Как извиниться перед начальником за ошибку
Как помириться с боссом и не вылететь с работы
Во все учебники мира, в каждую энциклопедию давно пора вписать красным пером, что мир уже 10000 лет не делится на такие глупые категории, как добрые и злые, хищные и травоядные, оптимисты и пессимисты. Даже такие близкие к истине категории, как люди, чистящие банан с жопки или с хвостика, и люди, которые выбрасывают использованную туалетную бумагу в специальную урну или прямиком в водопроводные недра, отбились от истины. Человечество делится ровно на два типа: начальники и подчинённые. Именно эти высокие отношения прекрасно характеризуют царящий вокруг идиотизм, даже «свободные художники», фрилансеры и прочие титаны независимого труда на время заказа и выполнения работы подчиняются вкусу и требованиям заказчика.
Где в этих отношениях добро, а где зло так сразу и не скажешь: и те, и другие шкодят так, что стыдно становится. Однако совершенно ясно одно: и те, и другие – люди, даже начальники. И, как всякий человек, твой начальник – личность восприимчивая, злопамятная и ранимая. То есть работаешь ты с бумажками на сложном производстве по имитации трудовой деятельности, работаешь второй год без отпуска, устав от постоянных замечаний и суматошной неразберихи офиса, а потом, как БАБАХ-ТРАХ-ТИБИДОХ, срываешься. Ведь каждый рано или поздно переживает тот злосчастный момент в жизни, когда ему кажется, что он разбирается в делах организации лучше своего начальства, и в этот самый момент ты публично указываешь шефу на его ошибки. При всех подчинённых, при уборщице тёте Зое ты с остервенением Брока Леснара, делающего мясную отбивную из бездыханной тушки Романа Рейнса, развенчаешь «культ личности» своего начальства. Всё рассказал, всё доказал, всех, кого хотел, обосрал. Может быть, всё сказано по существу, только есть одна загвоздочка: тебе ещё работать под неустанным руководством своего начальника (если тебя, конечно же, не уволили за ораторские способности).
Конечно, причин для ссор может быть масса: может, ты просто достал руководство постоянными опозданиями, невыполнением поставленных задач в срок, а может, недоброжелатели поделились с начальством теми похабными шуточками, которые ты отпускал в его адрес, петросянствуя в курилке, а может, ему просто морда твоя не нравится, уж больно ты похож на учителя физкультуры, который издевался над ним в молодые годы. Разницы никакой, просто как-то в нашу редакцию поступил плач одного нашего читателя, дерзнувшего указать боссу на ошибки, потому мы и привели сей пример. Неважно, в чем причина ссоры: будем мирить тебя с начальством! Не время трусливо писать заявление об уходе, настала пора хоть раз в жизни пройтись по пути наибольшего сопротивления.
Кто прав, кто виноват
Значит так, сокол ясный, иногда, чтобы добиться положительного результата, нужно засунуть свою гордость в места, которые народу не принято демонстрировать. Знаешь старую притчу?
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них всё не мог дождаться того времени, когда наставник сделает его самого мастером. Дни шли, обида копилась, и решив, что он стал лучше своего мастера, подмастерье задумал показать остальным ученикам, кто в их секте папочка. Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
– Ты чё меня разводишь? Я тебя по статье уволю, тварь. Пошёл вон отсюда, гавночист!
Подмастерье ушел и устроился кассиром в «Пятёрочку», а мастер так и продолжил тянуть деньги из своих учеников.
Так что в сложившейся ситуации гораздо проще извиниться, а не доказывать свою правоту. Особенно если вина лежит и на твоих плечах. Тактично извинись, пообещай, что больше так никогда не будешь.
Не нужно давать клятв и говорить высокие слова, склоняясь перед руководителем и предлагая ему в услужение свою жизнь. Без цирка, добровольное признание своих ошибок куда действеннее.
