовательной безопасности, политике государства, заботящегося о техническом прогрессе, то селекция еще на студенческой скамье умных, думающих инженеров – дело чрезвычайно большой важности.
У предельно сокращенного курса физики, в максимальной степени адаптированного к конкретным прикладным задачам полностью исчезает мировоззренческий подтекст. Научное восприятие окружающего мира, не только в среде гуманитариев, но и в кругу молодых инженеров теряет свою приоритетность. Создаются предпосылки для антинаучных утопий, мистики, шарлатанства.
Физика, без знания основ которой немыслимо адекватное восприятие окружающего мира человеком, является естественной частью общечеловеческой культуры, сознательное разрушение этого пласта культуры неизбежно породит неполноценное общество.
Вопросы, затронутые выше, были основным содержанием Всероссийского Совещания заведующих кафедрами физики технических вузов, которое состоялось в Москве 23-25 октября 2000 г.
Первое юбилейное заседание Совещания прошло 23 октября МФТИ и было посвящено столетию постоянной Планка. С большим докладом выступил академик Гинзбург В.Л., так же выступили профессора: Суханов А.Д., Зайцев А.М., Блинников С.И. Для участников Совещания бала организована большая экскурсия по МФТИ, знакомство с учебными лабораториями кафедры физики, с демонстрационным кабинетом.
24-25 октября заседания были продолжены в МАИ. Эти заседания были посвящены одной теме: “Физика-основа фундаментализации инженерного образования”. В работе совещания приняли участия заведующие кафедрами физики и ведущие преподаватели 85 технических вузов. На Совещании было представлено 65 докладов по актуальным вопросам развития учебной дисциплины “физика”, как основы фундаментализации инженерного образования.
На Совещании были организованы две секции: “Концептуальные вопросы преподавания физики в техническом вузе” (председатели: проф. Гладун А.Д., проф. Суханов А.Д.), “Вопросы текущего учебного процесса на кафедрах физики технических вузов” (председатели: проф. Спирин Г.Г., проф. Морозов А.Н.).
Для объединения усилий кафедр физики по улучшению качества физического образования выпускников инженерных вызов было принято решение о создании Ассоциации кафедр физики технических вузов России. Утвержден текст “Положения об Ассоциации”, избрано правление Ассоциации, президентом Ассоциации единогласно избран академик Крохин О.Н.
Профессия физик: кем работать и куда поступать
Студент-радиофизик о том, как физики становятся разработчиками, почему необязательно поступать в технический вуз и сколько получают выпускники-ядерщики
Мы живем в замечательное время, когда кумирами людей становятся физики и инженеры. Наряду с рэперами и блогерами мы слышим имена Илона Маска, Стивена Хокинга и Стива Возняка. Даже в вымышленных мирах инженеры и физики занимают основные роли — вспомните хотя бы Тони Старка или Шелдона Купера.
Но физики все равно боятся как чего-то страшного и продолжают становиться в очередь в приёмные комиссии гуманитарных факультетов. Давайте разберемся, что дает физическое образование и где потом работать.
Чем занимаются физики
Физики и инженеры. Сразу оговорюсь, что в этой статье физик и инженер будут близки по смыслу. Но фактически вы должны разделять: ученые-физики — это по большей мере теоретики, а инженеры — это практики, которые разрабатывают устройства, поддерживают работу оборудования и пишут программы.
Где нужны физики. Смартфон — понятный и доступный всем гаджет. Инженеры разрабатывают это устройство с нуля: работу аккумулятора, новейшие дисплеи, процессоры, оптику в камерах, системы распознавания лиц и отпечатков пальцев, стандарты сотовой связи. Всё это — физика. Уже после разработки этих компонентов в дело вступают программисты. Они пишут операционные системы и приложения.
Разработчики с физическим образованием занимаются наноматериалами, телевизорами на квантовых точках, строят АЭС и придумывают конструкции новых электрокаров. Перечислять можно очень долго. Как-то мой преподаватель сказал: «Физика — это всё, что мы видим вокруг себя», — эта фраза лучше всего описывает широту применения профессии.
