Как изучить спрос и предложение
Как изучить спрос потребителей на услуги и товары, которые собираемся продавать?
В данном материале поговорим об исследовании спроса и оценки востребованности Вашего продукта (товара и/или услуги). Это довольно важный момент, и в большинстве случаев это обязательно стоит сделать.
Как изучить спрос на товар или услуги, которые будем предлагать
Когда нужно изучить спрос на Ваш товар или услугу?
Спрос нужно изучить еще до того, как запустить бизнес. Это важно, чтобы либо не потратить впустую время и деньги, либо изначально разработать иной подход и правильную стратегию запуска бизнеса. Ведь одно дело бизнес с известным, востребованным продуктом, и совсем другое, когда спроса нет и его надо создавать.
Если Вы собираетесь открывать салон красоты, бизнес, который предлагает понятные, известные всем услуги, Вы можете быть уверены, что потенциально заинтересованная аудитория точно есть. Другое дело, сумеете ли вы до нее достучаться, сделать правильное предложение, выбрать правильное позиционирование, подобрать верное месторасположение и т. п. Но это уже вопрос другой, сейчас не об этом :-).
А когда Вы предлагаете продукт (товара или услугу), мало известный на рынке, у которого пока нет ни спроса, ни «опытной» аудитории, то подход не может быть таким же. В первом случае, Вы просто можете запустить какую-нибудь контекстную рекламу и ждать звонки и посетители :-). Во втором, так не получится – сначала вы должны будете объяснить своей аудитории, что это такое, зачем им нужно, и чем лучше, возможно, своих предшественников.
Большая ошибка, которую некоторые точно допускают, – это запускать свой бизнес, основываясь просто на своих каких-то собственных размышлениях, ощущениях или ожиданиях. Проверить востребованность вашего продукта, а может быть даже не конкретного продукта, а вашего предложения или бизнес-идеи (в конкретном понятном узком виде, как мы ее обсуждали здесь), обязательно стоит.
Кому нужно изучить спрос перед тем, как начать бизнес?
Изучить спрос нужно всем, точно никому не помешает :-). Но давайте чуть задержимся на некоторых особенностях спроса и ниш. В целом, есть ниши существующие, проверенные и новые ниши и предложения, предлагающие новый продукт (товара или услугу).
Существующие, проверенные ниши
Тут есть такой момент: есть такие ниши, которые проверенные временем и которых можно в принципе не изучать, например, продукты питания, детские игрушки или детскую одежду в любом случае будут покупать, ремонт квартир в любом случае люди будут делать. И тут уже, повторяя мысль, высказанную чуть выше, нужно уже думать о том, насколько и как вы сможете сделать им привлекательное предложение.
Но вопрос о спросе нужно рассматривать немного в другом ракурсе – в ракурсе той самой изюминки конкретно вашей бизнес-идеи (о чем мы говорили с вами в первом материале) – насколько именно она востребована, ваша изюминка, узкая конкретика вашей бизнес-идеи. Иными словами, речь идет не о нише – она проверена, она давным-давно существует, в ней все хорошо работает, и вы это видите. Насколько ваше конкретное предложение востребовано – вот это стоит проверить.
Новые ниши
Новая ниша – это с одной стороны хорошо: нет конкурентов :-). Но минусов не меньше: Вы никогда не знаете наверняка, будет ли ваш продукт востребованным… Создавать спрос всегда хуже, дороже, медленнее, сложнее, чем удовлетворять существующий – это факт. Поэтому очень сильно задумайтесь над тем, чтобы тщательно проверить спрос и востребованность вашей услуги, товара, продукта, если это более-менее новая, непроверенная временем ниша.
Но это ни в коем случаем не значит, что нужно отказываться от идеи. Прямо наоборот :-). Именно поэтому и говорим сейчас о том, что нужно заняться изучением спроса на самом первом этапе. И только потом, уже имея хоть какие-то, но реальные данные, принимать решение о том, насколько ваша бизнес-идея реально рабочая, и насколько готовы запускать бизнес по-настоящему.
В каких случаях можно запускать бизнес, не изучив спрос?
Я не знаю :-). По-моему, всегда стоит. Особенно, если говорить об исследовании востребованности своей узкой конкретики и изюминки в любой нише.
Но, конечно, есть ситуации, когда это не так обязательно, т. к. предполагается, что это уже сделали за вас :-). Вот несколько примеров:
Как изучить спрос?
1. Онлайн инструменты
Сегодня в интернете много маркетинговых инструментов, с помощью которых это сделать довольно легко. Хотя бы на первоначальном уровне, достаточного для понимания того, есть ли спрос или его нет. Это можно сделать несколькими способами:
Это четыре инструмента или четыре способа проверить востребованность вашего продукта, это минимум, который вы можете сделать. Чуть ниже я покажу в видео, как это сделать быстро и правильно :-).
Это, конечно, лучший вариант, хотя и самый затратный – попробовать продать пробный товар/услугу. Требует чуть больше времени и денег, но это все равно не какие-то огромные финансовые вложения – в рамках 5-10 тысяч рублей в большинстве ниш вы можете уже пощупать востребованность товара, услуги или вашего предложения.