Сложный человек и грамотный подход
В ситуациях, когда виноват начальник, всё куда сложнее. Пытаться доказать ему свою правоту – себе дороже, такое может спровоцировать новый конфликт. Многое зависит от психотипа руководителя: если это человек, для которого проще отрезать палец, чем признать свою ошибку, то бесполезно с ним о чем-то говорить. Если это личность более-менее адекватная, не ослеплённая высоким положением и выписыванием премий, то шанс на успех есть. Только будь предельно деликатным и предоставь не менее 10 доказательств верности своих теорий и предположений. Доказать свою важность, нужность и незаслуженное презрение можно только в том случае, если они пойдут на пользу всему предприятию. Так что мысли в этом ключе.
Сам виноват
Если дело в твоей омерзительной работе, то в этой ситуации, что называется, нужно скосить под дурачка, попросив своего босса указать тебе на ошибки. Ты и сам должен их знать, тебе про них обязательно скажут, но тут важно нечто иное – показать твою заинтересованность рабочим процессом и раскаяние над случившимся. Разумеется, исправиться нужно чуть быстрее, чем моментально, показав, что ты не подхалим, но человек, который действительно дорожит и переживает за свою работу. А следующий месяц работать в ритме нон-стоп и браться за любую работу, будто ты мерзкая староста-отличница, зарабатывающая пятерки не знаниями, а повышенной активностью.
Мораль и этика процесса
Подлизаться к начальству очень просто, достаточно показать чудеса гибкости своего языка и льстить так, как не льстили товарищу Сталину. Однако помни, что после этого можно потерять всякое уважение. В ситуациях, когда руководитель вытирает об тебя ноги и относится к тебе, как Рамси Сноу к Теону Грейджою, терпеть не нужно. Вот тогда начальника можно осадить потоком мысли и фактов, и если он трусливое ничтожество, то успокоится, а ежели нет, то вали оттуда, парень.
Многие конфликтные ситуации возникают на рабочем месте спонтанно и проходят сами собой. Не нужно забывать, что все мы люди, и у всех бывает плохое настроение, самочувствие или проблемы дома, но это не значит, что можно допускать к себе совсем хамское отношение со стороны начальника. Знай меру во всем, и живите дружно.
Поэтому держи себя в руках и будь дипломатичен, ведь искусство дипломатии помогло наладить мир и избежать множества конфликтов.
Как признаться в своих ошибках начальнику
Нельзя
1. Откладывать объяснение на потом. Да, вам светит неприятный разговор. Да, велик соблазн потянуть время, надеясь, что все как-нибудь устроится само собой, а еще лучше — что о вашей ошибке никто не узнает. Но помните: реальная вероятность того, что промах не заметят, близка к нулю. Лучше самому рассказать о проблеме руководителю, чем ждать, пока это сделают внимательные коллеги.
2. Готовиться к тому, что вас будут ругать. «Это изначально позиция ребенка, который нашкодил, и сейчас родители устроят ему “бучу”, — объясняет Ульяна Скорнякова, профессиональный психолог и коуч. — Деловой мир — это все-таки мир взрослых. Поэтому важно занять не детскую позицию жертвы, а позицию взрослого: морально подготовиться к конструктивному разговору с руководителем и не настраиваться на ругань — иначе ее вы и получите».
3. Перебивать и спорить. Дайте начальнику право на дурное расположение духа. Не пытайтесь остудить его пыл словами «Не стоит так волноваться» или «Успокойтесь, пожалуйста». Такие фразы только выдают страх и еще больше раздражают собеседника. «Когда человек злится и выступает с обвинениями, важно понять, что не вы лично являетесь причиной его эмоции, а сформировавшаяся ситуация, — рассказывает Ульяна. — Это поможет не принимать гнев близко к сердцу и не стушеваться. Поставьте себя на место руководителя: на нем гораздо больше ответственности. Поймите его, посочувствуйте; можете сказать о своих переживаниях так: «Я вижу, что вас это злит, и я бы на вашем месте тоже злился!» Такой фразой вы проявите заинтересованность к его психологическому дискомфорту, и это может помочь снять напряжение во время разговора».
5. Перекладывать ответственность на других. Говорите только о своих ошибках. Все, что вне вашей компетенции — повод для отдельного разговора в присутствии всех ответственных лиц
Можно и нужно
1. Вовремя заметить и признать ошибку. Если вы заметили проблему и сразу отправились к шефу, чтобы обсудить пути ее решения, это расскажет о вас как об ответственном и серьезном сотруднике, которого действительно волнует судьба компании. Кроме того, вашему самолюбию будет нанесен куда меньший урон, если начальник устроит разнос без свидетелей. Если вы сами инициируете беседу — скорее всего, так и будет.