Где работают физики
В России есть несколько крупных сфер, в которых проще всего найти работу:
🚀 Оборонный комплекс. В нашей стране основным двигателем новых технологий остается армия. Там огромные бюджеты и большой запрос на технологии: нужны новые системы связи, двигатели и космические разработки.
🚘 Автомобилестроение. У нас не такие востребованные машины, как в той же Германии, но технологии всё равно требуется развивать. Много физики в беспилотных автомобилях. Над ними работают не только программисты нейросетей, но и инженеры. Последние разрабатывают датчики, системы связи и мощные графические процессоры.
📡 Научные институты. Российская физическая школа остается одной из самых сильных. У нас много исследовательских институтов, лабораторий и академгородков, есть свои синхротроны, коллайдеры и циклотроны. А физика таит ещё очень много тайн, которые только предстоит открыть.
Что придется делать
Физики часто работают инженерами-разработчиками и реже — программистами.
Разработчики обычно проектируют новые устройства. Это может быть новый двигатель или новый процессор. Профилей, которые сейчас выпускают физические факультеты, очень много. Я учусь в ВГУ, мы готовим радиофизиков, наноэлектронщиков, ядерщиков, оптиков и специализированных программистов. Это только самые популярные профили, есть и другие.
После физфака часто становятся программистами. Так происходит, потому что на факультетах дают очень хорошую математическую и физическую базу. Программирование — язык, которым описывается какой-то процесс. Нельзя написать прошивку для передающего модуля в смартфоне, не понимая радиофизики. Невозможно создать программу автопилота самолета, не имея представлений об аэрофизике.
А сколько платят
Зарплаты сильно зависят от области, в которых вы будете работать. Минобрнауки называет самыми оплачиваемыми среди молодых специалистов, как минимум, две физические специальности:
💰 Авиационная и ракетно-космическая техника – более 46 тысяч рублей в месяц.
Это зарплаты выпускников вуза. По данным hh.ru cпециалисты с опытом от 5 лет могут получать до 150 тысяч в Москве и 60-80 тысяч в регионах.
Куда идти учиться
Многие абитуриенты идут за техническим образованием в политехнические вузы. Там действительно есть специальности, которых в классических вузах не найти. Но последние годы все вузы живут в конкурентной борьбе, потому открывают одинаковые направления, которые больше всего нужны работодателям.
Поэтому при выборе вуза не обращайте внимания, технический он или классический. Лучше изучите специальности и сравните учебные планы.
Например, есть МФТИ с классическим образованием и МГТУ им. Баумана с прикладным. Оба вуза конкурируют друг с другом за лучших абитуриентов и готовят кадры для схожих работодателей.
Что нужно, чтобы поступить
1. Решите, хотите ли вы идти в науку — заниматься исследованиями и научной работой или вам нужна прикладная специальность. Это поможет с выбором конкретного вуза.
3. Выберите все подходящие вузы с нужной специальностью. Определиться нужно ещё до выбора ЕГЭ. Расспросите знакомых, используйте специальные сайты для подбора вуза.
4. Какие экзамены нужно сдавать. Для поступления на физические специальности вам понадобится:
Приоритет при равенстве баллов будет иметь ваш результат по физике.
5. Олимпиады. Есть Всероссийская олимпиада школьников по физике. Кроме неё есть 19 олимпиад разного уровня, которые можно найти в перечне олимпиад Минобрнауки. Победа в олимпиадах существенно увеличивает шанс попасть в хороший вуз, а в некоторых случаях и вовсе обойти ЕГЭ.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Точные науки: куда поступать и кем быть, если сдаёте математику, физику и информатику
Какой вуз выбрать и что ожидает будущих студентов после окончания обучения
В этой статье собран материал открытого занятия с участием преподавателей «Фоксфорда» Владимира Шарича, Павла Труфанова, Михаила и Полины Пенкиных. На вебинаре в январе 2020 они рассказали о поступлении и учёбе в ведущих вузах, а также о перспективных профессиях.