Вы можете подать платное или бесплатное объявление на Авито и похожих сайтах, или в соцсетях попытаться продвинуть свой товар, или, если возможности позволяют, создать пробный лендинг-пейдж (одностраничный сайт), запустить контекстную рекламу на, условно, 5 тысяч рублей, и проверить свой продукт и спрос на него. Вы в любом случае получите, как минимум, пищу для размышления.
Хотя есть и подводный камень, и об этом надо сказать:
Если Вы неграмотно сделаете предложение, сайт или рекламу – то вы можете не получить желаемого отклика, но не потому, что людей действительно не интересует то, что предлагаете, т. е. сам продукт, а потому что неправильно это преподнесли: плохой сайт, неверно настроенная реклама, которая «съедает» бюджет…. Все это может повлиять на результат и, соответственно, на ваше восприятие.
Есть еще момент: допустим, у Вас могла была не та выборка людей при исследовании спроса, и Вы получили искаженные данные. Будьте точнее :-).
Что делать, если спроса нет?
У Вас 2 варианта: сворачивать или идти тернистым путем :-). Нужно просто трезво и объективно порассуждать, сверить факты и принять решение. Я выше писал, что создавать спрос, конечно, тяжелее, чем удовлетворят существующий. Но это, возможно, и самое главное! Но нужно быть уверенным в том, что у Вас реально классный продукт, который будет интересен и полезен рынку. Если действительно можете предложить что-то, что заинтересует аудиторию, и за что люди будут готовы платить деньги – то вперед.
В заключении скажу следующее: я всегда за то, чтобы начинать бизнес в существующей и понятной нише, но найти в нее узкий сегмент и четко себя позиционировать. Это просто надежнее. Если Вы, конечно, не планируете покорят мир :-).
Как проводить исследование рынка
Маркетинговое исследование рынка позволяет оценить перспективы создания нового бизнеса или скорректировать стратегию развития существующего. Для предпринимателя анализ рыночной деятельности – способ найти ответы на вопросы: что продавать, кому и как.
Качественное исследование открывает новые ниши для торговли, помогает выявить преимущества конкурентов, изучить желания своей целевой аудитории. Компании, которые анализируют состояние рынка, быстрее выходят на желаемый уровень доходов.
Маркетинговое исследование – трудоемкий процесс, требующий материальных и временных затрат. Чтобы усилия оказались оправданы, необходимо правильно организовать процесс сбора и анализа данных.
Исследование рынка: зачем это нужно?
Постановка целей – первый этап маркетингового исследования. Если круг задач определен верно, вы не потратите время на сбор и обработку лишней информации.
Предметом исследования может быть один из структурных компонентов рынка:
Чтобы определить направление маркетингового исследования, составьте список вопросов, на которые хотите найти ответы. Примеры:
Список задач может стать прототипом плана, на основе которого будет строиться дальнейшее исследование.
Виды исследований
Наиболее общая классификация предполагает разделение на комплексные и маркетинговые исследования.
Маркетинговый анализ направлен на изучение конкретного сегмента рынка. Предметом изучения становятся данные об определенном продукте, его целевой аудитории, цене товара, предложениях конкурента. Маркетинговый анализ применяют, чтобы построить или обновить стратегии развития, привлечь новые источники дохода и улучшить характеристики продукта.
Комплексное исследование включает в себя изучение всех сегментов и отраслей рынка. Обычно этот метод применяют, когда конкретное направление деятельности еще не выбрано. Исследователь ищет свободные ниши, оценивает тенденции развития, покупательскую способность.
Общий анализ позволяет определить характеристики рынка:
По способу сбора информации исследования делятся на количественные и качественные.
Количественные представляют собой точные статистические данные, измеряемые значения. Такие исследования структурированы и объективны, они позволяют оценить объем продаж или рост прибыли.
Качественные методы исследования рынка – это индивидуальные оценки и суждения о состоянии рынка. Данные используют только для субъективного анализа, они не пригодны для статистики и точных расчетов.
Источники информации
Часто методы сбора данных для маркетингового исследования ограничены бюджетом компании. Крупные предприятия располагают средствами для социологического исследования, в то время как мелкие предприниматели ограничиваются данными из Интернета.
Чтобы составить наиболее полную картину состояния рынка, рекомендуем использовать сразу несколько информационных каналов. Источники данных:
Для сбора данных о конкурентах подойдут онлайн-карты и программы навигации. По запросам «парикмахерская», «супермаркет», «ресторан» приложения предоставляют данные обо всех организациях, оказывающих искомые услуги в выбранном регионе. Выделив наиболее сильных игроков в своем сегменте, перейдите на сайт конкурентов и составьте список их преимуществ. Эта информация пригодится на этапе конкурентного анализа.
Оценку востребованности продукта можно составить на основе истории интернет-поисковиков. Системы Яндекс, Google, Mail.ru хранят информацию о том, сколько раз тот или иной продукт искали пользователи сети.
Этапы исследования
Каждое маркетинговое исследование проводится по индивидуальному плану, так как направлено на решение задач конкретного бизнеса. Тем не менее, основные этапы анализа одинаковы для большинства процессов. Из каких этапов состоит общее исследование рынка?
Шаг 1: собираем данные
Первый этап исследования – сбор информации о состоянии рынка за последние 3–5 лет. Чем более полную картину рыночной деятельности удастся составить, тем точнее будет прогноз развития фирмы.