2. Подготовиться. Не только к сложному разговору, но и к обсуждению путей выхода из ситуации. Подготовьте объяснение, почему случился тот или иной промах, и продемонстрируйте намерение разобраться в проблеме. «Отправляйтесь беседовать при полном вооружении: ситуация со всех сторон, риски, решения, аргументы, — советует Ульяна. — Помним о том, что это взрослый разговор, поэтому беседу нужно вести с полной ответственностью и честностью. Опишите все как есть, признайтесь в том, что чувствуете свою вину в случившемся, и предложите варианты решения».
3. Попросить совет. Руководителю виднее, как правильно действовать с точки зрения бизнеса. Спросите, что он думает о проблеме и какое решение кажется ему наиболее подходящими. Такой просьбой вы покажете, что вы цените его мнение, и быстрее перейдете к более приятной части «разбора полетов» — обсуждению выхода из ситуации.
4. Усвоить урок. Обязательно сделайте акцент на том, какой опыт вы приобрели в данной ситуации, как он будет полезен в будущем, в котором вы сделаете все, чтобы избежать подобных оплошностей. Это должны быть не пустые слова. После разговора с начальником еще раз подумайте о проблеме, ее причинах и последствиях. Возможно, придется серьезно изменить ваш подход к работе, чтобы ошибка не повторилась.
5. Продолжать выполнять свои рабочие обязанности. Не нужно пытаться «загладить вину», загрузив себя дополнительными объемами работы. Продолжайте выполнять свои обязанности наилучшим образом, стремясь добиться высоких показателей и не допуская ошибок. Ваше усердие обязательно оценят, а о промахах будут вспоминать как об истории компании, а не ваших личных неудачах.
Как извиняться перед коллегами, боссом и клиентами, чтобы ваши извинения принимали. Советы коуча
Что делать, если вы забыли о дедлайне или допустили ошибку, которую не в силах исправить
Часто, когда мы обижаем кого-то или по нашей вине происходит что-то неприятное, недостаточно просто сказать «прости». Нужно подобрать правильную интонацию, на одних фактах сделать акцент, а другие не упоминать. Пересказываем советы карьерного коуча Камары Тоффоло о том, как извиняться перед коллегами, начальником и клиентами, чтобы ваши извинения звучали убедительно.
Все мы неизбежно время от времени задеваем чьи-то чувства. Неважно, где вы работаете и чем занимаетесь, рано или поздно вам придется перед кем-нибудь извиняться. Раз уж прятать голову в песок в таких случаях не выход, лучше научиться подбирать для извинений правильные слова.
Эксперты сходятся в том, что хорошее извинение невозможно без признания вины и осознания причиненного вреда. Вам придется осознать свой поступок, взять за него ответственность и выразить сожаление. Чего в извинении быть не должно, так это оправданий и слов «если» и «но». Например, не стоит говорить «Прости, если я обидел тебя на совещании» или «Извините за допущенную нами ошибку, но вы же знаете, что нам не хватало рабочих рук».
Когда стоит извиняться
1. Вы совершили ошибку, которую не можете исправить самостоятельно
Вы совершили оплошность, работая над сложной задачей (например, одобрили какое-то решение, на которое у вас не было полномочий), и понимаете, что не справитесь с ошибкой собственными силами. Единственный выход — обратиться к начальнику и попросить его о помощи. Не тяните с извинениями и будьте готовы взять на себя ответственность. А еще пообещайте, что такое больше не повторится.
«Я допустил ошибку, работая над задачей X. Я не видел ничего плохого в том, чтобы проявить инициативу, а теперь понимаю, что должен был сначала поговорить с вами. Простите, это был первый и последний раз. Чтобы исправить ошибку, мне нужна ваша помощь. Скажите, когда вам будет удобно обсудить проблему?»
2. Вы пообещали клиенту что-то невыполнимое
Стремиться превзойти ожидания клиента нормально, но иногда можно переборщить и пообещать ему что-то, чего вы на самом деле сделать не можете.