Информатика
Павел Николаевич Труфанов — призёр Всероса по информатике, преподаватель олимпиадных сборов.
Ведущие университеты
Московская Вышка стала популярным вузом по направлению «Информатика», когда в 2014 году «Яндекс» предложил НИУ ВШЭ сделать совместный факультет. Так появился факультет компьютерных наук и программа «Прикладная математика и информатика», где сочетаются сильная математика и информатика. Проходной балл складывается из результатов ЕГЭ по трём предметам и индивидуальных достижений.
На второй строчке рейтинга физтех-школа прикладной математики и информатики МФТИ с проходным баллом 301. Чтобы поступить туда, нужно сдать ЕГЭ на максимальные баллы, либо стать призёром олимпиад, и добрать ещё несколько баллов с помощью портфолио.
Проходной балл на факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ — 440 баллов из 510. Абитуриенты сдают 5 вступительных испытаний, и хотя общий балл выглядит внушительно, отдельные экзамены не нужно сдавать на максимальный балл:
4) Информатика и ИКТ (ЕГЭ);
5) Русский язык (ЕГЭ).
В четвёртой строчке таблицы проходные баллы в ИТМО указаны для разных кафедр в рамках одного направления. Чем выше проходной балл, тем популярнее кафедра. Санкт-Петербургский ИТМО является семикратным чемпионом мира по спортивному программированию. Некоторые абитуриенты выбирают ИТМО, чтобы учиться у преподавателей, которые готовят команды к соревнованиям.
Завершают список Петербургский филиал НИУ ВШЭ (бывший университет АУ) и СПбГУ. Питерская Вышка тоже популярна у олимпиадников, поскольку там делают упор на алгоритмистику. В СПбГУ стоит обратить внимание на программу «Математика, алгоритмы и анализ данных». Она открылась в 2019 году при поддержке компаний Яндекс и JetBrains.
Проходные баллы везде высокие, поступить сложно, но это топовые вузы. Если вы понимаете, что ваш балл будет ниже, есть другие хорошие вузы, где учат информатике:
Учёба в вузе
В основном абитуриенты поступают на два направления, но есть и другие. В НИУ ВШЭ на факультете ПМИ (прикладная математика и информатика) готовят специалистов по data science, учат машинному обучению, разработке искусственного интеллекта. Первые два года из информатики будет только алгоритмистика (по сути математика) и какой-нибудь язык программирования. С третьего курса начнутся прикладные дисциплины: распределённые системы, компьютерная безопасность, машинное обучение.
Второе направление — ПИ («Программная инженерия») — более прикладное, где математики меньше и заканчивается она раньше. Здесь учат разрабатывать приложения, программировать десктопные устройства и системы, где нужен качественный код.
Первое направление более престижное: это научная сфера, и зарплата там выше, но лучше выбирать то, что по душе.
Во всех вузах на первых курсах есть математический анализ, аналитическая геометрия, линейная алгебра, общая физика, программирование. Нужно знакомиться с разными направлениями, смотреть, что вам интересно и что из этого востребовано.
Перспективы выпускников
Павел Труфанов: «Лучше начать работать ещё во время учёбы: стажировка, работа с частичной занятостью 20 часов в неделю. Во многих вузах можно успевать совмещать работу и учёбу».
Выбор стажировок не всегда зависит от вуза. Обычно студенты сами ищут и подают заявки на стажировки, «Вышка» сотрудничает с Яндексом — там немного проще устроиться в компанию. Знания, которые дают в вузе, сейчас максимально практические, на рабочем месте вы не услышите «забудьте всё, чему вас учили в вузе и выкиньте диплом».
Чтобы попасть на стажировку, придётся отправить 20-30 писем, прежде чем вас пригласят на собеседование. Инициатива — залог успеха.