Важный рассматриваемый показатель – емкость рынка. Под емкостью понимают количество товаров, которые продавец готов предложить, а потребитель – купить в определенный временной промежуток.
Для оценки значения используют формулу E=N*P*Q, где N – количество покупателей определенной продукции, P – средняя стоимость товара, Q – число покупок продукции в рассматриваемом периоде.
На основе показателя емкости маркетологи могут оценить перспективы роста продаж и максимальный доход, который можно получить в выбранном сегменте.
Также на этапе сбора информации учитывают:
Источником информации могут стать отраслевые журналы об экономике, публичные и частные маркетинговые исследования.
Шаг 2: определяем целевую аудиторию
Когда основные характеристики рынка известны, нужно сосредоточиться на источниках прибыли. Следующий этап анализа – определение категории покупателей, несущих компании большую часть дохода.
Потребители делятся на группы по общим признакам: возраст, пол, социальный статус, уровень дохода и другим. Требуется выявить количество потенциальных покупателей в каждой из категорий.
На этом этапе найдите ответы на вопросы:
Изучение целевой аудитории имеет значение для предпринимателей, которые решили изменить стратегию развития. Если речь идет о запуске нового проекта, достаточно выявить наличие потенциальных клиентов и убедиться в соответствии нового продукта их потребностям.
Шаг 3: изучаем внешние факторы
Влияние на рынок оказывают не только продавцы и покупатели, но и участники извне. На деятельность компаний воздействуют такие внешние факторы:
Стоит учесть, что внешние факторы часто имеют временный эффект. Берите в расчет только те события, которые ведут к ощутимым изменениям в отрасли в настоящий момент.
Шаг 4: знакомимся с конкурентами
Если вы запускаете новый и уникальный продукт, не стоит бояться конкуренции в своем сегменте. В остальных случаях нужно заранее изучить достоинства и недостатки соперников.
В первую очередь ответьте на вопросы:
Задача данного этапа: найти достоинства и недостатки конкурентов, чтобы скорректировать собственную стратегию развития. На этапе запуска нового продукта исследование покажет, какие характеристики улучшить, чтобы предложить покупателю именно то, чего недоставало у конкурентов.
Обратите внимание на ценообразование компаний-конкурентов. Преподносят ли они свой товар как продукцию для классов эконом или люкс? Это поможет определиться с позиционированием собственного бренда.
Шаг 5: ищем каналы сбыта
Как и кому вы будете продавать товары и услуги – один из самых важных вопросов при организации бизнеса. Маркетинговое исследование рынка позволит определиться с каналами дистрибуции, по которым товар будет уходить от поставщика к потребителю. Основные элементы системы сбыта: розничные магазины, торговые сети, оптовые базы, склады, транспортные компании.
Чтобы определить, насколько эффективно организована система дистрибуции, необходимо рассчитать уровень расходов. Он измеряется суммой складских и транспортировочных затрат в совокупности с суммой невыполненных заказов.
Шаг 6: формируем данные
Сложно сделать выводы о результатах исследования, если информация не упорядочена. Чтобы работать с данными, им необходимо придать наглядную форму. Например, количественные показатели можно представить в форме диаграммы или таблицы.
На диаграмме зафиксированы результаты опроса, проведенного среди автовладельцев Подавляющее большинство проголосовавших при поломке транспорта обращаются к специалистам. На основе данных диаграммы предприниматель может сделать вывод о целесообразности открытия сервисного центра в выбранном регионе.
Для визуализации данных подойдут интеллект-карты или стандартные инструменты Word Office.
Шаг 7: делаем выводы
Когда все данные собраны и структурированы, можно приступать к анализу результатов. Рассмотрим две популярные системы обработки данных.
К сильным сторонам можно отнести высокий спрос, наличие свободных ниш, к слабым – высокую конкуренцию, большие затраты на дистрибуцию. В поля возможностей и рисков попадают внешние факторы, воздействующие на рынок.
Анализируя данные, придерживайтесь правил:
Не существует методов анализа, которые на 100 % защитят компанию от провала. Однако грамотное исследование рынка поможет выбрать эффективную стратегию развития и значительно повысит шансы на успех.
Спрос и предложение
Спрос – это потребность в покупке какого-либо товара или услуги, на удовлетворение которой, потребители готовы потратить необходимые средства. Предложение – это желание и возможность производителей предоставить для продажи те или иные товары и услуги, по определенным ценам, в определённый период времени.
Определение понятий величина спроса и предложения
Величина (объем) спроса – это количество товаров, которые потребители готовы приобрести в данный момент времени по данным ценам.
Величина (объем) предложения – это количество товаров, которое продавцы желают продать в данный момент, в данном месте, при данном уровне цен.
Сегодня почти в каждой развитой стране функционирует рыночная экономика, при которой вмешательство государства либо минимально, либо же вовсе отсутствует. Объемы производства и цены на товары определяются стихийно в результате работы рыночных механизмов. Для того, чтобы понять как эти механизмы работают, нужно изучить главные понятия рынка – спрос и предложение.
Нужна помощь в написании работы?