Даже, если вы лидер команды, поделитесь своей ошибкой с коллегами или боссом. Они, возможно, не смогут вам помочь, но, по крайней мере, будут в курсе происходящего. Перед тем, как сообщать новости, подумайте о решении проблемы. Если вы собираетесь сказать клиенту, что не сможете выполнить обещание, объясните ему, что вы готовы сделать вместо обещанного.
«К сожалению, я не смогу сделать для вас то, что обещал. Я прошу прощения за эту оплошность. Я погорячился, хотел дать вам то, чего вы хотели, но сначала мне стоило подумать о наших ресурсах/бюджете/возможностях. Вот что я могу предложить вам взамен…»
3. Вы кого-то обидели
Вы просто болтали с коллегой, а потом неожиданно стали говорить на повышенных тонах и в итоге сказали ему что-то обидное. Возможно, вы не хотели его обижать — а может, и хотели — но теперь вы понимаете, что должны извиниться, чтобы успокоить ситуацию. Не делайте акцента на том, почему вы так высказались (это оправдание) — просто выразите сожаление.
«Понимаю, то, что я сказал тебе, прозвучало обидно. Я был не прав, когда говорил в таком тоне, это было непрофессионально, я прошу прощения. Я буду стараться не горячиться в подобных ситуациях».
4. У вас плохие новости
Никому не хочется сообщать другим плохие новости. Особенно неприятно, когда это что-то, не зависящее от вас. Однако, если вы — руководитель, такое будет происходить часто. Лучшее, что можно сделать в таком случае, сразу переходить к делу — чтобы не превращать разговор в пытку для того, кому вы хотите сообщить неприятные новости.
«Я сделал все, что мог, но вынужден сказать, что не могу повысить тебя/дать прибавку/позволить тебе отпуск/одобрить твою идею. Дело в том, что нам урезали бюджет/у нас укомплектован штат/у нас сейчас другие приоритеты. Надеюсь, это не сильно тебя расстроит. Мы очень ценим твой вклад в работу команды и постараемся найти способ доказать это».
5. Вы забыли про задачу
По какой-то причине вы забыли о дедлайне в работе над проектом. Хуже того, ваш босс заметил это до того, как вы успели спохватиться. Когда происходит подобное, важно показать, что вы не ищете оправданий и сообщить точное время, к которому вы закончите работу.
«Прошу прощения, что пропустил дедлайн. Я понимаю, что моя ошибка может помешать работе команды. Я смогу доделать мою часть работы к концу завтрашнего дня. Так будет нормально, или мне лучше показать черновик уже сейчас?»
Извиняться не очень-то радостно, но часто это необходимо, чтобы восстановить или укрепить отношения с коллегами. Так что будьте честны и обсудите, что бы вы могли сделать иначе в следующий раз. Эффект от искренних извинений может быть продолжительным.
Все самое важное и интересное собираем в нашем Facebook
5 фраз, которые лучше, чем «Я извиняюсь», если вам нужно принести извинения на работе: мнение профессиональных руководителей
В профессиональных условиях все мы порой теряем уверенность в себе. Эти слова становятся особенно правдивыми, когда мы чувствуем, что мы промахнулись или, возможно, наш менеджер больше не в курсе происходящего и нам нужно вернуть его обратно. В попытке облегчить эффект или попытаться извиниться за то, что вы несовершенны, многие начинают произносить два маленьких слов, которые приносят куда больше вреда, чем пользы: «Я извиняюсь».
Вот в чём дело: когда вам есть, за что извиняться, вам действительно следует извиниться. Но, если вы озвучиваете эту фразу, даже не задумываясь о её значении, вы уничтожаете уважение других людей к вашей работе и вашей способности справляться с ней.
Вне зависимости от вашего положения в карьерной иерархии, вы должны быть собственным главным болельщиком и собственной системой поддержки, а если вы будете постоянно пораженчески опускать свою голову вниз, то вряд ли вы получите повышения и надбавки, которые заслужите.
Вот какие ответы ведущие руководители называют лучшими вариантами, чем классическое «Я извиняюсь».