Тем, кто задумывается о профессии разработчика игр стоит уделять время и программированию, и физике. Будущие создатели игр изучают искусственный интеллект или занимаются вычислениями на видеокартах, программируют шейдеры.
«Мы с Полиной смотрели вакансии на hh.ru — требуются разработчики компьютерных игр со знанием прикладной физики и информатики», — Михаил Пенкин.
Физика
Михаил Александрович Пенкин — преподаватель кафедры общей физики МФТИ, автор олимпиадных задач.
Полина Васильевна Пенкина — выпускница физфака МГУ, преподаватель и аспирантка кафедры физики НИК ВШЭ, сотрудник МФТИ.
Ведущие университеты
В таблице перечислены вузы, где физическое направление охватывает широкий спектр научных отраслей. Первое место по праву занимает МФТИ: факультеты объединились в физтех-школы, но ничего не поменялось в изучении физики, которую штудируют на 1-3 курсах. Что бы вы ни выбрали, везде будет физика, а по прикладным направлениям вы сможете многому научиться.
Физтех-школа ЛФИ (физические исследования имени Ландау) — результат объединения ФОПФ и ФПФЭ. В плане физики ЛФИ — топовое место, её там больше всего, и помимо базы есть дополнительная теория и практика. ФЭФМ — то, что раньше было «Кванты» (Факультет физической и квантовой электроники).
Ещё стоит выделить физфак МГУ и физфак ВШЭ — там, как и на Физтехе, представлено несколько направлений и фундаментальная физика на хорошем уровне. В ВШЭ физфак появился недавно, там всё в процессе развития, однако в ближайшие несколько лет они могут сравняться и перегнать МФТИ. В этом году планируется первый набор на физфак Вышки в Питере.
«Обычно объявляют балл первой волны, с которым вас точно возьмут. Если людей с оригиналом больше, чем мест, в ВШЭ могут зачислить абитуриентов за счёт средств вуза. То есть у вас будет стипендия, и вы не будете платить за обучение.Официально вы будете числиться на коммерции, просто расходы Вышка берёт на себя.
ВШЭ добавляют места, если олимпиадников много. В прошлом году снизили балл первой волны: набор был 50, а подали 80. Людей взяли за счёт средств ВШЭ, хотя проходной мог быть выше, если бы в приёмной комиссии не перестраховались. В этом году он будет выше», — Полина Пенкина.
Высокий проходной балл в МГУ — 345 — складывается из ЕГЭ и ДВИ.
Для тех, кто любит Санкт-Петербург, отличный вариант — физфак СПбГУ, а у МИФИ открыто 11 региональных филиалов.
Ведущие вузы отличаются высокими проходными баллами и широкими образовательными возможностями. Получить качественное образование можно и в других хороших университетах, например, в НГУ в прошлом году проходной балл составил 243 балла. При этом в НГУ призёров олимпиад 1, 2 и 3 уровня принимали без экзаменов.
В Санкт-Петербургском ИТМО сильная фотоника, они даже называют это подразделение мегафакультетом. В МИРЭА развиваются отдельные направления: «магнетизм», «информатика», «математика».
МГТУ им. Баумана физику преподают по чётным семестрам, например, на 1 и 2 курсе только со второго семестра. По уровню эта дисциплина не сильно отличается от школьной.
«В наш перечень вошли вузы, где будущие учёные могут углублённо изучать физику. Бауманка даёт возможность получить инженерное образование. Там и в ряде других вузов физику изучают как инструмент для погружения в инженерное дело и технические специальности», — Владимир Шарич.
Учёба в вузе
Лабораторные работы
Обычно в школе вся физика теоретическая, а в вузе с первых недель начинаются лабораторные работы. Приходится быстро разбираться, как их оформлять, как считать погрешность, как строить графики.
«Не всегда студенты понимают, для чего нужны лабы, как это в жизни применить. Нужно просто потерпеть», — Михаил Пенкин.