Спрос
Спрос (англ. «Demand») – это потребность покупателей в некотором товаре или услуге, обеспеченная их платежеспособностью, а величина спроса – количество товаров, которое покупатели хотят и могут купить.
Факторы спроса
На спрос влияет множество факторов (детерминант). Все факторы условно делят на два вида: ценовые и неценовые.
Ценовой фактор – это цена на данный товар. Ценовой фактор, хоть и не является единственным фактором, оказывающем влияние на выбор потребителей, но является самым существенным.
Среди неценовых факторов (детерминантов), которые оказывают воздействие на поведение покупателей особенно выделяют:
Закон спроса
Закон спроса: если цены на какой-либо товар или услугу увеличиваются, при том, что все прочие параметры остаются неизменными, спрос будет уменьшаться. Закон спроса имеет теоретическое обоснование. Его функционирование объясняется действием трёх механизмов: эффекта дохода, эффекта замещения и закона убывающей предельной полезности.
Кривая спроса
Зависимость между величиной спроса и ценовыми и неценовыми факторами можно графически выразить в виде кривой спроса.
Кривая спроса – это график, показывающий связь между ценой товара и количеством этого товара, которое может и хочет купить потребитель по установленной цене.
На графике изображены две оси: горизонтальная ось Q (от англ. quantity) обозначает количество товара, вертикальная ось P (от англ. price), обозначает цену товара. В этой системе координат, спрос D изображается кривой с отрицательным наклоном.
Снижение величины спроса означает сдвиг кривой влево, увеличение – сдвиг вправо. При этом сдвиги кривой спроса происходят под воздействием внешних факторов при неизменной цене.
Для анализа рынка необходимо проводить четкое различие между изменениями величины спроса на товары или услуги и изменениями в самом спросе:
Изменение величины спроса происходит при изменении цены рассматриваемого продукта при том, что все прочие параметры (вкусы потребителей, их доходы, уровень доступности и прочее) остаются прежними;
Изменение спроса наблюдается под воздействием каких-либо неценовых факторов, при неизменности рыночных цен на рассматриваемый товар.
Предложение
Предложение (англ. «Supply») – это способность и готовность продавцов продать товар или услугу по данной цене. Величина предложения (объем предложения) – это количественное выражение предложения.
Факторы предложения
На предложение, также как и на спрос, влияет два вида факторов – ценовые и неценовые. Несмотря на то, что ценовые факторы и для спроса и для предложения одинаковы, их неценовые факторы довольно сильно отличаются.
Неценовые факторы:
Кривая предложения
Зависимость между величиной предложения и его факторами можно графически выражается в виде кривой предложения. Таким образом, кривая предложения – графическое выражение зависимости величины предложения на некоторый товар от его цены.
При более высокой цене P продавец стремится продать большее количество товара, поэтому кривая предложения S имеет положительный наклон.
Снижение предложения S означает сдвиг кривой влево, увеличение – сдвиг вправо.
Закон предложения
Закон предложения состоит в следующем:
Математически закон предложения сводится к тому, что между величиной предложения и ценой существует прямая зависимость. Продавцам выгодно продавать товары по высокой цене, так как это увеличивает их доход.
Поэтому, когда уровень цен P на рынке повышается – продавцы стараются продавать как можно больше товаров, что приводит к изменению величины предложения.
Изменение предложения легко спутать с изменением его объёма (величины). Чтобы этого избежать, нужно помнить о том, что:
Анализ рынка перед запуском бизнеса: минимизируем ошибки на старте
Крутая бизнес-идея — это половина успеха. Вторая половина — кропотливая аналитическая работа и тщательное планирование. Причем потратить время на это лучше до того, как вы вложите в свое детище хотя бы рубль, чтобы потом не было мучительно больно.
На просторах интернета можно найти десятки историй, в которых бизнес разваливался просто потому что предприниматель не уделил достаточно внимания анализу рынка на старте. Да что далеко ходить, у автора этой статьи тоже есть свой печальный опыт. Поэтому с уверенностью могу сказать: исследование рынка — не формальность. Оно позволит принять правильное решение в тех случаях, когда лучше вообще не начинать, или скорректировать планы, если шансы на успех все же есть.
Разберемся, как проанализировать рынок перед запуском бизнеса и не потратить на это много времени и денег.
Ставим задачи и цели
Кому-то этот этап покажется необязательным и излишним. Однако отнестись к нему стоит серьезно. Именно задачи и цели определяют, какой информации достаточно для анализа. Если вы будете исследовать рынок, не имея перед собой списка вопросов, рискуете потратить кучу времени на сбор и обработку лишней информации.
Перед запуском бизнеса прежде всего нужно понять, насколько перспективно вообще затевать эту историю. Поэтому главная цель исследования будет звучать так:
Определить целесообразность запуска нового бизнеса в выбранной нише.
Я буду рассматривать каждый этап на примере анализа гипотетического бизнеса — парикмахерской, которую планируется открыть в Твери. Моя цель — определить целесообразность открытия новой парикмахерской в городе.
Теперь нужно сформулировать задачи, решение которых поможет нам достичь цели. Чтобы определить целесообразность, нужно:
Список задач можно использовать в качестве плана, которым вы будете руководствоваться при исследовании рынка.