1. «Спасибо за ваше терпение»
Возьмите, к примеру, случай, когда вы опаздываете на встречу или не можете ответить на электронное письмо после его прочтения в связи с личными обстоятельствами. Вам не нужно извиняться за это, но вам следует уведомить другую сторону о том, что ей нужно подождать. Начните со слов: «Спасибо за ваше терпение…» и продолжите словами о совещании или о вашей презентации.
2. «Вы не могли бы прояснить, что вы имеете в виду?»
Кейт Скаддер, бизнес-коуч для женщин-предпринимателей, утверждает, что женщины склонны извиняться, если ситуация – которая никоим образом не связана с их личной производительностью или их действиями – некомфортна, беря на себя «вину» практически инстинктивно. Это может происходить в целом ряду ситуаций… даже если вы просто недопоняли детали проекта или объяснения своего начальника. Почему вы должны извиняться за желание лучше сделать свою работу? Наоборот, будьте уверенны в своей просьбе получить больше информации.
3. «Я был неправ – но я не хотел…»
Себена Джилл, главный операционный директор в Nature’s Green CBD, призывает членов своей команды использовать любые слова, кроме «Я извиняюсь», чтобы рассказать о своей ошибке. Своё мнение она сопровождает примером и пользуется советом, полученным от её мамы на случай, если она не уложится в сроки или сделает ошибку: сделай из этого важное дело. Что это значит? Она убеждена, что, если вы выразите свою неудачу грандиозным образом, у вас появиться возможность донести конечный результат в ином виде.
4. «Нам следует использовать другие ресурсы»
Вероятно, вы откусили больше, чем могли бы прожевать. Или вы справились с повседневными аспектами своего исследовательского проекта, но потом поняли, что не можете завершить его самостоятельно. Каким бы ни был ваш конкретный случай, Скаддер утверждает, что нет ничего плохого в том, чтобы признать ошибку и попросить о дополнительной помощи или пригласить других экспертов.
5. «Давайте это выясним»
Вне зависимости от того, насколько вам легко даётся ваша работа или насколько вы обожаете то, чем занимаетесь, конфликты на рабочем месте являются неизбежностью. В действительности, то, как вы справляетесь с этими препятствиями, говорит о ваших лидерских способностях и о том, насколько вы гибки в спорных ситуациях. Нет никаких причин полагать, что все думают так же, как и вы, обо всех проектах.
Однако Кассандра Роузен, президент FK Interactive, утверждает, что постоянно извиняться за свою точку зрения – неразумно, иначе ваше мнение просто перестанут ценить. Она предлагает устранить эмоциональный фактор из ситуации, предоставляя другим участникам рассмотреть вашу точку зрения, не принимая на свой личный счёт. Она говорит, что фраза «Давайте это выясним» способствует выстраиванию командного духа, но в то же время свидетельствует об уверенности в себе и помогает снизить напряжение, а сам диалог сделать более открытым.
5 шаблонов, которые позволят проще извиниться и исправить ситуацию на рабочем месте
Независимо от того, где вы работаете и чем занимаетесь, рано или поздно придется приносить извинения перед коллегами, клиентами, знакомыми. Однажды это случается в жизни каждого. Постоянно находясь в окружении людей, любой рискует оказаться в ситуации, когда его действия или бездействие могут причинить неудобства или нанести ущерб другим. В этой ситуации может оказаться кто угодно: выпускник учебного заведения, молодой и неопытный специалист, работающая мама, опытный и матерый менеджер по продажам. Умение решать тактично подобные проблемы является особенно ценным.
Эксперты сходятся во мнении, что лучшим выходом будет признание своей ответственности за произошедшее. Попытки оправданий и использования слов «если» или «но» может только усугубить ситуацию. Поэтому варианты ответа «Извините, если я вас обидел во время встречи» или «Извините, мы допустили ошибку. Но вы были предупреждены о существовании кадровых проблем на предприятии» являются недопустимыми.
Хорошей новостью будет тот факт, что существуют «золотые фразы», эффективность которых подтверждена практическим опытом тысячей людей. Используйте их в качестве шаблонов, это позволит с честью выйти из ситуации и сохранить отношения с окружающими.
Случай 1: вы допустили ошибку, которую не можете исправить сами
В первую очередь задумайтесь, обладаете ли вы навыками, которые позволят решить ситуацию самостоятельно. Во вторую очередь проанализируйте, сколько времени потребуется для получения их.
Лучшим выходом будет использование следующего шаблона:
«Я допустил ошибку в процессе выполнения [задачи]. Я был уверен в своих силах, но теперь я понимаю, что сначала должен был согласовать с Вами свои действия. Мне очень жаль, и это больше не повторится. Однако чтобы исправить ситуацию, мне понадобится Ваша помощь. Когда мы можем обсудить это?».
Случай 2: вы пообещали клиенту что-то невозможное
В работе люди всегда стремятся превзойти ожидания клиентов. Для получения нужного результата сотрудники готовы обещать «золотые горы». Этот метод эффективен, во всяком случае, до тех пор, пока вы не поймете невозможность выполнения условий. Если вы работаете в команде, сообщите о ситуации коллегам или начальнику. Даже если они не смогут вам помочь, по крайней мере, будут в курсе происходящего.
Проанализируйте свои возможности и согласуйте с руководством альтернативу, которую вы можете предложить взамен обещанного. Возможно, это будет изменение условий поставки на более выгодные, сокращение сроков отгрузки, предоставление отсрочки, бонусы, включение в рассылку для VIP-клиентов. Убедитесь, что не подведете партнеров второй раз.
Для этого случая используйте в качестве шаблона следующий вариант:
Случай 3: вы кого-то обидели
Если в ходе разговора, например, с коллегой вы оскорбили его, не стоит фокусироваться на мотивах и наличии оснований для произнесенных слов. Намного важнее сосредоточиться на том факте, что вы действительно сожалеете о случившемся. Решение этой проблемы позволит сохранить спокойную обстановку в офисе, рабочем коллективе и не потерять добрые отношения с сослуживцем.
Попробуйте начать разговор со следующей фразы:
«Я понимаю, что то, что я сказал, было оскорбительным. Я был не прав, это недопустимо. В будущем я буду сохранять спокойствие в подобных ситуациях».
Конечно, стоит учитывать, что подобные извинения будут актуальны и эффективны в случае незначительных разногласий. В более серьезных ситуациях, когда оскорбления касались национальности, качеств собеседника или его личной жизни, придется приложить больше усилий для разрешения конфликта.
Случай 4: у вас плохие новости
Этой участи стараются избежать все. Ситуация может усугубляться пониманием своего бессилия и невозможности повлиять на результат. Не избежать неприятных ощущений и лидерам, которым чаще всего приходится сообщать плохие новости.
Лучшей рекомендацией будет совет сообщить суть, по возможности объяснить причины и подбодрить человека.
Например, фраза может быть построена следующим образом:
«Несмотря на все мои усилия, мне жаль сообщить, что в вашем повышении / отпуске / проекте отказано. Решение было принято из-за сокращения штатного расписания / бюджета / изменений графика отпусков / текущих приоритетов. Пожалуйста, не позволяйте этому огорчить вас. Мы искренне ценим ваш вклад в работу и постараемся найти способ продемонстрировать это».
Случай 5: вы забыли о задании
По каким-то причинам вы забыли о сроках сдачи проекта и необходимости завершить свою часть работы. Что еще хуже, ваш начальник уже в курсе этого.
Смиритесь: вы выпустили ситуацию из-под контроля и не успели приложить усилия для исправления промаха.
Начать беседу можно следующей фразой:
«Я сожалею о том, что не смог уложиться в срок выполнения проекта [X]. Я понимаю, что моя ошибка плохо отражается на результатах всей команды. Я могу завершить свою часть работы к вечеру завтрашнего дня. Это будет выходом из ситуации? Или вы хотели бы увидеть, что у меня есть в черновом виде?».
Вместо заключения
Вряд ли найдутся люди, кто получает удовольствие от принесения извинений. Но это необходимо для того, чтобы наладить, восстановить или укрепить отношения с коллегами. Придерживайтесь ключевых правил, которые позволят предупредить подобные ситуации:
Будьте искренними, честными, ответственными и обсудите с коллегами, руководством или клиентами по завершению ситуации, чтобы вы могли сделать иначе.