По общей физике лабораторные выполняют на 1-3 курсе. На третьем курсе либо начинаются спецпрактикумы, либо небольшие работы по экспериментальной физике, либо научная работа по вашему направлению на кафедре.
Объём работ разный. В МГУ на физфаке в первом триместре 12 лабораторных по механике и 4 — введение в технику эксперимента. На Физтехе восемь работ за семестр.
«В МГУ ты целыми днями считаешь практические работы — это объёмно и поэтому тяжело. Там ещё и матан! Дают время досдать, но приходится попотеть. Я была в шоке первый месяц. Это тяжело, но вам понравится!», — Полина Пенкина.
В ВШЭ лабораторных еще меньше, чем на Физтехе, но нет описаний, как выполнять работу. Нужно самому собирать установку и программировать: в высокоуровневой среде Labview студенту предстоит соединять ниточками модули, которые могут понадобиться в настоящей работе. Это более творческое занятие, когда приходится с нуля учиться самому собирать всё. Школьникам, знакомым с робототехникой, будет несложно справиться с такой задачей.
На Физтехе лабораторные выполняют на протяжении 3 курсов: темп работы ниже, но объём тоже большой.
Для физики нужна математика, которую расскажут позже
«Уже на первой неделе преподаватели на лекциях будут интегрировать, производные считать направо и налево, будто вы это хорошо умеете. Придётся погружаться в математику, разбираться, что такое интеграл, зачем и как их считать, для чего производная и как провести с ней обоснование. Так будет на протяжении всего обучения в вузе», — Михаил Пенкин.
«Обычно страшно на 2 курсе. Есть такая дисциплина в матанализе — теорпол (теория поля). Там изучают роторы, дивергенции, градиенты и др. Этот «тяжёлый» математический аппарат необходим в электромагнетизме, который, как правило, изучают на 2 курсе. Приходится тратить немало времени на математику, чтобы понять физику», — Михаил Пенкин.
«До некоторых вещей я «дошла» только когда окончила университет. Так что советую студентам ходить на дополнительные курсы, которые вузы начали вводить в последние несколько лет. Например, в Вышке со второго семестра уже начинается термех, поэтому на 1 курсе появился предмет «математический аппарат в физике»», — Полина Пенкина.
Чтобы не сойти с ума от сложных математических вычислений в физике, можно смотреть онлайн-курсы по математике от зарубежных вузов. Так вы сможете понять материал, который на лекциях в вашем вузе будут разбирать нескоро.
Высокий темп подачи материала
Некоторые вузы пробуют новые схемы, но в основном учебный процесс состоит из лекций и семинаров. На лекциях рассказывают теорию, а на семинарах в подгруппах решают задачи. Преподаватели везде разные, и к каждому нужно привыкать.
В крупных вузах много лекторов. Например, на Физтехе может быть восемь лекторов по физике, а семинаристов в десять раз больше. Они не договариваются, кто в какой последовательности рассказывает темы. Если семинарист игнорирует вопросы студентов, имеет смысл менять семинариста или изучать теорию самому.
«Когда вы переходите из школы в вуз, о вас перестают заботиться. Нет классного руководителя, вы сами по себе и только от вас зависит прогресс в учёбе», — Владимир Шарич.
Домашнее задание в вузе не всегда проверяют — это зависит от университета и семинариста.
Михаил Пенкин: «У нас был план на семестр: перечень подтем в «задавальнике» — список всех задач, которые ты должен сделать. Я садился и писал себе план в зависимости от тяжести недели. На семинары ходить — это для решения задач самое важное. Бывает, к одному лектору ходить комфортно, к другому нет. Сходите на несколько лекций. Если никто не понравился, всегда есть книжка или онлайн-курсы».
Несмотря на высокую учебную нагрузку, важно рассчитывать силы, успевать отдыхать, заниматься спортом. Постарайтесь составить своё расписание так, чтобы было время сходить в кино, встретиться с друзьями.