Для моей гипотетической парикмахерской задачи будут выглядеть аналогично. В дальнейшем мы развернем каждый пункт в детальный список вопросов.
Собираем информацию
Анализ рынка начинается со сбора данных, которые впоследствии нужно будет структурировать и обработать.
Анализируем общие показатели рынка
Понять, что у нового бизнеса нет шансов в выбранной нише, иногда удается уже на этом этапе. Тогда не приходится тратить время на исследование покупателей и конкурентов.
Чтобы иметь общее представление о перспективности рынка, нужно ответить на вопросы:
Вычислить точные показатели в некоторых сферах и тем более для конкретных регионов проблематично. Но для нашей цели этого и не нужно. Достаточно найти подтверждения тому, что рынок не падает, и на нем есть место для новых игроков. Если вы открываете не интернет-магазин и не планируете работать на всю страну, важно рассматривать вопросы в контексте конкретного региона.
Поскольку я скорее теоретик, чем практик-бизнесмен, за определением емкости и сопутствующими понятиями обратимся к теории маркетинга.
Емкость рынка — это количество товаров или услуг, которые покупатели готовы купить по сложившимся ценам.
Обычно рассчитывается для конкретной территории и за конкретный период, чаще всего — за год. Так, для моего примера мне нужно вычислить, какой объем парикмахерских услуг готовы купить жители Твери за год. Показатель можно представить в натуральном — например, количество стрижек — и денежном выражении.
Емкость рынка зависит от:
Показатель рассчитывают несколькими способами: экспертный подход, экономико-математическое моделирование, метод отраслевого роста и другие. Все они довольно трудоемки и затратны по времени. К тому же, чтобы получить более точные результаты, лучше задействовать несколько методов. Однако для определения целесообразности запуска бизнеса достаточно приблизительных цифр.
Стоит учитывать, что есть потенциальная и реальная емкость рынка. Последнюю вычислить сложно: нужно суммировать объемы продаж всех игроков в регионе, а такую информацию обычно не афишируют. Исключение — некоторые крупные компании, которые публикуют в сети финансовые результаты деятельности. Незатратный способ узнать реальную емкость рынка — поискать данные Росстата и открытые маркетинговые исследования. Правда, подробная информация в них представлена в основном по всей стране и крупным городам, региональные отчеты детализированы слабо. Но и такие данные будут полезны.
С потенциальной емкостью все проще. Маркетолог-практик Андрей Минин в книге «Маркетинговое планирование: Российская практика» для ориентировочной оценки рынка предлагает отталкиваться от норм потребления. Нужно умножить численность целевой аудитории в регионе на максимальный уровень потребления и среднюю стоимость одной единицы продукции. Первый показатель можно найти на сайте Росстата, второй — в отраслевых публикациях или соцопросах, третий — вычислить самостоятельно на основе рыночных цен.
Чтобы определить динамику, нужно взять показатели емкости рынка за последние 5 лет. Если она увеличивается, значит динамика положительная, если уменьшается — отрицательная. Такая информация позволит увидеть перспективность рынка. Положительная динамика говорит о том, что рынок растет, а значит у новых игроков есть шанс занять свое место. В случае с отрицательной, нужно выяснить причины, оценить конкурентную ситуацию и предложения других игроков, и только после этого принимать решение — стоит выходить на рынок или нет.
Попробуем узнать емкость и динамику рынка парикмахерских услуг Твери.
В отчете Росстата «Структура бытовых услуг населению» отдельной строкой выделены парикмахерские и косметические услуги, указан их объем за 2017 год и доля в процентах. На скриншоте видно, что доля растет, а объем составляет 97,4 млрд. руб.
Казалось бы, вот она, емкость, что тут еще считать? Однако эта таблица отражает оборот во всей стране, нас же интересует Тверь. Поскольку таких точных данных для своего региона на сайте Росстата я не нашла, попробуем рассчитать емкость на основе норм потребления.
Целевая аудитория парикмахерской широка: стригутся и мужчины, и женщины возрастом от 3 и до 70-80 лет. На сайте Росстата можно создать отчет по поло-возрастному составу населения для любого региона. Я составила такую таблицу для Твери. Исключив население младше 3 и старше 70 лет, получаем 364,4 тыс. человек.
Теперь нужно понять, сколько раз в год они пользуются услугами парикмахерских. Для своего гипотетического примера я нашла опрос в сети и буду считать его результаты репрезентативными. Для реального бизнеса это не совсем верно — мы не знаем, кто и из каких регионов участвовал в нем. Чтобы собрать данные лучше опросить свою целевую группу. Например, вы можете таргетировать пост в соцсетях по полу, возрасту и географии — многие люди листая ленту машинально читают вопрос и отвечают. Другой вариант — платные сервисы опросов.
Больше всего респондентов проголосовали за варианты «раз в месяц» и «несколько раз в год». Поскольку мы рассматриваем широкую целевую аудиторию, нужно помнить — часть из этих людей ходит в парикмахерскую каждый месяц, другие — не чаще раза в год или не ходят вовсе. Предположим, в среднем жители Твери ходят в парикмахерскую раз в 3 месяца, или 4 раза в год. Последний параметр для расчета — средняя стоимость услуги — 450 руб.
Теперь умножим количество потенциальных клиентов на уровень потребления и стоимость одной услуги.
364,35 тыс. чел. × 4 услуги × 450 руб. = 655,8 млн. руб.
Учитывая, что реальная емкость, которую мы вычислили пропорционально населению от общероссийской, почти в 2,5 раза больше, рынку есть куда расти.
Осталось разобраться с динамикой. Достоверных статистических данных для своего региона мне найти не удалось. Однако по данным Тверьстата с 2013 года в городе появилось 23 новых парикмахерских, а количество кресел (да, есть в статистических отчетах и такой параметр) увеличилось почти в 1,5 раза.
Ситуацию на российском рынке иллюстрирует график, который на основе данных Росстат построила исследовательская компания NeoAnalytics. При желании можно купить полную версию исследования и сэкономить время. Но такой график, который я нашла в демо-версии, тоже поможет сформировать представление о ситуации на рынке.
Подобную диаграмму можно составить и самостоятельно — данные для нее NeoAnalytics взяла в открытых отчетах Росстата. Однако времени на это может уйти довольно много — найти нужную информацию на сайте государственной статистики не так просто.
Исследуем спрос и целевую аудиторию
Без анализа целевой аудитории в бизнесе не обходится ни одно управленческое решение. Логично, что и на старте ее нужно тщательно изучить. На этом этапе нужно выяснить:
Это далеко не полный список параметров потенциальных клиентов, которые можно исследовать. Однако на этапе принятия решения о запуске бизнеса подробный анализ не нужен: достаточно понять, что в предполагаемом регионе есть целевая аудитория и предложение релевантно ее потребностям. Способов поближе познакомиться с потенциальными клиентами много. Кратко рассмотрим некоторые из них.
Поисковые системы
Статистика поисковиков — самый простой, но не универсальный источник информации. Если продукт в принципе не ищут в интернете или его можно найти и купить другими способами: в офлайн-магазине, по объявлению в газете или на билборде — он не отразит реальной картины. Однако общее представление о востребованности получить можно. Рассмотрим подробнее несколько инструментов.
«Яндекс.Вордстат». Сервис показывает, сколько раз в месяц пользователи Яндекса искали ваш продукт. Удобно анализировать статистику по отдельным городам и регионам. Инструмент «История запросов» позволяет понять, как изменился интерес к товару или услуге за последние пару лет, а также выявить сезонные тенденции. Например, скриншот ниже показывает, что в Твери спрос на парикмахерские услуги снижается осенью и весной и взлетает под новый год.
Google Trends. Чем-то похож на «Вордстат». Показывает динамику популярности поискового запроса. Можно выбрать регион и настроить период, а также взглянуть на ситуацию в поиске по картинкам, новостям, товарам и в YouTube.
Рекламный кабинет Mail.ru. Интересен тем, что выдает статистику запросов с разделением по полу и возрасту. Правда, детализировать результаты по региону не получится. Зато можно примерно определить половозрастные характеристики целевой аудитории.
Делать выводы, прогнав по нескольким сервисам один запрос, неправильно. Чтобы увидеть более четкую и реальную картину лучше подобрать несколько запросов, по которым потенциальные клиенты могут искать ваш продукт, и собрать общую статистику.
Соцсети
Инструмент Facebook. Показывает, сколько активных пользователей Facebook соответствуют вашей аудитории по региону, полу, возрасту, интересам и т. д. Можно задать более детальные настройки — выбрать тех, кто любит путешествовать или у кого есть дети определенного возраста. Сервис покажет половозрастной состав этой аудитории, семейное положение, образование и при достаточно большой выборке — сферу деятельности. Также можно посмотреть, какие страницы эти люди просматривают и лайкают, с каких устройств сидят и какие действия на Facebook совершают. Эта информация может впоследствии пригодиться для продвижения. Но на данном этапе внимание на нее можно не обращать.
Для своей парикмахерской мне удалось узнать, что на Facebook в месяц бывает 30–35 тыс. активных пользователей из Твери нужных мне пола и возраста, большинство из них имеют высшее образование и состоят в браке.
Поиск по людям. Этот инструмент можно использовать в любой соцсети, где есть наша целевая аудитория. Зная пол, возраст, географию, семейное положение и другие характеристики, вы можете посмотреть приблизительное количество потенциальных покупателей. Но в соцсетях зарегистрированы не все, стоит учитывать погрешность.
В качестве главного сегмента целевой аудитории моей парикмахерской я выделила женщин от 25 до 45 лет. Давайте посмотрим, что мне скажет «ВКонтакте».
Тут нужно учитывать фейковые аккаунты и прочий мусор, так что реальная цифра будет чуть меньше.
Пользовательский контент
К нему относятся сообщения на форумах, отзывы, посты и комментарии в соцсетях и другие публикации, которые создают пользователи. Из предыдущих источников информации мы узнали о размере целевой аудитории, ее поле, возрасте, семейном положении и образовании. В пользовательском контенте нужно искать, почему и как часто люди будут покупать ваш продукт, а также на какие характеристики будут обращать внимание и почему выберут именно вас.
На такой анализ аудитории может уйти очень много времени, поэтому на этапе принятия решения о запуске бизнеса глубоко закапываться в дебри клиентских «хотелок» нет смысла. Можно крупными мазками набросать основные критерии и пункты, чтобы оценить, способно ли ваше предложение удовлетворить запросы покупателей.
Опросы
О том, какими товарами и услугами пользуется целевая аудитория, можно спросить у нее самой. Главное — правильно составить список вопросов, получить репрезентативные данные и грамотно их обработать. Увлекаться здесь тоже не стоит — детальную информацию будем собирать потом.
Как проводить опрос.
Еще один вариант — создать опрос в Google Forms, а респондентов найти в соцсетях. Однако тут нужно подумать, как мотивировать их принять участие — люди не любят тратить время просто так. Полезно также самим создать темы на форумах, в блогах и соцсетях, где обитает целевая аудитория. Правда, из обсуждения придется вручную добывать нужную информацию, собирать ее в таблицу и переводить в количественные показатели.
Оцениваем конкуренцию
Вы запускаете бизнес не в вакууме. Конкуренция есть в любой сфере. Исключение — новые и уникальные продукты и услуги, которые кроме вас никто не производит и не оказывает. Но и тут все не так однозначно — целевая аудитория может удовлетворять ту же потребность другими способами.
Пример из B2B — компания оптимизирует закупки. В регионе больше никто не оказывает таких услуг. Конкуренцию составляют внутренние отделы предприятий и штатные специалисты, ведь потенциальные клиенты могут оптимизировать закупки своими силами. Именно поэтому на предыдущем шаге я добавила пункты о знакомых и частных специалистах в опрос. Они тоже составляют конкуренцию парикмахерским, и мне важно понять, какая часть целевой аудитории стрижется у них.
Анализируя конкурентов перед запуском бизнеса, нужно узнать:
Эта информация покажет, с кем вам придется иметь дело при выходе на рынок. Если вы заранее решили, в каком ценовом сегменте будете работать и на какую часть целевой аудитории ориентироваться, особое внимание уделите тем, кто находится в тех же нишах. Однако остальных игроков тоже стоит изучить, пусть и не так тщательно.
«Получить более полное и объективное мнение о конкурентах в определенной степени помогает метод, предложенный Райсом и Траутом в «Маркетинговых войнах». Попробуйте рассмотреть сильные стороны конкурента с точки зрения слабости. Крупная и мощная компания часто неповоротлива, монополист может иметь проблемы с репутацией, самая сильная компания на рынке, сильная во всех сферах деятельности, может быть не самой сильной на конкретном участке».
Первым делом нужно понять, сколько компаний оказывают те же услуги или продают те же товары. Для этого можно воспользоваться каталогами компаний, данными 2ГИС или «Яндекс.Карт», а также отчетами Росстата. Последние, кстати, не сильно расходятся с 2ГИС. По данным региональной статистики, в 2017 году в Твери работало 380 компаний, оказывающих парикмахерские и косметические услуги, а 2ГИС находит 342 организации на карте города.
Сайты и соцсети конкурентов
Здесь нас интересуют ассортимент товаров и услуг, цены, сильные и слабые стороны, позиционирование. Конечно, когда на рынке работают сотни или даже тысячи компаний, детально проанализировать каждого игрока не удастся. Да это и не нужно — слишком велики временные затраты. Нас интересуют ключевые игроки и прямые конкуренты — выборка из 10–20 организаций. В таком объеме информацию реально собрать за 1-2 дня. Для удобства можно заранее продумать параметры, которые вас интересуют. Для интернет-магазина это могут быть количество товаров, способы доставки и оплаты, регионы и стоимость доставки, условия возврата и т. д.
Список параметров пригодится и при проработке других источников информации, о которых мы поговорим ниже.
Опросы покупателей
Вы можете сформулировать аналогичные вопросы для вашей ниши. Эта информация позволит выявить наиболее популярные компании на рынке и понять, почему клиенты выбирают их.
Отраслевые рейтинги, обзоры и аналитические статьи могут содержать массу полезной информации о рынке и отдельных его игроках. Правда, большую часть подробных исследований аналитические компании проводят по заказу или продают готовые. В открытых источниках можно найти названия ключевых игроков рынка, чтобы потом собрать данные о них самостоятельно.
Онлайн-инструменты
Если компании в вашей сфере представлены в интернете и активно занимаются интернет-маркетингом, стоит воспользоваться сервисами анализа конкурентов. Подобных инструментов много, платных и бесплатных:
Функционал сервисов немного отличается, но большинство из них позволяют узнать:
На этапе принятия решения о запуске бизнеса это позволит понять, насколько активно конкуренты продвигаются в интернете, какие методы и каналы используют. Для интернет-магазинов и онлайн-бизнеса лидерство по этим параметрам равносильно ключевому положению на рынке.
Финансовые отчеты
Этот источник информации удастся использовать не всем и не в любой нише. Показатели финансовой деятельности публикуют в основном крупные компании. Найти их не так просто. Однако если вам удастся это сделать, по финансовым показателям лидеров рынка можно делать выводы в целом о прибыльности бизнеса в этой сфере.
Офлайн-точки
Этот способ затратен по времени, но эффективен. Если вы планируете работать в офлайне, пройдитесь по конкурентам и посмотрите, как обстоят дела с ассортиментом и ценами, как персонал общается с посетителями, насколько удобно купить товар или воспользоваться услугой.
Прежде чем отправляться в путь, составьте список параметров, которые хотите оценить. Так вы сможете объективно сравнить предложения конкурентов и ничего не упустите.
Сервисы мониторинга цен
Вариантов несколько — Priceva, Competera, Price2Spy и другие. Инструменты пригодятся тем, кто планирует открыть интернет-магазин, так как работают в основном с eCommerce. Анализируют сайты розничных и оптовых магазинов, прайсы поставщиков и производителей, данные маркетплейсов. Находят конкурентов по названию товара, бренду, модели и другим параметрам.
Если вы не планируете пользоваться сервисом постоянно, можно выбрать вариант с тестовым периодом или бесплатным тарифом.
Смотрим на внешние факторы
На рыночную ситуацию влияют не только его участники, но и события за его пределами. Влияние извне может быть отрицательным: привести к падению цен и спроса на продукт, и положительным: вызвать рост продаж, повышение маржинальности и т. д.
На рынок, а значит и на успех вашего будущего предприятия, могут повлиять:
Чтобы найти информацию о событиях вне рынка, проанализируйте:
Увлекаться и притягивать за уши все подряд не стоит. Рискуете сами себя убедить, что перспектив у рынка никаких, и вообще скоро все рухнет. Берем в расчет только уже случившиеся факты, которые прямо влияют на отрасль.
К примеру, в 2014 году на рынок парикмахерских услуг повлияли санкции, кризис и падение рубля. Помните график? После 2013 года темпы роста рынка резко пошли вниз, хотя до этого уверенно летели вверх. Впрочем, такие глобальные события обычно отражаются не на каком-то одном рынке, а на всей экономике в целом. Сферы, для которых они проходят незамеченными, скорее исключение.
Структурируем и обрабатываем данные
Если не представить собранную информацию в наглядной и удобной для анализа форме, сделать правильные выводы будет проблематично. Рассмотрим несколько распространенных форматов.
Графики и диаграммы
В таком формате удобно анализировать статистические и другие количественные данные. Помните график динамики рынка парикмахерских услуг в начале статьи? Для своего анализа вы можете построить нечто подобное.
В виде круговых диаграмм наглядно представлять данные опросов и по размеру сегмента оценивать, какой процент респондентов проголосовал за тот или иной ответ. Если будете пользоваться платными сервисами опросов, перевести данные в такой формат сможете прямо в интерфейсе. Другой вариант — ввести количественные показатели в Excel и там же построить диаграмму.
Майнд-карты
В этом формате можно визуализировать любую информацию — структуру статьи, план подготовки к празднику или отпуску и т. д. Однако в отличие от графиков, количественные показатели так анализировать неудобно, а вот качественные — вполне. При анализе рынка в таком формате, например, можно представить данные о целевой аудитории.
Майнд-карты удобные еще и тем, что между объектами можно проводить взаимосвязи с комментариями, которые затем пригодятся при формулировании выводов.
Таблицы
Пожалуй, самый универсальный формат данных. В таблицы можно сводить и количественные и качественные показатели. При анализе рынка в этом формате собирают информацию о конкурентах. Удобнее всего это делать в Excel или GoogleSheets. Каждый конкурент — отдельной строкой, а в столбцах — интересующие нас параметры. Не забудьте добавить в таблицу свою будущую компанию и прописать по ней все, что сможете, чтобы сравнить.
Делаем выводы
Когда данные собраны, структурированы и визуализированы, пришло время анализировать и делать выводы. Для этого можно воспользоваться двумя довольно простыми и распространенными методами — SWOT и PEST.
SWOT-анализ
Преимуществ и недостатков у этого метода хватает. Однако на этапе принятия решения о для нас важно, что он прост в применении и не затратен по времени. Чтобы сделать выводы о перспективности рынка, нужно разложить факторы, которые влияют на него, по 4 квадратам, обозначенным буквами аббревиатуры SWOT:
В первые два квадрата попадут внутренние факторы, касающиеся конкуренции и целевой аудитории, во вторые — внешние. К сильным сторонам в таком контексте можно отнести все, что может помочь вам добиться успеха в выбранной нише.
PEST-анализ
Этот метод похож на SWOT — факторы, влияющие на рынок, тоже нужно расположить в 4 квадратах. Отличие в том, что здесь мы рассматриваем только влияние внешней среды в разрезе политических, экономических, социальных и технологических факторов.
Когда все факторы, которые могут повлиять на успех, выявлены и разложены по полочкам, можно делать выводы. Их удобно формулировать в виде ответов на вопросы-задачи, которые мы ставили в начале статьи. Чтобы не ошибиться в выводах, стоит придерживаться нескольких правил:
И напоследок
Даже грамотный анализ рынка не защитит от провала на 100 %. Прогореть можно по сотне разных причин: неверная стратегия, ненадежные партнеры, хитрые конкуренты. Однако такое исследование позволит отмести заведомо проигрышные бизнес-идеи, а для проектов у которых есть шансы — собрать информацию, которая пригодится для решения других бизнес-задач:
Последнее, кстати, можете доверить специалистам Texterra, чтобы у вас осталось больше времени на развитие бизнеса.
В Google и «Яндексе», соцсетях, рассылках, на видеоплатформах, у блогеров