Владимир Шарич: «Если не иметь времени на досуг, кончится запас сил и продуктивность снизится, знания не будут лезть в голову».
Хорошие отметки важны для тех, кто планирует стажироваться и учиться за рубежом. При этом не обязательно быть круглым отличником, важно успевать по предметам своего профиля. При поступлении в магистратуру заграничные вузы смотрят на публикации, а когда их мало, учитывают средний балл студента.
Перспективы выпускников
Студенты физфака во время учёбы занимаются в лабораториях, выбирают направление, ведут научную работу. Со 2-3 курса нужно проявлять инициативу.
Полина Пенкина: «Если вы учитесь на физике, есть академический трек: бакалавриат, магистратура, аспирантура. Кто-то уезжает за границу, кто-то остаётся здесь. Нужно выбрать научного руководителя, хорошую лабораторию и потихонечку развиваться. В вузах много направлений, так что не надо бояться поменять кафедру, если сразу не получилось выбрать место по душе.
В компаниях есть отделы исследований и разработки. Раньше они были только за границей, но сейчас Samsung и Huawei открыли эти подразделения в России. В Samsung занимаются оптикой, Huawei — связью по оптоволоконным каналам. Так что можно найти работу по специальности и вне академической науки».
Михаил Пенкин: «Мой одногруппник изучал прикладную физику и информатику, а затем уехал получать Phd по математике (степень кандидата наук по российской системе) в США. В результате он оказался в Диснее, работал над мультфильмами «Моана», «Холодное сердце», «Зверополис»: выстраивал физику движения мышц или, например, полёты снежков».
На Физтехе более сотни базовых кафедр и столько же мест для стажировки. При желании любой сможет найти точку приложения своих сил и ума.
Математика
Владимир Златкович Шарич — преподаватель московских олимпиадных сборов, член жюри математических соревнований.
Ведущие университеты
«Чистая математика мало где встречается, и я советую трижды подумать, прежде чем за это браться», — Владимир Шарич.
В перечень вошли вузы, где изучают чистую математику в отличие от прикладной. Прикладные математики — это люди с базовым математическим образованием, которые решают задачи из других сфер. Они могут заниматься моделированием: перекладывать жизненную задачу на язык переменных, формул, графиков, либо заниматься решением этих моделей, например, с помощью вычислительных методов.
Прикладная математика есть почти везде, она применяется и в социально-гуманитарной сфере, например, в психологии и социологии. Проходные баллы разные, что не говорит о качестве обучения. Значок бесконечности в строке матмеха СПбГУ стоит потому, что всех взяли без вступительных испытаний по олимпиадам. Никого не зачислили по баллам, поэтому проходного балла просто нет.
ФМ — это факультет математики ВШЭ, ФПМИ — физтех-школа прикладной математики и информатики. Когда говорят о мехмате и матмехе, под механикой подразумевается раздел физики, а не починка автомобилей.
Учёба в вузе
«Программы обучения мало отличаются в разных вузах, поэтому уровень знаний зависит от усилий самого студента. Можно поступить в крутой вуз и ничего не знать к 3 курсу, а можно в среднем по рейтингам региональном университете стать востребованным специалистом», — Владимир Шарич.
Студента матфака ждут объёмные домашние задания: необходимость прорешивать 100500+ задач. Вместо школьных пятиминуток у доски вам предстоят долгие беседы один на один с преподавателем — сдача задач, когда студент рассказывает свои решения. При этом математика в вузе — это совершенно новый уровень абстракции, так что лучше вникать в определения и теоремы до начала учёбы в университете.
Перспективы выпускников
В математике сейчас востребованы статистика, вероятность, дискретная математика и механика. Любители абстрактной чистой математики могут найти себя в преподавании. Некоторые вузы сотрудничают с Центром педагогического мастерства: студенты помимо основной специальности получают опыт преподавания в школе.
Что запомнить
Информатика
Физика
Математика
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter